Неполная таможенная декларация. периодическая таможенная декларация. особенности декларирования товаров при их вывозе с таможенной территории
Содержание:
- Получить разрешение
- 2.3 Электронное декларирование
- Декларирование соответствия груза
- Когда возможно упрощенное таможенное декларирование?
- Особенности декларирования в Таможенном союзе
- Порядок декларирования продукции в системе ГОСТ Р
- Порядок таможенного декларирования
- Порядок действий в данной ситуации
- Периодическое таможенное декларирование
- Когда необходимо предоставление документов о стране происхождения товаров?
Получить разрешение
Чтобы представить документ о соответствии после выпуска товара, необходимо получить разрешение таможенного органа.
Для этого декларант до подачи ДТ обращается в таможенный орган с мотивированным заявлением на условный выпуск письменно или в электронном виде. Заявление составляется в произвольном виде, но при этом ФТС России рекомендует указывать:
1) объективную причину непредставления документов при декларировании товаров;
2) наименование получателя товаров и его местонахождение;
3) сведения о качественных, количественных и иных характеристиках, необходимых для идентификации декларируемого товара;
4) сведения о стране отправления и изготовления товара;
5) адрес и условия хранения товаров;
6) документы, подтверждающие право собственности либо пользования помещением/территорией, предназначенным для хранения товаров;
6) планируемый срок представления документов о соответствии.
К заявлению лучше сразу же приложить документы, являющиеся основанием для необходимости условного выпуска.
Дополнительно при таможенном декларировании декларант должен подать Обязательство о представлении документа в установленный срок (гр. 44 ДТ — документ 01191 «обязуюсь предоставить до…» ).
В подтверждение сведений, указанных в заявлении, таможенный орган вправе запросить, а декларант обязан представить следующие документы и сведения:
для серийно выпускаемой продукции:
а) Протокол испытаний, содержащий информацию о подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям. Требуется в том случае, если документ о соответствии не зарегистрирован в едином реестре документов о соответствии на официальном сайте Росаккредитации
б) Копию договора заявителя с органом по сертификации либо аккредитованной испытательной лабораторией (центром)
в) Письмо аккредитованной испытательной лаборатории (центра), в котором обозначено количество (вес/объем) ввозимого товара, необходимое для проведения исследований (испытаний)
г) Таможенную декларацию на ввозимые пробы и образцы товара для целей исследования и испытания.
для продукции, ввозимой отдельной партией:
а) Копию договора заявителя с органом по сертификации либо аккредитованной испытательной лабораторией (центром)
б) Письмо аккредитованной испытательной лаборатории (центра), в котором обозначено количество (вес/обьем) ввозимого товара, необходимое проведения исследований (испытаний). Письмо может не представляться в случае, когда необходимое количество подконтрольных товаров указано в договоре с органом по сертификации под каждый конкретный случай подтверждения соответствия.
в) Разрешение таможенного органа на отбор проб и образцов
г) Акт отбора проб и образцов
У таможенного органа есть право отказать в выдаче разрешения представить документы после выпуска товаров.
Наиболее частые причины отказа следующие:
- если декларант в течение одного года до обращения привлекался к ответственности за нарушение таможенных правил при распоряжении условно выпущенными товарами (по ст.16.20 КоАП);
- непредставление в полном объёме сведений, позволяющих идентифицировать товары, и документов, подтверждающих факт обращения в орган сертификации;
- если орган по сертификации не имеет аккредитации на конкретный вид деятельности, по конкретной категории товаров;
- если у декларанта отсутствует документ, подтверждающий право собственности на место хранения товаров.
2.3 Электронное декларирование
Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет.
Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах. Процесс электронного декларирования имеет строго формализованную структуру и осуществляется с использованием комплекса программных и технических средств, самостоятельная реализация которого — достаточно длительный и дорогостоящий процесс.
Избежать неоправданно высоких затрат позволяет организация работы через лицензированного информационного оператора, в основе которой лежит принцип предоставления пользователю всех возможностей технологии электронного декларирования при условии оплаты участником ВЭД каждой успешно переданной и оформленной ГТД.
Для оказания услуг по передаче электронных деклараций через Интернет оператор должен провести аттестацию своих абонентских пунктов на соответствие требованиям информационной безопасности, иметь лицензии на оказание услуг связи, а также, для предоставления шифрованного канала связи и работы с ЭЦП, лицензии ФСБ России на предоставление услуг в области шифрования информации и осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств.
Общая схема работы при электронном декларировании через информационного оператора
Электронное декларирование через информационного оператора Декларант оформляет ГТД и весь необходимый пакет документов на своем рабочем месте, заверяет своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет информационному оператору. Пакет документов проходит через сервер информационного оператора и далее по защищенному каналу в АПС «Электронное предоставление сведений» ГНИВЦ ФТС России, где проверяются права доступа участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его ЭЦП. По ведомственной транспортной системе таможенных органов документы поступают непосредственно в систему АИСТ РТ-21 (АИС «АИСТ-М»), на конкретный таможенный пост на котором и будет происходить таможенное оформление товаров. Все сообщения таможенного инспектора, занимающегося оформлением товаров, идут обратно по таможенным каналам и через сервер информационного оператора поступают участнику ВЭД. Таких циклов обмена сообщениями между инспектором и декларантом может быть несколько, в конечном итоге процедура электронного оформления товаров завершается.
Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет получить следующую выгоду:
· ускорить процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств,
· увеличить товарооборот; · снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов;
· ускорить поступление таможенных платежей в государственный бюджет;
· уменьшить влияние субъективных факторов на процедуру таможенного оформления и таможенного контроля;
Основные характеристики системы электронного декларирования:
· возможность адаптации к изменениям бизнес-процессов в связи с изменениями нормативно-правовой базы;
· корпоративность, позволяющая охватывать деятельность всех подразделений таможенного органа, участвующих в процессе оформления;
· распределенность обработки данных в подсистеме таможенного органа и подсистемах декларантов;
· возможность обслуживания более 1000 рабочих мест;
· минимальное количество требований к техническим параметрам и программному обеспечению рабочих мест конечных пользователей.
Декларирование соответствия груза
По сути, подается заявление в определенной форме с указанием информации по грузу, если необходимо предоставляются сертификаты на продукции, также данные по транспорту, режим оформления, данные о экспедиторах, сопровождающих груз. Все документы должны подаваться на русском языке, если невозможно, то нотариально заверенный перевод.
Далее идет процедура таможенного контроля. На этом этапе проверяют соответствие всех процедур, товаров, транспорта законам Российской Федерации, также ратифицированным международным договорам. Сейчас проводится электронное декларирование.
Контроль осуществляется на специализированной закрытой территории, которая называется таможенной зоной. Работники таможни обязаны следить за процедурой ввоза либо вывоза и ее соответствием действующему законодательству. Таможенные зоны имеют первичное значение для безопасности государства.
Таможенному контролю присущ принцип выборочности. Из множества мер и форм контроля для каждого случая выбираются те, которые являются необходимыми и достаточными. Примеры декларирования представлены ниже.
Задачи таможенного контроля:
- проверка соблюдения ввозимых или вывозимых товаров, транспортных средств законности;
- работа по действующему законодательству;
- соблюдение правил используемой таможенной процедуры.
Когда возможно упрощенное таможенное декларирование?
Упрощенная схема декларирования регламентирована письмом ТС от 16.01.2012 № 04-58/0117. Такое оформление возможно для уполномоченных экономических операторов (грузополучателей, собственников СВХ, участников ВЭД, работающих по беспошлинной схеме торговли, компаний-перевозчиков, таможенных брокеров). Упрощенное декларирование дает некоторые преимущества при растаможке:
- сжатые сроки оформления (1 день вместо 3-х);
- внесение исправлений в ДТ перед выпуском товара и после него;
- пошлины можно оплачивать до конца срока хранения груза;
- в результате – груз пересекает границу намного быстрее стандартных предусмотренных для этого сроков.
Таким образом, чтобы получить право прохождения упрощенной процедуры, требуется написать заявление на включение в реестр уполномоченных экономических операторов. Условия для положительного решения: опыт участника ВЭД от года, отсутствие в отношении юрлица процедуры банкротства и проблем с законом у руководителя компании.
Особенности декларирования в Таможенном союзе
Экономическая зона Таможенного Союза включает 5 стран: Россию, Республику Беларусь, Республику Киргизия, Республику Казахстан, Армению, которые составляют единую таможенную территорию. Другими словами, при экспорте-импорте большинства видов грузов через границы этих стран таможенные выплаты не осуществляются и нет потребности в составлении ТД.
Правила декларирования товаров на территории ТС расписаны в гл. І Инструкции №257. Так, например, в Кыргызстане и РФ декларацию на жизненно важные лекарственные препараты оформляют как на один вид груза, если они имеют идентичный состав, название и форму выпуска.
При указании в декларации нескольких наименований грузов с разными кодами ТНВЭД можно не оформлять дополнительные листы, а лишь приложить к основному список товаров, указав в нем коды и стоимость продукции.
Важно! Если документ подается на бумаге, декларант обязан предоставить копию ТД в электронном виде. Разрешается прилагать к декларации пронумерованные дополнительные листы для внесения комментариев таможенных специалистов
Эти дополнения являются составляющей декларации, поэтому в электронной версии они тоже должны присутствовать обязательно.
Порядок декларирования продукции в системе ГОСТ Р
Декларируя безопасность и качество продукции, организации и предприниматели обращаются с заявкой в аккредитованные органы (центры), заключают договор. В заявке необходимо указать список декларируемых товаров, их коды ОКПД2 и ТН ВЭД, названия и признаки, информацию об изготовителе. В одной декларации можно указать сразу несколько видов однородных товаров. Однако на каждый из них необходимо иметь отдельный протокол безопасности.
Подготовительный этап декларирования
Перед обращением на декларирование заявитель должен подготовить документацию. В этот перечень входит:
- нормативно-технические документы (ГОСТ, ТУ, СТУ);
- основные регистрационные документы юрлица или ИП;
- товаросопроводительная документация (контракты, спецификации, инвойсы, договоры и т.д.);
- эксплуатационные документы для потребителей (инструкции, руководства, паспорта изделий и т.д.).
При декларировании серийной продукции можно подтвердить надлежащие условия производства сертификатов на СМК предприятия. Это гарантирует, что на всех стадиях производства осуществляется строгий контроль за качеством, а система менеджмента предприятия соответствует положениям ИСО.
Для регистрации деклараций можно представить свою доказательственную базу. Это могут быть протоколы испытаний или экспертные заключения. Испытания с оформлением протоколов можно пройти в аккредитованной или собственной лаборатории. Если по протоколам подтверждается соответствие всем обязательным нормативам, их примут как надлежащее доказательство.
На какую продукцию вы регистрировали декларацию ГОСТ Р?
Строительные и теплоизоляционные материалы 0%
Моющие средства, бытовая химия 100%
Аккумуляторы, батареи 0%
Спортивный инвентарь 0%
Другие виды продукции 0%
Проголосовало: 1
Основной этап декларирования
Процесс декларирования ГОСТ Р проводится практически по тем же правилам, что и аналогичная процедура в системе техрегулирования ТС. Вот основные мероприятия, которые проводят специалисты аккредитованного центра для регистрации деклараций:
- изучение заявки, идентификация продукции;
- выбор одной из схем декларирования (например, по серийно выпускаемой продукции, по единичному экземпляру, по конкретной партии);
- анализ документации, в том числе проверка представленных доказательств;
- проведение цикла тестов, измерений, исследований в лабораторных условиях (если у заявителя нет собственных доказательств, испытания обязательны в аккредитованной лаборатории);
- изучение фактических свойств продукции, сравнение их с нормативными значениями ГОСТ и ТУ;
- оформление протоколов по итогам лабораторных испытаний (без проведенных испытаний и наличия протокола декларацию не получить).
Для каждого вида изделий предусмотрены свои нормативы по безопасности и качеству. Их будут проверять по ГОСТ и ТУ, другим нормативным актам. Выводы о соответствии будут сделаны в содержании протоколов, наряду с описанием фактических и нормативных показателей продукции. На основании выводов о соответствии принимается решение о регистрации и выдаче деклараций.
Регистрация декларации ГОСТ Р
Регистрация декларации означает, что характеристики и документы товара соответствуют нормативным значениям. Регистрация заключается во включении сведений о декларации в реестр ФСА (его ведет Росстандарт). Декларация на серийно выпускаемые изделия выдается на 3 года. На конкретную партию или единичный экземпляр срок действия документа не устанавливается. Наличие декларации позволяет:
- легально ввозить импортную продукцию через границу России;
- выпускать товары для реализации на оптовом и розничном рынке;
- предъявлять документ при инспекционных проверках в магазинах, покупателям и контрагентам;
- прикладывать декларацию к заявкам на участие в тендерах и госзакупках;
- подтверждать наличие разрешительных документов при получении лицензий, вступлении в СРО и оформлении допусков.
После пройденного декларирования на товар, на его этикетку или упаковку нужно нанести знак соответствия “РСТ”. Также обязательная маркировка будет включать информацию для потребителей – дата изготовления и срок службы (годности), условия хранения и использования, основные потребительские свойства, ряд иных сведений.
Легальность декларации ГОСТ Р можно проверить на сайте Росаккредитации
Порядок таможенного декларирования
Таможенному декларированию подлежат:
- международные почтовые отправления;
- транспорт международной перевозки;
- отходы, припасы и остатки;
- незаконно ввезённые товары;
- продукция, таможенная стоимость которой превышает определённую денежную сумму или облагаемая таможенными пошлинами и налогами.
Срок таможенного декларирования при ввозе товаров на территорию России должен составлять не более 15 дней с момента предоставления их в таможенные органы. При подаче мотивированных запросов общий срок может быть увеличен. При вывозе товара таможенная декларация составляется и подаётся до их непосредственно убытия. Также отдельно законодательными нормами прописывается порядок и срок декларирования продукции, явившейся орудием, средством или элементом правонарушения. Для этого определено 30 дней с момента вступления в силу соответствующих решений об освобождении.
За подачу неверных данных и сведений в таможенной декларации нормами Уголовного, Административного и Таможенного Кодекса РФ предусмотрены различные санкции, предполагающие наложение крупных штрафов, конфискацию всего груза, а также уголовное преследование.
Сегодня благодаря постоянному техническому усовершенствованию процедуры оформления грузов и ужесточению контроля над перемещением различного рода ценностей через территориальную границу государства таможенное декларирование грузов в России стало работать гораздо эффективнее и успешнее.
Порядок действий в данной ситуации
В зависимости от обстоятельств и условий поставки товара возможно 2 варианта развития событий.
для серийной продукции
Предварительно ввозятся пробы и образцы, на них подаётся таможенная декларация ИМ40.
Проводится оценка соответствия данных проб и образцов в аккредитованном органе сертификации, результат фиксируется протоколом испытаний.
На основании протокола испытаний выдаётся документ о соответствии продукции установленным требованиям.
Далее ввоз и таможенное декларирование серийной продукции сопровождается полученным документом о соответствии.
для партии товара
Ввозится партия товара(ов).
Подаётся таможенная декларация на весь объём ввезённой партии, документ о соответствии в гр.44 ДТ заявляется с признаком «3 — будет представлен после выпуска».
С разрешения таможенного органа производится отбор проб и образцов. Отдельная таможенная декларация на образцы не подаётся. Отобранное кол-во образцов учитывается в общем количестве декларируемой партии товара.
Таможенная декларация выпускается таможенным органом условно.
Проводится оценка соответствия данных проб и образцов в аккредитованном органе сертификации, результат фиксируется протоколом испытаний.
На основании протокола испытаний выдаётся документ о соответствии продукции установленным требованиям.
Документ соответствия представляется в таможенный орган через корректировку условно выпущенной ДТ.
Таможенный орган принимает решение об окончательном выпуске товара.
Периодическое таможенное декларирование
Данный вид декларирования товаров применяется в том случае, если декларанту точно известны все необходимые для заполнения декларации сведения о товаре (количество и таможенная стоимость).
Необходимо отметить, что возможность подачи периодической таможенной декларации имелась и ранее, однако существенным отличием от ранее существовавшего порядка, определенного в ч. 1 ст. 136 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), является то, что по новому таможенному законодательству для подачи периодической таможенной декларации не требуется получение разрешения таможенного органа.
Какие же условия необходимо соблюдать, чтобы оформлять товары с применением периодического таможенного декларирования?
Прежде всего, строго установлен период поставки, причем как для ввозимых, так и для вывозимых товаров.
Данный период поставки не должен превышать 30 календарных дней, и в течение этого периода декларант должен совершить определенные действия в зависимости от статуса товара:
в отношении иностранных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, — предъявить товары таможенному органу;
в отношении товаров Таможенного союза, вывозимых из Российской Федерации, — отгрузить товары (сдать товары перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку товаров, либо первому перевозчику при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях их вывоза).
По периодической таможенной декларации можно оформить товарную партию, которая должна состоять из одних и тех же товаров, регулярно перемещаемых через таможенную границу, которые ввозятся или вывозятся из Российской Федерации в счет исполнения обязательств по одному внешнеэкономическому договору или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки, или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки.
При этом товары для оформления их с данной особенностью декларирования рассматриваются как одни и те же, если они имеют одинаковое наименование и одинаковый классификационный код.
В данной статье законодатель также четко установил требование по регулярности перемещения товаров через таможенную границу. Если лицо перемещает одни и те же товары через таможенную границу три и более раза в течение 30 календарных дней, такие поставки рассматриваются как регулярные.
Заявляемые в периодической декларации сведения должны позволять идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
Таможенное декларирование товарной партии, которая может быть заявлена в периодической декларации на товары, обязательно должно производиться в одном и том же таможенном органе.
Ввозные таможенные пошлины должны быть уплачены одновременно с подачей периодической таможенной декларации исходя из ставок, курса иностранных валют и с учетом ограничений, действующих на день ее регистрации.
Периодическая таможенная декларация должна быть подана в таможенный орган не ранее чем за 15 дней до начала заявляемого периода поставки.
Уточненные сведения о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации, декларант обязан заявить таможенному органу по форме корректировки декларации на товары (КДТ1) и (КДТ2), установленной Приказом Федеральной таможенной службы от 12 мая 2011 г. N 976 <6>, в строго определенные сроки:
<6> Приказ ФТС России от 12 мая 2011 г. N 976 «О форме заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации» // Российская газета. 2011. N 136.
не позднее 10 рабочих дней после окончания периода поставки при декларировании ввозимых товаров;
не позднее двух месяцев после фактического вывоза всей партии товаров, заявленной в периодической декларации на товары, при декларировании вывозимых товаров.
Заявленные в периодической декларации вывозимые товары должны быть фактически вывезены в течение трех месяцев после дня окончания периода поставки. Не допускается вывоз товаров в количестве, превышающем заявленное количество в периодической декларации.
Запрещается применять периодическое декларирование при вывозе товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения.
Когда необходимо предоставление документов о стране происхождения товаров?
В зависимости от вида закупаемого товара в соответствии с общероссийским классификатором продукции заказчики устанавливают требования к необходимым документам в составе заявки на участие в закупке.
Рассмотрим подробнее, когда и какие документы необходимо предоставить в составе заявки:
1. При закупке товаров, входящих в перечень Приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018 г. (продукты питания, лекарства, компьютеры, бумага, мебель и др.), участники в заявке должны предоставить декларацию в свободной форме о стране происхождения.
2. При закупке товаров, входящих в перечень в соответствии с ПП РФ № 617 от 30.04.2020 г. (канцелярские товары, СИЗ и др.), подтверждением соответствия условиям допуска является предоставление в составе заявки информации (декларация в свободной форме) о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и информации о совокупном количестве баллов за выполнение, если это предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719.
Важно: при исполнении контракта участник обязан предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции (если предложен к поставке российский товар, информация о котором включена в данный реестр) либо копию сертификата о происхождении товара (форма СТ-1 для участников, предложивших к поставке товар из ЕАЭС, кроме РФ). При этом информация о реестровой записи отдельного вида промышленного товара включается в контракт
3. При закупке товаров, входящих в перечень в соответствии с ПП РФ № 616 от 30.04.2020 г. (мебель, станки, одежда, обувь и др.), подтверждением соответствия является предоставление в составе заявки выписки из:
- реестра российской промышленной продукции;
- реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
4. При закупке программного обеспечения в соответствии с ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г. специальные документы не требуются, достаточно декларации в свободной форме. Подтверждением происхождения ПО является наличие в реестре российского программного обеспечения или реестре программного обеспечения ЕАЭС сведений о таких ПО. Правила формирования и ведения реестра, а также перечень документов, необходимых для внесения в него, устанавливаются ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г.
5. При закупке радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП РФ № 878 от 10.07.2019 г. необходимо предоставить декларацию о нахождении продукции в реестре радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. При этом для отдельных видов радиоэлектронной продукции (с кодами 27.31 и 27.32) в случае, если она произведена на территории ЕАЭС, необходим акт экспертизы по определению страны происхождения товара, выданный уполномоченным органом ЕАЭС, с указанием информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве такой радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Включение в реестр осуществляется по запросу в Минпромторг для подтверждения отечественного производства.
6. При закупке медицинских изделий в соответствии с ПП РФ № 102 от 05.02.2015 г. По перечню отдельных видов медицинских изделий участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (разовый, выданный участнику закупки, или годовой, выданный производителю). По перечню медицинских изделий одноразового применения участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (условия выдачи в соответствии с Приказом ТПП от 10.04.2015 № 29), или актом экспертизы ТПП, содержащим необходимую информацию о доле стоимости иностранных товаров (сырья), или аналогичным документом, выданным уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕАЭС в соответствии с показателями локализации собственного производства медицинских изделий, утвержденных ПП РФ № 102.
Обратите внимание! Информация, подаваемая участниками в заявке о стране происхождения, должна соответствовать действительности при поставке товара. При этом на этапе исполнения контракта замена страны происхождения не всегда возможна