Оценка воздействия на окружающую среду (овос)

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

  • определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности

Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения

С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п

Какие принципы действуют при построении ОВОС

Финансовое бремя по оплате всех процедур анализа лежит на заказчике. При выполнении процедуры ОВОС обычно руководствуются следующими основополагающими принципами:

  • Использование результатов ОВОС в качестве основы для принимаемых решений на начальных этапах проектирования будущей деятельности, а также доступность информации по проекту для заинтересованных групп лиц.
  • Комплексное рассмотрение взаимосвязанных между собой экономических, технических, социальных и природоохранных предложений по проекту.
  • Рассмотрение возможных альтернатив и вариантов проектных решений.
  • Заказчик (лицо, планирующее хозяйственную деятельность) несет ответственность за возможные последствия от планируемой деятельности (проекта).

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. 

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе.

— Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

— Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

— Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Помощь экологов «Экопроф» в оформлении проекта ОВОС

Мы анализируем исходные документы для разработки проекта ОВОС, готовим проект, согласовываем его с органами власти. Мы находим альтернативные, наиболее безопасные в экологическом отношении варианты организации деятельности компании и предлагаем конкретные мероприятия по соблюдению экологических требований.

Мы помогаем сократить сроки оформления, избежать задержек и ошибок. Стоимость разработки проекта ОВОС устанавливается после анализа объёма работы. Чтобы обсудить задачу, уточнить сроки и цену, позвоните по телефону +7 (495) 789-44-15.

«…Все работы выполнены качественно и согласованы в Ростехнадзоре в установленный срок».

— И.В. Ефременко, Начальник Управления эксплуатации зданий и сооружений Департамента недвижимости и материально-технического обеспечения

Что еще включают в ОВОС?

В процессе работы над ОВОС попутно выполняются и другие компоненты исследовательского процесса:

  • Дают оценку альтернативным вариантам реализации хозяйственного проекта.
  • Оценивают продолжительность и величину возможного воздействия будущей деятельности.
  • Выясняют объем ресурсного потенциала исследуемой территории и существующего состояния окружающей среды.
  • Проводят мониторинг влияния реализованного проекта на состояние окружающей среды.
  • Разрабатывают мероприятия и меры по уменьшению воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды.
  • Проводят общественные слушания. Протоколы этих слушаний также включают в тело результатов ОВОС.
  • Подготавливают доклад по результатам ОВОС.

2.2. Современное состояние и прогноз окружающей среды

2.2.1. Природная среда

К
анализируемым компонентам отнесены воздушная среда, водная среда (включая поверхностные
и подземные воды), почва недра, растения животные.

2.2.1.1. Атмосфера

Климатическая
характеристика района, перечень контролируемых загрязнений атмосферы, фоновые
концентрации за последние 5 лет, условия рассеивания и трансформация выбросов, неблагоприятные
метеоусловия и их влияние на рассеивание.

2.2.1.2.
Вода

Перечень
основных водоемов, их характеристики (гидрологическая, рыбохозяйственная),
характеристика поверхностных и подземных вод, концентрация загрязняющих веществ
за последние 5 лет, условия бассейна, определяющие процессы разбавления и
трансформации.

2.2.1.3.
Почва

Почвенная
характеристика административно-территориальной единицы — АТЕ (район, область,
округ), в которой будет размещен промышленный объект.

Почвенные
разности, их площади.

Участки
с различной народнохозяйственной ценностью, выделенные на карте- схеме.

2.2.1.4. Растения

Общая
характеристика растительности ATE.
Виды растений (в пределах района размещения объекта), ареалы популяций и их
численность.

Редкие,
исчезающие, эндемические виды и виды, занесенные в Красную книгу.

Карта
ареалов популяций растений.

Охраняемые
территории (заповедники, заказники, парки и др.).

Участки
леса по классам пожарной опасности.

2.2.1.5.
Недра

Наличие
и расположение полезных ископаемых и редких геологических обнажений,
минеральных образований. Карта-схема.

Водоносные
горизонты пресных вод. Карта-схема.

2.2.1.6.
Животные

Виды
животных, ареалы их популяций и численность.

Редкие,
исчезающие виды.

Виды,
занесенные в Красную книгу.

Виды,
имеющие народнохозяйственную ценность.

Карта-схема
ареалов животных, в т.ч. особо ценных.

Пути
миграции, места гнездования, кормежки, выведения потомства и др.

2.2.2.
Общее санитарное состояние территории

Характеристика
санитарного состояния производится для территорий АТЕ.

При
этом выделяют участки территории с наиболее напряженной санитарной обстановкой
и приводят их характеристику.

2.2.3. Население

Ближайшие
населенные пункты от места строительства предприятия. Численность населения (городское,
сельское). Этнический состав, специализация рабочего населения, избыток или
недостаток рабочих кадров.

Медицинское
обслуживание и здравоохранение.

Социальное
обслуживание, заболевания (виды, число дней нетрудоспособности на 1 человека в
год).

2.2.4. Прогноз состояния окружающей
среды

Приводится
прогноз состояния окружающей среды (природная среда и население), без учета
строительства проектируемого объекта, представленный органами Госкомприроды.

Уполномоченные органы

К ним относят организации и структуры, которые наделяются специальными функциями в рамках проведения оценки влияния на природу или в пределах осуществляемой деятельности в целом. Выделяют три основных направления работы уполномоченных органов:

  1. Контроль над процессом ОВОС. Эту функцию исполняет Минприроды. В его компетенцию входит контроль над соблюдением процедуры и проверка полноты и качества сведений в документации.
  2. Принятие решения по результатам анализа.
  3. Согласование отдельных направлений намеченной деятельности. В этом процессе участвуют специализированные органы, осуществляющие выдачу лицензий, разрешений и пр.

2.5. МЕРОПРИЯТИЯ, СНИЖАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТА НА ОС

Способы снижения отрицательных
воздействий определяют после выделения объектов воздействия. При этом
используют способы:

а) снижающие интенсивность воздействующих
факторов (газопоглощающие, пылеулавливающие, шумоподавляющие и др.);

б) изменяющие направления воздействия
(захоронение, утилизация и др.);

в) восстанавливающие повреждения
природной среды (рекультивация, подкормка животных и др.);

г) преобразующие природную среду (изъятие
отдельных видов организмов и содержание их в питомниках);

д) регламентирующие природопользование
(службы контроля, надзора).

Способы снижения отрицательных
воздействий реализуются в виде разработки природоохранных мероприятий,
направленных на охрану компонентов природной среды.

Для каждого используемого
природоохранного мероприятия находят его экологическую и экономическую
эффективность.

Наши события

9 июня 2021, 16:57
RusCable Review. Спецвыпуск. Новости из будущего. RusCableCLUB 2021

9 июня 2021, 09:41
Кабельный завод Конкорд отмечает тридцатилетие

7 июня 2021, 11:46
RusCable Insider #223 — Цифровая VOLTA. IT-решение Columbus для кабельных заводов. YON от ДКС. ELKAFLEX АсКГ альтернатива меди?

6 июня 2021, 19:37
Информация для гостей RusCableCLUB 2021

2 июня 2021, 16:26
Президент Ассоциации “Электрокабель” выступил модератором панельной сессии на ПМЭФ-2021

31 мая 2021, 10:40
RusCable Insider #222 — LAPP идет в ритейл. МИНПРОМУ интересны кабельщики. Открытое письмо НПП «Герда» и новый выпуск Эксперт.Аналитики

ПАРТНЁРЫ

Значение негативных влияний

Выявление воздействий, анализ их уровня и существенности выступают ключевыми элементами не только ОВОС. Задача аналогичного характера решается и в других случаях. Например, особое значение эти процедуры имеют при определении экологических аспектов в ходе создания систем эко-менеджмента. Несмотря на некоторое сходство, процессы имеют ряд особенностей. Они обуславливаются масштабом анализа, временными пределами, в которых он выполняется. Воздействие может характеризоваться через изменение показателей состояния окружающей среды на протяжении конкретного периода в границах определенной территории и являться результатом реальной либо предполагаемой деятельности. Его величина может устанавливаться посредством сравнения прогнозируемой или фактической ситуации с такой, которая имела (либо имела бы) место до того, как мероприятия были начаты, или если бы они не проводились вовсе.

Определение уровня влияния, анализ значимости

Прогноз воздействий и процесс разработки мероприятий по их снижению выступают в качестве одного из составляющих элементов оценки. В ходе процедуры выявляются те влияния, которые практически не учитываются стандартами и нормами, предусмотренными для отдельных источников и сред. К ним, в первую очередь, относят косвенные воздействия, которые носят социально-экономический характер. Результаты прогноза используются лицами, которые принимают управленческие и прочие значимые решения, и другими сторонами. Опираясь на показатели, территориальные распорядительные и исполнительные органы, представители общественности и иные субъекты могут сделать обоснованный выбор из предложенных вариантов намечаемой работы, в том числе и нулевой (отказ от дальнейшей деятельности).

Кем проводится ОВОС – обзор ТОП-3 оценочных компаний

Проведем обзор наиболее авторитетных экспертных компаний, специализирующихся на экологических экспертизах и оценочных мероприятиях.

1) Протос Экспертиза

Протос Экспертиза входит в группу российских компаний «Протос», основанную в 2003 году. За относительно короткий срок работы на рынке компания сумела завоевать лидирующие позиции на рынке оценочных и консалтинговых услуг и сформировать мнение о себе, как об уважаемом и авторитетном эксперте.

Главные принципы компании – компетентность, креативность, ответственность и комплексный подход к каждому клиенту. Специалисты компании имеют опыт проведения работ во всех отраслях промышленности. Список услуг организации постоянно расширяется — «Протос» оказывает услуги не только в сфере промышленной безопасности, но и в области экологического страхования, обучения персонала предприятий.

2) EcoStandard group

Компания работает в своем сегменте рынка с 1997 года. Первой из отечественных компаний получила аккредитацию в международном сообществе U.S. Green Building. Открыты представительства не только в регионах России, но и за рубежом.

EcoStandard group специализируется на оказании услуг по разработки проектной документации, исследованиях и внедрении передовых технологий в области экологии, консультирует клиентов по проблемным вопросам охраны труда.

При необходимости специалисты компании разработают перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, установят размеры санитарно-защитной зоны. Наличие в штате высококвалифицированных специалистов гарантирует грамотное выполнение работ любого уровня сложности.

3) Эколюкс

Группа компаний «Эколюкс» основана в 2004 году. Основное направление деятельности – оказание услуг в области охраны окружающей среды и оптимизации экологических платежей. За 12 лет работы на рынке услугами компании воспользовалось более 6000 клиентов.

Основные преимущества компании – наличие разрешения на проведение любых типов работ и собственной лаборатории. Специалисты «Эколюкс» готовы предложить своим клиентам услуги по разработке полного пакета разрешительных экологических документов и их быстрое согласование с контролирующими органами.

Читайте подробный материал о независимой оценке.

2.1. Характеристика намечаемой хозяйственной деятельности

2.1.1.
Назначение объекта

Обоснование
необходимости строительства объекта со ссылкой на документы.

Наличие объекта в Генеральной схеме развития
газовой промышленности, а также в схеме развития района.

Виды
товарной продукции, потребность в продукции и направление использования в
народном хозяйстве страны, а также использование для местных нужд.

Ориентировочные
сроки строительства, срок ввода в эксплуатацию, период выхода на проектную
производительность, перспективы развития. Срок эксплуатации объекта.

Наличие
особых указаний, ограничений, требований: необходимость строительства объектов
подготовительного периода — транспортных коммуникаций (количество и вид), баз,
причалов и др.; указание определенных сезонных видов работ или ограничение
сроков работы на местности.

2.1.2. Потребность в элементах ОС

Потребность
в элементах ОС представить по периодам: строительство объекта (с указанием
срока), период эксплуатации (количество дет).

Потребность
в элементах ОС и ее удовлетворение за счет местных источников и/или
доставляемых из других районов страны, например, трудовые ресурсы (указать
откуда и количество): земля (в т.ч. постоянное и временное отчуждение), воздух
(кислород), вода, местные строительные материалы.

Анализируемые
данные представить в .

Потребность в элементах среды по объекту

Таблица 2.1.2-1

Элементы ОС

Примечание

трудовые ресурсы

земля

вода, тыс. м3/год

проч. элем. (вид, к-во)

тыс. чел.

в т.ч. из др. районов

всего

в т.ч.

постоянно

временно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Изыскания

2. Строительство

3. Эксплуатация

2.1.3. Отходы, выбросы в ОС

Данные
по отходам представать по среднегодовым периодам: изысканий, строительства,
эксплуатации (среднегодовые за период выхода на проектную производительность) в
соответствии с .

Таблица
2.1.3-1

Перечень, количество

в атмосферу

в водоемы

в грунт

в недра

твердые

жидкие

1

2

3

4

5

6

1. Изыскания

2. Строительство,
всего, в среднем в год

3. Эксплуатация,
всего, в среднем в год

Внутренние системы международных финансовых структур

К таким организациям относят в первую очередь Всемирный банк и Европейский банк развития и реконструкции. Их внутренние контрольные структуры активно применяют экологические процедуры при отборе инвестиционных проектов в государствах Восточной и Центральной Европы, а также в развивающихся странах. Ими выполняется контроль соблюдения установленных требований и необходимых условий заказчиками (инициаторами), претендующими на получение финансовых средств. Внутренние структуры оценивают качество материалов по ОВОС, составляют заключение о целесообразности инвестирования.

2.4. ВЕРОЯТНЫЕ АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Перечень гипотетических аварий на
проектируемых объектах (с помощью расчетов либо логических рассуждений). Оценка
последствий таких аварий производится исходя из энергетических потенциалов
проектируемых объектов, возможной длительности поступления сырья из недр земли
и др.

Возможность и вероятность наступления
аварийных ситуаций производится с использованием действующей методики по
определению значений вероятности нежелательных событий на объекте.

Перечень возможных аварий, связанных со вспышками
и взрывами пылегазовоздушных смесей, возможные последствия от аварий на
работающих и население, на природу в целом, на здания и сооружения.

2.4.1. Сценарии развития аварийных
ситуаций

Ход возможного развития аварии: нарушение
технологического процесса — нарушения в конструкции коммуникаций и оборудовании
— повреждение (нарушение целостности) коммуникаций или оборудования — связанное
с этим выделение вредных, горючих или взрывчатых веществ — взрывы, пожары или
токсическое действие вредных веществ, распространение, опасное воздействие на
ОС и население.

2.4.2. Возможные причины возникновения
аварий

Анализ причин наступления аварий и анализ
возможного развития аварий должен быть подробным с учетом стихийных явлений,
чтобы была на этой основе возможность разработки профилактических мер
недопущения аварий или снижения их отрицательного воздействия.

Перечень проектируемых газоопасных
объектов (с выделением особо опасных) по взрыву газа и пыли, привести
характеристику (состав и свойства) взрывоопасных смесей, их источники выделения
горючих веществ, рассчитать время образования взрывоопасных концентраций
объектов и прилегающих к ним зон.

Перечислить все предполагаемые виды
веществ и энергий потенциально опасных с точки зрения воспламенения
пылегазовоздушных смесей (дуговые искры и разрывы, статическое электричество,
фрикционное искрение и т.д.), источники их выделений, наиболее вероятные
эпицентры возникновения очага воспламенения. Привести расчетные дозы
воздействия на персонал и население токсичных газов в сопоставлении с ПДК
рабочей зоны
и населенных пунктов. Определить величину зон превышения уровня
ПДК и нижнего предала взрывоопасности, а также механического и термического
воздействия взрыва на ОС.

Заключение

Оценка воздействия невозможна без анализа показателей функционирования объекта (проектируемого или уже существующего), а также прогнозируемых последствий его работы. После этого необходимо определить величину влияния посредством прогнозирования вероятных изменений и выявление наиболее существенных из них. По возможности, воздействия должны устанавливаться количественно. Задача по выявлению анализу величины и существенности влияния решается с помощью системного анализа. Но в связи с тем, что сам объект оценки представляет определенную сложность, одной этой методики недостаточно. Поэтому на всех стадиях широко применяется экспертный анализ. Заключения специалистов во многих случаях органично дополняют традиционные методы выявления негативных влияний. В некоторых ситуациях знания, профессионализм и опыт экспертов выступают как основной инструмент при выполнении ОВОС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector