Развитие интеллекта и умственных способностей у детей

Содержание:

Формирование речевого аппарата

Именно по нарушениям речи можно определить степень умственной отсталости у детей. Легкая форма предполагает довольно большой словарный запас, хотя используется он с нарушением смысловой нагрузки. Разговор состоит из коротких, односложных фраз, которые ребенок наиболее часто слышит в своем окружении. Возможно употребление отдельных слов и выражений лишь по привычке, невпопад.

Запоминание новых слов и определений должно обязательно сопровождаться визуальным либо тактильным подтверждением. Но всё равно, это происходит медленно и не в полной мере.

Развитие речи напрямую зависит от степени умственной отсталости ребенка. Для легкой формы характерно неправильное произношение некоторых букв алфавита. Не исключается присутствие таких дефектов речи, как:

  • дизартрия;
  • заикание;
  • косноязычие.

При подобных проблемах занятия с логопедом имеют положительную динамику, но процесс восстановления очень трудный и продолжительный.

Музыкальный

У человека с музыкальным интеллектом развит слух, чувство ритма. Он легко улавливает и различает музыкальные тональности, мелодии. Он может легко почувствовать фальшивую ноту, на слух подобрать аккорды песни.

Он обожает музыку, изучает разные стили, ему нравится играть на музыкальных инструментах, ведь это дается легко. Талант проявляется в сочинении песен и стихов, игре на музыкальных инструментах, пении. Такие люди легко импровизируют, становятся душой компании.

Профессии:

  • дирижер;
  • композитор;
  • песец;
  • музыкант;
  • диджей;
  • режиссер;
  • музыкальный продюсер.

Если личность обладает не только музыкальным, но и математическим типом способностей, то можно легко стать барабанщиком. Ведь он должен не только чувствовать ритм, но и уметь быстро считать.

Самые интеллектуально развитые породы

Изучая интеллектуальные способности разных пород, ученые выделили ряд важных качеств. Претендентов на звание самого умного оценили на: 

  • обучаемость; 

  • общительность; 

  • память; 

  • сообразительность; 

  • дружелюбие. 

Исследование исключило зависимость уровня IQ и половой принадлежности. На основании результатов в ТОП-5 умников и умниц занесли следующие породы: 

  1. Канадский сфинкс. Обладает отличной памятью и понимает человека буквально с полуслова. Быстро учится апортировке и открыванию дверей. 

  2. Ориентальная. Легко осваивает типичные собачьи команды: «голос», «сидеть» и «принеси». 

  3. Мейн-кун. Запоминает не только отдельные слова, но и целые фразы, а также безошибочно реагирует на разные интонации. 

  4. Сиамская. Осваивает большую часть трюков и хождение на шлейке. 

  5. Сибирская. Обучается несложным акробатическим номерам, поиску спрятанных вещей и базовым командам. 

При достаточном упорстве всего перечисленного можно добиться практически с любой кошкой, если она вам доверяет и видит смысл в своем обучении. 

Заключение 

Нельзя сказать, что кошка умнее человека, но ее умственные способности все равно заслуживают уважения. Она действительно понимает нашу речь и эмоции, способна познавать новое и может похвастаться довольно неплохой памятью. 

Можно ли развивать интеллект

Ученые утверждают, что интеллектуальные задатки каждый индивид получает с рождения. С годами родители, воспитатели в детском саду, школьные учителя на уроках и во внеурочной деятельности развивают разум ребенка и обучают правильно использовать свой потенциал. Постепенно молодой человек узнает, как развить свой интеллект.

Современные исследования доказывают, что когнитивные способности только на 50% определяются наследственностью, остальное зависит от воспитания и стремления человека к развитию и самосовершенствованию. Уже к 5 году жизни происходит формирование основных нейронных связей, большинство из которых остается на всю жизнь. Исследователь А. Кушевски пришла к следующим выводам:

  • мыслительные способности поддаются тренировкам;
  • чем интенсивнее тренировки, тем выше результаты;
  • интеллектуальное развитие не зависит только от врожденных данных, еще от приложенных усилий и постоянных тренировок.

Авторами написано много научных или около научных работ с советами, как развить интеллект. Недостаточно это просто прочитать, нужно долго и кропотливо работать над собой, тогда возрастные изменения не навредят интеллекту.

Развитие интеллекта у детей

Высокий интеллект можно использовать как во благо, так и нет

Высокий интеллект — это не более чем инструмент, который можно использовать как для достижения благих целей, так и для того, чтобы манипулировать, вступать в заговоры, предавать или создавать сложные планы для получения чего-то за чужой счет. Повторюсь интеллект — это не более чем инструмент, и то, для чего его будут использовать, зависит лишь от его владельца.

А вот мудрость… Она неразрывно связана с внутренним, глубинным умением различать добро и зло. Именно поэтому действительно мудрые люди неизменно оказываются на стороне добра. Само слово «мудрость» связано в нашем сознании с добром, человечностью и чувством прекрасного, воодушевляющим окружающих на хорошие поступки.

Умные люди чаще страдают от одиночества, гнева и депрессии.

Интеллектуальные люди чаще страдают от экзистенциальной тоски, разочарования и одиночества. Известный автор Хемингуэй объясняет эту ситуацию следующей цитатой: «Умные люди чрезвычайно редко бывают счастливы». Это не означает, что все разумные люди страдают от одиночества, гнева и депрессии, но большинство из них страдают.

Исследования также показывают, что люди с IQ 140 примерно в два раза чаще используют свою кредитную карту. Эксперты также предполагают, что работодатели должны нанимать людей, основываясь на их мудрости, а не на интеллекте, поскольку наши эмоции способны перекрывать мозг, что также может быть причиной того, что большинство высокоинтеллектуальных людей тратят импульсы.

Исследования показывают, что средний человек накапливал больше богатства за свою жизнь, потому что он тратил меньше и жил более простой жизнью.

Диагностика

Исследования интеллектуальности проводятся на основе разных методик и техник. Все они основаны на двух принципах: тестирование и эксперимент.Например, логическое мышление и навыки определения закономерностей выявляются с помощью прогрессивных матриц Равена. Тесты по Амтхауэру специализируются на ориентации в профессиональной деятельности. И первая, и вторая технологии разработаны для людей разных лет. Чтобы оценить ребенка, подойдет метод Гудинаф-Харриса, который дает оценку по детскому рисунку. Всем этим разработкам исполнился не один десяток лет, они унифицированы и дают усредненные показания.

Одним из главных недостатков высокой интеллектуальности является постоянное чувство неудовлетворенности.

Наличие высокого интеллекта не означает, что человек будет жить полноценной жизнью. В то время как высокоинтеллектуальные люди стремятся проявить себя и живут под девизом «Я могу достичь всего», снова и снова, жизнь напоминает им, что, несмотря на их драгоценный дар, в жизни никогда не достичь всего. Это оставляет очень умного человека неудовлетворенным или чувствующим себя опустошенным.

Исследование, проведенное в 1992 году на 399 высокоинтеллектуальных личностях в возрасте от семидесяти пяти до восьмидесяти четырех лет, показало, что к тому времени, когда им исполнилось восемьдесят, они полагали, что не оправдали своих ожиданий в жизни и не достигли того, чего, как они верили, они могут достичь.

Они отлично держат себя в руках

Зохер Али пишет, что умные люди умеют избегать импульсивных решений путем «планирования, уточнения целей, исследования альтернативных стратегий и выявления возможных последствий еще до того, как те появятся».

Ученые обнаружили связь между самообладанием и интеллектом. В 2009 году в журнале Psychological Science были опубликованы результаты исследования, участники которого должны были выбрать между двумя финансовыми вознаграждениями: мгновенным небольшим поощрением или большой выплатой, но в будущем. Те, кто выбрал второй вариант (повышенный уровень самообладания), продемонстрировали более высокий балл в тесте на IQ.

Авторы эксперимента утверждают, что одна из зон мозга, а именно его префронтальная зона, может играть серьезную роль в решении сложных проблем и демонстрации самообладания на пути к достижению целей.

Это интересно: Главный признак высокого интеллекта (интересное наблюдение Джеффа Безоса)

Что такое социальный интеллект

Сегодня под социальным интеллектом подразумевают «набор способностей и навыков, с помощью которых мы разбираемся в социальных ситуациях». Дэниел Гоулман, американский психолог, научный журналист, один из самых известных современных исследователей явления и автор книги «Social Intelligence», описывает его как умение «соображать, что к чему в отношениях. Это подразумевает эмпатию, умение почувствовать, что испытывает другой человек, понимать его или её точку зрения и уметь легко и непринуждённо вести эффективную коммуникацию. Это подразумевает, что вы знаете, что испытывает человек, и действуете в соответствии с этим».

Гоулман выделяет две важные составляющие социального интеллекта: социальное восприятие (то есть то, как мы считываем информацию об окружающих) и социальные способности (то, как мы поступаем с этим новым знанием). В социальное восприятие, по словам Гоулмана, входит целый спектр навыков — от простейшей эмпатии, когда мы быстро считываем состояние другого человека, до эмпатической точности, когда мы разбираемся в его или её чувствах и мыслях, и социального познания — умения разбираться в сложных социальных ситуациях. Социальные способности вытекают из социального восприятия — это то, как мы действуем в обществе других людей, чтобы в результате общение было комфортным и эффективным. Это тоже целый спектр: как мы ведём себя в чужом обществе, как мы влияем на других людей, как взаимодействуем с ними на невербальном уровне.

Кто придумал это понятие

Сам термин ввёл в обиход американский психолог Эдвард Ли Торндайк. «Социальный интеллект ярко проявляется в детской, на игровой площадке, в бараках, на фабриках и в торговых залах, но избегает стандартизированной, формальной обстановки лабораторий», — писал он в журнале Harper’s Monthly Magazine в 1920 году. Он противопоставлял социальный интеллект другим видам интеллекта: абстрактному, благодаря которому мы понимаем и анализируем идеи, и техническому, благодаря которому мы разбираемся с конкретными объектами. Психолог считал социальный интеллект «способностью понимать мужчин и женщин, мальчиков и девочек и правильно обращаться с ними — вести себя мудро в отношениях с людьми». Именно Торндайк отметил, что для карьерного успеха недостаточно одних знаний — нужны и другие навыки, которые помогут взаимодействовать с людьми: «Лучший механик завода может потерпеть неудачу как бригадир из-за недостатка социального интеллекта».

Вслед за Торндайком понятие начали развивать и другие учёные. Например, в те же двадцатые годы исследователи Мосс и Хант определили социальный интеллект как «способность ладить с другими». Канадский психолог британского происхождения Филипп Вернон дал явлению более обширное определение — «способность ладить с людьми в целом, социальные техники и возможность ощущать себя комфортно в обществе, определённые знания о социальной сфере, восприимчивость к стимулам со стороны других членов группы, а также умение понимать кратковременные настроения или глубинные черты личности незнакомых людей».

Американский психолог Дэвид Векслер, разработавший собственные шкалы интеллекта для взрослых и детей, уделял в них внимание и социальному интеллекту. Он считал, что в его системе способность человека анализировать социальные ситуации измеряют задания на расположение картинок

Правда, социальный интеллект он считал лишь «общим интеллектом, примененным к социальным ситуациям». Это не единственная неоднозначная трактовка явления — в конце шестидесятых отдельные исследователи, например, предлагали расценивать его как способность манипулировать другими.

Что такое искусственный интеллект?

Описание искусственного нейрона

Искусственный нейрон — это математическая функция, задуманная как модель биологических нейронов, нейронной сети. Искусственные нейроны — элементарные единицы в искусственных нейросетях. Искусственный нейрон получает один или несколько входов и суммирует их, чтобы произвести выход или активацию, представляющую потенциал действия нейрона, который передается вдоль его аксона. Обычно каждый вход анализируется отдельно, и сумма передается через нелинейную функцию, известную как функция активации, или передаточная функция.

Когда началось исследование ИИ?

В 1935 году британский исследователь А.М. Тьюринг описал абстрактную вычислительную машину, которая состоит из безграничной памяти и сканера, перемещающегося вперед и назад по памяти, символ за символом. Сканер считывает то, что он находит, записывая дальнейшие символы. Действия сканера диктуются программой инструкций, которая также хранится в памяти в виде символов. Самая ранняя успешная программа ИИ была написана в 1951 году Кристофером Стрейчи. В 1952 году эта программа могла играть с человеком в шашки, удивляя всех своими способностями предсказывать ходы. В 1953 году Тьюринг опубликовал классическую раннюю статью о шахматном программировании.

У них широкий кругозор

Умные люди не закрывают свой разум от новых идей или возможностей. Интеллектуалы всегда готовы к расширению кругозора другими точками зрения и открыты для альтернативных решений.

Психологи утверждают, что люди, обладающие широким кругозором (те, кто ищет альтернативные мнения и справедливо оценивает факты), получают более высокие баллы в процессе прохождения тестов на уровень интеллекта.

В то же время интеллектуалы довольно осторожны в выборе идей и точек зрения, которые они принимают.

Развитый разум наделен устойчивым иммунитетом против принятия чего-либо только по внешнему признаку, а потому не поверит в это до тех пор, пока получит достаточное количество доказательств.

Эмоциональный интеллект

Понятие IQ включает умение различать эмоции, понимать, что движет другими людьми, чего они хотят, к чему стремятся и чего добиваются. Именно он помогает управлять своими и чужими чувствами для достижения целей.

Наш ум можно условно разделить на две половины: рациональную, которая отвечает за познание, мысли, умозаключения и импульсивную, лишенную логики, но не менее влиятельную. В идеале мы должны уравновесить и подружить эти части.

Составляющая IQ – это характер. Эмоциональный вид включает в себя навыки:

  • верить в себя;
  • сочувствовать;
  • контролировать эмоции;
  • уметь отвлекаться от неприятных переживаний;
  • стремиться к цели;
  • находить мотивацию.

Интеллект: проясним что это такое

Казалось бы, многие знают, что такое интеллект, но сформулировать правильное определение термина смогут лишь единицы. Хотя источник понятия «интеллект» простой — латинское слов «intellectus», его смысл широк и размыт. Под интеллектом понимают разум, понимание, познание, восприятие и другие подобные мыслительные способности. Часто это комплексное понятие некорректно применяют лишь к определённым качествам, например, памяти или эрудиции. Однако, интеллект — это не что-то конкретное и не какая-либо характеристика, а совокупность способностей индивида к решению любых задач и планированию своих действий.

Чтобы полноценно понять смысл термина интеллект, необходимо ознакомиться с его основными качествами:

  • любопытство (пробуждает стремление и необходимую способность к разностороннему познанию явлений);
  • глубина (важная способность отделять и принимать главное от второстепенного);
  • широта (умение осознания вопроса, целостно, для построения вариативности решения поставленных проблем);
  • гибкость (способность не шаблонно применять имеющийся опыт);
  • логичность (умение создания строгой последовательности суждений и адекватных выводов);
  • доказательность (крайне необходимая возможность использовать известные факты и закономерности для определения правильности суждений и важных выводов);
  • критичность (способность оценивать результаты мыслительной, а именно умственной деятельности для определения их соответствия решаемой задаче и готовность остановить свои действия, если они критически противоречат ей).

Признаком высокого уровня интеллекта (врождённого и достаточно развитого) является способность к интуиции, которую часто приписывают к мистическому озарению, не связанному с разумом. На самом деле, интуитивные решения — результат сверхбыстрого, неосознанного применения интеллекта. Интуитивные решения могут повлиять на будущее человека и сделать его счастливым, а о счастье прочтите здесь.

Интеллект: виды

Несмотря на то, что понятие интеллект всеобъемлющее и даже не имеет чёткого определения, учёные не были бы учёными, если бы не пытались всё классифицировать.
На сегодняшний день существует две устоявшихся классификации. Так, психолог Чарльз Спирмен ввёл такие градации интеллекта:

  1. Общий или G-фактор — базовый уровень, то есть усреднённое понятие развитости.
  2. Специфический или S-фактор — конкретные особенности и наклонности мышления, которые используются человеком при решении задач.

Другой психолог — Ремонд Кеттел, предложил свой способ деления:

  1. Кристаллический интеллект — способность использовать общую систему накопленных знаний и опыта для решения конкретных задач.
  2. Подвижный интеллект — способность задействовать логику, абстракцию и другие возможности мышления для обучения и создания новых, ранее для себя не знакомых, решений задач.

Насколько умны кошки

Малое количество исследований умственных способностей объясняется открытым недовольством усатых подопытных. Большинство из них напрочь отказывается от сотрудничества, особенно в условиях лаборатории. Из-за этого ученым приходится проводить свои эксперименты на знакомой котам территории, то есть прямо у них дома. 

Развитость интеллекта 

Несмотря на малый объем мозга, уровень кошачьего IQ довольно высок. Все дело в том, что его определяет количество нейронов коры головного мозга. У усатых любимцев их 250 миллионов! Несмотря на то, что у человека количество нейронов достигает 16 миллиардов, все познается в сравнении. Среди самых умных животных кошка занимает почетное 5 место. 

Согласно проведенным исследованиям, кошачий интеллект близок к IQ двухлетнего человеческого ребенка. Но не спешите возмущаться, ссылаясь на разумность вашего любимца и беспомощность ребенка в этом возрасте. Такое сравнение основывается на необычайной развитости сенсомоторного интеллекта – первой стадии развития детского интеллекта. 

Коты понимают постоянство объектов. Если хозяин переложит валяющуюся на полу игрушку в другое место, то факт ее существования останется неизменным. Питомец, захотевший поиграть, не станет унывать из-за внезапного исчезновения своей любимой мыши, а просто начнет ее искать. 

Сравнивать кошачий и человеческий IQ не совсем корректно, так как, в отличие от ребенка, подросший котенок никогда не овладеет привычной для нас речью. Несмотря на это, развитость его интеллекта неоспорима. Взрослый кот опирается на свой опыт, принимая решение в новых ситуациях, сообщает о своих желаниях человеку, реагирует на его слова и жесты. 

Объем и виды памяти 

Определить точный объем кошачьей памяти невозможно, но зато можно с уверенностью заявить о его конечности

По этой причине получаемая информация фильтруется по важности и поступает в разные хранилища: 

  • кратковременную память, обеспечивающую запоминание в пределах 16 часов; 

  • долговременную память, хранящую данные на протяжении всей жизни. 

Качество памяти определяет количество нейронов. Они созревают вместе со своим владельцем, поэтому взрослое животное запоминает информацию лучше котенка. Ближе к старости клетки мозга отмирают. Аналогичную проблему вызывает когнитивная дисфункция, близкая по своей природе к болезни Альцгеймера. Пожилые и больные животные хуже ориентируются в пространстве и практически не поддаются обучению новым навыкам. 

Эмоциональная сторона вопроса 

Благодаря схожему строению мозга, усатым любимцам присущи все наши эмоции и даже некоторые болезни психики, включая депрессию. Вопреки распространенному мнению, у котофеев есть и мимические мышцы. Проблема в том, что они плохо развиты. Понять настроение питомца по выражению мордочки способны только те, кто постоянно работает рядом с животными. Для всех остальных гораздо проще ориентироваться на звуковые сигналы, движения ушами и хвостом. 

Уровень интеллекта

Для понимания данного фактора необходимо учитывать, что здесь взаимодействуют друг с другом два вида интеллекта:

  1. Конкретный интеллект отвечает за принятия решений в каждодневных ситуациях, служит для ориентирования во взаимоотношениях и взаимных действиях с разными предметами, которые окружают человека. Здесь раскрывается способность и умение правильно применять полученные ранее знания или навыки, а также правильно использовать информацию, сохраненную в памяти.
  2. Абстрактный интеллект умение пользоваться словами и понятиями, вставлять их в те моменты, когда они необходимы.

Данные понятия дают возможность измерить уровень интеллекта каждого отдельно взятого индивида. Измерение происходит на основании прохождения теста. Оценка результата происходит по шкале от 0 до 160. Стоит учитывать, что тест на уровень интеллекта имеет разграничение по группам возраста. Тест состоит в среднем из 20 вопросов. Тест лучше всего проходить в отдохнувшем состоянии, когда мозг не перегружен информацией и не забит проблемами.

Также у интеллекта есть такая возможность, как его повышение. То есть определенными тренировками и дополнительным развитием можно увеличить и уровень интеллекта.

Различие между интеллектом и мудростью

Концепцию мудрости зачастую связывают с философией, религией или духовными практиками — одним словом, чем-то таким, о чем пристало бы спорить буддийским монахам, христианским богословам или, скажем, древнегреческим философам.

Однако в последние несколько десятилетий психологи начали проявлять куда больший интерес к этой теме. Проведенные исследования (в частности, двумя психиатрами из Калифорнии доктором Дилипом Жестом и доктором Томасом Миксом), принесли массу интересных результатов.

Так давайте же, основываясь на этих результатах, взглянем более пристально на некоторые наиболее очевидные различия между интеллектом и мудростью.

Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста

Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.

Методика развития интеллекта у детей — отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:

  1. тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
  2. программа проверки для школьников К. Ревича;
  3. тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.

После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.

Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы

Важно правильно определить способности и склонности малыша

Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера

В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира

На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:

  • сбалансированное питание;
  • условия проживания;
  • взаимоотношения с родителями.

Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.

Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:

  1. Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
  2. Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
  3. Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
  4. Введением традиции совместного чтения.

В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет

Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно

Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector