Изменения 2021: новые правила зачета и возврата налогов

Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом праве

Общеизвестно, что «переплата» – это разговорный аналог словосочетаний типа «переплаченная сумма», «заплатить больше, чем нужно», «сумма платежей, подлежащая возврату плательщику».

Таким образом, в нашем случае «переплата» – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

По каким причинам происходят переплаты

Обстоятельства, в связи с которыми организации оплачивают налог сверх положенного, могут быть разными. Они могут быть вызваны банальными техническими ошибками специалистов отдела бухгалтерии, переплатами по авансовым платежам, неправильно рассчитанной налогооблагаемой базой и т.д. У предприятий в таких случаях есть два пути: либо запросить возврат денежных средств, либо написать заявление об их зачете.

Переплату может обнаружить как сам налогоплательщик, так и работники налоговой инспекции.

Зачет является наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы чрезмерных налоговых перечислений.

Налоги, возможные для перезачета

Не все виды налоговых платежей могут корректироваться в случае переплаты по ним, и наоборот, не на все виды платежей можно эту переплату перенаправить. В таблице представлены виды разрешенных к корректировке переплат с соответствующими им возможностями направления средств.

Разновидность налоговой переплаты Куда разрешено перенаправить деньги
1 Федеральное налогообложение (переплата по НДС, по ЕНВД, налогу на прибыль и т.п.) В счет будущей уплаты по любому федеральному налогу, штрафа или пени по такому налогу
2 Региональное налогообложение (транспортный сбор, налог на имущество организаций и т.п.) В счет будущей уплаты по этому же налогу или другому региональному сбору, пени, штрафа или недоимки по региональным налогам
3 Местные налоги (земельный). В счет этого же налога или пени.

Как видим, перезачет средств может происходить только между налогами одинакового уровня.

Нюанс перенаправления по НДФЛ

Подоходный налог рассчитывается налоговым агентом. В отношении него действуют различные ставки, это прямой платеж, поэтому есть определенные тонкости, касающиеся возврата или зачета по его переплате. Ее не может осуществить владелец этих средств – работник, а только его работодатель как налоговый агент, но по выражению воли сотрудника – письменному заявлению. Если переплата выявлена в отношении уже уволенного работника, это не освобождает от обязанности ее вернуть, если бывший сотрудник того пожелает.

Если декларацию-НДФЛ сдавал в ИНФС сам налогоплательщик, например, ИП, перезачет или возврат по выявленной переплате будет сделан инспекцией. При этом сроки считаются не от подачи заявления, а от времени проверки его декларации.

Контроль переплаты

Налогоплательщик, в первую очередь, заинтересован в правильности уплаты налогов и отсутствии переплат. Поэтому целесообразно следить за количеством уплаченных в бюджет средств и в случае обнаружения переплаты принимать меры.

Если факт переплаты будет установлен не самим плательщиком, а налоговиками входе проверки, они должны поставить его в известность об этом в течение 10 дней (рабочих, а не календарных).

ВАЖНО! Если у плательщика имеется недоимка по налогу того же уровня, что и излишне уплаченный, либо пеня или штраф по налогу соответствующего уровня, возврат переплаты невозможен, осуществляется исключительно перезачет

Правила составления заявления и сроки обращения

В большинстве случаев оформление происходит аналогичным образом. Но все же в каждой конкретной ситуации есть свои особенности.

От частного лица

  • покупка не входит в список тех, которые запрещены к возврату;
  • с её момента прошло не более 14 дней;
  • в магазине нет возможностей произвести замену.

Если есть претензии к покупке, возможно, что потребуется не возвращение денег, а одно из следующих действий:

  1. Заменить на другой такой же, но полностью исправный и подходящий покупателю.
  2. Подобрать для замены аналогичную разновидность другой марки с пересчётом цены.
  3. Бесплатно отремонтировать, устранить недостатки товара.
  4. Если покупатель за свой счёт всё исправил, то компенсировать стоимость проделанной работы.

Для получения денег необходимо написать заявление. Строго определённого бланка для него не предусмотрено, но на практике сложилась следующая форма документа:

  1. В верхней правой части документа указывают фамилию, имя, отчество директора магазина, наименование и юридический адрес фирмы.
  2. Далее указывают, от кого написано заявление. При этом приводят личные и паспортные данные, адрес проживания.
  3. В середине строки указывают наименование документа.
  4. Далее следует просьба о возврате денег за купленный ранее товар, указывается сумма и причина обращения.
  5. Далее пишут, в какой форме просят вернуть средства и указывают соответствующие реквизиты.
  6. Ставится подпись, её расшифровка и дата составления документа.

Возврат денег может происходить:

  • в наличной форме;
  • на банковскую карту;
  • на расчётный счёт в банке.

Для возврата используется тот же способ, с помощью которого был оплачен товар. Срок обращения обычно не может превышать 14 дней.

От субъекта хозяйствования

Обращение к поставщику должно быть оформлено на фирменном бланке.

Письмо оформляется следующим образом:

  1. Указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя.
  2. Далее следует название фирмы поставщика.
  3. Указываются банковские реквизиты счёта, на который нужно возвратить средства.
  4. Нужно сформулировать тему письма и привести ссылки на документы, которые являются основанием для претензии. Подробно описывается, какая сумма и за что перечислена, какие причины обращения за возвратом денег, ссылки на документы, которые подтверждают такое право.
  5. Приводится аргументация позиции со ссылками на договор поставки и нормативные акты.
  6. Далее следует подпись, расшифровка и дата документа.

При возврате средств из бюджета

При обращении в налоговую письмо должно приводить факты, которые доказывают, что имела место переплата налога. Иногда с этой целью проводится внеплановая проверка и сверка начислений и оплат.

Письмо адресуется начальнику налоговой инспекции и должно содержать следующую информацию:

  1. Фамилия, имя, отчество, должность руководителя ИФНС.
  2. От кого производится обращение.
  3. Указывается сумма переплаты, которую необходимо вернуть.
  4. Приводится обоснование обращения и делаются ссылки на документы, которые это доказывают.
  5. Излагается просьба вернуть на определённый банковский счёт или зачесть в счёт будущих налоговых платежей.
  6. В конце документа ставится подпись и печать.

В большинстве случаев такое заявление пишется после предварительного рассмотрения вопроса в налоговой инспекции.

Приложения

При обращении нужно предоставить документы, которые подтверждают факт уплаты денег и аргументируют необходимость возврата товара:

  1. При покупке в магазине речь идёт о кассовом или товарном чеке.
  2. Когда речь идёт о договоре поставки, даются копии платёжек, соответствующие накладные и акты.
  3. При истребовании денег из бюджета, обычно, вся информация имеется в налоговой, поэтому дополнительные бумаги подаются, если их потребует проверяющий инспектор.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Заявление на возврат средств от физлица (образец)
  • Письмо о возврате средств (образец)

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Налоговая не хочет делать возврат – что делать

Налоговый орган может затягивать обработку поданного заявления и не производить возврат. В этом случае не стоит сидеть ждать платежа, а переходить к активным действиям.

Сначала необходимо удостовериться, что в заявлении были указаны верные реквизиты для возврата денежных средств. Это можно сделать на копии документа, которая осталась у подателя.

Если налоговый инспектор отказывается принять заявление, что делать он не имеет права, отправить его можно через почту заказным письмом с уведомлением, либо через интернет. В последнем случае необходимо иметь квалифицированную ЭЦП.

При разговоре с работником ФНС необходимо ссылаться на тот факт, что НК устанавливает срок возврата налога в течение месяца с момента получения заявления. Ни о какой проверке в нем речи не идет.

Если по истечении времени, отведенного законом на обработку заявления и возврат излишне уплаченного налога, налоговая никаких действий не предпринимает, необходимо начинать писать жалобы. Делать это нужно только в письменной форме с отправкой почтой с уведомлением. По закону орган обязан ответить на запрос также в письменной форме.

Звонить и в устной форме пытаться решить вопрос не стоит. Такие обращения нигде не фиксируются, наобещать по телефону можно что угодно, но при судебном разбирательстве это нельзя будет подключить к делу.

Внимание! Если все сроки вышли, а возврата так и нет, необходимо оформлять исковое заявление и обращаться в суд. В нем нужно требовать возврата не только излишне перечисленного налога, но также и процентов за несвоевременную уплату.. Необходимо отметить, что практически все такие разбирательства заканчиваются в пользу налогоплательщика

Суд занимает сторону органа только в случаях нарушений в оформлении поданных документов

Необходимо отметить, что практически все такие разбирательства заканчиваются в пользу налогоплательщика. Суд занимает сторону органа только в случаях нарушений в оформлении поданных документов.

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Особенности заявления, общие моменты

Заявление имеет стандартную унифицированную форму, обязательную к применению. При его заполнении следует придерживаться определенных норм, которые установлены для всех подобного рода документов, подаваемых в государственные органы.

Начнем с того, что вносить в бланк сведения допускается как в компьютере, так и от руки. Во втором случае нужно следить за тем, чтобы не было помарок, ошибок и исправлений. Если же без них обойтись не удалось, лучше не корректировать бланк, а заполнить новый.

Заявление обязательно должно быть подписано заявителем или его законным представителем. Печать на документе ставить надо только в том случае, если правило по применению штемпельных изделий для заверения исходящей документации указано в учетных документах фирмы.

Заявление рекомендуется писать в двух экземплярах, одинаковых по тексту и равнозначных по праву, один из которых следует передать специалисту налогового органа, второй, после проставления в нем отметки о принятии, оставить у себя. В дальнейшем такой подход позволит избежать возможных разногласий с налоговой службой.

Порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога в различных ситуациях

Ситуация 1. Налогоплательщик сам выявил переплату, и у него нет незакрытых обязательств

Это самый простой случай, который практически не создает проблем и споров.

Порядок действий:

  1. Выбираем, что лучше (удобнее, выгоднее и т.д.) – вернуть переплату «живыми» деньгами или зачесть сумму в счет предстоящих налоговых платежей.
  2. Готовим и подаем соответствующее (на возврат или зачет) заявление.
  3. Ждем в течение 10 рабочих дней решения ИФНС по заявлению.
  4. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если этот срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Ситуация 2. Налогоплательщик сам выявил переплату, но на нем «висит» недоимка и (или) долг по пени и штрафам

В этой ситуации нужно понимать, что налоговый орган в любом случае направит деньги в первую очередь на погашение недоимки и долгов. Поэтому для начала нужно определиться – сразу писать заявление на возврат (зачет) или сначала провести сверку. Первый вариант можно рекомендовать, если вы способны сами сделать расчеты и по ним не будет разногласий. Второй вариант предпочтителен, если сложно определиться и хочется сразу расставить все точки над «i»: какая сумма положена вам на возврат (зачет), а какая должна уйти на погашение недоимки и (или) долгов.

Если вы подаете заявление:

  1. Укажите всю сумму переплаты к возврату (зачету) или распишите, какая сумма полагается вам, а какая должна быть направлена на погашение недоимки и (или) долга. Второй вариант – предпочтительный, поскольку вас не заподозрят в попытке незаконного получения возврата.
  2. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа. Если вы указали всю сумму переплаты к возврату (зачету), налоговый орган частично откажет в требовании и примет положительное решение только в отношении суммы за вычетом сумм недоимки и (или) долга. Если вы сами сделали расчеты и указали верную сумму, налоговый орган перепроверит данные и при их подтверждении примет положительное решение.
  3. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты за минусом недоимки (долгов) – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если это срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Если вами запрошена сверка:

  1. Дождитесь итогов сверки.
  2. Если по итогам сверки установлено, что после погашения недоимки и (или) долга сохраняется переплата, подайте заявление на возврат или зачет этой суммы. В отношении суммы, которая должна быть направлена на погашение недоимки (долга), можно также написать заявление с просьбой направить денежные средства именно на «закрытие» обязательств. Но можно этого и не делать – ИФНС все сделает самостоятельно в течение 10 дней со дня подписания акта сверки.
  3. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа по заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченного налога.

Ситуация 3. Переплата выявлена налоговым органом

В этом случае налогоплательщику придет уведомление. В принципе, в нем будет расписано, какая сумма полагается к возврату (зачету) и что нужно предпринять для этого. В ряде случае налоговый орган прибегает к сверке расчетов. В этом случае окончательное решение принимается по итогам сверки.

При наличии недоимки (долга) в первую очередь будет произведено погашение обязательств. Каких-либо действий от налогоплательщика в этом плане не требуется. И только если какая-то сумма переплаты останется, он вправе потребовать возврат или зачет такого «остатка», подав соответствующее заявление.

Дата возникновения переплаты при уплате авансовых платежей по УСНО

Порядок исчисления «упрощенного» налога установлен ст. 346.21 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение (п. 2) налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода «упрощенцы» (независимо от применяемого объекта налогообложения) исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода ( НК РФ). Авансовые платежи по итогам отчетных периодов уплачиваются в сроки, которые определены НК РФ, – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Согласно п. 5 названной статьи авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, указанные положения ст. 346.21 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога по УСНО, исчисленного по итогам налогового периода методом нарастающего итога.

Предположим, организация уплатила авансовые платежи по УСНО за I квартал и полугодие 2019 года 19.04.2019 и 17.07.2019 соответственно. По итогам девяти месяцев и года организация получила убыток. Декларация по УСНО за 2019 год была представлена 11.03.2020. Возникает вопрос о том, с какого момента организации нужно исчислять трехлетний срок для подачи в инспекцию заявления о возврате излишне уплаченного «упрощенного» налога:

  • со дня, когда были фактически перечислены авансовые платежи (19.04.2019 и 17.07.2019);

  • со дня, когда фактически была сдана налоговая декларация (11.03.2020);

  • со дня, который установлен ст. 346.23 НК РФ для сдачи декларации (31.03.2020).

Согласно НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Если «упрощенец» не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа (в нашем примере – за I квартал и полугодие 2019 года), данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периодов. Определение окончательного финансового результата и размера обязанности по налогу производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года. Президиум ВАС еще в Постановлении от 28.06.2011 № 17750/10 указал, что основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год.

Таким образом, сумма «упрощенного» налога может быть квалифицирована как излишне уплаченная только с даты фактического представления декларации за налоговый период. Дата внесения авансовых платежей не может рассматриваться в качестве даты возникновения излишней уплаты налога по УСНО. А это значит, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного «упрощенного» налога организация может подать в течение трех лет с даты представления декларации по УСНО (то есть начиная с 11.03.2020).

В завершение добавим, что такой порядок определения даты возникновения переплаты из-за излишне внесенного аванса касается любых налогов, предполагающих уплату авансовых платежей в течение налогового периода.

Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.

Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?

Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.

Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.

Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).

Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.

Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой

Что делать, если что-то пошло не так

Налоговая может медлить с решением: потерялось заявление, произошел сбой в программе, не получилось вовремя рассмотреть заявление. Если налоговая молчит больше положенных 15 рабочих дней, пишите второе заявление с просьбой о выдаче решения через ту же форму в личном кабинете.

Если налоговая отказалась вернуть деньги или проигнорировала второе заявление, подавайте жалобу в Федеральную налоговую службу. Она руководит всеми налоговым инспекциями. Подать жалобу можно через личный кабинет. Зайдите в раздел «Обратиться в налоговый орган», выберете пункт «Написать обращение» и следуйте инструкции.

Если обращение в ФНС не помогло, идите в Арбитражный суд. Для судебного разбирательства у вас есть 3 года со дня, когда вы узнали о переплате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector