Федеральный закон от 4 мая 2011 г. n 99-фз «о лицензировании отдельных видов деятельности»

Глава IVОтветственность за нарушение законодательства о лицензировании

Статья 21. Возмещение убытков

Возмещение убытков, вызванных необоснованным отказом в выдаче
лицензии или нарушением прав лицензиата, осуществляется в порядке, установленном
гражданским законодательством.

Статья 22. Ответственность за осуществление деятельности,

подлежащей лицензированию, с нарушением

законодательства о лицензировании

1. Занятие деятельностью без соответствующей лицензии либо с
нарушением лицензионных норм и правил влечет установленную законодательством
административную и уголовную ответственность.

2. Доход, полученный от осуществления деятельности, в
отношении которой установлен лицензионный порядок, без лицензии, подлежит
изъятию в соответствующий бюджет по иску уполномоченного государственного
органа.

Статья 22-1. Ответственность лицензирующих органов

Лицензирующие органы несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством.

(В редакции Закона КР от 18
января 2001 года № 13) 

Статья 23. Учет и контроль

Учет лицензий, а также контроль за соблюдением лицензионных
правил осуществляет лицензиар и несет ответственность в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики.

Государственные надзорные и контролирующие органы, а также
иные уполномоченные органы государственной власти в пределах своей компетенции
при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить
лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых
мерах.

(В редакции Закона КР от 18
января 2001 года № 13) 

Статья 24. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Ввести в действие настоящий Закон по истечении 30 дней
после опубликования.

2. Признать утратившим силу пункт 2 статьи 21 Закона
Кыргызской Республики «Об общих началах разгосударствления, приватизации и
предпринимательства в Кыргызской Республике» от 20 декабря 1991 года (Ведомости
Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 год, № 22, ст.694).

3. Предложить Президенту Кыргызской Республики, Правительству
Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Законом.

4. С введением настоящего Закона и определением перечня
лицензируемых видов деятельности на всей территории Кыргызской Республики
отменяется разрешительная система на виды деятельности, не вошедшие в настоящий
Закон.

          
Президент

Кыргызской Республики

А.Акаев

Порядок переоформления лицензии

Как устанавливает статья 18 Закона, лицензия подлежит переоформлению при реорганизации компании в форме преобразования, изменения его наименования или адреса места нахождения, а также изменения ФИО или места жительства индивидуального предпринимателя, данных документа, удостоверяющего его личность или адреса осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, либо перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. При этом лицензиат вправе осуществлять деятельность до момента переоформления лицензии, за исключением изменения адреса или перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. 
Для осуществления процесса переоформления лицензии, лицензиат или его представитель передает в лицензируемый орган заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии и оригинал действующей лицензии. Заявление и прилагаемые документы могут быть доставлены в орган лично, направлены по почте или в форме электронных документов. 
При реорганизации компании в форме преобразования заявление о переоформлении лицензии направляется в лицензирующий орган не более, чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений. Заявление и прилагаемые документы принимаются органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема передается заявителю. В срок, предусмотренный действующим законодательством, лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии или отказе в таком действии.

Сущность лицензирования

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Глава IIЛицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг)

Статья 10. Общие положения

1. При экспорте и импорте товаров (работ, услуг) выдаются
генеральные и разовые лицензии.

Перечень товаров (работ, услуг), подлежащих лицензированию, а
также порядок выдачи и оформления лицензий на совершение экспортно-импортных
операций устанавливаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

 Лицензированию подлежат также операции по
импорту/экспорту и реэкспорту продукции, включенные в Национальный контрольный
список Кыргызской Республики, утверждаемый Правительством Кыргызской Республики
по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,
которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств
его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

2. Генеральные лицензии выдаются на срок, необходимый для
осуществления экспортных и импортных операций, но не превышающий календарный
год.

Операции по генеральной лицензии могут осуществляться по
одному или нескольким контрактам с обязательным указанием характера сделок.

3. Разовая лицензия выдается заявителю на период календарного
года для осуществления экспортных или импортных операций по каждой отдельной
сделке. Обладатель лицензии вправе от нее отказаться, уведомив об этом орган,
выдавший лицензию.

4. По мотивированной просьбе заявителя срок действия как
генеральной, так и разовой лицензии может быть продлен.

5. Генеральные и разовые лицензии являются разрешением на
экспорт и импорт товаров (работ, услуг) в указанные в них сроки и служат
основанием для таможенного оформления продукции.

6. Лицензии выдаются на один вид товара (работ, услуг),
независимо от количества их наименований, включенный в контракт.

Допускается выдача генеральной лицензии на несколько видов
товаров, если они входят в единую группу товаров для строительства
(модернизации) одного объекта, а также на работы и услуги, если они входят в
единый технологический комплекс (комплект).

(В редакции Законов КР от 24
декабря 2003 года № 239, 28 апреля 2008 года № 73, 5 октября 2011 года №
161)

Статья 11. Особенности лицензирования экспорта товаров
(работ, услуг)

1. Лицензирование экспортных операций может иметь место в
случаях, если:

1) предметом экспорта являются товары (работы, услуги),
продажа (реализация) которых на внутреннем рынке осуществляется на основании
лицензии;

2) производство и реализация данного товара (работ, услуг)
является монополией государства. Отнесение вида деятельности к государственной
монополии осуществляется законодательными актами Кыргызской Республики.

2. Введение лицензионного порядка на экспорт товаров (работ,
услуг) по иным основаниям, в том числе по мотивам защиты внутреннего товарного и
продовольственного рынков в интересах потребителей и ограничения в связи с этим
вывоза дефицитных товаров за рубеж, производится по решению Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики.

3. Лицензии, выданные на вывоз товара (работ, услуг) в одно
государство, не могут быть использованы для вывоза этого товара (работ, услуг) в
другое государство.

4. Лицензии на экспорт товаров (работ, услуг) выдаются на
основе открытых торгов (аукционов, конкурсов), за исключением случаев выдачи
лицензий производителям товаров (работ, услуг).

Лицензия, выданная с нарушением установленного порядка,
считается недействительной.

Статья 11-1. Товары (работы, услуги), подлежащие
лицензированию

при совершении экспортно-импортных операций

К товарам (работам, услугам), подлежащим лицензированию при
совершении экспортных операций, относятся:

— лом и отходы цветных металлов.

(В редакции Законов КР от 14
февраля 1998 года № 13, 18 января 2001 года № 13) 

Статья 12. Лицензирование импорта товаров (работ, услуг)

Введение лицензионного порядка на импорт товаров (работ,
услуг) в целях защиты интересов кыргызских производителей на внутреннем рынке
осуществляется законодательными актами Кыргызской Республики.

Осуществление лицензионного контроля

В соответствии со статьей 19 Закона, к отношениям, непосредственно связанным с реализацией лицензионного контроля, используется положение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 
В отношении соискателя или лицензиата лицензирующим органом могут проводится внеплановые проверки. Основанием для проведения проверки является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии. Предметом проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и других объектов, которые предполагается использовать соискателем или лицензиатом при осуществлении деятельности. Также проводятся документарные проверки, плановые (в соответствии с ежегодным планом) и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры. 
Для включения лицензиата в ежегодный план проверки должны быть основания. Ими являются: 

  1. истечение 1 года со дня принятия решения о регистрации лицензии или ее переоформлении;
  2. истечение 3-х лет с момента окончания последний плановой проверки;
  3. истечение срока установленного Правительством РФ со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, который осуществляет деятельность в области образования, здравоохранения или в социальной сфере;
  4. в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.

Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям: 

  1. истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. поступление в лицензионный орган сведений или обращений о фактах грубых нарушений лицензиатом законных требований (обратиться могут как граждане, так и другие компании или ИП, средства массовой информации, органы власти);
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. при досрочном исполнении лицензиатом предписания лицензирующего органа, при наличии соответствующего ходатайства;
  5. при наличии приказа лицензирующего органа, изданного согласно поручения Правительства РФ или Президента РФ. 

Пункт 11 статьи 19 Закона устанавливает, что полный перечень грубых нарушений лицензионных требований фиксируется специальным положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к ним относятся те требования, нарушение которых может повлечь за собой: 

  • возникновение угрозы жизни человека или вреда животным и растениям, вреда окружающей среде или объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайной ситуации;
  • человеческие жертвы либо причинение тяжкого вреда здоровью человеку, вреда средней тяжести двух и более граждан;
  • нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности страны. 

Лицензирующий орган при осуществлении лицензионного контроля вправе получать необходимую ему информацию, подтверждающую достоверность представленных лицензиатом сведений и документов.

Полномочия лицензирующих органов

Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию. Полномочия лицензирующих органов регламентирует статья 5 рассматриваемого закона, это:

  • осуществление лицензирования отдельных видов деятельности;
  • проведение мониторинга эффективности;
  • предоставление лицензии, а также приостановление действия лицензии и ее аннулирование;
  • ведение реестра лицензий и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. 

При этом к контрольным полномочиям органов относят: 

  1. возможность запрашивать у лицензиата при проведении проверок необходимые документы и обеспечения;
  2. составлять акты/протоколы с указанием конкретных нарушений;
  3. выносить лицензиату предупреждение;
  4. выносить решения, которые обязывают лицензиата устранять выявленные нарушения, в том числе, устанавливать срок устранения таких нарушений. 

Важно! Меры пресечения при выявлении нарушений лицензионных требований и условий – приостановление и аннулирование лицензии

Общие положения ФЗ 99

ФЗ-99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 апреля 2011 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года. Закон вступил в силу после того, как его подписал президент РФ 2 мая 2011 года.

Федеральный закон о лицензировании регламентирует отношения, которые возникают между лицензирующими органами и лицензиатами при выдаче лицензий на осуществление определённых видов деятельности.

Целью лицензирования является предупреждение нарушений прав, интересов и здоровья граждан и окружающей среды, а также нанесение вреда культурным памятникам и безопасности государства в целом.

Задачей лицензирования отдельных видов деятельности является предостережение, обнаружение и предотвращение нарушений требований настоящего законодательства получателями лицензии (физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также их представителями). Соискатели лицензии должны соответствовать предъявленным текущим ФЗ требованиям и обязаны соблюдать их при осуществлении своей деятельности.

Лицензирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • гарантия единого экономического пространства на территории РФ;
  • лицензирование видов деятельности только в соответствии с федеральным законом;
  • единый порядок лицензирования;
  • установка конкретных требований для каждого вида лицензируемой деятельности;
  • открытое предоставление информации о лицензировании;
  • запрет на взимание платы за предоставление лицензии, кроме государственной пошлины, установленной российским законодательством;
  • обеспечение правомерности лицензирования.

Помимо частных требований к каждому отдельному виду деятельности, ФЗ-99 предъявляет общие требования для всех типов занятий:

  • Требования к лицензированию обязывают создание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их деятельности в соответствующей сфере согласно законодательным и правовым нормативам Российской Федерации.
  • В соответствии с особенностями лицензируемой деятельности, перечень требований к соискателям лицензии состоит из следующих положений:
    • соискатель лицензии и лицензиат обязан иметь в наличии (собственности или долгосрочной аренде) здания, помещения и другие объекты, необходимые для осуществления его вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг), включая необходимое оборудование и документацию к нему;
    • у соискателя лицензии и у лицензиата должен быть штат работников, заключивших с ним трудовые договоры, и имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы, для выполнения необходимой деятельности;
    • наличие производственной системы контроля;
    • соискатель лицензии и лицензиат должен соответствовать установленным федеральным законом требованиям, согласно его организационно-правовой формы, а также объёма уставного капитала и отсутствие долгов перед третьими лицами;
    • другие требования, предусмотренные законодательством.
  • К лицензионным требованиям нельзя относить соблюдение законодательства РФ в соответствующей области лицензирования и в целом, потому что это является обязательным для всех лиц, находящихся на территории РФ.

ФЗ 116 в новой редакции здесь:

Срок выдачи лицензии по закону

В соответствии со статьёй 9 частью 4 настоящего законодательства о лицензировании, лицензия на осуществление отдельного вида деятельности действует бессрочно. Лицензия вступает в силу со дня присвоения ей регистрационного номера и внесения её в реестр лицензий, одновременно с изданием приказа о её выдаче и регистрации.

Обладатель лицензии имеет право осуществлять соответствующий вид деятельности на всей территории Российской Федерации и на землях, находящихся под её юрисдикцией, согласно федеральному законодательству и международному договору.

Контрольные функции

ФЗ-296 (от 26.12.2008 г.) о защите юридических лиц, их прав при контроле за деятельностью применяется с целью осуществления лицензионного надзора. По каждому виду деятельности формируется порядок и регламент проверок. Он утверждается исполнительным органом. Проверка проводится без согласования с прокуратурой, если является плановой. Она осуществляется в обязательном порядке в случае поступления заявления о выдаче лицензии. В этом случае инспектор проверяет поступившие в распоряжение документы, запрашивает необходимые сведения. Комиссия выезжает на место, где планируется деятельность соискателя. Она проверяет износ зданий, состояние помещений, оборудования.

В обязательном порядке проводится проверка

Плановая проверка должна проводиться через год после выдачи лицензии, а последующие — через три года после проведенной. Правительство РФ устанавливает регламент проведения проверок для таких видов деятельности:

  • сфера охраны здоровья (здравоохранение);
  • сфера образовательных услуг (образование);
  • сфера соцобслуживания.

Причина проведения контроля вызвана такими факторами.

  1. Неустранение в положенный период указаний инспектора. Пропущен срок для устранения недостатков.
  2. Регистрация жалоб о недостатках и нарушениях лицензиата. Инспекция проводится вне утвержденного плана. Комиссия согласовывает мероприятия с прокуратурой. Самого лицензиата не ставят в известность.
  3. Пропущен срок восстановления документа (лицензии).
  4. Указания инспектора выполнены до наступления срока.
  5. По поручению Президента РФ, Правительства или приказа лицензионного органа.

Проверки проводятся регулярно

Грубые нарушения, которые влекут ответственность для лицензиата, зафиксированы в списке, утвержденном Правительством РФ.

Примеры нарушения требований.

  1. Угроза вреда здоровью и жизни населения, флоре, фауне региона, культурным ценностям, возникновения катастрофы техногенного характера.
  2. Наличие жертв среди людей, увечья, смерть животных, разрушение инфраструктуры, памятников, уничтожение растений, нанесение вреда правам граждан.

Приостановление, лишение лицензии как мера наказания применяются в случае:

  • невыполнения указаний инспектора в обозначенный срок;
  • постановления судебного органа о запрете заниматься деятельностью.

В определенных случаях лицензию отзывают

Решение о приостановлении действия лицензии направляется лицензиату. Сведения о лишении лицензии направляются в регистрационный орган. Изменения вносят в реестр. На основании судебного акта лицензия отзывается. При установлении срока для устранения нарушений лицензиат обязан исполнить требование. В противном случае он будет лишен лицензии. Решение о прекращении действия лицензии выносит суд. Иск подает лицензионный орган.

Действие лицензии прекращается в случае приостановления деятельности лицензиата при следующих обстоятельствах:

  • подача заявления о прекращении деятельности;
  • решение суда о прекращении деятельности вступило в силу.

За 15 дней до прекращения лицензионной деятельности лицензиат обязан подать информационное заявление в орган, который выдавал ему лицензию. Решение о прекращении действия лицензии направляется заинтересованному лицу.

Лицензия отзывается на основании судебного акта

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим  лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера  (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Лицензионные требования

Соблюдение лицензионных требований при ведении деятельности, подлежащей лицензированию, является неотъемлемым условием для организаций и индивидуальных предпринимателей. 

Лицензионные требования устанавливаются статьей 8 Закона и включают в себя следующие требования: 

  1. соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, в том числе отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и размера уставного капитала;
  2. наличие у соискателя и лицензиата помещений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на законном основании и соответствующих установленным требованиям;
  3. наличие у соискателя и лицензиата работников, с которыми заключен трудовой договор, имеющих профессиональное образование и обладающих соответствующей квалификацией, необходимой для осуществления деятельности;
  4. наличие у соискателя и лицензиата системы производственного контроля;
  5. иные требования, предусмотренные законом. 

При осуществлении деятельности, указанной в пункте 6 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельности, также предусмотрено требование о соблюдении режима охраны помещений, используемых для осуществления такой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector