Каковы критерии малого предприятия

Содержание:

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС). 

Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Средние предприятия

В ст. 4 209-ФЗ закреплено, что относится к среднему бизнесу: это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры среднего бизнеса в России:

  • ОАО «Удмуртнефтепродукт» — нефтяная промышленность;
  • ОАО «Мостостроительный отряд №19» — строительство;
  • ОАО «Щекиноазот» — химическая промышленность;
  • ОАО «Мурманское морское пароходство» — морской транспорт;
  • ОАО «Уральский трубный завод» — черная металлургия.

Критерии

С 2021 года действует единый реестр МСП. В него включают компании, получившие статус малого и среднего предпринимательства. Категорию экономических субъектов определяют по ряду критериев финансово-хозяйственной деятельности:

  • размер доходов;
  • среднесписочное количество работников;
  • доля участия других компаний в уставном капитале.

Для сравнения — критерии малого среднего и крупного бизнеса в таблице:

Критерий Малый Средний Крупный
Доход До 800 млн руб. До 2 млрд руб. Более 2 млрд рублей
Количество сотрудников 100 работников Среднесписочное количество сотрудников среднего бизнеса: 101— 250 работников Более 250 работников
Доля участия третьих лиц в уставном капитале Совокупная доля участия РФ, субъектов РФ, государственных учреждений, общественных, религиозных организаций и фондов не более 25%. Для других юридических лиц (иностранных и тех, которые не являются субъектами МСП) максимальная доля — 49%. Если участники относятся к МСП, то их доля не ограничена.

Согласно 4 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», установленные лимиты не касаются:

  • лиц, имеющих акции экономического высокотехнологического сектора;
  • лиц, участвующих в проекте «Сколково»;
  • компаний, практически применяющие новейшие технологии, которые разработаны их владельцами из числа бюджетных и научных учреждений;
  • компаний, чьи учредители внесены в правительственный список лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности.

Если у ИП нет работников, его статус определяется по годовому доходу. Если ИП и ООО только включены в единый реестр МСП, их статус устанавливается по количеству работников.

Критерии отнесения к малому и среднему бизнесу

Существует много критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства. Они отличаются определенными особенностями.

Первым из ключевых критериев малого и среднего предпринимательства считается участие в капитале. Это касается юридических лиц. Суммарная доля субъектов РФ в уставном капитале не должна быть выше 25 %. Исключением считаются активы акционерных инвестиционных фондов, товариществ, закрытых паевых фондов.

Следующим критерием считается численность работников. Для среднего бизнеса она должна составлять 101-250 человек. Если рассматривается малое предпринимательство, критерии принадлежности к нему исчисляются сотней человек. Что касается микропредприятий, этот показатель не должен превышать 15 работников.

Еще одним критерием классификации субъектов предпринимательской деятельности считается выручка от реализации товаров, работ или услуг. Она рассчитывается без учета НДС

Также стоит принимать во внимание балансовую стоимость активов. Для микропредприятий этот параметр не должен превышать 120 миллионов рублей

Критерии малого бизнеса соответствуют 800 миллионам рублей. Для средних предприятий этот параметр составляет 2000 миллионов рублей. Если рассматривается крупный бизнес, критерии будут выше.

Средний бизнес это

Средний бизнес – организация, годовые доходы которой могут варьироваться от 120 до 800 миллион рублей. При этом количество сотрудников в компании может быть от 16 до 250 человек. Что касается доли государственного участия, то она не должна быть более 25% для граждан, которые зарегистрированы как юридические лица. Единственным исключением из этого правила являются закрытые паевые фонды и товарищества. Еще одним важным критерием для среднего бизнеса является НДС. Для среднего предприятия он может составлять 2000 миллионов рублей. А также существует ряд других тонкостей, которые будут разобраны далее.

Размер дохода и численность персонала

Параметрами, которые рассматриваются для определения размера налогоплательщика, является его годовой доход и средняя численность работников за прошлый год. Чтобы относиться к той или иной категории МСП, субъект должен подходить под оба условия: и по размеру дохода, и ко количеству сотрудников.

Итак, критерии 2020 года для отнесения субъекта к малому / среднему бизнесу таковы:

  • если годовой доход составляет до 120 млн рублей, а среднесписочная численность работников не превышает 15 человек, то это микропредприятие;
  • если годовой доход – до 800 млн рублей, а среднесписочная численность – не более 100 человек – это малое предприятие;
  • если годовой доход – до 2 млрд рублей, а среднесписочная численность – не более 250 человек – это среднее предприятие.

Особенности отнесения ИП

Говоря о малом и среднем бизнесе и его критериях в 2020 году, следует отдельно упомянуть индивидуальных предпринимателей.

Выше мы отмечали, что ИП, фермерские хозяйства и кооперативы оцениваются исключительно по доходу и численности сотрудников. Но что касается ИП, тут есть нюансы:

  • при отсутствии нанятого персонала учитывается только доход предпринимателя;
  • ИП на патенте относятся к микропредприятиям (численность их работников не может превышать 15 человек, а размер выручки они не учитывают).

Этапы создания малого предприятия

Чтобы организовать малое предприятие, необходимо последовательно пройти сквозь череду создания малого бизнеса.

Обычно все начинается с элементарной оценки своих возможностей, их проецирования на текущее экономическое состояние в стране, рассмотрения плюсов и минусов ведения малого бизнеса.

Далее придется изрядно «попотеть» над проработкой предпринимательских идей, отсеять заведомо абсурдные и недостижимые, хотя бы и с позиций текущих финансовых возможностей.

На данном этапе можно получить адекватную оценку рынка, который планируется занять посредством реализации той или иной бизнес-идеи.

Следующие этапы создания малого предприятия можно структурировать в форме короткого списка:

  • установить реальные цели;
  • обеспечить наличие необходимых ресурсов;
  • определить организационно-правовую форму;
  • определиться с составом учредителей;
  • пройти государственную регистрацию бизнеса.

Особенности 2020 года

В 2020 году случился кризис, связанный с распространением коронавирусной инфекции. Чтобы малый и средний бизнес смог пережить его с меньшими потерями, государство ввело дополнительные меры поддержки для тех, кто ведет деятельность в наиболее пострадавших отраслях. В частности, им предоставлялись субсидии на выплату зарплат сотрудникам, льготные кредиты, отсрочка по уплате налогов, были снижены тарифы страховых взносов (для всех МСП) и отменены отдельные обязательные платежи.

При этом большая часть предоставленных льгот ориентирована именно на субъекты малого и среднего бизнеса либо микропредприятия. Иначе говоря, если компания не попала в реестр МСП, то рассчитывать на получение государственной поддержки она уже не может.

Чтобы больше организаций и предпринимателей могли воспользоваться указанными мерами, в 2020 году было решено изменить правила формирования реестра. В частности, был увеличен предельный срок подачи отчетности за 2018 год. В итоге к МСП были отнесены бизнес-субъекты (при условии удовлетворения критериям), которые сдали отчетность за 2018 год до 30 июня 2020 года.

Субъекты малого бизнеса

Если говорить кратко, субъект малого предпринимательства — это организации, индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует общегосударственным критериям малого бизнеса. Они являются носителями хозяйственных прав и обязанностей, обладают имуществом и наделены компетенциями.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства, определяет ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. К этой категории причисляют:

  • хозяйственные общества, партнерства или товарищества;
  • потребительские и производственные кооперативы;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.

Стать СМП могут граждане РФ или иностранных государств (физические лица — ИП и ПБОЮЛ, т. е. предприниматель без образования юридического лица), партнерства и коллективы предпринимателей (юридические лица).

С 2016 года запущен единый государственный реестр, в который вносят сведения обо всех средних и малых предприятиях, зарегистрированных на территории РФ. В нем хранится и является общедоступной такая информация о СМП:

  • наименование;
  • ИНН и место нахождения;
  • категория;
  • коды деятельности;
  • лицензия.

Дополнительно вносятся сведения о подписании контрактов, участии в государственных партнерских программах, производимых товарах. Чтобы подтвердить свой статус, предпринимателю достаточно взять выписку из реестра в налоговой службе. Документ действителен для предъявления деловым партнерам и заключения сделок.

Важно! После получения официального статуса СМП организация может претендовать на участие в программе господдержки. Ранее для этого требовалось предоставить финансовую отчетность за год и другие документы

В 2021 году это не требуется.

В чем отличие микропредприятием от малого предприятия

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников

Предельная величина дохода

Микропредприятие

До 15 человек включительно

120 млн. рублей

Малое предприятие

От 16 до 100 человек включительно

800 млн. рублей

Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

  • стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

  • у нее нет филиалов;

  • другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • положение об оплате труда;

  • графики отпусков и пр.

Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

Функции крупных предприятий

Крупные компании выполняет функции:

  1. Изготовление продукции и ее реализация потребителю.
  2. Обеспечение сырьем, материалами, оборудованием.
  3. Учет хозяйственных и финансовых операций.
  4. Управление всеми составными производственного процесса и кадрами.

Для крупных компаний характерны и дополнительные функции:

  1. Научная работа и исследовательские изыскания.
  2. Тесные связи со СМИ и общественностью.
  3. Поддержка предпринимательства.

Крупные предприятия представлены в виде таких основных форм:

Формы крупного бизнеса Характеристика
1. Самостоятельное предприятие Неделимый объект хозяйствования с единой структурой производства. Может состоять из нескольких юридических лиц, но деление только номинальное
2. Компания 1) Объединены воедино несколько фирм. 2) Их связывает подобный вид деятельности.

  • обладает одним центром управления;
  • все комплексы находятся под контролем собственника.

4) Каждая составная компании – самостоятельная единица. Она вправе, в случае надобности, работать самостоятельно

3. Интегрированная бизнес-группа Несколько компаний с общими собственниками. Предприятия часто относятся к различным отраслям

Важно! Крупные предприятия функционируют не просто как элемент экономической системы. Они в силе изменять окружающее пространство

Такие предприятия влияют на экономическую ситуацию в отрасли, к которой они принадлежат.

Видео по теме:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область
  4. Санкт-Петербург и область
  5. Регионы
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:Москва и Область
  3. Санкт-Петербург и область
  4. Регионы

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Государственные меры поддержки субъектов МСП в период карантина

До 1 мая 2020 г. приостановлены взыскания штрафов и пеней (см. Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ) — но только по решениям, принятым после 25 марта.

Приостановлена блокировка счетов, которая применяется для обеспечения возврата долгов.

Для компаний, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса (туризм, авиаперевозки, культура, спорт, гостиничный бизнес, общепит и др.), взыскание налогов отложено до 1 мая.

С 1 апреля по 31 декабря 2021 г. действуют пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП: совокупный тариф равен 15% (для выплат, превышающих МРОТ).

Отсрочка по арендным платежам — если арендодателем является государство (см. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 №670-р). Впрочем, если арендодатель не государство, арендатор также вправе обратиться к владельцу недвижимости с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки (см. Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). Такое обращение собственник обязан рассмотреть в течение 30 дней.

Мы перечислили меры поддержки, принятые на федеральном уровне. Несмотря на то что характеристика малого предприятия не отличается от региона к региону, власти регионов вправе установить собственные льготы для предприятий — следите за обновлением регионального законодательства.

Материалы по теме

Как узнать, положены ли компании налоговые каникулы

Как попасть в реестр СМСП

Чтобы бизнес включили в реестр СМСП, не требуется подавать какие-либо заявления. Налоговая самостоятельно вносит информацию о предпринимателях и компаниях на основании данных:

  • о доходе — из бухгалтерской отчётности;
  • о составе участников — из ЕГРЮЛ;
  • о численности сотрудников — из расчёта по страховым взносам. Его раз в квартал сдают ИП с работниками и все организации.

До ноября 2020 года реестр СМСП обновлялся 1 раз в год — 10 августа на основании данных, которые были у налоговой службы на 1 июля текущего года.

Из-за этого предприниматели, исключённые из реестра СМСП или по разным причинам не попавшие в него, могли восстановить свой статус не раньше следующего года. Особенно остро эта проблема встала в период пандемии коронавируса, когда многие меры господдержки распространялись только на малый и средний бизнес.

Чтобы преодолеть это формальное правило, в мае 2020 года налоговой даже пришлось вне графика присваивать статус МСП тем, кто соответствовал критериям.

После ноября 2020 года правила изменились. Чтобы предприниматели могли быстрее попадать в реестр СМСП, информация о них корректируется ежемесячно.

Как это работает?Компания А не включена в реестр СМСП, потому что 50% её уставного капитала принадлежит крупной организации «Рубльпром». В ноябре 2020 года этот участник продаёт свою долю гражданину Иванову Ивану, и теперь компания А соответствует всем критериям малого бизнеса. Раньше она попала бы в реестр СМСП только в августе 2021 года — практически через год. Но по новым правилам организацию включают в реестр СМСП уже 10 декабря того же года.

Исключить налогоплательщика из реестра могут 1 раз в год — 10 июля:

  • если он перестал соответствовать критериям малого бизнеса, например, его годовая выручка превысила 800 млн рублей;
  • если он не предоставил отчётность за прошедший год.

С помощью онлайн-сервиса можно дополнить реестр СМСП сведениями о своей продукции и о заключённых госконтрактах. Эта информация помогает потенциальным заказчикам выбирать партнёров из представителей малого бизнеса.

Когда в реестре появляются данные о новой организации

Если вы зарегистрировались как ИП, то данные о вас автоматически появятся в реестре 10 числа следующего месяца. Новые организации попадают в реестр в такие же сроки, если соответствуют требованиям к составу участников. Численность работников и размер дохода в этих случаях не учитываются, потому что компания или ИП ещё не сдавали никаких отчётностей.

Льготы для малого и среднего бизнеса

В настоящее время малые и средние предприятия производят пятую часть валового внутреннего продукта (ВВП). К 2024 году правительство намерено увеличить их вклад в экономику страны до 40%. С этой целью разработаны меры, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

  • Субсидии и государственные программы. Предприниматель, развивающий приоритетное направление, может рассчитывать на финансовую поддержку государства. К приоритетным областям относят медицинские услуги, фермерство, внутренний туризм, дошкольное и школьное образование.
  • Льготное кредитование. Предприниматель, отвечающий критериям малого бизнеса, в 2021 году может оформить кредит по сниженной ставке. Разница между коммерческой ставкой банка и льготной покрывается за счет средств регионального бюджета.
  • Налоговые каникулы. Стартапы на патенте и УСН первые 2 года могут не платить налоги. На выплаты в пенсионный взнос льгота не распространяется.
  • Надзорные каникулы. До 2021 года проверяющие – пожарные, санэпидемстанция, трудовая инспекция – не имеют права устраивать плановые проверки малых предприятий. Внеплановая проверка может проводиться, если поступила жалоба от потребителя или сотрудника компании.
  • Льготные системы налогообложения и упрощенный бухгалтерский учет . Вместо заполнения многочисленных ведомостей, регистров и счетов, малые предприятия могут вести только Книгу доходов и расходов. Такую работу можно поручить штатному сотруднику или передать на аутсорс.
  • Льготная аренда. В некоторых регионах предприниматели могут арендовать муниципальные помещения бесплатно или ниже рыночной цены.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства19.01.2021 14:22

Одним из приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является социальное предпринимательство.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 245-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части определения понятий социального предпринимательства и социального предприятия (статья 24.1). Теперь непосредственного в законе установлено каким условиям должен соответствовать субъект МСП для отнесения его к деятельности к социальному предпринимательству.

С 2020 года предусмотрено формирования Перечня субъектов МСП, имеющих статус социального предприятия (далее – Перечень). Органом, уполномоченным на формирование Перечня, является Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области.

Перечень формируется ежегодно, не позднее 5 июля текущего календарного года. В 2021 году перечень формируется по состоянию на 1 июля 2021 года. Информация об отнесении субъектам МСП к социальным предприятиям включается в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субъекты МСП с 11 января по 30 апреля могут подать пакет документов для получения статуса социального предприятия в центры «Мой бизнес» в соответствии с инструкцией.

Обращаем внимание, что финансовая поддержка может быть предоставлена только субъектам МСП, имеющим статус социального предприятия. Дополнительно планируется создание комплекса региональных мер поддержки социальным предприятиям, входящих в Перечень

Кто может получить: ИП, юридические лица

Регулирующие документы

Формирование перечня субъектов МСП, имеющих статус социального предприятия, реализуется в соответствии с:

  • частью 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.11.2019 № 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия»;
  • частью 4 статьи 16.1 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области»;
  • постановлением Правительства Московской области от 23.06.2020 № 369/18 «Об утверждении перечня документов, необходимых для признания субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области социальными предприятиями» (образование дополнительное детей и взрослых, предоставление услуг по дневному уходу за детьми, производство изделий народно-художественных промыслов).

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

Шаг

Алгоритм

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек

2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Какие предприятия считают коммерческими

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

хозяйственных товариществ и обществ;

производственных кооперативов;

государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:

хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) полного товарищества;

б) товарищества на вере;

хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) акционерного общества;

в) общества с дополнительной ответственностью.

В соответствии с положением пункт 1 статьи 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (пункт 6 статьи 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Производственным кооперативом в соответствии с пункт 1 статьи 107 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, согласно пункту 1 статьи 109 ГК РФ делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Согласно пункту 3 статьи 109 ГК РФ кооператив не вправе выпускать акции.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия» (пункт 1 статьи 113 ГК РФ).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 ГК РФ).

Оценка эффективности

Главными показателями, по которым традиционно оценивается успешность функционирования того или иного предприятия, остаются рентабельность и доходность. Но есть и другие важные стороны, от которых зависит окончательный итог. Их можно разделить на 3 ключевые группы:

Коэффициент, характеризующий насколько хорошо окупаются издержки производства и инвестиционных вложений.

Параметр, выражающий общую прибыльность с продаж.

Показатели, определяющие доходность капитала.

Соотнести все коэффициенты в одну схему и вычислить реальную прибыль не так сложно, но процесс требует кропотливого труда. Если рентабельность ниже уровня, на который надеялась компания, следует внести какие-то изменения в работу.

Рассчитывать бюджет таким образом нужно несколько раз за год: в каждом квартале, а затем и итоговым отчетом. Большие и средние предприятия, кроме того, должны вести отдельный учет по каждому из своих офисов, чтобы видеть реальные изменения и слабые места.

Признаки и задачи малого предприятия

Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм малых предприятий прописан в упомянутом выше законе о малых предприятиях.

Ими потенциально могут быть индивидуальные предприниматели, потребительские и производственные кооперативы, хозяйственные партнерства и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Все перечисленные субъекты должны отвечать критериям и особенностям малых предприятий, описанным этим же законом (соответствующие вопросы подробнейшим образом рассматривались нами здесь).

Важнейшими задачами малых предприятий являются:

  • совершенствование конкурентной среды в социально-значимых отраслях экономики;
  • создание дополнительных рабочих мест, в том числе на низкорентабельных производствах;
  • формирование уверенного в своих финансовых возможностях среднего класса;
  • стимулирование предпринимательской инициативы в регионах;
  • повышение занятости экономически активного населения.

Решение этих задач во многом обусловлено разноуровневой государственной поддержкой малых предприятий, принятием стимулирующих производство законодательных актов, активной политикой государства в сфере развития малого предпринимательства.

Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий

Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.

Обязательная отчетность включает в себя:

  • Баланс.
  • Отчет о финансовых показателях.
  • Приложения.

В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.

Налоги

Если рассматривать вопросы налогообложения, средние предприятия проигрывают малым. Лишь ограниченное количество субъектов среднего бизнеса могут пользоваться УСН и патентной системой оплаты налогов. Последняя актуальна только для ИП. УСН может применяться только по отдельным направлениям деятельности. Положительный момент – отсутствие ограничений относительно годового дохода. Региональные власти имеют право вводить льготы на налогообложение средних предприятий, уменьшать ставки. Выплаты по ЕНВД существенно меньше, чем при общей системе (ОСН). ЕНВД является основной налоговой системой для среднего предпринимательства.

Преимущества малых предприятий

Преимущества и недостатки малых предприятий необходимо рассматривать в контексте их хозяйственной деятельности в конкретной производственной сфере.

Благодаря государственной поддержке малые предприятия обладают выраженными преимуществами перед прочими субъектами хозяйствования в части льготного налогообложения, более простых правил ведения бизнеса.

Меньшая численность сотрудников и более высокая автоматизация производства за счет использования современного оборудования позволяют существенно упростить управление персоналом малого предприятия.

Данная организация предпринимательской деятельности является более мобильной и легче приспосабливаемой к меняющимся рыночным условиям. Реорганизация малых предприятий куда менее затратна в сравнении с преобразованиями на крупных производствах.

Упрощенный документооборот и прозрачная структура малых предприятий позволяет оперативно принимать руководящие решения, без бюрократических проволочек и многочасовых «посиделок», характерных для крупных (особенно – государственных) промышленных предприятий.

Вопросы охраны труда на малом предприятии регламентированы законодателем в отдельной главе Трудового кодекса, посвященной особенностям регулирования труда на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Для отдельных категорий малых предприятий (в частности, микропредприятий) допускается упрощение кадрового документооборота, освобождение от обязанности разработки и принятия правил внутреннего трудового распорядка, положений по зарплате и премиям, сменного графика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector