Как научиться мнемотехнике?
Содержание:
- Как овладеть мнемотехникой?
- Зачем нужна мнемотехника?
- Использование мнемотехники: три эффективных приёма
- Причины, по которым люди не запоминают имена и лица собеседников
- Существуют и определенные способы запоминать информацию после визуализации.
- Онлайн-программа «Мнемотехники»
- Чем полезны упражнения для развития памяти?
- Списки дел и календарь в голове
- Мыслим картинками и звуками: яркие образы
- Методы
- Мнемотехника для произношения звуков
- Что такое и в чем суть метода
- Основные принципы мнемотехники
Как овладеть мнемотехникой?
Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.
Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.
Правило первое: Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите — но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.
Второе правило:Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.
Третье правило:Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.
Четвертое правило:
Зачем нужна мнемотехника?
Вышеприведенное определение термина «мнемотехника» дает общее понимание того, зачем она нужна. В принципе, приемы ускоренного запоминания пригодятся любому человеку и в любой сфере. Однако есть области, где без использования мнемотехники вообще никак, потому что человеческая память просто не рассчитана на механическое удержание больших массивов данных, которые ни с чем не ассоциируются и в текущий момент времени не используются. Итак, в каких же случаях вас выручит мнемотехника?
Что можно запоминать с помощью мнемотехники:
- Имена и лица – коллеги на новой работе, однокурсники, товарищи по спортивной команде, участники конференции, любые новые знакомые. Людям приятно, когда их помнят и не путают имя, поэтому вы сразу заработаете бонус в виде хорошего к вам отношения.
- Номера телефонов – это окажет вам неоценимую услугу, если телефон вдруг сядет или потеряется. Вы хотя бы сможете сделать срочные звонки, по памяти набрав номера с корпоративного телефона или же попросив смартфон у кого-нибудь из коллег.
- Иностранные слова, иностранные имена и фамилии – важная составляющая изучения любого иностранного языка, которая на первых порах дается крайне тяжело, и необходимая часть делового партнерства при общении с зарубежными коллегами.
- Всевозможные формулы, статистика продаж за месяц, квартал, год, прайсы-листы на свою и партнерскую продукцию – разумеется, лучше запоминать это все постепенно и пользоваться информацией осознанно, однако если вы спохватились за пару дней до экзамена или презентации, мнемотехника вас выручит.
- Важные даты и события, дни рождения, юбилеи – напоминания в смартфоне никто не отменял, однако большинство важных дат и торжественных событий требует подготовки к ним, поэтому помнить о них нужно заранее, а не надеяться на «напоминалку» в последний момент.
- Стихи, песни, научные факты, исторические события, нашумевшие книги – поможет в поиске общих тем для поддержания беседы, подготовке публичных выступлений и любой творческой деятельности.
- Любые большие тексты – незаменимый навык для спикеров конференций, презентаций, политиков, лекторов, позволяющий наладить контакт с аудиторией, а не подглядывать постоянно в свои записи.
Как видите, мнемотехника применяется везде, однако наиболее полезны приемы ускоренного запоминания для информации, которая по какой-либо причине не наполнена для вас смыслом. Объективно формулы по математическому анализу имеют более содержательное наполнение, чем список из 100-200 телефонных номеров, но субъективно и то, и другое может восприниматься одинаково бессмысленным набором цифр.
Вот как раз для того, чтобы наполнить смыслом и визуализировать информацию для запоминания, и нужна мнемотехника. Как наполнить смыслом и визуализировать информацию? Как это сделать эффективно? Для этого и существуют приемы и методы мнемотехники.
Использование мнемотехники: три эффективных приёма
Приёмы мнемотехники доступны всем, их нетрудно освоить. В этой статье мы рассмотрим несколько популярных техник развития памяти.
Со способами запоминания цифровой информации, текстов, терминов, стихотворений и многого другого вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать». По промокоду MNEMO2020 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу.
Метод историй
Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
- не требует предварительной подготовки,
- тренирует креативность,
- это весело и интересно.
Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.
Упражнение 2. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.
Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).
Метод «Цепочка»
Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку
Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали
- быстрота запоминания,
- можно использовать буквально на ходу.
Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.
Упражнение 3. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.
Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.
Метод Цицерона
Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.
Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.
К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».
Преимущества метода Цицерона:
- можно запоминать большие объёмы информации,
- запоминание происходит достаточно быстро,
- при повторении образы надолго остаются в памяти.
Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.
Упражнение 4. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».
Источник
Причины, по которым люди не запоминают имена и лица собеседников
Использование мнемотехники доступно абсолютно каждому. Для этого необходимо лишь наличие желания и немного свободного времени.
Эксперт в области скорочтения, улучшения памяти, работы мозга и ускоренного обучения Джим Квик считает, что не существует плохой или хорошей памяти. По мнению исследователя, она может быть тренированной либо нетренированной. Память – это не то, что дается человеку при рождении и что нельзя изменить, а ее развитие – непрерывный процесс.
Около трети нашей памяти зависит от генетики и биологического состава мозга, но это оставляет еще две трети, которые можно улучшить. «Мы знаем, что память не фиксирована, как размер вашей обуви. Это то, что вы можете развить», – говорит Квик.
Перестать забывать имена гораздо проще, если сначала понять причину того, почему это происходит. Существует множество оправданий, по которым люди не запоминают только что услышанную информацию. Среди них можно выделить:
- невнимательность;
- отсутствие навыков активного слушания;
- низкий уровень концентрации во время беседы;
- зацикленность на себе и своих проблемах;
- неумение абстрагироваться от собственных мыслей и переживаний во время беседы;
- пренебрежительное отношение к собеседнику .
Какой бы ни была истинная причина плохого запоминания имен, решить эту проблему достаточно легко и просто. Нужно лишь приложить определенные усилия и воспользоваться приемами мнемотехники, которые мы описали в данной статье.
Как правило, человек запоминает лица лучше, чем имена. Связано это с несколькими причинами, а именно:
- Зрительный анализатор является доминирующим у большинства людей. Это означает, что поступающая визуальная информация воспринимается ими гораздо лучше, чем задействующая аудиоканалы.
- Имя нового знакомого за время беседы может быть произнесено от силы несколько раз, в то время как внешние данные всегда находятся в поле зрения. Повторяющаяся информация, поступающая через зрительные каналы, вытесняет редко поступающую через слуховые рецепторы.
- Образная информация (лицо) остается в памяти на более долгий срок по сравнению с символической (имя) .
Встречая новых знакомых, люди могут не обращать внимания на их имена и лица, поскольку все свое внимание концентрируют на внешних данных собеседника. Они либо восхищены их красотой, либо рассматривают физические несовершенства
Вместо того, чтобы сосредоточиться на словах того, с кем беседуют, и тщательном анализе полученной от него информации, они заняты мысленным выстраиванием собственных аргументов. Они тщательно обдумывают, что скажут дальше, при этом их концентрация направлена внутрь, а не вовне.
Почти в 100% случаев новые знакомства происходят в ситуации с большим количеством отвлекающих внешних факторов. В комнате может быть шумно, собеседников могут отвлекать другие люди или обстоятельства, в конце концов, они могут чувствовать усталость или страдать от головной боли. Все это так или иначе сказывается на концентрации и способности к запоминанию.
Отдельным фактором, влияющим на низкое качество памяти, можно выделить перегруженность информацией. Человечество живет в век информационного перенасыщения. В день обычный человек слышит сотни новостей, которые, так или иначе, остаются в его подсознании. Такая информационная перегрузка негативно сказывается на умении сосредотачиваться и внимании к действительно важным деталям .
Представьте себе ситуацию, когда вы направляетесь в комнату с определенной целью, но, войдя в нее, забываете, зачем пришли
Эта проблема возникает из-за того, что движение и смена местоположения переключают ваше внимание и концентрацию. Ваше намерение оказывается не столько забыто, сколько просто отодвинуто на второй план
То же самое происходит, когда вас знакомят с новым человеком. Вы слышите его имя, но затем в продолжение диалога начинаете задавать вопросы, например, откуда он или чем он занимается. В итоге новые ответы выталкивают информацию об имени собеседника из памяти, создавая при этом массу неудобств.
К счастью, всего этого можно избежать, если с умом подойти к процессу запоминания имен с помощью мнемотехники.
Существуют и определенные способы запоминать информацию после визуализации.
Способ №1: метод историй
Если требуется запомнить цепочку слов, лучше всего сочинить некую историю, в которой эти слова станут играть важную роль. История может быть юмористической, неправдоподобной, даже абсурдной или страшной, но чем она сильнее поразит воображение, тем быстрее запомнятся слова.
Способ хорош тем, что не требует особых навыков и подготовки. Достаточно знать слова и включить воображение – и история готова. Кроме того, способ положительно влияет на развитие фантазии, формирует логическое мышление и способствует образованию новых нейронных связей.
Способ №2: цепочка
Закрепленные образы должны быть связаны друг с другом определенным способом
На что важно обратить внимание?
- Пропорции предметов или образов. Они должны представляться одинаковыми, хотя в действительности могут сильно различаться.
- Образы должны отличаться «зрительностью» и быть яркими.
- Выделить последовательность. Она может быть сверху вниз, слева направо и др. Все понятия необходимо сложить в одну картинку, какая бы странная она не получилась. Тогда с большей вероятностью все используемые слова удастся вспомнить и воспроизвести по памяти.
Минус второго способа в том, что если из памяти прочно выпал один элемент, последующий вспомнить будет намного сложнее.
Способ №3: метод Цицерона
Считается одним из самых действенных методов, а поэтому является очень популярным. Способ предполагает создание в воображении опорного образа, который будет объединять все прилегающие понятия. Опорный образ должен быть неизменным, основным, основополагающим, отличаться постоянством.
Один образ связывается с другим в определенной последовательности
Запоминаемые образы следует фиксировать и концентрировать на них внимание. Образы при этом рекомендуется периодически менять, но фиксировать в памяти уже новые обязательно, чтобы не запутаться
Чем больше слов и понятий следует запомнить, тем чаще нужно повторять цепочки и логически связанные понятия. С опорными словами запоминать намного легче, а если к каждому опорному слову «привязать» несколько сопутствующих, процесс развития памяти и вовсе пойдет быстрее.
Онлайн-программа «Мнемотехники»
На этой онлайн-программе всего за 5 недель с помощью специальных мнемотехник и онлайн-тренажеров вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое. Программа идеально подходит для школьников и студентов, людей, чья работа связана с аналитикой и которым необходимо держать в голове многочисленные списки и цифры, для тех, кому часто приходится общаться с новыми людьми. Полезна она будет и тем, кто хочет повысить свой уровень эрудиции и интеллекта, а также просто желает улучшить свою память. Узнать подробнее…
Если вы хотите улучшить свою память, у вас уже есть «велосипед», т.е. мнемотехники. Но фишка в том, что этот «велосипед» вы можете дорабатывать так, как вам хочется, а можете даже изобрести новый, ведь границ здесь попросту нет
Желаем вам удачи и всегда помнить о важном!
Чем полезны упражнения для развития памяти?
Для детей преимущества регулярных упражнений очевидны. До подросткового возраста формируется и преобладает абстрактно-логическое мышление с запоминанием личного опыта. То есть ребенок лучше усваивает то, с чем он лично столкнулся и пережил. Мнемотехника значительно расширяет границы познания, связывая с жизненным процессом теоретический материал школьной программы и абстрактные понятия.
Овладевшие мнемотехникой дети без труда запоминают длинные стихотворения, а взрослые – набор статистических данных и сложные тексты с новыми техническими терминами. Процесс запоминания упрощается и проходит намного быстрее. Для старшего поколения мнемоника дает возможность дольше сохранять прежнюю умственную форму, оперировать разными данными и оставаться в строю до глубокой старости.
На заметку: каждую секунду в мире появляется новая информация, и на ее обработку и усвоение тратится много времени и сил. Мнемотехника позволяет запомнить максимальный объем полезных данных.
А вы слышали о методе Фейнмана? Как выучить всё, что угодно?
Списки дел и календарь в голове
Чтобы стать победителем в какой-либо игре, в первую очередь необходимо знать ее правила. И если вам хочется научиться по-настоящему управлять своей памятью, то вам следует учесть, что ее язык – это образы. На этом построена вся мнемоника: все, что вам необходимо запомнить, вы должны переводить на этот специфический язык. Но каким образом, спросите вы? И это будет отличным вопросом. Мнемонику можно разделить на две части: создание образа и помещение его куда-либо. И если идеи поиска новых мест для образов, как правило, не изменяются, то для их создания используются самые различные системы. В статье мы расскажем про две из них, которые позволят создать в голове настоящий органайзер. Читать подробнее…
8
Мыслим картинками и звуками: яркие образы
Конструирование яркого впечатляющего образа – вот основа успешного запоминания! Обычно, пытаясь запомнить новые термины или слова на иностранном языке или информацию из учебника, мы совершаем две типичных ошибки:
- даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию;
- если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.
Запоминать английское «I go» надо, не соединяя его с русским переводом и произнося несколько раз про себя «Ай гоу – Я иду», а шагая, буквально «проживая» это свое состояние «Я иду» и представляя себя идущим в разных ситуациях. За каждым иностранным словом, или лучше фразой, должен стоять не их перевод на ваш родной язык, а образ, который они означают.
Если вы «smell», то втяните воздух ноздрями и чувствуйте запах. Если вы «watch TV», то уставьтесь в экран телевизора.
Если вы запоминаете научные термины, то и здесь вполне уместно использовать свое образное представление для запоминания. Спросите себя, как выглядят для вас:
- толерантность;
- сензитивность;
- когерентный ряд;
- турбулентность?
Например, толерантность (терпимость) можно представить в виде детского надувного шарика, заполненного водой и способного послушно изменять свою форму в наших руках.
Придумывайте лишь приятные для вас образы, поскольку неприятные мозг часто блокирует. Пусть это будут образы, которые пробуждают в вас определенные эмоции, например, удивление, улыбку, любопытство.
И, конечно, не стоит забывать о юмористичных, веселых, забавных образах!
Методы
Так как мнемотехника появилась не вчера, она включает в себя различные методики, каждая из которых предлагает использовать свои приёмы запоминания информации и тренировки для памяти. Начинающим они могут показаться слишком сложными. На самом же деле, если понять их алгоритм и освоить хотя бы одну, это существенно упростит жизнь. Предлагаем вашему вниманию одни из самых известных мнемонистических систем.
Цифро-буквенный алфавит
Сокращённое название — ЦБА. Автор неизвестен.
Методика, согласно которой каждой цифре соответствует определённая буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть чётко прописанные алфавиты, которые нужно заучить наизусть и применять на практике. Можно создать свой собственный.
Буквенно-цифровой код
Сокращённое название — БЦК. Автор — В. Козаренко, известный специалист по мнемотехнике, написавший много учебников по ней.
Система запоминания и развития памяти, предлагаемая Козаренко, похожа на предыдущую. Но здесь сначала нужно просто заучить соответствия цифр и парных согласных букв без всяких ассоциаций, а затем уже использовать их в жизни. Его БЦК выглядит следующим образом:
- 0 — м/н;
- 1 — г/ж;
- 2 — д/т;
- 3 — к/х;
- 4 — ч/щ;
- 5 — п/б;
- 6 — ш/л;
- 7 — с/з;
- 8 — в/ф;
- 9 — р/ц.
Как применять. Например, вы ведёте учёт своих доходов и расходов, потратили в магазине сумму в 2 056 рублей, и её нужно запомнить, чтобы дома зафиксировать. Придумываете слово, в котором есть согласная, соответствующая каждой цифре, и составляете предложение из них. 2 — дети, 0 — мороженое, 5 — пломбир, 6 — шоколад. Дети ели мороженое, оно было пломбирным и шоколадным. Не нужно ставить целью придумать что-то осознанное и логичное. Чем необычнее будет фраза, тем лучше она сохранится в памяти.
В мнемотехнике также используются другие методы:
- Код дробных чисел (КДЧ) — для тех, кто имеет дело с математикой.
- Развитие зрительной памяти посредством визуальных ассоциаций. Например, каждая строчка заучиваемого стихотворения (цифра в формуле) «прибивается» на тот или иной дом (или дерево) по дороге на работу или в магазин и повторяется каждый раз, когда вы по ней идёте.
- Методика вспомогательных предметов: если приставить палец к Луне, можно понять, растущая она или стареющая, в зависимости от получившейся буквы (Р или С).
- Развитие звуковой памяти: напевы (для заучивания морзянки), рифмы («Сто китайских фамилий», диалог Перельмана о кругах для запоминания числа Пи).
Систем запоминания в мнемотехнике — большое количество. Нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если вы никак не связаны с математикой, КДЧ и диалог Перельмана вам ни к чему. Ищите те методики, что актуальны именно для вашей жизни. Ориентируйтесь также на тип своей памяти. Можно заняться сначала совершенством той, которая у вас преобладает, а затем уже развитием той, что похуже.
Мнемотехника для произношения звуков
Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков
Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.
Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:
- Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
- Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
- Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.
Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.
Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.
В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.
Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.
Что такое и в чем суть метода
Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.
Основные мнемонические приёмыМнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.
Метод буквенного кодаМетод ассоциацийПодбор рифмПрименение созвучий — Метод римской комнаты, в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.
Основные принципы мнемотехники
Мнемотехника — это совокупность специальных приемов и техник, с помощью которых можно без особого труда запоминать большое количество информации. В мнемотехнике запоминание происходит благодаря упорядочиванию информации и связыванию ее с помощью ассоциативных связей. Наш мозг устроен так, что хуже всего он запоминает абстрактную информацию, такую, как ряды чисел, номера телефонов, исторические даты и т.д. Поэтому сталкиваясь с необходимостью запомнить такие данные мы чаще всего вынуждены «зубрить» — заниматься делом крайне неэффективным и очень хорошо знакомым еще со школьных времен. Проблема в том, что «зазубренная» информация улетучивается из памяти буквально через пару дней.
На самом деле мнемотехника не улучшает нашу память, просто человек учится по-новому ею пользоваться. Для запоминания какой-то информации, особенно абстрактной, мнемотехника используются возможности нашего воображения. Абстрактные символы соединяются со зрительными образами, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Мнемоническое запоминание — это запоминание любой информации через ассоциацию с каким-то (желательно ярким) образом. У людей прекрасно развита ассоциативная память, этим как раз и пользуется мнемотехника.
Мнемотехника добивается поистине поразительных результатов. Мнемонисты (т.е. люди, которые в отлично владеют приемами мнемотехники) могут без особых проблем запомнить до двухсот цифр, список телефонных номеров, в количестве до ста, большое количество иностранных слов, исторические даты и многое другое.
В чем же заключается метод мнемотехники? Давайте поясним это на простом примере. Представьте, вы собираетесь в магазин и вам необходимо купить там семь предметов. Пускай это будет: туалетная бумага, мыло, хлеб, колбаса, голландский сыр, кетчуп и стиральный порошок. Без списка вы скорее всего что-нибудь забудете. Но можно поступить иначе. Представьте каждый из этих предметов в виде образов, а потом попробуйте совместить их. Причем в самых странных и даже абсурдных сочетаниях. Пускай у вас в воображении сыр с кетчупом ездят на туалетной бумаге, а колбаса пронзает пачку стирального порошка. Чем причудливей образ, тем он лучше запомниться. Самое главное – вы должны соединить образы продуктов и тогда вы точно запомните весь список и будет помнить его еще долго.
В мнемотехнике всю информацию принято делить на три вида:
- речевая (звуки плюс тексты, которые мы читаем);
- образная (зрительные образы);
- точная.
Именно с точной информацией всегда возникают проблемы, ее нужно запоминать так как она есть, до самой последней запятой, иначе она теряет всякий смысл. Из этих видов информации наш мозг больше всего «любит» именно образную и без проблем запоминает ее, а точную он просто «терпеть не может». Можно сказать, что образы – это естественный язык нашего сознания, на котором он обычно говорит. Так что мнемоническое запоминание – это просто способ, при котором информация, которая трудно запоминается, переводится в образы, обычно в зрительные, которые легко запоминаются нашим мозгом.