Когнитивные способности человека. отличия между умом, интеллектом и мышлением

Делайте физические упражнения

Мозг является частью тела, поэтому он получает большую пользу от физических упражнений. Выполняя их, вы позволяете организму поставлять кислород в головной мозг. Каждая из наших клеток нуждается в кислороде, чтобы функционировать и защищаться от возможных патогенных микроорганизмов. Это становится более эффективным благодаря регулярным физическим упражнениям.

Самое главное — начать. Пусть ваши цели первое время будут краткосрочными и рассчитанными на неделю или даже три дня. Затем начните снова, когда три дня закончатся. Лучше начинать с простых упражнений на растяжку, бег или кардио на 5-10 минут. Это просто, и поэтому у вас не будет оправданий для того, чтобы не делать этого. Пять минут — это почти ничего, но если вы сможете сделать это в течение трех дней, то будете чувствовать себя бодрее, Эта крошечная настройка в дальнейшем может привести к большим изменениям как в вашем теле, так и в вашем сознании.

Виды когнитивных процессов

Низшие или базовые

Ощущение и восприятие

Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность  имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует

Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Процессы сложные и высшие

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку

Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

Мышление и речь

Играйте в настольные игры

Игры, в которых используются стратегии, отлично подходят для мозга. Особенно те, которые включают в себя решение головоломок или какое-либо новое обучение, например, «Эрудит», «Колесо фортуны», «Монополия», «Кто хочет стать миллионером», доступные и в цифровой форме.

Шахматы и шашки — отличные игры, каждый раз требующие различного набора стратегий. Эти игры помогают мозгу перестраивать себя и узнавать что-то новое.

Карточные игры также могут помочь сохранить когнитивные функции, потому что игрок продолжает совершенствовать наиболее эффективные стратегии в соответствии со стилем игры противника. Вы также можете играть в карточные игры с компьютером.

Решайте все виды головоломок

Головоломки — это отличный способ создания новых связей в мозге. Например, решение кроссвордов. Кроме них, еще есть много типов загадок, к которым относятся акростихи, криптограммы и многие другие слово-ориентированные тизеры мозга. Некоторые дразнилки мозга вообще не содержат слов, например, судоку.

Мозгу особенно полезно искать разнообразие. Начните с одного типа, а некоторое время спустя переключитесь на другой тип головоломок. Мозг будет задействован заново с каждым конкретным типом головоломки. Переход от простой головоломки к более сложному или незнакомому типу стимулирует новую мозговую активность или обучение, так как теперь ваш мозг должен генерировать новые воспоминания, чтобы справиться с новой задачей.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Развитие познавательной и аналитической сферы мозга полезно не только для улучшения качества жизни, но и как средство избежать заболеваний, проявляющихся в области высшей нервной деятельности.

Несложные упражнения для «прокачки» когнитивных фунций не займут много времени, но станут хорошим средством против болезни Альцгеймера. Лучше всего относиться к ним как к разновидности отдыха или развлечению. Тогда они станут частью повседневной жизни, и польза будет очевидна. Ниже приведены примеры простых упражнений, помогающих в развитии разных видов мозговой деятельности:

  1. Используйте для письма левую руку, если вы правша, и наоборот. Это улучшит нервные связи, отвечающие за координацию.
  2. Напишите список слов, выражающих эмоции (смех, боль, уныние, эйфория и т.д.) и придумайте к каждому подробное определение. Такое занятие способствует аналитическому и абстрактному мышлению.
  3. Выберите несложный рисунок, изучите его линии в течение минуты. Затем переверните лист и как можно более подробно повторите его. Упражнение тренирует зрительную память.
  4. Составляйте цепочку слов, в которой каждое следующее начинается на последний слог предыдущего. Это занятие направлено на улучшение словесной памяти, ассоциативного мышления.

Взаимодействующие компоненты когнитивных функций

Находясь в обществе, человек развивается и формируется как личность. Он начинает воспринимать собственную персону как индивидуальное «Я». Постепенно развивается самосознание, выстраиваются социально-нравственные устои.

Познавательное развитие человека

Обратите внимание! Благодаря когнитивным функциям, индивид получает представление о своей внешности, значимости в обществе, делает выводы о способностях. Образ «Я» постепенно наполняется

Психологи и психиатры выделяют 4 основных взаимодействующих компонента познавательных способностей человека. С каждым из них тесно связана определенная когнитивная функция.

Связь когнитивных функций и основных компонентов

Взаимодействующие компоненты
Связь с когнитивными функциями
Восприятие информации
Осуществляется за счет вкуса, обоняния, тактильного гнозиса, слухового и зрительного аппарата.
Обработка и анализ полученных сведений
Задействованы «исполнительные» функции, к которым относятся обобщение, произвольное внимание, обнаружение различий и сходств, установка ассоциативных связей, построение логических связей и выводов. Интеллект и мышление помогают адаптироваться в окружающем мире, спокойно реагировать на постоянно меняющуюся обстановку, осуществлять корректировку своего поведения в зависимости от сложившихся ситуаций.
Запоминание и последующее хранение проанализированной информации
Компонент неразрывно связан с памятью и способностью к обучению

Обмен сведениями, планирование, а также последующее осуществление задуманных действий
Задействованы «экспрессивные функции», к которым относятся праксис и речь.

Улучшение памяти

Для хорошей работы памяти в рационе должно быть достаточное количество белковой пищи, так как протеин расщепляется на аминокислоты, необходимые для нормальной памяти.

Жиры служат строительным материалом для клеток мозга, но среди них обязательно должны быть ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, Омега-6 и Омега-9.

Углеводы — это источник глюкозы, необходимой для умственной работы, причем преимущество должно отдаваться медленным углеводам, которые расщепляются небыстро, но обеспечивают энергией надолго. И без минералов, витаминов, органических кислот и других веществ полноценное долговременное запоминание просто невозможно.

  1. Фрукты, ягоды и овощи. Давно известно о положительном влиянии овощей и фруктов на память. Среди них особенно ценны помидоры, так как содержат ликопен, защищающий нейроны от разрушения, лук, чеснок и все зеленые овощи, потому что в их составе — витамины группы В, фолиевая кислота и цинк. Из фруктов стоит выделить бананы, поставляющие в кровь глюкозу и витамины В, лимоны, так как в них большое количество витамина С, и красные яблоки, богатые веществами антоцианами. Из ягод для улучшения памяти стоит выбрать голубику, чернику, виноград и черную смородину.
  2. Жирная рыба и морепродукты. При необходимости много и надолго запоминать, морскую жирную рыбу нужно есть не менее 2 раз в неделю, а лучше чаще. Самая полезная рыба — сельдь, форель, тунец, семга, скумбрия и лосось, а из морепродуктов — мидии, креветки и устрицы.
  3. Кофе. Основное действующее вещество — кофеин. Многочисленные исследования показали, что кофе улучшает память, причем не кратковременную, а долговременную. То есть чтобы хорошо запомнить информацию, недостаточно выпить кофе непосредственно перед учебой или работой: это не поможет. Нужно, чтобы кофе был в рационе занимающегося умственным трудом в небольшом количестве, но постоянно.
  4. Чай. В чае, особенно зеленом, тоже содержится кофеин, который улучшает свойства памяти. Но в чае обнаружен также фермент галлат эпигаллокатехина, которого нет в других продуктах и который так полезен для улучшения запоминания. Подробнее о влиянии различных чаев на память смотрите в отдельной статье.
  5. Орехи. Крайне важны для памяти и орехи. Витамин Е, ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, растительный белок, лецитин, — все это крайне необходимо, если приходится много запоминать. Аминкислота триптофан, которой тоже в избытке в орехах, помогает выработке серотонина, который тоже способствует качественному запоминанию.
  6. Горький шоколад. Кофеин, теобромин, фенетиламин, содержащиеся в шоколаде, способствуют хорошему усвоению информации. И хотя молочный шоколад не так полезен, но даже он улучшает зрительную и вербальную память. Горький шоколад — обладает также способностью увеличивать скорость запоминания информации любой сложности.
  7. Розмарин. Эфирное масло розмарина, употребляемое внутрь или используемое для ароматерапии, улучшает запоминание на 60-75%. К тому же, химические соединения этого растения защищают клетки мозга от свободных радикалов.

Еще 15 продуктов для улучшения памяти смотрите тут.

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание ( 1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.

Важность когнитивных способностей для достижения профессионального успеха

Когнитивные способности — это способности человека, связанные с обработкой информации. Речь идёт о памяти, внимании, восприятии, креативности, абстрактном или аналоговом мышлении. Таким образом, когнитивные способности очень тесно связаны с умом, обучением и опытом.

Важно отметить, что когнитивные способности позволяют развивать знания на базе информации, полученной с помощью органов чувств

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Наиболее значимые когнитивные функции:

Ориентирование: способность к временно-пространственному осознанию себя и окружения.

Внимание: способность замечать детали и фокусироваться на одной или нескольких ситуациях (селективные процессы, процессы распределения, поддерживающие процессы). Сюда также относятся способность к концентрации, селективное внимание, время отклика и др.

Восприятие: это самый первый навык, который мы используем для получения какой-либо информации из внешней среды

Его функция заключается в кодировании и координации различных базовых ощущений для придания им значений и смысла, полученных как из внешней, так и внутренней среды.

Память: способность кодировать, хранить и эффективно восстанавливать запомненную информацию. Мы обладаем различными типами памяти: сенсорная память (от 1 до 3 секунд), кратковременная память (от 18 до 30 секунд) и долговременная память.

Речь и язык: процесс соотнесения системы кодов со значениями — объектов, действий, качеств и т.д. Речь и язык тесно связаны с памятью.

Метапознание или метакогнитивность (способность человека думать о своем мышлении, знать о знании, осознавать свое осознание) позволяет нам учитывать наши способности и знания, анализировать тип информации, которая нам нужна, и совершенствовать наши ответные реакции

Важность и ценность этих навыков заключается в том, что полученные знания могут передавать с помощью языка, речи или системы представления идей

Примеры когнитивного диссонанса

Рассмотрим несколько примеров, которые помогут лучше понять, что такое когнитивный диссонанс. Классическим примером является эксперимент Аша, демонстрирующий, насколько сильна власть конформизма над человеческим сознанием. В эксперименте участвует 1 испытуемый и несколько подсадных участников.

Все они должны по очереди ответить на один и тот же вопрос. При этом настоящий испытуемый отвечает последним, а все подсадные перед этим дают заведомо ложный ответ (к примеру, называют черный предмет белым либо наоборот). Видя, что другие называют черное белым, участник эксперимента испытывает когнитивный диссонанс. Пытаясь разрешить его, он соглашается с мнением толпы.

Впрочем, в реальной жизни и без психологических экспериментов полно типичных ситуаций, вызывающих у людей когнитивный диссонанс. Рассмотрим несколько обобщенных примеров:

  • Предательство. Если человека предает верный друг, ещё до обиды и разочарования он испытывает когнитивный диссонанс. Он не может поверить в произошедшее и пытается найти этому логичное объяснение.
  • Родительский пример. Дети часто сталкиваются с тем, что родители диктуют им определенные требования и моральные принципы, но сами их нарушают. К примеру, родители требуют, чтобы ребенок в чем-то признался, обещая не наказывать, если он будет честным. Но когда он во всём признаётся, его наказывают. В итоге он понимает, что родители его обманули, а сам он пострадал из-за собственной честности.
  • Моральная дилемма. Хирург может столкнуться с необходимостью оперировать террориста, который был ранен в результате собственного теракта. Психолог может узнать, что его пациент опасен и способен (или даже планирует) совершить убийство. Адвокат может осознать, что его подзащитный действительно виновен. У всех этих людей возникает противоречие между моральными принципами и профессиональными обязанностями.
  • «Полезная» привычка. Любой зависимый человек испытывает когнитивный диссонанс всякий раз, когда осознаёт, насколько вредна его привычка. К примеру, курильщика пугает мысль, что придётся отказаться от курения, хоть он и понимает, что это нужно. Но потом он слышит утверждение вроде «курение может защитить от старческого слабоумия» или «курение помогает не набирать вес», и с удовольствием принимает его это за истину, ведь оно помогает ему избавиться от внутреннего конфликта.

Распространенным примером когнитивного диссонанса является крушение идеалов, с которым в той или иной мере каждый человек сталкивается по мере взросления. Многие убеждения, в которые мы верим из-за своей наивности или неопытности, оказываются ошибочными или заведомо ложными. И осознав это, справиться с полученной информацией бывает действительно нелегко.

Что такое когнитивные способности

Когнитивными способностями называют психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей. Современная наука придает огромное значение усилению этих процессов.

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») – это раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.

Следует заметить, что до сих пор у ученых нет однозначного мнения о том, что же такое когнитивные способности.

Ведь, например, способность управлять своими эмоциями не относится к когнитивным способностям. Это умение можно назвать эмоциональным интеллектом, и развивать его необходимо отдельно.

К когнитивным способностям относятся:

Память
Внимание
Чувства
Воображение
Логическое мышление
Способность к принятию решений

Можно ли назвать человека умным, если у него хорошо развиты все когнитивные способности? Безусловно. Ведь такой человек способен принимать правильные решения.

При размышлении ему удается одновременно использовать логику и творческий подход к вещам. Он легко запоминает большие объемы информации и сопоставляет имеющиеся данные по степени значимости.

Он может с легкостью концентрироваться на вещах, а также мастерски воспринимать и считывать информацию из внешней среды или просто глядя на поведение человека.

Именно по этой причине когнитивные способности очень важны для людей. Они представляют собой базу, благодаря которой возможно развитие личности в целом.

Все перечисленные когнитивные способности может развить в себе практически любой человек. На данный момент времени существует множество техник и упражнений, помогающих улучшить любой из этих навыков.

Овладение хотя бы одним из них, оказывает положительное влияние на другие. Например, концентрация тесно взаимосвязана с улучшением памяти.

Улучшение памяти в свою очередь позитивно влияет на развитие творческого мышления, так как позволяет формировать в человеческом мозге множество ассоциаций относительно любой поступающей информации.

Если человек в полной мере разовьет когнитивные способности, он сможет с легкостью входить в так называемый поток.

Потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), – это психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Надо сказать, что это состояние хорошо знакомо большинству ученых, исследователей и изобретателей.

Существуют люди, которым удается пребывать в состоянии потока на протяжении 24 часов в сутки. Так, например, британский миллиардер Ричард Брэнсон имеет невероятно высокий уровень восприятия.

Конечно, знания и начитанность также имеют большое значение, когда мы определяем степень «умности» человека. Ведь они делают людей интересными собеседниками и часто неординарными мыслителями.

Поэтому важно понимать, что кроме развития когнитивных способностей и навыков, умному человеку необходимо постоянно получать новые знания. Благодаря этому, вы сможете использовать свои познания в самых разных областях, добиваясь чего-то нового и оригинального

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом

Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях. А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector