Развитие памяти и внимания у взрослых

Содержание:

Упражнения для развития памяти.

1. В мире животных.

Для подобной тренировки понадобится картинки с изображением рандомных животных. Нужно внимательно рассмотреть картинки в течение минуты, а после записать названия животных в алфавитном порядке.

2. Запоминание важных дат.

Запоминания незнакомых дат помогут развить память, а в дальнейшем упростить запоминание важных событий. Нужно в течение минуты запомнить даты и события, связанные с ними, а потом воспроизвести. Например:

  • Катерина и Максим поженились 24 февраля 1993 года
  • Светлана родилась 7 августа 1998 года
  • Руслан защитил курсовую работу 20 мая 2015 года
  • Мер города установил новый памятник 4 ноября 2004 года
  • Родители Елизаветы купили дом 28 декабря 1987 года
  • Польский художник Франциск Смуглевич родился 6 октября 1745 года

Подобной методикой можно пользоваться при запоминании имен и дат рождения известных личностей. Это поможет не только улучшить память, но расширить кругозор, узнать что-то новое.

  • Людвиг Ван Бетховен 1770
  • Сальвадор Дали 1904
  • Билл Гейтс 1955
  • Чарли Чаплин 1889
  • Леонардо да Винчи 1452

Для усложнения задания даты, имена можно перемешать, восстанавливая их по памяти.

3. Мастерство дешифровки.

Подобные упражнения для развития памяти у взрослых вызовут трудность, что уж говорить о детях. Задание будет по зубам не каждому, но постоянные тренировки обеспечат успех. Система заключается в запоминании букв и соответствующих символов. После запоминания нужно попробовать расшифровать слова по памяти.

&
§
# $

6. Запоминание слов.

Такие упражнения на развитие памяти выступают не только в роли тренировки, но часто встречаются на проверках в школах или детсадах. Настроены они для наиболее возможного запоминания не связанных между собой слов и в дальнейшем их воспроизведения с памяти.

Например: друг, море, одежда, продукт, каждый, ночник, гриб, куртка, кокос, космос, авария, метеорит, замша, растительность, слон, влага.

7. Запоминание предметов.

Такие упражнения можно делать где угодно, в любое время. Для этого потребуется запомнить один или несколько предметов. Их нужно внимательно рассмотреть, сделав акцент на деталях. Потом попробовать по памяти воспроизвести в мельчайших подробностях. Например, это будет кружка. Задавая себе вопросы нужно точно описывать предмет: Какого она цвета? Размера? Что на ней изображено? Какой формы ручка? Есть ли сколы? Какая поверхность? Постепенно можно выбирать предметы с большим количеством элементов, тем самым усложняя тренировку.

8. Составление карты.

Такой прием крайне интересен и необычен. Для этого нужно выбрать новый для себя маршрут, например, от дома к работе. Пройти его пешком с запоминанием всех выдающихся предметов, вывесок, зданий. По приходу домой стоит нарисовать карту маршрута, отмечая на нем как можно больше деталей.

9. Тест Струпа.

Упражнения на память по методике американского психолога Джона Струпа направлены на концентрацию внимания и усиленную работу мозга. Тест построен на эффекте Струпа, который заключается в противоречии между прочитанной и увиденной информацией. Нужно называть цвета слов, не произнося сами слова. Чем быстрее и правильнее ответ, тем эффективнее работает метод.

КРАСНЫЙ СИНИЙ ЖЕЛТЫЙ ЧЕРНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ

Игры

Помимо упражнений, также существуют различные игры, способствующие улучшению детской памяти. В качестве примера можно привести несколько игровых форм, которые помогают развить процесс запоминания. Сюда относится следующее:

  1. Игра в слова и картинки – в данном случае необходимо назвать несколько разных слов (10-15 штук). Затем нужно попросить ребенка повторить все сказанные слова. Такая игра позволит развить словесно-логическую память.
    Для улучшения зрительной памяти, ребенку можно показать несколько картинок, попросить закрыть глаза, после чего убрать некоторые из них. В дальнейшем он должен сказать, каких изображений не хватает.
  2. Игра «отгадай слово» — в данном случае родитель должен загадать определенное слово, но не озвучивать его. В это время ребенок называет наводящие вопросы и тем самым пытается узнать, какое слово было загадано. Например, могут звучать следующие вопросы: съедобен ли этот предмет? Какого цвета? Какой формы? и т.д.
  3. Игра «Посмотри и назови» — родитель просит ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые он видит. К примеру, звучать это может следующим образом: «Назови все предметы, которые окрашены в зеленый цвет». Далее ребенок должен осмотреть вокруг, потом закрыть глаза и по памяти перечислить все вещи зеленого цвета, которые он успел запомнить.

Отдельно стоит отметить, что для улучшения памяти необходимо сделать традицией семейное чтение, в ходе которого можно читать ребенку интересные сказки и рассказы, а потом подробно пересказать прочитанное. Также к данному способу развития памяти можно отнести ежедневное заучивание детских стихотворений

Пусть это будет всего лишь 4 строчки, но важно, чтобы школьник заучивал их ежедневно

5 упражнений для улучшения памяти

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
Память можно тренировать так же, как и мышцы тела.

К примеру, регулярные походы в спортклуб помогут сделать вашу фигуру стройной и пропорциональной. Подобное происходит и с памятью.

Наиболее эффективные данные методы в подростковом периоде, но, независимо от возраста, вы сможете добиться хороших результатов.

Визуализация.
Чтобы проделать это упражнение, вам понадобится помощь.
Закройте глаза, а ваш помощник пусть не спеша зачитывает описание картинок.
Вам же нужно поэтапно визуализировать услышанное.
А затем постараться записать на бумаге описание картинок в таком порядке, как вам их зачитывали.
Это может быть что угодно.
Например:
Слоны на водопое.
Гепард, гонящийся за антилопой.
Красная Феррари, мчащаяся по городу.
Искрящийся на солнце изумруд.
Шатающие от ветра ветки деревьев.
Молодой человек, покупающий букет роз.
Малыш, учащийся ходить.
Дети, скатывающиеся с горки на санках.
Мама, готовящая ужин.
Отец, читающий газету и т.д.

Учим стихи.

Суть упражнения для тренировки памяти полностью раскрывает его название.
Заучивайте стихи не только на родном, но и на иностранных языках.
Выполняйте упражнение ежедневно.
Начните с детских четверостиший и постепенно выбирайте более объемные и сложные произведения.
Данный метод не только улучшит вашу память, но и расширит эрудицию.
P.S. любая девушка порадуется, если вы признаетесь ей в любви сонетом Шекспира!

Спички тренируют зрительную память.
Все очень просто: бросаете на любую горизонтальную поверхность, например, на стол 5 спичек.
Минуту смотрите на получившуюся композицию, стараясь максимально запомнить расположение спичек на столе.
Затем отворачиваетесь спиной и пробуете воспроизвести увиденное.
Постепенно количество спичек можно увеличивать

Читаем вслух.
Важно развивать все типы памяти. Этот метод поможет вам укрепить слуховую.
Ежедневно читайте вслух в течение 10-15 минут отрывки из любых произведений.
А затем максимально детально перескажите себе то, что услышали.
Хороших результатов можно достичь уже после нескольких недель ежедневных тренировок.

5

Учим слова.

Запишите не листике бумаги 10 слов.
Например:
Мама
Дерево
Конкурс
Ваза
Чемодан
Арбуз
Велосипед
Шпильки
Люстра
Шоколад
В течение 20 секунд постарайтесь их запомнить.
Затем переверните листок и запишите те слова, что вспомните.
Ежедневно используйте разные слова!
Постепенно упражнение нужно усложнять: увеличивать количество слов, воспроизводить их в определенном порядке, заменять слова на цифры и т.д.

Очень рекомендую посмотреть данный видеоролик,

где предоставлены интересные советы о том,

какими еще методами можно улучшить свою память и всегда быть на высоте

Продукты для улучшения памяти

Умение связно мыслить и возможность быстро запоминать информацию напрямую зависит от того, что вы едите.

Если вы хотите избежать развития склероза и сохранить ясный ум до глубокой старости, в вашем рационе обязательно должны быть:

  1. Источники полезных углеводов: гречка, овес, бананы, груши и персики.
  2. Источники полезных белков: молочные продукты, говядина и яйца.
  3. Источники полезных жиров: лосось, сельдь, скумбрий, мойва и прочие жирные сорта рыбы.

Положительно влияют на память и определенные витамины.

Их вы можете употреблять в виде таблеток или получать вместе с продуктами питания:

  1. Витамин С: цитрусовые, черная смородина, земляника, болгарский перец, облепиха, томаты, шиповник и т.д.
  2. Витамины группы В: злаки, говядина и свинина, рыба и морепродукты, зеленые овощи, яйца, ягоды и фрукты и т.д.
  3. Витамин Е: растительные масла, бобы, орехи, семена подсолнечника, печень, овсянка, яйца.
  4. Витамин D: жирные сорта рыбы, икра осетровых, петрушка, молочные продукты.
  5. Витамин Р: зеленый чай и практически все фрукты и овощи в свежем виде.

Если не будете лениться выполнять упражнения для развития памяти и правильно питаться, то проблем с запоминанием у вас никогда не будет.

Snowball

Задача упражнения “snowball” или снежный ком не только улучшить память ученика, но и пополнить словарный запас. Ученикам предлагается слово на одну из букв алфавита или на определенную тему, например, food . Ученик должен предложить свое слово, а также повторить предыдущее, например, food, fish, далее слово предлагается вторым учащимся. Количество слов можно ограничить определенным числом․

Также упражнение можно использовать для составления рассказа․ Ученик составляет фразу, другой повторяет составленную и добавляет собственную․

Например։ Yesterday was rainy and very cold… 

Yesterday was rainy and very cold… But I decided to go out…

Yesterday was rainy and very cold… But I decided to go out… I brought an umbrella and wore my wore clothes…

6. Продолжайте учиться

Совершенно неважно, сколько вам лет. Рутина, ежедневное повторение привычных действий в стиле «дня сурка» крайне негативно влияет на активность головного мозга

Если хотите, одни и те же простые рутинные действия, повторяемые изо дня в день, отупляют человека.

Именно поэтому следует продолжать учиться – и совершенно неважно, сколько вам лет! Обучение чему-нибудь новому, происходящее ежедневно, это уже не рутинное действие; подобный режим заставляет работать наш мозг, тренирует, делает острее наш ум. Давным-давно доказано, что если человек продолжает учиться чему-нибудь на протяжении всей своей жизни, это дает ему возможность сохранять отличную память и не дает мозгу рано состариться.. Предлагается следующее упражнение для мозга:

Предлагается следующее упражнение для мозга:

даже если у вас два или больше высших образований, найдите время для того, чтобы записаться на какие-нибудь курсы. Совершенно необязательно осваивать новую специальность (хотя это очень эффективный способ предотвратить старение мозга). Можно записаться, к примеру, на кулинарные курсы – главное, чтобы вы учились чему-то новому. Поверьте, ваш мозг от этого только выиграет.

Развитие памяти игры. Игры и упражнения на развитие памяти

Игра «Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку. Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6-летних. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество. Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин. Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Игра «Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

3. Решайте простые математические задачи

Когда вы попрощались с математикой? После окончания школы? Или университета? Имеет смысл снова сказать «привет» царице наук. Специалисты, занимающиеся изучением головного мозга, в один голос утверждают, что ежедневное решение даже самых простых математических задач на сложение и вычитание однозначно предотвращает отрицательные когнитивные изменения мозга.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

решайте каждое утро простейшие математические примеры из арсенала элементарной математики. Делайте это в уме, не используя ни карандаш, ни бумагу, ни (упаси бог) калькулятор. Чтобы усложнить задачу, постарайтесь решать эти примеры в момент, скажем, когда вы готовите завтрак или принимаете душ.

Упражнения, направленные на развитие правого полушария мозга

Развитие полушарий головного мозга дает человеку возможность решать сложные задачи быстрее, в 5 или даже 10 раз. Как правильно развить правое полушарие?

Мы выяснили у психологов:

  1. Первое упражнение называется «Общее здоровье». Приветствие правой рукой, как в армии. Левая рука — символ подтверждения. Большой палец вверх, держа другие пальцы в кулаке. Левая рука вытянута вперед. Теперь вам нужно быстро поменять руки, приветствовать левой рукой, вытянуть правую руку вперед, пальцем вверх. Меняйте руки несколько раз.
  2. Второе упражнение называется «Грибы и луга». Левая ладонь сжата в кулак, локоть сзади — вытянутая ладонь правой руки. Правая рука расположена горизонтально на уровне груди. Слева перпендикулярно вверх, ладонь вашей руки, сжатая в кулак, смотрит на лицо. Меняйте руки несколько раз.
  3. Последнее называют «шутка». Одна рука вызывает зрителя, другая показывает одобрение: большой палец поднят, кулак зажат. Теперь хлопните двумя руками, положите ладонь на ладонь и поменяйте местами руки. Покажите одобрение другими руками. Позже они меняются местами. Повторите несколько раз.

Работа с изображениями

Улучшение памяти невозможно без работы с картинками и развития лексики. Такие упражнения относятся к развивающим, направленным на концентрацию внимания. В самом простом исполнении вам потребуется любое изображение: на него следует смотреть около 3–5 минут, после этого нужно отвести глаза и постараться описать эту картинку. Такое упражнение желательно повторять несколько раз в день, причём делать это можно лёжа в кровати, сидя в кресле или занимаясь домашними делами.

Ещё одно упражнение. Необходимо взять несколько карточек с изображениями разных птиц и зверей, внимательно посмотреть на них, запомнить. После этого иллюстрации убирают и на листе бумаги записывают всех увиденных существ

Очень важно картинки регулярно менять — это позволит улучшить качество тренировки

Более сложное упражнение. В нём карточки представляют собой не картинки, а содержат текстовые данные, например, имена людей и даты, связанные с теми или иными событиями в их жизни.

К примеру:

  • Катя и Женя поженились 15 июня 1996 года;
  • Маша родилась 3 декабря 2008 года;
  • Катя окончила институт 21 июля 2010 года;
  • новый торговый комплекс откроется 21 ноября 2021 года.

После того как вы прочтёте карточку, её необходимо перевернуть и попробовать по памяти воспроизвести всё то, что на ней было написано.

Распространенные упражнения для улучшения памяти

Упражнения выполняются с закрытыми глазами. Если есть помощник — пусть он зафиксирует время на бумаге. Задача у каждого своя, позже подсчитываем общее время.

Вот несколько упражнений для улучшения вашей памяти, выберите то, что вам нравится:

  1. Подсчет от 100 до 1
  2. Назовите 20 женских имен
  3. А теперь 20 мужчиню
  4. 20 продуктов питания (крупы, фрукты, овощи, ягоды …)
  5. 20 существительных на букву (на ваш выбор). Теперь А, завтра Б и так далее
  6. 20 животных
  7. Откройте глаза и посчитайте снова от 100 до 1

Эти упражнения подходят как для взрослых, так и для детей. Они могут проводиться где угодно: в пробке, лежа в кровати, стоя в очереди.

Если вам понравился этот комплекс, делайте его раз в день, а позже, после ежедневных упражнений, время тренировки будет сокращено как минимум вдвое.

Результат будет 4-5 минут. Но через несколько лет ваш мозг будет ценить эти 5 минут в день. Чем дольше вы занимаетесь психической деятельностью, тем меньше вероятность возникновения болезни Альцгеймера и других нарушений памяти.

4. Проверяйте свои вкусовые ощущения

Не удивляйтесь – это очень полезно. Когда вы готовите, вы приносите двойную пользу своему мозгу. Приготовление пищи, как и ее поглощение, активирует участки головного мозга, которые связаны с обонянием, зрением, вкусовыми и тактильными ощущениями.

Тест: какой у Вас тип памяти?

Вдобавок ко всему прочему, используя свои чувства, вы также тренируете свою способность удерживать в памяти различную информацию (о запахе, цвете, вкусе и так далее). Кстати, ученые не раз проводили исследования, в которых испытуемым лучше удавалось удерживать в памяти несколько картинок, если демонстрация каждой из них была ассоциирована с определенным ароматом.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

каждый раз, когда вы что-то жуете, улучите момент для того, чтобы попытаться на вкус выявить все ингредиенты того или иного блюда; попытайтесь выявить даже самый слабый и трудноуловимый аромат и вкус приправ и специй. Это упражнение наверняка не вызовет трудностей и доставит многим немало удовольствия (да еще и пользу для мозга принесет).

Text Perception

В Интернете когда-то было популярно исследование Кембриджского университета, которое гласит, что человеческий мозг может воспринимать текст даже с ошибками․ Главное, чтобы первые и последние буквы оставались на своих местах․

Например։ Arocdnicg to rsceearch at Cmabrigde Uinervtisy, it deosn’t mttaer in waht oredr the ltteers in a wrod are, the olny iprmoatnt tihng is taht the frist and lsat ltteer are in the rghit pcale.

Дайте ученика текст, исходя из его уровня английского и попросите прочесть․ После этого закройте текст и дайте тот же самый текст, но уже с перемешанными буквами․ Для первого раза можно написать с ошибками только несколько слов․ Такое упражнение поможет запоминать правописание слов и потренирует память ученика․

The picture

Упражнение поможет развить зрительный память и навыки аудирования․

Есть несколько вариантов его применения:

1 What is missing?

Покажите ученика картинку, на которой изображены, например, 10 предметов, попросите внимательно посмотреть на картинку․ После этого закройте ее и покажите ту же самую картинку, но с 5 новыми предметами․

Ученик должен ответить на вопрос։ “What is different?”, назвав новые 5 предметы․

  1. Questions 

Покажите ученику картинку, попросите внимательно посмотреть на все детали․ После этого спрячьте ее и начните задавать разные вопросы․

Например։ “How many people are there”, “Where are they?”, “Is there any number?” “What is behind the people?”, etc.

Learning poems

Упражнение “Learning poems” поможет не только необычным способом учить стихи, но и развить у ученика зрительную и слуховую память․ Ученик читает стихотворение 1-2 раза, а учитель постепенно удаляет последнее слово в каждой строчке до тех пор пока не останется последнее слово в строке․ Задача ученика восстановить стихотворение․

Например։ 

No one can tell me, No one can․․․․․                           No……

Nobody knows, Nobody…..                                   Nobody…

Where the wind comes from, Where the wind․․․․                  Where…….

Where the wind goes. Where the wind․․․․                  Where

Используйте эти упражнения или придумывайте свои, чтобы помочь своим ученикам развить память и достичь целей быстрее․ 

А как вы тренируете память ваших учеников?

Поделиться ссылкой:

Упражнения для развития памяти или плохая память – не приговор

Часто от детей мы слышим жалобы: «У меня плохая память, поэтому мне трудно учиться».

Действительно, разные дети тратят неодинаковое количество времени на выполнение домашнего задания.

И дело тут вовсе не в способностях или лени.

Ребенок, который в состоянии за 5 минут решить задачку, может час учить стих, состоящий из 5 строк, и – наоборот.

Я вот, например, все стихотворения в школе, за исключением объемных поэм, учила на переменах.

Мне вполне хватало 15 минут, чтобы запомнить его, а затем рассказать учительнице на отлично.

А вот на ненавистную математику приходилось тратить много свободного времени.

Учеба в университете давалась мне еще легче, поскольку здесь не было нелюбимых мною физик, геометрий и прочих точных наук.

НЕ буду кривить душой, но я нашла свое призвание и занималась любимым делом — прочитанный материал сам собою записывался на жесткий диск мозга.

Помню, как удивлялась, когда одна из моих однокурсниц однажды сказала: «Вот я вчера 3 раза прочитала параграф, а сегодня буду его учить».

Ясно, что терминология и даты требуют зазубривания, но, чтобы после трех прочтений не запомнить смысл написанного, нужно иметь серьезные проблемы с восприятием.

Часто родители не обращают внимания на жалобы детей по поводу плохой памяти, считая их надуманными.

А вместе с тем, регулярное выполнение упражнений для памяти в школьном возрасте может значительно облегчить дальнейшую жизнь детей.

Возможно, если бы об этом знали родители моей однокурсницы, то обучение в университете давалось бы ей гораздо проще.

Основные тренировки

Максимального результата удастся достичь с помощью коррекционных тренировок. Выполнять их рекомендуется ежедневно, комбинируя по 2-5 видов упражнений. При этом не стоит перенапрягаться, заставляя себя заниматься излишне долго, т.к. такой подход принесет больше вреда. Во всем есть своя мера.

Представленные упражнения направлены на развитие визуальной памяти у взрослых людей, но могут применяться для школьников старших классов. Во втором случае следует учитывать, что не каждый подросток сможет справиться с некоторыми заданиями. Поэтому их можно незначительно упрощать.

Упражнение 1

Первое упражнение похоже на мини-тренировку с рассматриванием предмета. Его суть примерно та же, но есть ряд условностей, которые значительно усложняют задачу, повышая эффективность занятий.

Как его выполнять:

  1. Рассмотреть любой попавшийся под руку предмет, вдыхая воздух (5 секунд).
  2. Закрыть глаза, вызвать представление этого предмета, задержав дыхание (3 секунды).
  3. Растворить в мыслях образ предмета, медленно выдыхая.

Упражнение нужно многократно повторять, при этом каждые 5 раз меняя ритм всех действий. Выполнять его рекомендуется 2-3 раза в день по 10 минут. Постепенно время нужно увеличивать, пока количество повторений не возрастет до 50.

Упражнение 2

Для выполнения этого упражнения потребуется посторонняя помощь. Желательно, чтобы это был один из близких людей, с кем будет комфортно работать. При желании тренироваться можно в обе стороны, т.е. поочередно, меняясь ролями.

Суть упражнения:

  1. Помощник пишет на листочке разные слова в виде ромба. Верхнее и нижнее слово должны быть самыми короткими, а к середине длина должна возрастать.
  2. Тренирующийся должен посмотреть на этот ромб в течение 10 секунд, а потом воспроизвести увиденные слова на отдельном листочке.
  3. В конце слова нужно сверить и определить, насколько правильно тестируемый смог все зрительно запомнить и написать.

Важно, чтобы заданные слова были похожи и начинались с одинаковой буквы, иначе выучивать их за такой короткий промежуток времени будет очень трудно

Упражнение 3

Многие взрослые помнят, как в детстве решали разные головоломки, в которых использовались спички. В тренировке по такой методике они тоже понадобятся, но применяться будут для задействования внимания и образной памяти. Для выполнения упражнения понадобится помощь второго человека.

Как тренироваться:

  1. Помощник должен разложить спички таким образом, чтобы составить определенную фигуру. Лучше всего усложнять задачу, местами используя по две-три спички рядом.
  2. Тренирующийся должен взглянуть на эту картину, но взгляд задерживать дольше 3 секунд нельзя. После этого помощнику следует закрыть спички бумагой.
  3. Задачей тренирующегося будет воспроизвести увиденную картину с помощью других спичек, учитывая все ее особенности.

Усложнить задачу можно, включив в картину спички разных цветов. Чем правильнее тренирующийся составит изображение, тем лучше.

Упражнение 4

Тренироваться таким упражнением для развития зрительной памяти можно по пути с работы или во время вечерней прогулки. Никакая помощь в выполнении задач не понадобится, что делает метод более универсальным и легким. Однако во время тренировки потребуется быть особенно внимательными.

Порядок действий:

  1. Внезапно остановиться, на секунду зафиксировав взгляд на любой точке, где находится достаточное количество различных объектов, которые можно запомнить. Закрыть глаза.
  2. Восстановить образно только что увиденную картину, вспомнив максимальное количество мелких деталей. Удерживать ее в голове несколько минут, наполняя по памяти.

Когда попытки вспомнить будут закончены, можно наглядно оценить реальность и сравнить ее с тем, что сформировалось в мыслях.

Упражнение 5

Последнее упражнение позволит также задействовать фантазию и общие интеллектуальные возможности. Его нужно выполнять на улице, т.к. потребуется видеть других людей. Метод подразумевает создание образных историй в своей голове, которые будут основаны на реальных увиденных людях.

Выполнение упражнения:

Выбрать на улице подходящую лавочку, где не слишком шумно.
Обратить внимание на любого прохожего, запомнить его внешний вид.
Закрыть глаза, представить, как он идет дальше и что будет происходить.

Начинать лучше всего с визуализации простой ходьбы, а уже потом придумывать более подробные и необычные ситуации. Слишком стараться и сочинять длинные истории тоже не следует, если целью не является развитие фантазии.

Особенности запоминания

Зрение становится первым способом контакта с окружающим миром для маленьких детей. С его помощью они начинают запоминать все, что происходит вокруг, и воспринимать других людей. Уже после этого задействуются иные виды памяти.

Взрослый же человек имеет уже сформированный интеллект и определенные способности. Многие могут сказать, что их зрительная память не так уж и хороша. В таких случаях можно воспользоваться специальными упражнениями и постараться исправить ситуацию.

При желании каждый может протестировать себя. Простое упражнение покажет, насколько развита зрительная память. Учитывая его результаты, можно будет решить, нужно ли вообще тренировать запоминание с помощью глаз. Суть теста в следующем:

  1. Помощник должен подобрать 10 разных изображений. Подойдут любые картинки, между которыми есть серьезные различия (например, разные животные). Желательно их распечатать и порезать на маленькие карточки.
  2. Задача тестируемого в том, чтобы максимально четко рассмотреть все картинки. На это ему дается всего лишь 20 секунд. Когда время выйдет, потребуется назвать все, что было увидено на карточках.

Помощник должен внимательно выслушать тестируемого и сделать выводы о качестве его памяти. Чаще всего такой тест применяется для детей, т.к. для многих взрослых является не таким сложным. Тем не менее выявить плохую память с его помощью точно удастся. Если хочется усложнить задачу, то допускается использование более специфичных карточек или создание дополнительных условностей.

Зрительная память улучшается каждый раз, когда человек ее активно использует. Ее формирование начинается еще в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому она особенно развита у тех людей, чья профессия часто требует визуально запоминать различные вещи и документы.

Как узнать уровень развития зрительной памяти у дошколят?

Прежде чем выбирать игры и упражнения на развитие зрительной памяти для занятий с ребенком, надо понимать, каков уровень развития у него такой памяти. Для обследования своего малыша в домашних условиях родители могут воспользоваться методами диагностики, которые активно применяют специалисты. Существует много методик и технологий, при помощи которых можно изучить уровень развития зрительной памяти у дошколят. Специалисты советуют отбирать такие техники, которые будут доступны для домашнего пользования.

Для малышей 3-4 лет это могут быть классические игры-тесты, например, «Назови, каких игрушек не стало», «Найди отличия в картинках».

«Назови, каких игрушек не стало?»

Игра помогает оценить уровень внимания, зрительной памяти, определить наличие навыка понимания инструкции взрослого.

Для обследования родитель подбирает шесть небольших игрушек, затем диктует ребенку инструкцию: нужно внимательно рассмотреть игрушки, запомнить их, закрыть глаза, открыть и сказать, чего не стало. Убедившись, что малыш хорошо знает предметы, понял инструкцию, взрослый предлагает ему закрыть глаза и убирает две игрушки. Ребенок должен правильно назвать спрятанные предметы. Уровень памяти оценивается по следующим критериям:

  • если ребенок назвал две игрушки – хороший уровень запоминания;
  • запоминание одной игрушки – средний уровень;
  • если малыш не вспомнил игрушки или ему непонятна инструкция – родителям необходимо задуматься о развитии своего малыша.

Для старших дошколят можно предложить более сложные, но эффективные методики «Узнай фигуру», «Запомни рисунки», «Запомни цифры».

«Узнай фигуру»

Техника построена на зрительном восприятии и узнавании знакомых фигур. Ребенку предлагается карточка с 10 рядами по пять фигур в каждом. Одна картинка слева в ряду отделена от остальных четырех справа двойной чертой. Взрослый дает инструкцию: нужно внимательно рассмотреть картинки слева и найти похожую среди оставшихся четырех справа. Работа ведется постепенно с каждым рядом фигур. Тестирование проводится в течение полутора минут, затем результаты оцениваются по определенным критериям.

10 баллов 8-9 баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 2-3 балла 0-1 балл
Менее 45 сек. 45-50 сек. 50-60 сек. 60-70 сек. 70-80 сек. Более 80 сек.
Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего уровня Низкий уровень Очень низкий уровень

Причины плохого запоминания

На практике нередко наблюдаются случаи, когда у ребенка происходит нарушение памяти. Это состояние характеризуется невозможность и неспособностью ребенка сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную ребенком при взаимодействии с окружающим миром.

Причин развития такого патологического состояния достаточно много. Можно выделить следующие наиболее распространенные факторы, негативно влияющие на развитие памяти у ребенка 8-11 лет, а именно:

  • постоянные стрессы и переутомления, которые негативно влияют на общее психофизическое состояние ребенка,
  • перенесенные в прошлом соматические заболевания, а также следствие сезонного гиповитаминоза,
  • неудачная вакцинация, произведенная в раннем детстве,
  • перенесенные ребенком черепно-мозговые травмы,
  • развитие различных поражений в структурах головного мозга, в том числе рост опухоли,
  • диагностированная задержка речевого и общего развития,
  • проявление острых и хронических нарушений кровообращения в голове, атеросклероз, спазм мозговых сосудов и прочие патологические изменения.

Упражнения для тренировки памяти

Следующие упражнения для развития памяти старших дошкольников, школьников, взрослых, пожилых людей можно делать в любое время. С их помощью может развивать память, как ребенок, так и подросток, т.к. они интересные и увлекательные.

Длинные слова

Первое упражнение, укрепляющее кратковременную память, – техника длинного слова. Выберите длинное слово. Для тренировки взрослых его можно представить в уме, для детей – написать на бумаге. Из букв этого слова попробуйте составить другие слова.

Например, слово «бездомные»:

  • дом;
  • без;
  • зоб;
  • дым.

Этот дидактический метод тренирует кратковременную память, расширяя ее способности. Упражнение делайте в любой момент. Оно намного сложнее, чем кажется. При его выполнении мозг действительно «вспотеет».

Умножение и подсчет в голове

Следующее задание для развития краткосрочной памяти – умножение. Выберите число и умножайте его. 2 * 2 = 4 * 2 = 8 * 2 = 16 * 2… Умножайте до тех пор, пока вам станет сложно вычислить результат. Упражнение подходит для взрослых, дефектологи рекомендуют его также для детей среднего и старшего школьного возраста.

Это тренировка, которую можно выполнять в любое время дня. Например, во время поездки на автобусе, в метро.

Восстановление воспоминаний

Один из лучших методов развития памяти – восстановление воспоминаний. Мозг не имеет проблем с запоминанием, он хранит всю информацию, с которой встречается. Проблема возникает, когда информацию следует «достать на поверхность» – она просто канет в глубинах мозга.

При только пассивном получении информации, память постепенно ослабевает. Поэтому чаще извлекайте воспоминания. Отличный способ – вспомнить прошедший день. Когда ляжете в постель, восстанавливайте в памяти весь день в обратном порядке. Что вы делали вечером? Что случилось раньше? Пробирайтесь к завтраку, попробуйте вспомнить мельчайшие детали. Сначала будет сложно. Но постепенно восстановление воспоминаний будет  улучшаться. Вы растянете мышцы своего мозга, укрепите его.

У вас появилось свободное время, которое нечем занять? Задавайте себе вопросы, направленные на развитие памяти.

  • Что я ел на обед неделю назад?
  • Что я делал 2 недели назад?
  • Что мы изучали в школе в прошлый понедельник?
  • Как я одевался на последнюю вечеринку?
  • Какие носки были на мне 3 дня назад?

Чтение

Восстановление воспоминаний – это хорошее упражнение на развитие памяти у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В этом случае лучше применить чтение. Прочтите ребенку страницу книги, часть статьи (взрослый читает сам). Ответьте на вопросы: что там написано? Какова важная мысль? Попробуйте максимально ярко описать содержание.

Такую гимнастику для памяти можно проводить каждый вечер при чтении статей, книг, особенно тех, содержание которых хотите хорошо запомнить. При восстановлении информации она запоминается лучше, т.к. мозг создает более сильные нейронные связи.

Подсчет букв

Метод подходит для развития краткосрочной памяти. Выберите любую букву. Сосчитайте его количество на странице. Нужно сосредоточиться, как на чтении и понимании текста, так и на подсчете букв. Этот метод наиболее старый и эффективный.

Приложения

Поскольку мы живем в XXI веке, следует упомянуть о приложениях для развития памяти. Это самый удобный способ. Вы заняты с мобильным телефоном, но не чувствуете вины за бесполезную трату времени. Вы же тренируете мозг.

  • Lumocity. Это приложение поможет развивать не только память, но и другие функции мозга: концентрацию, многозадачность, подсчет и т.д. Базовая версия бесплатна.
  • Dual N-back. Это более сложное приложение. Сначала в нем не так-то просто добиться успеха, но оно действительно заставляет мозг работать на полной скорости. Игрок должен сосредоточиться на экранных сигналах и слушать буквы, произносимые роботом. В зависимости от уровня, следует распознавать, откуда исходит сигнал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector