Виды перевозок

Методы оптимизации логистики на предприятии

Высокая конкуренция вынуждает предприятия значительно сокращать свои расходы в каждом подразделении логистической системы, что отрицательно сказывается на ситуации в целом. Для примера рассмотрим нерациональное сокращение издержек.

Логистический отдел бумажной компании, чтобы сократить расходы на арендную плату, решил перенести распределительный центр за пределы городской черты. Принимая решение, никто из управляющих не учитывал транспортное обеспечение, месторасположение потребителей и поставщиков, объемы поставок. Вследствие необдуманных действий, компания за первый квартал работы потеряла порядка 185 тыс. рублей в связи с увеличением затрат на грузоперевозки. В итоге расходы на транспорт превысили экономию, которую удалось получить за счет снижения арендной платы на помещение в центре города.

Для того чтобы рационально оптимизировать деятельность логистического отдела, важно своевременно внедрять мероприятия по снижению затрат на каждом этапе производства

Сегменты логистики Варианты оптимизации Эффективность мероприятия
Закупки Внедрение системы управления запасами Затраты снижаются на 30 %, неликвиды не накапливаются
Использование системы анализа финансовой устойчивости поставщиков Риски при закупках сырья снижаются
Склад Внедрение системы ЛТ Оптимизируются издержки на хранение ТМЦ
Расположение складского помещения Снижаются расходы на перевозки до 30 %
Изменение внутренней технологии Эффективность склада увеличивается до 40 %
Транспорт Рассмотрение возможности приобретения и аренды транспорта Себестоимость грузоперевозок снижается до 40 %
Использование систем маршрутизации Снижаются издержки до 40 %

Сформировать универсальный план оптимизации логистики невозможно, т. к. уровень управления производством и подход к снижению издержек у всех компаний разный.

Начать совершенствование экономики и системы управления на предприятии следует с планирования продаж. Для начала необходимо исследовать ассортимент и выявить наиболее сильные и высокодоходные позиции. Для этого применяется система ABC-анализа: следует разделить все позиции на группы по востребованности, от наиболее популярных к наименее рентабельным.

XYZ-анализ поможет оценить регулярность сбыта той или иной товарной группы. Объединив полученные результаты, можно оптимизировать ассортимент, сократить число выпускаемых позиций и снизить издержки на закупки.

Далее следует составить рейтинг поставщиков по заданным критериям:

  • надежность;
  • стоимость;
  • качество сырья;
  • условия оплаты;
  • финансовое состояние подрядчика.

Затем оценить каждого контрагента по десятибалльной шкале и подвести итоги.

Важно определить эффективную модель складской логистики. Если компания имеет постоянный высокий спрос на продукцию, то использование своих помещений вполне оправданно

При нестабильном показателе и низком товарообороте, лучше воспользоваться предложениями логистических операторов

Выбирая местоположение хранилищ, особое внимание нужно уделить не только цене, но и удаленности от основных поставщиков/потребителей, это поможет сократить издержки на транспортировку грузов

Огромную роль в оптимизации логистики играет и человеческий фактор. Поэтому для улучшения эффективности работы сотрудников необходимо пересмотреть мотивационную модель оплаты труда. Для каждой категории работников разработать уникальные системы вознаграждений и взысканий.

Особое внимание следует уделить транспортникам. Оптимизация грузоперевозок поможет снизить издержки на доставку сырья, время обслуживания потребителей, благодаря увеличению, например, вместимости транспорта или сокращения точек получателей

Важный вопрос, который необходимо решить в ходе совершенствования транспортной логистики: использовать свой автопарк или привлекать экспедиционную компанию?

Если выбрать сторонних автоперевозчиков, то себестоимость транспортировок снижается на 40 %, а вот приобретение собственных машин позволит не зависеть от тарифов посредников и значительно повысит качество оказываемых услуг. В обоих случаях для улучшения эффективности логистики необходимо прокладывать оптимальные маршруты грузоперевозок, которые сократят неоправданные холостые пробеги. Контроль за расходом топлива и передвижением автотранспорта можно отслеживать в реальном времени через систему GSM или Глонасс, это сократит издержки до 40 %.

Как она работает

За счет отлаженных схем перемещения товара при помощи грузоперевозок, предприятия могут заниматься реализацией продукции, получать сырье из других компаний.

Сотрудничество позволяет снизить вероятность риска и наладить отношения с фирмами, как на территории страны, так и за рубежом.

Использование правил транспортной логистики позволяет доставлять спецгрузы в любом из выбранных направлений. Ключевым параметром при выборе варианта перевозки считается предварительный расчет по вместимости и грузоподъемности транспорта, сохранность товара и снижение количества расходов на сам процесс перемещения.

Транспортная логистика относится к важным подразделам. Начинающий предприниматель с собственным производством на первоначальных этапах деятельности не нуждается в сторонней помощи по доставке груза: он может самостоятельно закупать сырье и отвозить готовую продукцию.

Расширение предприятия требует рационализации расходов, что подразумевает обращение в логистическую компанию. Организация подберет оптимальный вариант маршрута, обеспечит сохранность продукции и снизит стоимость транспортировки до предельного минимума.

Затраты на перемещение товаров занимают одну из ключевых позиций в конечном ценообразовании продукта. Для увеличения показателя способности конкурировать с аналогичными производствами, затраты на грузоперевозки должны быть минимальными, в противном случае стоимость получится необоснованно завышенной.

5 главных задач транспортной логистики

Наиболее значимая задача транспортной логистики заключается в создании транспортных цепей, по которым затем перевозка грузов будет осуществляться.

Кроме того, важен анализ конечных пунктов, выбора транспортного средства и построения наилучшего маршрута доставки. Перевозимые грузы должны быть максимально защищены во время транспортировки для обеспечения их сохранности.

  1. Анализ конечных пунктов

На этом этапе прокладывается предварительный маршрут, обращая внимание на расстояние между пунктами. Также здесь нужно уделить внимание выбранному отрезку пути и его особенностям, чтобы на основе этого выбрать самое подходящее транспортное средство

СПРАВКА! Бывает также такие ситуации, что возникнет необходимость использовать на разных участках одного и тоже пути разные виды транспорта.

  1. Анализ свойств груза

На этом этапе должен быть проведен детальный анализ технических и эксплуатационных характеристик перевозимого груза. На основании этого выбирается самое подходящее транспортное средство и создается наиболее удобный маршрут.

  1. Выбор подходящего транспорта

Вся суть транспортной логистики в том, чтобы обеспечить своевременную доставку грузов. Это невозможно без выбора самого подходящего к каждому конкретному случаю транспорта. Доставка грузов может быть выполнена разными транспортными средствами.

Виды транспорта в логистике

По скорости доставки самый быстрый, конечно, воздушный транспорт. Кроме того, у него большой грузоподъемный потенциал, высокая мобильность и максимально высокий уровень сохранности груза при перевозках. Минус у логистики воздушного транспорта только один — очень высокие тарифы.

Самый медленный по скорости доставки морской транспорт. Кроме того, он имеет низкий уровень мобильности и высокие тарифы. Преимущества морского транспорта логистики в очень высоком грузоподъемном потенциале и высокой сохранности груза при перевозках.

Железнодорожный транспорт имеет среднюю скорость доставки. Минусом ж/д транспорта является низкая мобильность. Плюсами такого транспорта являются низкие тарифы, высокий грузоподъемный потенциал и высокий уровень сохранности грузов.

На автомобильном транспорте скорость доставки тоже средняя. Минусами перевозки грузов с помощью автомобилей является очень низкий грузоподъемный потенциал и средний уровень сохранности грузов при перевозке. Из плюсов можно выделить низкие тарифы и высокую мобильность.

  1. Составление оптимального маршрута

Также принимается во внимание положение на карте всех точек маршрута и специфика перевозимого груза. Перед тем, как прийти к положительному результату, возможно создание нескольких способов доставки

После того, как малоперспективные маршруты уберутся, останется самый лучший вариант, включающий в себя минимальные временные и денежные затраты

Перед тем, как прийти к положительному результату, возможно создание нескольких способов доставки. После того, как малоперспективные маршруты уберутся, останется самый лучший вариант, включающий в себя минимальные временные и денежные затраты.

СПРАВКА! По ходу работы в маршрут могут быть внесены корректировки, в зависимости от климатических и других факторов внешней среды.

  1. Контроль груза во время перевозки

Процесс передвижения груза должен тщательно отслеживаться для выполнения установленных временных рамок. Если в этом есть необходимость, то в маршрут следует вносить некоторые изменения.

К изменению сроков доставки может привести поломка транспорта, задержка во время погрузки или разгрузки и так далее. Следить за перемещением груза можно с помощью современных навигационных устройств.

Как организовать

Транспортная логистика подразумевает формирование подхода к грузоперевозкам по одному из принципов:

  1. Логистический – подразумевает контроль над всеми процессами единого оператора, с преобразованием схемы грузоперевозки в последовательно-центральный тип. Отличительной особенностью такого вида организации является единая тарификация стоимости перевозки.
  2. Традиционный – в нем не используется единый оператор, отвечающий за все процессы перемещения груза. Все участники последовательно выполняют возложенные на них задачи. Вся информация передается только по смежным звеньям цепи, единых тарифов в ней не существует.

Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.

Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

создание транспортных систем;

совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

выбор способа транспортировки и транспортного средства;

определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения — сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Что такое транспортная логистика

Транспортная логистика — уникальная система по организации доставки, которая неизменно включает в себя тщательно спланированное перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и прочих объектов из одной точки в другую по самому оптимальному маршруту из всех допустимых вариантов.

Многие под этим термином подразумевают аналогичное объяснение, как базовое направление отдельной науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе передвижения конкретных товаров.

Исходя их обоих определений, самым оптимальным считается маршрут, придерживаясь которого реально осуществить доставку в кратчайшие сроки (или предусмотренные временные рамки) с наименьшими материальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта (включая его целостность и ценность по факту).

Существующие виды доставки

Если ссылаться на ключевые направления транспортной логистики, то опытные специалисты выделяют внутреннюю и внешнюю перевозку грузов. Первый формат предполагает под собой стандартное перемещение товаров в границах одной компании или её действующих филиалов. А вот второй вариант подразумевает уже транспортировку различных типов продуктов к стороне потребителя непосредственно от производителя. Кроме того, основные виды доставки можно поделить на следующие группы:

  1. Мультимодальные (процесс перевозки выполняется с использованием сразу нескольких видов транспортных средств, а остальные представляют собой только дополнительную сторону клиентов).
  2. Унимодальные (практически реализуется только одним транспортом, применение которого занимает значительную долю всего маршрута).
  3. Интермодальные (перевозка реализуется одновременно несколькими видами транспорта, а вся ответственность равномерно разделяется между каждым из перевозчиков, который отвечает за собственный этап и ориентируется на заранее согласованные тарифы).
  4. Комбинированные (здесь в выбранной цепочке сообщения применяется одновременно более 2 популярных видов транспортных средств).
  5. Смешанные (применяется сразу 2 транспорта при осуществлении доставки до площадки реализации погрузки на второй вариант).

Сейчас трудно выделить, какой из упомянутых форматов пользуется наибольшим спросом. Всё напрямую зависит от финансовых возможностей каждой организации, задуманного расстояния и географических условий – выгодные схемы можно организовать почти в любом виде.

Транспортная логистика в России

Сегодня на территории РФ развитие транспортной логистики происходит более медленными темпами, по сравнению с западными странами. Подобная ситуация возникла в первую очередь из-за готовых бизнес-планов, где обязанности всех задействованных участников процесса чётко разграничены: подобная практика сотрудничества у нас в стране ещё не прижилась так активно, как за границей.

Обычно на одного сотрудника возлагается сразу много разнообразных функций, специалистом в которых он абсолютно не является. Поэтому среди факторов, негативно влияющих на развитие транспортной логистики в России, стоит также выделить:

  • нестабильность экономической ситуации;
  • замедленный темп развития производства;
  • неудовлетворительное состояние дорог;
  • низкий уровень производственно-технической базы.

С другой стороны, есть и положительные тенденции, благодаря которым отечественная логистика в государстве в ближайшие годы планируют усиленно развивать на законодательном уровне. В данном отношении необходимо назвать как минимум пару важных предпосылок: научно-техническую категорию (подготовка узко профильных специалистов) и технические параметры (возведение принципиально новых систем сбыта и внедрения снабжения продукции).

Преимущества и недостатки видов транспорта в службе доставки

Центральными критериями с точки зрения транспортной логистики являются в первую очередь скорость и время доставки груза, а в качестве второго важного момента – непосредственно цена доставки. Но помимо этих критериев, требуемый транспорт выбирают исходя из таких параметров, как объём и ценность груза, задуманное количества партий и частота отправлений, расстояние до пункта назначения

По факту существует масса различных классификаций транспорта, но наибольший интерес представляет деление именно по среде перемещения, где можно наглядно сравнить плюсы и минусы каждого варианта:

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84
Вид транспорта Достоинства Недостатки
Железнодорожный высокая провозная и пропускная способность, независимость от климатических условий, времени года и суток, высокая регулярность перевозок, низкие тарифы, скидки для транзитных отправок ограниченное кол-во перевозчиков, большие капитальные вложения в производственно-техническую базу, высокая энергоёмкость, недоступен в конечных точках продаж, низкая сохранность груза
Межконтинентальный дешёвая себестоимость перевозок на дальние расстояния, высокая провозная и пропускная способность, заниженная капиталоёмкость ограниченная география перевозок, плохая скорость доставки, прямая зависимость от географических, навигационных и погодных условий, малая частота отправок, жёсткие требования к упаковке и креплению грузов, необходимость в создании сложной портовой инфраструктуры
Внутренний водный (речной) высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах, низкая себестоимость перевозок ограниченность географии, малая скорость, сезонность, недостаточная надёжность перевозок и сохранности груза
Автомобильный хорошая доступность, высокая маневренность, гибкость, динамичность, скорость, возможность использовать различные маршруты и схемы, отличная сохранность груза, возможность отправки мелкими партиями, широкие возможности выбора подходящего кандидата низкая эффективность, зависимость от погодных и дорожных условий, высокая себестоимость перевозок на большие расстояния, недостаточная экологическая чистота, невозможность длительного ожидания разгрузки, риск хищения товара и угона машины
Воздушный максимальная скорость доставки груза, высокие гарантии, наивысшая сохранность груза, самые короткие маршруты перевозок завышенные тарифы и себестоимость, капиталоёмкость, тесная зависимость от погодных условий, ограниченная географическая доступность
Трубопроводный низкая себестоимость, высокая производительность, отличная сохранность груза и экономная капиталоёмкость допустимы лишь особые виды грузов (газ, нефть, эмульсии сырьевых материалов) и приём только больших объёмов

Транспортная логистика – серьёзная сфера организации бизнеса, без которой теперь не обходится ни одна компания. Но здесь нельзя вывести единую идеальную схему, которая будет максимально эффективной и экономной

Всё рассчитывается сугубо индивидуально, поэтому так важно уделить данному вопросу отдельное внимание, если желаете сохранить время и деньги

Воздушный транспорт.

Грузовая авиация — новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество — скорость доставки, главный недостаток — высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.
Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.
Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.
Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного. Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, — либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.

Какие существуют виды перевозок грузов

Перемещение товаров из одной точки в другую может классифицироваться по виду транспорта, территориальному показателю, способу транспортировки.

Все грузы делят на международные и межрегиональные. В первом случае пункты отправки и получения находятся в разных государствах. Нередко ТС пересекает не одну, а несколько границ, до того, как доставит содержимое в назначенное место. Такой вид передвижения требует оформления специальных разрешений и прохождения немалого количества таможенных и других процедур.

Межрегиональные перевозки проще, так как осуществляются в районе одного государства. Но и они требуют получения специальных разрешений и соблюдения определённых правил.

Перевозки различают также по видам используемых транспортных средств:

  1. Автомобильные – очень удобны и используются чаще всего. Оптимальны по стоимости финансовых затрат на доставку.
  2. Железнодорожные, используются в случаях, когда пункт назначения находится вдали от федеральных трасс. Ж/д транспорт гарантирует доставку в сжатые сроки в места, недоступные для ТС.
  3. Водные – позволяют перемещать большие объемы товаров между государствами, разделенными водными артериями.
  4. Воздушные – самый дорогой и самый быстрый способ. Часто используется для доставки скоропортящихся продуктов.

Современные услуги грузоперевозок позволяют транспортировать как небольшие пакеты, так и огромные контейнеры, и даже негабаритные грузы. Нередко перевозчик осуществляет мультимодальную перевозку, транспортируя товар несколькими видами ТС.

Цели и задачи транспортной логистики

Для перевозчика самой главной задачей является правильная организация доставки груза, которая именуется транспортной логистикой. Логисты разрабатывают оптимальные варианты загрузки, доставку и разгрузку. Логистические задачи стоят перед грузоперевозчиками любой величины, независимо от территориального охвата предоставления услуг.

Грамотный подход к логистике позволяет сократить время доставки и снизить финансовые расходы на ее осуществление. Именно поэтому крупные компании постоянно оптимизируют данное направление, разрабатывая все новые и новые подходы к грузоперевозкам.

Основная цель логистических центров – доставка груза с оптимальным соотношением цены, времени и качества

Здесь важно все: выбор наиболее подходящего вида транспорта, прокладка подходящих маршрутов, а также из согласования с другими структурами, расчет скорости передвижения ТС и др. Не все товары могут быть доставлены самым дешевым способом

Например, некоторые виды скоропортящихся продуктов перевозятся самолетами, хотя это самый дорогой вид транспорта.

Логистика ставит перед собой следующие цели:

  • планирование будущей доставки;
  • организация всего процесса от загрузки до выгрузки;
  • документальное оформление;
  • юридическое и информационное сопровождение;
  • оптимизация процесса;
  • минимизация затрат.

Разработанный план согласовывается с заказчиком, по необходимости в него вносятся изменения.

Исходя из целей и функций, логистика ставит перед собой такие задачи:

  1. Анализировать свойства товаров.
  2. Строить маршруты.
  3. Подбирать подходящее ТС.
  4. Правильно выбирать логистических партнеров.
  5. Контролировать груз в период транспортировки.

Каждая задача сопряжена с рядом нюансов и сложностей.

Выводы

Организация процесса работы с ТТН с целью ускорения взаиморасчетов, конечно, в основном лежит на плечах самих ТЭК, однако любой контрагент нуждается в надежном, проверенном перевозчике и своевременном получении всех документов.

Несомненно, есть множество нюансов при заполнении товарно-транспортной накладной в электронном виде, но они есть и на бумаге.

Используя сервис обмена для передачи документов компания получает ряд неоспоримых преимуществ:

  • Вы можете работать в привычной вам информационной среде и готовить документы именно там;
  • Все документы, отправленные в сервисе надежно шифруются;
  • Заверенные УКЭП и отправленные документы любых форм имеют юридическую значимость;
  • Доставка осуществляется за считанный минуты, сокращаются сроки исправлений и корректировок;
  • И конечно, значительно сокращается время взаиморасчетов с контрагентами, не говоря о экономии на бумаге и почтовых отправках.

Автоматизация внешнего электронного документооборота транспортно-экспедиционным компаниям откроет массу возможностей для оптимизации всех процессов, начиная от своевременности расчетов с заказчиками, заканчивая оперативным выставлением счетов и значительной экономией на бумаге.

Версия для печати  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector