Критерии обязательного аудита

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;

либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф. За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т

ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Цели и задачи обязательного аудита

Главная цель обязательного аудита — это оценка достоверности и законности данных, представленных в отчетной бухгалтерской документации. Исходя из основной цели обязательного аудита, к его основополагающим задачам можно отнести:

  • оценку общего уровня ведения бухгалтерской отчетности;
  • оценку достоверности и законности данных, указанных в документах;
  • помощь руководству организации путем определенных рекомендаций на основании найденных недочетов и нарушений;
  • проверку соответствия налоговых платежей текущему государственному законодательству;
  • оценку перспектив роста финансовых резервов организации (так называемый перспективный анализ).

Таким образом, проводя проверку, аудитор должен составить свое мнение о проверяемом предприятии по таким критериям, как общая приемлемость документации, ее обоснованность и законченность, правильность оценок, классификаций и разделений, а также аккуратность в процессе составления отчета и степень его раскрытости.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Задачи аудиторской проверки

Чтобы избежать обмана со стороны работников бухгалтерии, а также для исключения непреднамеренных ошибок и искажений в отчётности, был создан специальный аудиторский институт. Благодаря ему кредиторы, государство и инвесторы не понесут потери из-за ошибочных финансовых показателей, так как проверкой правильности отчётности занимается третья, независимая и незаинтересованная сторона.

Аудит финансовой отчётности является обязательным для крупных фирм, отчётность которых используется многими пользователями. Небольшие фирмы тоже могут обращаться к услугам аудиторов, что позволит им создать положительную репутацию и получить доверие возможных инвесторов и кредиторов.

Целью аудита является формирование мнения о том, является ли предоставленная финансовая отчётность достоверной. Задачи аудита сложны и разнообразны

Используются различные методы проверки, чтобы уделить внимание всем направлениям бухгалтерского учёта. Основными задачами аудиторской проверки являются:

  1. Проверка состава и содержания всех форм бухгалтерской отчётности.
  2. Установление фактического наличия актива, который был отражён в отчётности.
  3. Подтверждение того, что активы или обязательства действительно принадлежат лицу, в организации которого проходит аудиторская проверка.
  4. Установить, в полной ли мере отражена стоимость активов и обязательств в балансе.
  5. Проверить, точно ли отражена сумма каждой хозяйственной операции, относится ли она к соответствующему отчётному периоду.
  6. Проверка правильности формирования сводной и годовой отчётности.

Объектом аудиторской проверки является бухгалтерская отчётность, которая предоставляет данные о финансовом положении организации и составляется по специально установленной форме.

Аудиторская проверка проводится в 3 этапа.

Виды, цель контроля

Цель независимой оценки, в принципе, понятна нам из определения. Аудитор детально изучает все документы, которые подлежат проверке, на их основе делает собственное документальное заключение. Вся информация в виде бухгалтерской документации, необходимые для проведения аудита, должны предоставляться руководством предприятия, организации.

Существует несколько видов аудиторской проверки в зависимости от порядка организации и проведения. Выделяют добровольный и обязательный контроль качества финансовой деятельности, внешний и внутренний.

Обязательным считается аудит, осуществляемый в случаях, установленных законодательно. Обязательная проверка является ежегодной, и проводится на предприятиях согласно федеральному закону либо решению суда. Для каких экономических субъектов аудиторская проверка обязательна, мы рассмотрим чуть позже.

Добровольная проверка (у которой также должны быть соответствующие план и программа), организовывается в тех случаях, когда инициатива о ее проведении исходит от администрации предприятия. Зачастую основной целью такой оценки является желание отследить динамику экономического развития предприятия. Особенно заинтересованы в этом экономические организации – банки и т. д. Еще одна причина – смена руководства. Новый управляющий, как правило, инициирует проверку, чтобы видеть истинное положение финансовых дел.

Форма бухгалтерской отчетности для компаний, подпадающих под требования обязательного аудита

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 30 Положения № 34н и п. 5 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отдельные формы приложений к ним (в том числе – отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств) утверждены п. 1 и п. 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса указанных форм организация определяет самостоятельно (п. 3 Приказа N 66н). Кроме того, организацией самостоятельно оформляются иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету и прибылях и убытках и определяются содержания необходимых пояснений (п. 3 Приказа № 66н). Как следует из п. 85 Положения № 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 Положения № 34н. При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять отчет о движении денежных средств, иные приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.

С 28 ноября 2018 года  вступили в силу поправки в Закон № 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Большинство поправок вступает в силу с 01 января 2020 года. Поэтому бухгалтерскую отчетность за 2018 год следует представлять в прежнем порядке, а за 2019 год – уже по новым правилам. Форматы и порядок представления отчетности и аудиторских заключений в электронном виде будут утверждаться ФНС.

Важно! Формат и порядок представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения за 2019 год утвержден Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ 7/1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@

Право формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме организациям — субъектам малого предпринимательства предоставлено и п. 6 Приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

На приведенную выше норму обращает внимание и Минфин России при обобщении вопросов, связанных с упрощенной системой бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, обобщены в Информации Минфина России от 19.07.2011 № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства». Как указано в п. 17 Информации, субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме

В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности

Другие новости 1С:ИТС

  • Подать уведомление о переходе с ЕНВД на УСН можно до 31 марта 2021 года. Подробнее…

  • Должен ли директор отвечать по долгам недействующей компании? Подробнее…

  • Как внести исправления в акт о приёме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)? Подробнее…

  • Какими проводками отразить зачёт переплаты ЕНВД в счёт уплаты пеней по НДФЛ? Подробнее…

  • Как учесть субсидию, получаемую при реализации коммунальных услуг? Подробнее…

  • Работники смогут дополнить данные о своём стаже в базе ПФР. Подробнее…

  • Как подготовить сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2020 год в программах 1С? Подробнее…

  • Какая причина увольнения позволит работнику не возмещать стоимость обучения? Подробнее…

  • Как считать срок давности по безнадёжной задолженности при взаимозачёте? Подробнее…

  • Региональные доплаты медицинским работникам за работу с больными COVID-19 облагаются страховыми взносами. Подробнее…

  • С каким кодом отражаются в форме 2-НДФЛ нерабочие дни по Указу Президента РФ (с 30 марта по 30 апреля, с 6-8 мая 2020 года)? Подробнее…

  • Может ли малое предприятие сдать бухгалтерскую отчётность за 2020 год в бумажном виде? Подробнее…

  • Какой датой принимать к учёту материалы, приобретённые через подотчётное лицо? Подробнее…

  • Какие проводки сделать для исправления ошибок прошлых лет при переходе на СГФ «Нематериальные активы»? Подробнее…

  • Может ли возникнуть доход при уменьшении уставного капитала общества в 2021 году? Подробнее…

  • Заочный порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности снова продлили. Подробнее…

  • Когда нельзя списать расходы по недостаче товара? Подробнее…

  • Какие лицензии и разрешения продлятся автоматически в 2021 году? Подробнее…

  • Установление разъездного характера работы в трудовом договоре может послужить поводом для увольнения. Подробнее…

Сопровождаем 1С: настройка, обновления, консультации

Поддержка по телефону или через интернет

Специалисты с высокой квалификацией

Опыт консультирования с 1992 года

10 000 клиентов на поддержке

Опыт консультирования с 1992 года

10 000 клиентов на поддержке

Заключить договор
Читайте в новостях 1С:ИТС. А также вас ждёт другая полезная информация: Подать уведомление о переходе с ЕНВД на УСН можно до 31 марта 2021 года. Должен ли директор отвечать по долгам недействующей компании?
Читайте в новостях 1С:ИТС. А также вас ждёт другая полезная информация: Подать уведомление о переходе с ЕНВД на УСН можно до 31 марта 2021 года. Должен ли директор отвечать по долгам недействующей компании?

Налоговая и административная ответственность за непроведение обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, так как уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого. Уклонение от обязательного аудита – это грубое нарушение требований к бухгалтерской отчетности. Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит.  Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета.

Так, за отсутствие обязательного аудиторского заключения руководителя оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а за повторное возможен штраф 20 тыс. рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Положениями ч. 7 и 8 ст. 14.25 КоАП РФ предусматриваются следующие штрафы/санкции для ответственных должностных лиц за данное нарушение:

  • 5-10 тыс. рублей — при однократном нарушении;
  • 10-50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2-х лет – при повторном нарушении.

Срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца. Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ за обязательный аудит следующие:

  • на юридическое лицо – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера – от 300 до 500 рублей.

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 тыс. до 30 тыс. рублей на должностных лиц;
  • от 500 тыс. до 700 тыс. рублей на юридических лиц.

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 тыс. до 50 тыс. рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от 1 года до 2-х лет;
  • штраф на юридических лиц (АО в целом) от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей на юридических лиц.

Аудиторское заключение также надо предоставлять в статистику. Если этого не сделать, то компанию оштрафуют от 3000 до 5000 руб. Для руководителя санкция ниже – 300 – 500 руб. (ст. 19.7 КоАП). Субъектам малого и среднего предпринимательства, инспекторы могут заменить штраф на предупреждение. Если не опубликовать или не представить акционерам обязательное аудиторское заключение, компанию могут оштрафовать на сумму от 500 000 до 700 000 руб., а руководителя – от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 15.19, ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ). Административное законодательство предусматривает возможность привлечения организации к ответственности за несоблюдение правил предоставления информации для ее публикации в электронном реестре.

Что касается налоговой ответственности за непроведение обязательного аудита, отметим, что согласно статье 120 Налогового кодекса РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения компания подлежит штрафу в размере 10 тыс. рублей.

Выбор аудиторской компании

Выбирая аудиторскую компанию, необходимо обращать внимание на некоторые показатели:

  1. Она должна иметь лицензию и право заниматься аудиторской деятельностью.
  2. Аудиторская фирма должна быть полностью независима от организации, которая нуждается в её услугах.
  3. Если организация, которой необходим аудит, достаточно крупная – аудиторская компания должна иметь в штате необходимое для качественной аудиторской проверки количество сотрудников.
  4. Если договор об аудиторской проверке будет нарушен, аудиторская компания должна иметь договор страхования риска ответственности.
  5. Аудиторская компания должна иметь положительные отзывы и рекомендации от клиентов, к ней ни у кого не должно быть различного рода претензий.

Если организация подлежит аудиторской проверке, но не проводит её, она может быть оштрафована за это. В свою очередь, аудиторское решение может значительно повлиять на отношение к организации других пользователей отчётности. Поэтому аудит способствует тому, что предпринимательский риск для этих пользователей будет значительно снижен.

Таким образом, аудит финансовой отчетности не является обязательной для всех процедурой. Те организации, которым такая форма контроля необходима (в том числе и по решению руководителя – внеплановый аудит), предупреждаются о проверке заранее и могут спокойно подготовить все документы, которые понадобятся сотруднику аудиторской компании.

Ознакомление

Аудитору предоставляется письменная ознакомительная документация, – информация, позволяющая вникнуть в суть хозяйственной и финансовой деятельности. Наиболее «непростой» в этом плане, по утверждению специалистов, является деятельность, которую осуществляют банки.

После того, как письменная документация изучена, общая информация систематизирована, план, программа предстоящей аудиторской проверки согласовывается с клиентом.Готовится и отправляется письменная петиция, оформляется договор.

Далее программа аудита ориентирована на проверку по сути. Проверяющим, составляющим ранее план проведения работ, собирается необходимая информация, которая является основой для предстоящих выводов.

Проведение обязательного аудита

Перед проведением аудита специалисты компании «Гориславцев и К» определят, относится ли предприятие клиента к субъектам обязательного аудита. Если организация не подлежит обязательному аудиту годовой отчетности, однако клиент все равно заинтересован в вынесении экспертной оценки правильности формирования финансовой отчетности, аудиторская компания может порекомендовать проведение инициативного аудита. После этого компания «Гориславцев и К» заключает с клиентом договор на проведение обязательного аудита отчетности и выполняет разъяснительные работы, связанные с предстоящей процедурой. В ходе обязательного аудита предприятий мы оказываем следующие услуги:

      • Проверка первичной бухгалтерской (финансовой) документации и операций, совершенных на их основании, на наличие ошибок;
      • Вынесение экспертного мнения о правильности отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете;
      • Формирование рекомендаций по устранению ошибок, выявленных в процессе проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности;
      • Проведение консультаций по вопросам ведения налогового и бухгалтерского учета, составления отчетности и финансового планирования.

Также компания «Гориславцев и К.EuraAudit» готова оказать следующие дополнительные услуги:

      • Горизонтальный и вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса;
      • Анализ результирующих показателей деятельности предприятия;
      • Анализ взаимосвязей между финансовой информацией и другими данными (расходы на оплату труда, численность работников и т. д.).

Дополнительные услуги аудиторской компании «Гориславцев и К» направлены на детальное изучение структуры бухгалтерского учета компании клиента, прогнозирование дальнейшей динамики развития предприятия, поиск «слабых мест», устранение которых способствовало бы повышению эффективности экономической деятельности. Тем не менее, дополнительные услуги не входят в классическую процедуру обязательного аудита (аудиторской проверки). Обязательный аудит осуществляется с целью выражения независимого экспертного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого лица и проверки соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. По желанию клиента ежегодный обязательный аудит может быть разделен на несколько этапов и проводиться по кварталам или полугодиям. Это позволяет уменьшить нагрузку на сотрудников бухгалтерского подразделения в период годовой отчетности и своевременно внести в нее исправления по выявленным нарушениям. Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, на деле смогли убедиться в его эффективности. Он приносит пользу для дальнейшего развития предприятия, повышает безопасность бизнеса, стабилизирует финансовое положение компании, снижает риски в сферах налогового и бухгалтерского учета.

В каком случае компания попадает под обязательный аудит

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в следующих случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • если организация включена в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ на 2020 год);
  • если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;
  • если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Аудиторские заключения в 2020 году подают в налоговую инспекцию, а не Росстат. Такой порядок утвержден приказом ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@. При этом компании подают документы в электронном виде. Исключение сделано только для малого бизнеса – он вправе либо отчитаться в электронной форме, либо в бумажном виде.

ФНС России на своем официальном сайте разместила информационную страницу «Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности» (ГИР БО), разъясняющую порядок и сроки сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности с 2020 года.

Напомним, что с января 2020 года обязательный экземпляр годовой отчетности нужно будет предоставлять только в налоговую службу. На нее возложена обязанность по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) (см. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ). Как поясняет ФНС России, в Росстат ее больше не нужно будет подавать.

Обязательный экземпляр отчетности подается не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. При обнаружении ошибок, исправленную отчетность нужно подать в течение 10 дней со дня, следующего за днем внесения исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (см. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 247-ФЗ).

Важно! Для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно

Информация об итогах обязательного аудита, согласно п. 6 ст. 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307, должна быть опубликована на Федеральном ресурсе — портале, содержащем сведения о юридически значимых фактах различного характера. Сведения в реестр вносят сами субъекты экономической деятельности (предприятия, организации любых организационно-правовых форм, ИП и пр.). Сообщение, публикуемое на Федеральном ресурсе, должно содержать следующие сведения:

  • информацию об аудируемой компании: наименование, ИНН, ОГРН;
  • информацию о том, кто проводит аудит: наименование аудиторской организации или Ф.И.О. аудитора, ИНН, ОГРН (для организации) или СНИЛС (для аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводилась проверка, и период, который охватывался проверкой;
  • мнение аудитора о достоверности проверенной им отчетности и фактах, которые могут оказать существенное влияние на правдивость приведенной в ней информации;
  • дату составления аудиторского заключения.

Публикация аудиторского заключения в 2020 году должна быть осуществлена в течение              3 дней с момента завершения аудита (п. 3.1 гл. III порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ № 178). Сведения могут быть представлены только в электронном виде (п. 5 ст. 7.1 ФЗ № 129), при этом подлинность каждого передаваемого сообщения удостоверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Кадровый аудит

Основной целью кадрового аудита является определение всех потенциально возможных рисков, затрагивающих трудовую сферу деятельности предприятия, а также решение и предотвращение трудовых споров, конфликтных ситуаций и претензий со стороны государственных органов. В процессе проверки кадров на предприятии, как правило, выполняются следующие действия:

  • ревизия предприятия на наличие всех предусмотренных законодательством видов документации;
  • экспертиза имеющейся документации на соответствие нормам законодательства;
  • анализ сегментов деятельности, имеющих повышенных риск (например, правильность трудового оформления иностранцев).

Процедура кадрового аудита на предприятии предполагает несколько этапов:

  • издание приказа с указанием цели, задач, сроков и ответственных лиц;
  • создание специальной комиссии или приглашение сторонних аудиторов;
  • определение списка всей необходимой для проверки документации;
  • выполнение изучения документации и составление отчета о полученных результатах.

Результатом кадрового аудита является заключение, в котором отображается имеющаяся на предприятии картина ведения кадрового учета и оформления трудовых договоров.

Что такое обязательный аудит

Обязательный аудит – это обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. В Российской Федерации обязательный аудит регулируется федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ внесены изменения в ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете». Согласно внесенным изменениям заниматься формированием и ведением государственного информационного ресурса будет ФНС России.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона № 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона № 119-ФЗ. Стоит отметить, что лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом № 135-ФЗ внесены в Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона № 119-ФЗ). Форма, содержание и порядок представления заключения определяются Правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (п. 2 ст. 10 Закона № 119-ФЗ). Аудиторское заключение включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. «г» п. 2 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector