Сергей викторович
Содержание:
- Нормативные акты
- Охрана Труда
- Правила стажировки водителей при приеме на работу
- Стажировка водителя: для новичков
- Причина – повышенная опасность
- Нормативное регулирование
- Оформление приказа о закреплении за водителем автомобиля
- Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения
- Стажировка водителей в организации
- Испытание водителя вместо стажировки
- Проведение стажировки водителей при приеме на работу
- Нормативные акты о стажировке для водителей
- ИТОГ.
Нормативные акты
Для проведения стажировки вновь принятого водителя необходимо учитывать требования ряда нормативных актов:
- Трудовой кодекс. Здесь важны те положения, которые касаются непосредственно испытательного срока во время заключения трудового договора. Ведь стажировка будет отображаться в контракте как испытательный срок. Кроме того, положение о стажировке нужно внести в трудовой договор, иначе по ее результатам нельзя будет уволить сотрудника.
- Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Данное положение не имеет никакой юридической силы, однако при этом в нем отображены все нюансы и правила прохождения стажировки для водителей. Многие предприятия пользуются им в качестве руководства для данного процесса.
- Постановление Министерства труда РФ №1/29. Данный акт является обязательным к исполнению. Однако, стоит отметить, что положения в нем довольно расплывчаты и касаются стажировки на работах с опасными условиями труда (куда входя некоторые категории водителей).
- Федеральный закон №196. Данный нормативный акт требует от компании организовывать работу водителей так, чтобы они не нарушали правила дорожного движения.
Охрана Труда
Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя автомобиля 3 класса
Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных
работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.
Работник в процессе стажировки должен выучить:
назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий «В» или «С», правила дорожного движения
основы безопасности движения
правила технической эксплуатации автомобилей (относящихся к водителям)
правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов
основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок
признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения
порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов
правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках
правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин
влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля
способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий
приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях
правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля
правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.
Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:
Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С».
Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет.
Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
Буксирование прицепов весом до 750 кг.
Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
Оформление путевых документов.
Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство.
Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов.
Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля.
Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
Кроме этого программа стажировки включает в себя ознакомление работника;
- С рабочим местом.
- С прилегающей к рабочему месту территорией.
- С оборудованием,приспособлениями,инструментом,которые используются в работе.
- Инструкциями с требованиями безопасности заводов изготовителей оборудования на котором будет работать работник.
- Основными производственными факторами,которые возникают при данном технологическом процессе.
- Опасными зонами машин, механизмов на участке.
- Инструкциями предприятия по охране труда.
- Инструкциями предприятия с пожарной безопасности.
- Инструкциями предприятия по электробезопасности
- Наявными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Требованиями внутреннего трудового распорядка.
- Местом нахождения средств пожаротушения.
- Местом нахождения медицинской аптечки.
- Местом аварийного отключения оборудования от электросети.
- Требованиями безопасности при работе с грузоподьемным оборудованием.
Работник за время стажировки должен:
- Выучить и усвоить на практике безопасные приемы и методы подготовки рабочего места.
- Выучить и засвоить на практике безопасные методи и приемы в процессе выполнения работ.
- Выучить и засвоить на практике безопасные приемы и методы работы после окончания основной работы.
- Выучить и засвоить безопасные приемы и методы своих действий при возникновении пожара, и аварийных ситуаций.
- Выучить и усвоить безопасные методы и приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания первой медицинской помощи.
- Выучить устройство и усвоить принципы работы первичных средств пожаротушения и научиться ими пользоваться.
- Практически усвоить безопасные приемы и методы работы без нарушений требований охраны труда.
Разработал ________________
Правила стажировки водителей при приеме на работу
- Сведения о транспортном средстве, на котором проводилась стажировка (модель, тип, марка).
- Маршруты движения, время проведения, особенности проведения.
- Сведения о мастере-наставнике, контролирующих стажировку лицах.
- Компетентное заключение аттестованного специалиста, назначенного руководителем, обязанность которого контролировать стажировку, и координировать работу всех ее участников.
Рекомендуем прочесть: Можно ли давать приходник без чека
Кто стажер?
Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.
Акция месяца 8 88 Узнайте, как проводится стажировка водителей при приеме на работу, по какой программе, что включить в положение о стажировке водителей с учетом новых правил. До допуска к самостоятельной работе все кандидаты проходят стажировку. Стоит учитывать, что пройти предварительную стажировку водителей обязаны те соискатели, которые:.
Конкретная продолжительность зависит от профессии и не превышает 14 смен 3. Инструктаж, как правило, представляет собой теоретический курс алгоритма действий работника иногда с демонстрацией практических примеров. Стажировка же — это выполнение работником своих обязанностей под присмотром наставника, временная трудовая деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности. Как правильно оформить стажировку Как и любой вид инструктажа по охране труда, стажировка должна быть правильно оформлена.
Стажировка водителя при приеме на работу
Что такое стажировка Прохождение стажировки означает ознакомление сотрудника вновь принятого или из числа основного персонала с нюансами рабочего процесса. Приказ о стажировке — образец Стажировочный лист водителя: В некоторых случаях водители — профессионалы должны стажироваться. Порядок проведения и документального оформления данного типа обучения персонала нередко вызывает вопросы. Многие из них касаются правил заполнения необходимых документов. В каких случаях проводится стажировка водителей автобусов или автомобилей: Водитель впервые садится за руль транспортного средства данного типа; Начинает работать на новом маршруте движения; Больше одного года не работал водителем; Не имеет водительского стажа, только что окончил обучение; Собирается работать в сложных горных условиях, на дорогах с повышенной опасностью.
Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена 51 глава ТК РФ. Принимая на работу любого сотрудника, вы требуете от него привычный пакет документов, перечисленный в статье 65 Трудового кодекса: паспорт, трудовую книжку кроме совместителей и впервые поступающих на работу , военный билет и др.
Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей образец. Трудовой договор с водителем грузового автомобиля имеет определенную специфику, связанную с особенностями работы на этой должности. Строгие требования к квалификации работника, его здоровью вполне обоснованы, так как ему предстоит работать на источнике повышенной опасности, которым является грузовая машина. Причем по сложному графику, когда возможны и ночные переезды, и управление автомобилем сверх установленной нормы работы.
Стажировка водителя: для новичков
Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.
Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ стажировка водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.
Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.
Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.
Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время испытательного срока.
Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.
Причина – повышенная опасность
Организовывать стажировки обязаны отнюдь не все работодатели (организации и индивидуальные предприниматели). Данный тип обучения – удел работодателей, у которых сотрудники работают во вредных или опасных условиях (ст. 255 ТК РФ).
Помимо этого стажировки нужно проводить в иных случаях, прямо установленных действующим законодательством. К примеру, в энергетической отрасли предусмотрена обязательная стажировка работника после перерыва в работе (п. 1.4.8 приказа Минэнерго от 13.01.2003 № 6).
Обязанность проводить стажировки установлена законодательством и для транспортников (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12). Так, водители, работающие на перевозках пассажиров или грузов, должны проходить стажировки в специально установленных случаях:
- сотрудник устраивается на работу непосредственно после окончания учебы;
- трудоустройство происходит после перерыва в работе продолжительностью более года;
- сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
- сотрудник будет работать на новом типе транспортного средства или новом пассажирском маршруте.
В связи с этим кадровикам нужен стажировочный лист водителя и образец заполнения этого документа.
Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника.
(приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).
Однако мало стажировочного листа водителя. Нужен правильный бланк, в котором можно отражать результаты стажировки.
Нормативное регулирование
Как правило, на предприятии, на котором осуществляется стажировка водителей, либо других специалистов, данный трудовой процесс совпадает с испытательным сроком.
Все моменты организации такого трудового периода должны быть заранее оговорены работодателем и подчиненным, зафиксированы в трудовом договоре (контракте). Отсутствие документального подтверждения устной договоренности может впоследствии поставить в невыгодное положение одного из участников соглашения. Преимущественно это работник, которого, посредством приказа шефа бухгалтеру, лишают обещанной оплаты, либо, в итоге, так и не принимают на должность.
Оформление приказа о закреплении за водителем автомобиля
Акт закрепления транспортного средства за водителем может формироваться в свободном виде – единого его стандарта нет. Правда в некоторых организациях используется свой шаблон документа, указание о применении которого есть в их учетной политике.
Акт может писаться от руки или печататься на компьютере, для него допустимо брать обыкновенный листок бумаги или лист, оформленный в фирменном стиле.
Акт пишется в одном оригинальном экземпляре, но при необходимости можно делать его заверенные надлежащим образом копии.
Для начала – общая информация, которая касается всех приказов. На сегодняшний день приказы не имеют единого стандарта оформления, так что делать их можно в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный шаблон документа – по его типу.Для приказов подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (но общепринятый А4), так и фирменные бланки компании.Так, если транспортное средство имеет дополнительное оборудование, это также фиксируется в акте о закреплении.
Если вам поручено составление приказа о закреплении транспортного средства за водителем, рекомендуем внимательно прочитать приведенные ниже рекомендации и посмотреть его образец.
Для начала – общая информация, которая касается всех приказов. На сегодняшний день приказы не имеют единого стандарта оформления, так что делать их можно в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный шаблон документа – по его типу. Для приказов подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (но общепринятый А4), так и фирменные бланки компании.
Составляя приказ, неизменно требуется учесть только один важный критерий – он должен быть заверен оригинальной подписью директора предприятия (связано это с тем, что все приказы всегда пишутся от его имени) или работника, которому разрешено в установленном порядке действовать от лица руководителя, а также всеми сотрудниками, которые в нем указаны.
Удостоверять бланк приказа печатью не обязательно, т.к. необходимость в этом есть только в том случае, если норма по штампованию локальных бумаг организации с помощью различного рода клише закреплена в ее учетной политике.
Приказ формируется всегда в одном подлинном экземпляре, а если его надо размножить, делаются заверенные ответственным сотрудником копии. Сведения о документе заносятся в журнал учета распорядительных документов фирмы.
Страница обновлена: 28.02.2017
Для того, чтобы прикрепить одного или нескольких человек к определенным транспортным средствам, руководителю требуется издать приказ о закреплении за водителем автомобиля.
Согласно статье 1079 ГК РФ, автомобиль является не просто дорогостоящим имуществом на балансе предприятия, но и представляет собой источник повышенной опасности. Поэтому обязанность по возмещению вреда, если таковой был причинен третьим лицам, возлагается на организацию, либо гражданина, который обладает транспортным средством на правах собственности, по договору аренды, на правах хозяйственного ведения или на основании доверенности.
После окончательного формирования приказа и ознакомления с ним всех упомянутых в нем работников предприятия, а также тех, кого он касается напрямую, бланк следует вложить в отдельную папку, где лежат другие распорядительные акты фирмы. Здесь он должен находится весь период действия, который может быть обозначен в самом документе или же автоматически приравнен к одному году.
Потом данное распоряжение можно отправить в архив организации и по истечения срока хранения утилизировать с соблюдением процедуры, установленной в законодательстве.
Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения
Вводный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.
Кто проводит
Сотрудник, ответственный за организацию безопасности дорожного движения.
О чем инструктировать
- Общие сведения об организации – размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок.
- Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
- Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
- Нормы загрузки транспортных средств, для пассажирских перевозок — пассажировместимость.
- Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках.
- Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП.
- Документы, необходимые для перевозок пассажиров или грузов.
Это указано в пункте 18 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Где зафиксировать
В журнале вводного инструктажа по БДД.
Ситуация: как проходит аттестация ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
На каждом предприятии, которое осуществляет перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, назначают ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.
Порядок аттестации ответственного предусмотрен приказом Минтранса России от 29 марта 2021 г. № 106.
Аттестация проходит в региональной аттестационной комиссии. Комиссию формирует Минтранс России из представителей территориальных Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс».
График заседаний аттестационных комиссий утверждают на год и размещают на сайте ФБУ «Росавтотранс» в начале этого года.
Чтобы пройти аттестацию, специалист размещает на сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до даты аттестации заявку, в которой указывает:
- Ф. И. О.;
- дату рождения;
- СНИЛС;
- адрес электронной почты;
- почтовый адрес;
- предполагаемые дату, время и место аттестации.
В день аттестации специалист предоставляет в комиссию:
- заявление о прохождении аттестации, которое содержит: – Ф. И. О.; – дату рождения; – место жительства; – гражданство; – место работы и должность; – номер телефона; – адрес электронной почты; – почтовый адрес; – данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; – СНИЛС; – согласие на обработку персональных данных; – подпись;
- паспорт или иной документ, который удостоверяет личность, и его копию;
- документы об образовании и квалификации в соответствии с подпунктом 16.3пункта 16 приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 и их копии.
Аттестация проходит в форме тестирования из 20 вопросов с вариантами ответов. Специалисту дают 30 минут для ответов на все вопросы. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить на 18 вопросов.
Вопросы для тестирования используют из перечня вопросов, который утверждает Минтранс России по согласованию с МВД. Перечень размещают на сайте Минтранса России.
Внимание: перечень вопросов на аттестацию еще не утвержден. Решение о том, прошел специалист аттестацию или нет, комиссия оформляет протоколом
Выписку из протокола выдают специалисту по его запросу
Решение о том, прошел специалист аттестацию или нет, комиссия оформляет протоколом. Выписку из протокола выдают специалисту по его запросу.
Если специалист не прошел аттестацию, он может повторно подать заявку на аттестацию не ранее чем через семь рабочих дней после предыдущей аттестации.
Стажировка водителей в организации
По нашему опыту, примерно 80% предприятий, которые обязаны проводить стажировки для водителей, этого не делают. Чаще всего — не намеренно. Люди просто не знают о том, что такое стажировки водителей, для чего они нужны и какие штрафы могут наложить за отсутствие стажировок.
Это вопрос, в котором необходимо ориентироваться любому предприятию, в штате которого есть хотя бы один водитель. Организация стажировки водителей относится к функционалу специалиста, ответственного за обеспечение БДД в организации.
Поэтому давайте разбираться
О том, что такое стажировка водителей, говорит Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2021 г. N 59. Он определяет, что стажировка должна:
- закрепить и усовершенствовать знания и умения водителя для безопасной работы;
- помочь ему адаптироваться к новым условиям (например, смене маршрута).
Поскольку речь идет о безопасности, то стажировку водителей контролируют сразу два органа: Транснадзор и Минтруд (Ведомство по охране труда).
Какие водители должны проходить стажировку
Сразу скажем: лучше стажировать каждого водителя, которого вы принимаете на работу.
Есть мнение, что стажировка нужна не всем водителям. Давайте посмотрим. В упомянутом Приказе Минтранса N 59 перечислено несколько категорий водителей, которые должны проходить стажировку. Это люди, которые:
- впервые принимаются на работу на должность водителя;
- имеют перерыв в трудовой деятельности (именно водительской) больше года;
- при приеме на работу переходят с одного типа транспортного средства на другой (например, с легкового автомобиля на автобус);
- переводятся на новый маршрут (например, водители рейсовых автобусов).
Здесь вроде бы четко перечислены категории, но при этом есть законодательная «туманность», которую юристы трактуют по-разному.
Например, слова «впервые принимаются на работу на должность водителя» толкуют как «принимаются на работу впервые в этой компании». Тогда имеется в виду именно каждый водитель, которого вы берете на работу.
И судебная практика показывает, что такая юридическая трактовка — явление очень частое, со всеми вытекающими последствиями: штрафами и т.д.
Конечно, можно эти законодательные требования игнорировать, но есть же и просто здравый смысл. Вот вы приняли на работу водителя, по документам у него все нормально, и стажировку можно вроде бы и не проводить.
Но на деле: откуда вы знаете, как он ездит? Может, он права просто купил? Если он на служебном транспорте попадет в ДТП и обнаружится, что ему не хватает квалификации — отвечать будете вы, за то, что не обеспечили ему стажировку.
Не говоря о материальном ущербе и неожиданным проблемам, которые придется решать.
Надежнее проверять каждого водителя, которого вы принимаете: насколько он подготовлен? Пусть водитель-наставник поездит с ним 3-4 дня, и вам будет спокойнее, и проверок можно не бояться. Кстати, вам может пригодиться: Как правильно выбрать водителя-наставника?
Какие штрафы накладывают за отсутствие стажировки
Штрафы за отсутствие стажировки положены немаленькие. Причем привлечь вас могут по двум направлениям: как со стороны ОБДД, так и со стороны ОТ. Вот вам для наглядности небольшая табличка.
Судебная практика подтверждает такое положение дел.
Как оформляется стажировка
Правильное документальное оформление стажировки предполагает такие действия:
- Провести со стажером вводный и первичный инструктажи и внести соответствующие записи в Журнал регистрации инструктажей. Инструктажи проводят специалисты по БДД и ОТ.
- Разработать Положение о стажировке (не забудьте включить в него пункты о водителях-наставниках, чтобы не составлять потом о них отдельное положение). Издать Приказ об утверждении Положения.
- Составить Программу стажировки (для водителей автобусов нужна отдельная программа). Подробнее о том, как составляется такая программа, читайте здесь: Стажировка водителей: 5 важных вопросов.
- Издать Приказ о прохождении стажировки.
- Издать Приказ о назначении водителя-наставника и Дополнительное соглашение к трудовому договору этого водителя.
- По окончании срока стажировки подшить стажировочный лист к личному делу водителя. Этот лист должен храниться у работодателя не менее 5 лет.
- После успешного итогового испытания стажера издать Приказ о его допуске к самостоятельной работе.
- Издать Акт закрепления за новым водителем транспортного средства.
Если ваши водители проходят у нас обучение по специальности «Водитель-наставник», то шаблоны всех этих документов мы даем вам в подарок.
Испытание водителя вместо стажировки
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном пункте есть несколько важных нововведений:
1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.
2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.
Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2021 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.
Проведение стажировки водителей при приеме на работу
Что такое стажировка?
Нормативные акты о стажировке для водителей
Как проводится водительская стажировка?
Сколько должна длиться стажировка?
Оформление результатов стажировки
Как оплачивается стажировка?
Что такое стажировка?
Под стажировкой понимается период, когда работник либо приобретает необходимый опыт, повышая свою квалификацию, либо проходит испытательный срок перед приемом на работу.
В первом случае стажировка обычно касается студентов, курсантов и других учащихся профессиональных учебных заведений, которые на практике закрепляют знания и навыки, которые получили во время обучения.
Во втором же она проводится, если работник:
- впервые приступает к работе, в том числе и после окончания учебного заведения (в этом случае первые смены — от 2 до 14, в зависимости от сложности работы и уровня квалификации, — работник обязан отработать под наблюдением лиц из числа уже имеющих нужный опыт работы и назначенных приказом руководства);
- повышает квалификацию и проходит дополнительное обучение (в этом случае стажировка является частью учебного процесса);
- поступил на работу с условиями труда, квалифицированными как вредные либо опасные;
- не работал по специальности более года (при таком перерыве реальные навыки могут быть утрачены, и стажировка используется для их восстановления).
Применительно к водителям действуют оба случая. Во-первых, вновь принятый на работу водитель может первые смены отработать под руководством опытного сотрудника (а в некоторых случаях просто обязан это сделать).
Во-вторых, водитель может проходить курсы повышения квалификации, чтобы, к примеру, «открыть» новую категорию в водительских правах (например, с категории B перейти на C или D).
В-третьих, при длительных перерывах, переводах на другую модель машины или новый маршрут работодатель допускает водителя к самостоятельным перевозкам только после стажировки продолжительностью не менее 2 рабочих смен под руководством водителя-наставника.
Нормативные акты о стажировке для водителей
Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс.
К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание.
При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.
Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться.
Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.
Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и некоторые водители.
Нормативные акты о стажировке для водителей
Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.
Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.
Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и водители.
Наконец, к стажировке имеет отношение ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовывать работу водителей так, чтобы не были нарушены нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения как раз и является стажировка при приеме на работу.
ИТОГ.
Давайте подведем итог.
По моему мнению, вопрос вообще не решен. Ответ не ясен. И такое впечатление, что вопросов стало еще больше.
У вас нет такого ощущения?
Кстати многие интересуются листами испытаний стажировки водителей. Как они теперь должны выглядеть?
Ответ простой.
Утвержденной формы нет, но есть обязательные требования к сведениям, которые они должны содержать. Подробнее вы можете просто прочитать в пункте 12
Если вы хотите посмотртеь скан официального ответа, то оставляю ссылку на скачивание:
Скачать письмо-ответ
Если вы хотите самостоятельно сделать обращение, то сделать это можно на соответствующей странице Минтранса:
Вот ссылка на переход.
Подать обращение
И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.
Комментарии можете оставлять внизу.