Категория объекта, оказывающего негативное воздействие
Содержание:
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА, ПОДПИСАННОГО УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
- Недостоверная информация в заявке на постановку на учет как объекта НВОС
- Постановка на учет объекта НВОС
- Постановка на учет объектов оказывающих НВОС — комментарии
- Взносы за НВОС
- Виды негативного воздействия
- Актуализация сведений об ОНВОС
- Ненормируемые вещества и плата
- Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду
- Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие
- Обязанность сдачи расчета по НВОС и его уплате
- Вместо лимитов на сброс и выброс — временно разрешенные выбросы и сбросы
- Порядок подачи декларации-расчета по НВ и сроки уплаты взносов
- Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
- Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА, ПОДПИСАННОГО УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
(в ред. Приказа Минприроды РФ )
В соответствии со Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092, N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11, N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 4291; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3887; N 27, ст. 4187, ст. 4286, ст. 4291; 2017, N 31, ст. 4829; 2018, N 1, ст. 47, ст. 87; N 30, ст. 4547; N 31, ст. 4841) и пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2016, N 2, ст. 325; N 25, ст. 3811; N 28, ст. 4741; N 29, ст. 4816; N 38, ст. 5564; N 39, ст. 5658; N 49, ст. 6904; 2017, N 42, ст. 6163; 2018, N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4077; N 30, ст. 4735), приказываю:
1. Утвердить форму декларации о воздействии на окружающую среду согласно Приложению 1.
2. Утвердить порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, согласно Приложению 2.
3. В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной Федерального закона «Об охране окружающей среды» актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.
Исполняющий обязанности Министра Д.Г. ХРАМОВ
Приложение 1 к приказу Минприроды России от 11.10.2018 N 509
Форма
В | |
(наименование федерального органа исполнительной власти/органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление приема декларации о воздействии на окружающую среду) |
Недостоверная информация в заявке на постановку на учет как объекта НВОС
При постановке на учет предприятие должно предоставить достоверную информацию в заявке об объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. В противном случае — при обнаружении это будет являться составом административного правонарушения.
Заявка о постановке на учет содержит в себе сведения:
Таким образом, если вы в заявке о постановке на учет предоставили недостоверные данные по пунктам, перечисленным выше — то это состав административного правонарушения.
Если заявка с недостоверными данными была предоставлена более года назад, то срок давности по указанному нарушению истек. Это значит, что штрафа не будет, но предписание об устранении нарушений вам должно быть выдано!
Постановка на учет объекта НВОС
Т.е. получается что каждая отдельная промплощадка предприятия — это объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).
Отнесение по категориям ОНВОС представлено здесь.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3, 4 категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны были поставить на государственный учет принадлежащие им объекты ОНВОС в срок до 01.01.2017.
Постановка на учет объектов оказывающих НВОС — комментарии
Выше довольно подробно написано, кто должен вставать на учет, в какие сроки должны вставать на учет… А теперь о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) — своими словами:
- если ваше предприятие осуществляет выброс вредных ЗВ в атмосферу, сброс сточных вод в водные объекты или сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения (за исключением хох.-быта), оно однозначно является ОНВОС;
- если у вашего предприятия образуются только отходы, отсутствуют выбросы и сбросы ЗВ (отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду), или суммарное количество выбросов не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности — смело декларируйте 4 категорию ОНВОС — самая удобная категория для предприятий ( см. первый абзац этой статьи);
- если в выбросах вашего предприятия присутствуют ЗВ 1, 2 класса опасности, то вы должны декларировать 3 категорию ОНВОС;
- если суммарное количество выбросов превышает 10,0 тонн в год, то вы также должны декларировать 3 категорию ОНВОС.
Что новенького добавилось с 2021 года:
ОНВОС 4 категории:
- если у предприятия имеется отдельно стоящая скважина с объемом добычи менее 500 куб.м. в сутки — объект надо ставить на учет как ОНВОС 4 категории;
- объекты капитального строительства со сроком строительства менее 6 месяцев — отныне тое должны стоять на учете как ОНВОС 4 категории.
- объекты размещения отходов после их рекультивации (ликвидации) до снятия с государственного учета, как ОНВОС;
- объекты обработки отходов 4 и 5 классов опасности;
- недропользователи, не отнесенные к объектам негативного воздействия 1, 2, 4 категориям;
- водопользователи, не отнесенные к 1, 2, 4 категориям;
- объекты капитального строительства со сроком строительства более 6 месяцев;
- отдельно стоящие скважины, если объем добычи более или равен 500 куб. м в сутки;
- все объекты, не отнесенные к ОНВОС 1, 2, 4 категории, но являющиеся объектами НВОС.
ОНВОС 1 категории , 2 категории надо смотреть каждому самостоятельно по виду своей деятельности, поскольку добавлены виды деятельности и в 1 категорию и во 2 категорию, кое-что переносится из первой во 2-ую категорию. У меня в разделе объект ОНВОС вся информация актуализирована.
Взносы за НВОС
Для предприятий, производящих отчисления в бюджет за экологический ущерб, предусмотрены соответствующие коды КБК, негативное воздействие на окружающую среду 2021 года будет перечисляться природопользователями по 20-тизначным кодам, приведенным в Письме Росприроднадзора № АС-06-01-36/6155 от 11 апреля 2021 года.
Таблица. КБК по НВОС.
КБК | Направление бюджетных средств |
048 1 1200 120 | Ущерб природе при причине засорения атмосферного воздуха постоянными объектами. |
048 1 1200 120 | Выбросы загрязняющих компонентов в водные каналы. |
048 1 1200 120 | Ущерб природе по причине захоронения отходных материалов производства. |
048 1 1200 120 | Вред природе нанесен путем сжигания попутного газа на соответствующих установочных станциях. |
В заключении отметим, что основная задача законодателей в отношении платы за НВОС – это стимулирование предприятий беречь и восстанавливать природоохранные объекты. Помимо этого расчет платы регулирует эффективность применения ресурсосберегающих источников.
Виды негативного воздействия
Понятие возмещения за засорение природы подразумевает финансовые отчисления природопользователями в бюджет страны, выступающими в качестве возмещения ущерба от нанесения ими экологического вреда. Плата производится один раз в год либо каждый квартал, в зависимости от формы собственности компании. Установленные взносы направлены на побуждение юр. лиц и ИП принять соответствующие меры по снижению степени неблагоприятного влияния, исходящего от использования объектов НВ, в том числе воздвижение природоохранных сооружений. Федеральный закон № 7 содержит некоторые обобщенные требования в отношении взносов за негативное воздействие на окружающую среду, а также правила и периодичность их отчислений (статья 16 ФЗ № 7). Возмещения природопользователей подлежат перечислению в Государственную Казну РФ.
Руководствуясь той же статьей 16 ФЗ № 7, неблагоприятным влиянием принято считать:
- выброс постоянными ресурсами в атмосферу радиоактивных и иных засоряющих компонентов и соединений;
- сбросы радиоактивных и иных засоряющих субстанций в стоки, а также водоотводящие каналы;
- сбережение и захоронение отходных материалов, полученных в ходе производственной деятельности.
За вышеперечисленные виды негативного воздействия на окружающую среду, как ФЗ № 7, так и Постановлением Правительства №255 предусмотрена плата.
Актуализация сведений об ОНВОС
Своими словами вы обязательно должны провести актуализацию сведений об объекте НВОС в случаях:
- изменения юридического адреса,
- изменения фактического адреса,
- изменения ФИО, места жительства ИП, реквизитов его документов;
- изменения хозяйствующего субъекта на указанном ОНВОС (например — в случае если площадка была передана в аренду);
- если у вас произошло изменение технологических процессов по которым вы встали на учет как ОНВОС;
- если произошли изменения по источникам выбросов вредных ЗВ;
- в случае если вы вносите изменения в декларацию о воздействии на окружающую среду.
В противном случае вы можете быть привлечены по ст.8.46 КоАП РФ.
Нововведения с 2021 года:
Безусловно актуализация в связи со сменой категории необходима, но читая пункт 6 статьи 69.2 ясно, что изменение категории в связи с изменением НПА — это не основание для актуализации. Если Вам выгодно изменение категории на меньшую (хотя по цифрам получается на большую) — то стоит быстренько это сделать. В противном случае имеет смысл подождать разъяснений.
Если же Вы раньше не стояли на учете, а по новым критериям у вас появилась такая обязанность, то думаю стоит обратить внимание:
Можно ли считать датой начала эксплуатации ОНВОС с конкретной категорией — 01.01.2021 вопрос конечно….
Как только нарою что-нибудь — выложу.
Как актуализировать в ЛК?
В старом ЛК при заполнении заявки выбираете статус актуализации и прописываете код НВОС и оно автоматом проходит как актуализация.
Ненормируемые вещества и плата
Надо ли включать в декларацию и платить за выбросы не подлежащие нормированию?
Мое мнение:
Смотрим законодательство:
На сегодня действующее Постановление по ставкам платы:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 сентября 2016 г. № 913 «О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ».
Таким образом: платежная база формируется из выбросов в пределах ПДВ, ВСВ и сверхлимита. При этом, нормативы допустимых выбросов устанавливаются в отношении веществ из перечня, ставки платы устанавливаются также в отношении веществ из перечня, следовательно, делаем вывод — расчет платы надо производить в отношении веществ из перечня.
Если вопрос касался твердых частиц, отнесенных к взвешенным (пыль абразивная, сажа, железо оксид), то есть разъяснения:
О порядке исчисления платы и форме декларации в следующей статье.
Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду
Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает нам такое определение:объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Фраза «и (или) другой объект» фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая «мутная» формулировка? И зачем надо было тогда указывать «объект капитального строительства»?
А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы «оказывающий негативное воздействие на окружающую среду». А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.
Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.
Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:»негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».
И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.
Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие
Категория объекта устанавливается на основании «Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).
Любопытно, что «Критерии» составлены так, что объекты, не имеющие «стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год» попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!
Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими «рекомендациями» в Письме от 29 сентября 2016 г. № АА-03-04-32/20054:»Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС».
А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое:»Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена.»
Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад — это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?
Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и «притягивать за уши» различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.
Обязанность сдачи расчета по НВОС и его уплате
Согласно правилам природоохранного законодательства уплатить НВОС и сдать декларацию обязаны все юр. лица и ИП, выполняющие свою производственную деятельность с использованием объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию. С учетом степени экологического ущерба имущество НВ распределяются по категориям, соответственно и расчет взносов по ним будет отличный. Метод расчета и полученный результат отражается в декларации.
Отметим, что объекты, относящиеся к IV категории, не подлежат расчету НВОС, то есть природопользователи полностью освобождаются от уплаты взноса. Это значит, что такие объекты имеют отличительные особенности по нанесению экологического ущерба:
- не производят радиоактивных выбросов;
- объем загрязнений, поступающих в атмосферу, не превышает 10 тонн в год;
- хозяйственная деятельность предприятия не влияет на засорение сточных вод.
Уровень опасности объектов определяется Росприроднадзором после проведения соответствующей оценки имущества предприятия.
Как и для всех обязательных платежей, производимых в бюджет, разработаны свои КБК на негативное воздействие на окружающую среду, которые отражают направление бюджетных средств.
За несвоевременность подачи декларации и уплаты взносов законодательством предусмотрены штрафные санкции.
Размер штрафов установлен в таком размере
- должностные лица – от 3 000 до 6 000 рублей;
- юридические лица – от 50 000 до 100 000 рублей.
Вместо лимитов на сброс и выброс — временно разрешенные выбросы и сбросы
Для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду (как правило, автомобилей) в настоящее время устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ (п. 1 ст. 23 Закона об охране окружающей среды). При невозможности их соблюдения организациями и предпринимателями могут устанавливаться лимиты на такие виды загрязнений на основе соответствующих разрешений. Лимиты действуют в период проведения плательщиками мероприятий по охране окружающей среды и при наличии согласованных с контролирующими органами планов снижения выбросов и сбросов (п. 3 ст. 23 Закона об охране окружающей среды).
С 1 января 2019 года организации и предприниматели, планирующие строительство объектов I и II категорий либо осуществляющие деятельность на объектах II категории, должны будут самостоятельно рассчитывать нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п. 11 ст. 1, ч. 6 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).
Плательщики, эксплуатирующие объекты III и IV категорий от данной обязанности освобождены. Исключением является только случай, когда при деятельности на объектах, отнесенных к III категории, происходит выброс или сброс радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами. В таком случае потребуется определение нормативов допустимых выбросов и сбросов.
Методики разработки нормативов утвердит Правительство РФ.
Если такие нормативы соблюсти не удается, для организаций или предпринимателей могут быть установлены временно разрешенные выбросы, сбросы.
Для этого необходимо иметь в наличии:
- план мероприятий по охране окружающей среды — при эксплуатации объектов II и III категорий;
- программу повышения экологической эффективности.
Данные требования содержатся в новой статье 67.1 Закона об охране окружающей среды.
Временно разрешенные выбросы действуют только в период выполнения данного плана или программы. Правомерность их осуществления подтверждается:
- разрешением на временные выбросы, сбросы (для плательщиков, эксплуатирующих объекты II и III категорий);
- комплексным экологическим разрешением (для плательщиков, эксплуатирующих объекты I категории).
Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности не может превышать семь лет и не подлежит продлению.
Однако в отношении программы срок реализации может быть равен 14 годам. Это возможно лишь в двух случаях, а именно:
- если численность работников, занятых на объекте I категории, составляет не менее чем 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта либо превышает 5 000 человек;
- если деятельность на объектах I категории ведут федеральные государственные унитарные предприятия или ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Отчет о выполнении указанных плана и программы потребуется представлять ежегодно в органы Росприроднадзора.
Порядок подачи декларации-расчета по НВ и сроки уплаты взносов
Расчет возмещения отражается в декларации НВОС, которая подается в Росприроднадзор субъектов РФ. Срок представления документа установлен до 10 марта наступающего за периодом отчетности года. То есть декларацию-расчет за 2021 год природопользователям следует направить не позже 10 марта 2021 года.
В документе отражается расчет обязательного возмещения, срок уплаты которого определен до 1 марта наступающего за налоговым периодом года. При этом стоит указать, что плата за негативное воздействие имеет различную периодичность, в зависимости от типа хозяйствования. Например:
- Субъекты крупной предпринимательской деятельности должны вносить оплату ежеквартально. Срок уплаты – до 20 числа наступающего за отчетным кварталом месяца.
- Субъекты малой и средней предпринимательской деятельности вносят платежи раз в 12 месяцев. Срок не позже 1 марта наступающего за налоговым периодом года.
- Если субъект только прошел регистрацию на начало предпринимательской деятельности, не зависимо от его класса хозяйствования, он в текущем периоде платежи за негативное воздействие на окружающую среду должен внести по результатам прошедшего года, то есть до 1 марта наступающего за периодом отчетности года.
Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно «Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.
При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).
Для постановки на государственный учет объекта НВОС составляется заявка по форме, утвержденной Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 г. «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия не окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».
Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора (для предприятий, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору), либо в Минприроды региона (для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).
Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя.
Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС выдается бессрочно, либо до внесения существенных изменений в производственный процесс.
Если заявка не подана в срок, то согласно статье 8.46 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Это означает, что для предприятия важнее вовремя подать заявку, чем верно определить категорию.
Масленников А.Ю.
Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;
3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Расчет платы осуществляется в соответствии с:
1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;
2. Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированные Минюстом 24.03.1993 г. № 90 (применяются в части не противоречащей Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344);
3. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» от 12.09.2007 г. № 626.
Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы негативного воздействия на окружающую среду».
Организации, соблюдающие требования законодательства, рассчитывают и вносят плату по базовым нормативам без применения повышающих коэффициентов. Под соблюдением требований законодательства понимают наличие на предприятии действующих:
- Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
- Проекта предельно – допустимых выбросов (ПДВ);
- Проекта нормативов допустимых сбросов (НДС).
При отсутствии на предприятии проектов ПДВ и НДС расчет платы производится с применением 25-ти кратного повышающего коэффициента.
При отсутствии на предприятии проекта ПНООЛР расчет платы производится с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента.
Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы зависит от перечня выбрасываемых веществ и объемов выброса.
Размер платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты зависит от перечня сбрасываемых веществ и объемов сброса.
Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения зависит от объема и вида израсходованного топлива.
Размер экологических платежей за размещение отходов производства и потребления на полигонах зависит от класса опасности и объемов размещаемых отходов.
При несанкционированном загрязнении окружающей среды должна проводиться оценка экологического ущерба.
Каждое предприятие сдает расчеты только по тем видам воздействия на окружающую среду, которые оказывает.
Органом, осуществляющим контроль в области платы за негативное воздействие на окружающую среду, является Росприроднадзор (в Москве органом, осуществляющим контроль с 3-го квартала 2014 г. по 31.12.2016 года является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ДПИООС)).
Расчет платы за негативное воздействие выполняется ежеквартально и представляется на согласование в Росприроднадзор/ДПИООС до 20 числа месяца следующего за каждым кварталом. Экологические платежи предприятия вносят 4 раза в год в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08 июня 2006 года.
Росприроднадзор/ДПИООС осуществляет проверку правильности начислений, своевременности внесения экологических платежей, взысканию задолженности по платежам. При обнаружении недоимки по платежам Росприроднадзор/ДПИООС выставляет требование по ее уплате.
Организации должны осуществлять внесение платы за негативное воздействие отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.
Платежи предоставляются отдельно по каждому субъекту РФ.
Если у предприятия на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то оформляется один документ.
Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает услуги по анализу документации, необходимой для выполнения расчетов, выполнению работы с использованием программы «Модуль природопользователя», согласованию экологических платежей в Росприроднадзоре/ДПИООС.