Источники налогового права. налоговое законодательство и дополнительные источники налогового права

Содержание законов о налогах

Несмотря на разнообразие налоговых норм, все они содержат несколько элементов, а именно:

  • определяют состав налогоплательщиков (все граждане, организации, покупатели и т.д.);
  • определяют объект (прибыль, товары);
  • определяют единицу (количество земли, товара, используемого ресурса);
  • определяют сроки выплаты (ежемесячные налоги, годовые и т.д.).

Многие виды налогов предполагают некоторые льготы – то есть уменьшение налогов для некоторых групп населения (пенсионеров, инвалидов и других).

Что мы узнали?

Источниками норм налогового права служат различные нормативно-правовые акты, к которым относится Конституция РФ, налоговое законодательство федерального и регионального значения, международные договоры

Важность налогового права и многообразие его источников объясняется его значимостью в современных условиях, когда налоговая система широко распространена и представляет собой упорядоченную систему пополнения государственного бюджета

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Налоговые отношения особенны тем, что они:

    • Происходят между людьми
    • Регулируются государством
    • Имеют имущественный характер
    • Закреплены в нормативно-правовых актах

Начать тест(новая вкладка)

2.3. Система налогового права.

Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

Информация о налогоплательщиках

В соответствии с российским налоговым законодательством налогоплательщиками признаются все дееспособные граждане и организации, которые обременены обязанностью производить уплату налогов и сборы. К таковым организациям можно отнести:

  • юр. лица, зарегистрированные на территории РФ и осуществляющие деятельность в соответствии с местными законами;
  • иностранные компании и корпоративные объединения, созданные на территории России или других стран в соответствии с иностранным законодательством.

Налоговым кодексом также выделены взаимозависимые лица. Ими являются граждане, отношения которых оказывают влияние на условия осуществления деятельности или ее финансовые результаты. Взаимозависимость имеет место в таких случаях:

  • при участи одного лица в имущественных отношениях другого при доле участия, превышающей 20%;
  • при подчинении одного лица другому в соответствии с должностным положением;
  • по решению судебных органов, если подконтрольность граждан и компаний была обнаружена налоговыми органами.

Права

Условно они делятся на три группы, каждую из которых необходимо рассматривать подробно.

К первой группе относятся права, направленные на обеспечение надлежащего исполнения плательщиками налогов и сборов обязательств по уплате:

  • на получение информации от налоговых органов на бесплатной основе касательно установленных законодательством и действующих налогах и сборах, полномочий инспекций и их сотрудников, а также собственных прав и обязанностей;
  • на затребование разъяснений от налоговых органов в письменной форме при наличии вопросов по применению соответствующего законодательства.

Вторую группу составляют права, отвечающие за обеспечение учета экономических интересов налогоплательщиков в процессе уплаты:

  • на применение льгот в порядке, установленном законодательством при наличии соответствующих оснований;
  • на получение налогового кредита, рассрочки или отсрочки платежа в порядке, который установлен НК РФ;
  • на возврат денежных средств в случае превышения установленной для уплаты суммы, причем при несвоевременном возврате налоговые агенты должны получить процент.

К третьей группе относятся процессуальные права граждан и организаций при совершении контроля налоговой инспекцией:

  • на представление собственных интересов лично или через представителя;
  • на предъявление пояснений касательно исчисления налогов и их уплаты;
  • на право присутствия при проведении в организации налоговой проверки;
  • на получение копий актов, решений и требований, составленных в результате проверок;
  • на требование соблюдения законодательных норм налоговыми органами и их сотрудниками;
  • на неисполнение обязательств, которые противоречат налоговому законодательству РФ;
  • на обжалование решений и требований, принятых в противоречие НК;
  • на требование соблюдения вышестоящими органами налоговой тайны;
  • на требование возмещения полученных убытков в результате принятия неправомерных решений.

Обязанности

Основная обязанность состоит в уплате платежей, установленных законодательством. Однако на налогоплательщиков распространяются и другие обязанности:

постановка на учет в ФНС в условиях, предусмотренных НК;
ведение учета доходов и затрат в установленном порядке;
предоставление налоговых деклараций соответствующим органам;
обязательное устранение выявленных в ходе проверок нарушений;
не препятствовать осуществлению налоговыми органами законной деятельности;
предъявлять государственным службам требуемые документы и сведения;
обеспечить сохранность информации бухгалтерского учета и прочей важной документации на протяжении трех лет.

Помимо представленных требований, плательщики налогов также обязуются сообщать соответствующим органам:

  • об открытии/закрытии банковского расчетного счета;
  • об участии в организациях, созданных на территории России и иностранных государств;
  • о создании обособленных подразделений и их деятельности;
  • об изменении юридического адреса;
  • о реорганизации, банкротстве, ликвидации и прекращении осуществления деятельности.

Налогоплательщики могут не только лично представлять свои интересы, но и через представителей. Таковыми являются граждане, которые участвуют в налоговой деятельности других лиц и компаний на основании законодательства или учредительных документов соответственно.

Подробную информацию о всех обязательствах физических и юридических лиц вы можете узнать из следующего видео:

Права налогоплательщиков РФ

НК РФ содержит достаточно широкий круг прав для лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы.

  1. Право обладать информацией об установленных на российской территории налогах и сборах. Граждане имеет право получать всю интересующую их информацию по налоговому законодательству, включая информацию о действующих налогах, порядке их начисления, уплаты, размере начисленного к уплате налога и иным сведениям, относящимся к деятельности налоговых органов. Для реализации этого права гражданами законодатель устанавливает обязанность налоговых органов давать ответы на обращения налогоплательщиков. При этом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59 в ст. 12 закрепляет обязанность налоговиков давать ответ не позднее чем через 30 дней с момента поступления такого обращения. Следует также отметить, что любая информация, касающаяся налогов и сборов,  сотрудниками налогового органа предоставляется гражданам бесплатно.
  2. Право получать налоговые льготы. Каждый гражданин при наличии у него оснований, предусмотренных НК РФ, вправе рассчитывать на получение установленных льгот по налогам и сборам.
  3. На условиях, закрепленных на законодательном уровне, любой гражданин имеет право на получение налоговой отсрочки/рассрочки или налогового кредита (в т. ч. инвестиционного, в силу ст. 66 НК РФ).
  4. Право представлять свои интересы в налоговом органе лично либо через своего представителя. При этом к представительству в данном случае предъявляются общие требования гражданского законодательства.
  5. Гражданин, в отношении которого производится налоговая проверка, имеет право присутствовать на данной проверке.
  6. Особым правом, предоставляемым законодателем налогоплательщикам, является право на обжалование действий/бездействия должностных лиц налоговых органов. Обжаловать действия ИФНС можно как у вышестоящих должностных лиц налоговых органов, так и в иных государственных структурах, включая суды и прокуратуру.
  7. Право не исполнять предписаний и требований налоговых органов, которые были вынесены с нарушением законодательства либо сами по себе являются незаконными. При этом следует иметь в виду, что отказ от исполнения требований налоговой инспекции возможен только в том случае, если гражданин сможет доказать их незаконность и они были признаны таковыми вступившим в силу решением суда. По этой причине необходимо иметь достаточные доказательства своей позиции для их представления в случае необходимости суду.
  8. Право требовать от налоговиков исполнения обязанности по зачету уплаченных сумм в установленный срок, а в случае переплаты или ошибочной уплаты денежных средств в пользу налоговых органов — возврата таких сумм.
  9. Право требовать от налоговой инспекции соблюдения охраняемой законом налоговой тайны.

Система источников налогового права

Какие акты являются составляющими общей системы норм рассматриваемой отрасли права? Существует определенный перечень законов, подзаконных актов, а также документов, которые содержат в себе нормы, так или иначе касающиеся правил налогообложения, а также взаимоотношений субъектов, вступающих в правоотношения, регулируемые нормами права.

Основным источником налогового права является Налоговый кодекс, который в настоящий момент действует на территории России. Следует отметить, что ссылки на остальные источники права в данной сфере имеются именно в содержании данного закона.

В системе государственного законодательства основным источником формы налогового права является Конституция государства, в которой закреплены основные положения, соблюдаемые в практике налогообложения и совершения правоотношений в данной сфере.

Систему таковых источников также составляют нормативные акты, входящие в структуру внутреннего законодательства государства. Из числа таковых выделяют федеральные и региональные законодательные акты, которые в своем содержании имеют данные относительно налогов, сборов. К ним также относятся и нормативные правовые акты, которые были приняты в установленном порядке органами местного самоуправления.

Важным источником норм в данной сфере права является общее законодательство, по своему содержанию смежное с налоговым. В частности, к числу таковых относится Таможенный кодекс, а также Уголовный, в котором предписана часть санкций, назначенных за неисполнение субъектами правоотношений в сфере налогового права указанных требований.

Подзаконные акты о налогообложении, которые издаются органами общей и специальной компетенции, также относятся к системе источников норм рассматриваемой отрасли права. Кроме этого, в нее также включены те акты, которые были изданы органами судебной системы.

Отдельное внимание следует уделить международным источникам налогового права, которые также входят в состав общей системы. Следует отметить, что таковыми являются лишь те документы, которые были признаны Российской Федерацией

На практике многие отмечают, что большинство таковых актов имеют сугубо рекомендательный характер. К их числу относятся все акты, в которых предписаны принципы общего характера, преследуемые в налоговом праве и в сфере налогообложения. К международным источникам налогового права также относятся все соглашения в отношении упомянутого выше объекта. Ярким примером такового может послужить соглашение, заключаемое Россией с различными иностранными государствами об устранении двойного налогообложения. Особенное значение имеют и договоры, заключенные РФ с другими странами об отдельных вопросах налогообложения.

Среди международных источников отдельное внимание следует уделить решениям судов, в содержании которых имеется толкование соглашений, заключенных относительно отдельных вопросов налогообложения и отношений в данной сфере, возникающих между субъектами. Те договоры и соглашения, которые были заключены между СССР и другими государствами, также относятся к источникам права в сфере налогообложения

Однако таковыми признаются лишь те, которые имеют юридическую силу по сей день.

В числе международных актов-источников права также следует выделить многосторонние договоры и соглашения, которые имеют общеполитический характер. Их содержание отражает в себе основные принципы налогообложения, которые применяются в современном праве.

Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что источниками налогового права не являются нормативные правовые акты, которые не имеют в своем содержании норм относительно регулирования процедур налогообложения, а также правил взаимодействия между субъектами налоговых правоотношений. То же самое правило касается и международных актов.

Рассмотрим далее более детально каждую составляющую рассмотренной системы.

Что представляет собой налоговое право?

Определение 2

Под налоговым правом (НП) подразумевается совокупность норм, которые создаются и охраняются государством.

Вся совокупность норм налогового права согласована между собой, вследствие чего формируется взаимозависимая целостная система с конкретным внутренним согласованием и строением. Из этого следует определение.

Определение 3

Система налогового права – это конкретная внутренняя его структура/организация, складывающаяся объективно в качестве отражения реально существующих и развивающихся отношений в налоговой сфере общества.

Благодаря системе налогового права можно выяснить, какие институты и субинституты включает эта подотрасль права и каким образом данные составляющие взаимодействуют друг с другом.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Система налогового права

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объединении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере налоговой деятельности государства и органов местного самоуправления. При этом система налогового права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования уплаты налогов как целостного социального явления. Поэтому система налогового права в определенной степени производна от системы финансового права, но имеет и свою объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики развития налогообложения, которая оказывает существенное влияние на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением.

Следовательно, система налогового права — это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой.

Налоговое право подразделяется на две части — Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем налогово-правовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.

Сведения о среднесписочной численности

Помимо обязанностей, предусмотренных статьей 23 Налогового кодекса РФ, организации и предприниматели должны ежегодно подавать в налоговые инспекции сведения о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год. Исключение составляют только предприниматели, которые в прошлом году не привлекали наемных сотрудников, – такие предприниматели могут не отчитываться о среднесписочной численности. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Сведения о среднесписочной численности за предыдущий год нужно представить не позднее 20 января текущего года по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. № ММ-3-25/174. Это правило распространяется и на организации, и на предпринимателей.

Что касается вновь созданных (реорганизованных) организаций, то они подают сведения о среднесписочной численности не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации). Это следует из положений абзаца 3 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и подтверждено в письме ФНС России от 28 апреля 2010 г. № ШС-17-3/0103. Впервые зарегистрированные предприниматели от такой обязанности освобождены. Они подают сведения о среднесписочной численности исключительно по итогам года (не позднее 20 января). Такой вывод следует из письма Минфина России от 19 июля 2013 г. № 03-02-08/28369.

Рекомендации по подготовке сведений приведены в письме ФНС России от 26 апреля 2007 г. № ЧД-6-25/353. При заполнении формы в показатель «среднесписочная численность» не включайте лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2964.

Внимание: несвоевременное представление сведений о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ размер штрафа составляет 200 руб

за каждый непредставленный документ

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, по заявлению налоговой инспекции за непредставление (несвоевременное представление) сведений о среднесписочной численности сотрудников суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-02-07/1-179.

Налоговые законы специального характера

Как уже было указано выше, источниками налогового права являются законы, имеющие статус специальных в сфере налогообложения. Следует отметить, что наиболее важным среди них является Налоговый кодекс — он представляет собой кодифицированный акт, имеющий наивысшую юридическую силу. Это означает лишь одно: положения всех представленных ниже нормативных актов должны полностью соответствовать тем, которые имеются в данном Законе, и никоим образом не противоречить ему.

К числу специальных законов относятся также федеральные и региональные нормативные акты, в которых раскрываются положения относительно сборов и налогов, принятых в соответствии с законами РФ и, в частности, с Налоговым кодексом. К числу таковых относятся также нормативные акты, которые были приняты органами местного самоуправления.

Что касается регионального законодательства, то оно также имеет в своем содержании понятия относительно сборов и налогов, а также правил их уплаты. Однако в содержании таких нормативных актов рассматриваются исключительно местные налоги (региональные). Если говорить об особенностях их принятия, то обязательно следует отметить, что все нормативные акты данного типа могут быть разработаны и изданы исключительно субъектами, обладающими правотворческим статусом. Содержание данных законов не должно противоречить нормам, установленным Налоговым кодексом РФ, а также в них обязательно должны быть использованы постановления, решения и иные нормативные акты, изданные относительно определенного вида налога или сбора.

Комментарий к Статье 2 НК РФ

Статья 2 НК РФ говорит о том, какие отношения подпадают под действие налогового законодательства. Согласно данной статье «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Статья 2 настоящего Кодекса дает определение налоговым отношениям, то есть отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах.

Налоговые отношения — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, связанные с налогами, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Властные отношения складываются между государством в лице его органов и должностных лиц и налогоплательщиками в лице юридических и физических лиц.

Иными словами, государство создает властные предписания, подлежащие обязательному применению налогоплательщиками: устанавливает, вводит в действие и взимает налоги и сборы, в связи с чем осуществляет налоговый контроль и привлекает к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако такие акты налоговых органов, действие (бездействие) их должностных лиц можно обжаловать.

Установить налог можно только единственным способом — внести в настоящий Кодекс соответствующие поправки (ст. 1 НК РФ).

Введением налога и сбора является принятие соответствующего нормативного правового акта, подробно устанавливающего порядок, условия и процедуру взимания того или иного налога и сбора в бюджет, что может проходить на федеральном, региональном и местном уровне. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.

Властные предписания государства о взимании налогов и сборов касаются исполнения обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов по уплате налогов и сборов (общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержатся в разд. IV настоящего Кодекса).

Налоговый контроль, то есть проведение налоговых проверок, получение объяснительных, осмотров и т.п., необходим для реализации системы налогов и сборов, установленной настоящим Кодексом, регулирования исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Формы и методы налогового контроля изложены в разд. V НК РФ.

В случае нарушения налогового законодательства (совершения налоговых правонарушений) устанавливаются меры по привлечению к ответственности нарушителей.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; к таким отношениям применяются нормы Таможенного кодекса РФ.

Нормы Таможенного кодекса РФ регулируют установление, введение и взимание таможенных платежей, проведение контроля за уплатой таможенных платежей, регулируют привлечение к ответственности лиц, виновных в уклонении от уплаты таможенных платежей, и обжалование актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Предмет налогового права

Все отрасли или подотрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие налогового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Предмет налогового права ― совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать следующим образом:

  • по установлению налогов и сборов;
  • по введению налогов и сборов;
  • по взиманию налогов;
  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
  • возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.

Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

  • их имущественный характер;
  • направленность на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
  • то, что обязательным их участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права дает его классификация по различным основаниям.

1)    В зависимости от функций налоговой деятельности:

  • материальные отношения;
  • процессуальные (процедурные) отношения.

2)    В зависимости от институциональной принадлежности:

  • установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;
  • исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
  • осуществлению налогового контроля;
  • охране механизма правового регулирования налоговой сферы;
  • налогообложению организаций;
  • налогообложению физических лиц;
  • установлению особых налогово-правовых режимов.

3)    По экономическому критерию:

  • финансовые (опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по взиманию налогов);
  • нефинансовые (в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекращение налоговых правоотношений (в качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности) .

Налоговый кодекс

Существование или отсутствие оснований для появления налоговых правоотношений напрямую зависит от времени установления правового режима для гражданских объектов или субъектов. Налоговые правоотношения также регулируются посредством использования комплекса определений гражданского законодательства.

В статье 5 НК РФ указано, на каких условиях действуют и используются нормы налогового законодательства. Согласно существующим правилам:

  • законодательные акты в налоговой сфере могут вступить в силу минимум через месяц с момента их публикации и не ранее 1 числа нового налогового месяца;
  • действие любых федеральных законов, субъектов РФ и муниципальных образований, которые вводят новые налоги и сборы, начинается не раньше 1 января любого года (при этом предыдущее условие сохраняется);
  • законодательные акты о налогах и сборах, принятие которых смягчает и уменьшает ответственность за совершение правонарушения или предоставляет новые права защиты граждан в налоговых отношениях, имеют обратную силу;
  • законодательные акты, которые повышают налоговые ставки, размеры сборов, наказание за нарушение законодательства о налогах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы;
  • законодательные акты об отмене налогов и сборов, снижении налоговых ставок, устранении обязанностей налогоплательщиков или других лиц, включая налоговых агентов и их представителей, могут иметь обратную силу, если она предусмотрена (но не всегда).

Замечание 2

В статье 4 НК РФ указано, что акты о налогах и сборах, принимаемые российскими правительственными органами, а также федеральными государственными органами исполнительной власти или субъектов РФ, относятся к системе подзаконных актов.

В пункте 2 статьи 4 НК РФ имеются предписания, согласно которым федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены обязательства по контролю и надзору в налоговой сфере, вправе издавать нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность. Подобными функциями также наделены территориальные органы и сотрудники федерального органа исполнительной власти или уполномоченному в области таможенного дела.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector