Трасологическая экспертиза при дтп

Содержание:

Трасологическая экспертиза

Вид экспертизы, проводимой с целью исследования следов, следовоспринимающих и следообразующих объектов для установления механизма следообразования, идентификации объектов, оставивших следы, определения групповой принадлежности объектов.

В качестве объектов трасологической экспертизы могут выступать практически все предметы материального мира, которые имеют свойства к отображению.

В зависимости от объектов, подлежащих исследованию, можно выделить следующие виды трасологической экспертизы:

1) Экспертиза следов человека.

2) Экспертиза орудий, инструментов и механизмов.

3) Транспортно-трасологическая экспертиза.

4) Экспертиза следов животных.

В рамках исследования следов человека проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов рук (дактилоскопическая экспертиза);

— экспертиза следов ног;

— экспертиза следов обуви;

— экспертиза следов зубов;

— экспертиза следов губ;

— экспертиза следов ногтей и их частей;

— экспертиза следов иных частей тела.

В рамках исследовании орудий, инструментов и механизмов проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов взлома;

— экспертиза следов орудий и механизмов;

— экспертиза замков, пломб и запирающих устройств;

— экспертиза узлов;

— экспертиза изделий массового производства;

— экспертиза установления целого по частям.

В рамках транспортно-трасологических исследований проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза следов ходовой части транспортных средств;

— экспертиза следов выступающих частей транспортных средств;

— экспертиза отделившихся деталей транспортных средств.

 В рамках исследований следов животных проводятся следующие экспертизы:

— экспертиза «тавро»;

— экспертиза следов лап, копыт, подков;

— экспертиза зубов и когтей животных.

Трасологическая экспертиза решает следующие идентификационные и диагностические задачи.

Идентификационные задачи в трасологической экспертизе принято разделять на установление индивидуального тождества и групповой принадлежности.

Диагностические задачи преимущественно решают вопросы обнаружения и фиксации следов, определения их пригодности для идентификации, установления механизма следообразования и др., направлены на обнаружение и фиксацию следов; определение их пригодности для идентификации; установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление взлома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств, способ вскрытия пломбы и т.д.); установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов (например, исправность замка и т.д.).

Технико-криминалистическая экспертиза документов – вид экспертизы, проводимой с целью установления способа изготовления документов в целом или их реквизитов в отдельности, установления фактов изменения первоначального содержания документов, выявления первоначального содержания, а также идентификации материалов, предметов и механизмов, которые использовались для изготовления документов, их реквизитов либо изменения первоначального содержания.

Цена за проведение трасологической экспертизы

Как выяснилось, трасологическое исследование позволяет обрисовать всю картину того, каким образом, произошло происшествие. Проводить её, может, только специально обученный эксперт, который выдаст специальное заключение после проведения своей работы.

Стоимость такой процедуры, может быть различной. Она зависит от общего объема всех работ, которые нужно провести на месте происшествия. Цена может составлять от 4000 рублей до 12000 рублей. Если экспертизу следует сделать в срочном порядке за короткий промежуток времени, то придется переплатить. В обычных случаях, эксперту требуется на выяснение проблемы от одного до десяти дней. Этот показатель также зависит от общего объема работы.

Иногда, такое исследование является единственным доказательством в суде при выяснении причины. Поэтому не стоит доверять этот вопрос новичку, необходимо доверить это дело только квалифицированной фирме.

Что говорится в законе

Правила проведения судебно-трасологической экспертизы закреплены в ГОСТе Р 57428-2017. Нормативный акт дает понятие этого вида экспертной оценки и описывает случаи, когда обойтись без такого исследования нельзя. В соответствии с законодательными нормами РФ, эксперты обязаны изучить ситуацию и дать заключения, по требованию любой из участвующих сторон.

Стать инициаторами проверки могут сотрудники правоохранительных органов, представители судебной инстанции, адвокаты потерпевшего или виновника, сотрудники страховой компании.

Зачастую назначение экспертизы выполняется в случаях, когда серьезно пострадало одно или более транспортное средство, а также в случаях получения травм разной тяжести участников ДТП. По результатам исследований могут квалифицироваться действия виновного, на основании чего присуждается размер наказания.

При проведении транспортно-трасологической экспертизы специалисты опираются не только на ГОСТ Р 57428-2017, но также на:

  • Статьи 195-207 главы 27 УПК РФ;
  • Статьи 79-87 ГПК РФ;
  • Федеральный закон №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г.;
  • Статьи 82-87 АПК РФ;
  • Статьи 26.4-26.5 КоАП РФ.

Каждый из указанных документов регулирует ряд вопросов по назначению, порядку проведения и вынесения заключения о проведенном исследовании.

Что это и когда она необходима

Трасологическая экспертиза – это специфическое исследование, направленное на изучение следов на месте ДТП, с целью всесторонней оценки ситуации. В ходе работы эксперты определяют откуда взялись отпечатки, кому они принадлежат и в результате каких действий были сделаны.

Специалисты могут также понять порядок возникновения следов, что позволяет восстановить картину произошедшего и с большой долей вероятности выяснить степень виновности всех участников дорожно-транспортного происшествия.

Необходимость в проведении экспертной оценки произошедшего возникает в следующих случаях:

  1. Водители дают разные показания о случившемся, из-за чего невозможно понять, как обстояло дело на самом деле. Такие ситуации не редкость, а разность версий не дает возможности правильно оценить ДТП, а значит может привести к применению мер наказания невиновного лица. Только эксперты могут расставить все акценты и описать случившееся максимально непредвзято.
  2. Требуется определить кому принадлежат те или иные следы и как они были оставлены. Этот пункт чаще всего используется страховыми компаниями, когда они сомневаются, что в аварии участвовали заявленные авто. Трасологическая экспертиза поможет исключить мошеннические схемы.
  3. Требуется установить виновника аварии. Сопоставление следов и отпечатков помогает отмотать ленту событий назад и понять кто или что спровоцировало дорожно-транспортное происшествие.

Грамотное проведение экспертной оценки позволяет установить правду и влияет на ход судебного производства.

Какие вопросы решает

Специалисты, высказывающие свое экспертное мнение, выполняют идентификацию следов и их диагностику. В результате проведения транспортно-трасологической экспертизы решается ряд важных вопросов. В частности, исследование определяет:

  • какие есть следы и отпечатки;
  • когда они появились – до аварии, после нее или в результате ДТП;
  • что и как их образовало;
  • насколько отпечатки пригодны к идентификации;
  • в какой последовательности они появлялись;
  • насколько технически исправным было состояние транспортных средств, участвующих в аварии;
  • какие причинно-следственные связи повлекли зафиксированные последствия.

Все эти вопросы обязательно выясняются в ходе стандартной процедуры. В некоторых случаях специалистам приходится идти еще дальше, чтобы распутать весьма неоднозначные случаи.

Качественное исследование подразумевает фиксацию огромного количества данных с места аварии и/или объектов ДТП. Эксперты учитывают также показания как самих участников, так и свидетелей произошедшего.

Этапы экспертизы

Поскольку само происшествие протекает подчас мгновенно, важно принимать во внимание каждый отдельный фактор и учитывать его в конкретной ситуации. Вопросы по найденным повреждениям и другим правовым моментам возникают во время проведения автотехнической оценки поломок

Специалисты в этой области распределяют их по степени важности на три основных категории

Исследование следов

Для определения виновности участников ДТП исследуются буквально все следы, которые имеются на месте дорожного происшествия

Для восстановления полной картины аварии берутся во внимание оставленные следы людей, автомобилей, животных. Принадлежность автоследов на месте аварии определяет:

  • марку автотранспортного средства;
  • рисунок шины ТС;
  • соответствие рисунка шин типу автомобиля, задействованному в аварии;
  • совпадение траектории движения авто, имеющего похожие следы, а также формы повреждений на кузове машины в соответствии с характером наезда.

Изучение поврежденных частей

При столкновении ТС с другими участниками дорожного движения, пешеходами или ограждениями не всегда автомобиль остается практически в первозданном виде. При серьезных авариях осколки лобового стекла, бампера и других частей ТС разлетаются на довольно приличное расстояние. Для более подробной экспертизы изучается практически каждая деталь пострадавшего автомобиля.

Найденные остатки отлетевших частей (осколки запчастей, частички пластика и стекла) определяют:

  • марку машины, находящуюся в районе дорожного происшествия;
  • марку машины, задействованную в ДТП.
  • вопросы по выявленным следам конкретного авто:
  • какой рисунок непосредственно относится к данному транспорту;
  • может ли тормозной след охарактеризовать протектор определенной категории авто;
  • соответствует ли отпечаток шин, обнаруженный на поврежденном кузове, относиться к подозреваемому автомобилю.

Выявленные доказательства с помощью трасолога в ходе автотехнической экспертизы помогают воспроизвести реалистичную картину автокатастрофы и степень провинности каждого ее участника. Кроме того, легко отслеживается причинно-следственное взаимодействие, влекущее последствия аварии.

Почему это важно? Потому что не всегда обрисованная схема ДТП, запротоколированные поломки АМ, вред, причиненный здоровью, и другие описания отражают истинное положение вещей. Приходится прибегать к помощи экспертной деятельности для составления объективной картины столкновения и определения настоящего виновника

Кроме того, имеет место подтасовка фактов и недобросовестное заполнение документов с целью уменьшения страховой выплаты, а то и отказа в компенсации.

Сбор и документирование информации

В ходе трасологической экспертизы ставятся под надзор все факты и обстоятельства столкновения. В целях достижения полноты исследований проводится:

  • Сбор документации по ДТП.
  • Автотранспорт соучастников наезда.
  • Сбор вещественных доказуемых материалов.
  • Детальное описание всех поломок и следов.
  • Схема места ДТП.
  • Фото и видеосъемки.
  • Устные показания очевидцев происшествия.

На основании всех собранных данных эксперты делают выводы и выдают заключение о виновности или невиновности конкретного транспортного средства.

Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП — пошаговая инструкция для новичков

Теперь рассмотрим, как проводится трасологическая экспертиза автомобиля. Если вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности судебного исследования, вы всегда можете заказать независимую экспертизу и оспорить результаты.

Шаг 1. Выбираем экспертную компанию

Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы?

Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы.

Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность.

В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании.

Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.

Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов

Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги.

Для трасологической экспертизы предоставляются:

  • схема ситуации;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • фотоматериалы с места аварии;
  • транспортные средства, которые стали участниками происшествия;
  • фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;
  • протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;
  • документы, подтверждающие право на владение ТС;
  • справка из полиции, подтверждающая ДТП;
  • пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.

Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП

Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.

Эксперт-трасолог должен иметь при себе:

  • фотоаппарат;
  • масштабную линейку;
  • рулетку;
  • лупу;
  • пинцет;
  • небольшие емкости для микрочастиц;
  • слепочные (пластические) массы (гипс, пластилин, полимерные соединения).

Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства

Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.

При этом устанавливается:

  • есть ли на автомобиле следы от другого ТС;
  • каким объектом был поврежден автомобиль;
  • модель ТС, оставившего отпечатки;
  • какой частью было нанесено повреждение;
  • направление перемещения и угол столкновения;
  • режим движения;
  • состояние протектора;
  • механизм повреждения.

Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП

Шаг 5. Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства

Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры.

В статье «» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии

Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области.

К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно. Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия.

Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе

Итог работы эксперта — документальное заключение экспертизы. Его можно использовать в качестве доказательства в судебном процессе или аргумента для страховой компании.

Важно знать, что экспертное заключение содержит выводы эксперта только по техническим вопросам. Определение виновников — это уже в компетенции суда

При любых затруднениях, связанных с проведением трасологической экспертизы, обращайтесь за помощью к компетентным юристам. Мы рекомендуем искать таких на сайте «Правовед.ru». Это онлайн-сервис бесплатных и платных консультаций, с которым сотрудничает больше 16 тысяч юристов по всей РФ.

○ Вопросы, в решении которых может помочь трасологическая экспертиза и причины назначения.

Понятие трасологической экспертизы в области автомобильного транспорта (или, как ее еще называют, транспортно-трасологическая идентификация) следует из нормативного правового акта, а не просто научной теории и практики.

  • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
  • Трасологическая экспертиза.
  •  Исследование следов человека и животных.
  • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»

Таким образом, данный вид экспертизы изучает следы автотранспортного средства в целях установления конкретных обстоятельств и фактов, будь то:

  • Определение марки и модели транспортного средства, следы которого исследуются.
  • Составление схемы происшествия.
  • Установление виновника аварии.
  • Определение конкретных повреждений, полученных при определенных обстоятельствах.
  • Определение конкретной детали, механизма, агрегата, которым было нанесено повреждение.
  • Определение причины появления повреждений (другой автомобиль, иной предмет и др.).
  • Понимание направления, в котором двигалось транспортное средства, траектории его движения и угла столкновения с другой машиной и др.

Назначается же данное исследование в том случае, если выявить указанные обстоятельства иными, более доступными способами, не представляется возможным, либо если существует спор между участниками аварии, между участником ДТП и страховой компанией.

Задачи экспертизы

В результате аварии происходит наслаивание нескольких неудовлетворяющих факторов, соответствующих местоположению и времени развития. Задача эксперта выявить все факторы, которые повлияли на аварию и установить виновного в каждом конкретном случае. Вот что относится к таким характеристикам:

  • Погодные условия и климатические изменения.
  • Свойства дорожного покрытия (лед, дождевая вода, гравий, выбоины и др.).
  • Время суток.
  • Плохое освещение (электрическое, дневное).
  • Ширина обочины и самой дороги.
  • Техническая оснащенность автомобилей.
  • Исправность или неисправность авто.
  • Возраст и стаж лиц, допущенных к управлению.
  • Логическая или нелогическая последовательность действий участников ДТП в стрессовой ситуации.

Что делать перед назначением автотехнической экспертизы при наезде на пешехода?

К сожалению, далеко не каждый эксперт обладает достаточным опытом и умениями, чтобы беспристрастно оценивать ситуацию. Поэтому перед назначением экспертизы не стоит слишком полагаться на умения постороннего человека.

Важно! Чтобы автотехническая экспертиза наездов на пешеходов дала максимальный эффект и ответила на все поставленные вопросы, специалистам, которые будут проводить дознание, должны быть предоставлены максимально четкие исходные данные

Перед тем, как автотехническая экспертиза будет назначена и специалисты начнут проводить сопутствующие мероприятия, ото всех сторон дорожной аварии должна исходить максимальная самоотдача и внимание к мелким деталям. В частности, эксперты рекомендуют перед проведением экспертизы выполнить следующий комплекс действия:

  1. Предварительно необходимо ознакомиться со всеми материалами дела. Чтобы получить на руки все сведения, которые касаются аварии, необходимо подать соответствующее ходатайство. Однако стоит помнить, что запрос должен быть составлен юридически грамотно и с выполнением всех условий отечественной законодательной базы. Только в таком случае не последует отказ от следователя или судьи.
  2. Настаивайте на дополнительном допросе всех сторон конфликта и случайных очевидцев. Как правило, первоначальные показания участников ДТП не отличаются большой информативностью ввиду стрессового состояния. Поэтому дополнительные допрос может помочь определить новые обстоятельства и данные, которые помогут установить истину.
  3. Если необходимы дополнительные данные о месте аварии, не стесняйтесь настаивать на проведении повторных осмотров с обязательным составлением новых схем ДТП.
  4. Если исходную информацию для экспертизы невозможно получить, или же она имеет существенные ограничения, то в таком случае необходимо инициировать следственный эксперимент, который поможет установить новые обстоятельства дела.
  5. Перед тем, как экспертиза будет назначена, убедитесь в том, что в документации отображены все исходные данные. Параллельно необходимо удостоверится в том, что в документации отсутствуют ошибки и неточности. Если ошибочные данные были обнаружены, то требуйте устранить их из материалов дела с обязательным занесением изменений в бланк протокола назначения экспертизы.

На предстартовом этапе экспертизы обойтись без помощи опытного автоюриста практически невозможно. Наша законодательная база имеет массу особенностей и разобраться с ними может только квалифицированный специалист. Поэтому не стоит пытаться установить истину самостоятельно, лучше сразу же привлечь к процессу квалифицированного адвоката, который поможет защитить права и интересы клиента.

Трасологическая экспертиза при ДТП: как проводится?

Для того чтобы определить причины аварийной ситуации, работы по исследованию всех обстоятельств дела должны проводится квалифицированными специалистами, что владеют соответствующими познаниями в данных делах и обладают нужной квалификацией. Самостоятельно установить все обстоятельства невозможно, это под силу только представителям такой специальности, как трасологи.

Для того, чтобы эксперты смогли максимально подробно и достоверно составить картину аварийной ситуации, им необходимо предоставить максимум исходной информации, чтобы получить постановление о назначении трасологической экспертизы при ДТП. Среди обязательных источников информации для трасолога можно выделить:

  • непосредственно само транспортное средство для проведения тщательного исследования;
  • схема ДТП, которая была составлена по установленным правилам сотрудниками ГИБДД или участниками столкновения;
  • официальный протокол, выписанный полицейскими;
  • фото и видео материал, который имеется в результате ДТП. Это записи с видеорегистратора, фотографии с места случившегося происшествия;
  • справка о произошедшей аварии;
  • протокол проверки по техническому состоянию машины.

Кроме того, в отдельных случаях эксперты могут захотеть посетить место столкновения, чтобы определить некоторые моменты по остаточным следам, среди которых фрагменты транспортных средств, следы шин и многое другое.

По времени проведения экспертной оценки государство не устанавливает никаких ограничений. Следовательно, результаты могут быть известными как через несколько дней, так и в течении нескольких недель. Оптимальный срок для проведения всех работ составляет от 1 до 10 дней. Здесь все будет зависеть от сложности процедуры и состояния каждого из пострадавших транспортных средств.

По итогам окончания всех исследовательских работ, трасолог предоставит официальное заключение, оформленное в письменном виде. Именно на его основании будет проходить дальнейшее судебное разбирательство.

Подготовка и назначение экспертиз при исследовании следов транспортных средств

Криминалистическая экспертиза исследует различного рода следыьдвижения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Задачиэкспертизы:

-идентификационные, направленные на установление вопроса не оставлен ли представленный след конкретным предметом, не составляли ли ранее единое целое изъятые фрагменты деталей АМТ и конкретно проверяемое транспортное средство;

— диагностические, направленные на решение вопросов по установлению групповой принадлежности шин, механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации следообразующего объекта;

— классификационные, направленные на установление вида транспортного средства;

— ситуационные (реконструктивные) и по установлению факта контактного взаимодействия, решаемые при проведении комплексных экспертиз.

Объектамиэкспертизы данного вида являются:

— транспортное средство или его детали; следы автомототранспорта на объектах-носителях; слепки указанных следов;

— фотоснимки следов, выполненные по правилам детальной, масштабной фото­съемки;

— шины автотранспортных средств;

— экспериментальные следы, их слепки, фотоснимки, выполненные по правилам детальной, масштабной фотосъемки;

— материалы уголовного дела, в которых содержатся сведения о времени, условиях обнаружения следов, объектов, способах фиксации, изъятия, механизме события преступления (происшествия), заключения экспертиз, акты освидетельствования и т.д.

Вопросы, решаемые экспертизой:

1. Имеются ли на представленном объекте следы транспортных средств, если да, то пригодны ли они для идентификации?

2. Не оставлены ли следы конкретным транспортным средством?

3. Каков вид, модель транспортного средства (автомобиль, трактор, мотоцикл, велосипед и т. п.), которым оставлен след (колеи, беговой дорожки протектора шины) на месте происшествия?

4. Каково направление, в котором двигалось транспортное средство?

5. Каков характер движения транспортного средства, судя по следам шин (качение, торможение)?

6. Являются ли изъятые при осмотре места происшествия осколки частями (деталями) транспортных средств? Если да, то для какого транспортного средства они предназначены?

Особенности подготовки материалов и оформлению постановлений (определений) о назначении экспертизы:

— в случаях назначения идентификационной экспертизы в постановлении указываются сведения об особенностях эксплуатации шин, условиях хранения в идентификационный период;

— для решения ряда вопросов необходимо предоставление протокола, схемы осмотра места происшествия, таблицы фотоснимков, заключений экспертов, актов освидетельствования и т.д. Перед назначением экспертизы необходимо получить консультацию по объемам предоставляемых материалов и возможности решения поставленных вопросов у руководителя экспертного учреждения, в которое планируется назначение данной экспертизы.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей, дознавателей в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные познания. Экспертиза проводится специалистами экспертных учреждений, иных государственных или негосударственных учреждений и организаций либо другими лицами, назначенными следователем, дознавателем (ст.227 УПК РБ). Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений МВД, МЗ Республики Беларусь. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов и лабораторий, высшихь учебных заведений, различным субъектам хозяйствования. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Источник

Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Категория Объекты и раскрываемые вопросы
1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector