Инженерные войска российской федерации

Применение войск

Специалисты МПЦ занимались разминированием сирийских городов Пальмира, Алеппо и Дейр-эз-Зор. С 2016 по июль 2018 года было проверено более 6,5 тыс. га территории, 1,5 тыс. км дорог, 17 тыс. зданий, обезврежено 105 тыс. взрывоопасных предметов. Центр также подготовил более 1,2 тыс. сирийских саперов.

Саперы Международного противоминного центр в Алеппо

Источник изображения: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

С октября 2018 по март 2019 года отряд МПЦ очистил от боеприпасов времен Вьетнамской войны более 100 га территории в Лаосе. В декабре 2018-го за выполнение поставленных задач по разминированию военных и гражданских объектов президент РФ Владимир Путин наградил МПЦ ВС РФ орденом Кутузова.

Летом 2019 года в рамках Армейских международных игр были проведены конкурсы инженерных войск «Безопасный маршрут» и «Инженерная формула», по итогам которых команды ВС России завоевали золотые медали.

Путепрокладчик на базе тягача МТ-Т БАТ-2 команды России во время конкурса «Безопасный маршрут»

Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС

В январе-феврале 2019-го саперы Минобороны РФ были привлечены к расчистке русла реки Бурея в Хабаровском крае. Для ликвидации затора, который возник из-за обрушения части сопки в 73 км от пос. Чекунда, выделено более 300 т взрывчатых веществ и более 1,5 тыс. специальных боеприпасов.

В июле подразделения инженерных войск участвовали в помощи пострадавшим от наводнения населенным пунктам Тулунского района Иркутской области: восстановлена дамба на реке Ия и набережная реки Тулунчик, расчищено 138 га территории, разобрано 50 аварийных домов, построено более 7 км дорог, военнослужащие участвовали в раздаче воды местным жителям.

В августе того же года военнослужащие инженерных войск участвовали в ликвидации последствий серии взрывов на складах боеприпасов в Ачинске (Красноярский край). Было расчищено более 12 тыс. га территории, обезврежено свыше 35 тыс. опасных предметов.

В ходе стратегических командно-штабных учений «Центр-2019» инженерные войска разминировали 1 тыс. 370 га территории, обезвредили свыше 16,2 тыс. опасных предметов, оборудовано почти 800 укрытий для личного состава и военной техники. Также инженерно-дорожные подразделения подготовили и содержали более 300 км путей для передвижений войск.

История инженерных войск

Еще в древности было замечено, что даже простейшие полевые укрепления значительно увеличивают эффективность применения войск. А находясь в походе, иногда приходится прокладывать или ремонтировать дороги, разбирать завалы, строить мосты и переправы. Первоначально подобными инженерно-строительными работами занимались рабы или обычные пехотинцы, но позже для этого стали использовать специально подготовленные подразделения.

Оснащение современного сапера

«Землекопные» отряды появились еще в ассирийском войске (XI век до н. э.). Если говорить про античные времена, то наивысшего расцвета военно-инженерное дело достигло в Древней Греции и Риме. Инженеры были в каждом римском легионе. Саперы участвовали в штурмах крепостей, строили осадные башни и орудия, сооружали мосты, подводили подкопы под стены.

Аналогичные функции военные инженеры выполняли и в Средневековой Европе. Часто это было вольнонаемные специалисты, которые поступали на службу на определенный период. Все изменилось с появлением регулярных армий – примерно в конце XVII века в них стали появляться специальные инженерные подразделения.

Первопроходцами в этом деле стали французы. Благодаря им появилось и наиболее известное название военных инженеров – саперы (с фр. sapeur – подкапываться). Первое «официальное» саперное подразделение появилось во французской армии в 1672 году. Вскоре военные инженеры входили в состав каждой пехотной роты. Необычной была форма саперов – они носили кожаные фартуки и пышные окладистые бороды, что сильно отличало их от гладко выбритых военнослужащих других родов войск.

В XVIII столетии инженерные подразделения появились практически у всех европейских армий. Их бойцов называли по-разному: минерами, понтонерами, пешеходами, пионерами. Особенно красноречиво последнее название – они ясно показывает, что саперы всегда шли впереди основных сил армии, прокладывая им дорогу.

Французские саперы фактически спасли отступающую армию Наполеона в 1812 году, в кратчайшие сроки соорудив переправу через реку Березину.

Французские саперы фактически спасли армию Наполеона во время отступления из России

Коротко о факультетах

Наиболее экзотичным является Специальный факультет, на котором ведется подготовка офицеров для иностранных армий в соответствии с международными обязательствами России перед своими партнерами. Однако на факультете преподаются всего две специальности: «Промышленное и гражданское строительство» и «Строительство уникальных зданий и сооружений».

Другим весьма специфическим факультетом является факультет Переподготовки и повышения квалификации. На нем военнослужащие, готовящиеся к отставке проходят переподготовку и обучение в соответствии с гражданскими специальностями.

На факультете строительства военно-морских баз готовят высококлассных инженеров-строителей, специализирующихся на строительстве коммуникаций для баз военного флота. Этот факультет считается одним из наиболее приоритетных для университета, так как Россия располагает большим количеством объектов военно-морского флота, требующих постоянного качественного обслуживания, ремонта и диагностики. Кроме того, значительное количество иностранных граждан проходят подготовку на этом факультете.

На санитарно-техническом отделении подготавливаются специалисты по обеспечению пожарной безопасности, но в первую очередь, — инженеры, обеспечивающие строительство и эксплуатацию уникальных систем жизнеобеспечения для хорошо защищенных военных объектов.

Инженерные войска России

Что такое инженерные войска и какие перед ними стоят задачи в российской армии?

Во времена существования еще Московского государства предшественником войсковых саперных соединений была Посошная рать. На период военных походов либо для выполнения инженерных работ специально формировали отдельные ополчения. По указанию Центральной власти воеводы подбирали из населения здоровых молодых людей, обладающих строительными навыками.

Сформированная Посошная рать находилась полностью на обеспечении населения. Данное ополчение выполняло задачи по снабжению остальных войск, возведению крепостей и переправ через реки, строительству и ремонту дорог. При этом солдат таких подразделений оснащали оружием и также привлекали к боевым действиям.

Инженерные подразделения под европейский манер появились в России во времена правления Петра I. В этот период были созданы первые 2 саперные роты и открыты 2 специализированные инженерные школы.

При первом российском императоре также появились табели о рангах, в которых офицеры-саперы стояли на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
Первый саперный батальон в структуре российской гвардии появился в 1817 г. А его шефом был назначен Николай I, который впоследствии занял императорский трон. Во время восстания декабристов саперный батальон во главе с Николаем I охранял Зимний дворец. В дальнейшем будущий император на протяжении своей жизни предпочитал носить мундир инженерных войск.

В 1870 г. саперные подразделения стали набирать железнодорожников и телеграфистов. Телеграф, которым заведовало инженерное ведомство, сыграл значительную роль в период русско-турецкой войны.

Военный железнодорожный батальон включал 4 отдельные роты, 2 из которых занимались прокладкой ж/д путей, а 2 другие – обслуживанием и эксплуатацией технических средств.

Инженерные войска России в конце XIX столетия освоили 2 новые направления: воздухоплавание и голубиную почту. В 1903 г. при проведении войсковых маневров для осуществления разведывательной операции и корректировки огня артиллерии были задействованы воздушные шары. Результаты учений были признаны удовлетворительными и было принято решение развернуть на западной границе империи 65 воздушных шаров.

В 1909 г. от представителей инженерного ведомства поступило предложение приобрести для военных целей несколько аэропланов. А также именно командование инженерных войск стало инициатором формирования автомобильных войск.

Штабс-капитан Маевский еще в 1876 г. предложил рассмотреть проект автомобиля, работающего на паровом двигателе. Тогда приняли отрицательное решение, т.к. силовая установка была ненадежной и достаточно громоздкой. А в 1908 г. на военных учениях инженерное ведомство испытало несколько автомобилей, уже оборудованных ДВС (двигателями внутреннего сгорания).

Наиболее активными участниками русско-японской войны также были саперные подразделения. На начало военного конфликта в русской армии на Дальнем Востоке числилось порядка 2800 саперов, на конец – около 21000 саперов.

В период ПМВ (Первой Мировой Войны) отдельные рода войск были укомплектованы авиационной и автомобильной техникой. К 1916 г. количество инженерных подразделений было увеличено в 2 раза. На 1917 г. военнослужащие инженерных войск составляли 6% от общего числа служащих в российской армии. Формирование инженерных войск было завершено в РККА к 1929 г.

Активное участие саперы принимали в ВОВ (Великой Отечественной Войне). Подразделения инженерных войск были задействованы во всех значимых сражениях. В 1942 г. было сформировано 10 саперных армий.

В период 1950-1970 гг. советские инженерные войска развивались на основании полученного опыта в ВОВ 1941-1945 гг. В середине 80-х годов прошлого столетия при проведении реорганизации советской армии в состав фронта включили отдельную штурмовую инженерную бригаду.

Примечания

  1. . Эхо Москвы (13 июля 2019). Дата обращения: 12 ноября 2020.
  2.  (недоступная ссылка). Геральдика Вооружённых Сил Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации. — Mil.ru. Дата обращения: 24 сентября 2017.
  3. . Сайт «Ведомственная геральдика». Дата обращения: 24 сентября 2017.
  4. . Военная геральдика. Министерство обороны Российской Федерации. — Mil.ru. Дата обращения: 24 сентября 2017.
  5. . Призыв (31.01.2020). Дата обращения: 23 января 2021.
  6. ↑ . Milkavkaz (22 Mar 2016). Дата обращения: 3 мая 2017.
  7. ↑ . Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ (02.04.2017). Дата обращения: 3 апреля 2017.
  8. Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ. (10.03.2017). Дата обращения: 11 марта 2017.
  9. ↑ . Международный противоминный центр (18.04.2017). Дата обращения: 19 июля 2017.
  10. . Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ (27.03.2017). Дата обращения: 29 марта 2017.
  11. Пресс-служба Центрального военного округа. (28.01.2013). Дата обращения: 11 марта 2017.
  12. Пресс-служба Южного военного округа. (27.06.2014). Дата обращения: 11 марта 2017.
  13. Пресс-служба Южного военного округа. (26.09.2014). Дата обращения: 11 марта 2017.
  14. Пресс-служба Западного военного округа. (28.01.2015). Дата обращения: 11 марта 2017.
  15. Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации. (10.01.2016). Дата обращения: 11 марта 2017.
  16. Пресс-служба Западного военного округа. (26.06.2015). Дата обращения: 11 марта 2017.

Инженерные войска: наши дни

Сегодня инженерные войска РФ состоят из частей, подразделений и соединений, каждая из которых имеет свое назначение. Войска делятся по своему назначению на:

  • инженеры штурмовых заграждений;
  • инженерно-саперные войска;
  • позиционные;
  • инженеры маскировочного назначения;
  • мостовые;
  • понтонные;
  • инженеры по очистке и добыче воды;
  • инженерно-строительные;
  • амфибийные.

Инженерные войска, фото которых предоставлено ниже, существуют в различных структурах: в Федеральной пограничной службе, в Министерстве обороны, во Внутренних войсках МВД. На эти войска возлагается 100 % надежда по решению самых сложных задач, что касается инженерного обеспечения. Эти решения подразумевают наличие современной техники и вооружения, а также хорошо подготовленного личного состава.

Одной из главных задач войска является полное противодействие минному террору. Это было обусловлено тем, что в последнее время резко возросла угроза мирового терроризма. Этот вопрос сегодня включен в задачу многих силовых структур и до сих пор ими решается.

Текущее состояние инженерных войск, задачи подразделений

Инженерные войска в России: с какими целями их создали, что делают данные специалисты в армии? Эти и другие вопросы сегодня интересуют многих российских граждан.

Военнослужащие инженерных войск, которых принято называть саперами, всегда занимают передний край фронта. Они идут в атаку одновременно с бойцами мотострелковых подразделений, а иногда и самыми первыми.

Современные формирования инженерных войск одними из первых получают новые образцы военной техники, в т.ч. осваивают современные тактики ведения боевых действий. При этом не без их помощи в российской армии стали использовать радиостанции, танки, автомобильную и авиационную технику.

Основные задачи современных российских инженерных войск:

  • Проведение инженерной разведки, обустройство траншей и окопов для солдат, противотанковых рвов;
  • Выполнение подрывных работ, установка мин, разминирование минных полей;
  • Маскировка, имитация военных объектов и подразделений;
  • Возведение переправ через реки;
  • Добыча и очистка воды для питья и приготовления пищи в полевых условиях.

В мирное время подразделения инженерных войск занимаются очисткой государственных территорий от взрывоопасных предметов, принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и прочих спасательных мероприятиях, в т.ч. предупреждают разрушение гидротехнических конструкций и мостов в период ледохода.

По минному полю сапёр пойдёт с «Котомкой»

Новое время требует новых знаний и новых подходов. Это вызвано тем, что в современных условиях роль инженерных войск в обеспечении боевых действий значительно выросла. Повысилась и интенсивность их применения — это, к примеру, показали боевые действия против террористических формирований на территории Сирии.

mil.ru
В боевых условиях на территории Сирии была проведена проверка эффективности робототехнических комплексов разминирования «Уран-6».

Там специалисты российских инженерных войск не только выполняют задачи по предназначению, но и принимают участие в апробации или опытной эксплуатации перспективных образцов техники. Так, непосредственно в боевых условиях на незнакомой местности была проведена проверка эффективности робототехнических комплексов разминирования «Уран-6». После тестирования реальной войной в конструкцию высокотехнологичных боевых машин были внесены необходимые изменения.

Взамен инженерной машины разграждения ИМР-ЗМ и путепрокладчика БАТ-2 разработана и сейчас проходит государственные испытания универсальная бронированная инженерная машина УБИМ. Созданная на узлах и агрегатах, она оснащена боевым модулем для поражения живой силы и легкобронированной техники противника. А на смену устаревших танковых мостоукладчиков создаётся новый — МТУ-2020. Грузоподъёмность нового моста для бронетехники увеличена до 60 тонн. Разработка новых образцов техники позволит повысить мобильность инженерных подразделений и сократить временные показатели для преодоления разрушений и препятствий, а также улучшит механизацию земляных работ.

mil.ru
Проходит государственные испытания универсальная бронированная инженерная машина УБИМ.

Много новинок приходит на вооружение сапёров. Испытания всё новых и новых образцов специзделий для поиска взрывоопасных предметов продолжаются в инженерных войсках Вооружённых сил России в режиме нон-стоп. В Сирии прошли проверку инновационные средства инженерной разведки — миноискатели нового поколения, георадары, малогабаритные робототехнические комплексы и досмотровые устройства, средства индивидуальной защиты сапёра.

Одним из тестируемых сейчас образцов является поисковый комплект «Котомка». Он предназначен для ведения инженерной разведки местности с ходу, в составе инженерно-разведывательного дозора, мониторинга путей перемещения личного состава и транспортных средств, участков местности и территорий объектов на предмет обнаружения электронных систем управления взрывными устройствами и поиска взрывоопасных предметов в городских условиях. В едином переносном комплексе-комплекте реализована возможность синхронной работы средства обнаружения и блокиратора радиоканалов. Этим обеспечивается существенное повышение безопасности работы сапёра.

Ещё одной перспективной новинкой является магнитометрический бомбоискатель «Мультизонд». Установленный на управляемой оператором передвижной платформе, он предназначен для обнаружения крупных ферромагнитных объектов — неразорвавшихся боеприпасов, фугасов и других взрывоопасных предметов в земле, воде и под водой, обеспечения выполнения задач по гуманитарному разминированию местности и других специальных мероприятий. «Мультизонд» отличает широкая зона обнаружения, высокий темп мониторинга местности, возможность координатной привязки мест расположения взрывоопасных предметов. Натурные испытания бомбоискателя на полигоне показали хорошие результаты.

mil.ru
Перспективной новинкой является магнитометрический бомбоискатель «Мультизонд».

Шойгу приводит армию к нормальному бою

В конце прошлого года не случился юбилей: 200 лет могла бы отпраздновать российская Военно-инженерная академия. Указ о формировании Главного Военно-инженерного училища — первого в России высшего учебного заведения для получения военно-инженерного образования, — император Александр I подписал 6 декабря 1819 года. Насущную необходимость наличия в армии высококвалифицированных фортификаторов и сапёров показали войны с Наполеоном. Поражение под Аустерлицем заставило русских учиться обеспечивать стойкость своих редутов, и уже Бородинское поле показало: запрягали долго, поехали быстро.

Дальнейшим обеспечением высокого уровня профессиональной подготовки военных инженеров занималось училище, которое в 1855 году было преобразовано в Николаевскую инженерную академию. Подготовка в ней велась всесторонняя. Из её стен вышли не только выдающиеся военные фортификаторы, но и физиолог Иван Сеченов, писатели Фёдор Достоевский и Дмитрий Григорович.

Фото из архива
Главное Военно-инженерное училище было преобразовано в Николаевскую инженерную академию в 1855 году.

Выпускники академии проявили высокое мастерство в организации инженерного обеспечения боевых действий русских войск на Первой мировой войне. После революции вуз готовил кадры для РККА, а к началу 1940-х Военно-инженерная академия стала одним из ведущих учебных и научных центров не только армии и флота, но и всей страны. Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли более 5.000 подготовленных в вузе специалистов военно-инженерного дела. После войны Военно-инженерная академия продолжила подготовку офицерских кадров. Её выпускники занимались восстановлением объектов разрушенной инфраструктуры, разминированием местности, устранением последствий катастроф. Афганистан, Чернобыль, контртеррористическая операция на Северном Кавказе — везде в решении сложнейших задач был весом вклад военных инженеров.

Сокращённая и переформатированная в Военный институт инженерных войск она вошла в состав Общевойсковой академии Вооружённых сил РФ. Возможности, потенциал в какой-то мере удалось сохранить, но, естественно, они сократились…

mil.ru
Пришло время качественно изменить положение дел и в инженерном обеспечении действий войск.

Армия — это оружие государства. Чтобы не подвести на войне, каждое оружие должно быть приведено к нормальному бою. Сергею Шойгу досталось проблемное «наследство», но, шаг за шагом, он исправляет допущенные до его прихода на пост военного министра ошибки. Пришло время качественно изменить положение дел и в инженерном обеспечении действий войск.

Оснащение войск

В прошлом году войска получили более 133 тыс. современных комплектов, 17 динамических тренажеров, свыше 500 единиц инженерной техники (тралы, мобильные лесопильные комплексы, комплекты развертывания временных дорог, понтонный парк, электростанции, краны и др.).

Среди новейших инженерных средств, принятых на вооружение в 2019-м, — буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО, миноискатели ИМП-3, МГ-1И и комбинированный ППО-2И. В 2020-м планируется поставка более 600 единиц инженерной техники.

Бронированная машина разграждения БМР-3МА

Источник изображения: Ладислав Карпов/ТАСС

Уникальная разноплановость задач обусловила исключительную широту номенклатуры средств инженерного вооружения в войсках, являющихся одними из самых разнородных и технически насыщенных, — их насчитывается более 800

Юрий Ставицкий, начальник инженерных войск ВС РФ, генерал-лейтенант

В настоящее время проходят испытания универсальная бронированная инженерная машина УБИМ (созданная корпорацией «Уралвагонзавод» на базе танка Т-72Б3) и новый танковый мостоукладчик МТУ-2020 (позволит обеспечить переправу танков Т-14 «Армата»).

УБИМ обладает возможностями сразу трех машин: БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), ИМР (инженерная машина разграждения), БМР (бронированная машина разминирования), а также путепрокладчиков.

Ключевое слово — универсальность. Наш опыт в Сирии показал, что не стоит забывать обо всех видах техники, в том числе и инженерной. Поэтому была поставлена задача и сделана универсальная инженерная машина, которая может выполнять задачи и как бульдозер, и как путепрокладчик. У него меняется оборудование — там можно и ковш прицепить. То есть мы одной машиной заменяем несколько, которые находились в инженерных подразделениях. Это существенное сокращение материальных ресурсов, которые тратятся в войсках на содержание техники

Алексей Маслов, специальный представитель УВЗ по военно-техническому сотрудничеству, генерал армии

Универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ)

Источник изображения: Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»

Перспективные образцы инженерного вооружения разрабатывает Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск МО РФ. По результатам выполнения войсками специальных задач в сирийской кампании организована разработка перспективных средств инженерного вооружения:

  • многофункционального робототехнического комплекса разминирования противотанковых мин (МРТК-РТ),
  • конденсаторного взрывного прибора (ТПВК-43),
  • индукционного миноискателя (ИМП-3), индивидуальных и групповых источников электроэнергии и других средств, повышающих возможности и расширяющих арсенал войск.

Новый костюм сапера после подведения итогов его эксплуатации в Сирии оснастили системой охлаждения.

Топографическая съемка и разведка.

Современная война ставит перед военными инженерами новые требования в области изучения и топографической съемки местности.

Например, командованию танковых частей нужно знать не только ширину, глубину, скорость и направление течения, местонахождение рек и болот, которые предстоит форсировать, но и характеристики грунта в этой зоне, чтобы можно было рассчитать число и тип танков, которые могут ее преодолеть. Командованию авиационных и артиллерийских частей необходимы точные данные для прицельного бомбометания и стрельбы.

За последние десятилетия в области топографической съемки произошли большие изменения, причем упор неизменно делался на быстроту, точность и мобильность в разных экстремальных условиях окружающей среды. Потребностям военного времени в данных для быстрого и точного управления удовлетворяет электронное дальномерное и угломерное оборудование, подключаемое к компьютеру. Для поточечной съемки стали применяться геодиметр (светодальномер, измеряющий расстояние по скорости прохождения света) и радиодальномер. С помощью геодезических спутников инженерных войск проводятся измерения расстояний на поверхности Земли (см. также

ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ; ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ). Вертолеты позволяют устанавливать аппаратуру для съемки на вершинах гор и в других ранее недоступных местах. Высокоточное электронное измерительное оборудование дает возможность получать аэрофотоснимки с распечаткой на них расстояний от самолета до двух наземных радиостанций. Такое оборудование можно использовать для геодезической съемки, покрывающей расстояния до 800 км. Топографическим отделом сухопутных войск США разработаны (компьютеризованные) автоматические картопостроители, которые по данным аэрофотосъемки изготавливают точные крупномасштабные топографические карты за 48 ч, для чего ранее требовалось не менее полугода. Теперь такими системами можно пользоваться в полевых и боевых условиях.

Инженерной разведке в вооруженных силах придается первостепенное значение. Объектом разведки являются морские побережья и подходящие места для высадки десантов, портовые сооружения, городские зоны, коммуникации, линии электропередачи, источники водоснабжения и водоводы, укрепления и оборонительные сооружения, конструкционные материалы и пути обеспечения ими, инженерный боевой порядок и условия окружающей среды – грунт, растительность, дренаж, рельеф и т.п.

Кроме всего прочего, организация и ресурсы инженерных войск часто привлекаются по армейской или гражданской линии к различным гражданским работам чрезвычайного характера, например, ремонту общественных коммуникаций и инженерного оборудования после землетрясений, ураганов и наводнений. См. также

АРТИЛЛЕРИЯ; ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector