Контрольные (надзорные) мероприятия

Способы вручения уведомления о проведении проверки

Действующее законодательство содержит формулировку «уведомление вручается почтовым отправлением или любым доступным способом».

В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ (статья новая, введена только с 08 сентября 2013 года), п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).

Так, например, если уведомление о проведении проверки направлено по месту нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, а не фактическому адресу осуществления деятельности медицинской (фармацевтической) организации, то медицинская (фармацевтическая) организация считается уведомленной надлежащим образом.

С 1 января 2017 года орган контроля вправе уведомлять о проведении проверки проверяемое лицо также посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанное уведомление направляется по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен контролирующему органу.

Уведомление о проведении проверки в рамках контроля за обращением биомедицинских клеточных продуктов

В силу ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 23.06.2016 № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах» предварительное уведомление о начале проведения внеплановой проверки в области обращения биомедицинских клеточных продуктов не требуется. Более того, этой же нормой установлено, что не требуется и предварительное согласование сроков проведения такой внеплановой проверки с органами прокуратуры. Причем органы прокуратуры лишь информируются о проведении внеплановой проверки субъектов обращения БКП путем направления соответствующих документов в течение 3 рабочих дней со дня окончания такой проверки.

Недействительность результатов проверки

Нарушение требований Закона № 294-ФЗ, в части срока уведомления о проведении проверки, отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения медицинскими и (или) фармацевтическими организациями обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

ТИПОВАЯ ФОРМА ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(в ред. Постановлений Правительства РФ , )

___________________________________________________________________________ (наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля)

УТВЕРЖДЕН
   
  (фамилия, инициалы и подпись руководителя)
   
  от «__» ____________ 20__ г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА 20__ Г.

Наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке <1> Адреса Основной государственный регистрационный номер Идентификационный номер налогоплательщика Цель проведения проверки Основание проведения проверки Дата начала проведения проверки <4> Срок проведения плановой проверки Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная) Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно Информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты <5> Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенной категории риска, определенного класса (категории) опасности, об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности <6>
место (места) нахождения юридического лица место (места) фактического осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя места нахождения объектов <2> дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя дата окончания последней проверки дата начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале деятельности иные основания в соответствии с федеральным законом <3> рабочих дней рабочих часов (для малого и среднего предпринимательства и микропредприятий)

<1> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.

<2> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.

<3> Указывается ссылка на положения федерального закона, устанавливающего основания проведения плановой проверки.

<4> Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 — 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение. (в ред. Постановления Правительства РФ )

<6> Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск — ориентированного подхода.

Мораторий на проверки относится не ко всем видам контроля!

Важно обратить внимание и на то, что согласно п. 5, ПП РФ № 438 распространяется исключительно на проверки, которые:

  1. Подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);
  2. Относятся к видам государственного контроля, перечисленным в частях 3.1 и 4 статьи 1 ФЗ № 294*. Исключение – налоговый и финансовый контроль (в отношении данных видов контроля особенности проверок установлены в другом Постановлении Правительства, о котором см. далее).

*ФЗ № 294 не применяется к данным видам государственного контроля в части установления порядка и организации проверок. Тем не менее, ПП РФ № 438 все равно распространяется на проверки, которые проводятся в рамках указанных видов контроля.

Таким образом, мораторий на проверки, объявленный в ПП РФ № 438, затронет плановые проверки, проводимые в рамках следующих видов государственного контроля (надзора):

  • Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
  • Контроль за обращением медицинских изделий;
  • Лицензионный контроль (здесь есть некоторые исключения, о которых см. далее);
  • Санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Надзор по закону о защите прав потребителей;
  • Пожарный надзор;
  • Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
  • Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

При этом, еще раз подчеркнем, что мораторий не распространяется на:

  • Налоговый и финансовый контроль (подробнее о налоговых проверках см. далее);
  • Проведение административных расследований;
  • Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (например, если в следствии проведенной ранее проверки медицинской организации было назначено наказание в виде АПД за нарушение лицензионных требований или санитарно-эпидемиологического законодательства);
  • Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

Особенно хотелось бы выделить административные расследования (далее – АР). Дело в том, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с ФЗ № 294, имеются существенные отличия (хотя на первый взгляд они похожи). Мы не будем сейчас вдаваться в подробности проведения АР. Однако заметим, что это дает дополнительные основания для проведения контрольных мероприятий медицинских организаций. Например, если в ходе проверки, которая была приостановлена в соответствии с Поручением Правительства РФ от 18.03.2020 с 8 марта по 5 апреля было возбуждено административное расследование, оно не подлежит прекращению, так как ПП РФ № 438 не распространяется на вопросы, касающиеся организации АР.

Кроме того, в ПП РФ № 438 речь идет только о проверках. Однако это не единственная форма контроля. ФЗ № 294 также предусматривает (ч. 1 ст. 2):

  • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
  • Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Такие мероприятия не были приостановлены. Между тем, в случае, если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Впрочем, не будем о плохом, так как сегодняшнюю заметку хотелось бы закончить на положительной ноте.

Тематика вопросов

ВНИМАНИЕ! МАСШТАБНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ!

Военная служба. Консультации юриста

Образование

Торги (аукционы, конкурсы)

Получение компенсаций, возмещение расходов

Страхование

Консультации юриста

Недвижимость. Общие вопросы

Корпоративные споры

Приказное производство. Консультации юриста

Финансовая аренда (лизинг). Консультации юриста

Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста

Третейское разбирательство.Консультации юриста

Судебные расходы.Консультации юриста

Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста

Уголовный процесс. Консультации юриста

Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций

Налоговые проверки. Налоги и взносы. Консультации юриста

Административные споры. Консультации юриста

Строительство. Консультации юриста

Взыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юриста

Договор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юриста

Пенсионное законодательство. Консультации юриста

Право собственности: признание, защита, восстановление и прекращение. Консультации юриста

Авторское право. Консультации юриста

Защита прав потребителей. Консультации юриста

Административная ответственность. Консультации юриста

Договор долевого участия. Консультации юриста

Проверки организаций и ИП. Консультации юриста

Защита чести, достоинства, деловой репутации. Консультации юриста

Исполнительное производство. Консультации юриста

Иностранные граждане. Вступление и отказ от гражданства. Консультации юриста

Установление юридических фактов. Консультации юриста

Трудовое законодательство. Консультации юриста

Досудебное урегулирование спора. Консультации юриста

Регистрация недвижимости. Консультации юриста

Семейные споры. Споры о детях. Консультации юриста

Регистрация,расторжение брака, раздел имущества. Консультации юриста

Земельное законодательство. Консультации юриста

Алименты.Консультации юриста

Аренда. Консультации юриста

Займы и кредиты. Консультации юриста

Банкротство. Консультации Юриста

Представительство. Консультации юриста

Жилищные вопросы. Консультации юриста

Наследство. Нотариат. Консультации Юриста

Госпошлина. Консультации юриста

Обращаемся в арбитражный суд. Консультации юриста

Обращаемся в суд общей юрисдикции (районный, городской, областной). Консультации юриста

Обращаемся в мировой суд. Консультации юриста

Ответы на распространенные вопросы по работе с Конструктором исковых заявлений и жалоб

Ход проверки

Условно служебное расследование можно разделить на несколько этапов:

  1. Директор издает приказ. Именно так он назначает членов проверяющей группы. Обычно это сотрудники организации, которые имеют достаточно опыта, чтобы разобраться в данном вопросе. Этот приказ и является основанием для проведения расследования.
  2. Получение информации. Представители комиссии приступают непосредственно к расследованию происшествия. Для этого собирается вся необходимая информация. Подтверждением неправомерных действий работника могут стать жалобы клиентов, инвентаризационные акты, служебные записки и другая документация.
  3. Получение объяснительных. Проверяющие имеют право запросить объяснительные записки от всех работников, которые имеют отношение к рассматриваемой ситуации. После того, как сотрудник получил такое уведомление, он должен в течение двух дней дать ответ. Это может быть, как объяснительная, так и отказ ее предоставлять.
  4. Составление акта. После того, как все проверочные мероприятия были проведены, по их результатам оформляется акт служебного расследования. Для этого может использоваться произвольная форма или утвержденный фирменный бланк.

Как правило, после проведения такой проверки определяется виновный. Его необходимо ознакомить с составленным актом. Естественно, ознакомление он должен подтвердить своей подписью. Если работник отказывается ставить свой автограф, этот факт также необходимо документально зафиксировать. Если возникает необходимость, лицо, заполняющее акт, может вносить дополнительные пункты.

Вообще, обвиняемый имеет право потребовать все подробности проведения расследования. Бывают ситуации, когда, по мнению работника в проверке были допущены серьезные ошибки, и он не согласен с указанными результатами.

При этом он имеет право обжаловать данный акт. Не исключены ситуации, когда виновный по разным причинам не может лично ознакомиться с ходом расследования.

Вместо него это может сделать представитель, который имеет соответствующую доверенность.

Дальнейшие действия во многом зависят от результатов проверки и выводов. Например, руководитель может принять решение наказать сотрудника применением дисциплинарного взыскания.

Этот факт также необходимо внести в заключение расследования. После того, как был определен размер нанесенного ущерба и вынесено окончательное решение, распоряжение о наказании должно быть издано в течение одного месяца.

Правила составления акта служебного расследования

Конечно, то, как текст документа будет сформулирован, во многом зависит от типа нарушения и сферы работы организации. Также можно использовать свободную форму заполнения. Однако все же рекомендуется заполнять документ в деловом стиле. Естественно, здесь должны быть указаны достоверные и точные сведения.

Как уже было сказано, меру наказания определяет именно управленец компании. Однако бывают особо сложные ситуации, например, происшествия со смертельным исходом, или хищения на крупные суммы. В этом случае вся документация, среди которой присутствует и акт расследования, передается в суд.

К важным правилам оформления документа можно отнести наличие автографов всех членов комиссии. Максимальное количество участников здесь не ограничено.

Мнение эксперта
Семенов Александр Владимирович
Консультант в области права с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член коллегии адвокатов.

Если один из проверяющих не согласен с общим итогом и выводами остальных членов комиссии, об этом должна быть поставлена соответствующая отметка. Заполнять документ необходимо четким почерком.

Если будет допущена ошибка, лучше отказаться от перечеркивания, и взять новый бланк.

Если расследование длится более одного месяца, это может быть рассмотрено как нарушение Трудового кодекса. Хоты бывают исключения.

Более длительная проверка разрешена в том случае, когда комиссия не имеет возможности получить от подозреваемого объяснительную, например, когда он находится на больничном или в отпуске. Но и такая отсрочка не является вечной.

В таких ситуациях расследование может затянуться максимум на шесть месяцев.

Государственный (муниципальный) контроль (надзор)

Контрольные мероприятия бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Утвержденный руководителем органа государственного (муниципального) контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в Интернете либо иным доступным способом.

Кроме того, следует учитывать, что в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, указанные органы направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры, которые, в свою очередь, в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ей ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте в Интернете в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Таким образом, узнать о проводимой проверке заранее можно, посмотрев информацию на сайте интересующего контрольного органа либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, на основании п. 12 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц контрольный орган обязан уведомить проверяемую организацию о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае проведения внеплановой проверки указанное уведомление осуществляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Вместе с тем следует учитывать, что предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц, не осуществляется.

В то же время необходимо помнить, что положения данного закона при осуществлении отдельных видов контроля, поименованных в его ст. 1, не подлежат применению. Например, в соответствии с пп. 3 п. 3.1 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц нормы закона не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

Но многие думают, что если занять позицию «я никого не вижу, значит и меня никто не видит», то проблема уйдет. Однако, это не так. Вы действительно можете тянуть время, пока бюрократический аппарат приходит в действие. Но в итоге, последствия будут гораздо плачевнее.

Таким образом, нарушения или несоответствия, выступающие основаниями для контрольных налоговых мероприятий, касаются непосредственно деятельности налогоплательщиков и правильности исполнения ими требований НК РФ.

Выездная налоговая проверка — решение о проведении

Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка ООО, АО и иных организаций, независимо от формы, проводится только на основании решения руководителя ФНС России.

Даже при наличии представленных выше обстоятельств, которые выступают прямой причиной для контрольных мероприятий, при отсутствии этого документа их проведение невозможно.

Решение о выездной проверке налоговой инспекции выносится по месту нахождения юридического или физического лица, в случае если надзорные меры направлены на отдельное подразделение или филиал, то непосредственно по его адресу.

В соответствии с положениями НК РФ решение руководителя налогового органа должно содержать в себе ряд обязательных сведений:

  • полное наименование проверяемого субъекта;
  • предмет – налоги, подлежащие проверке;
  • сроки выездной налоговой проверки;
  • должность и полное имя сотрудника, который назначен для проведения проверки.

Форма документа утверждается федеральным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор по вопросам налогов и сборов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector