Комиссия по трудовым спорам

Какие вопросы разрешает комиссия?

Согласно статье 385 ТК, в компетенции КТС находится разрешение вопросов материального или нематериального характера, разногласий между руководством и членами трудового коллектива, возникшие в большинстве случаев на фоне незнания основ законодательства. К таким можно отнести споры относительно:

  • исчисления заработной платы, премиальных и т.п.;
  • порядка расчета дополнительных выплат, например, командировочных или сверхурочных;
  • нарушений пунктов трудового договора;
  • неправомерного применения взысканий дисциплинарного характера;
  • прочих индивидуальных трудовых вопросов, когда руководство и коллектив не могут договориться самостоятельно.

Остальные конфликты должны разрешаться в судебном порядке:

  • восстановление в должности при неправомерном увольнении, а также в прежней должности по иным обстоятельствам;
  • установление и начисление выплат компенсационного порядка, связанных с неправомерным увольнением, за дни вынужденного отсутствия на рабочем месте (разницы в окладах при понижении в должности).

Хотя комиссия по этим вопросам не вправе вынести окончательный вердикт, но должна рассмотреть жалобу в досудебном порядке. Дело рассматривается сначала КТС и только затем передается в суд.

Подсудность по трудовым спорам

Собираясь судиться с работодателем, нужно понимать, в какой суд направлять исковое заявление. Выбор происходит с учетом подсудности, в России есть несколько ее видов, по отношению к трудовым спорам применимы следующие:

  1. Родовая подсудность — по судам различных звеньев. Так, мировой суд может решать вопросы трудовых споров, если они относятся к категории индивидуальных и не связаны с вопросами восстановления уволенного сотрудника в должности. Районный суд может разрешать коллективные трудовые споры и конфликты, связанные с восстановлением работника в должности.
  2. Территориальная подсудность. Вызывает больше всего трудностей, для их разрешения нужно обращаться к юристу. Бывает так, что работодатель условиями договора определяет решение споров в судебном порядке по месту юридического адреса.

Существует альтернативная территориальная подсудность, которая регламентируется п.6 ст. 29 ГПК РФ. Согласно ей, работник может подавать иск в суд по месту своего жительства.

Если вы решаете инициировать судебное разбирательство по поводу нарушения ваших прав, установленных ТК РФ, обратитесь к нашим адвокатам. Они помогут определиться с подсудностью, составят грамотно иск, способствуют созданию хорошей доказательной базы. Если необходимо, юрист может представлять интересы клиента в суде. Также специалист подскажет, как обжаловать судебное решение в случае несогласия с ним и что делать, если работодатель не подчиняется решению суда. Люди, обратившиеся к юристам за помощью, имеют больше шансов отстоять свои права, добиться выплаты зарплаты, восстановиться на работе.

Что разрешено делать КТС для выяснения обстоятельств и вынесения решения

  • Вызывать и опрашивать свидетелей
  • Требовать нужные документы
  • Приглашать экспертов и специалистов

Работодатель обязуется предоставить запрошенные документы в указанный членами комиссии срок.

В процессе разбирательства необходимо вести протокол. Его подписывает председатель КТС или его заместитель. Затем на документе ставят печать. В протоколе фиксируется:

  • дата заседания;
  • состав членов комиссии;
  • объяснения подавшего заявление;
  • возражения другой стороны;
  • пояснения свидетелей и экспертов.

Работник вправе отказаться от рассмотрения на любой стадии или написать соответствующее заявление.

Комментарий к статье 388 ТК РФ

1. Тайная форма голосования, определяющая порядок принятия решения КТС, обеспечивает свободное волеизъявление членов комиссии, что, несомненно, влияет на объективность и справедливость принимаемого решения. Если при проведении голосования голоса членов комиссии разделились поровну, решение считается непринятым. Работник вправе обратиться за разрешением трудового спора в суд.

2. Законодателем определены требования, которым должно отвечать принимаемое КТС решение.

В отношении работника согласно ст. 388 в решении указывается должность, профессия или специальность. Когда трудовая функция работника определена в трудовом договоре конкретным видом поручаемой работнику работы, что соответствует требованиям ст. ст. 15, 57 ТК, то это также указывается в решении КТС.

В решении отражается существо спора или предмет спора, т.е. указывается, в чем конкретно состоит спор, каковы предъявляемые работником требования. Отметим, что фиксируются не только заявленные работником требования, поступившие на рассмотрение комиссии, например о признании наложенного дисциплинарного взыскания в виде замечания неправомерным, но и требования, сделанные работником на самом заседании комиссии. Последние могут быть как самостоятельными, например об оплате сверхурочной работы, так и производными от основного требования, например о выплате премиального вознаграждения, которого работник лишен в связи с совершением дисциплинарного проступка и объявлением ему дисциплинарного взыскания — замечания.

3. В отношении рассматриваемых на заседании требований работника комиссия принимает решение. Решение КТС должно быть выражено в категорической и четкой форме, не позволяющей толковать его по-другому или уклониться от его исполнения. В решении по денежным требованиям указывают точную сумму, причитающуюся работнику. Если же при подсчете комиссией денежной суммы допущена счетная ошибка, то, по нашему мнению, полагаем, что КТС может вернуться к разрешенному спору для уточнения суммы, подлежащей взысканию.

4. К решению КТС предъявляются требования законности и обоснованности. Решение КТС выносится со ссылкой на действующее законодательство: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ, законодательство субъектов РФ, локальные нормативные акты организации.

5. Законодательство не закрепляет права КТС использовать аналогию закона и аналогию права в случае обнаружения пробела в правовом регулировании трудовых отношений. Полагаем, что поскольку комиссия призвана разрешать индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, то в случае, если спорное отношение входит в сферу правового регулирования, по нашему мнению, она вправе применить аналогию, что обеспечивает защиту прав и интересов работника. Например, необоснованное перемещение работника повлекло снижение получаемого им ранее заработка. Статья 234 ТК, определяющая обязанность работодателя возместить работнику неполученный заработок в случае незаконного лишения возможности трудиться, говорит о незаконном отстранении от работы, увольнении или переводе на другую работу, но не регулирует вопроса о неправомерном перемещении работника. В целях защиты права работника на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором, следует признать, что КТС в данном случае может применить положения ст. 234 ТК и возложить на работодателя обязанность возместить работнику не полученный им заработок в связи с неправомерным перемещением.

6. Как при рассмотрении спора комиссией по существу, так и при отказе в рассмотрении в силу неподведомственности спора мнение комиссии облекается в форму решения.

7. Решение, принятое комиссией, подписывается всеми ее членами, присутствующими при рассмотрении спора. Принятие решения завершает рассмотрение спора в КТС.

Копии решения КТС, подписанные и заверенные печатью, в течение трех дней со дня принятия решения вручаются работнику и работодателю или их представителям.

Комментарий к статье 387 ТК РФ

1. На практике регистрация заявлений работников производится в журнале. С записью, произведенной в журнале о регистрации поданного заявления, работник вправе ознакомиться. Регистрация возможна также на карточках, в компьютере.

2. Обязанность комиссии разрешить спор по существу в 10-дневный срок обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенного права работника. Дата проведения заседания определяется КТС. Работник и работодатель об этом своевременно информируются.

3. Работник может взять свое заявление обратно или отказаться от предъявляемого к работодателю требования на заседании КТС.

Работнику трудовым законодательством не предоставляется свободное от работы время для присутствия на заседании комиссии в связи с рассмотрением трудового спора. Поэтому заседание комиссии проводится в свободное для него время.

Работник, подавший заявление, может в силу объективных причин в течение длительного срока отсутствовать на работе (например, командировка, болезнь). Трудовое законодательство не предусматривает продление срока рассмотрения спора в связи с наличием объективных причин, препятствующих работнику присутствовать на заседании комиссии. На этом основании следует полагать, что заявление работника по истечении 10-дневного срока снимается с рассмотрения. Это не лишает работника права после возвращения вновь обратиться с заявлением в комиссию.

4. Заседание КТС проводится публично, чтобы работник и все желающие могли присутствовать при разрешении спора.

Правило об обязательности разрешения спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, активно участвовать в обсуждении и исследовании доводов работодателя.

5. Работник может не присутствовать на заседании комиссии. При наличии его письменного заявления трудовой спор рассматривается в его отсутствие. Работник вправе поручить представлять его интересы представителю первичной профсоюзной организации, иного представительного органа работников.

6. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления переносится на другое время в течение 10-дневного срока, установленного для рассмотрения трудового спора в КТС. О переносе даты рассмотрения трудового спора своевременно информируются работник и работодатель. Если работник вновь не явился на заседание комиссии, то выясняется причина, по которой он отсутствовал. Наличие уважительной причины влечет перенесение рассмотрения его заявления. Отсутствие уважительной причины предоставляет возможность КТС не рассматривать поданного заявления и вынести решение о снятии трудового спора с рассмотрения.

В пределах установленного трехмесячного срока обращения в КТС работник вновь может обратиться в комиссию.

7. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских проверок, представителей профсоюзов, избранных в организации. Проведение заседания комиссии в рабочее для них время обязывает работодателя на основании ст. 170 ТК освободить их от выполнения трудовых обязанностей.

В срок, установленный комиссией, по ее требованию работодатель обязан представить необходимые документы и расчеты.

8. ТК не закрепляет права работника заявить отвод членам комиссии. Однако на практике это имеет место. Работник может заявить отвод по следующим основаниям: непосредственная подчиненность работника одному из членов комиссии, наличие неприязненных отношений и т.д. Заявление работника об отводе члена комиссии подлежит рассмотрению на ее заседании.

9. Требование паритетности, установленное законодателем при ее формировании, может не соблюдаться при вынесении КТС решений. Заседание комиссии правомочно при участии в ее работе не менее половины членов, представляющих интересы работников, и не менее половины членов, представляющих интересы работодателя. Таким образом, число работников с той и другой стороны может быть неодинаковым.

10. Заседание КТС оформляется протоколом. В нем указываются: дата проведения заседания; сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов, их показания; дополнительные заявления, сделанные работником; представление письменных доказательств и др. Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной. Председатель комиссии подписывает протокол, заверяет его печатью. В случае отсутствия председателя протокол подписывает его заместитель.

Другой комментарий к статье 387 ТК РФ

§ 1. Все заявления работников, поданные в КТС, должны быть зарегистрированы в журнале.

В нем фиксируется дата подачи заявления, фамилия, имя, отчество работника, его подавшего, предмет (существо) спора и все его дальнейшее прохождение от даты подачи заявления работников в КТС, даты и содержания принятого КТС решения, последующего разрешения спора в суде (если оно имело место) до исполнения решения КТС или суда по каждому спору. Журнал обычно ведется секретарем КТС.

§ 2. Трудовой кодекс не решает вопроса об отводе членов КТС. Поскольку это не запрещено, такой вопрос вправе поставить работник, его представитель, представитель работодателя. Он может быть решен по аналогии с отводом члена суда. Во-первых, такой вопрос может быть поставлен до начала рассмотрения трудового спора в КТС. Во-вторых, он может быть решен членами КТС. В-третьих, при этом необходимо учесть требование ч. 5 ст. 387 ТК о том, что заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. В-четвертых, решение об удовлетворении отвода или об отказе в нем должно быть оформлено протоколом заседания КТС.

§ 3. Статья 387 ТК содержит основные положения о процедуре рассмотрения трудового спора в КТС. Их немного. Закон подробно не регулирует порядок рассмотрения трудовых споров в КТС, предоставляя право на практике применять различные его варианты. Но он твердо установил срок рассмотрения трудового спора в КТС — десять календарных дней со дня подачи заявления. Соблюдение его можно проверить по журналу регистрации заявлений, поступивших в КТС, где отмечаются срок их поступления и срок рассмотрения.

В пределах указанного десятидневного срока рассмотрения спора КТС может заседать по данному спору не один раз, прерываясь для выяснения дополнительных вопросов, доказательств и т.д.

§ 4. Как правило, явка подавшего заявление работника или его представителя на заседание КТС обязательна. Заочное рассмотрение трудового спора возможно лишь по письменному заявлению работника. Он может в заявлении по спору указать, что просит рассмотреть этот спор в его отсутствие. Если работник вторично не является без уважительных причин на заседание комиссии, то КТС может принять решение о снятии его заявления с рассмотрения. Но это не лишает работника права подать повторное заявление по спору, если не пропущен трехмесячный исковой срок. Если не явился представитель работодателя, заседание КТС из-за этого не откладывается и трудовой спор может быть рассмотрен.

§ 5. В соответствии со ст. 387 КТС вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. Но закон не решает вопросов, связанных с необходимостью освобождать работников от работы в связи с их вызовом в КТС. Видимо, их следует решать по аналогии с вызовом свидетелей и специалистов в суд.

§ 6. Если КТС для рассмотрения индивидуального трудового спора необходимы определенные документы (сведения о заработной плате работника, графики его работы и др.), то работодатель обязан эти документы предоставить. В обращении (письме) КТС, подписываемом ее председателем или заместителем председателя, указывается перечень документов, необходимых для рассмотрения спора, и срок их представления в КТС работодателем.

§ 7. Заседания КТС проводятся, как правило, в нерабочее, удобное для заинтересованного работника время. Он и представитель работодателя заранее извещаются о времени рассмотрения спора.

Заседание считается правомочным рассматривать трудовой спор, если на нем присутствует не менее половины членов от каждой стороны, притом они должны заседать в равном количестве представителей от каждой стороны. Например, всего 10 членов КТС, по пять от каждой стороны. На заседание КТС явились четыре представителя от работников и три представителя работодателя. В таком случае один из явившихся представителей от работников в данном заседании КТС не участвует, хотя присутствовать он может, так как КТС заседает открыто, и на нем по данному спору могут быть выслушаны все присутствующие.

КТС не должна копировать суд. Свидетели по спору не удаляются, их явка добровольная, а комиссия решает спор, совещаясь и тайно голосуя прямо в зале заседания в присутствии работника и других лиц. Этим обеспечивается широкая гласность и общественный контроль за работой КТС.

§ 8. Протокол заседания КТС ведет ее секретарь, а подписывает и заверяет печатью — председатель КТС или его заместитель.

Копия протокола заседания КТС обычно вывешивается для всеобщего ознакомления работников.

Задачи и состав комиссии

Решения комиссии должны быть независимыми, поэтому особые требования выдвигаются к формированию состава инспекции. В обязательном порядке должны присутствовать:

  • председатель (избирается голосованием членов коллектива предприятия, в том числе руководства, и выносит окончательное решение по спору);
  • заместитель председателя – советник (выбирается общим голосованием и осуществляет административные функции в деятельности инспекции);
  • секретарь (фиксация всего процесса работы КТС в документах);
  • представители руководства компании (назначаются начальником самостоятельно);
  • представители рабочего коллектива (как правило, выбираются голосованием или на общем собрании трудящихся).

Компетенция КТС при решении трудовых разногласий:

Споры, подведомственные комиссиям Конфликты, которые не могут разрешаться инспекцией
Принудительное изменение условий рабочего контракта и признание некоторых его положений недействительными. Внесение правок в распорядок дня, функциональные обязанности, денежные оклады, которые установлены в соответствии с положениями Закона.
Рассмотрение жалоб по поводу финансовых вопросов: незаконное удержание зарплаты, несанкционированное взыскание штрафов, отсутствие премий без веских причин. Жалоба на незаконное увольнение (оспорить прекращение трудового договора можно только на судебном процессе).
Справедливое распределение отпусков, дополнительного отдыха и рабочих часов. Изменение расчета стажа.
Восстановление пособий и льгот, право работника на которые было ограничено вопреки требованиям законодательства.

Порядок формирования комиссии

Создавать инспекции на предприятии можно по инициативе трудящихся, профсоюза или администрации компании. Независимо от того, кто пожелал сформировать комиссию, ею принимаются решения, выполнение которых обязательно для всех участников спорной ситуации.

Этапы формирования:

Стадия Особенности
Подтверждение оснований Для этого необходимо получение заявления от заинтересованной стороны. В ходатайстве описывается причина созыва инспекции и основные требования пострадавшего лица.
Формирование состава Каждый из участников разногласия может делегировать своего представителя в члены комиссии или предложить голосование за конкретных кандидатов. Граждане, желающие войти в состав инспекции, могут подавать предложения на рассмотрения своей кандидатуры.
Издание соответствующего приказа Должен содержать печать предприятия и присвоенный номер регистрации.
Утверждение состава Перечисляются все участники.
Организация деятельности инспекции Предоставление отдельного помещения и технических средств для ведения деятельности.

Образец приказа о создании комиссии

Порядок рассмотрения конфликтов вступает в юридическую силу только после подписания соответствующего приказа. Он должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа;
  • дата и место составления;
  • название предприятия, в рамках которого действует инспекция;
  • кто выступил инициатором формирования;
  • перечень полномочий;
  • правила ведения деятельности;
  • порядок формирования и изменения состава;
  • ответственность за нарушение установленных правил;
  • список членов и порядок их назначения;
  • компетенция каждого участника;
  • печать предприятия и подписи всех участников.

Согласно требованиям закона, каждый член трудового коллектива должен ознакомиться с приказом о формировании КТС под подпись. Поэтому дополнительно готовится ведомость, на которой расписывается каждый работник.

Образец приказа о создании КТС:

Как устроена работа КТС

КТС создается по инициативе сотрудников. Примечательно, что работодатель не имеет права отказать в ее формировании, иначе его ожидает штраф (статьи 384 ТК и 5.27 КоАП). Членами КТС являются работники компании: одну половину комиссии назначает менеджмент, другую — выбирают сотрудники самостоятельно.

В случае нарушения работодателем норм Трудового Кодекса, сотрудник обращается в КТС. В течение десяти дней проходит заседание, на котором члены комиссии слушают доводы, изучают документы, ведут протокол. По итогам собрания члены выносят вердикт. Для принятия решения нужно набрать 50% + 1 голос.

О решении членов КТС уведомляется и сотрудник, и работодатель. Стороны могут обжаловать заключение комиссии в течение десяти дней. Если постановление осталось неоспоримым, оно вступает в силу и работодателю дается три дня на его добровольное исполнение. Но если решение остается не выполненным, сотрудник получает специальный документ — удостоверение КТС. Согласно статье 389 ТК, 12 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» удостоверение КТС по юридической силе сопоставимо с исполнительным листом, выдаваемым судом по результатам рассмотрения дела.

Решение комиссии

Коллегия по результатам принимает мотивированное решение. При этом необходимо соблюсти определённый алгоритм:

принимается в десятидневный период с регистрации обращения в качестве входящего экземпляра;
случай изучается только в присутствии самого специалиста или доверенного лица

Последний назначается по письменному требованию от сотрудника;
разрешается приглашать различных экспертов, специалистов, свидетелей и иных специалистов, которые помогут принять мотивированное постановление;
для принятия оптимального вердикта на заседании КТС важно присутствие равноценного количества единиц от каждой баррикады конфликта;
в ст. 388 ТК РФ сказано, что все принимается по результатам тайного голосования

Для принятия достаточно простого большинства голосов.

В ст. 388 ТК РФ сказано, какая информация отражается в заключении КТС. Это:

  • полное и сокращённое наименование заведения. Оно указывается именно так, как прописано в учредительных бумагах;
  • Ф. И. О., должность, профессия или специальность сотрудника;
  • дата принятия;
  • дата;
  • Ф. И. О. присутствовавших на заседании лиц из состава, а также иных приглашенных лиц;
  • содержание принятого постановления, а также его правовое обоснование;
  • результаты голосования.

Вся эта информация обязательна к отражению. Без этого документ может быть обжалован в суде. Тогда все мероприятие не будут признаны правомерными.

Решение подписывается председателем или его заместителем, имеющим такие полномочия. Заверяется «живой» печатью. Копия документа выдаётся каждому, а оригинал сохраняется в компании. Возможность выдачи – 3 дня с момента принятия.

Сроки рассмотрения

Чтобы собрание было сформировано, необходима инициатива, как представителей учреждения так и работодателя. Первые могут быть выбраны в следующими способами:

  • проведение общего совещания и выбор конкретных сотрудников;
  • делегирование нескольких единиц от представительного собрания, а потом дальнейшее утверждение списка на общей встрече.

Выбор и в том, и в другом случае происходит путём общего голосования. Побеждают те, кто набрал большее число голосов.

Представители назначаются приказом руководства. В комиссии может быть сколько угодно желающих. Главный нюанс – чтобы было равное количество и от работников и от заведения. Предложение о примерном численном составе исходит от инициатора по созыву.

Все нюансы исследуются за 10 дней с того момента, как человек, чьи права были нарушены (по его мнению), подал заявку. Этот срок нельзя продлить или изменить по каким-либо причинам. По окончании этих 10 дней принимается мотивированное постановление.

Оно не является заключительным. Если кто-то не согласен с ним, он имеет право его обжаловать. Обжалование происходит только в предусмотренном порядке.

Подать иск нужно в течение 10 дней с того момента, как лицо получит копию оригинала. Если истец не может по каким-либо причинам подать иск именно в 10-дневный период, он может его восстановить.

Для этого вместе с исковым обращением он подает ходатайство о восстановлении срока. В ходатайстве указывается, по каким именно причинам он был пропущен. Если оно принимается и удовлетворяется, то иск также будет принят.

Инстанция рассматривает иск по существу и выносит предписание. Оно может быть таким же, как и КТС, а может быть противоположным. Если и оно не устроит одну из сторон, то и его можно обжаловать в учреждении вышестоящей инстанции.

Функции, права и обязанности

Представители

Представители – это рядовыми члены специализированного органа (комиссии), которые были избраны сотрудниками и руководителем предприятия на принципе паритета и непосредственно участвуют в рассмотрении конфликта.

Имеют право:

  1. знакомиться со всеми материалами и доказательствами, представленными на рассмотрение;
  2. задавать вопросы любым участникам конфликта;
  3. рассылать запросы;
  4. делать свои выводы и заключения;
  5. освобождаются от своей основной работы на период участия в деятельности юрисдикционного органа (при этом средняя заработная оплата продолжает ему выплачиваться);
  6. могут иметь иные льготы и гарантии, указанные в коллективном договоре.

Член юрисдикционного органа не при каких обстоятельствах не может участвовать в рассмотрении конфликта в качестве непосредственного представителя интересов одного из субъектов конфликта.

Обязаны:

  1. основываться на положениях и нормах действующего законодательства;
  2. исследовать только представленные в процессе рассмотрения конфликта доказательства;
  3. требовать предоставления дополнительных доказательств, вызова новых свидетелей и дальнейшего продолжения работы юрисдикционного органа в том случае, если полагает, что проведенный разбор разногласий дает оснований для вынесения окончательного решения;
  4. не допускать затягивания рассмотрения конфликта.

Председатель

Председатель – это избранное из состава членов юрисдикционного органа лицо, которое обязано организовывать и руководить деятельностью специализированного органа. При этом имеет право решающего голоса. Если в процессе голосования по какому-либо вопросу голоса членов юрисдикционного органа разделятся поровну, голос председателя будет иметь решающее значение.

Прочие права и обязанности председателя совпадают с правами и обязанностями рядовых членов юрисдикционного органа.

Заместитель

Заместитель председателя – лицо, избираемое из состава членов юрисдикционного органа, которое выполняет обязанности председателя при его отсутствии по уважительным причинам.

Заместитель наделяется всем объемом полномочий, прав и обязанностей, которыми наделен председатель.

Секретарь

Секретарь – лицо, избираемое из состава членов юрисдикционного органа, которое ведет протоколы заседаний специализированного органа и оформляет его акты и удостоверения. Кроме всех правомочий и долженствований, присущих рядовым членам юрисдикционного органа, на него возлагаются обязанности вызова необходимых лиц, организация и ведение делопроизводства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector