Мотивация

Содержание:

Шкала мотивации

Помните о том, что мотивация возможна только по отношению к какому-либо действию. Она не существует сама по себе. Это отношение по отношению к…

1. Шкала.

Представьте себе шкалу мотивации: 0 – отсутствие мотивации, 10 – мотивация на максимуме. На ней находится бегунок, который может помечать ваше положение на шкале.

2. Крайние точки.

Подумайте о каком либо действии, которое вам не нравится делать.

Вспомните состояние, когда вам не хочется этого делать, вы и не делаете…

Вживитесь в него и проассоциируйте его с 0 положением бегунка на шкале.

Отвлекитесь.

Вспомните состояние, когда вы готовы делать что-то (что вам может и не нравится) с максимальной силой. Доведите это до максимального уровня (10).

Проассоциируйте с положением бегунка на шкале в 10.

Отвлекитесь.

4. Управление состоянием.

Проверьте – бегунок теперь не только индикатор вашего уровня мотивации по отношению к чему-то, но и способ управления. Чем выше вы его поднимаете, тем выше уровень вашей мотивации, чем ниже бегунок – тем меньше ваша мотивированность.

5. Лампочка перехода.

Определите разницу состояний – когда ваша мотивированность еще недостаточна для того, чтобы начать действовать, и когда вы уже готовы действовать.

А теперь свяжите между собой состояние недостаточной мотивированности (лампочка не горит) и состояние «готов к действию» (лампочка горит). И чем сильнее «готов к действию» – тем сильнее горит лампочка.

6. Индикатор состояния собеседника.

Но этой шкалой можно пользоваться не только для управления собственным состоянием, а так же и для калибровки состояния мотивированности другого человека.

Просто представьте эту шкалу над человеком и предложите ему что либо сделать. И следите за положением бегунка и яркостью лампочки.

Если вдруг (что странно) это не получается делать спонтанно, сделайте шаги 1-3, 5 но только привязывайте положение бегунка к состоянию человека (в калибровке).

В парах: Оператор, Клиент.

Оператор помогает Клиенту встроить «Шкалу мотивации».

~ 20 минут.

Упражнения

Просмотрите телерекламу и определите, какой тип мотивации используется в каждом конкретном случае.

  • Спрайт – ОТ.
  • Аce – ОТ + К.

Не менее 15 роликов.

Слушая человека, определите его базовый тип мотивации.

  1. Учтите, что ориентированный ОТ постоянно уходит от чего-то, а ориентированный К идет к чему-то.

Не менее 7 человек.

1. Определите контекст, с которым вы хотите поработать (то есть, кого и на что вы хотите мотивировать): подчиненных – приходить вовремя, покупателя – купить шампунь…

2. Сделайте карточки с ценностями, которые связаны с данным контекстом: уважение, скидка, чистота, качество… Не менее 10 карточек.

3. Вытягивая «в слепую» по 3 карточки сделайте по два небольших текста – с мотивацией К и мотивацией ОТ. В данных текстах должны использоваться те критерии, которые указаны в карточках.

Контекст: приход подчиненных на работу вовремя. Критерии: уважение, зарплата, карьера.

— Иван Петрович! Если вы хотите сохранить и дальше мое уважение, я думаю вам стоит прекратить опаздывать. А то это может отразиться на вашей зарплате и карьере.

— Если вы прекратите опаздывать, вы сможете укрепить мое уважение к вам, и это будет серьезным аргументом, когда будет поднят вопрос об увеличении вам зарплаты. И, я думаю, это положительно может сказаться на вашей карьере.

Не менее 15 раз.

Определив критерии собеседника в данном контексте, сделайте два текста (с мотивацией К и ОТ) и посмотрите на невербальную реакцию.

Не менее 5 раз.

Определив критерии собеседника в данном контексте и его мотивацию, постарайтесь мотивировать его (на поведение покупку и т.п.) и добиться результата. Результат должен быть однозначно определен.

Не менее 7 раз.

Что нужно запомнить

Как подсказывают специалисты, важно запомнить о следующих нюансах:

  • Номера экстренных служб стоит добавить в адресную книгу планшета или смартфона для связи в критический момент времени (112, 903, 03 или 103 – к таким вещам стоит подойти основательно).
  • Обращение по номеру 112 возможно даже без SIM-карты, с отрицательным балансом, да еще и во многих городах Европы. При обращении стоит выбрать вариант «скорая помощь» с клавиатуры или же голосом, если ассистент не предусмотрен. Выбор важен, так как 112 универсальный номер и помогает связаться с аварийными службами, полицией или охраной.
  • Паниковать запрещено, как и спорить с диспетчерами. Профессионалы, расположенные по ту сторону телефонной трубки, не первый раз сталкиваются с подобными ситуациями и точно знают, как помочь.

Единственное, чем не стоит пренебрегать – настойчивостью.

Теории мотивации

Мотивация поведения человека изучается давно. Теории мотивации появились еще в работах древних философов. Собственно психологические теории мотивации стали возникать в XVII-XVIII веке, в дальнейшем появлялись новые. Они имели свои достоинства и недостатки. Основной минус заключается в том, что каждая теория сосредоточена на некоторых феноменах мотивации и очерчивает небольшую часть вопросов, поэтому исследования мотивационной сферы человека продолжаются до сих пор. Рассмотрим некоторые концепции.

Теория инстинктов Фрейда и Макдугалла

Предложена в конце XIX века. Объясняя социальное поведение человека, Фрейд и Макдугалл проводят аналогию с поведением животных и сводят все к врожденным инстинктам.

По Фрейду, таких инстинктов три:

  • жизни;
  • смерти;
  • агрессивности.

Макдугалл говорил о десяти инстинктах:

  • изобретательства;
  • строительства;
  • любопытства;
  • бегства;
  • стадности;
  • драчливости;
  • репродуктивном инстинкте;
  • а также инстинктах отвращения;
  • самоуничижения;
  • самоутверждения.

В более поздних работах Макдугалла список еще расширился.

Теория инстинктов критиковалась за недостаточную доказательность.

Бихевиористская (поведенческая) теория

В XX веке появилось еще несколько концепций, объясняющих поведение человека, в числе которых — бихевиористская теория мотивации. Поведение в данном случае рассматривается как реакция на внешние стимулы. Сторонниками такого подхода были Эдвард Толмен, Кларк Халл, Беррес Скиннер.

Мотивационная концепция Мюррея

В том же XX веке Генри Мюррей, учитывая список первичных (органических) потребностей Макдугалла, предложил перечень вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения.

В перечне потребности:

  • достижения успехов;
  • аффилиации (стремление общаться с другими людьми);
  • агрессии независимости;
  • противодействия;
  • уважения;
  • унижения;
  • защиты;
  • доминирования;
  • привлечения внимания;
  • избегания вредных воздействий;
  • избегания неудач;
  • покровительства;
  • порядка;
  • игры;
  • неприятия;
  • осмысления;
  • сексуальных отношений;
  • помощи;
  • взаимопонимания.

Пирамида Маслоу

Известная концепция, предложенная Абрахамом Маслоу, предполагает иерархию потребностей человека. В иерархии семь классов, они проявляются последовательно и сопровождают процесс взросления

Потребности распределены по мере убывания важности. Автор теории был убежден, что человек не может испытывать потребности высокого уровня до тех пор, пока нуждается в примитивных вещах

Теория деятельности Леонтьева

Отечественные психологи тоже разрабатывали тему мотивации. Одна из известных концепций середины прошлого века — теория деятельностного происхождения мотивационной сферы Алексея Леонтьева. По Леонтьеву, психологические особенности человека, в том числе мотивационная сфера, имеют источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы возникают отношения изоморфизма (взаимного соответствия).

Леонтьев описал механизм образования мотивов — механизм сдвига мотива на цель. Цель, к которой стремится человек, во время деятельности по ее достижению сама становится побудительной силой — мотивом.

Пример: родители стараются приучить ребенка к чтению и обещают купить ему игрушку, если он прочитает книгу. В процессе деятельности (чтения) ребенок начинает уже интересовать книгой, а не наградой за интерес к литературе. Целью становится не игрушка, а книга — дочитать, узнать, чем все закончилось. Само чтение книг может впоследствии стать для ребенка потребностью.

Виды и характеристики

Есть некоторое количество признаков, по которым можно классифицировать мотивацию. Они, естественно, зависят от ситуации и потребностей. Ниже будут рассмотрены основные виды.

Первые виды мотивации зависят от потребностей человека:

  • материальная показывает желание человека достичь более высокий уровень жизни и заработок. Достаток человека, количество получаемых денег и статус человека в обществе напрямую влияет на материальную мотивацию;
  • трудовая, исходя из названия понятно, что основной критерий – работа. Но не только наличие рабочего места влияет на качество мотивации. Роль также играет рабочий график, трудовые обязанности и довольство самой организацией. Все вместе эти пункты связаны с работой и являются совокупностью внутренних сил индивидуума. Абсолютно всем людям необходимо, чтобы работа была интересной и полезной. Если по итогам какой-то выполненной работы работника высоко оценивает, то человек чувствует гордость;
  • статусная связана с поведением человека. Это внутренняя сила, благодаря которой индивидуум хочет получить более высокий статус (это понятно из названия). Кроме того, сложные задания и работа в престижных сферах организации будет доставлять человеку удовольствие. Также некоторым людям хочется быть лидерами, иметь большой авторитет в группе и иметь высокий статус.

По использованным способам:

  • нормативная это когда поведение человека регулируется при помощи психического воздействия на объект. Примером здесь выступают убеждение или внушение;
  • принудительная (в этом случае ни о каком убеждении речь не идет) достигается путем угрозы работника, если он не выполнит какие-то обязательства или требования;
  • стимулирование (в отличие от вышеперечисленных видов) воздействует на различные внешние факторы, а не на личность индивидуума. Какие-то мотивы будут побуждать индивидуума вести себя так, как нужно.

По источникам возникновения мотивов:

  • внутренняя – во время выполнения своих целей человек сам создает себе мотивы. В качестве примера можно привести желание достигнуть поставленную перед собой цель, завершение сложной работы, на которую было потрачено много времени и так далее. Люди сами мотивируют себя, а благодаря этому работа выполняется с большим усилием, сил тратится намного меньше и смысл работы понять легче;
  • внешняя – (из названия понятно) ситуация когда субъект получает воздействие извне. Пример – различные распоряжения или заработная плата.

По направленности на достижение целей:

  • положительная (здесь все просто) мотивирует со знаком плюс все то, что вызывает положительные эмоции. Это и поощрение в виде премии или так называемой «тринадцатой зарплата», повышение авторитета в группе или ситуация, когда человеку дают задание выполнить сложную работу;
  • отрицательная – все то, что вызовет наоборот, отрицательные эмоции. Самый яркий пример – штраф, изоляция работника от коллектива (хотя кому-то это плюс), понижение работника в должности и так далее.

Основные задачи

Можно выделить небольшое количество по-настоящему важных задач мотивации. Во-первых, каждый работник должен понимать, для чего она нужна во время работы. Во-вторых, персонал и руководство компании должны быть обучены основам общения внутри коллектива. Последняя задача – сформировать у всех руководителей демократичные подходы в сфере руководства работниками. При этом должны использоваться только современные методы мотивации.

Мотивация и
потребности

В 1920х годах ученые начали исследования, связанные с мотивацией сотрудников к труду. Но эти исследования не дали четких моделей, которые побуждали бы людей к труду. В наше время стало ясно, что она стимулирует к удовлетворению потребностей. При этом индивидуум должен получить от этого максимальное удовольствие при минимуме физических и эмоциональных затрат.

Сферы применения понятия

Мотивация – понятие широкое, но в целом отражает причины поведения человека. В различных научных сферах человек — это объект исследований различного направления. Потому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии – носитель сознания, в экономике – это субъект экономической деятельности с потребностями, а в менеджменте – сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности у школьников, студентов. Термин используют в маркетинге, когда человек, обладающими потребностями, мотивами и суждениями, принимает решение о покупке товара.

В психологии

Психология ищет ответы на два вопросы:

  • Чем поведение человека отличается от животного?
  • Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания, управления активностью?

Потому в широком смысле слова мотивация включает:

  • психологические и физиологические особенности человека;
  • факторы внешней среды, влияющие на поведение.

В узком смысле слова – это психологические изменения, которые формируют, направляют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек поступил именно так в конкретной ситуации. Почему? С какой целью? Ради чего?

Психология мотивация изучает три аспекта:

  • биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
  • поведенческие или непсихологические стимулы из внутренней и внешней среды – условные рефлексы;
  • психологические – рассматриваются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние стимулы, социальные факторы, гуманистические – сознание человека).

Существуют различные направления психологии, которые изучали аспекты поведения.

В менеджменте

В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы.

Рассматриваемые в менеджменте виды мотивации опираются на структурирование потребностей людей. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые существенно отличаются в зависимости от уровня развития страны, культуры, социума. МакКлелланд ввел следующие разновидности потребностей: власти, успеха и принадлежности. Герцберг предложил учитывать факторы, влияющие на удовлетворение потребности в процессе работы. Условия труда, его оплата, отношения в коллективе – гигиенические факторы – то, что может вызывать неудовлетворенность, но их улучшение не приведет к удовлетворению потребности. Мотивирующими факторами Герцберг называет ощущение успеха при карьерном росте, расширении возможностей, признании со стороны коллег и начальства.

По теории ожидания мотивированность возникает, если человек уверен в том, что его усилия помогут добиться цели и получить вознаграждение. Теория справедливости утверждает, что человек субъективно сопоставляет размер вознаграждение и усилия. Побуждение возникает, когда труд переоценен, и это дает стимул для приложения больших усилий.

В экономике

Экономические интересы общества зависят от материального положения людей, классовых различий. Каждый человек имеет повседневные интересы, которые также влияют на поведение в труде и отношение к работе.

Интересы отражаются в мотивах трудовой деятельности. Это сознательное внутреннее побуждение к труду для удовлетворения потребностей. Мотив предопределяет поведение человек, выбор деятельности, наращивание знаний и умений для достижения целей. Мотивацией является совокупность связанных мотивов.

В экономике выделяют мотивационное ядро: мотивы призвания, обеспеченности и престижа – самореализации, богатства, социального статуса. Степень удовлетворенности этих мотивов влияет на то, как человек оценивает условия труда и формирует отношение к нему.

Для усиления мотивов руководство использует материальные и нематериальные стимулы – доска почета, благодарность или премии в денежной форме. На стыке удовлетворения потребностей, развития мотивов и стимулов рождается система мотивации в экономической деятельности.

Что такое мотив

Мотив

– это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.

Достижение этих предметов является для него смыслом деятельности. Человеку мотив представляется в виде особых переживаний, которые могут иметь как положительный характер (при ожидании достижения этих предметов), так и отрицательный (при осознании неполноты своего положения, отсутствия у себя этого предмета). Впервые понятие «мотивация» в психологии употребил Шопенгауэр.

В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.

Что же такое мотивация в психологии по своей сути? Данное понятие используется там, где говорят о достижении определённой цели и конкретных путях этого достижения. Известно, что одной и той же цели можно достичь разными путями. Так, если человек желает стать богатым, то он может устроиться на работу в престижной компании, открыть своё дело, написать хорошую книгу, заняться преступной деятельностью… И наоборот – одно и то же действие может совершаться с разной целью. Кроме того, желание достичь конкретной цели тоже может объясняться своими соображениями. Зачем человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить особняк у моря, кто-то – жениться, кто-то – профессионально заняться любимым делом (а не тем, что только приносит доход). В таких случаях говорят, что человеком руководят определённые мотивы.

Обычно человеком, организующим какую-то деятельность и достигающим определённой цели, руководят сразу несколько мотивов, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных. Нередко человек сам не осознаёт, какими именно мотивами он руководствовался, когда производил какие-то действия. Бывают скрытые мотивы, связанные с какими-то воспоминаниями, страхами и др. Такие мотивы не отображаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает какое-то смутное напряжение, дискомфорт, который он стремится преодолеть с помощью определённых действий.

Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – причина, по которой мы хотим этого достичь. Под мотивацией в психологии понимается как совокупность мотивов, управляющих поведением индивида, так и сам процесс этого управления.

Разновидности мотивов

Классификация мотивов очень широка: их разделяют на группы, соотнося с различными их свойствами и характеристиками – по направленности и содержанию, уровням и видам.

Для общего ознакомления с этим явлением достаточно знания их видов:

  1. Осознанный мотив проявляется в виде установок, стереотипов, убеждений (я помогаю нуждающимся, потому что считаю милосердие (что это?) ценным качеством и поэтому развиваю его в себе).
  2. Неосознанные – это влечения, смысл которых человек не понимает (я делаю что-то, но не понимаю зачем. Например, пью воду, но при этом не осознаю, что хочу пить).
  3. Социальные – связаны с коммуникацией в обществе (что это?), самореализацией.
  4. Познавательные – получение знаний, развитие.
  5. Побудительные – побуждают личность к деятельности (если вы захотите есть, но не будете ничего предпринимать, чтобы утолить голод, то умрете дней через 10).
  6. Смыслообразующие – придают деятельности смысл.
  7. Внешние – кто-то подталкивает человека на некую деятельность («Учись, сынок, хорошо, президентом станешь»).
  8. Внутренние – истинные побуждения – то, чего хочет сам индивид («Не хочу быть президентом, в хипстеры пойду»).
  9. Реальные – осознаваемые и адекватные ситуации.
  10. Мнимые – надуманные, не относящиеся к реальности (желание взрослой личности похудеть при весе 40 кг).

Классификация мотивов обучения

Есть различные подходы к классификации мотивов учебной деятельности подростков (Розенфельд Г., Хеннинг В., Божович Л. И. И др.).

Согласно классификации Божович Л. И., все мотивы могут быть разделены на две большие категории:

  1. мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и действием учения, методами усвоения познаний;
  2. мотивы, которые лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны только с результатами учения и др.

Мотивы второй категории могут быть разнообразны: стремление отлично окончить школу, поступить в институт, хорошо зарабатывать в будущем, а так же – получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя, выделиться среди друзей, занять определённое положение в классе.

Важно отметить, что одним из основных критерий, обеспечивающих эффективность учебного процесса, считается высокий уровень развития категории именно познавательных мотивов учения. Основой познавательных мотивов учения считается познавательный энтузиазм, который лежит в основе позитивного отношения учащегося к школе

Рассматривая энтузиазм с его содержательной стороны, Щукина Г. И. выделяет несколько значений:

  1. конкретный энтузиазм к фактам, интересным явлениям, которые фигурируют в информации (это элементарный уровень познавательного энтузиазма);
  2. энтузиазм к познанию существенных параметров предметов либо явлений, составляющих нередко невидимую их внутреннюю суть.
  3. энтузиазм к причинно – следственным связям, к раскрытию закономерностей, к установлению единых основ явлений, действующих в разных условиях.

В мотивации содержанием условно можно выделить три уровня:

  1. энтузиазм — занимательность;
  2. энтузиазм к фактам, правилам;
  3. энтузиазм к сути явлений, их происхождению.

В мотивации действием так же можно выделить три уровня:

  1. исполнительский;
  2. поисково-исполнительский;
  3. творческий (самому выдумывать задания по географии).

Познавательные мотивы учения (интерес к процессу, содержанию и методикам усвоения знаний) создаются в самом ходе активной учебной деятельности, а никак не предшествуют ей.

Любая активность проходит наиболее эффективно и даёт качественные итоги, если при этом у личности есть сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание делать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, негативные условия и остальные обстоятельства, упрямо продвигаясь к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идёт наиболее удачно, если у воспитанников сформировано позитивное отношение к учению, если у них имеется познавательный энтузиазм, потребность в получении познаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и остальные мотивы учения.

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Активность любого живого существа связана с потребностями. Это можно сказать и о человеке, только его потребности значительно богаче и разнообразнее, чем у животных. Осознав свое желание, человек стремится его удовлетворить, то есть ставит перед собой цель и организует деятельность по ее достижению.

Но удовлетворить потребность можно разными способами, и двигаться к цели тоже можно не одним путем. Допустим, вы хотите стать успешным и знаменитым. Этого можно достигнуть по-разному: заняться спортом и стать чемпионом, написать выдающуюся книгу и стать известным писателем, организовать свой бизнес, обойти всех конкурентов и прославиться, отправиться в путешествие автостопом и размещать свои заметки в собственном блоге.

Какой путь вы выберете, зависит от мотива, точнее, даже от целого комплекса мотивов. Мотив в психологии рассматривается как обстоятельство, побуждающее нас к выбору того или иного действия. Это энергетический импульс, придающий нашему движению определенную направленность.

Например, школьник ставит перед собой цель хорошо выучить урок и получить отличную оценку. В качестве мотива здесь может выступать желание получить одобрение взрослых (родителей и учителя) или избежать наказания за двойку, потребность узнать новое, получить знания, необходимые для поступления в вуз, заслужить уважение сверстников, хорошо закончить четверть и получить от родителей обещанный смартфон и т. д. Скорее всего, в этой ситуации работает не один, а много стимулов.

Так как поведением человека обычно управляет несколько мотивов, то принято говорить о мотивации. Проблема мотивации – одна из сложнейших в психологии, потому что человек часто сам не отдает отчет, какими мотивами он руководствуется, совершая какой-то поступок. Скрытые мотивы могут быть связаны с воспоминаниями, страхами, желаниями, находящимися глубоко в подсознании. К информации, хранящейся на этом глубинном уровне психики, нет сознательного доступа, эти мотивы мы не осознаем, лишь испытываем переживание напряженности и дискомфорта, которое стремимся преодолеть, предпринимая те или иные действия.

Итак, цель – это то, к чему мы стремимся, а мотив – это причина, по которой достижение данной цели для нас важно. Мотивация же в психологии имеет два значения: совокупность мотивов, которые управляют поведением человека, и сам процесс этого управления

Как работает мотивация

Прежде чем перейти к конкретным методам, полезно изучить, что такое мотивация и как она работает.

Мотивация — это то, что ведет к цели, заставляет двигаться, когда дела идут плохо, причина, по которой вы встаете рано, чтобы заняться спортом, или работаете допоздна, чтобы закончить проект.

Чаще позитивная мотивация работает лучше — если вы чего-то действительно хотите, вы будете делать работу гораздо лучше, чем когда стараетесь избежать нежелательного сценария.

Таким образом, мотивация — это желание чего-то добиться. Иногда не хочется рано вставать и сильно клонит в сон, но если у вас есть причина искренне хотеть встать пораньше, вы вскакиваете с кровати от волнения. Такой тип мотивации работает лучше всего.

Сферы применения

Мотивация мотив это одно из направлений, изучаемых теорией, на практике применяется во всех сферах. Зная базовые основы человеческого поведения, легче управлять подчиненным персоналом.

В психологии

Жизнь человека состоит не из одних физических потребностей – есть еще и душа. Она страдает, если возникают отклонения от определенных норм и устоев. Вернуть равновесие помогают психологи. Они изучают пациента, как разностороннюю личность со своими интересами и способностями, помогая направить мотивацию в нужное русло.

В менеджменте

Сложно наладить управление персоналом, не заинтересовав его рабочим процессом. Цель руководителя – озадачить сотрудников достижением главной цели (например, развитие предприятия, увеличение валового дохода) и повысить их удовлетворенность.

Осуществляется это несколькими способами:

  • карьерным ростом;
  • материальной заинтересованностью;
  • нематериальными ценностями (уважение, почет).

Как заинтересовать персонал

Налаженный менеджмент – это четко сформулированная цель и правильно выбранная мотивация, направляющие активность персонала к нужным потребностям.

В экономике

Удовлетворение приносит тот вид трудовой деятельности, который максимально обеспечивает потребности. На авторитарных предприятиях с раздутыми управленческими штатами доход работников находится в пределах среднего уровня. Поэтому зарплата не является мотивацией для трудовых рекордов.

В частном бизнесе, когда прибыль напрямую зависит от сотрудников, наблюдается большая заинтересованность в развитии компании. Особенно, если она подкрепляется экономической оценкой (вознаграждением) функций каждого работника.

Некоторые полагают, что достаточно почитать литературу о том, как достичь цели, либо посмотреть краткий урок видео с советами других, и сразу появится желание действовать. Подобная информация – только пассивный фактор. Настоящая мотивация это в психологии определяется как результат начавшегося действия.

Виды мотивации персонала

Людей мотивируют только деньги? Это миф. Конечно, материальные ценности во многом определяют степень стараний при выполнении должностных обязанностей. Но зарплата для человека не должна быть единственной целью работы, иначе он становится бездушным участником торговых отношений на рынке труда. 

Поэтому выделяют два основных вида мотивации:

  • материальная;
  • нематериальная – социальная и психологическая.

Кажется, что можно ограничиться только повышением зарплаты в качестве стимулирующего инструмента. 

Однако это не так: все люди уникальны, и важно найти индивидуальный подход – раскопать внутренние ценности и стимулы, которые будут действовать на конкретного работника. Этим занимаются HR-специалисты

Уже во время собеседования при приеме на должность легко выяснить такие важные особенности личности человека. Для удобства применяются общепринятые методики. Например, тест Герчикова позволяет разделить людей на два типа по мотивационному признаку:

  • нацеленные на достижения – с желанием получить вознаграждение за труд повышенной интенсивности;
  • избегающие провалов – их стимулирует страх быть наказанными.

Интересно, что тест Герчикова основан на теории американского психолога Дэвида Макклелланда. Автор еще в середине прошлого века выделил в отдельную категорию потребности человека в успехе, власти и причастности. Также Макклелланд определил два варианта мотивации: нацеленность на успех и постоянное избегание неудач из-за страха наказаний. 

Как может помочь психолог?

Помощь психолога необходима, когда человек не находит в себе внутренних сил и резервов для достижения каких-либо целей. Чаще всего такие клиенты не могут найти интересный мотив либо впадают в апатию и фрустрацию при возникновении трудностей на пути к желаемому. Психолог поможет найти истинные цели личности, подскажет, как повысить мотивацию и предложит эффективные способы самомотивации.

Не хватает мотивации?
Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно.
Стоимость консультации — Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты.
Возможна также Skype-консультация.

Способы мотивации на практике

Способов мотивации существует много, и все они отличаются один от другого.

Мотивация персонала

Она преследует цель повысить активность и производительность труда работника. Используемые для этого меры могут зависеть от разных условий:

  • системы стимулирования на предприятии;
  • особенностей управления предприятием;
  • сферы ее деятельности;
  • количества персонала;
  • стиля управления и др.

Методы мотивации делятся на 3 группы:

  • экономические (материальные);
  • организационно-административные (следование регламенту);
  • социально-психологические (следование социальным интересам).

Наиболее эффективным является метод кнута и пряника, который практикуется многими предприятиями.

Мотивация учащихся

Для студентов и школьников она также важна, т. к. способствует хорошему обучению. Она позволяет ставить долгосрочные цели, выбирать стратегию поведения, добиваться высоких результатов.

Мотивация у детей и подростков редко возникает произвольно. В связи с этим психологи и педагоги разработали различные приемы для вызова мотивации. Они дают возможность благополучно развиваться, учиться и познавать новое. К этим приемам можно отнести:

  • привлечение внимания (интересные опыты и факты, сравнения, истории из жизни);
  • переживание эмоций при подаче материалов из-за их масштабности и ценности;
  • проведение сравнений между научными исследованиями и жизненным опытом;
  • создание атмосферы научного обсуждения, познавательной дискуссии;
  • радостное переживание достижений;
  • придание информации эффекта новизны;
  • приравнивание учебных материалов к разряду достижений, их актуализация;
  • применение позитивного и негативного мотивирования;
  • формирование социальных мотивов (желание приобрести авторитетное мнение, внести свой вклад в развитие).

Основные психологические функции мотива

К первой функции относится то, что мотив производит реальное побуждение к деятельности — осуществляет ее запуск и энергетическое обеспечение. Однако стоит помнить, что понятие «побуждать» не всегда относится исключительно к «побудить» в реальности, приводя при этом к наличию деятельности. Личность на самом деле имеет побуждений/устремлений больше, чем деятельных реализаций выраженного типа. На основании этого общую функцию побуждения нередко разделяют на 2 стадии:

  • наличие потенциальной избирательной устремленности — она не обязательно приводит к сформировавшейся деятельности, однако имеет собственное психологическое выражение;
  • реализованное побуждение — так называют чаще всего выбранную и начавшуюся определенную деятельность.

Вторая функция заключается в придании направленности осуществляемой деятельности. Ведь ее недостаточно только запустить и поддерживать ее энергию — необходимо вести деятельность к реализации. То есть, это функция управления активными процессами и приведения их к намеченному результату. А. Н. Леонтьев утверждал, что деятельность направлена на собственный предмет, которым является мотив.

Третья функция — смыслообразование, то есть вывод мотива на субъективный (личностный) уровень. Субъективный смысл формируется в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл представляет собой ответ на вопрос «Зачем человеку нужен предмет потребности и деятельности?». Если личность развита, то этот вопрос часто оказывается решающим, следовательно, смыслообразующая функция с психологической стороны занимает главную позицию. Человек — это существо, которое ориентировано на смысл. Поэтому, если не будет убедительного личностного смысла, мотив не сработает в качестве побудителя и деятельность не будет произведена. При этом нереализованный мотив останется.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Заключение

Мотивация — важная составляющая личностного и профессионального роста. Она должна формироваться в соответствии с личными особенностями человека или с учетом той ситуации, в которой он находится. Эффективнее всего сочетать несколько разновидностей мотивации для стимулирования различных внутренних потребностей. Это помогает человеку мобилизовать внутренние ресурсы для работы и ощутить удовлетворение в предвкушении результата. 

Сквозная аналитика

 от 990 рублей в месяц

  • Автоматически собирайте данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в удобные отчеты
  • Анализируйте воронку продаж от показов до ROI
  • Настройте интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды

Узнать подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector