Сроки проведения соут, ее периодичность и устранение нарушений

Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда

Проведение специальной оценки является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса. Поэтому отказ или нарушение порядка влечет за собой меры ответственности, применяемой в рамках ст.2.27.1 КоАПП.

К нарушениям относятся:

  • несоблюдение сроков проведения СОУТ;
  • ненадлежащее оформление результатов;
  • отказ от ознакомления работников с результатами проведенной на их местах работы оценки;
  • иные нарушения, в том числе проведение оценки не на всех местах, без оформления приказа и назначения комиссии.

Привлекаются к ответственности организация и ее руководитель. Размеры и виды наказаний в случае отказа от проведения СОУТ или нарушения порядка ее проведения следующие:

  • выносится предупреждение и указывается на обязательное исправление нарушений с установлением срока;
  • если нет угрозы жизни и здоровью людей, накладывается штраф в размере 60-80 тыс. рублей в отношении организации и 5-10 тыс. руб. в отношении должностного лица или индивидуального предпринимателя;
  • нарушение, выявленное повторно, увеличивает штраф на организацию до 100-200 тыс. рублей, на должностное лицо или ИП – до 30-40 тыс. рублей;
  • надзорный орган вправе приостановить деятельность организации или ИП на период до 90 суток (если существует угроза жизни и здоровью людей);
  • повторное нарушение влечет дисквалификацию организации на срок от 1 до 3 лет.

В какие сроки проводится СОУТ?

СОУТ на местах работы сотрудников, согласно ч. 4 ст. 8 закона «О СОУТ» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее по тексту — Закон), должна проводиться не реже чем раз в 5 лет. Срок при этом начинает отсчитываться с момента утверждения отчета о проведении предыдущей оценки.

Однако периодичность проведения СОУТ, согласно ч. 1 ст. 17 Закона, может измениться в следующих случаях:

  • при введении новых рабочих мест;
  • получении предписания от госинспекции по труду о проведении внеплановой проверки из-за выявления в ходе проведения мероприятий госнадзора нарушений норм охраны труда (далее — ОТ);
  • выявлении факторов, которые могут повысить уровень опасности для жизни и здоровья работников, занятых на производстве (например, при замене оборудования или изменении технологии);
  • изменении состава используемых на производстве материалов, что может привести к изменению безопасных трудовых условий;
  • замене средств защиты (индивидуальной, коллективной), что может повлиять на рост уровня воздействия вредных факторов на сотрудников;
  • обнаружении профзаболеваний у сотрудников, вызванных воздействием вредных факторов на месте работы;
  • несчастном случае на месте выполнения трудовых обязанностей;
  • поступлении мотивированного требования профсоюзного органа о проведении внеплановой СОУТ.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона, на проведение внеплановой СОУТ при создании новых мест выполнения трудовых обязанностей, замене оборудования и изменении технологического производственного процесса отводится 1 год. При наступлении других перечисленных выше условий она должна быть проведена в течение полугода.

В том случае, если причиной проведения внеплановой проверки является решение надзорного органа, до момента утверждения отчета нельзя допускать ухудшения трудовых условий сотрудников, чьи места работы будут оцениваться на предмет соблюдения норм ОТ (ч. 4 ст. 17 Закона). В частности, они должны быть обеспечены всеми полагающимися им гарантиями и иметь право на компенсацию за выполнение трудовых обязанностей во вредных условиях так же, как до начала проведения СОУТ, результаты которой были получены с нарушением действующего законодательства.

Срок хранения материалов СОУТ

Срок действия материалов СОУТ в организации и их хранение в организации – это разные понятия. Данные требования определяются Перечнем хранения дел, с указанием периодичности уничтожения документов. Отражаются в номенклатуре, которая должна вестись в рамках делопроизводства.

Сначала напомним, сколько действует СОУТ – 5 лет, а период передачи документов в архив определяется с момента завершения действия СОУТ и вступления в силу новой оценки УТ.

Важным фактором, определяющим, сколько хранятся сведения по спецоценке, является как раз вредность и опасность условий труда. Согласно Перечню, документация по СОУТ, включая протоколы, заключения, предложения и т.п., подлежит уничтожению через 45 лет с момента завершения действия. Но, при высоком классе вредности, срок увеличивается до 75 лет. Это касается и ситуаций с несчастными случаями, вся документация автоматически пролонгируется на аналогичный срок хранения.

Что будет, если не проводить СОУТ в срок

Любое отступление от установленных законом норм грозит наказанием. Игнорирование спецоценки – не исключение. А в связи с тем, что речь идет о жизнях и здоровье многих людей, целых организаций, работодатель не сможет отделаться легким испугом.

Утвержденный отчет о проведенной спецоценке передается в экспертную организацию, которая проводила эту процедуру. Этот документ впоследствии вносится в единый реестр (информационную систему учета). Благодаря этому Минтруд сможет вычислить нарушителей и привлечь к ответственности.

Обратите внимание! Виды наказания — от предупреждения, штрафов (от 5 тыс. до 300 тыс

руб.) до полной дисквалификации предприятия.

СОУТ на любом предприятии выполняет функции осуществления требований ОТ. Периодичность проведения СОУТ зависит от возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Спецоценке подлежат только занятые должности. Это трудоемкий, затратный и длительный процесс, но он дает ряд преимуществ работодателю, включая снижение ставок страхования. Невыполнение требований влечет за собой наложение штрафов и прекращение деятельности юридического лица.

Как с 2021 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

СОУТ обязательна, но не для всех

Да есть и исключения из правил. Они касаются трех аспектов: с точки зрения способа работы, состояния организации на текущий момент и аналогичности рабочих мест. Именно по этим критериям отбираются категории, которые не подлежат оценке условий.

По способу работы не попадают под процедуру надомники, и сотрудники, выполняющие обязанности дистанционно. Это связано с тем, что физически не представляется возможным определить условия труда.

Также не подлежит спецоценке предприятие, находящееся в стадии ликвидации. В этой ситуации нет ни работников, ни начальников при исполнении, отследить производственные процессы невозможно.

Третья категория – не подвергаются оценке аналогичные места, аттестуется только одно из них. А также вакантные неаналогичные должности (в случае приема на работу сотрудника проходит внеплановая оценка).

Обратите внимание! СОУТ касается юридических лиц, поэтому не проходят процедуру работающие физические лица, не имеющие статуса ИП

Специальная оценка условий труда: зачем она нужна

ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦОЦЕНКИ — ОБЯЗАННОСТЬ КАЖДОГО РАБОТОДАТЕЛЯ

Вернемся в детство. Помните, как взрослые строго-настрого запрещали нам смотреть на летящие искры от сварки? Под страхом слепоты мы закрывали глаза

Конечно, отчасти эти меры предосторожности преувеличены, но и доля здравого смысла в них есть

Процесс сварки связан с определенным риском. Сварщики испытывают немалое давление на глаза. Также они подвергаются воздействию инфракрасного и ультрафиолетового излучения. А еще при неправильном обращении с аппаратом, их может попросту ударить током. Таким образом, при неправильной организации рабочего процесса человек может с легкостью получить травму или подорвать здоровье.

Зачем работнику знать о СОУТ. Чтобы уберечь себя от профзаболеваний во времятрудового процесса. За вредные или опасные условия труда работник вправе получать компенсации — дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, повышенную ставку и так далее.

Зачем работодателю знать о СОУТ. Для сохранения здоровья сотрудника(в нашемслучае — сварщика), обеспечения безопасности и комфорта на рабочих местах. Проведение СОУТ — обязанность каждого работодателя, это требование трудового кодекса.

ПЛЮШКИ ЗА ВРЕДНОСТЬ

На любом предприятии (или в организации) за проведение спецоценки отвечает руководитель, который обязан организовать работу службы охраны труда.

Спецоценка позволяет изучить, в каких условиях ежедневно трудятся сотрудники. Все это нужно для того, чтобы определить степень вредности условий труда. Всего существует четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

На что может рассчитывать работающий во вредных условиях труда:

  • Повышение оплаты — не менее 4% от оклада.
  • Дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней.
  • Сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА: КАК ПРОВЕСТИ СПЕЦОЦЕНКУ

Эксперты Московского городского центра условий и охраны труда подготовили советы, как сохранить благоприятную атмосферу в коллективе и не нарушить законодательство при проведении СОУТ.

Первое. Перед началом работы изучите закон по СОУТ и приказы Минтруда.Познакомьтесь с условиями труда на рабочих местах. Выслушайте предложения и замечания сотрудников вашей организации. Ознакомьтесь с мнением профкома.

Второе. Инициируйте издание приказа о проведении спецоценки.Помните:количествочленов комиссии должно быть нечетным. Подготовьте перечень рабочих мест, определите все вредные и опасные факторы на каждом рабочем месте. Проверьте льготы и компенсации работникам, назначенные по результатам прошлой аттестации рабочих мест.

Третье. Правильно подходите к выбору лаборатории,которая проведет СОУТ.Проверьте у нее наличие аккредитации, это можно сделать на сайте: https://akot.rosmintrud.ru/. Не заключайте договор с лабораторией, которой там нет. Изучите отзывы о выбранной лаборатории.

Четвертое. Не препятствуйте работе экспертов лаборатории.Предоставьте им всенеобходимые документы и предложения работников, ознакомьте их с условиями труда на рабочих местах

Особое внимание уделите местам с наличием вредных и опасных факторов

Пятое. Изучите отчет по СОУТ,проверьте все материалы,укажите на недостатки илинеточности эксперту лаборатории. Подпишите отчет у всех членов комиссии. Не забудьте в течение трех рабочих дней после утверждения отчета уведомить об этом лабораторию.

Шестое. Ознакомьте всех сотрудников с результатами СОУТ под роспись.Если естьвозможность, в течение 30 дней разместите отчет на официальном сайте вашей организации.

Седьмое. Проследите за изданием приказа о предоставлении всех гарантий икомпенсаций, которым положены сотрудникам, работающим во вредных условиях труда. Требуйте исполнения законодательства в полном объеме.

Восьмое. Своевременно декларируйте рабочие места в Роструде,помните,что срок подачидекларации — 30 рабочих дней.

НА ЗАМЕТКУ

Провести спецоценку на нескольких десятках тысяч рабочих мест под силу не каждой испытательной лаборатории. Специалисты Московского городского центра условий и охраны трудауспешносправляются с выполнением госзадания:за2019годпровели спецоценку более чем на 30 тысячах рабочих мест в бюджетных учреждениях здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта, подведомственных учреждениях префектур административных округов города.

Лаборатория принимает заявки на выполнение платных услуг в любых московских организациях. Кроме идентификации, измерений, вычислений, в комплекс мероприятий входит распечатка, оформление отчетов и размещение в единой информационной системе ФГИС СОУТ Минздрава РФ.

СОУТ вне плана

Спецоценка может стать внеплановой. Провести процедуру работодатель обязан, если:

  • начинают эксплуатироваться вновь созданные рабочие места;
  • поступило предписание трудинспекции;
  • изменения претерпел техпроцесс, было заменено оборудование;
  • произошел переход на другое сырье, материалы;
  • изменились используемые СИЗ;
  • был несчастный случай (исключая происшествия, в которых виновны третьи лица) либо диагностировано профзаболевание, спровоцированное «вредностью»;
  • поступило предложение профсоюзной ячейки (любого другого органа, представляющего интересы сотрудников) о внеочередной СОУТ с подробным обоснованием ее необходимости.

Кто отвечает за проведение аттестации рабочих мест?

В Беларуси действует закон «Об охране труда» от 23 июня 2008 года — последняя редакция 12 июля 2013 года. Статья 17 Закона возлагает обязанность следить за проведением аттестации рабочих мест на руководителя.

Ответственность за пренебрежение аттестацией по охране труда

Правильно и вовремя провести аттестацию рабочих мест – обязанность руководителя. В 2016 году технические инспекторы труда Федерации профсоюзов нашли почти 70000 нарушений законодательства об охране труда.

Если сотрудник работает во вредных условиях, и это не подтверждено аттестацией – то работодатель сам платит работнику пенсию за неаттестованный период. Это положение закреплено в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. №536.

Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях также прописана ответственность руководителей компании за несоблюдение «Закона об охране труда» и постановления Совмина «Об аттестации рабочих мест по условиям труда». Штрафы по статье 9.14 КоАП на юридическое или должностное составляют 20-50 базовых величин. Штрафы по статье 9.19 на должностное составляют 20-50 базовых величин, а на юридическое – до 100 базовых величин.

Нужна ли вам аттестация рабочих мест?

Проанализируйте штат ваших рабочих.

Сравните перечень ваших штатных единиц с документами:

  • списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями, трудоустройство в которых дает право на более ранний выход на пенсию по возрасту – утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536;
  • списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями, трудоустройство в которых дает право на более ранний выход на пенсию по возрасту – утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536;
  • перечнем текстильных предприятий и профессий, чтобы обеспечить пенсионное профессиональное страхование работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах – утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490;
  • разделом первым перечня организаций, учреждений и должностей, чтобы оформить пенсионную профессиональную страховую программу медработникам и педагогам — утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490;
  • списком профессий, производств, цехов и должностей с вредными и опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день (смену) – установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № 57.

Аттестации могут также подлежать:

  • Места с вредными условиями труда, которые считались таковыми по данным предыдущей аттестации;
  • Местах с вредными и опасными факторами производства, если технологический процесс предусматривает вредные условия свыше предельно допустимого или с предельно допустимым уровнем. Факторы подтверждаются протоколами измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды;
  • Если у вас есть на предприятии есть работы, факторы, профессии из вышеперечисленных документов – проводите аттестацию таких мест;
  • Если у вас нет компетентного специалиста или вам просто некогда заниматься предварительным анализом, то можете обратиться за консультацией в специальную организацию, аккредитованную на предоставление услуг в области охраны труда;
  • При организации нового рабочего с вредными или опасными условиями труда, проводите аттестацию после пуска новой линии или оборудования. Приказ руководителя об утверждении результатов аттестации должен быть издан в 6-месячный срок со дня создания новых рабочих мест. Аттестация проводится один раз в 5 лет/

Как проводить СОУТ

Спецоценка условий труда проводится сторонней организацией, которая:

  • не зависит от работодателя (например, не является филиалом или представительством);
  • имеет СОУТ основным видом деятельности;
  • прошла аккредитацию в соответствии с приказом Минсоцразвития №205н от 01-04-10 г.;
  • имеет штат специалистов (5 и более), наделенных правом проводить такую оценку, минимум одного из них, имеющего соответствующее профильное образование по специальности (трудовая, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера);
  • имеет укомплектованную для проведения СОУТ лабораторию.

Вопрос: Проводится ли внеплановая спецоценка условий труда, если были приняты новые работники (на проверенные рабочие места) и/или введена сменность?Посмотреть ответ

Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.

Для малых предприятий установлено следующее:

  • в комиссии должен состоять руководитель (персонально) либо ИП;
  • в комиссии должен быть специалист по ОТ.

В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).

Далее составляются перечень рабочих мест и график работ в свободной форме.

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа

Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

По результатам проведения спецоценки сторонняя специализированная организация составляет документ – отчет, который подписывает комиссия. Возражения комиссии или одного из его членов, если они возникают, прилагаются к отчету.

Отчет нужен для:

  • списания затрат на проведение СОУТ;
  • планирования и списания затрат на ОТ;
  • формирования тарифа по ДСВ.

Новые рабочие места, в соответствии с законом, должны быть аттестованы в течение полугода. Такой же порядок действует, если технология, применяемая на каких-либо рабочих местах, была существенно изменена.

Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически

Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.

По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден.
Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.

Заполняется документ согласно приказу Минтруда №80н.

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда. По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями

Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Что будет, если не проводить СОУТ

В соцсетях и на форумах предпринимателей пугают, что всех, кто вовремя не провёл СОУТ, автоматически оштрафуют. Это не так.

На момент написания статьи я не нашла ни одного случая, чтобы компанию оштрафовали исключительно за непроведение СОУТ. Были организации, к которым Роструд пришёл с плановой или внеплановой проверкой и нашёл нарушения трудового законодательства. А сверху инспектор вешал штраф за непроведение СОУТ.

Минтруд объяснил, что если проверяющие обнаружат нарушения по проведению СОУТ, предпринимателя не станут сразу штрафовать. Сначала ему дадут время исправиться. И только если бизнесмен не исправит нарушение, его оштрафуют (разъяснения Минтруда от 16.01.2019):

Нарушение Для должностных лиц Для ИП Для компаний Статья закона
Нарушение порядка проведения или непроведение СОУТ 5000–10 000 ₽ 5000–10 000 ₽ 60 000–80 000 ₽ п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Повторное нарушение 30 000–40 000 ₽
или дисквалификация сроком от 1 до 3 лет
30 000–40 000 ₽
или приостановление деятельности сроком до 90 суток
100 000–200 000 ₽
или приостановление деятельности сроком до 90 суток
п. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Нарушение порядка проведения или непроведение СОУТ
Для должностных лиц
5000–10 000 ₽
Для ИП
5000–10 000 ₽
Для компаний
60 000–80 000 ₽
Статья законап. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Повторное нарушение
Для должностных лиц
30 000–40 000 ₽
или дисквалификация сроком от 1 до 3 лет
Для ИП
30 000–40 000 ₽
или приостановление деятельности сроком до 90 суток
Для компаний
100 000–200 000 ₽
или приостановление деятельности сроком до 90 суток
Статья законап. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Памятка

Если работники трудятся на организованном работодателем рабочем месте, ему нужно проводить СОУТ. Например, рабочие в цеху, продавцы за прилавком или сотрудники офиса. Спецоценка не касается тех, кто сотрудничает только с удалёнщиками.

По плану, СОУТ нужно проводить раз в пять лет.

Шесть случаев, когда придётся проводить внеплановую спецоценку:
1. Запуск нового рабочего места.
2. Переезд.
3. Требование трудовой инспекции.
4. Изменения условий работы.
5. Новые материалы.
6. Несчастный случай.

Самостоятельно провести спецоценку нельзя — придётся нанимать компанию-оценщика.

Чтобы не попасть на аферистов, проверьте:
1. Уведомление о внесении оценщика в реестр.
2. Аттестат аккредитации испытательной лаборатории оценщика.
3. Наличие в штате профильных экспертов.
4. Благонадёжность оценщика.

Инспектор может выявить отсутствие СОУТ только во время проверки: плановой или внеплановой. В Роструде пообещали не штрафовать нарушителей сразу. Сначала дадут возможность исправиться.

Автоматические штрафы СОУТ 2021

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2021 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

профессии или должности одного наименования;

выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

работа в одном или нескольких однотипных помещениях;

использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;

одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует , из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Ситуация: можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях? Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают.

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность , указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Ситуация: что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?

Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении .

Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять .

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.

Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для спецоценки.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:. — Ст

92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ. Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще). Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector