Обжалование внеплановой проверки

Содержание:

Что проверит ГИТ в 2021?

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.). 

Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском

Скачайте полную базу чек-листов ГИТ!

Все документы – в редактируемом формате: вы сможете использовать их в работе и самостоятельно проверить свою организацию перед проверкой! Заполните форму, чтобы получить доступ к базе:

Обращаем внимание:

При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России oт 19 августа 2016 г. № 438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:

  1. политика работодателя в области охраны труда;
  2. цели работодателя в области охраны труда;
  3. обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
  4. процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
  • подготовку работников по охране труда;
  • организацию и проведение оценки условий труда;
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
  1. планирование мероприятий по реализации процедур;
  2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  3. планирование улучшений функционирования СУОТ;
  4. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  5. управление документами СУОТ.

Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.

За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафы по статье 5.27.1 КоАП.

  • для должностного лица – до 5 000 рублей;
  • для организации – до 80 000 рублей.

Отметим, что штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.

Штрафы по части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 рублей;
  • для организации – до 150 000 рублей.

Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).

Внеплановые проверки ограничены рамками запроса (жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.

Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделать статья 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

  1. Сплошной

  2. Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

1. Проверяется:

  • ведется ли налогоплательщиком учет;

  • наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

  • факт представления отчетности в налоговые органы.

2. Устанавливаются:

  • правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

  • факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

  •  соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

3. Истребуются:

  • налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

  • документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

4. Исследуются:

  • правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

  •  правильность и полнота учета документов;

  •  правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

  •  полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

  •  своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Возможность проверки по анонимному обращению

Важно! Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении

Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел

При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).

Помощь адвоката в оспаривании внеплановой проверки

   Один из видов проверок – внеплановые. Существует много мнений, относительно того, как они проходят, с чем связаны и по какой причине вообще происходят. Мнение, что это просто желание проверяющего приехать с неожиданным визитом является в корне ошибочным. Любой проверяющий, если он не владелец предприятия, не имеет права организовать проверочные действия только потому, что ему так захотелось.

   Как можно заметить, каждая служба старается следить за качественным выполнением обязанностей в любой сфере и защищать права и интересы людей. Но в рамках проверки часто нарушаются права предпринимателей, вот тогда Вам и будет полезна помощь нашего юриста.

   Наш адвокат поможет Вам: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Читайте еще по вопросам жалоб и помощи нашего адвоката:

Автор статьи: адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?

Порядок организации внепланового контроля урегулирован ст. 10 и 14 Закона 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Не любая информация о нарушениях трудового законодательства обязательно становится поводом для назначения проверки. Закон допускает проведение предварительных проверочных мероприятий, чтобы оценить достоверность полученной информации. Для этого:

  • берутся пояснения у заявителя;
  • изучаются документы предприятия, уже имеющиеся в распоряжении инспекции;
  • могут быть взяты пояснения у представителей предприятия, которое, предположительно, допустило нарушение.

На этом этапе не допускается требовать от работодателя предоставления каких-либо документов. Предварительная проверка прекращается, если:

  • не представляется возможным установить заявителя (обращение было анонимным);
  • установлено, что полученная информация не соответствует действительности.

В иных случаях следует издание приказа о проведении проверки. По общему правилу все контролирующие органы перед проверкой на основании информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей обязаны получать согласование прокуратуры. В случаях, не терпящих отлагательства, проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

О предстоящем внеплановом контроле предприятие уведомляется не позднее чем за 24 часа до его начала. Уведомление не производится, если основанием для проверки выступили:

  • информация об угрозе жизни и здоровью людей;
  • жалоба работника на нарушение его трудовых прав.

Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля

Жалобы сотрудников являются наиболее распространенной причиной внеплановых проверок ГИТ. Работодателю следует знать следующее:

  1. Ст. 360 ТК РФ напрямую не предусматривает в качестве основания для проверки жалобу бывшего работника. Но кодекс вообще не знает такого понятия, как «бывший работник», и не разделяет права действующих и бывших работников на защиту своих интересов. Поэтому проверка, проведенная по заявлению уволенного сотрудника, правомерна.
  2. Если подавший жалобу работник пожелал остаться неизвестным, инспекторы ГИТ не вправе знакомить работодателя с ее содержанием, а также сообщать Ф.И.О. этого работника (ч. 2 ст. 358 ТК РФ). В то же время инспекторы обязаны сообщить о предмете, целях и задачах проверки, об ее основании.
  3. Отзыв работником жалобы не является основанием для прекращения проверки (если на момент ее подачи имело место нарушение его прав), так как трудовые отношения носят частно-публичный характер. Оперативное устранение работодателем нарушений может учитываться при назначении административного наказания в качестве смягчающего обстоятельства.

Мораторий на проверки относится не ко всем видам контроля!

Важно обратить внимание и на то, что согласно п. 5, ПП РФ № 438 распространяется исключительно на проверки, которые:

  1. Подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);
  2. Относятся к видам государственного контроля, перечисленным в частях 3.1 и 4 статьи 1 ФЗ № 294*. Исключение – налоговый и финансовый контроль (в отношении данных видов контроля особенности проверок установлены в другом Постановлении Правительства, о котором см. далее).

*ФЗ № 294 не применяется к данным видам государственного контроля в части установления порядка и организации проверок. Тем не менее, ПП РФ № 438 все равно распространяется на проверки, которые проводятся в рамках указанных видов контроля.

Таким образом, мораторий на проверки, объявленный в ПП РФ № 438, затронет плановые проверки, проводимые в рамках следующих видов государственного контроля (надзора):

  • Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
  • Контроль за обращением медицинских изделий;
  • Лицензионный контроль (здесь есть некоторые исключения, о которых см. далее);
  • Санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Надзор по закону о защите прав потребителей;
  • Пожарный надзор;
  • Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
  • Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

При этом, еще раз подчеркнем, что мораторий не распространяется на:

  • Налоговый и финансовый контроль (подробнее о налоговых проверках см. далее);
  • Проведение административных расследований;
  • Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (например, если в следствии проведенной ранее проверки медицинской организации было назначено наказание в виде АПД за нарушение лицензионных требований или санитарно-эпидемиологического законодательства);
  • Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

Особенно хотелось бы выделить административные расследования (далее – АР). Дело в том, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с ФЗ № 294, имеются существенные отличия (хотя на первый взгляд они похожи). Мы не будем сейчас вдаваться в подробности проведения АР. Однако заметим, что это дает дополнительные основания для проведения контрольных мероприятий медицинских организаций. Например, если в ходе проверки, которая была приостановлена в соответствии с Поручением Правительства РФ от 18.03.2020 с 8 марта по 5 апреля было возбуждено административное расследование, оно не подлежит прекращению, так как ПП РФ № 438 не распространяется на вопросы, касающиеся организации АР.

Кроме того, в ПП РФ № 438 речь идет только о проверках. Однако это не единственная форма контроля. ФЗ № 294 также предусматривает (ч. 1 ст. 2):

  • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
  • Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Такие мероприятия не были приостановлены. Между тем, в случае, если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Впрочем, не будем о плохом, так как сегодняшнюю заметку хотелось бы закончить на положительной ноте.

ТИПОВАЯ ФОРМА ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(в ред. Постановлений Правительства РФ , )

___________________________________________________________________________ (наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля)

УТВЕРЖДЕН
   
  (фамилия, инициалы и подпись руководителя)
   
  от «__» ____________ 20__ г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА 20__ Г.

Наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке <1> Адреса Основной государственный регистрационный номер Идентификационный номер налогоплательщика Цель проведения проверки Основание проведения проверки Дата начала проведения проверки <4> Срок проведения плановой проверки Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная) Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно Информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты <5> Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенной категории риска, определенного класса (категории) опасности, об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности <6>
место (места) нахождения юридического лица место (места) фактического осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя места нахождения объектов <2> дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя дата окончания последней проверки дата начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале деятельности иные основания в соответствии с федеральным законом <3> рабочих дней рабочих часов (для малого и среднего предпринимательства и микропредприятий)

<1> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.

<2> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.

<3> Указывается ссылка на положения федерального закона, устанавливающего основания проведения плановой проверки.

<4> Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 — 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение. (в ред. Постановления Правительства РФ )

<6> Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск — ориентированного подхода.

Согласование с прокуратурой: основания и порядок

Прокуратуре предоставлены достаточно широкие полномочия, связанные с проведением внеплановых проверок со стороны контролирующих органов. Прежде всего, это учет и ежегодный мониторинг выездных мероприятий.

Согласовывается с прокуратурой проверка в следующих ниже случаях угрозы или причинения вреда:

  • людям, животным, растениям, экосистеме;
  • культурным, историческим памятникам, музейным ценностям;
  • архивным, историческим, культурным документам;
  • документам, имеющим отношение к безопасности страны.

Согласовываются и ситуации техногенных, природных ЧП, нарушения порядка маркировки товара.

Кроме того, при плановых осмотрах хозяйствующих субъектов могут быть выявлены отклонения от утвержденных для данной организации параметров работы. Они имеют отношение к определенным видам госконтроля (финансового, налогового, управленческого и др.) и служат основанием для внеплановых проверок. Здесь также требуется согласование с прокуратурой (по тексту ст. 10 ФЗ-294, п. 2 «а», «б», «г», пп. 2.1).

Согласование с органом прокуратуры происходит по месту работы ИП или юрлица. Порядок согласования устанавливает Генпрокурор. Он изложен в Приказе №93 от 27/03/09 г. В приказе Минэкономразвития №141 от 30/04/09 г. приведена форма заявления, с которым контролирующий орган обязан обратиться в прокуратуру за согласованием.

В день, когда оформлено письменное решение о проверке, контролирующий орган направляет это заявление в прокуратуру (в канцелярию, заказным письмом или по электронным каналам с подписью ЭЦП). В день поступления заявление рассматривается и принимается соответствующее решение. Документ должен быть подкреплен доказательствами, свидетельствующими, что для внеплановой проверки есть причина. В ином случае прокуратура имеет право отказать в согласовании.

Отказ в согласовании может быть обоснован также отсутствием оснований, несоответствием проверки законодательству, превышением контролирующими органами своих полномочий, «дублированием» проверки по одним и тем же основаниям различными контролирующими органами. Решение о согласовании или об отказе в нем направляется адресату заявления по тем же каналам, что и само заявление. Второй экземпляр решения хранится в прокуратуре вместе с заявлением и приложениями к нему.

Если контролирующий орган с отказом не согласен, он может обратиться в вышестоящую прокурорскую инстанцию либо с иском в суд.

Общие положения о проверке по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294). 

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу. 

Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе

Чаще всего внеплановые проверки РПН осуществляет в следующих сферах:

  • розничная торговля;
  • объекты общественного питания;
  • сфера бытовых услуг;
  • строительная сфера.

Заявления принимаются как в личном присутствии (в окно обращений в каждом территориальном отделении РПН) или же онлайн – по электронной почте. В экстренных случаях можно оставить голосовое сообщение, позвонив на телефонную горячую линию.

Перед тем, как будет возбуждено дело и на его основании издан приказ о проведении внеплановой проверки, заявитель должен будет:

  • Явиться в отдел надзорной деятельности и предоставить подробные показания по существу вопроса.
  • Предоставить подтверждения ненадлежащего оказания услуг, или же продажи товаров заведомо плохого качества. Это могут быть кассовые чеки, рекламные материалы и пр., которые могут свидетельствовать об отличии реальных результатов от декларируемых.
  • Предоставить свои персональные данные (в частности, потребуется предъявить паспорт).

Как проводится внеплановая ревизия

Первым этапом часто выступает предварительная проверка. Она проводится в случае, если на вас пожаловались недоброжелатели или прокуратура. ФНС может запросить у того, кто направил запрос, дополнительные разъяснения, изучить документы, которые находятся в налоговой, провести дополнительные контрольные мероприятия. Затем ИФНС может запросить у фирмы пояснения по вопросам претензий прокуратуры или других лиц. Если факт нарушения налогового законодательства подтверждается или появляются существенные доказательства, что оно имело место, то привлечь компанию к ответственности нельзя. Зато можно назначить внеплановую проверку.

Дальше все происходит стандартно. ИФНС выбирает период и налоги, которые она будет проверять. Определяются круг лиц, которые будут проводить проверку. Налоговая может запросить документы у вас, ваших контрагентов и других организаций. Например, получить выписки из банка с вашего счета, чтобы посмотреть движение средств на нем. То же касается ваших контрагентов. Налоговая может осмотреть офис, склад и другие помещения, которые принадлежат компании или находятся у нее в аренде.

Разумеется, на этапе внеплановой проверки проводится опрос свидетелей. Это может быть гендиректор, простые сотрудники, уволенные специалисты, бухгалтер, то есть любое лицо, владеющее полезной для ИФНС информацией.

Если у инспекторов есть сомнения касательно стоимости имущества, то они могут провести соответствующие экспертизы.

Срок проведения проверки — 2 месяца. Однако ее могут продлить при наличии оснований. Однако чаще всего проверка длится очень долго. Потому что после каждого этапа или запроса она приостанавливается и продолжается вновь, когда нужно получить новые сведения.

Ревизия заканчивается составлением акта и справки. В первом фиксируются нарушения, которые выявила инспекция. Фирма всегда может подать возражения, чтобы доказать их отсутствие. При принятии окончательного решения начальник инспекции всегда руководствуется доказательствами, предоставленными лицом, в отношении которого проходила проверка.

Таким образом, понять, предстоит ли вам внеплановая проверка, очень сложно. Единственный вариант, если вы решили закрыть или реорганизовать бизнес. Тогда у вас есть реальный риск попасть под прицел ИФНС. Еще одно основание полагать, что вы находитесь под прицелом налоговой — это конфликт с сотрудниками или партнерами.

Самое главное, если вас коснулась внеплановая проверка, то первое, что нужно сделать — это успокоиться. Второе — тщательно ознакомиться с ее причинами и претензиями со стороны налоговой. Третье — проконсультировать своих сотрудников, чтобы они ни в коем случае не предпринимали экспрессивных действий, вели себя спокойно и отвечали на поставленные инспектором вопросы. В конце концов, нужно будет найти доказательства собственной невиновности и предоставить их инспектору в качестве возражений.

Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки

Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).

Вопреки распространенному мнению выездной проверке необязательно предшествует запрос документов. Во-первых, это косвенно подтверждается формулировкой ч. 5 ст. 2 Закона 294-ФЗ. Во-вторых, так считают и суды (см., например, решение Кировского райсуда Екатеринбурга от 12.12.2012 по делу № 2-8354/28(12)). Но если у инспекторов была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, выездная проверка может быть признана неправомерной.

Документарный контроль проходит в следующем порядке:

  1. Изучаются документы работодателя, уже имеющиеся в распоряжении ГИТ (материалы предыдущих проверок, административные дела и т. д.).
  2. При необходимости ГИТ направляет запрос работодателю с требованием о предоставлении документов.
  3. Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспекции обязан его исполнить.

Документы необходимо предоставлять в копиях, удостоверенных подписью ИП или руководителя организации (или представителя по доверенности). Трудовая инспекция не вправе требовать оригиналы документов или нотариальные копии.

При выявлении в представленных документах несоответствий, ошибок и противоречий работодателю будет предложено дать пояснения и представить подтверждающие их документы. Если ГИТ сочтет их недостаточными (равно как если работодатель проигнорирует предложение), проверка может трансформироваться в выездную.

Суть и форма внеплановой проверки

Внеплановые мероприятия контроля проводятся государственными и муниципальными контрольно-надзорными органами (ст. 10 ФЗ-294). Они способствуют предотвращению негативных последствий для граждан, окружающей среды, исторических, культурных объектов. Внеплановую проверку отличают от проводимой по плану в отношении тех же юрлиц и ИП (пост. Прав-ва №489 от 30/06/10).

Хозяйствующие субъекты проверяют внепланово в таких случаях:

  • организации (ИП) ранее выдавалась предписание об исправлении нарушений;
  • организация (ИП) обратилась с заявлением о получении лицензии, согласовании какой-либо деятельности;
  • обращения граждан в контролирующие органы;
  • требование прокуратуры о проведении проверки.

Внеплановый контроль проходит в форме документарной и выездной проверки. В первом случае органы контроля затребуют перечень документов, относящихся к предмету проверки. Предоставляются заверенные руководством копии документов. Могут потребоваться дополнительные документы. Их предоставляют в течение 10 дней после запроса (ст. 11 ФЗ-294). Запрещается требовать оригиналы или нотариально заверенные копии. Разрешается отправлять материалы электронно, с подтверждением ЭЦП.

Если при документарной проверке не выяснилось, что в уведомлении об осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности (иных подобных документах) есть неполные, ложные данные; документы не дают возможности оценить законность деятельности юрлица (ИП), комиссия выезжает на место (ст. 12 ФЗ-294).

На заметку! Проверяемая организация или ИП получает уведомление за сутки до начала проверки. При возникновении ЧС уведомление не присылается (ст. 10 ч. 16, 17 ФЗ-294).

Внеплановая проверка может проводиться и без согласия прокуратуры. Однако в наиболее серьезных случаях органы прокуратуры и проверяющие должны согласовывать эти мероприятия.

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполно­моченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления от­четных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.

Основная цель налоговых про­верок:

контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

Субъекты, упол­номоченные  проводить налоговые проверки:

    1. налого­вые органы (обладают всеми правами на проведение налого­вых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
    2. таможенные органы (только в отношении налогов, подле­жащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).

Общие правила проведения налоговых проверок:

    • Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах, который также равен трем годам.
    • Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налого­вой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выезд­ной налоговой проверки.
    • Запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:

      1. проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
      2. проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового орга­на, проводившего первичную проверку.

Причиненные неправомерными действиями убытки подле­жат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма ви­ны, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вре­да производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector