Федеральный закон «о рекламе» от 13.03.2006 n 38-фз (ред. от 30.04.2021)

На какие сферы закон о рекламе не действует

К ним относится политическая ее разновидность (включая предвыборную агитацию и связанную с референдумом), информация, которую закон обязывает раскрывать либо доводить до потребителя в обязательном порядке, аналитический и справочно-информационный материал (обзоры рынков, научные исследования). Все это не имеет цели продвинуть товар.

Далее должна быть упомянута информация органов власти, государства, местного самоуправления, не несущая коммерческого характера и не относящаяся к социальной рекламе. Такого же рода вывески и указатели тоже относятся к этой категории интеллектуальной собственности. Следует упомянуть и объявления различных субъектов, как юридических, так и физических лиц, не связанные с получением дохода.

Другие понятия

Какими еще терминами оперирует федеральный закон «О рекламе»? Их не так уж много. Например, под так называемой ненадлежащей рекламой понимается та, что противоречит требованиям российского законодательства. А как же именуют здесь субъектов, т. е. действующих лиц?

Рекламодателями, производителями и распространителями называют лиц, занимающихся соответственно изготовлением или продажей товара, приводящих информацию в коммерческий формат и доводящих до потребителя любым способом. Эти три категории субъектов тесно связаны между собой и служат звеньями одной цепи.

Потребитель рекламы – лицо, чье внимание к продвигаемому объекту должно быть привлечено. Спонсором именуют того, на чьи средства проводится мероприятие

Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Спонсорская реклама – та, обязательным условием которой является упоминание определенного лица в качестве «благотворителя».

Кроме того, существует и социальная ее разновидность. Под ней федеральный закон «О рекламе» подразумевает информацию некоммерческого характера для достижения целей благотворительности и т. п.

Решение всех упомянутых вопросов находится в компетенции федерального антимонопольного органа, а также его местных представителей.

ФАС выходит в сеть

Не лишним будет напомнить о том, как ФАС будет выявлять ненадлежащую рекламу в Интернете. Это могут быть мероприятия по систематическому отслеживанию информации на Интернет-ресурсах, обращения граждан и заинтересованных лиц (чаще всего, конкурентов), общественных организаций и других контрольных ведомств (при межведомственном сотрудничестве, например, с Роскомнадзором). В общем, то же самое происходит и в оффлайне. Принципиальная разница лишь в способах фиксирования фактов размещения рекламы.

Сотрудники ФАС вправе фиксировать факты выявления рекламы любыми способами, например:

  • акт осмотра сайта;
  • принт-скрины (терминология ФАС) страниц сайта;
  • архив Интернета (archive.org/web/).

В общем, перечень способов фиксации не ограничен, достаточно будет даже фотографии монитора с открытой веб-страницей. И, да — ФАС знает об архиве интернета .

Федеральный закон «О рекламе» N 38 ФЗ – основные понятия

Давайте определимся с терминами. Под рекламой понимается любая информация, независимо от вида и способа размещения, адресат которой – широкий круг лиц. Цель ее – привлечение внимания к упоминаемому товару (услуге) для продажи или продвижения на рынке.

Другое понятие – объект рекламы. Им может быть товар, его изготовитель или продавец, мероприятие (концерт, фестиваль, конкурс, состязание), интеллектуальное достижение. Одним словом, сюда относится все, что требует привлечения внимания.

Товаром считается продукт деятельности (включая работы и услуги), предназначенный к продаже, обмену и прочим видам оборота.

Проблемы регулирования рекламы в интернете

В конце 2015 г. Роскомнадзор выступал с инициативой о специальном регулировании таргетированной рекламы  поскольку для ее показа используются персональные данные.

ФАС, в свою очередь, отмечал, что не видит в контекстной рекламе какой-то особой проблемы, требующей специального законодательного урегулирования.

Вместе с тем определенные проблемы, связанные с особенностями распространения рекламы в интернете, существуют.

Как известно, контекстная реклама показывается пользователю в зависимости от его поведения в сети. И все чаще звучат жалобы о том, что контекстная реклама преследует повсеместно. Причем такая реклама может быть показана даже в тех случаях, когда пользователь каких-то очевидных действий по выявлению его предпочтений не совершал (например, не искал определенный товар в поисковике, а обсуждал его с друзьями в приватной переписке).

Учитывая повсеместное распространение смартфонов и других умных гаджетов, некоторые эксперты полагают, что установленные в нем приложения получают доступ к микрофону (или камере) и слышат разговоры пользователи. Далее эта персональная информация может быть продана рекламораспространителям и использована для таргетинга.

А поскольку рекламодателю выгоднее показывать свое объявление целевой аудитории, то технологии таргетирования рекламы по различным показателям развиваются, как и способы получения и обработки персональных данных.

Вместе с тем, далеко не все пользователи желают делиться своей частной жизнью. Поэтому считаю, что государственные органы будет продолжат работу в законодательном регулировании рекламы в интернете именно в этом направлении. Причем определенные шаги уже сделаны.

Так, статьей 18.1 Федерального закона “О персональных данных” предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего сбор персональных данных с использованием интернета, публиковать его политику обработки персональных данных. А с 01 июля 2017 года увеличатся штрафы за неправомерную обработку персональных данных.

Предполагаю, что следующим шагом может быть определена и ответственность рекламодателя за использование персональных данных в целях показа контекстной таргетированной рекламы в интернете.

О РЕКЛАМЕ

Принят
Государственной Думой
22 февраля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
3 марта 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального законаСтатья 2. Сфера применения настоящего Федерального законаСтатья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законеСтатья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламеСтатья 5. Общие требования к рекламеСтатья 6. Защита несовершеннолетних в рекламеСтатья 7. Товары, реклама которых не допускаетсяСтатья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажиСтатья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятийСтатья 10. Социальная рекламаСтатья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертойСтатья 12. Сроки хранения рекламных материаловСтатья 13. Предоставление информации рекламодателем

Глава 2. Особенности отдельных способов распространения рекламы

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачахСтатья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачахСтатья 16. Реклама в периодических печатных изданияхСтатья 17. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживанииСтатья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязиСтатья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкцийСтатья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием

Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров

Статья 21. Реклама алкогольной продукции
Статья 22. Утратила силу
Статья 23. Утратила силуСтатья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медициныСтатья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питанияСтатья 26. Реклама продукции военного назначения и оружияСтатья 27. Реклама основанных на риске игр, париСтатья 28. Реклама финансовых услу и финансовой деятельностиСтатья 29. Реклама ценных бумагСтатья 29.1. Реклама цифровых финансовых активов​Статья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивениемСтатья 30.1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиацииСтатья 30.2. Реклама в сфере арбитража (третейского разбирательства)

Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы

Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламыСтатья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы

Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы
и ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе

Статья 33. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламыСтатья 34. Представление информации в антимонопольный органСтатья 35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайныСтатья 35.1. Организация и проведение проверок в сфере рекламыСтатья 36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламеСтатья 37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органаСтатья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Глава 6. Заключительные положения

Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального законаСтатья 40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
13 марта 2006 года
N 38-ФЗ

Какого рода они могут быть?

Таковыми, например, закон о рекламе считает информацию о преимуществах рекламируемого товара по сравнению с другими, находящимися в обороте. Речь может идти о:

  • любых его характеристиках, потребительских качествах, сроках службы и годности, ассортименте и комплектации;
  • месте происхождения и наличии сертификатов, возможности покупки в конкретном месте или в течение определенного времени;
  • стоимости или цене, порядке оплаты, скидках, тарифах и прочих денежных вопросах;
  • условиях, на которых производятся доставка, ремонт, обмен, обслуживание данного товара, о его гарантийных условиях.

Чего не должна делать реклама?

Есть определенные действия, которые недопустимы. Их закон о рекламе строго запрещает. Это, прежде всего, призыв к противоправным действиям, жестокости и насилию. Далее следует упомянуть создание угрозы безопасности транспорта путем сходства некоторых символов с дорожными знаками. Еще – формирование осуждения тех, кто не применяет рекламируемый товар, или же использование порнографической информации.

Недопустимо в рекламе пользоваться иностранными терминами, искажающими смысл. Нельзя указывать на одобрение органами власти. Запрещено также демонстрировать курение и употребление алкоголя, использовать образы врачей и медсестер (кроме рекламы, предназначенной специально для них), указывать на лечебный эффект того или иного средства.

Нельзя применять бранные слова, непристойные выражения и образы, в т. ч. касающиеся расы, пола, национальности, социальной категории, профессии, возраста или языка человека. То же самое относится к государственным и религиозным символам, памятникам культуры и истории.

ФАС России разъяснил, как применять закон о рекламе в интернете

Источники в региональных УФАС  сообщают, что центр настаивает на специальном контроле над рекламой, распространяемой в Интернете, несмотря на нехватку кадров, владеющих спецификой веба и загруженностью остальных в оффлайне.

Как закон регулирует рекламу в интернете

Видимо в связи с этим, ФАС России  в рамках оказания методической помощи направил региональным управлениям свои разъяснения  об особенностях применения законодательства при размещении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо ФАС России от 28.08.2015 года № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет»). Несмотря на кажущуюся простоту, некоторые моменты требуют комментариев.

И посмотрите новое видео об этой теме, не забудьте подписаться на канал, это очень важно для меня.

Итак,

Не является рекламой в интернете:

Примеры:

  • компания, реализующая бытовые товары, размещает у себя на сайте каталог, фото товаров, их описание и цену – Закон «О рекламе» на эту информацию не распространяется;
  • эта же компания размещает свой баннер на другом сайте – Закон «О рекламе» распространяется и на рекламодателя, и на рекламораспространителя.
  1. Информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах-агрегаторах (на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой).

Примеры:  сайты скидок, купонаторы.

Вот это очень спорная позиция. Следуя такой логике, следует выводить из-под действия Закона о рекламе и специализированные рекламные оффлайновые издания.

Скорее всего, комиссия, получив жалобу на нарушение рекламного законодательства в представленной на таком сайте информации, все-таки будет рассматривать ее по существу, выявляя конкретного рекламодателя и привлекая к ответственности именно его.  А сайт-агрегатор, как следует из разъяснений ФАС, не будет отвечать за ненадлежащую рекламу (например, если заявленная скидка на товар не соответствует действительности).

  1. Результаты поисковой выдачи не являются рекламой и не регулируются законодательством о рекламе, потому что такая информация является результатом обработки поискового запроса пользователя и не направлена на формирование и поддержание интереса к какому-либо товару.

Является рекламой  в интернете:

  • информация на сайте рекламодателя или в его группе в соц. сети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер);
  • контекстная реклама (Яндекс.Директ и аналогичные).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector