Пбу 4/99
Содержание:
- IV. Содержание бухгалтерского баланса
- Отчетные сроки и санкции за опоздание
- Определения по ПБУ 4/99
- Дополнительные правила
- Приложения
- Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
- Комплексность данных
- Новые ПБУ в 2021–2023 годах
- Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны
- Что представляет собой нормативный акт ПБУ 4/99?
- Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
- Пользователи бухгалтерской отчетности
- Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность
- Последняя редакция ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
- Требования к документам
IV. Содержание бухгалтерского баланса
18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):
Раздел
1 |
Группа статей
2 |
Статьи
3 |
---|---|---|
АКТИВ | ||
Внеоборотные активы | Нематериальные активы | Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности |
Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы | ||
Организационные расходы | ||
Деловая репутация организации | ||
Основные средства | Земельные участки и объекты природопользования | |
Здания, машины, оборудование и другие основные средства | ||
Незавершенное строительство | ||
Доходные вложения в материальные ценности | Имущество для передачи в лизинг | |
Имущество, предоставляемое по договору проката | ||
Финансовые вложения | Инвестиции в дочерние общества | |
Инвестиции в зависимые общества | ||
Инвестиции в другие организации | ||
Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев | ||
Прочие финансовые вложения | ||
Оборотные активы | Запасы | Сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) | ||
Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные | ||
Расходы будущих периодов | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | — | |
Дебиторская задолженность | Покупатели и заказчики | |
Векселя к получению | ||
Задолженность дочерних и зависимых обществ | ||
Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал | ||
Выданные авансы | ||
Прочие дебиторы | ||
Финансовые вложения | Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев | |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | ||
Прочие финансовые вложения | ||
Денежныесредства | Расчетные счета | |
Валютные счета | ||
Прочие денежные средства | ||
ПАССИВ | ||
Капитал и резервы | Уставныйкапитал | — |
Добавочныйкапитал | — | |
Резервныйкапитал | Резервы, образованные в соответствии с законодательством | |
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток вычитается) | — | |
Долгосрочные обязательства | Заемныесредства | Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты | ||
Прочие обязательства | — | |
Краткосрочные обязательства | Заемныесредства | Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты |
Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты | ||
Кредиторская задолженность | Поставщики и подрядчики | |
Векселя к уплате | ||
Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами | ||
Задолженность перед персоналом организации | ||
Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами | ||
Задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов | ||
Полученные авансы | ||
Прочие кредиторы | ||
Доходы будущих периодов | — | |
Резервы предстоящих расходов и платежей | — |
Отчетные сроки и санкции за опоздание
У организаций есть 3 месяца после завершения отчетного года, чтобы сформировать отчетные формы. На последний день марта приходится крайняя возможная дата. Сдача бухотчетности после нее грозит штрафами.
В 2018 году эта дата попадает на выходной день, поэтому она смещается на ближайший рабочий день — не позднее 02.04.2018 ваша отчетность должна попасть:
- в орган статистики (приказ Росстата от 31.03.2014 № 220);
- к налоговикам (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Если не успеть вовремя отправить отчеты, может последовать наказание:
Нарушение | Статья кодекса | Сумма штрафа, руб. | Кто уплачивает |
Бухотчетность представлена с опозданием (или не представлена): | |||
19.7 КоАП | 3 000 ─ 5 000 руб. | нарушитель | |
300 ─ 500 руб. | должностное лицо нарушителя | ||
п. 1 ст.15.6 КоАП | |||
п. 1 ст. 126 НК РФ | 200 руб. за каждую отчетную форму | нарушитель |
Пример
ООО «ТрансГрупп» опоздала с отправкой бухотчетности в статистику на 4 дня. В результате материальные потери ООО «ТрансГрупп» на оплату штрафных санкций составят (минимум) 3 300 руб. (3 000 руб. + 300 руб.), из которых 300 руб. заплатит гендиректор ООО «ТрансГрупп», а 3 000 руб. фирма перечислит со своего расчетного счета.
Определения по ПБУ 4/99
Речь идет об определениях таких терминов, как:
- бухгалтерская отчетность;
- отчетные дата, период;
- пользователь.
Под бухгалтерской отчетностью, в соответствии с положениями ПБУ 4/99, следует понимать единую внутрикорпоративную систему знаний о финансовом положении компании, а также об итогах хозяйственной деятельности фирмы, составляемую на основе сведений, которые отражаются в бухучете.
Под отчетным периодом в ПБУ 4/99 понимается период, в рамках которого соответствующего типа отчетность должна формироваться в организации. Под отчетной датой понимается, в свою очередь, дата, по состоянию на которую хозяйствующий субъект обязан предоставлять отчетность.
Еще один термин, который раскрывается в рассматриваемом источнике права — пользователь. Под таковым понимается физлицо или организация, которые заинтересованы в получении сведений о хозяйствующем субъекте.
В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» определяется состав соответствующей документации предприятия, а также требования к ней. Рассмотрим их.
Дополнительные правила
Существует еще несколько специальных требований, установленных в ПБУ. В первую очередь стоит сказать, что каждый элемент финансовой документации должен содержать набор обязательных реквизитов. К ним относят:
- Наименование компании.
- Контрольный период и дату.
- Название документа.
- Информацию об организационно-правовом типе.
- Способ отражения показателей.
В Приказе Минфина предписывается также составлять документацию на русском, а в качестве денежной единицы использовать рубль. Отчетность должна быть заверена руководителем, гл. бухгалтером либо иным сотрудником, имеющим соответствующие полномочия.
Приложения
В них содержатся пояснения к отчету и балансу. Целью приложений, таким образом, выступает раскрытие сведений, которые присутствуют в финансовых документах, предоставляемых для ознакомления заинтересованным пользователям. В пояснениях специалист, составляющий отчетность, приводит обоснования тех или иных отклонений от правил, указывает их причину. В приложениях также отражаются финансовые последствия допущенного несоответствия нормам, регламентирующим формирование финансовой документации. В дополнениях к источникам информации могут присутствовать сведения, относящиеся непосредственно к хозяйственным операциям, выполненным предприятием. В результате заинтересованные пользователи получают полные и достоверные данные о финансовом состоянии компании, источниках их поступления.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:
ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
- субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
-
прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):
-
бухгалтерского баланса;
-
отчета о финансовых результатах;
-
отчета о целевом использовании средств (только для НКО);
-
приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):
-
бухгалтерского баланса;
-
отчета о финансовых результатах;
-
отчета о целевом использовании средств (только для НКО);
-
отчета об изменениях капитала;
-
отчета о движении денежных средств;
-
приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Комплексность данных
Это требование считается одним из ключевых. Информация, представленная в отчетности, должна содержать показатели, отражающие результаты деятельности всех структурных единиц организации, представительств, прочих подразделений, в том числе тех, которые ведут самостоятельные балансы. Документы должны составляться последовательно. При этом необходимо учитывать преемственность структуры бланков, в которых фиксируются показатели по различным временным промежуткам. Соответственно, формы, содержащие сведения, используемые для последующего составления баланса, должны быть постоянными. Они могут изменяться только в исключительных случаях. Например, при переходе на другой вид деятельности. При этом предприятие должно быть готово обосновать изменения, составив пояснения к финансовой документации. Отчетность необходимо формировать с учетом преемственности результатов за различные периоды. При выявлении расхождений специалист, осуществляющий составление документации, может откорректировать показатели. При этом ему необходимо привести пояснения к выполненным операциям в приложениях к отчету и балансу.
Новые ПБУ в 2021–2023 годах
Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
№ п/п |
Название проекта ПБУ |
Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения |
Разработка новых федеральных стандартов |
||
1.1 |
Запасы |
2021 |
1.2 |
Нематериальные активы |
2021 |
1.3 |
ОС |
2021 |
1.4 |
Незавершенные капвложения |
2021 |
1.5 |
Документы и документооборот |
2021 |
1.6 |
Некоммерческая деятельность |
2021 |
1.7 |
Бухгалтерская отчетность |
2021 |
1.8 |
Доходы |
2022 |
1.9 |
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность |
2022 |
1.10 |
Финансовые инструменты |
2022 |
1.11 |
Долговые затраты |
2022 |
1.12 |
Расходы |
2023 |
Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
В 2020 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.
Что представляет собой нормативный акт ПБУ 4/99?
Рассматриваемый источник права введен в оборот Приказом Минфина РФ № 43н, который был издан 06 июля 1999 года. Данный нормативный акт классифицируется как Положение. Полное его наименование — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Для чего нужен соответствующий источник права? Данный нормативный акт определяет структуру, а также методические основы ведения предприятиями бухгалтерской отчетности.
Юрисдикция рассматриваемого источника права распространяется на всех юридических лиц, кроме банков, а также государственных и муниципальных структур. Также ПБУ 4/99 может не применяться, если финансовая отчетность формируется предприятием для внутренних нужд, в целях предоставления статистической отчетности и бухгалтерской документации хозяйствующими субъектами для заинтересованных лиц в порядке, который прямо не регулируется Приказом Минфина № 43н.
Рассматриваемый документ не должен применяться при составлении:
- отчетности, формируемой хозяйствущим субъектом для внутренних целей, а также составляемой для учреждений статистики;
- информации, подготавливаемой банковской организацией в соответствии с установленными требованиями, если иное не предусмотрено отдельными правилами.
Можно отметить, что соответствующий источник норм может задействоваться непосредственно Минфином в целях:
- определения типовых форм отчетности, а также руководств для них;
- особого порядка отчетности для малых бизнесов и НКО;
- установления правил создания сводной отчетности, а также документации при изменении статуса предприятия.
Таким образом, рассматриваемый норматив — универсальный, имеющий довольно широкую юрисдикцию источник.
Рассматриваемый источник права устанавливает ряд определений, которых предприятиям желательно придерживаться при формировании отчетности.
Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:
- динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- политика в отношении заемных средств, управления рисками;
- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.
При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.
Пользователи бухгалтерской отчетности
Бухотчетность должна иметь нейтральный характер, то есть удовлетворять интересы всех групп ее пользователей (п. 7 ПБУ), которых можно разделить на внешних и внутренних.
К внутренним относятся собственники бизнеса, руководящие лица, внутренние службы и сотрудники компании. Например, топ-менеджерам важны итоговые финансовые показатели для стратегического планирования деятельности и корректировки действующего плана; специалистов отдела продаж заинтересует информация о дебиторской задолженности контрагентов с целью дальнейшего ее взыскания.
Для внутренних целей бухгалтерский баланс может:
- составляться на определенную дату;
- иметь сокращенную форму;
- формироваться по каждому виду экономической деятельности фирмы;
- предстать в виде текущего прогноза, предварительного и промежуточного отчета.
Внешним пользователям финансовая информация может быть необходима для разных целей:
- налоговым органам — для проверки правильности и полноты уплаты налогов и сборов;
- кредитным организациям — для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости организации, к примеру, при принятии решения о выдаче кредита или ссуды;
- инвесторам и спонсорам — для перспективной оценки своих финансовых вложений в коммерческое дело и получения финансовой отдачи;
- контрагентам — для уверенности в надежности своего делового партнера по бизнесу.
Для правильного анализа показателей отчетности применяются различные методы, о которых вы узнаете из нашего материала «Правила и методы оценки статей бухгалтерского баланса».
Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.
Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:
-
при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;
-
при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;
-
состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
-
состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Последняя редакция ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
Последняя (актуальная) редакция ПБУ 4/99 датирована 08.11.2010 с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 № АКПИ17-1010. По сравнению с текстом, существовавшим до нее, положения ПБУ изменились незначительно.
Обновления оказались связанными с заменой формулировок. Определение «бюджетные организации» было заменено на «государственные (муниципальные) учреждения» в связи с изменением статуса последних (приказ Минфина РФ 08.11.2010 № 142н). Такие учреждения были поделены на бюджетные, автономные и казенные.
А Верховный суд исключил из ПБУ требование о составлении промежуточной отчетности всеми организациями.
Требования к документам
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», документы, которые формируются предприятием, должны отражать достоверно и в необходимой полноте представление о состоянии дел в бизнесе, итогах хозяйственной деятельности фирмы, тенденций, характеризующих экономическое показатели компании.
Главный критерий полноты и достоверности отчетности — ее соответствие правилам, зафиксированным нормативными актами, которые принимаются компетентными органами власти. В случае если при формировании соответствующих документов выявляется недостаточность тех или иных данных, то фирма должна внести в отчетность необходимые дополнительные показатели, пояснения.
В крайнем случае ПБУ 4/99 допускает данный сценарий, предприятие может отклониться от установленных норм, если необходимые показатели получить по объективным причинам не представляется возможным.
Информация, которая собирается в ходе работы над формированием отчетности, должна быть нейтральной. Ее применение не должно влиять на решения, принимаемые компетентными лицами в ходе оценки финансовых результатов.
Важнейшее требование к бухгалтерской отчетности юридического лица — в нее должны включаться показатели, отражающие итоги хозяйственной деятельности всех его подразделений, представительств, а также иных структур, включая те, что имеют отдельные балансы.
Предприятию необходимо обеспечить важнейшее соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), которое заключается в последовательном формировании документов, с учетом преемственности структуры формы, в которой фиксируются показатели по разным отчетным периодам. Формы документов, используемые в качестве основы для составления баланса, отчета, фиксирующего прибыли и убытки, а также дополняющих их источников, должны быть, таким образом, постоянными. Изменению они подлежат в исключительных случаях. Как вариант — если меняется вид деятельности фирмы. При этом организация должна быть готовой обосновать соответствующие изменения посредством отдельных пояснений к балансу, а также отчету, отражающему прибыли и убытки.
Бухгалтерская отчетность, ее состав и содержание (Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 содержит соответствующие нормы) должны формироваться с учетом преемственности показателей по разным отчетным периодам. В случае обнаружения расхождений между соответствующими данными бухгалтер может произвести необходимую корректировку тех или иных показателей. При этом сведения о ней нужно отражать в дополнениях к балансу и отчету, отражающему прибыли и убытки предприятия.