15+ лучших курсов по развитию эмоционального интеллекта + бесплатные видеоуроки

Зачем развивать эмоциональный интеллект

Расскажу один случай.

Я читал книгу. Вдруг в комнату вошла моя сестра и включила какой-то сериал. Я не сдержался и сказал: «Выключи планшет или я его сломаю!»

Она только прибавила звук. Я вышел из себя и начал кричать. Мол, она мешает читать, пусть уходит в другую комнату.

Через пару минут к нам пришла мама. Выключила компьютер, отобрала у сестры планшет и забрала мою электронную книгу. В общем оставила нас без гаджетов.

Если бы я прочитал книгу Дэниела Гоулмана, то использовал бы его советы и усмирил бы свои эмоции.

Ушёл бы в другую комнату или договорился без криков.

Но тогда я ещё ничего не знал об эмоциональном интеллекте и сорвался. От этого стало хуже всем.

Если у тебя высокий EQ, ты:

  • легко справляешься со стрессом;
  • успешно борешься с вредными привычками;
  • можешь сдерживать гнев;
  • умеешь управлять людьми и работать в команде;
  • не ноешь по любому поводу;
  • сохраняешь спокойствие в трудных обстоятельствах;
  • пользуешься популярностью среди других людей.

Эмоциональный интеллект с самого детства

Работать над развитием навыка ученые рекомендуют чуть ли не с рождения

Важно, чтобы родители проговаривали эмоции и объясняли ребенку их причины. В отечественной культуре не принято говорить об испытываемых чувствах

Именно поэтому развитие эмоционального интеллекта для нас чрезвычайно важно и дается очень непросто. В десятилетнем возрасте ребенок уже может пройти полноценный тест, который сможет выявить, какие из аспектов ЭИ являются его сильными сторонами, а с какими стоит поработать усиленнее.

Экономика образования

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем

Сегодня российские ученые получили право на использование первой в нашей стране научно обоснованной объективированной методики диагностики эмоционального интеллекта MSCEIT-YRV для детей в возрасте 10-18 лет.

Тест был разработан командой профессоров Йельского университета и университета Нью-Гэмпшир Джоном Мэйером, Питером Сэловеем и Дэвидом Карузо в США. Применяется с 2014 года.

MSCEIT-YRV — инструмент оценки, который использует теоретическую модель ЭИ, основанную на способностях, для оценки развитости навыка у подростков. MSCEIT-YRV является уникальным подходом: вместо того, чтобы просить подростков высказать мнение об их собственных эмоциональных навыках, детей и подростков при заполнении теста просят решить эмоциональные проблемы путем выбора варианта, как он или окружающие могли бы себя чувствовать или вести при столкновении с разными ситуациями, вызывающими эмоции

Особое внимание было уделено языку и изображениям, использованным в тесте, которые должны соответствовать респондентам на конкретном уровне развития

«Эмоциональный интеллект детей легче поддается развитию, чем у взрослых, ведь эта способность в детстве еще находится в стадии формирования. Это доказано научными исследованиями», — отмечает Хлевная.

Кроме того, по ее словам, ранняя диагностика и развитие уровня эмоционального интеллекта у детей позволяет снизить у них вероятность асоциального и дезадаптируемого поведения и школьных проблем.

Швейцария и Австралия уже включили курсы по развитию эмоционального интеллекта в школьные программы, а в некоторых странах тестирование на уровень ЭИ входит в экзамен при поступлении в ряд высших учебных заведений. К примеру, будущие врачи и педагоги изначально должны обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта. Так что это направление становится все более востребованным, и можно ожидать, что развитие эмоционального интеллекта не останется модным увлечением, а будет базовым для многих направлений жизни.

Виды и особенности

Модель Майера-Саловея-Карузо

Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра:
 

  1. Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей (по внешним признакам – походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т.д.).
  2. Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность.
  3. Понимание эмоций — способность идентифицировать причину возникновения эмоций, видеть взаимосвязь между эмоциями и мыслями, уметь предвидеть эмоции в зависимости от ситуации, понимать роль эмоций во взаимоотношениях особенно сложные, неоднозначные чувства.
  4. Управление эмоциями — способность контролировать направление и интенсивность эмоций (как своих, так и у других людей) ради достижения необходимого результата. 

Модель Дэниела Гоулмана

В 1995 году вышла книга американского журналиста и психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая приобрела большую популярность во всем мире. В своем произведении автор опирался на теорию самостоятельного развития эмпатии и собственных эмоций, состоящую из пяти основных составляющих. Вот так можно перечислить составляющие:

  • Самосознание – это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей. 
  • Саморегуляция – умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок.
  • Мотивация – возможность применять разнообразные стимулы для осуществления положительного результата.
  • Эмпатия – умение ставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как и собственные.
  • Социальные навыки – применение навыков распознавания эмоций в процессе рабочего процесса либо решения конфликтных ситуаций.

Рувена Бар-Она

Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она была вынесена на всеобщее обозрение в Канаде в 1996 г. Согласно ей, абсолютно гармоничная личность обладает способностями, которые можно разделить на пять категорий.

Внутриличностная:

  1. Ассертивность – возможность предельно ясно и четко выражать собственное мнения, отстаивая при необходимости свои позиции, сохраняя при этом уважение к желаниям других людей.
  2. Самоуважение – способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, оставаясь в гармонии с собой.
  3. Независимость – возможность не зависеть от других в процессе вынесения какого-либо решения.
  4. Самоактуализация – раскрытие собственного потенциала посредством саморазвития, целеустремленности.
  5. Эмоциональная осознанность — это навык, позволяющий хорошо распознавать эмоции, в том числе и свои собственные, умение отделять позитивные от негативных, разбираться в источниках их возникновения.

Межличностная:

  • Эмпатия — это умение определять, понимать и воспринимать чувства окружающих людей.
  • Социальная ответственность — умение вести сотрудничество с представителями различных социальных групп вплоть до возможности взять на себя заботу об определенном человеке, когда требуется проявить высокие нравственные качества.
  • Межличностные отношения — это способность успешной вербальной и невербальной коммуникации с формированием полезных взаимоотношений, умение налаживать социальные контакты.

Адаптативная:

  1. Умение решать проблемы — умение распознавать и формулировать проблему для поиска эффективного метода ее решения. Требует интуитивных способностей и развитого логического мышления.
  2. Гибкость — способность вести себя в соответствии с текущей ситуацией, подстраиваясь под любые ее изменения.
  3. Оценка действительности — умение сопоставлять собственные чувства с реальным положением вещей.

Управление стрессом:

  • Стрессоустойчивость — способность противодействовать факторам стресса, не теряя при этом эмоциональной стабильности.
  • Контроль импульсов — зависящая от самодисциплины и волевого развития способность бороться с разного рода искушениями ради долгосрочного успеха.

Общее настроение:

  1. Оптимизм — умение не терять положительный настрой даже в нелегких ситуациях для последующего успешного решения проблем, способность видеть в последней определенную возможность чего-либо.
  2. Счастье (благополучие) — наполненность собственного внутреннего мира жизнестойкостью, воодушевлением, удовлетворением, гармонией и способность делиться подобным состоянием с близкими людьми.

Уровень эмоционального интеллекта

Как определить уровень Emotional Quotient у себя и окружающих.

ВЫСОКИЙ

  • Человек искренне интересуется другими людьми, их заботами и проблемами, пытается оказать посильную помощь. Он буквально считывает мимику и эмоции окружающих.
  • Индивид осознает причину своего плохого настроения, он понимает почему в данный момент расстроен, злится или испытывает чувство вины.
  • Находит силы и методы справляться с трудностями и неудачами. Любой человек может оказаться в состоянии стресса и определенный период переживать его последствия, но индивид с высоком эмо-интеллектом справляется с таким состоянием эффективно, без значительных психологических потерь.
  • Эмоционально развитые люди осознают сильные и слабые стороны, стараются развивать первые и искоренять (минимизировать) вторые.
  • Человек умеет отказывать в просьбах, которые ведут к ущемлению его собственных интересов.
  • Высокий уровень эмоционального развития не дружит с перфекционизмом. Человек уверен в себе и ничего доказывать другим не станет.
  • Человек умеет слышать собеседника, проникаться его словами, читать между строк. Формальное слушание не для него.

НИЗКИЙ

Людей с низким ЭИ можно опознать по следующим признакам:

  1. Они всегда готовы вступить в жаркий спор, требуя от собеседника серьезной аргументации. Остановится, подумать, проиграть такие личности не в состоянии.

  2. Человек часто обвиняет других в чрезмерной чувствительности. Это связано с привычкой неуместно шутить, критиковать, подкалывать, а ответ на просьбу прекратить эмоциональное насилие, возлагать вину за конфликт на другого.

  3. Человек с пониженным ЭИ абсолютно не понимает чувства другой личности. Он не видит, что собеседник расстроен, озадачен или смущен и не желает дальнейшего общения.

  4. Вина за все неудачи и трудности возлагается такими людьми на окружающих или обстоятельства. На себя ответственность принимать они не хотят, выступая в роли вечной жертвы.

  5. Переживает частые неконтролируемые эмоциональные вспышки. Человек не умеет, да и не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они не уместны либо нарушают комфорт других людей.

Люди с низким ЭИ пасуют перед неудачами, тяжело переживают их, впадают в депрессию, но менять ситуацию, действовать не хотят. Они редко имеют друзей и широкий круг общения.

В чем польза эмоционального интеллекта для учебы

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает школьникам лучше учиться и выстраивать надежные отношения со сверстниками и учителями. Как это происходит:

Ребенок адекватно реагирует на стресс. Вместо истерики из-за низкой оценки, он говорит, что ему обидно и интересуется, как это можно исправить.

Ребенок проявляет свои переживания и понимает эмоции других

Вместо неуместных шуток и сумбурных разговоров, он знает, как донести свою мысль и получить то, что для него действительно важно.
Ребенок стремится быть в контакте с учителями и одноклассниками
Легко знакомится с новыми людьми, проявляет внимание к собеседнику, сглаживает острые углы.
Ребенок владеет саморегуляцией, легко перемещает свое внимание. Умеет переключить внимание из игры на смартфоне на вопрос про Древний Рим.

Интересный факт!
Йельский центр эмоционального интеллекта несколько лет внедряет в школы свою программу

Исследования доказали, что несмотря на то, что у школьников стало меньше классических уроков, они стали лучше учиться, повысилась личная эффективность и навыки управления вниманием. А еще снизилась тревожность и количество конфликтов с буллингом.

Особенности

Понятие эмоционального интеллекта относится к способностям, с которыми человек может различать и контролировать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Также он представляет собой также способность использовать информацию, которая способствует появлению его собственных мыслей и действий. В этом определении подчеркиваются две существенные вещи: вовлечение когнитивных процессов, а также процессы, посредством которых собственные эмоции контролируются отдельно от эмоций других людей. Понимание этих факторов объясняет, зачем развивать эмоциональный интеллект.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

По данным Brighton School of Business and Management, EQ на работе в два раза важнее hard skills, а 44% опрошенных сотрудников считают именно этот показатель отличительной чертой эффективных лидеров. С высоким уровнем EQ вы сможете:

  • справляться с давлением и стрессом от работы;
  • эффективно управлять собой и другими во время переговоров;
  • добиваться от коллег того, что вам нужно;
  • заслужить уважение других;
  • мотивировать команду;
  • решать конфликты.

Обладатель высокого EQ редко попадает в конфликтные ситуации, а если попадает, то быстро из них выбирается. Он может четко объяснить свои чувства и, кажется, знает названия всех эмоций и даже их оттенков. Вам хочется попросить у него совета и поддержки, и вы точно знаете, что он найдет нужные слова. Подчинив себе эмоции, вы не только быстрее построите успешную карьеру, но и и получите больше удовольствия от работы.

Как развить эмоциональный интеллект

Для развития EQ существует много методов. В зависимости от возраста человека используются разные игры и упражнения. У детей развитие навыка происходит в игре. Разыгрывание сценок на сочувствие, эмпатию, контроль эмоций позволяет подрастающему поколению лучше владеть эмоциями.

Для подростков подойдут настольные игры, где по картинкам они будут определять модели правильного поведения, разыгрывать конфликтные ситуации

В подростковом возрасте очень важно контролировать свои эмоции и понимать чувства других. Когда подросток знает, кто он, чего он хочет, ему легче прожить такой сложный переходной возраст

О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме. Но отработать навыки в короткий срок и значительно повысить уровень EQ взрослому человеку можно только в группе. Идеальный вариант – посещение тематического тренинга.

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Теперь посмотрим, как развивать самостоятельно этот навык. Психолог Виктория Шиманская представляет 6 упражнений для развития EQ:

“Коробочка счастья” – создайте с ребенком или для себя мысленно такую коробочку. “Положите” в нее ассоциации счастья, которые можно понять с помощью органов чувств (улыбка, звук моря, сладкий фрукт, запах дождя в лесу, обнимашки). Язык эмоций – начните общаться в семье по формуле “Я хотел бы…” , “Я чувствую…”, “Я рад…”, “Я расстроен…” Какие чувства сегодня – игра на определение чувства дня. Каждый вечер выбирайте доминирующее чувство, для этого можно распечатать их перечень

Эмоциональные фото – важно делать семейные фото, подчеркивающие не события, а впечатления. Эмоции в красках – нарисуйте свои эмоции в разных цветах

Компас эмоций – приготовьте 8 карточек (радость, страх, интерес, вдохновение, удивление, гнев, доверие, сомнение). Называя ситуацию, положите в круг одну карточку перевернутой, другие игроки должны угадать, какая это эмоция.

Тренинг по развитию эмоционального интеллекта

Подкрепить теорию практикой вам поможет эффективная программа тренинга EQ. После ее освоения вы разберетесь, как прокачать навыки общения, научитесь разбираться в эмоциях, управлять ими, понимать микровыражения, уличать во лжи, сохранять спокойствие и эффективно устранять конфликтные ситуации.

Чему можно научиться, пройдя этот курс:

  • узнавать лживых людей, которые встречаются на работе и в личной жизни;
  • видеть проявление эмпатии и других скрытых эмоций;
  • умение “читать” собеседника;
  • определять, где произошла утечка информации;
  • умение не выставлять напоказ свои эмоции;
  • умение видеть манипулятора;
  • налаживать отношения в личной жизни;
  • стать уверенным в себе.

Стоимость обучения – 990 руб. Запись производится автоматически на сайте.

В течение 7 дней вы сможете вернуть деньги, если курс вас не устроит.

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны.

В любом случае, друзья, у вас есть несколько вариантов, каким путем пойти: вы можете совершенствоваться самостоятельно или купить за небольшие деньги курс и максимально быстро добиться результатов.

Также на levelself.ru есть статья, где собраны самые лучшие курсы по ЭИ.

Лучшие книги для повышения уровня эмоционального интеллекта

Чтобы развивать EQ, лучше всего, конечно, проходить специальные курсы, но также важно теорию совмещать с практикой. В психологии лучшими книгами по этой теме являются:

  1. Вероника Степанова “Психология без запретов!” – современный автор, в легкой форме описывающий успешное межличностное общение (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru | аудиокнига на ЛитРес).
  2. Джон Готтман и его несколько книг для родителей, супругов, позволят вам развивать силу эмоционального интеллекта в семье (электронные версии на ЛитРес | бумажные версии на labirint.ru).
  3. Дэвид Карузо “Эмоциональный интеллект руководителя” – отличное руководство для менеджеров проектов помогает уверенно себя чувствовать в переговорах и общении с подчиненными (бумажная версия на labirint.ru | аудиообзор книги на ЛитРес).
  4. Сергей Шабанов “Эмоциональный интеллект. Российская практика” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
  5. Радислав Гандапас “Полная Ж. Жизнь как бизнес проект” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru | аудиокнига на ЛитРес).
  6. Алексей Красиков “Я в порядке! Самопомощь при неврозах” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru | аудиокнига на ЛитРес).
  7. Коллектив авторов под редакцией Д. Люсиной и Д. Ушаковой “Социальный и эмоциональный интеллект” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).

Эмоциональная грамотность

Однако, есть еще один ученый Клод Штайнер, который ввел такой термин как эмоциональная грамотность. Под ней он понимает, что каждый человек, который хочет «легко плыть по течению» жизни должен уметь:

  • Осознавать свои чувства, не скрывать их от себя
  • Уметь сопереживать
  • Научиться управлению своими эмоциями, самоконтроль их
  • Необходимо научиться побеждать свои эмоции, объяснять их
  • Учиться принимать и понимать чужие чувства, и научиться взаимодействовать с другими людьми

Наверное, это и есть тот самый «ключ к успеху» во всех сферах жизни. Гармоничная личность обладает высокими показателями и IQ, и EQ.

Качества человека с высоким эмоциональным интеллектом

  • Харизма и обаяние
  • Коммуникабельность
  • Стрессоустойчивость
  • Высокая работоспособность
  • Ответственность
  • Результативность
  • Позитивное мышление

Уроки по развитию эмоционального интеллекта

Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения.

Задача курса: научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать.

Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков.

Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания

Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления.

Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные.В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень.

Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей.

Для счастья, по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха.

Насколько это возможно?

Это абсолютно возможно. По сути, EQ каждого человека – лишь набор определенных навыков, что по-английски означает «soft skills». Ученые доказали, что интеллектуальный коэффициент человека активно растет лишь в течение первых 20-ти лет жизни. Затем он либо остается на том же месте, либо падает. Однако глупо полагать, что успех в жизни определяется лишь тем, что нам удалось наработать в детстве. Иначе немногие люди смогли бы стать состоявшимися.

На помощь как раз таки и приходит EQ. В отличие от IQ (показателя разума) его развитие происходит на протяжении всего жизненного опыта, получаемого индивидуумом. Его повышение будет наблюдаться в любом случае. Но если приложить к этому процессу определенный объем усилий, конечный результат будет значительно лучше. Этот коэффициент во многом определяется следующими факторами:

  • среда «обитания» индивидуума (в основном условия, в которых он рос и развивался);
  • уровень осознанности (осознания себя и окружающего мира, действительности);
  • багаж знаний (практика показывает, что чем умнее человек в принципе, тем выше его EQ).

Хорошая новость в том, что развитие эмоционального интеллекта у опытных взрослых настолько же реально, насколько у детей. К несчастью, в мире нет волшебной пилюли, которая вмиг помогла бы стать развитым и счастливым. Но есть одно действенное средство – обучение, совершенствование и постоянная практика. Только через собственный труд можно научиться азам самоанализа и постичь глубочайшую психологическую науку.

Характеристики

Американским психологом Даниэль Големаном была разработана структура из пяти элементов, определяющих эмоциональный интеллект:

Самосознание. Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, хорошо понимают свои эмоции, поэтому не поддаются влиянию своих чувств. Им свойственна уверенность в себе, они доверяют своей интуиции, а эмоции держат под контролем. Они знают свои сильные и слабые стороны, они работают над собой, чтобы становиться лучше. Саморегулирование — это способность контролировать эмоции и импульсы. Развитие этого навыка помогает в решении проблемы, как развить эмоциональный интеллект самостоятельно. Люди, обладающие такой способностью, обычно не позволяют себе слишком сердиться или ревновать, и они не принимают импульсивных, неосторожных решений. Они думают прежде, чем действовать. Характеристики саморегуляции: задумчивость, целостность и способность сказать «нет». Мотивация. Люди с высокой степенью эмоционального интеллекта обычно мотивированы. Они готовы отложить немедленные результаты для долгосрочного успеха. Они очень продуктивны, любят вызов и очень эффективны в том, что они делают

Эмпатия — это, пожалуй, второй по важности элемент эмоционального интеллекта. Эмпатия — это способность идентифицировать и понимать потребности, эмоции и точки зрения окружающих

Люди с эмпатией хорошо понимают чувства других, даже когда эти чувства могут быть не очевидны. Они избегают стереотипов и слишком поспешных выводов.Она лежит в основе того, как развивать эмоциональный интеллект. Социальные навыки: таким людям обычно легко общаться, они нравятся окружающим, что является еще одним признаком высокого эмоционального интеллекта. Такие люди хорошо работают в команде, помогая развиваться другим. Они могут управлять спорами, быть прекрасными коммуникаторами и быть главными при построении и поддержании отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector