Проверка прокуратурой предпринимателя
Содержание:
- Не главные, но и не второстепенные
- Как оспорить предписание прокурора?
- Специфика определения прокурорской проверки
- Полномочия прокурора
- Особенности прокурорской проверки работодателя
- Функции прокуратуры
- Как инициировать прокурорскую проверку?
- Персонажи
- Сюжет
- Специфика характеризующих принципов прокурорских проверок
Не главные, но и не второстепенные
В телепроекте «Прокурорская проверка», актеры которого уже так успели приглянуться зрителю, есть три нестандартных и оригинальных персонажа:
Прокурор Подколедный (Иван Гришанов). Противоречивый персонаж. Умный и ответственный, но в это же время и бюрократ, эгоист и зануда. Временами он настойчиво демонстрирует, как не нужно себя вести. Всегда готов на мелкие пакости: подставить коллег, выслужиться за счет других, но всегда получает достойный отпор и успокаивается на некоторый период.
- Саша (Николай Храмов, а с 324-й серии — Александр Касаткин (II)): компьютерный гений, необыкновенно одаренная личность. Очень умный и простой. Всегда компетентен в любом вопросе, касающемся информационных технологий. Найдет любую информацию, с легкостью получит доступ и к засекреченной. Однако парню катастрофически не везет с девушками.
- Тетя Поля: техработник, проще — уборщица. Сердце и душа прокуратуры. Серый кардинал. «Местный авторитет». Предмет обожания всех поклонников фильма. Ее персонаж не оставляет никого равнодушным. Жаль, что ее больше нет. Актриса Наталья Литвинова скончалась 05.11.2012.
Как оспорить предписание прокурора?
Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.
Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.
Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.
Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:
- наименование и адрес суда, куда подается заявление,
- наименование и данные заявителя,
- данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
- доказательства того, что предписание является незаконным,
- требование об отмене предписания,
- при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания
К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.
Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.
Специфика определения прокурорской проверки
Одной из основных функций в работе прокурора является надзорная функция, которая тесно связана с понятием «проверка».
Определение 1
Закон «О прокуратуре» понимает под проверкой сумму мероприятий, которые проводятся рядом прокуроров, учитывая предусмотренную компетенцию, относительно поднадзорных им органов и ряда других лиц. Ключевая цель данных мероприятий – оценить содержание работы данных лиц на предмет соответствия ее требованиям Конституции и законов, которые действуют в рамках РФ.
Таким образом, в качестве результата любой прокурорской проверки может выступить вывод относительно того, нарушил ли субъект правоотношений прокурорско-надзорного характера закон или его работа отвечает ряду требований, которые установлены законом. Если же говорить о цели проверок в общем смысле, то основная цель данного вида прокурорских проверок – это поиск истины, суждения о предмете которой прокурор получает только в тех ситуациях, когда корректно применяет полномочия, которые предоставлены ему законом.
На основании мнения, которое сформировалось в научной среде прокурорского надзора, проверка выступает в качестве основного правого средства, которое необходимо для того, чтобы выявлять нарушения закона и обстоятельства (причины и условия), которые способствуют им, устанавливать лица, которые виновны в совершении преступлений и причинении вреда (если такой есть).
Замечание 1
Важно отметить, что проверка выступает в качестве комплексного правового средства, так как, как говорили ранее, она является совокупностью проводимых мероприятий, которые основаны на том, что применяются конкретные прокурорские полномочия, установленные законом
Если говорить о классификации проверок, важно обратить внимание на то, что вероятность их осуществления в большинстве ситуаций зависит от требований закона, которые содержат ряд оснований для того, чтобы прокурор осуществил соответствующие действия и принял волевые решения. Но стоит отметить, что не во всех случаях ряд законодательных норм конкретно обозначают ряд ситуаций, когда для прокурора допустимо осуществлять проверочные мероприятия, а когда нет
К примеру, в п.2 ст.21 Закона «О прокуратуре», который определяет предмет надзора за следованием законам, конкретно говорится о том, что для проверок исполнения законов свойственно проводиться, основываясь на поступивших в ряд органов прокуратуры данных относительно фактов нарушения закона, которые требуют того, что прокурор принял меры. Прежде всего, эта норма говорит о том, что если у прокурора нет данных, он не может провести проверку
Также, важно отметить, что не любые данные, которые содержат информацию о нарушении закона, являются мотивом побудительного характера для проверки, так как оценка ее сути может свидетельствовать о том, что прокурор из-за особенностей его полномочий не может принять надлежащие меры, а из этого вытекает необходимость направления соответствующих материалов в уполномоченные на то органы. Кроме этого, ряд сигналов относительно противоправных деяний, которые поступили в прокуратуру, не связанных с нарушениями требований закона, не должны выступать в качестве основания для того, чтобы проводить проверку
В данных ситуациях, важно чтобы материалы были отправлены органы, подведомственные уполномоченные на разрешение данных вопросов.
Полномочия прокурора
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:
- требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
- статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
- неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).
Обратите внимание!
Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.
Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.
Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.
Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.
К сведению
В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).
До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.
Особенности прокурорской проверки работодателя
Прокурорская проверка, как правило, проводиться только при серьезных нарушениях работодателем. Прокуратура не может подменять собой иные органы. О проведении прокурорской проверки прокурор чаще всего уведомляет работодателя по телефону.
Для проведения проверки прокурор внимательно изучает жалобу, заявление, смотрит законодательство, регулирующее конкретный вопрос.
В ходе проверки прокурор запрашивает документы, изучает документы работодателя, запрашивает объяснения.
Для проведения отдельных проверок прокурор может привлекать сотрудников органов, которые компетентны в определенных вопросах.
По результатам проверки прокурором может быть вынесено постановление, предостережение, предписание об устранение нарушений, может быть принесен протест.
Бывают ситуации, что прокуратура на поступившее заявление дает отписку о том, что проведение проверки по заявленному вопросу является компетенцией иных органов, которые прокуратура не может подменять. Однако, такая отписка не всегда является законной и есть смысл написать жалобу в вышестоящую прокуратуру.
Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» в индивидуальном порядке поможет выбрать наиболее правильную линию поведения и защиты при получении с Вашей стороны предписания или будет защищать вас, как потерпевшего столкнувшегося с произволом в отношении своих прав и законных интересов.
Функции прокуратуры
Прокуратура осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Закон о прокуратуре).
В соответствии с п. 1 ст. 1 данного Закона Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Обратите внимание!
Положения Федерального закона № 294-ФЗ при осуществлении прокурорского надзора не применяются (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре она осуществляет:
- надзор за исполнением законов государственными органами разного уровня, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина данными органами;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и другими федеральными законами.
Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре).
При этом п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Как инициировать прокурорскую проверку?
Чтобы инициировать проверку достаточно обратиться с письменным заявлением в органы прокуратуры, указать основания, по которым следует провести проверку.
Коррупции — нет
►Соблазн решить проблему, которая возникла в ходе проверки, за взятку есть у многих. Многолетняя Российская практика коррупционных схем и стандартов дает о себе знать и сегодня. Находятся такие, кто взятки берет, но в большинстве случаев, это приводит к очень серьезным последствиям, несоизмеримо большим, чем законное решение вопроса. Так в Курганской области не так давно был осужден человек, попытавшийся дать взятку следователю. Есть и другая сторона медали: однажды данная взятка может стать ежемесячной повинностью, аппетиты чиновников будут расти и однажды предприниматель просто не сможет откупиться.
В наши дни очень сильно возросло число обращений к адвокатам по вопросам, связанным с прокурорскими проверками – это говорит о том, что законным путем решать свои проблемы намного выгоднее, дешевле и явно безопаснее.
Персонажи
Прокурор Ильин (Павел Ильин): самый главный в данной прокуратуре. Умный, проницательный, принципиальный человек, с характером и прекрасным чувством юмора. Он коллекционирует тематические журналы, способен распутать хитросплетения и злые умыслы преступника, раскрыть злодеяние любой сложности. Практически — идеал прокурора.
Прокурор Белоногов (Дмитрий Белоногов): в меру упитанный мужчина в самом расцвете лет, со здоровым чувством юмора. Это отличный специалист и настоящий гурман. Настойчив, не привык сдаваться и всегда умудряется выйти победителем. Одновременно строгий и весьма принципиальный. В душе немного ребенок и паяц.
Сериал «Прокурорская проверка» знакомит зрителя с прекрасными героями- помощниками прокурора – Максом и Ольгой. Замечательная пара влюбленных. Верные помощники прокуроров Белоногова и Ильина. Оля (Анна Сердюкова) – настоящая «боевая подруга» Макса (Михаил Кондратьев), красива, умна, обладает волевым характером. Макс уступает своей возлюбленной во многих душевных качествах.
Сюжет
По своей структуре повествования сериал «Прокурорская проверка» — настоящий процедурал, интригующая криминальная драма, профессионально отснятая, с интересным и непредсказуемым сюжетом. Каждый новый эпизод – отдельная история, вернее «дело», во время расследования которого и демонстрируется одновременно сложность следственной работы и все казусы, потешные ситуации, юмор. Командой создателей и актерами, исполняющими главные роли, отлично и достоверно переданы особенности взаимоотношений работников прокуратуры и граждан, которые к ним обращаются, ежедневная опасность и риск, весь набор жизненных и юридических коллизий.
Специфика характеризующих принципов прокурорских проверок
Как и любая иная общественно значимая деятельность, проверки имеют характеризующие принципы.
Речь идет о:
законности, которая предполагает реализацию проверок в строгом соответствии с рядом норм закона;
обоснованности, которая связана с наличием обстоятельств, которые предусмотрены законом или сложились из ситуации;
обязательности, которая учитывает важность осуществления проверок, если на то есть достаточные основания и конкретные поводы;
своевременности, которая обуславливает минимально вероятный временной отрезок между тем, как поступила информация относительно нарушения закона, и ее проверкой;
целенаправленности, так как для прокурора при планировании проведения проверки, важно четко видеть ряд желаемых целей, и, учитывая данный фактор, составить алгоритм проверочной работы и тактической схемы;
компетентности, которая не допускает осуществление проверок лицами, которые не обладают достаточными знаниями и навыками;
объективности, исключающей тенденциозность во время проведения проверок, когда для прокурора важно принимать во внимание сумму всей собранной информации, не предвосхищая заранее определенный итог;
корректности, которая имеет отношение к недопустимости поведения пренебрежительного и иного неэтичного характера во время общения с рядом поднадзорных субъектов, также как и о демонстративном показе своей симпатии определенным лицам;
эффективности, которая говорит о том, что прокурором приняты все предусмотренные законом и обусловленные ситуацией меря для того, чтобы найти истину, а из-за этого даже негативный итог можно воспринимать как закономерный результат осуществленной проверки;
результативности, которая говорит о том, когда проведенная проверка вскрыла ряд фактов нарушения законности.
Вывод
Исходя из этого, подводя итог всему, что говорили выше, важно заключить, что проверка – это сложное комплексное правовое средство прокурорского надзора. На вероятность ее качественного осуществления влияют многие факторы
Ключевой из них – степень профессионализма прокурора, которая предполагает ряд глубоких знаний законодательства и особенностей работы поднадзорного объекта и субъекта.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.