5 советов, как быстро запомнить информацию

Содержание:

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям, которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

Типы памяти

В обычной жизни каждый человек отличается от другого разным количеством хранения информации. Личность характеризует особенность запоминания, которая отражается на его поведении и деятельности. Но все люди обладают разным типом запоминания.

Их всего четыре типа:

  • Зрительный.
  • Слуховой.
  • Двигательный.
  • Смешанный.

Зрительный

Зрительное восприятие помогает сохранять образы, которые человек видит своими глазами. Он надолго сохраняет в своей памяти и в случае надобности может их воспроизвести. У таких личностей сильно развито воображение.

По мнению ученых люди с этим типом памяти могут работать инженерами, конструкторами, дизайнерами, художниками. Они продолжают «видеть» образ, даже если его уже нет перед глазами.

Слуховой

Слуховой тип еще называют звуковой или аудиальный. Люди с таким восприятием долго помнят всевозможные звуки. Это может быть музыка или голос, произнесенные слова. Этот тип запоминания способен сослужить добрую службу школьникам, студентам, композиторам, музыкантам, лингвистами всем, у кого профессия связана со звуками.

Двигательный

Двигательное или моторное восприятие помогает человеку запоминать движения, их характеристики, то есть, ритм, последовательность, амплитуду, скорость. Этим видом обладают спортсмены. Помогает он всем, кто связан с игровой, различной трудовой деятельностью.

Смешанный тип

Люди с этим типом не обладают каким-то одним, они способны использовать все типы памяти:

  • зрительно-двигательную.
  • зрительно –слуховую.
  • двигательно-слуховую.

Используя разные анализаторы, человек одинаково хорошо может запоминать все — звуки, движения, образы. Есть и другие виды, которые не оказывают существенного влияния на жизнь человека.

К ним относятся обонятельный, вкусовой, осязательный вид. Они сводятся чаще всего к удовлетворению биологических потребностей человека.

Как лучше усваивать информацию. Топ-15 советов

  1. Выбирайте для занятий утреннее время. Не учите на голодный желудок. Делайте перерывы, во время которых проветривайте помещение.
  2. Ни на кого и ни на что не отвлекайтесь.
  3. Продумайте оптимальный набор учебников, учебных пособий и обучающих онлайн ресурсов. Ограничьте их набор для простоты использования.
  4. Не пытайтесь сразу освоить большой объем информации, учите частями, повторяйте прочитанное или прослушанное несколько раз.
  5. Распечатайте информацию, которую хотите запомнить, на бумаге разных цветов. Процесс запоминания отдельных блоков будет ассоциироваться именно с ними.
  6. Представьте, что вы педагог, который объясняет тему урока или ученый, сделавший научное открытие. Никто кроме вас не знаком с этой темой так хорошо. С таким настроем приступайте к ее изучению.
  7. Если то, вы учите, вам понадобится не только в ближайшем будущем, но и в перспективе, поставьте перед собой такую установку. Отнеситесь к изучаемому предмету как к долгосрочному вложению в свои знания.
  8. Составьте расписание занятий, продумайте оптимальные интервалы повторения материала в течение дня, недели, месяца и т.д. Внесите это расписание в мобильный телефон, чтобы не забыть.
  9. Прежде, чем учить, постарайтесь понять, то, что вы учите. Не понимаете — проконсультируйтесь со специалистом.
  10. Если в процессе усвоения информации, вам встречаются пробелы в знаниях, не поленитесь, ликвидируйте их, иначе знания будут поверхностными.
  11. При необходимости записывайте тезисы — написанное легче запоминается.
  12. Стараясь запомнить большой объем информации, меняйте обстановку. Ассоциации с разным местоположением облегчат запоминаемость.
  13. Подключите к процессу обучения жесты, телодвижения, мимику, голос. Это прогонит скуку и однообразие из рутинного процесса.
  14. Придумайте себе выгоду, которую вы получите, освоив информацию.
  15. Никому (даже самому себе) не жалуйтесь на плохую память.

Существует множество научных методик и житейских советов по освоению больших и малых объемов информации различного уровня сложности. Выбрать есть из чего, но главное, о чем должен помнить каждый из нас, — необходимо сделать этот процесс регулярным и непрерывным. Не будем забывать о выводах ученых — наша память имеет колоссальные резервы, не использовать которые было бы глупо и непростительно.

Как запоминать много информации. Запоминаем большие объемы информации

Когда возникает необходимость запомнить большие объемы информации в сжатые сроки, зачастую можно впасть в уныние, если даже не в панику, при одном только взгляде на обилие слов и абзацев, которые нужно поселить у себя в голове. На деле же, процесс запоминания не так труден, как кажется по началу. Вы в этом убедитесь, если начнете следовать следующим советам.

7 эффективных методик для быстрого и легкого запоминания

Смена обстановки. Если текст очень большой, то разделите его на блоки, и каждый из них заучивайте в отдельной комнате или помещении. Так, информация, которую вы попытаетесь усвоить, не перемешается в голове, потому что каждый блок вы запоминали при различных обстоятельствах: что-то выучили в спальне, что-то на кухне, что-то в коридоре и так далее.

Поймите то, что учите. Если понять суть материала, то информация закрепиться в памяти быстрее и на более долгий срок, в сравнении с кропотливой зубрежкой. Усвоив смысл текста, достаточно будет лишь выучить его начало, а все остальное уже выстроится само собой.

В случае, если он с трудом поддается осмыслению, то непонятные моменты попытайтесь пересказать другу, соседу или домашнему питомцу

Кому именно – не так важно. Главное, что во время изложения ваш мозг автоматически начнет подбирать более упрощенные формулировки для запутанных понятий

Факт. Согласно одному из исследований, негативные переживания запоминаются лучше всего, и вся информация, которая последует за самобичеванием, автоматически будет восприниматься мозгом как «плохая», а значит и запомнить ее будет легче.

Больше экспрессии. Информация запомнится лучше, если процесс обучения обретет некую форму, с помощью жестов, мимики и телодвижений. Изучая иностранные слова – изображайте их значение, нужно зазубрить диалог или сложный абзац – обыграйте это в животрепещущей сценке или представьте, что вы ведущий популярного ток-шоу. Вы удивитесь, насколько легко и быстро все запомнится.

Затронем психологию. Определите, каким образом вам легче всего воспринимать информацию: через зрительные образы, телесные ощущения или посредством звука. Сделав это, вы сможете использовать более эффективные, именно для вас, способы изучения материала.

К примеру, если вы аудиал – запишите текст на диктофон и прослушивайте то, что пытаетесь запомнить. Если визуал – проиллюстрируйте основные моменты или пункты изучаемого материала. А кинестетикам стоит переписывать ключевые моменты на бумагу.

Факт. Самое благоприятное время для постижения чего-то нового – это период с 8 до 10 утра, а также с 8 до 11 вечера. Именно в эти промежутки, мозг у подавляющего числа людей работает наиболее активно.

Экзекуция слов. Очень интересный и эффективный способ запомнить текст большого объема. Нужно переписать его, отбросив от каждого слова все кроме заглавной буквы. После чего заучивайте получившийся шифр по первым буквам, вспоминая слова целиком. Понятно, что обойтись без подглядок в оригинал не получится, особенно в самом начале.

Однако, в итоге вы добьетесь того, что бы текст мигом всплывал в памяти при одном только взгляде на усеченный вариант. Такая шифровка, кстати, может послужить отличной шпаргалкой.

Лекция во сне. Запишите ту информацию, которую уже выучили, на диктофон, и включите его на малой громкости, когда будете засыпать. Запись не должна мешать спать, суть в том, что бы записанная вами информация звучала именно во время сна. Этот способ имеет потрясающий эффект, особенно в тех случаях, когда необходимо закрепить в памяти трудно запоминаемые вещи.

Без движения никуда. Физические упражнения разгоняют кровь по всему телу и в частности улучшают кровообращение в мозгу. Поэтому, перед тем как засесть за книги и конспекты, неплохо было бы или пробежать пару кругов вокруг дома или хотя бы потанцевать. Так вы не только улучшите качество мыслительных процессов, но еще и хорошенько взбодритесь, зарядившись энергией.

Повторение – мать учения

Лучше всего усваивается тот материал, с которым человек работает регулярно. Если нужно что-то выучить быстро, то желательно через время повторно ознакомиться с прочитанным текстом. Например, если требуется выучить стих. Достаточно через час прочитать его повторно. Очередной подход нужно сделать утром будущего дня. Подобные упражнения позволяют усваивать большой объем информации и дольше сохранять ее в памяти.

Станислав Матвеев доказал, что человек способен на большее, чем он думает. Он советует заниматься какой-либо работой в процессе обработки больших объемов информации. Рекомендации в области развития памяти созвучны с исследованиями ученых. Физическая подвижность во время повторения материала увеличивает работоспособность мозга.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Мысли вслух

Чтобы запоминание информации происходило более эффективно, можно ее озвучивать. Здесь есть пара хитростей:

  • Читать текст вслух самому себе.
  • Читать текст вслух кому-то другому.
  • Записать прочитанный вслух текст на диктофон и слушать его много раз подряд. Метод хорош тем, что в это время можно заниматься другими делами – например, убирать дома. Это хорошее подспорье для запоминания.
  • Можно даже записать текст на диктофон и оставить запись, укладываясь спать. Некоторые люди утверждают, что этот метод достаточно результативен.
  • Считается, что информация запоминается немного лучше, если произносить ее вслух на повышенных тонах, проще говоря – выкрикивать. В таком случае для разучивая лучше использовать дневное время, поскольку если прокричать свой исторический доклад ночью, это может испугать впечатлительных соседей.

Мнемотехника. С чего начать?

Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда. Мнемотехника – это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Из этой статьи вы узнаете базовые принципы применения данной техники. Читать подробнее…

7

Повторяйте слова по графику

Обычно мы учим слова так: читаем слово и его перевод, закрываем тетрадь или приложение и думаем, что мы молодцы. А на следующий день не можем вспомнить, что же мы там учили. «‎Просто память плохая!» — оправдываемся мы. На самом деле память хорошая, просто мы не умеем ей пользоваться.

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз опытным путем доказал: чтобы запомнить информацию навсегда, ее нужно повторять регулярно. Причем «‎регулярно»‎ не значит «‎как можно чаще»‎. Он вычислил кривую забывания (сейчас ее называют «‎кривой Эббингауза»‎) и выяснил, что эффективнее всего повторять выученное именно тогда, когда мозг готовится убрать информацию на антресоли. А это происходит у всех людей с примерно одинаковыми интервалами: сразу же после знакомства с информацией, потом через 20–30 минут, затем — через сутки, дальше еще через 2–3 недели и, наконец, через 2–3 месяца.

Поэтому, столкнувшись со словом впервые, прочитайте его перевод, придумайте пару предложений с ним, произнесите его вслух — а через 20–30 минут повторите все снова. Гарантируем: на следующий день вы легко вспомните это слово. А если повторять его строго по Эббингаузу, оно останется в памяти вообще навсегда.

Мнемоника

Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.

Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.

В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:

  • Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
  • Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
  • Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
  • Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
  • Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
  • Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.

Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

Тренинг – лучший способ за короткое время развить память

Вы уже знаете, что для успешного запоминания требуется постоянная тренировка. Я понимаю вашу ситуацию, знаю, что хочется всего добиться за короткое время. И раз вы читаете эту статью, у меня есть для вас эффективное решение.

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны.

В любом случае, друзья, у вас есть несколько вариантов, каким путем пойти: вы можете совершенствоваться самостоятельно или купить за небольшие деньги курс “100 имен за 30 минут” и максимально быстро добиться результатов.

А также можете найти другие варианты обучения на сайте Викиум. Попробуйте, это бесплатно. В любом случае есть гарантия, что вы прокачаете себя и станете гораздо лучше запоминать. На нашем блоге есть статья-обзор, прочитайте:

Тренажеры для мозга и курсы Викиум – самый подробный и честный обзор обучающей онлайн-платформы + отзывы

Ну что, учимся?

Этапы повторения:

Есть универсальный алгоритм повторения информации, состоящий из 3 этапов.

  1. Первый этап называется “Загрузка”. Его цель – создать максимально прочную нейронную связь, повторяя небольшой объем (в среднем 5 единиц информации подряд), пока следующее и предыдущее повторения не сравняются по скорости. Нужно достичь не только безошибочного воспроизведения, но и окончания прироста скорости.
  2. Второй этап называется “Закрепление” и представляет собой регулярные повторения информации в течение недели. Задача – дойти до максимальной скорости и удержать ее 7 дней, каждый раз увеличивая промежуток (время до следующего повторения). Повторять нужно таким же образом, как на этапе загрузки. Количество повторений для каждого своё. Кому-то достаточно повторить 10 раз за эти 7 дней, кому-то 50 (главное – чтобы не появлялись ошибки, скорость не сильно падала и быстро восстанавливалась).

Если вы что-то забыли или скорость повторения сильно упала, значит вы сделали слишком долгий промежуток. В этом случае нужно снова загрузить информацию и повторять по алгоритму и следить за скоростью.

  1. Через 7 дней – начинается 3 этап “Сохранение”. Ваша задача – периодически повторять информацию, чтобы сильно не падала скорость. Далее расскажу, как это делать.

Высший пилотаж

Это метод, который используется профессиональными «запоминальщиками». Принято считать, что его автором является знаменитый оратор древности – Цицерон (хотя есть и другие версии). Его также называют системой комнаты. Он заключается в следующем: элементы информации, которые нужно запомнить, расставляются в определенном порядке в хорошо знакомом нам месте. Говорят, именно так и поступал Цицерон: ходил по собственному дому и представлял те или иные единицы выступления в нем

Когда каждому предмету в доме соответствует единица информации, которую важно запомнить, при необходимости легко вспомнить привычную обстановку. А значит, и данные, соответствующие ей

Как выучить большой объем информации к экзамену. Как запомнить большое количество информации за короткий промежуток времени

Многие люди, чья деятельность связана с большими объемами информации, задаются вопросом — реально ли запомнить большое количество данных за небольшое количество времени? Ответ – да, и для этого нужно помнить лишь несколько простых правил

Процесс запоминания подразделяется на два вида: произвольное и непроизвольное.Произвольное запоминание в свою очередь подразделяется на механическое (зубрежка) и логическое (осмысление).Важно понять, что вызубренный материал останется в вашей памяти на относительно короткое время, в то время, как понятый и глубоко осмысленный не покинет Вас на долгие годы. К тому же при участии логики в процессе запоминания, качество и количество усвоенного увеличивается в разы

И на работу с логической частью сознания уйдет гораздо меньше времени, ведь достаточно лишь запомнить начало, все остальное выстроиться по цепочке.«Все это, конечно, хорошо, – скажете Вы, но что делать если информация ни в какую не хочет пониматься?» Существует универсальный способ. Перескажите весь неясный вам материал брату/ceстре/собаке/случайному прохожему, впрочем кому угодно. В таких ситуациях Ваш мозг невольно начинает искать более простые формулировки сложных понятий, вы станете излагать свои мысли легко и непринужденно. И все что было сложно и запутанно станет проще пареной репы.Следующий секрет- записи. Пишите, пишите и еще раз пишите. Все, что Вы законспектируете на бумаге, запомнится в разы быстрее.Наиболее оптимальное время для изучения чего-либо нового – с 8 до 10 утра и и 8 до 11 вечера. В это время мозг большинства людей наиболее активен.Крайне важно собрать всю волю в кулак, сосредоточиться, и не позволять ничему вывести Вас из этого состояния. Проще найти помещение, где никто не будет Вас искать, чем каждый раз начинать учить заново, после того, как Вас в очередной раз отвлекут. Не пытайтесь впихнуть в свой мозг сразу огромное количество информации, все равно ничего не выйдет. Куда лучше разбить материал на части и учить их одну за одной, с небольшими перерывами.Также определяйте для себя сроки хранения изученного. Если вы учите все только на экзамен в среду, что уже в четверг вы врядли что вспомните. Но если решите, что материал нужный, интересный и вполне может пригодится позже – вы запомните его надолго.Не забывайте о повторениях. Первый раз – через сорок минут, второй – через день, и так далее по убывающей.Независимо от состояния вашей памяти, говорите всем что она замечательная, чуть ли не феноменальная. Тем самым Вы дадите своему подсознанию стимул, и оно будет знать, к чему стремиться.Удачной учебы!

Практические советы

Научиться пересказывать прочитанное желательно еще до школьного возраста. Но далеко не все взрослые могут легко пересказать текст. Чтобы этот процесс не доставлял трудности, необходимо постоянно практически совершенствоваться. Для этого разбейте работы на этапы.

  • Этап словарной работы. В научном или техническом тексте не всегда все слова знакомы и понятны. Их необходимо выписать и узнать значение. В художественном произведении это можно делать в процессе второго этапа.

  • Этап знакомства с текстом. Определяются части смыслового порядка, выделенные определенной мыслью в научном тексте. В любом случае необходимо отвечать на вопрос «о чем здесь говорится» на протяжении чтения. К концу должен быть составлен план из ключевых моментов. Конспект можно зафиксировать на бумаге.

  • Этап обобщения. Здесь произведение оценивается, делаются выводы, подводятся итоги, вычленяются идеи. Главное – определить впечатление, произведенное текстом. После этого этапа лучше сделать паузу, отвлечься и заняться другими делами.

  • Завершающий этап. Повторное чтение необходимо, чтобы освежить в памяти моменты, которые остались за пределами первого прочтения. После этого нужно пересказать текст, по возможности не заглядывая в первоисточник, пользуясь конспектом.

Чтобы начало пересказа не вызвало затруднений, используйте ассоциации – запомните обстановку, в которой происходило заучивание, сам текст, книгу. В произведении художественного плана можно вспомнить, с кем ассоциировались герои. Размышляя таким образом, подглядывайте в книгу. Есть несколько хитростей, которые способствуют более качественному запоминанию и пересказу:

  • визуализируйте картинку в подробностях, со звуками, ароматами, снимайте в голове кино;

  • проговаривать вслух при первом прочтении не нужно, иначе целостной картинки в голове не сложится;

  • пересказывать легче, если есть человек, который готов вас слушать;

  • читайте как можно больше книг – это расширяет словарный запас и тренирует память;

  • самые сложные моменты перечитайте несколько раз;

  • не используйте электронные носители информации, вычитка печатного текста более продуктивна.

Как быстро выучить большой объем информации. Запоминаем большие объемы информации

Когда возникает необходимость запомнить большие объемы информации в сжатые сроки, зачастую можно впасть в уныние, если даже не в панику, при одном только взгляде на обилие слов и абзацев, которые нужно поселить у себя в голове. На деле же, процесс запоминания не так труден, как кажется по началу. Вы в этом убедитесь, если начнете следовать следующим советам.

7 эффективных методик для быстрого и легкого запоминания

Смена обстановки. Если текст очень большой, то разделите его на блоки, и каждый из них заучивайте в отдельной комнате или помещении. Так, информация, которую вы попытаетесь усвоить, не перемешается в голове, потому что каждый блок вы запоминали при различных обстоятельствах: что-то выучили в спальне, что-то на кухне, что-то в коридоре и так далее.

Поймите то, что учите. Если понять суть материала, то информация закрепиться в памяти быстрее и на более долгий срок, в сравнении с кропотливой зубрежкой. Усвоив смысл текста, достаточно будет лишь выучить его начало, а все остальное уже выстроится само собой.

В случае, если он с трудом поддается осмыслению, то непонятные моменты попытайтесь пересказать другу, соседу или домашнему питомцу

Кому именно – не так важно. Главное, что во время изложения ваш мозг автоматически начнет подбирать более упрощенные формулировки для запутанных понятий

Факт. Согласно одному из исследований, негативные переживания запоминаются лучше всего, и вся информация, которая последует за самобичеванием, автоматически будет восприниматься мозгом как «плохая», а значит и запомнить ее будет легче.

Больше экспрессии. Информация запомнится лучше, если процесс обучения обретет некую форму, с помощью жестов, мимики и телодвижений. Изучая иностранные слова – изображайте их значение, нужно зазубрить диалог или сложный абзац – обыграйте это в животрепещущей сценке или представьте, что вы ведущий популярного ток-шоу. Вы удивитесь, насколько легко и быстро все запомнится.

Затронем психологию. Определите, каким образом вам легче всего воспринимать информацию: через зрительные образы, телесные ощущения или посредством звука. Сделав это, вы сможете использовать более эффективные, именно для вас, способы изучения материала.

К примеру, если вы аудиал – запишите текст на диктофон и прослушивайте то, что пытаетесь запомнить. Если визуал – проиллюстрируйте основные моменты или пункты изучаемого материала. А кинестетикам стоит переписывать ключевые моменты на бумагу.

Факт. Самое благоприятное время для постижения чего-то нового – это период с 8 до 10 утра, а также с 8 до 11 вечера. Именно в эти промежутки, мозг у подавляющего числа людей работает наиболее активно.

Экзекуция слов. Очень интересный и эффективный способ запомнить текст большого объема. Нужно переписать его, отбросив от каждого слова все кроме заглавной буквы. После чего заучивайте получившийся шифр по первым буквам, вспоминая слова целиком. Понятно, что обойтись без подглядок в оригинал не получится, особенно в самом начале.

Однако, в итоге вы добьетесь того, что бы текст мигом всплывал в памяти при одном только взгляде на усеченный вариант. Такая шифровка, кстати, может послужить отличной шпаргалкой.

Лекция во сне. Запишите ту информацию, которую уже выучили, на диктофон, и включите его на малой громкости, когда будете засыпать. Запись не должна мешать спать, суть в том, что бы записанная вами информация звучала именно во время сна. Этот способ имеет потрясающий эффект, особенно в тех случаях, когда необходимо закрепить в памяти трудно запоминаемые вещи.

Без движения никуда. Физические упражнения разгоняют кровь по всему телу и в частности улучшают кровообращение в мозгу. Поэтому, перед тем как засесть за книги и конспекты, неплохо было бы или пробежать пару кругов вокруг дома или хотя бы потанцевать. Так вы не только улучшите качество мыслительных процессов, но еще и хорошенько взбодритесь, зарядившись энергией.

Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример:

для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки.

Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет:

если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector