Социальное партнерство в сфере труда

Структуры

Органами социального партнерства являются специальные комиссии. Они обеспечивают регулирование отношений, возникающих в рамках профессиональной деятельности, ведение переговоров, подготовку проектов коллективных соглашений, их заключение. Комиссии участвуют в контроле выполнения условий договора на равноправной основе. В эти органы социального партнерства входят уполномоченные лица от нанимателя и сотрудников. В зависимости от ступени, деятельность комиссий осуществляется в соответствии с конкретным законодательством или нормативными актами. Так, на федеральном уровне формируется трехсторонний орган. Он действует постоянно в соответствии с ФЗ. В качестве членов этой комиссии выступают уполномоченные лица от общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, а также Правительство страны. Трехсторонние структуры могут образовываться и в субъектах РФ. Они осуществляют деятельность в соответствии с положениями региональных законов. На территориальной ступени формируются комиссии, работа которых регламентируется нормативными актами субъектов, а также Положениями, утверждаемыми представительными местными институтами. На отраслевом уровне образуются комиссии, в функции которых входит ведение коллективных переговоров, подготовка проектов межотраслевых соглашений, а также их заключение. Такие структуры могут быть как федеральными, так и региональными. Аналогичные положения действуют и для организаций. Является органом социального партнерства комиссия, уполномоченная вести коллективные переговоры, разрабатывать соглашения. Они также могут участвовать в урегулировании конфликтов между сотрудниками и нанимателем.

Основные понятия

СП начало формироваться в 20 веке, когда стало ясно, что антагонизм рабочего класса и работодателя не приводит ни к чему хорошему. Тогда же активно начали развиваться профсоюзы, являющиеся эффективным инструментом для отстаивания прав трудящихся. СП – это целая культура, наиболее развитая в европейских странах. Рассмотрим основные понятия партнерства.

Коллективный договор

Коллективный договор фиксирует договоренности между трудящимися и работодателем. Обычно это соглашение касается таких вопросов, как:

  • Размер зарплат и разного рода компенсаций.
  • Порядок увеличения зарплаты в зависимости от инфляции.
  • Порядок выплаты компенсаций при сверхурочной службе, работе ночью и в выходные.
  • Занятость сотрудников.
  • Длительность рабочего дня (в том числе для отдельных категорий сотрудников).
  • Продолжительность оплачиваемого отпуска.
  • Охрана труда.
  • Обязательства участников соглашения перед друг другом.

Соглашение заключается между предпринимателем и профсоюзом или представителем сотрудников.

ВНИМАНИЕ! Коллективный договор не может противоречить закону. Он не должен ухудшать положение трудящихся

Коллективные переговоры

Именно на коллективных переговорах принимаются различные соглашения. Инициировать их может представитель любой из сторон. Для этого нужно отправить соответствующее уведомление. Сторона, получившая его, обязана вступить в переговоры в течение недели. Для ведения мероприятия нужно собрать комиссию из представителей сторон. Также устанавливается повестка собрания.

ВАЖНО! Трудящиеся имеют право подкреплять свои требования митингами и пикетами, проведенными в свободное от работы время

Коллективный договор

Он представляет собой нормативный акт, которым регулируются социально-трудовые отношения на предприятии, заключаемый представителями работодателей и работников. При недостижении согласованности по отдельным разделам проекта соглашения на протяжении 3-х месяцев с даты начала переговоров участникам необходимо подписать договор на условиях, по которым достигнуто согласие, составив при этом протокол разногласий. Последние могут впоследствии вноситься в повестку других переговоров. Коллективный договор может подписываться на предприятии в целом, в его филиалах или иных структурных подразделениях. В последних случаях в качестве представителей нанимателя выступают руководители этих отделений.

Формы и принципы социального партнёрства в организации

Различают следующие формы СП:

  • Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
  • Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
  • Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
  • Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.

Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.

Базовые принципы СП:

  • Каждый из участников имеет право начать переговоры.
  • Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
  • Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
  • Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
  • Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
  • Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
  • Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
  • Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
  • Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.

Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.

Организация социального партнёрства в компании

Основа социального партнерства – это договор между участниками трудовых отношений. В ГК РФ не указаны специальные требования к этому соглашению. Составляется он обычно по следующей схеме:

  • Название.
  • Дата создания.
  • Вступление: наименование участников, представителей.
  • Предмет соглашения.
  • Права и обязанности профсоюза.
  • Права и обязанности работодателя.
  • Порядок выполнения обязательств.
  • Наказание за неисполнение пунктов договора.
  • Срок действия соглашения.
  • Порядок рассмотрения возникающих конфликтов.
  • Реквизиты и подписи.

Законодательством не предусматривается строгих правил относительно оформления социального партнерства. Однако все же стоит указать в соглашении все подробности для комфорта самих же участников.

Договор о СП предполагает особый характер. В связи с этим требуется совершить некоторые дополнительные шаги для корректного оформления партнерства:

  1. Разработка плана взаимодействия между участниками.
  2. Согласование плана с заинтересованными сторонами (к примеру, с органами местного самоуправления).
  3. Составление основного и дополнительного договора.

Каждый шаг должен быть согласован со сторонами-участниками.

Преимущества

Социальное партнёрство в организации выгодно не только для трудящихся, но и для тех руководителей, которые заинтересованы в развитии компании. Главная польза партнерства – создание такой атмосферы, в которой сотрудник чувствует себя ответственным за благополучие предприятия. Компания перестает восприниматься как нечто чужое и враждебное, так как трудящийся принимает непосредственное участие в ее развитии. Все это благоприятно сказывается на лояльности работников, показателях их трудоспособности, инициативности. Работникам СП выгодно потому, что помогает отстаивать законные интересы правовым путем. Несмотря на все выгоды, система соцпартнерства в России развита плохо.

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Государство: участник или внешний наблюдатель?

Понятие стороны и значение социального партнерства не предполагает непосредственного участия государства в диалоге, который ведут заинтересованные субъекты. Властные структуры призваны:

  • создать законодательную базу для соцпартнерства;
  • обеспечить минимальные права и гарантии для работников;
  • создать систему страхования специалистов.

Государство выступает не как сторона диалога, а как внешний координатор, который способствует формированию независимых органов партнерства, защищает интересы общества в целом, учитывает интересы сотрудников и нанимателей и разработке государственной политики.

Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве? Это зависит от особенностей ситуации и уровня ведения диалога. Внутренние споры на предприятии решаются путем диалога представителей администрации и персонала. Для обсуждения проблем федерального уровня привлекается третий независимый субъект – комиссия по социально-трудовым вопросам.

Представители стороны работодателей

Сторона работодателя чаще всего представляется:

  • руководителем (директором) компании;
  • предпринимателем (ИП);
  • уполномоченным представителем нанимателя.

Законодательством не запрещено исполнение обязанностей стороны работодателя уполномоченным лицом, при этом окончательный вердикт будет принимать сам руководитель компании. Тем уполномоченным лицам, кто участвует в системе социального партнерства необходимо четко знать законодательные положения, регламентирующие порядок ведения переговоров по вопросам социального партнерства. Сторона работодателя как никто заинтересована в мирном урегулировании возникающих конфликтов, ведь от стабильности в трудовом коллективе зависит производительность труда, и, соответственно, рост прибыли.

Если социально-трудовые конфликты невозможно разрешить внутренними коллективными переговорами, тогда проблема выносится на более высокий уровень. Полномочия стороны работодателя передаются сообществу предпринимателей, при этом допустимо отсутствие прямого участия руководителя компании в этом сообществе.

Действие соглашения

Коллективный договор может заключаться на период не больше 3-х лет. Он вступает в действие с даты его подписания участниками, либо со дня, определенного в условиях. Стороны могут продлить срок, но не более чем на 3 года. Действие положений документа распространяется на всех сотрудников конкретного предприятия, его филиала либо другого структурного подразделения. При изменении названия компании, расторжении контракта с руководителем действие коллективного договора сохраняется. В случае реорганизации (преобразовании, слиянии, разделении, присоединении, выделении) он обладает силой на протяжении всего ее периода. При изменении типа собственности предприятия коллективный договор продолжает действовать в течение 3-х мес. с даты перехода прав к другому субъекту. В указанных двух последних случаях любой из участников соглашения может направить другому предложение о заключении нового акта либо продлении действующего на период до 3-х лет. При ликвидации предприятия соглашение сохраняет силу на весь ее срок.

Правоприменение

Не могут быть предметом социального партнерства правоотношения, выходящие за его рамки. Так, не могут быть разрешимы в договорном порядке правоотношения, связанные с государственным регулированием трудовых отношений, а именно:

  • правоотношения, связанные с госконтролем и по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
  • нормы трудового права в целом;
  • специфика рассмотрения трудовых споров в судебных инстанциях;
  • отношения по разрешению трудовых споров в суде;
  • отношения, связанные с обязательным социальным страхованием.

Однозначно в сферу действия социально-правового партнерства попадают:

  • правоотношения, связанные с добровольным социальным страхованием;
  • полномочия профсоюзов;
  • досудебный порядок урегулирования трудовых споров.

О профсоюзах

Профессиональные союзы на защите прав работников

Трудовые коллективы с любой формой прав владения на определенное имущество или ценности для осуществления на практике своих законных прав на работу избирают своих представителей, выражающих мнение команды. Их действия определяются ТК РФ ст.29 и другими Федеральными законами.

Создаваемые партнерства нужны для разрешения спорных, проблемных задач. Рабочая миссия здесь представлена членами профсоюза и избранниками из состава работающей команды, людьми, хорошо знающими проблемы изнутри хозяйственной, производственной, общественной жизни.

Профессиональные союзы являются самостоятельной общественной структурой, объединяют людей на добровольных началах. Членов этого объединения связывает общая заинтересованность в сфере трудовой производственной деятельности, в сфере обслуживания и в других областях человеческой жизни.

Самостоятельная общественная организация разрабатывает и утверждает правила, уставы, создает профсоюзные руководящие комитеты, предназначает полномочия этих органов, проводит мероприятия.

При обнаружении нарушений члены профсоюзов имеют право указать на недостатки и настаивать на исключении злоупотреблений, направив претензию на имя работодателя, который обязан в короткий срок (не более недели) сообщить об итогах рассмотрения жалобы и мерах по устранению неполадок.

Закон позволяет профсоюзам создавать свои трудовые инспекции и предоставлять им определенные функции. Инспекторы могут проверять организации, предприятия на предмет соответствия законным документам. Осуществляется сотрудничество, обмен мнениями с исполнительной ветвью власти, контролирующей воплощение кодекса о труде.

Профсоюз надежно представляет работников в социальном партнерстве.

Ярлыки

  • аттестация персонала
    (2)
  • безвизовые иностранцы
    (5)
  • безработица
    (8)
  • Бюллетень «Судебная практика по трудовым спорам»
    (2)
  • Верховный Суд РФ
    (1)
  • военнослужащие
    (1)
  • вредные условия труда
    (1)
  • выплаты при увольнении
    (6)
  • дисциплинапная ответственность судьи
    (1)
  • Дисциплинарное судебное присутствие
    (1)
  • должностные инструкции
    (1)
  • дополнительные условия трудового договора
    (3)
  • задержка заработной платы
    (1)
  • заработная плата
    (4)
  • защита трудовых прав
    (35)
  • защита чести достоинства и деловой репутации
    (4)
  • звание «Ветеран труда»
    (1)
  • изменение существенных условий труда
    (4)
  • изучаем гражданское право
    (6)
  • изучаем трудовое право
    (11)
  • инвалиды
    (2)
  • иностранцы
    (3)
  • искусство самозащиты
    (4)
  • истории из жизни
    (3)
  • компенсация за неиспользованый отпуск
    (3)
  • компенсация за несоблюдение сроков судопроизводства
    (1)
  • консультации по трудовому праву
    (20)
  • конфликты на работе
    (5)
  • материальная ответственность
    (4)
  • материальная ответственность главного бухгалтера
    (2)
  • мое творчество
    (2)
  • Моральный вред
    (2)
  • Мосгорсуд
    (1)
  • мотивация персонала
    (1)
  • МРОТ
    (1)
  • невыплата заработной платы
    (2)
  • незаконное увольнение
    (1)
  • новое в законодательстве
    (30)
  • новости
    (2)
  • Нормативно-правовые акты
    (13)
  • образцы исковых заявлений
    (11)
  • оплата труда
    (1)
  • отказ в прием на работу
    (2)
  • отпуск
    (5)
  • отпуск по уходу за ребенком
    (3)
  • охрана труда
    (3)
  • ошибки в документах
    (2)
  • ошибки работника
    (6)
  • ошибки работодателя
    (1)
  • педагогические работники
    (1)
  • перевод работника
    (1)
  • передача должности
    (1)
  • перемещение работника
    (1)
  • поиск работы
    (2)
  • порядок исчисления нормы рабочего времени
    (1)
  • пособие по временной нетрудоспособности
    (1)
  • пособия
    (4)
  • пособия по беременности и родам
    (4)
  • постановления ВАС РФ
    (1)
  • правоохранительные органы
    (1)
  • предпринимательство
    (1)
  • премии
    (1)
  • проверка организации
    (1)
  • проверка трудовой инспекции
    (1)
  • прогул
    (2)
  • прожиточный минимум
    (4)
  • простой
    (1)
  • профсоюз
    (1)
  • работодателю на заметку
    (17)
  • разъяснения ВС РФ
    (2)
  • самореализация
    (1)
  • Северная надбавка
    (1)
  • собственный бизнес
    (2)
  • соглашение сторон
    (2)
  • сокращение штата
    (6)
  • соцзащита
    (4)
  • срок исковой давности
    (1)
  • срочный трудовой договор
    (2)
  • статьи
    (1)
  • статьи по трудовому праву
    (1)
  • субсидии
    (2)
  • суд
    (2)
  • судебная практика
    (2)
  • судебная практика по гражданским делам
    (5)
  • судебная практика по трудовым спорам
    (66)
  • судебный прецедент
    (2)
  • текучесть кадров
    (1)
  • теневые трудовые отношения
    (3)
  • трудовая книжка
    (4)
  • трудовой договор
    (7)
  • трудовой договор с иностранцем
    (1)
  • трудовые отношения
    (11)
  • трудоустройство
    (3)
  • увольнение
    (22)
  • увольнение за появление в состоянии алкогольного опьянения
    (4)
  • увольнение после декретного отпуска
    (1)
  • удлиненные отпуска
    (1)
  • Федеральная служба по труду и занятости
    (1)
  • ФСС
    (4)
  • хамство на работе
    (1)
  • центр занятости
    (5)
  • штраф за нарушение законодательства
    (4)
  • электронное правосудие
    (1)

Ключевые положения социального партнерства

Государство в обязательном порядке, при осуществлении нормативного регулирования трудовых и прочих отношений, которые имеют непосредственную связь с упомянутыми, должно руководствоваться именно принципами социального партнерства.

Статья 24 трудового кодекса содержит официальный перечень ключевых принципов. К ним относятся:

  • Равноправие участников.
  • Учет интересов и взаимное уважение участников.
  • Интерес участников в участии в договорных отношениях.
  • Способствование со стороны государства в становлении и упрочнении социального партнерства, основываясь на принципах демократии.
  • Соблюдение участниками и лицами, поддерживающими их, законов и прочих регулирующих положений
  • Полномочность представителей участников.
  • Свобода выбора при рассмотрении вопросов, относящихся к сфере труда.
  • Произвольное принятие участниками на себя тех или иных обязательств, а также реальность данных обязательств.
  • Внимательное соблюдение коллективных договоров и соглашений.
  • Ответственность участников и их представителей в случае несоблюдения положений коллективных соглашений и договоров, при условии, что вина лежит на самих участниках.

Приведенные выше положения объединяет принципы взаимодействия сторон социального партнерства. Кроме того к последней группе положений стоит также относить принципы содействия государства в упрочнении и становлении партнерства социального значения основанного на основании демократических принципов, взаимного учета интересов и уважения участников.

Замечание 1

Стоит помнить, что, в сущности, принципы соблюдения участниками и их представителями правоустанавливающих положений и прочих регулирующих актов, которые так или иначе относятся к нормам трудового права, неизменности соблюдения коллективных договоров, соглашений, контроля за соблюдением норм установленных коллективных договоров, соглашений и ответственности участников за несоблюдение по их вине коллективных договоров, соглашений, имеют общеправовое значение и не могут рассматриваться как специфические, конкретно для отношений социального партнерства, а также в качестве самостоятельных элементов характеристики социального партнерства.

Кроме того в отношениях трудового коллектива его участники неизменно обязаны следовать установленному регламенту не только относительно нормативных правовых актов регулирующих отношения конкретной области, но и прочие требования законодательства.

Требования заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, и реальности обязательств, которые принимает на себя участник отношений, являются некими отдельными принципами и имеют больше моральное и экономическое значение, нежели правовое. Это связано со сложностью, используя исключительно средства права, доказать следование данным положениям.

Замечание 2

К слову, поскольку участниками конкретных правоотношений социального партнерства выступают не стороны этого партнерства непосредственно, а лица, выступающие посредниками, то и обсуждение степени заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, довольно затруднительно, а по отношению к работодателю не имеет смысла в принципе. Кроме того, остается непонятным будет ли соблюдаться данное положение в случае, если работники отрицательно настроены на ведение диалога с руководящим составом того или иного предприятия, а лица, представляющие организацию имеют заинтересованность в заключении соглашения с работодателем, даже если руководитель дискредитировал себя.

Вышеописанное указывает на необходимость определения комбинации подобных положений социального партнерства, которые могли бы способствовать описанию данного института в роли самодостаточного в рамках системы трудового права.

Философская категория социального договора применительно к трудовым правоотношениям

Демократизация и либерализация общественных отношений влечет за собой переосмысление трудовых отношений между работниками и работодателями. В ходе перестройки правоотношений место капиталистического диктата работодателя или коммунистического диктата власти занимают правоотношения, завязанные на диалоге, призванном уравновесить соотношение сил в трудовых правоотношениях. Как следствие, органы власти различных уровней вступают в эти правоотношения в качестве верховного регулятора, определяющего не частные, а общие вопросы трудовых правоотношений.

Безусловно, «социальное партнерство» всего лишь веяние времени, поскольку истинное партнерство между работодателями и наемной рабочий силой попросту невозможно в виду антагонистичности их интересов. То есть понятие «социальное партнерство» — это в большей степени философское направление трудового права, нежели прикладное. Однако некоторые аспекты трудового партнерства могут быть внедрены в практику, поскольку при общей антагонистичности интересов в некоторых направлениях интересы работодателей и работников могут и совпадать, хотя и по разным основаниям.

Так, для работодателя важно получение прибылей и сверхприбылей при относительно недорогой стоимости рабочей силы, в то время как работники заинтересованы в стабильности работы, получении заработной платы и хотя бы минимальной социальной защищенности. Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов

Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту

Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов. Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту.

Представители стороны трудящихся

Трудовым кодексом определено понятие стороны и значение социального партнерства, исходя из положений ТК РФ, сторону работников представляют профсоюзные организации. Они могут быть:

  1. Традиционные. Это комитеты, сформировавшиеся на локальном уровне под командно-административным началом. В профсоюзный состав входят работники одного предприятия. Председатель комитета, выбранный на общем собрании коллектива, возлагает на себя обязательства по решению конфликтных социально-трудовых ситуаций, возникающих в процессе работы.
  2. Альтернативные (новые). Это профсоюзные комитеты, сформировавшиеся на фоне массовых забастовок. Они исполняют функции стороны трудящихся в социальном партнерстве на федеральном, региональном и территориальном уровне.

Гарантии для представителей работников

Интересы работников в соцпартнерстве представляют:

  • профсоюзные органы — чаще всего;
  • непрофсоюзные выборные органы.

От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.

В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:

  • общероссийского;
  • регионального;
  • отраслевого или межотраслевого;
  • локального, представленного первичной профсоюзной организацией.

Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. ТК РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:

  • в профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
  • существует несколько профсоюзов и они образовали единый орган, представляющий интересы большинства работников;
  • общее собрание работников поручило профсоюзной организации ведение переговоров от имени всего их коллектива.

Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:

  • отсутствия профсоюзной организации;
  • наличия нескольких профсоюзных органов, в которых (по отдельности или совместно) состоит менее половины работников, когда ни одному из этих органов не поручено представительство от имени коллектива.

Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):

  • помещением, подходящим для офисной работы в нем;
  • необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
  • возможностью размещения информации об осуществляемой деятельности.

Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):

  • освобождение от основной работы на период переговоров, но не больше, чем на 3 месяца;
  • сохранение места работы и средней зарплаты на этот период;
  • компенсацию всех затрат, понесенных в связи с участием в переговорах, в т. ч. на оплату услуг приглашенных сторонних специалистов, если такое условие содержится в заключенном в результате переговоров соглашении;
  • привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя только по согласованию с уполномочившим их быть представителем коллективом (органом), если дисциплинарный проступок не является грубым, допускающим увольнение за его совершение.

О существующих видах ответственности за дисциплинарные проступки и о тех нарушениях, которые относятся к грубым, подробнее читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».

Основные принципы социального партнерства

С помощью гражданского сотрудничества сглаживаются противоречия социально-трудовой сферы. Невозможно урегулировать господствующую частную собственность, в условиях соперничества труда и капитала.

Без основных принципов, на которых основано социальное партнерство, не достигнуть настоящего эффекта в любой деятельности общества:

  • равноправия между сторонами, вправе каждого инициировать переговорный процесс;
  • взаимоуважения с учетом интересов партнеров;
  • заинтересованности участников в договоренности;
  • государство содействует и укрепляет развитие демократических отношений;
  • фигуранты соблюдают утверждения из законодательства, нормативные акты по трудовому праву, выполняют требования подписанных соглашений;
  • полномочия представителей подтверждают документально протоколом, приказом;
  • рассматриваются любые вопросы из производственной сферы в соответствии с ТК;
  • обязательства принимаются в добровольном порядке, угрозы и принуждения исключены;
  • фискальные, надзорные органы контролируют выполнение коллективного договора;
  • на стороны накладывается ответственность за нарушения в трудовых соглашениях.

Когда нужно проводить индексацию заработной платы? Смотрите тут.

Для следования в соответствии с принципами существует порядок, где властвует закон и право, всегда видны внешние проявления взаимодействий в обществе.

Уровни

Прежде всего, ТК разделяет социальное партнерство по уровням:

  • федеральным – регулирующим отношения;
  • региональным – устанавливающих порядок в районах;
  • отраслевым – управляющим конкретной отраслью;
  • территориальным – функционирующим в населенном пункте;
  • локальным – работающим на определенном предприятии.

Что такое социальное партнерство? Смотрите видео:

Формы

Взаимоотношения на любом уровне должны осуществляться на основании законодательных актов, а деловая, экономическая деятельность представлена в следующих формах:

  • договора составляются в условиях коллективных переговоров;
  • проведение взаимных консультаций в случае споров профсоюза с работодателем;
  • совместное управление предприятием рабочими, профсоюзом во главе администрации;
  • примирение в досудебном порядке работников с работодателями.

Представители работников

Интересы работников в соцпартнерстве представляют:

  • профсоюзные органы — чаще всего;
  • трудовой арбитраж;
  • непрофсоюзные выборные органы.

От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.

В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:

  • общероссийского;
  • регионального;
  • отраслевого или межотраслевого;
  • локального, представленного первичной профсоюзной организацией.

Объединенные (общероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые) органы создаются путем включения в них пропорционального количества представителей каждого профсоюза или делегированием полномочий наиболее представительному из них. Предполагается, что участвующие в переговорах представители нескольких коллективов работников предварительно вырабатывают единую позицию по вопросам, в отношении которых ведутся коллективные переговоры, и фактически представлены единым органом.

Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. ТК РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:

  • в профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
  • существует несколько профсоюзов и они образовали единый орган, представляющий интересы большинства работников;
  • общее собрание работников поручило профсоюзной организации ведение переговоров от имени всего их коллектива.

Трудовой арбитраж — представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:

  • отсутствия профсоюзной организации;
  • наличия нескольких профсоюзных органов, в которых (по отдельности или совместно) состоит менее половины работников, когда ни одному из этих органов не поручено представительство от имени коллектива.

Итоги

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Соцпартнерство — важная составляющая взаимодействия работников и работодателей, являющихся основными сторонами этого процесса, позволяющая расширить границы их взаимного участия в деятельности, осуществляемой работодателями. В определенных ситуациях соцпартнерство приобретает особое значение для уровня государственного управления, и тогда государство становится третьим участником переговоров, осуществляемых в рамках соцпартнерства.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector