Чем отличаются служебная и профессиональная тайны?

Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная

К категории “служебная тайна” – сведения, которые не подлежат разглашению, – относятся такие документы:

  1. Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
  2. Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
  3. Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
  4. Порядок рассмотрения поданных документов.
  5. Решения по поданным бумагам.
  6. Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
  7. Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Сведения, составляющие служебную тайну:

  1. Данные о руководстве организаций и их работниках (профессиональные качества, судимости, анкетные данные, адреса проживания, опыт работы).
  2. Документация о структуре предприятия, методах его управления и обучения персонала.
  3. Информация о вложениях капиталов, ценных бумаг, счетах в банках.
  4. Сведения об источниках финансирования, сделках и контрактах.
  5. Кредитоспособность предприятия, состояние его материально-технической базы.

Разглашение служебной тайны может принести огромный материальный и финансовый урон организации и даже навредить ее репутации. А потому ее сохранение является непременным условием работы предприятия.

Понятно, что служебная тайна – это не государственная тайна, однако все-равно ее правовой режим устанавливают государственные и негосударственные органы.

Информацию можно отнести к служебной тайне в том случае, если она отвечает следующим критериям:

  1. По ФЗ относится к служебной информации о функционировании государственных структур, доступ к которой сильно ограничен в силу служебных нужд (пока такой закон не разработан).
  2. Является сугубо конфиденциальной информацией других лиц (банковская тайна, коммерческая тайна, тайна личной жизни).
  3. Не относится к государственной тайне.
  4. Получена работником государственной структуры в силу служебного пользования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Проанализировав правовые нормы ст. 139 ГК РФ, а также постановления правительства от 1994 года, можно определить служебную тайну, как конфиденциальную информацию о работе государственных структур, охраняемую законом, и ограниченную в доступе из-за служебной необходимости.

Возможны и иные варианты.

Например, служебная тайна – несекретные данные, которые ограничиваются в распространении в силу служебной необходимости в органах государственного аппарата и подведомственных подразделениях.

Предлагаем ознакомиться Расчет северной надбавки в районах Крайнего Севера — 2019-2020

Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:

  • тайну следствия;
  • военную тайну;
  • налоговую тайну и др.

Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:

  • общенормативные;
  • административно-предупредительные;
  • форс-мажорные;
  • обеспечительные;
  • информирующие;
  • обязательно раскрываемые.

Служебная тайна с точки зрения закона

До 01.01.2008 понятие служебной тайны было отражено в ч. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ и означало информацию, имеющую как действительную, так и потенциальную ценность, находящуюся в ограниченном доступе и требующую сохранения конфиденциальности. Причем этим же условиям, согласно норме, отвечала и коммерческая тайна.

Сегодня относительно точное определение служебной тайны присутствует в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188: сведения, составляющие служебную информацию, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством.

Более узко понятие «служебная тайна» нигде не раскрывается. Однако множество законов, а также подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актов содержат нормы о недопустимости ее распространения.

Например, ст. 17 закона «О кредитных историях» от 30.12.2004 № 218-ФЗ запрещает должностным лицам Банка России подвергать огласке или каким-либо иным образом распространять сведения, составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайну.

Что является служебной тайной

Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.

Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:

  1. Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
  2. Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
  3. Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.

Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.

Квалификация и состав деяния, связанного с разглашением тайны усыновления в РФ

В соответствии со статьей 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Усыновление представляет собой важный институт, направленный на укрепление семьи и охрану интересов ребенка.

Нарушение тайны усыновления способно разрушить семью, причинить существенный вред личности усыновленного гражданина, так как оно влечет за собой серьезные моральные переживания, наиболее опасные для ребенка, причиняющие психическую травму и ставящие под угрозу здоровье и нормальное развитие несовершеннолетнего.

При квалификации разглашения тайны усыновления, состав следует отграничивать от такого преступления, как нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ). Конечно, разглашение такой тайны – это определенное вмешательство в частную жизнь, однако первый состав преступления является специальным, и поэтому действия по разглашению тайны усыновления (удочерения) должны квалифицироваться только по статье 155 УК РФ.

  1. Объективная сторона состава преступления представляет собой сообщение о факте усыновления любому гражданину, сделанное без согласия усыновителей в устной или письменной форме.
  2. Объект преступления — интересы семьи и ребенка.
  3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Гражданин, нарушающий тайну, осознает, что идет против воли усыновителей, и все равно желает совершить противоправные действия.
  4. Для преступления характерны корыстные, низменные побуждения. Особенно это будет учитываться, если преступление совершил обычный гражданин, не должностное лицо.
  5. Субъектом может выступать вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну.

Состав преступления формальный — то есть, преступление считается оконченным с момента совершения указанных в статье 155 УК РФ.

Обратите внимание, что данное противоправное деяние может быть связано с другими статьями:

  1. Статьей 163 УК РФ, если угроза разглашения тайны усыновления связанна с вымогательством. Например, за неразглашение злоумышленник требует передать имущество усыновителей или права на это имущество.
  2. Статьями 285, 286 УК РФ, если раскрывало тайну должностное лицо, причем превышая свои полномочия.

Заметьте, разглашение сведений может совершаться любым способом (устно, письменно, при помощи любого средства связи), на меры наказания способ не повлияет.

Служебная и профессиональная тайна

Из сказанного ранее ясно, что на сегодняшний день четкого, бесспорного законодательного разделения между различными видами тайны нет. Кроме служебной, особо выделяют государственную тайну, есть тайна частной жизни (личная, семейная, тайна голоса), есть коммерческая тайна, касающаяся секретов бизнеса.

Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?

Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.

Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.

В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.

На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.

Профессиональная тайна – субъекты

Ранее мы рассмотрели конкретные ведомости, на которые распространяется режим правовой защиты. Но любая юридическая категория имеет ряд определенных лиц, которые фактически реализуют её особенности. Субъекты профессиональной тайны в данном случае характеризуются тем, что они непосредственно контактируют с подобной информацией. Вследствие этого они имеют возможность её разглашать, менять, уничтожать и т. п. К субъектам профессиональной тайны на сегодняшний день причисляют следующих лиц:

— доверителей или же владельцев определенной информации;

— держателей;

— пользователей;

Доверителем можно назвать физическое лицо, то есть конкретного человека, который передает известные ему ведомости в распоряжение иному. Как правило, такой статус имеют обыкновенные граждане, которые обратились в то или иное предприятие для решения определенного вопроса. Их роль в процессе охраны и использования профессиональной тайны незначительна. Куда большее значение имеет держатель информации. К нему относятся как физические, так и юридические лица. Особенность состоит в том, что, в силу выполнения профессиональных задач и конкретных функций, предприятие или отдельный человек получает в распоряжение конфиденциальные сведения. Автоматически на него начинает распространяться режим правовой охраны информации соответствующего вида. К держателям профессиональной информации можно отнести на сегодняшний день следующих лиц, а именно:

— участники дел об усыновлении;

— учреждения охраны здоровья: врачи, работники фармацевтической сферы и т. п.

— лица, организующие процесс почтовой и электрической связи;

— нотариусы;

— адвокаты, священники, священнослужители.

Неоднозначный статус имеют лица, которые характеризуются как пользователи профессиональной тайны. Данные субъекты получают доступ к соответствующей информации в силу своей служебной деятельности, которая обусловлена нормами законодательных актов. Подобные лица отвечают за сохранение профессиональной тайны и её правильное использование, в процессе которого она не будет доведена до людей и организаций, не имеющих соответствующих прав на неё. Учитывая данный тезис, можно сделать вывод, что пользователями являются:

— Судьи, у которых находятся дела с защищенной информацией.

— Прокуроры, профессиональные сведения которых стали известны в связи с реализацией расследования.

— Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, если защищенная информация попала к ним в процессе проведения оперативных мероприятий.

Таким образом, пользователем может являться лицо или организация, которая представляет государственную власть, если доступ к профессиональной тайне обусловлен действующим законодательством и соответствующими разращениями, основаниями и т. п. Как уже указывалось ранее, данные лица играют большую роль в юридической охране представленной категории. Потому что благодаря им реализуется правовая защита профессиональной тайны.

Могут ли использовать гриф ДСП коммерческие организации

Гриф для служебного пользования, с точки зрения нормативов действующего российского законодательства, рассматривается исключительно в отношении отдельных государственных служб. Таким образом, использовать данную пометку в своей деятельности негосударственные организации, как коммерческие, так и некоммерческие, не могут. В то же время, в рамках ведения коммерческой деятельности все же предусмотрены механизмы ограждения различной конфиденциальной информации от посторонних. В частности, основными подобными механизмами являются:

  • Коммерческая тайна. Если субъект хозяйствования обладает какой-либо информацией, доступ к которой позволяет ему получать прибыль, или может привести к определенным убыткам при ее разглашении, то такая информация может быть отнесена к коммерческой тайне и находиться под защитой со стороны российского законодательства.

  • Персональная информация. Доступ к чьим-либо персональным данным в российском законодательстве строго регламентирован, и информация, содержащая их, не может находиться в открытом доступе в принципе, за исключением отдельных, строго определенных случаев. Нарушение порядка обработки персональных данных также может привести к привлечению к ответственности.

Непосредственно же применение грифа ДСП к документам, которые субъект хозяйствования не хочет допускать к использованию третьими лицами законом не предусмотрено, если этот субъект не относится к государственным структурам. Таким образом, применение такого грифа к документации может привести к следующим негативным последствиям:

  • Отсутствие законодательной защиты. Если вместо грифа коммерческой тайны на документ, содержащий подобную информацию, будет нанесен гриф ДСП, то данный документ может быть не признан коммерческой тайной, а значит и никакой ответственности за его разглашение никто не понесет.
  • Уголовное или административное преследование. В отдельных случаях, использование данного грифа может привести к квалификации данного действия со стороны негосударственной организации или физического лица в качестве подозреваемого в совершении мошенничества или присвоения полномочий.

Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне

В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:

  • она имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • к ней законодательно ограничен доступ;
  • ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.

Например:

  • ст. 857 — перечислены сведения, относящиеся к банковской тайне (сведения о клиенте и банковском вкладе), а также указан ограниченный круг субъектов, имеющих к ним доступ (сами клиенты, бюро кредитных историй, должностные лица госорганов);
  • ст. 946 — установлен список сведений, которые не вправе разглашать страховщик (о страхователе, застрахованных лицах, выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, их имущественном положении);
  • ст. 1123 — определены сведения, составляющие тайну завещания (имеющие доступ к нотариальной информации лица не вправе до открытия наследства разглашать сведения о содержании завещания, его совершении, изменении или отмене);
  • иные статьи ГК РФ (ст. 727, 771 и др.).

Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:

  • в законе о коммерческой тайне от 29.07.2004 № 98-ФЗ;
  • НК РФ (ст. 102, посвященная налоговой тайне, ст. 313, определяющая данные налогового учета как информацию, относящуюся к налоговой тайне);
  • иных НПА (аудиторская тайна в ст. 9 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, тайна связи — ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст. 15 закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ и др.).

Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:

  • «Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения».
  • «Положения Закона о патентной системе налогообложения — 2016».

Характеристика сведений, относимых к служебной тайне, и порядок работы с ними

Понятие «служебная тайна» тоже характеризуется 3 отличительными признаками:

  1. Основанием для ограничения доступа к попавшей в разряд служебной тайны информации являются ГК РФ и федеральные законы.
  2. Применяется в отношении служебной информации 2 видов:
  • о самих госорганах или подведомственных им организациях;
  • получаемой из внешних источников работниками госорганов при исполнении обязанностей.
  1. Объединяет информацию, обладателями которой могут являться исключительно работники органов государственной власти в силу своей служебной деятельности.

Расшифровка понятия «служебная информация ограниченного распространения» (СИОР) представлена в п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). СИОР — это сведения:

  • несекретного характера;
  • касающиеся деятельности организаций;
  • распространение которых ограничено в связи со служебной необходимостью.

Исходя из содержания п. 1.5 Положения № 1233 можно определить несколько этапов подготовительно-организационного характера, помогающих сформировать работу с СИОР:

Определение категорий служащих госорганов, наделяемых полномочиями относить сведения в группу СИОР

  • разработка схемы передачи СИОР другим органам и организациям;
  • определение алгоритма постановки и снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей СИОР

обеспечение защиты СИОР

Организует работу на каждом этапе руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Например, в инструкции о порядке обращения с СИОР в Минобразования и науки РФ (утв. приказом от 30.12.2010 № 2233) установлено следующее:

1. Относить сведения к СИОР, снимать отметку «Для служебного пользования» (с документов, необоснованно отнесенных подчиненными им должностными лицами к СИОР) вправе:

  • по министерству — министр образования и науки РФ, его заместители, руководители структурных подразделений;
  • по подведомственным учреждениям — руководители и их заместители.

2. Вносить предложения по отнесению разрабатываемых или действующих документов к СИОР имеют право директор Административного департамента и начальник отдела защиты гос. тайны.

3. Допускаются к СИОР работники министерства на основании решения руководителя подразделения, оформленного по установленной инструкцией форме, с которым работники знакомятся под расписку.

4. Создание информации, относящейся к СИОР, возможно только на специально выделенном автоматизированном рабочем месте с закрытым доступом в общую информационную систему министерства.

5. Предусмотрена дисциплинарная ответственность за разглашение СИОР и (или) нарушение порядка работы с ней.

6. Определена детализированная схема работы с СИОР.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • понятие «служебная тайна» — более широкое, чем понятие «профессиональная тайна», поскольку в ее состав входят и «внутренние» секреты госорганов, и «внешние» секреты — полученная из внешних источников информация, составляющая профессиональную тайну;
  • алгоритмы работы со сведениями, составляющими служебную тайну, жестко регламентированы подзаконными актами и внутренними инструкциями министерств и ведомств.

Сведения, относимые к служебной и профессиональной тайне, обладают характерными свойствами.

Специфика относимых к профессиональной тайне сведений связана со сферой профессиональной деятельности получателя информации (адвокатская, нотариальная, аудиторская, врачебная, налоговая и др.).

Понятие «служебная тайна» более обширное по составу, поскольку включает в себя, кроме внутренней информации ограниченного доступа (связанной с работой госорганов), сведения, относимые в разряд профессиональной тайны.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

государственных организацийгосударственного управленияречь идетГосударственную Думугосударственные секретыважные условияправовой статусчрезвычайных ситуацияхнаселенных пунктовпроизводственных объектовустановленном порядкеинформационных системах

При этом установлено, что должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение вышеперечисленных ограничений. Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, защиты такой информации и установления санкций за ее противоправное распространение, она присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40). В их числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и др. Тем не менее в свободной продаже бесконтрольно распространяются компакт-диски, содержащие базы данных с информацией о персоналиях и организациях. Это, например, базы данных «Таможня», ГИБДД, Бюро технической инвентаризации, «Прописка», «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и пр.) и многие другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих. Одним из решений подобной проблемы может стать защита баз данных органов государственной власти в режиме служебной тайны. Неурегулированность данной группы отношений в отечественной системе права чревата негативными последствиями, в числе которых возможность произвольного введения ограничений на распространение сведений о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что может привести к неправомерному ограничению права граждан и организаций на доступ к информации и получение достоверной информации.

Некоторые сведения считаются конфиденциальными и доступны узкому кругу лиц. К ним могут получить доступ только уполномоченные органы, если это не будет противоречить закону. Ответственность за разглашение служебной тайны накладывается на того человека, который нарушил закон. В лучшем случае гражданин сможет отделаться выговором или замечанием, однако может наступить даже уголовная ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector