Как бухгалтеру избежать штрафа за нарушения при работе с персональными данными

Содержание:

Введение

Уже десять лет в России действует федеральный закон от 27.07.2006 «О персональных данных» №152-ФЗ (далее — ФЗ «О персональных данных»). За это время он наделал много шума, но так и не вызвал должного отклика у российских компаний. Выполнять его требования по-прежнему довольно сложно и затратно, поэтому многие предпочитают игнорировать его требования полностью или частично

В свою очередь, государство всячески пытается привлечь внимание к проблеме защиты персональных данных, и последние его шаги в этом направлении привели к важным изменениям. В проанализировали эти изменения

7 февраля 2017 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — ФЗ №13), который вступает в силу 1 июля этого года. Закон закрепляет увеличение штрафов за нарушение законодательства о персональных данных.

При этом важно, что ФЗ №13 вносит изменения в статью 13.11. КоАП РФ и вместо одного нарушения устанавливает семь

Прежде чем мы перейдем к самим нарушениям, стоит обратить внимание, что изменилось название самой статьи. На данный момент оно звучит так: «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»

Обновленный вариант звучит более практично и всеобъемлюще: «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных». Перейдем к нарушениям.

Нарушение второе

Часть 2 статьи 13.11 КоАП РФ (с 01.07.2017) гласит: «Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей».

Здесь также можно выделить два нарушения:

  • обработка персональных данных без согласия в письменной форме в случаях, установленных законом;
  • нарушение состава сведений в письменном согласии.

Здесь, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что нарушением будет являться именно обработка без согласия в письменной форме, когда такая форма требуется законодательством. Если такого требования нет, то согласие может быть дано в любой форме

Об этом нам говорит ФЗ «О персональных данных», а именно статья 9 пункт 1: «Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом».

В свою очередь, статья 9 пункт 4 гласит: «В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных».

Сам ФЗ «О персональных данных» содержит в себе шесть случаев, когда письменное согласие субъекта обязательно:

  • часть 1 статьи 8;
  • пункт 1 часть 2 статьи 10;
  • пункт 5 части 2 статьи 10;
  • часть 1 статьи 11;
  • часть 4 статьи 12;
  • часть 2 статьи 16.

В различных законодательных актах содержатся и другие случаи, когда письменное согласие субъекта является обязательным. Самым ярким примером является статья 88 Трудового кодекса Российской Федерации: «При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:

  • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
  • не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия.

Таких случаев передачи персональных данных работника может быть несколько десятков

Важно следить за ними и вовремя брать согласия

Что касается второго нарушения по этой норме, то в случаях, установленных законом, согласие должно быть не просто письменным, но и содержать в себе обязательные сведения, установленные законодательством. Перечень этих сведений установлен частью 4 статьи 9 ФЗ «О персональных данных». Часто бывают случаи, когда в согласии забывают указать способы отзыва согласия или, еще чаще, сведения о лице, которому оператор поручает обработку персональных данных.

Каким образом возможно законное использование персональных данных?

   Несмотря на ответственность за разглашение сведений о личности, получение и дальнейшая работа с такого рода информацией возможна в правовом поле. Соблюдение обязательных требований получения, сбора и обработки данных гражданина позволит их применять совершенно законно без страха наступления ответственности. При этом, передача персональных данных третьим лицам должна происходить только в случае согласии лица. Такое одобрение должно быть зафиксировано в электронном виде либо на бумажном носителе.

В соответствующем соглашение на персональные данные должно быть отмечено:

  1. Сведения о лице, которое дает согласие. Подобное право принадлежит исключительно самому человеку и неразрывно с ним связано. Поэтому согласие следует получить у самого лица непосредственно. Передача этого права. например по доверенности не допустима.
  2. Перечень информации, согласие на получение и дальнейшие действия с которой одобряет лицо. Круг вопросов, входящих в персональные данные, крайне обширен. В этой связи, согласие на получение одних сведений, например, паспортных данных, очевидно не позволяет получать и распространять всю оставшуюся информацию о личности.
  3. Список лиц, которым разрешен доступ к информации. Законный порядок передачи персональных данных третьим лицам обуславливает наличие ограничений в части круга лиц, которые вправе обрабатывать личные данные. По этой причине следует отметить перечень доверенных лиц, получивших право на обработку персональных данных.
  4. Срок действия согласия. Соглашением на обработку персональных данных может быть предусмотрен период, в течение которого допускается возможность использования данных о личности. Применение полученных от человека сведений за пределами оговоренного срока в равной степени признается незаконным распространением персональных данных с соответствующими последствиями.
  5. Порядок отзыва согласия. По общему правилу отозвать разрешение в части персональных данных возможно в любой момент. Для этого требуется подача соответствующего письменного заявления с указанием на прекращение действия разрешения на персональные данные. Вместе с тем, дополнительно в соглашении допустимо предусмотреть каким именно образом и способом возможно сообщить об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Признаки уголовно наказуемого деяния по статье 137 УК РФ

Согласно диспозиции ст. 137 УК РФ уголовная ответственность за разглашение персональных данных наступает в случае, если одновременно имеют место:

  • незаконность сбора и (или) распространения информации;
  • отсутствие согласия ее носителя на сбор или разглашение. 

При этом норма предусматривает так называемую альтернативную диспозицию, признавая уголовно наказуемым, помимо указанных выше действий, также распространение сведений о частной или семейной жизни человека посредством СМИ, в публичном выступлении или публично демонстрирующемся произведении (в том числе художественном).

Иными словами, публичность не является обязательным признаком преступления, это всего лишь его частный случай. Для наступления уголовной ответственности достаточно передачи конфиденциальных данных 1 лицу.

На этот счет существует весьма обширная судебная практика. В частности, апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Тамбовского областного суда от 20.08.2015 по делу № 33-2375/2015 оставлен без изменения обвинительный приговор по ч. 2 ст. 137 УК РФ в отношении врача-нарколога, сообщившего сведения о диагнозе пациента третьему лицу. 

Квалифицирующие признаки 

Отягченные составы ст. 137 УК РФ содержатся во 2-й и 3-й ее частях.

Так, ч. 2 предусматривает ответственность за разглашение конфиденциальной информации о личности лицом, использовавшим для этого свое служебное положение. В качестве примера вновь можно привести врача, нарушившего врачебную тайну.

Для квалификации преступления по ч. 2 ст. 137 УК РФ решающее значение имеет содержание нормативно-правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность виновного. Например, в силу ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ врачебную тайну составляют абсолютно любые данные об обращении за медицинской помощью, диагнозе, ходе и результатах обследования и лечения и т. д. 

Важно! Соблюдать эти сведения в тайне обязаны все лица, располагающие ими в связи с исполнением своих служебных обязанностей. То есть наказать за незаконное разглашение такой информации можно не только врача, но и любого другого сотрудника медучреждения, включая средний и младший медперсонал. . Ч

3 ст. 137 УК РФ содержит санкции за разглашение данных о несовершеннолетних, которым не исполнилось 16 лет. Однако возраст потерпевшего — не единственное условие для наступления ответственности по этой части нормы. Квалификация зависит от характера распространенной информации, способа и последствий ее разглашения

Ч. 3 ст. 137 УК РФ содержит санкции за разглашение данных о несовершеннолетних, которым не исполнилось 16 лет. Однако возраст потерпевшего — не единственное условие для наступления ответственности по этой части нормы. Квалификация зависит от характера распространенной информации, способа и последствий ее разглашения.

Так, в качестве обязательного признака ч. 3 ст. 137 УК РФ предусматривает разглашение сведений о подростке посредством СМИ, публичного выступления, информационно-телекоммуникационных сетей (включая интернет). При этом распространяемая информация должна выражаться в описании страданий несовершеннолетнего, понесенных им в связи с совершением в отношении него преступления, или нести иные сведения по уголовному делу, в котором подросток выступает одной из сторон.

И еще одно обязательное условие: в результате нарушения неприкосновенности частной жизни ребенку был причинен физический или моральный вред (психическое расстройство, вред здоровью) либо наступили другие тяжкие последствия. 

У судов нет единой позиции по поводу формулировки «иные тяжкие последствия»:

  • Так, например, Верховный суд Республики Саха (Якутия) в своем апелляционном постановлении от 22.12.2015 № 23-2013 счел верной квалификацию действий подсудимого по ч. 3 ст. 137 УК РФ в ситуации, когда последствия разглашения информации о несовершеннолетнем выразились в причинении значительного ущерба его законным представителям.
  • В то же время апелляционное определение Архангельского областного суда от 16.11.2015 № 15-2015 содержит диаметрально противоположный вывод относительно практически аналогичного случая. Апелляционная инстанция переквалифицировала действия фигуранта на ч. 1 ст. 137 УК РФ. 

Общедоступные данные по-новому

С 1 марта 2021 года вместо общедоступных данных появилось понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» – сведения о субъекте, доступ к которым субъект предоставил неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку этих ПД, разрешенных им для распространения в порядке, предусмотренном Законом № 152-ФЗ (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

При этом под распространением персональных данных в новой редакции понимаются действия, направленные на их раскрытие неопределенному кругу лиц.

Таким образом, прежде чем разместить для неограниченного круга лиц (на сайте организации, в печатных изданиях, в рекламе и т. д.) персональные данные работника, нужно получить его согласие.

На что еще важно обратить внимание до сбора персональных данных?

  1. В случаях, не установленных законодательством РФ, необходимо получать согласие на передачу данных сторонним организациям. Оно может быть как отдельным, так и встроенным в общее (за исключением случаев, когда требуется согласие в письменной форме).
  2. Когда организация получает данные не напрямую от самого субъекта, нужно либо направить ему уведомление об этом (оно должно соответствовать ), либо запросить у него согласие на обработку персональных данных. Способ уведомления при этом определяется организацией-оператором обработки данных. Например, это может быть письмо по электронной почте или SMS-сообщение.
  3. При сборе данных нужно использовать базу данных, размещенную на территории РФ.

Подготовка к сбору персональных данных – один из важнейших этапов выстраивания процесса их обработки, а его правильная организация поможет избежать достаточно большого количества ошибок и, как следствие, штрафных санкций со стороны регулятора.

О чем всегда забывают при подготовке документации?

Еще один широко распространенный и не менее важный вид нарушений связан с документацией в области обработки персональных данных. Дело в том, что для полного соответствия требованиям Закона № 152-ФЗ и подзаконных актов организациям нужно иметь огромное количество документов, в иерархии которых не просто разобраться. Как показывают результаты проверок Роскомнадзора, компании допускают три основных нарушения в этой области:

  • отсутствует большая часть необходимой документации;
  • документация не актуализируется на постоянной основе (например, при изменениях процессов обработки персональных данных);
  • не заполняются типовые формы документов (перечни, журналы и др.) в соответствии с внутренней документацией организации.

Как же сформировать полный комплект документов, чтобы пройти проверку без нареканий со стороны представителей регулятора? Работа с персональными данными в любой организации начинается с верхнеуровневого документа, определяющего общие требования, то есть политики. При ее разработке полезно изучить рекомендации Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 июля 2017 г.

Среди документов второго уровня в иерархии можно выделить следующие:

  1. Положение об обработке персональных данных. Его можно разработать как отдельно для работников и остальных субъектов данных, так и в виде единого документа. Я рекомендую выбирать второй вариант и не забывать, что с документом нужно ознакомить каждого работника под подпись;
  2. Регламент обработки обращений от субъектов персональных данных / Роскомнадзора;
  3. Регламент проведения внутренних проверок в части соблюдения требований Закона № 152-ФЗ и подзаконных актов в области обработки персональных данных;
  4. Методика оценки вреда субъектам персональных данных. По моей практике, компании крайне редко разрабатывают этот документ, хотя он необходим для успешного прохождения проверки Роскомнадзора;
  5. Иные документы.

Для наглядности иерархическая структура необходимых документов представлена на схеме:

Рис. Иерархическая верхнеуровневая схема документов оператора персональных данных

Список внушительный, не говоря о том, что в этой колонке я не рассматриваю документы по защите персональных данных по требованиям ФСТЭК и ФСБ России

Но и это еще не все: организациям, в которых планируется проверка Роскомнадзора, также следует обратить внимание на подготовку справок по различным вопросам. Например, это может быть информация по обработке данных уволенных работников, справка об обработке биометрических данных и не только

Например, в моей практике был случай, когда компании пришлось подготовить суммарно порядка 200 справок по разным вопросам обработки персональных данных. Так что этот вопрос лучше продумать заранее.

О согласиях на обработку персональных данных

Несколько целей в одном согласии

Разработан законопроект, который предусматривает совмещение нескольких целей в одной форме согласия. Как только он будет принят, РКН скорректирует свою позицию.

Пока же Роскомнадзор считает, что можно указать несколько целей в одном согласии только в некоторых случаях. Например, если происходит обработка биометрических данных, специальных категорий персональных данных, в случаях, если осуществляется трансграничная передача в страны, не обеспечивающие адекватную защиту данных.

Во всех других случаях оформления согласия в письменной форме должна быть указана одна цель.

Получение согласия на обработку персональных данных при заключении договора

Если обработка персданных осуществляется в соответствии с условиями договора и только для его исполнения, то согласие не требуется.

Но если в договор включаются положения, не связанные с его предметом, то на такие действия необходимо получать отдельное согласие на обработку персональных данных.

Например, в договор оказания услуг связи включаются положения о проведении исследований или на рассылку рекламы.

 Согласия на обработку персональных данных соискателя и близких родственников

Трудовым кодексом урегулированы отношения только между работодателем и работником и не охвачены вопросы поиска работы. Поэтому единственным правовым основанием для обработки персональных данных соискателей является его согласие.

Часто соискателю предлагается заполнить анкеты, в которых предусмотрены сведения о близких родственниках, но очень сложно получить согласия от самих родственников. В таких случаях рекомендуется все же убедить соискателя в необходимости получения согласия от родственников. 

Например, сообщить о необходимости проверки конфликта интересов.

Обработка персональных данных родственников сотрудника имеет ряд особенностей

Обработка персональных данных в объеме, предусмотренном унифицированными формам, например, карточками Т-2, согласия не требует. Но на обработку ПД, которые не содержаться в типовых формах, но необходимы работодателю, требуется получать согласие.

Электронные копии согласий на обработку персональных данных

Сканы письменных форм согласий на обработку делать не запрещено. Но если есть электронные копии, то можно ли уничтожить оригинал на бумажном носителе?

Роскомнадзор рекомендует принимать во внимание положения процессуальных кодексов, где предусмотрено, что в случае рассмотрения судебного спора необходимо  предоставить суду подлинники письменных доказательств. Поэтому при принятии решения о замене оригинальных экземпляров на электронные копии, необходимо учитывать эти риски

Срок согласия на обработку персональных данных

По мнению Роскомнадзора срок согласия должен быть ограничен конкретным сроком или достижением цели обработки персональных данных, например, исполнением договора.

Если конкретный срок определить затруднительно, то рекомендуется обработку ПД ограничивать достижением цели обработки.

 Форма согласия на получение рассылки от иностранного сайта

Достаточно ли получения согласия в электронной форме в виде проставления галочки в  чек-боксе, если сайт или его администратор находятся за пределами РФ?

Роскомнадзор считает, что если сайт направлен на граждан России, то презюмируется, что он соблюдает требования национального законодательства России — в  частности, соблюдает правило локализации. Следовательно, такая форма выдачи согласия допустима.

Что нужно знать о сборе персональных данных, чтобы не нарушить закон?

Как правило, основанием для обработки персональных данных служит либо требование законодательства РФ, либо согласие на обработку персональных данных. Как показывают результаты последних проверок Роскомнадзора – основного регулятора в области защиты персональных данных в России, одной из распространенных ошибок компаний является неправильная организация сбора данных. Обычно проверяющие в этой области чаще всего фиксируют следующие типовые нарушения:

  • компании не всегда собирают все необходимые согласия на обработку персональных данных у субъектов персональных данных;
  • объем обрабатываемых персональных данных не соответствует заявленной цели обработки;
  • форма согласия не соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).

До начала сбора персональных данных в организации важно определиться с целью их обработки: именно от этого будет зависеть весь процесс обработки персональных данных. Далее для выбранной цели определяется объем собираемых данных и срок их обработки

С решением последнего вопроса поможет Приказ Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». Если же в нем не удастся найти необходимые документы, организация может определить срок обработки самостоятельно.

Самое важное мероприятие в организации сбора данных – это основание их обработки. Если объем персональных данных соответствует требованиям законодательства, в большинстве случаев получать дополнительное согласие не придется

Исключение составляют передача данных сторонним организациям, сбор дополнительных контактных данных для проведения маркетинговых мероприятий и другие случаи, оговоренные в нормативных актах. Если же объем персональных данных не соответствует требованиям законодательства РФ, необходимо получить согласие на обработку данных.

Существует несколько форм согласий: конклюдентное, письменное и иные (в форме галочки, по телефону и т. д.). Самый строгий тип согласия – в письменной форме, в законодательстве даже прописаны все случаи, когда их нужно получать. Среди них, например, обработка биометрических данных (), специальных категорий персональных данных () и т. п. Если же задача организации не попадает в список особых случаев, можно использовать согласие в другой форме.

По моему опыту сопровождения проверок, у каждой формы согласия есть свои плюсы и минусы: 

  Конклюдентное согласие Согласие в письменной форме Иные формы согласия
+ Легко получить (за исключением случаев, когда нужно согласие в письменной форме) При разработке и получении формы согласия по требованиям законодательства РФ регулятору не требуются дополнительные доказательства Как правило, допускается Роскомнадзором, что подтверждается проверками ведомства (за исключением случаев, когда необходимо согласие в письменной форме)
Не предусматривает каких-либо подтверждений получения. Ввиду отсутствия подтверждений может рассматриваться Роскомнадзором как нарушение требований Закона № 152-ФЗ

Форма согласия должна соответствовать требованиям ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ

Для каждой цели нужно получать отдельное согласие, т.к. в ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ «цель» указана в единственном числе

Требуется сохранять подтверждение получения (например, лог-файл на сайте или запись телефонного звонка в случае обработки персональных данных) и доказывать факт наличия согласия при возникновении инцидента. Данные подтверждения могут храниться в течение длительного периода

Представители Роскомнадзора, как правило, рекомендуют учитывать требования ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ

Информационная безопасность и ее особенности

Конфиденциальной информацией считаются персональные данные граждан, секреты коммерческой деятельности фирм, служебные и государственные тайны, материалы судопроизводства. Охрана конфиденциальной информации подразумевает проведение мероприятий по физической и технической защите секретных материалов. Безопасность достигается путем ограничения доступа к секретным данным, сохранения их достоверности и целостности в процессе работы с уязвимой информацией.

Существует несколько возможных каналов утечки ценной информации. Прямые каналы утечки информации – это непосредственное копирование важных документов или нарушение коммерческой тайны.

К косвенным относят:

  • потерю или кражу устройств – носителей информации;
  • неправильную утилизацию данных, подлежащих уничтожению;
  • дистанционное прослушивание или фотографирование документов с секретной информацией;
  • радиоперехват сообщений.

Виновниками разглашения персональной информации зачастую становятся социальные сети. Нередко в Интернет попадают материалы с информацией о личной жизни, семейных тайнах граждан. Мошенники могут получить доступ к электронным кошелькам. Чтобы защищиться, приходится использовать сложные пароли и принимать другие меры безопасности.

Существуют различные приемы похищения информации: акустические (подслушивание), оптические (видеосъемка). Для перехвата данных могут быть использованы электромагнитные, электронные и другие устройства.

Для компаний, нуждающихся в защите ценной информации, разработаны специальные системы защиты информации класса DLP (Data Loss Prevention). С их помощью можно узнать, кто работал с секретной информацией и куда ее передал. Оценивается степень защищенности информации и риск утечки.

Что нужно знать про работу с личной информацией россиян

Персональные данные — это любая информация о человеке, по которой его можно идентифицировать, в том числе: Ф.И.О., год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия, доходы и другая информация.

  • Любая компания, которая собирает, систематизирует, анализирует информацию о своих клиентах, подпадает под действие поправок к статье 13.11 КоАП. Сбор данных о сотрудниках, который происходит на этапе заключения трудового договора, также относится к сбору персональных данных.
  • Если в вашей фирме хотя бы один работник или один клиент — физическое лицо, то законодательство о персональных данных налагает на вас серьезные обязательства.

Что такое «персональная информация»?

С 8 июля 2006 года в ФЗ был опубликован отредактированный документ о такого рода данных, где предоставлены актуальные определения правового акта, его структурное взаимодействие с другими законами. Последняя редакция его была проведена в 2017 году, начинался с общих положений, описывал условия возможной обработки информации, права граждан, обязанности операторов, надзор госструктур.

Передача третьим лицам персональных данных – что под этим подразумевается? Это любые сведения, напрямую или косвенно относящиеся к субъекту. Разглашение информации должно соответствовать определенным принципам, чтобы избежать возможных взысканий:

  • следование целевому назначению, допускаемому законом;
  • справедливость и законность сбора данных;
  • исключение объединения целей и назначений при использовании информационных баз;
  • направленный сбор сведений, недопустимость их избыточности;
  • актуальность информирования;
  • допустимый период хранения, после чего данные обезличиваются и удаляются.

Конфиденциальность

При любом целевом сборе информации должно присутствовать согласие на передачу персональных данных третьим лицам. Без официального подписанного документа никто не имеет права проверять те или другие данные о личности. ФЗ предписывает сохранение полученных сведений, поэтому операторы и консультанты, имеющие доступ к данным, не имеют права их распространять без согласия субъекта. Анализ информации осуществляется только по письменному разрешению. При нарушении правил и принципов разглашения персональных данных, а также конфиденциальности имеющихся сведений о гражданине, на представителя накладывается ответственность определенного характера. Чаще всего штраф, а в редких исключительных случаях – более серьезное наказание.

Телефонный звонок

Передача третьим лицам персональных данных, а именно телефонного номера и сопутствующих сведений о его владельце, включая подробное описание финансового достатка и семейного положения, уровня образования, также считается нарушением закона.

Подобные случаи могут возникнуть, когда кредитные компании или фирмы, желающие заполучить новых клиентов, могут попросить дать информацию о знакомых, родственниках, которых может заинтересовать предлагаемая услуга. Многие, не подозревая ничего плохого, без сомнений выкладывают консультантам необходимые сведения о номерах телефонов, их владельцах, даже уровне заработка. На первый взгляд, обыденная информация, но обнародованная без согласия владельца может стать частью административного правонарушения – статья 13.11 КоАП РФ, за пренебрежение законом 152-ФЗ «О персональных данных». Чтобы не стать заложником неловкой ситуации, необходимо избегать передачи персональных данных третьим лицам без согласия.

Банковское дело

Чаще всего неосознанно передаются данные, под собой подразумевающие банковские сведения, изначально не предназначающиеся для огласки, что уже трактуются ч. 2 ст. 183 УК РФ «О незаконном разглашении сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца…». При получении кредита или, участвуя в каких-либо других финансовых сделках, необходимо согласие человека, чью кредитную историю планируется проверить. Иначе проверка данных не будет юридически правовой, и может создать угрозу интересам вкладчиков и кредиторов. Клиент банка не может, придя в соответствующий отдел или находясь на приеме у консультанта, «автоматически» давать согласие на систематизацию, сбор, распространение и передачу третьим лицам персональных данных. Для этого существует специальный документ – согласие, которое предоставляется на подпись, прежде чем отправить в базу какие-либо сведения клиента.

В случае, когда на документе стоит подпись, анализ персональных данных, а именно внесение информации в бюро кредитных историй о заемщике считается законной. После этого работает ст. 857 ГК РФ, по которой банк дает гарантию в сохранении тайны о банковском счете или вкладе, а также о других операциях по счету и иных сведениях. При несоблюдении правил и сопутствующем разглашении банком какой-либо информации – передаче третьим лицам персональных данных клиента, от кредитной организации можно потребовать возмещения понесенных убытков

Важно, чтобы такие спорные моменты были прописаны в договоре, иначе нет смысла обращаться в суд

Соблюдение законодательcтва о защите персональных данных

Напомним, что проводить проверки соблюдения требований законодательcтва о защите персональных данных могут три органа — Роскомнадзор, ФСТЭК России и ФСБ России, при этом:

  • Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций) — осуществляет контроль и надзор за соответствием обработки ПДн требованиям законодательства;
  • ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) — осуществляет контроль и надзор за методами и способами защиты информации в информационных системах с использованием технических средств;
  • ФСБ России (Федеральная служба безопасности РФ) — осуществляет контроль и надзор за методами и способами защиты информации в информационных системах с использованием криптографических средств защиты информации Несомненно, что в первую очередь операторов коснутся проверки Роскомнадзора.

В настоящее время формируется правоприменительная практика в части привлечения к ответственности за нарушение требований законодательства о защите персональных данных, но пока еще остается ряд нерешенных вопросов.

В соответствии со Федерального закона «О персональных данных» (далее — Федеральный закон «О персональных данных») лица, виновные в нарушении требований данного закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Чтобы определить конкретные виды штрафов необходимо обратиться к «первоисточникам» — (далее — КоАП РФ), и (далее — УК РФ и ТК РФ соответственно).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector