Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности (вэд) предприятия

Основная группа

В эту категорию фактически входят все формы международной торговли. Содержание таких операций — купля-продажа и последующая доставка продукции, а также оказание всевозможных услуг, выполнение работ (в том числе и подрядных), обмен какими-либо товарами на возмездных условиях.

Если говорить подробнее, то можно выделить следующее:

  • Главные формы международной торговли — импортные, экспертные, компенсационные (товарообменные) операции.
  • Торгово-посредническая деятельность.
  • Экспорт и импорт авторских прав, лицензий, иных объектов, относящихся к интеллектуальной собственности.
  • Выполнение работ.
  • Оказание услуг.
  • Лизинг, арендные операции.
  • Давальческие операции.

Перейдем теперь к следующей категории.

Протекционизм во внешней торговле

Определение

Протекционизм — государственная защита национальной промышленности от иностранной конкуренции путем введения таможенных пошлин, затрудняющих ввоз в страну заграничных товаров. Слово произошло от латинского protectio — «защита», «покровительство».

Определение

Фритредерство — политика Англии в XIX веке, предоставлявшая экономическую свободу и провозглашавшая невмешательство государства в торговлю. Слово произошло от английского словосочетания free trade, которое переводится как «свободная торговля, ремесло, отрасль промышленности».

Канцлер Германской империи Отто Бисмарк считал, что государство должно не только иметь мощную армию, но и активно вмешиваться в экономику, поддерживать свою промышленность казенными заказами и таможенным протекционизмом. С 1879 года Германская империя начала повышать таможенные тарифы. Постепенно вслед за ней к протекционизму повернули и другие европейские страны, за исключением Англии.

С 1878 года правительство Российской империи повернуло от навязанного Англией фритредерства к таможенному протекционизму, считаясь прежде всего с интересами ведущей отрасли промышленности — хлопчатобумажной. Как и на Западе, именно с нее начался российский промышленный переворот.

Министр путей сообщения С.Ю. Витте разработал целую систему: жесткий протекционизм должен был защитить российские промышленные товары от конкуренции иностранных.

Обратимость русского рубля в золото (результат проведенной им же денежной реформы 1895–1898 годов), и более высокая в отсталой России норма прибыли на вложения капиталов в промышленность (до 20–30% при обычной в Европе норме 4–5 %) должны были обеспечить приток зарубежных инвестиций.

Витте организовал выкуп из частных рук в казну старых железнодорожных магистралей и строительство новых, в том числе величайшей в мире Транссибирской. Таможенный тариф 1891 года стал запретительным: пошлины на импорт промышленных товаров были повышены настолько, что делали ввоз заведомо невыгодным.

Оборотной стороной промышленного протекционизма были переплаты массового потребителя. Это усугубляло протестные настроения русской разночинной интеллигенции, весьма восприимчивой к проникающим из Европы революционным и социалистическим идеям, и гораздо раньше, чем на Западе, растиражировавшей слово «капитализм», придав ему укоризненно-враждебный смысл.

Правительство США с самого возникновения государства держалось политики протекционизма. Американцы лишь в период Первой мировой войны снизили пошлины на ввозимые в страну товары, но сразу после ее окончания — опять повысили, а в 1930 году довели до максимума.

Великая депрессия вовлекла в новый виток протекционизма и западноевропейские страны. Однако с завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного мира, США отказались от протекционизма и обязались способствовать развитию свободной международной торговли.

Через Генеральное соглашение по тарифам и торговле в 1947 году Соединенные Штаты установили систему многосторонних торговых договоров и снижения тарифов. Это стало стимулом для передовых стран ко взаимной торговле машинами, оборудованием и потребительскими товарами.

Если до 1940 года лишь 1/3 вывоза продукции обрабатывающей промышленности развитых стран направлялась в развитые же страны, то к 1970 году — уже 2/3. Если в 1925 году в индустриальных странах пошлины на ввоз готовых промышленных изделий в среднем составляли 18–20%, а в 1931–32–34 %, то к 1987 году они понизились до 7–8%.

Что это?

Внешнеторговыми операциями называется комплекс определенных действий контрагентов (это иностранные партнеры по проводимой ВТО) разных стран. Он направлен на подготовку, совершение, а также обеспечение торгового обмена. ВТО здесь будет характеризовать собой внешнеэкономическую деятельность, что представляет собой обмен товарами в материально-вещественной форме и услуг, которые связаны с осуществлением данного товарооборота.

Внешнеторговые операции будут осуществляться лишь на основе реализуемых сделок. Сделка ВТО — название договора коммерческого характера, заключенного с иностранным контрагентом. Это главное средство, основной способ осуществления внешнеторговых операций.

А основный элемент ВТО — это контракт. Его предметом стандартно может быть купля-продажа, аренда, обмен, исполнение подрядных работ и проч.

Международное инвестиционное сотрудничество

Определение 3

Международное инвестиционное сотрудничество (далее – МИС) – это один из видов ВЭД, который предполагает сотрудничество отечественных предприятий с зарубежными партнерами на основе взаимовыгодного объединения усилий научно-технического, производственно-технического и финансового характера

Цели подобного сотрудничества заключаются в следующем: 

  • привлечение новых технологий,
  • расширение производственной базы для увеличения объемов выпуска конкурентоспособной экспортной продукции, которая соответствует международным критериям; систематического обновления товарной структуры и совершенствования качественных параметров для облегчения процессов доступа на международный рынок и увеличения объемов реализации. 

Достижение этих задач связывается с преимуществами от участия в международном разделении труда, а также от обновления технологической структуры производства посредством прогрессивных технологий и систем управления в ходе совместной производственно-хозяйственной деятельности с привлеченными иностранными партнерами.

Рассмотренные выше задачи также могут быть решены через организацию совместного производства или создание совместных хозяйствующих субъектов. Совместное предпринимательство в сфере производства продукции имеет смысл при налаженном обмене промышленными технологиями, программными продуктами в сфере организации и управления и оказания комплексных услуг с последующей разработкой совместных программ выпуска и реализации продукции, а также долевого распределения полученной прибыли между партнерами.

Вдобавок МИС актуально в ходе образования и функционирования консорциумов, концессий, смешанных акционерных компаний, международных неправительственных организаций и пр.

Направления развития ВЭД

Основными направлениями ВЭД на сегодняшнем рынке услуг можно считать внешнеторговую деятельность (экспорт, импорт), производственную кооперацию (субконтрактацию, трансфер технологий), а также инвестиционное сотрудничество (прямые и технологические инвестиции) и различные финансовые операции (торговое финансирование).

Внешнеторговая деятельность обусловлена глобальным международным разделением труда, когда одни страны в силу своей сырьевой и промышленной специфики производят гораздо более дешевые и качественные товары, чем другие. Спрос на эти товары подталкивает предприятия к дальнейшей оптимизации и расширению  своего производства.

Производственная кооперация является одним из важнейших условий глобального международного разделения труда и заключается в разделении производственных функций между предприятиями различных стран и регионов. Такой вид кооперации, когда производственные функции разделяются между предприятиями с учетом их промышленных и технологических возможностей, неизменно приводит к оптимизации производства в целом и удешевлению производимых товаров.

Инвестиционное сотрудничество между предприятиями и странами является одной из древнейших форм ВЭД. На данный момент инвестиции иностранных партнеров во всем мире позволяют развивать и укреплять профильные промышленные направления многих предприятий, тем самым благотворно влияя на международное сотрудничество в целом и заставляя капитал «работать».

Различные финансово-кредитные (в том числе валютные) операции – это те операции, которые связаны с платежами за поставленную (или реализованную) продукцию, финансовые обязательства международных партнеров, либо операции связанные с различными формами инвестиционного сотрудничества. Осуществление любых форм этих финансовых операций требует от специалистов глубоких знаний и опыта как в сфере финансов, так и в сфере международного законодательства.

Аутсорсинг ВЭД

Аутсорсинг внешнеэкономической деятельности — это полное сопровождение ВЭД. Он предполагает закупку, логистику, таможенное оформление другие услуги Импортера. Подбор зарубежных поставщиков, заключение и сопровождение контрактов, организация закупок товара, подготовка необходимых разрешительных документов на вывоз или ввоз, транспортная логистика и перевозки грузов, таможенное оформление а также доставка грузов до склада клиента, консультации и помощь по организации отдела ВЭД у компании — клиента. Необходимо отметить, что при длительной и постоянной работе с таможенными органами одной и той же организации намного проще и быстрее проходить процедуру таможенного оформления товара . Потому выгода от взаимного сотрудничества экспортера или импортера товара с постоянным партнером по экспортно-импортным операциям в виде агента вполне очевидна.

  1. Стратегическое планирование ВЭД, обучение, консультации.
  2. Подбор партнера (покупателей) для оптимизации ВЭД.
  3. Организация переговоров, сопровождение проектов.
  4. Интеграция продукции в цепочки поставок (экспорт, импорт).
  5. Трансфер технологий и локализация на рынки покупателя.
  6. Организация бизнес-миссии, матчмейкинг.
  7. Организация стажировок и прохождение практики.

Услуги таможенного брокера

Практически все компании, которым доводится возить свои товары и грузы через российскую границу, сталкиваются с рядом таких проблем, как таможенное оформление грузов, называемой в народе таможенной очисткой или растаможкой. Таможенное декларирование сейчас является необходимым условием для возможности осуществления торговых импортно-экспортных операций. Для того, чтобы груз в конечном итоге преодолел все естественные (или искусственные) преграды по дороге на склад, нужна слаженная работа коллектива профессионалов.

О других услугах, позволяющих уменьшить издержки, мы напишем в наших следующих статьях NIE Journal, посвященных тематике ВЭД и международного сотрудничества.

Третий этап сделки

Последний этап торгового международного сотрудничества — это исполнение заключенного договора. Включает в себя следующие действия:

  • Обеспечение производства изделий, что предназначены для экспорта.
  • Подготовка продукции к отгрузке и дальнейшему отправлению покупателю.
  • Проведение необходимых расчетных и платежных операций.
  • При необходимости — страхование груза.
  • Заключение договора на сопровождение, экспедирование отправки.
  • Организация международной перевозки заказа покупателя.
  • Таможенная очистка груза.

Внешнеторговые операции — суть ВЭД. Не стоит думать, что это только заключение договоров на импорт/экспорт продукции, услуг, патентов или работ. ВТО — весьма сложная система действий, имеющая свои алгоритмы.

Условия внешней торговли

Определение

Условия внешней торговли — соотношение индексов цен экспорта и импорта конкретной страны, т. е. соотношение взаимного спроса и предложения на товары и услуги.

Существует формула, по которой можно вычислить индекс условий торговли:

\(И_{ут}\;=\;\frac{И_{эц\;}\times\;100}{И_{иц}}.\)

Также можно вычислить доходные условия торговли.

Определение

Доходные условия внешней торговли — это способность страны импортировать товары, используя вырученные на экспорте деньги.

Индекс доходных условий вычисляется по формуле \( И_{ут}\;\times\;Q_{экс}.\)

\(Q_{экс}\) здесь — индекс количественного объема экспорта.

Классификация предприятий

Сегодня существуют различные формы внешнеэкономической деятельности. К наиболее распространенным из них следует отнести:

  1. Консорциумы. Они представляют собой объединения компаний внешнеторгового и производственного профиля. На их долю в общем количестве субъектов приходится не больше 0,5 %. Консорциумы создаются с целью реализации крупных проектов (к примеру, строительство недвижимости за рубежом). Участниками таких объединений выступают производители и поставщики экспортных товаров, финансовые и проектные компании. Деятельность консорциума может быть разовой или долговременной.
  2. Международные торговые организации (ВО). Они обслуживают ВЭС, работающие по условиям межправительственных договоров, осуществляя в числе прочего экспорт по лицензиям МВЭС, а также критический (специальный) импорт по ряду решений власти страны.
  3. Отраслевые объединения. Они формируются для развития внешнеэкономической деятельности компаний в конкретном секторе.
  4. Смешанные общества. Такие объединения создаются за границей с привлечением средств крупных отечественных экспортеров и зарубежных партнеров. Целью смешанных обществ выступает содействие расширению российского экспорта. Эти объединения обеспечивают поступление актуальной и полной информации о рынках сбыта, уровне конкурентоспособности товаров.
  5. Торговые дома. Они включают в себя ассоциации, состоящие из разнообразных страховых, научно-исследовательских, складских, банковских, транспортных, производственных, внешнеторговых организаций. Они объединяются на добровольных началах и ведут работу как за рубежом, так и на отечественных рынках.
  6. Трейдинговые компании. По своей сути они близки к торговым домам, но отличаются меньшей универсализацией. Эти объединения осуществляют поиск рынка для продукции и товара для определенной площадки, предоставляют кредиты, выполняют транспортировку, оформляют документацию.

Теории внешней торговли

В шестнадцатом веке международная торговля начала набирать силу, как раз с появлением европейских колоний по всему миру. Именно в тот момент, когда страны поняли, что они могут быть еще богаче, если они начнут торговать с другими.

1. Абсолютное преимущество

Эта теория была предложена Адамом Смитом, британским экономистом и философом, хорошо известным в восемнадцатом веке. Но каково абсолютное преимущество? В способности производить что-то, используя как можно меньше. Другими словами, разработать продукт или услугу с наименьшими возможными издержками производства. Таким образом, при сравнении разных производителей, сколько они тратят на создание чего-то, можно будет решить, какой из них имеет абсолютное преимущество, что определит его внешнюю торговлю.

2. Теория хекшера-олина

Эту теорию предложил Бертиль Олин, который изменил то, что уже было предложено Эли Хекшером, который был его учителем. В нем говорится, что страна получает свои преимущества во внешней торговле в соответствии со следующими факторами производства:

— Рабочая сила

— Капитал

— Сырье и материалы

Сегодня ясными примерами этой теории являются страны Ближнего Востока и нефти или Китая и их дешевая рабочая сила.

Субъект

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физлица со статусом предпринимателя или юридические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность. Из юридических лиц субъектами будут считаться российские предприятия, коими владеют физические и юрлица, предприятия иностранных инвесторов, предприятия, которые были созданы органами местного самоуправления, государственные предприятия.

Согласно положению внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ, иностранных предприятий, государственных и прочих разрешена в общем порядке. Но для отдельных видов деятельности был установлен особый порядок. Так происходит потому, что каким-то видам деятельности страна придает особое значение. Например, для защиты национальных интересов устанавливается спецпорядок на стратегически важные сырьевые товары.

Чтобы получить право на экспорт, необходимо пройти целое множество процедур предприятиям и организациям. Порядок такой внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов закреплен в Положении «О порядке регистрации организаций и предприятий, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров». Документ утвердили еще в 1993 году и он действует до сих пор.

Внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ возможна лишь в том случае, если хозяйствующий субъект приобретет специальный правовой статус. Для его приобретения понадобятся документы.

Нетарифное регулирование внешней торговли

Еще в период позднего меркантилизма, т. е. в XVII веке и первой половине XVIII, экономисты поняли: чтобы приток денег в страну превышал их отток, должно существовать положительное сальдо торгового баланса, экспорт должен превышать импорт. Добиться этого можно, экспортируя не сырье, а готовую продукцию, развивая в стране промышленное производство и поддерживая отечественных торговцев-экспортеров.

Для того, чтобы отечественные товары были не слишком дороги и пользовались спросом на внешних рынках, государство ограничивало заработную плату наемных работников, заставляло бедняков работать по найму, следило за качеством экспортных товаров.

Европейские державы, захватывая колонии, ввозили дешевое сырье для своей промышленности и «колониальные» товары, например, пряности, сахар и шелк, для перепродажи. Вывозить при этом разрешалось только готовые изделия, за которые можно получить больше денег на внешнем рынке.

Так меркантилистская политика поддерживала развитие обрабатывающей промышленности, причем отечественным внешнеторговым компаниям предоставлялись особые привилегии.

Термин «нетарифные меры» появился в 1950-х годах, тогда же был разработан классификатор нетарифных мер регулирования международной торговли:

  • санитарные меры, включая системы сертификаций;
  • технические регламенты и стандарты, включая системы соответствия;
  • предотгрузочная инспекция и таможенные формальности;
  • запреты, квоты, лицензии и другие меры количественного контроля в отношении импорта и экспорта;
  • контроль за ценами, включая поддержку внутреннего производства и цен;
  • антидемпинговые меры;
  • финансовые меры, включая ограничительные методы платежей;
  • внутренние меры, влияющие на конкурентоспособность импортных товаров;
  • инвестиционные меры, связанные с торговлей;
  • ограничения и запреты послепродажного обслуживания импортных товаров;
  • субсидии, воздействующие на торговлю, за исключением экспортных субсидий;
  • торги в отношении правительственных закупок импортируемых товаров;
  • ограничения торговли, связанные с правами на интеллектуальную собственность;
  • ограничения торговли, связанные с определением страны происхождения товаров.

Первые попытки запретить все меры ограничения международной торговли, кроме таможенных налогов, пошлин и прочих сборов, осуществлялись еще Международной организацией по торговле и занятости в 1947 году.

Организация не была ратифицирована США, но было принято Генеральное соглашение по тарифам и торговле, в рамках которого активные участники международной торговли регулярно собирались и обсуждали различные договоренности, направленные против торговых ограничений.

Всемирная торговая организация, учрежденная в 1995 году для международного контроля за соблюдением экономических договоренностей мирового значения, старается регулировать нетарифные меры воздействия на торговлю, для чего разрабатывает и актуализирует соответствующие нормы и правила.

Регулирование внешнеэкономической деятельности

Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в соответствии со своей компетенцией, осуществляются функции относительно гос. регулирования внешнеэкономической деятельности в области торговли.

Определение 1

Данное министерство — это уполномоченный федеральный орган гос. власти, который ответственен за то, как проводятся расследования, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер относительно импорта товаров.

Помимо этого, данное государственное образование является органом, который выдает лицензию на экспорт или импорт определенных товаров.

Отметим, что компетенция относительно внешнеэкономической деятельности также есть у субъектов Российской Федерации. Сюда относят права на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономических, а также ряде других сфер. Реализация данных полномочий проходит через органы власти субъектов Российской Федерации. Для этого заключаются различного рода договора с зарубежными партнерами. Впрочем, не каждое из данных соглашений способно попасть под международное публичное право.

Регулирование внешнеэкономической деятельности может осуществляться:

  1. Федеральной таможенной службой осуществляются функции относительно контроля таможенных дел и функций агентов в области контроля валюты.
  2. Минфином России разрабатывается государственная политика и нормативно-правовые регулирования операций с валютой, платежей таможенной службы, определяется таможенная стоимость товара и осуществляются другие компетенционные обязанности.
  3. Специальная компетенция также есть у различных федеральных служб и комиссий, которые наделяются полномочиями для регулирования процессов в некоторых направлениях внешнеэкономической деятельности. К примеру, Федеральной службой технического и экспортного контроля осуществляется надзор за соблюдением внешнеэкономической деятельности по экспортному контролю.

Вторая большая группа субъектов внешнеэкономической деятельности вмещает в себя субъекты ВЭД на уровне частного предпринимательства. На основе анализа правовых актов, управляющих ВЭД и ВТД, субъекты данной деятельности могут являться юридическими лицами из России и других стран, а также международными организациями, российскими гражданами-предпринимателями, иностранными гражданами либо лицами без гражданства.

Определение 2

Юридические лица – субъекты внешнеэкономической деятельности могут создаваться в различных государствах, основываясь на их национальном законодательстве.

Осуществляя ВЭД с иностранными юридическими лицами, могут возникнуть вопросы относительно признания правосубъектности иностранных юридических лиц и допустить их к тому, чтобы осуществлять хозяйственную деятельность в России, а также на каких условиях это будет происходить.

Факт правосубъектности иностранного юридического лица может признаваться двусторонними и многосторонними международными договорами, которые в большинстве случаев являются торговыми.

Цели государственного регулирования ВЭД

При осуществлении внешнеэкономической деятельности на уровне государства, основной целью является межгосударственные отношения, поддержка правовых, торговых и политических институтов, которые увеличивают эффективность сотрудничества. Эффективная внешнеэкономическая деятельность государства приводит к увеличению роста национального дохода, усовершенствованию научно- технического прогресса, роста производства и повышения капиталовложений.

Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:

  • формировании благоприятного правового климата для осуществления в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;

  • создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, с целью поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным направлениям;

  • обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта;

  • координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;

  • совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, и патентов, лицензий при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья:

  • регулировании торговых отношений между странами и на региональном уровнях;

  • содействии отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;

  • регулировании платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при осуществлении контроля за сохранением независимого от иностранных кредиторов, развития экономики;

  • обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве.

Основные черты

Внешнеторговые операции от родственных отличают три характерные черты:

  1. Считаются средством реализации всех оперативной, коммерческой, хозяйственной деятельности ВЭД.
  2. Осуществление внешнеторговой операции — это всегда процесс, проходящий в три стадии. А именно: подготовка, заключение и исполнение сделки. При этом, в зависимости от объекта сделки, период совершения может затянуться от нескольких часов/дней до нескольких лет.
  3. Внешнеторговые операции — весьма широкий термин. Он включает в себя не только заключение договоров купли-продажи, но и операции, которые обеспечивают проведение сделки. Сложные операции — это даже несколько сделок. В любом случае проведение ВТО всегда сопровождается целым комплексом вспомогательных действий.

Понятие

Чтобы говорить о субъектах внешнеэкономической деятельности, надо понимать, что собой представляет сама деятельность. Что же это такое? Так называют деятельность государства по развитию сотрудничества с другими странами в таких областях, как туризм, торговля, техника, экономика и культура.

Правовую основу составляют международные договоры, которые могут быть многосторонними. Последние устанавливают основные направления и принципы сотрудничества стран в различных сферах. Ярким примером является Соглашение в сотрудничестве во внешнеэкономической деятельности стран-участников СНГ, которое было принято еще в 1992 году.

Договоры могут быть и двусторонними, они предназначены для урегулирования отношений между двумя сторонами по определенному вопросу. Такие договоры очень много значат, ведь в них установлены обязанности и права сторон, прописаны проблемы, которые будут регулироваться, и аспекты сотрудничества.

В двусторонних договорах устанавливается льготный режим для лиц, занимающихся внешней торговлей. То есть юридические и физические лица не менее благоприятные права, чем лица прочих стран. Например, в странах СНГ работает режим свободной торговли, то есть между странами-участниками договора отсутствуют таможенные пошлины, сборы и налоги на те товары, что производятся на территориях государств.

Кроме того, внешнеэкономической деятельностью называют и предпринимательскую работу, которая направлена на перемещение через границу нашей страны товаров или финансов. Сюда же относится оказание услуг или выполнение каких-либо работ.

Во внешнеэкономической деятельности задействованы как объекты, так и субъекты. Поговорим подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector