Ежедневный междусменный отдых

Предоставление междусменного отдыха: требования законодательства

Понятие «междусменный отдых» раскрывается в ст. 107 ТК РФ. Кодекс не устанавливает его длительность, но декларирует необходимость введения такого периода на предприятиях с посменным режимом работы. работодателю следует ориентироваться на постановление главного государственного врача РФ от 26.05.2003 № 100: продолжительность отдыха между сменами должна быть вдвое больше времени, отработанного сотрудником накануне. Оно также включает в себя время, затраченное на обед. Меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации.

Основываясь на требованиях документа, можно сказать следующее:

  • если график труда на предприятии предусматривает 12-часовую рабочую смену, длительность отдыха между сменами составит 24 часа;
  • в случае работы в течение суток минимальная длительность междусменного отдыха — 48 часов.

Также при составлении графика работодателю следует помнить о требованиях приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 558н. Им утвержден порядок исчисления норм рабочего времени.

Если работники трудятся 40 часов в неделю и отдыхают 2 дня, их норма труда — 8 часов в день. Рассчитывается она так: 40 часов / 5 дней = 8 часов. Продолжительность междусменного отдыха при этом составит как минимум 16 часов.

Подпишитесь на рассылку

Несколько иная ситуация на предприятиях, где рабочая неделя меньше 40 часов. В таком случае работодатель должен разделить недельную норму труда на 5 рабочих дней.

Рассмотрим такой пример. Продолжительность труда сотрудников в течение рабочей недели составляет 35 часов. Трудятся они 5 дней, а 2 дня отдыхают. Длительность междусменного отдыха можно рассчитать следующим образом: 35 часов / 5 дней × 2 = 14 часов. 

Мы уже рассказывали, какой отдых должен быть при суточном графике работы.

Отдых водителей

После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля Подготовительно-заключительное время предназначено для выполнения следующих операций: получение и сдача путевого листа, заправка автомобиля, пуск и прогрев двигателя, проверка технического состояния контрольным механиком, постановка автомобиля на отведенное место. Время работы при суммированном учете регламентируется графиками сменности, в которых на весь учетный период определяются:

начало, окончание и продолжительность ежедневной работы;

время и продолжительность перерывов для отдыха и питания;

время междусменного и еженедельного отдыха.

При сменной работе переход из одной смены в другую должен происходить не реже одного раза в неделю. Виды отдыха водителей Временем отдыха согласно трудовому законодательству считается время, которое водители освобождены от выполнения трудовых обязанностей и могут использовать по своему усмотрению. Различают следующие виды отдыха:

перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, предоставляется не позднее, чем через 4 часа после начала смены; при длительности смены более 8 часов предоставляются два перерыва не более 2 часов вместе;

ежедневный (междусменный) отдых, продолжительность которого вместе с перерывом для отдыха и питания не должна быть меньше двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день.

еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

При времени на маршруте более 12 часов и невозможности отдыха водителя автомобиль должен обеспечиваться двумя водителями. Режимы труда водителей Распространены следующие режимы труда водителей и использования подвижного состава: односменный, двухсменный и трехсменный. Применяемые режимы работы могут сочетаться с индивидуальной и бригадной формами организации труда водителей.

  • При односменном режиме работы за одним автомобилем по акту закрепляется один водитель. Это в значительной степени предопределяет хорошее техническое состояние автомобиля, но в то же время интенсивность использования автомобиля будет низкой. Большую часть суток автомобиль будет простаивать.
  • Двухсменный режим работы подвижного состава обеспечивает высокую интенсивность работы транспорта при нормальной продолжительности рабочей смены водителя. Техническое обслуживание и текущий ремонт должны проводиться в ночное время, для чего требуется организовать специальную бригаду ремонтников. Возможна замена работающего автомобиля на дневную смену другим автомобилем на время выполнения ремонтно-обслуживающих работ.
  • Трехсменный режим работы автомобилей относится к наиболее тяжелым для водителей и подвижного состава. Если на одном автомобиле работают, сменяя друг друга, три водителя, то нет возможностей для выполнения нормального технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля. Подмена на один из рабочих дней работающего автомобиля другим малорезультативна. Поэтому на практике потребность клиента в трехсменной работе транспорта обеспечивают не только посменной работой трех водителей на одном автомобиле, но и другими приемами.

Наиболее часто используют для этой цели два автомобиля. Из двух автомобилей, обеспечивающих потребность клиента в трехсменной работе, один может работать в две смены с двумя водителями (например, в I и III смены), а в промежуточную II смену работает второй автомобиль с закрепленным за ним водителем. В две смены с разрывом работает автомобиль лучшего технического состояния, а в одну смену используют более изношенный автомобиль. Если автомобили примерно одинакового технического состояния, то их можно менять по режимам использования: одну неделю один из них работает в две смены, а в другую работает в две смены второй.

Преимущества и недостатки графика работы 2 через 2 для сотрудников

Многим работникам график труда 2 через 2, кажется, куда более удобным, и на это есть несколько причин. Например, к плюсам подобной работы можно отнести следующие ее особенности:

  • Простота решения бытовых вопросов. Многие россияне, работающие на стандартной пятидневной рабочей неделе вынуждены сталкиваться со сложностями при использовании государственных услуг, посещении больниц и иных заведений — они могут не работать в выходные дни, а рабочий день в них может совпадать с графиком работы самого сотрудника. При графике 2 через 2 эти вопросы можно решать очень просто.
  • Чуть более высокая оплата труда. В случае, если работодатель соблюдает требования трудового законодательства, при графике работы 2 через 2 сотрудник будет получать дополнительные выплаты за счет сверхурочных, а также сможет иметь надбавку за труд в ночное время, если предполагается непрерывная работа в несколько смен.
  • Меньшая конкуренция на рынке труда. Все же, график работы 2 через 2 пользуется у людей меньшей популярностью в целом, поэтому конкуренция за рабочее место при трудоустройстве на вакантную должность с подобным графиком — немного ниже, чем для стандартной рабочей недели.

Однако, такой график может порождать и определенные сложности для сотрудников, а именно:

  • Отсутствие свободного времени в рабочие дни.

    Часто график работы 2 через 2 при 12-часовой смене просто не оставляет времени на домашние дела и решение иных вопросов в рабочие дни.

  • Сложности в общении с другими людьми. Спланировать встречу с друзьями и совместный отдых при графике 2 через 2 становится намного сложнее, что приводит к отрыву от привычного социума и уменьшению плотности социальных контактов.
  • Риски недобросовестности работодателя. Многие работодатели используют различные способы давления на сотрудников или манипулирования трудовым законодательством, чтобы избежать оплаты сверхурочных, и часто получить эти выплаты становится просто невозможно.

Норма рабочего времени в день

Рабочий день – это установленная законом продолжительность работы в часах в течение суток. Это часы ежедневной работы, когда работник должен исполнять в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым договором свои трудовые обязанности, а также некоторые другие периоды, приравненные к рабочему времени (например, перерывы для кормления ребенка) (ч. 1 ст. 91, ч. 1 ст. 100, ТК РФ).

Под рабочим днем также понимают ежедневную работу при сменном режиме (смены, в том числе ночные).

Нормальная продолжительность рабочего дня Трудовым кодексом не установлена – лишь нормальная продолжительность рабочей недели, 40 часов. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня составляет 8 часов.

В остальных случаях продолжительность рабочего дня может быть разная: и 12 часов при сменном графике, и 24 часа; при неполном рабочем времени – уменьшается на любое количество часов… При этом законодательством установлено еще несколько ограничений.

1. Накануне нерабочих праздничных дней рабочий день нужно сокращать на 1 час, как правило, всем работникам. Исключение сделано, в частности, для непрерывно действующих организаций и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день. В них переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы (ст. 95 ТК РФ).

2. Накануне выходных дней продолжительность работы при 6-дневной рабочей неделе не может превышать 5 часов (ст. 95 ТК РФ).

3. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на 1 час без последующей отработки. Исключение сделано для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором. То есть им рабочее время не сокращается (ст. 96 ТК РФ).

4. У совместителя (как внешнего, так и внутреннего) рабочий день не должен быть больше 4 часов (ст. 284 ТК РФ).

Таким образом, единой для всех нормы рабочего дня по закону нет. Но какой бы продолжительность рабочего дня ни была, должна соблюдаться норма продолжительности рабочего времени в неделю, а при суммированном учете – в другой учетный период. Устанавливая продолжительность рабочего дня, нужно учитывать периоды, которые включаются в рабочее время и которые не включаются.

Периоды, включаемые в рабочий день

Периоды, не включаемые в рабочий день

Время отдыха и приема пищи в рабочее время, когда обеденный перерыв из-за условий работы предоставить невозможно. Перечень таких работ и места для отдыха (еды) устанавливаются ПВТР

ТК РФ

Перерыв для отдыха и питания

ТК РФ

Перерывы для кормления ребенка

Статьи 258, ТК РФ

Перерыв при рабочем дне, разделенном на части

Статья 105 ТК РФ

Специальные перерывы в течение рабочего времени

Статья 109 ТК РФ

Специальные перерывы, установленные ПВТР

Статья 109 ТК РФ

Нерабочие праздничные дни

Важно! Работа в праздничные дни запрещена. Нерабочими праздничными днями являются:

Нерабочими праздничными днями являются:

  • 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;
  • 7 января — Рождество Христово;
  • 23 февраля — День защитника Отечества;
  • 8 марта — Международный женский день;
  • 1 мая — Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая — День Победы;
  • 12 июня — День России;
  • 4 ноября — День народного единства.

При совпадении выходного дня с праздничным днем, выходной день «автоматически» переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Важно! От работодателя не требуется подтверждения данного переноса изданием локального нормативного акта. При совпадении праздничных и выходных дней Правительство РФ по общему правилу может переносить выходные, но не праздничные дни, дата которых закреплена в законе

При совпадении праздничных и выходных дней Правительство РФ по общему правилу может переносить выходные, но не праздничные дни, дата которых закреплена в законе.

Для новогодних каникул и праздника Рождества Христова предусмотрен особый порядок перенесения выходных дней при совпадении их с праздничным днем. При необходимости, Правительство РФ действует в соответствии с этим порядком.

Важно! Работодатель не вправе самостоятельно переносить выходной день, совпадающий с праздничным днем, на другой день. Работникам, получающим должностной оклад, оплата нерабочих праздничных дней не предусмотрена

Вместе с тем, наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения таким работникам заработной платы. Поэтому, работник, получающий оклад (должностной оклад) вправе требовать выплаты ему ежемесячного заработка в полном размере, несмотря на то, количество рабочих дней в календарном месяце было сокращено за счёт праздничных нерабочих дней

Работникам, получающим должностной оклад, оплата нерабочих праздничных дней не предусмотрена. Вместе с тем, наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения таким работникам заработной платы. Поэтому, работник, получающий оклад (должностной оклад) вправе требовать выплаты ему ежемесячного заработка в полном размере, несмотря на то, количество рабочих дней в календарном месяце было сокращено за счёт праздничных нерабочих дней.

Важно! Работники, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, вправе требовать выплаты им дополнительного вознаграждения (если за счёт праздничных нерабочих дней произошло фактическое сокращение их месячной нормы рабочего времени). В этом случае размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения должен быть указан в коллективом договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовом договоре

В этом случае размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения должен быть указан в коллективом договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовом договоре.

Режим труда и отдыха для двух водителей: работа по тахографу

Для поездок на дальние расстояния часто назначают двоих сотрудников. Чтобы работать в команде нужен устройство с особенностью единовременного использования двух карт. Во время движения считается, что работают оба шофера, поэтому нельзя устанавливать положение счетчика на графу «Отдых».

Пока один в положении «За рулем», второй должен отметить себе прочие занятия. Перерывом считается только нахождение в автомобиле с выключенным двигателем.

При смене необходимо поменять кассеты местами. Совокупная смена – 30 часов, из которых 21 час – на работу и 9 на остановку. Трудность заключается в том, что в пути все равно нельзя провести более 18 (по 9 на каждого), а оставшиеся 3 – это предусмотренное время на погрузку, починку и прочие обязанности.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Что это такое

Правила внутреннего трудового распорядка — это обязательный документ кадрового учета. Вести его обязаны все работодатели, как организации (вне зависимости от организационно-правовой формы) так и ИП.

Указанный документ является внутренним локальным нормативным актом, содержащим положения о порядке приема, увольнения, поощрения работника, права и обязанности сторон трудового договора, меры дисциплинарного взыскания, режим работы и отдыха, а также иные положения, регламентирующие трудовую деятельность сотрудника.

Унифицированной формы правил трудового распорядка нет. Каждый работодатель составляет указанный документ самостоятельно, но с учетом норм трудового законодательства.

Правила подписываются руководителем с учетом мнения представительного органа работника. В случае если на предприятии или у ИП нет такого органа об этом делается пометка.

Разделы, которые необходимо включить в Правила:

Общие положения (указание на то, на кого они распространяются, в каком порядке пересматриваются и изменяются).

Порядок приема, перевода и увольнения работника (в том числе перечень документов, необходимых для предъявления сотрудником при устройстве на работу).
Обратите внимание, что указанный перечень не должен противоречить нормам статьи 65 ТК РФ, в частности требование иных, не указанных в данной статье документов, необоснованно.

Права, обязанности и ответственность работника и работодателя.
Режим работы и отдыха.
Порядок выплаты заработной платы (размер, сроки выплаты).

Меры поощрения и взыскания, применяемые к работнику.
Обратите внимание, что Трудовым законодательством установлено лишь 3 вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Установление и указание в Правилах иных наказаний неправомерно.

Заключительные положения.. В правила внутреннего трудового распорядка также должны быть включены сведения по:

В правила внутреннего трудового распорядка также должны быть включены сведения по:

  • Учету рабочего времени.
  • Направлению сотрудников в командировку и учет командировочных расходов.
  • Продолжительности дополнительного отпуска.
  • Ознакомлению сотрудников с графиками работы (сменности).
  • Иные сведения, обязательные для включения с учетом специфики деятельности работодателя.

Сведения, которые могут быть включены в Правила:

  • Порядок предоставления дополнительного медстрахования и оплаты сотовой связи. Указанный раздел можно включить в Правила во избежание споров с налоговыми органами при учете затрат по налогу на прибыль.
  • Порядок прохождения испытательного срока.
  • Пропускной режим.
  • Данные о видеонаблюдении, ведущемся на территории организации.
  • Иные сведения, обусловленные спецификой деятельности работодателя.

Как вытащить карту из тахографа?

После окончания рабочей смены водитель должен достать карту из устройства и внести информацию о местоположении ТС. Наименование населенного пункта можно вводить вручную, а можно выбирать из предложенного списка, все зависит от модели самописца.

Чтобы достать карту из устройства, следует нажать на соответствующую кнопку на передней панели прибора. Как правило, изображение на ней напоминает кнопку для изъятия видеокассет или дисков. После нажатия на кнопку карта автоматически будет выброшена из картоприемника.

Карта второго водителя достается таким же образом, но только с помощью кнопки под вторым картоприемником.

Как переключать водителей на тахографе?

Если в рейс выходят два водителя, то в начале смены они оба должны установить свои чип-карты. Во время движения оба водителя находятся в режиме работы, несмотря на то, что управляет ТС только один водитель.

Водитель, находящийся за рулем, вставив карту в тахограф, выбирает режим «Вождение», а водитель,сидящий рядом, для своей карты выбирает режим «Работа/прочая работа».

Основная ошибка состоит в том, что водитель, который в момент движения не находится за рулем, устанавливает себе режим «Отдых».

Если водители решили поменяться местами, они должны поменять местами и свои карты в устройстве. Для этого первым свою карту достает водитель, который управлял ТС. Карты меняются местами. Водители проходят заново идентификацию и выбирают каждый для себя соответствующий режим работы.

Для того чтобы правильно работать с тахографом необходимо тщательно изучить и запомнить руководство по эксплуатации самописца.

Куда вводить пин-код?

Алгоритм ввода пин-кода на разных моделях тахографов может отличаться, конкретные действия можно узнать в инструкции для водителя. Как правило, чтобы ввести пин-код, необходимо сделать следующее:

  • при установке чип-карты в картоприемник устройство запрашивает введение пин-кода для проведения идентификации;
  • с помощью стрелок выбираются нужные цифры, а кнопка «ОК» подтверждает ввод пин-кода.

Некоторые модели тахографов на втором этапе выводят на экран виртуальную клавиатуру для набора цифр.

Если водитель забыл пин-код и ввел его неверно, система автоматически заблокирует чип-карту.

Разблокировать карту можно только с помощью другого пароля — PUK-кода. Он указывается на конверте с картой при получении. Если ввести этот код, устройство автоматически создаст новый Пин-код и выведет цифры на экран.

Если же доступа к PUK-коду нет, то решить проблему можно только, обратившись в сервис, где была получена карта. В этом случае старую карту заблокируют и выдадут новую.

Какое время хранится информация на тахографе?

В основе работы тахографа лежит его центральная память, которая позволяет получать и фиксировать информацию о движении ТС и о режиме труда и отдыха водителей. Информация в автомобильном тахографе хранится определенное время, которое составляет приблизительно 12 месяцев.

Память карты водителя способна сохранять данные приблизительно за последние 28 дней. Следовательно согласно российскому законодательству, выгрузка информации с карты водителя авто должна производиться каждые 28 дней.

Выгрузка данных с центральной памяти ЕСТР тахографа должна производиться один раз в 90 дней, а с тахографа Российской Федерации данный промежуток времени в законодательстве не регламентирован.

Данные могут бесперебойно храниться на протяжении 12 месяцев.

Регистрационная система фиксирует все попытки изменить работу устройства, нарушения времени отдыха, превышение допустимой скорости и другие противоправные действия. Также самописец сохраняет данные о проверке устройства сотрудниками ГИБДД и другими лицами, имеющими такие полномочия.

Также информация фиксируется и на чип-карте водителя. Данные с самого тахографа и карты сотрудника необходимо периодически выгружать из системы. Все выгруженные данные помещаются в архив, который подлежит проверке контролирующими органами в течение 12 месяцев с момента выгрузки данных.

Видеоинструкция для водителей: как работать с тахографом.

Другой комментарий к статье 107 ТК РФ

§ 1. В ст. 107 приведен перечень видов времени отдыха, предоставляемых работникам.

§ 2. О перерывах в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания см. ст. 108, 109 и комментарии к ним.

§ 3. О ежедневном (междусменном) отдыхе отдельная статья в ТК отсутствует.

Отдых между двумя рабочими днями (сменами) начинается с момента окончания работы (смены) в один рабочий день и заканчивается в момент начала работы (смены) в следующий рабочий день (смену).

Его продолжительность зависит от продолжительности рабочего дня (смены), времени его (ее) окончания и времени начала следующего рабочего дня (смены).

Закон прямо не устанавливает хотя бы минимальную продолжительность этого вида отдыха. Но в нормативных правовых актах, действующих во многих отраслях, закреплено, что продолжительность отдыха между двумя рабочими днями (сменами) не может быть менее 12 часов. Ряд отраслевых актов не допускает двух выходов на работу в течение суток.

В современных условиях вопросы, связанные с режимом рабочего времени и времени отдыха, в том числе с ежедневным отдыхом, решаются в отраслевых соглашениях, коллективных договорах, а иногда и в трудовых договорах, во многих организациях — в правилах внутреннего трудового распорядка.

10 декабря 2002 г. Правительство РФ приняло Постановление N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4952; 2005. N 7. Ст. 560), которым предусмотрено, что такие особенности определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по соглашению с Минтрудом РФ и Минздравом РФ.

В ряде отраслей действуют положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха. См., например:

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условиях труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС РФ от 5 марта 2004 г. N 7 (Бюллетень нормативных актов. 2004. N 24. С. 34);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 (Бюллетень нормативных актов. 2004. N 11. С. 82);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы, утвержденное Приказом Росгидромета от 30 декабря 2003 г. N 272 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 14. С. 39);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 апреля 2003 г. N 29н (Бюллетень нормативных актов. 2003. N 31. С. 69);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утвержденное Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 сентября 2003 г. N 112 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 9. С. 95);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особых характер работы, утвержденное Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 8 августа 2003 г. N 271 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 10. С. 41);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 // БТиСЗ. 2005. N 12. С. 25.

§ 4. О еженедельном непрерывном отдыхе (выходных днях) см. ст. 110, 111 ТК и комментарии к ним.

§ 5. О нерабочих праздничных днях см. ст. 112 ТК и комментарий к ней.

§ 6. Об отпусках см. главу 19 ТК и комментарии к содержащимся в ней статьям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector