Как лучше запоминать информацию: 5 проверенных методов

Содержание:

Эффективные техники

Существует много разных систем и методик для улучшения памяти, которые помогут научиться легко осваивать большие объемы информации и сохранять их в сознании надолго. Приведем некоторые примеры и опишем схемы наиболее эффективных из них.

Метод Цицерона

Тренировка памяти по методу Цицерона выполняется довольно необычным способом. В его основе лежит работа с абстрактным воображением. Все мы можем спокойно и без особых усилий представить себе, например, привычную обстановку своего жилища или места работы, объекты на дороге и улице, по которым мы часто ходим. Эта информация записывается в наше сознание непроизвольно. Нам остается лишь использовать ее для построения прочных ассоциативных связей. То есть ту информацию, которую нам надо запомнить, мы «размещаем» в определенной последовательности по хорошо знакомым нам объектам.

Самый простой и понятный пример. Надо купить продукты в магазине. Допустим, насчитывается 10 наименований товаров. Мысленно разложите их по часовой стрелке на 10 разных предметов кухонной обстановки.

Мнемоника

Мнемоника (или мнемотехника) – это искусство запоминания. Она включает в себя много разных специальных методов, помогающих освоить навык быстрого и легкого запоминания большого объема информации на долгое время. Одной из главных основ этих методов является ассоциация. Любую информацию можно превратить в визуальные, аудиальные или тактильные абстрактные образы, связать ее с уже укоренившимися в сознании объектами. Именно этого принципа придерживается любая мнемотехника.

Сторителлинг

Сторителлинг – это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй, повествование мифов, сказок, притч, былин. Эти истории могут быть о выдуманных либо настоящих персонажах. Спросите, как данное понятие связано с эффективными техниками запоминания. Все очень просто. Как уже отмечалось, информацию всегда легче запомнить, если она вызывает ассоциацию с каким-либо конкретным образом или объектом. В качестве такого образа или объекта может вполне выступить какая-то история, по смыслу связанная с запоминаемой информацией.

Интервальные повторения

Метод интервальных повторений очень эффективен при необходимости быстрого освоения большого объема информации (например, перед экзаменами). Использовать прием повторения после основного изучения текста можно по следующему принципу:

  • через 20 минут после изучения;
  • через 6-8 часов;
  • через сутки.

При необходимости запоминания информации на длительный срок её нужно повторять несколько раз:

  • один раз в день заучивания (весь объем информации);
  • через 3 дня повторить основные тезисы, скажем, «скелет» текста;
  • через 6 дней снова повторить весь объем, но в разном порядке.

Мнемотехника. С чего начать?

Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда. Мнемотехника – это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Из этой статьи вы узнаете базовые принципы применения данной техники. Читать подробнее…

7

Как развивать память? Постоянный тренажер

Чтобы запомнить много информации, необходимо дополнительное место. Именно поэтому ежедневно тренируя свой мозг данными способами вы сможете с легкостью добиться отличной памяти!

1. Текст, который был просто прочитан, необходимо пересказать. Даже краткий пересказ, состоящий из основных слов, поможет вам при вспоминании информации, которая теперь будет в удвоенном виде.

2. Не проговаривайте слова вслух, читайте текст способом «про себя»

Если вы начнете говорить, то все внимание обратится на произношение слов, а не на его суть

3. Старайтесь письменно фиксировать информацию, которую нужно запомнить или выучить. Составляя план, конспект можно быстро подготовиться к уроку или экзамену.

4. Весь основной объем знаний человек должен получать в утреннее время. Не стоит читать важные документы перед сном, вы все равно не сможете их запомнить полностью.

Стоит отметить, что многим людям удобнее работать в ночное и вечернее время. На них это правило не распространятся.

5. Если нужно запомнить объемный текст, то можно обсудить его с кем-то после прочтения.

6. Создайте комфортную обстановку. Необходимо убрать ненужные принадлежности со стола, отключить мобильное устройство.

7. Развивайте периферийное зрение. Оно поможет быстро прочитывать текст и запоминать содержимое!

А если загружать информацию прямо в головной мозг?

Любой взрослый человек умеет читать. И, наверное, вы наслышаны о курсах скорочтения. При чем здесь чтение и запоминание информации на долгое время?

Дело в том, что есть особое чтение, фотографическое чтение или правополушарное чтение. Его обнаружил Пол Шилли. Фоточитая, человек загружает информацию целыми разворотами страниц в головной мозг.

Как будто фотографирует разворот книги, а потом помнит все о прочитанном. Информация поступает прямо в головной мозг, минуя осознанное чтение.

Человек при этом знает материал, информацию, владеет им и использует в деятельности, но не помнит, чтобы он читал об этом. Чтобы вывести информацию на уровень сознания, после такого чтения первое время требуется активация прочитанного.

Чтобы научиться фоточитать, нужно овладеть навыком фотофокуса — это то же фокус, что и при просмотре параллельных стереограмм.

Если вы не умеете смотреть стереограммы и хотите научиться их видеть, читайте нашу статью Как научиться смотреть стереограммы новичку — делюсь личным опытом (откроется  в новой вкладке).

Заключение

Таким образом, запомнить на долгое время возможно. Для этого необходимы повторения в определенные промежутки времени. Повторения могут заменить эмоции или мнемотехника.

Если вы не хотите задействовать эмоции, применять мемотехники, или повторять, то самый лучший способ запомнить много информации и расширить память — это применить метод музыкальной памяти (метод Лозанова).

Но если вы хотите пойти дальше, то можете начать развивать у себя фотографическую память. Это когда вы просто посмотрели и запомнили, а потом листаете у себя в голове книгу и выбираете ответы.

Про развитие фотографической памяти читайте в нашей одноименной статье. Есть веселые, важные и быстрые игры для этого. Скачивайте их здесь (ссылки откроются в новой вкладке).

Вот и все. Вы узнали о способах, как правильно запоминать информацию на долгое время, теперь нужно только практиковать. Секрет в том, что запоминая, мы развиваем свою память, делаем мозг пластичнее, здоровее, а себя успешнее.

До встречи!

Искренне Ваша,

Развитие разных типов памяти

Каждый человек обладает определенным типом памяти, поэтому способности развиваются с учетом личных возможностей, способностей.

Развитие слуховой памяти

Физиологи и психологи уверены, что слуховая память считается самой мощной. Развитие упрощается, так как используются разные подходы. Для достижения поставленной цели желательно писать и читать шпаргалки, повторять вслух информацию, записывать материал на диктофон и прослушивать.

Регулярное прослушивание интересующих и важных материалов повышает шансы на успех.

Развитие зрительной памяти

Для развития зрительной памяти требуется комплексный подход:

  • использование яркого наглядного материала при изучении определенного вопроса;
  • чтение существующей информации;
  • составление конспектов с использованием разноцветных карандашей, ручек, фломастеров;
  • использование специальных таблиц Шульте для развития навыков скорочтения и усвоения значительных объемов информации.

Такой комплексный подход повышает шансы на успех.

Развитие двигательной памяти

Сложнее развивать двигательную память. Дело в том, что рекомендуется заботиться о выполнении определенных движений при изучении нового материала. Например, выполнение определенного действия, связанного с информацией по ассоциативному ряду, способствует достижению желаемого результата.

В наши дни доступны разные материалы и методики, позволяющие совершенствовать себя. При желании люди могут запоминать не только важные для себя данные, но и учить иностранные языки для развития навыков, способностей.

Компьютерные методики, постоянное взаимодействие с определенной тематикой, проведение занятий повышают шансы на успех. Повторения закрепляют полученный результат. Как можно убедиться, улучшение памяти становится возможным в 21-м веке.

Подписывайтесь на мой блог и вы узнаете о себе много интересного и полезного.

Что делать после прочтения

К этому моменту вы сделали всё возможное для понимания, усвоения и связывания прочитанного. Но долговременная память в большей степени опирается не на эти «прочитанные» знания, а на знания «пережитые». Поэтому главное теперь — превратить информацию в опыт.

Примените то, что прочитали, на практике

Давайте вернёмся к примеру с уроками литературы. Вы запоминали прочитанное не только потому, что знали о необходимости использовать материал. А ещё и потому, что так вам и пришлось сделать. Вы писали тесты и доклады, обсуждали эти темы. Вы соединяли мысли из книг с глобальными темами и новыми идеями. Но как часто вы делаете это сейчас?

Один из лучших способов запомнить то, что прочитали, — найти возможность это использовать. Расскажите другу, поделитесь мыслями в интернете, напишите краткий обзор книги и обсудите его с кем-то, кто с произведением не знаком. Любая практика поможет вам закрепить представление в памяти.

Объясните кому-нибудь прочитанное

Мы уже выяснили, что вы наверняка будете помнить материал, если постараетесь пересказать его кому-то. А ещё лучше, если это будет ребёнок.

По словам нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана, один из лучших способов действительно выучить что-то — объяснить это максимально простыми словами. Используйте короткие предложения и избегайте терминов. Обычная разговорная речь заставит вас по-настоящему вникнуть в тему и не маскировать непонятное сложным языком.

Вернитесь к своим заметкам и организуйте их

Когда вы будете применять прочитанное на практике или объяснять кому-то материал, скорее всего, обнаружите места, которые забыли или в которых уже не совсем уверены. Здесь вам и понадобятся все те замечательные заметки, которые вы сделали.

Вернитесь к исходному материалу и вашим записям и проверьте, что сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы упростили сложные описания. А затем организуйте всё в лаконичный и понятный текст — краткое резюме. Что бы вы рассказали о книге, имея на это всего 30 секунд?

Если постараться, от книги можно получить огромную отдачу. Это вовсе не значит, что нельзя иногда просто расслабиться и утонуть в другой реальности. Но чтобы запоминать информацию и расти в профессиональном и личностном плане, к чтению нужно подходить осознанно.

Мнемоника

Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.

Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.

В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:

  • Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
  • Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
  • Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
  • Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
  • Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
  • Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.

Что такое память

В наше время, когда есть возможность записать, найти и извлечь информацию из любого ее носителя, по-прежнему ценится хорошая память и вопрос: «как быстро запоминать информацию», остается актуальным.

Иногда запоминание кажется бессмысленным занятием, ведь можно зайти в интернет и «вспомнить» то, что нужно. Однако не всегда есть время на поиски информации, иногда нужно срочно запомнить или вспомнить.

Кроме того, память, которой не пользуются, постепенно утрачивает свои функции, а вместе с этим страдают и остальные психические познавательные процессы, падает коэффициент интеллекта.

Память нужно тренировать! Делать это нетрудно – нужно чаще пользоваться ею, облегчая процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации различными приемами и техниками.

Благодаря наличию памяти, человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, умения и навыки.

Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя с проблемой запоминания сталкиваются практически все люди. В норме, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, в зрелом возрасте она остается относительно постоянной, а в старости ухудшается.

Совокупность мнемотехник называют мнемоникой, в переводе с древнегреческого «искусство запоминания». Это самая популярная на сегодняшний день методика запоминания информации надолго.

Образный метод

Если рассказывать о том, как быстрее запоминать информацию, то данный способ стоит отметить вниманием в первую очередь. Поскольку он наиболее действенный

Запоминание – это процесс поиска связей. Или же их создание в массиве образов. Если хочется что-то отложить в памяти, нужно найти или создать новую визуальную связь. Информацию, в особенности абстрактную (идеи, мысли), нельзя зазубривать.

Вот простой пример. Слово sleeve, которое с английского переводится как «рукав», можно пытаться вбить себе в голову целый час, повторяя его до тошноты. Но зачем, если это реально запомнить за 5 секунд? Всё просто! Достаточно представить рукав кофты, доверху забитый сливами. Странно? Может быть. Но зато теперь даже вспоминать не придётся, что означает слово sleeve. А всё благодаря созданию связи между ним и образом.

Даже в преподавании этот метод используется. Вспомнить хотя бы уроки математики в школе. Да любой человек, закончивший её 10, 20 и 30 лет назад, на вопрос о том, что такое биссектриса, ответит – это луч, делящий один угол на два. А всё почему? Потому что биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Этот простой стишок все преподаватели использовали, чтобы облегчить ученикам жизнь.

Приемы зрительной памяти

На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:

  • Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
  • Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
  • Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
  • Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.

Рекомендации

Все изложенное выше только поначалу кажется сложным. На самом деле, после того как вы научитесь применять на практике эти методы и правила, они постепенно начнут входить в ваши привычки и станут обычным делом. И тогда вы будете применять их на автомате.

Метод с использованием ассоциаций хорош и в повседневной жизни. К примеру, если вам нужно запомнить имя человека, а оно никак не хочет оставаться в вашей голове, найдите там его знаменитого тезку. И тогда тот самый Николай Васильевич, преподаватель химии, имя и отчество которого вы всегда подглядывали на сайте вуза, будет представать в вашем воображении в образе Гоголя, ну сколько ему еще оставаться в списке безымянных душ!

Есть свои секреты и для запоминания длинных чисел. Разбейте их на пары или четверки. К примеру, вам нужно запомнить 20081976. Делим это число на две части и вспоминаем, чем вам запомнился 2008 год, к примеру вы закончили школу, 1976 – год рождения вашей старшей сестры. Она же приходила к вам на выпускной вечер? Теперь вы вряд ли забудете это число.

Согласитесь, все проще простого. И, несмотря на то, что мы живем в век высоких технологий, и любую информацию можно буквально за секунды разыскать в интернете, надеяться лишь не оперативную память вашего компьютера или смартфона все-таки не стоит. Она не заменит нам собственную память, которая умеет хранить не только сухую информацию, но и наши ни с чем несравнимые эмоции и образы, которые очень помогают нам. Вот прямо сейчас вспомните что-нибудь хорошее из вашей жизни. Улыбнулись? Разве эти эмоции подарит вам самая мощная память вашего компьютера?

Определение типа памяти

В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:

  • слуховой;
  • зрительный;
  • двигательный;
  • смешанный.

Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации. Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов. Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.

Зрительная память — способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.

Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.

Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.

Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека. Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой. Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».

Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти. После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно. По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.

Сколько информации может запомнить человек

Ученые нейрофизиологи работают над тем, чтобы научиться измерять объемы человеческой памяти. Но, все попытки разузнать, как именно работает наша память, сводятся к началу глубоких раздумий об изучении работы мозга. Многим очень сложно запомнить номер, чтобы это сделать им требуется его записать.

Человек, который обладает одним из уникальнейших мозгов, является житель Китая – Лу Чао. Он запомнил номер из 68000 цифр, когда ему было всего 24 года. Лу выговаривал номер на протяжении более 24 часов, ни разу не отвлекаясь.

Мозг человека – одна из самых малоизученных сфер в области науки. Его исследуют множество биологов, психологов и людей, занимающихся нейрофизиологией.

Мнемокомната

Это метод оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён.

При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.

Суть метода: запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно будет вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести информацию. Первый раз лучше пройти по комнате реально, расставляя при этом элементы мысленно. В последующих случаях достаточно представлять помещение. Главное — договориться о последовательности «обхода» комнаты, то есть о порядке мест, на которых будет размещена информация.

Потренируемся. Возьмём комнату, а в ней шесть предметов. Для удобства пронумеруем их.

  1. Растение и фото на столе.
  2. Окно.
  3. Настенные часы.
  4. Картинка на стене.
  5. Кофейный столик.
  6. Диван.

Теперь разместите в комнате нужную вам информацию. Например, к горшку на столе можно «привязать» процесс образования глюкозы, а к часам — компоненты фотосинтеза.  

Основательный подход

Есть люди, которых не интересует, как быстро запомнить большой объем информации

Им важно, чтобы те или иные данные надолго сохранились на их внутреннем «жёстком диске»

Для этого необходимо использовать комбинированную технику быстрого и детализированного чтения. Итак, сначала – детальное ознакомление с материалом. Кто-то читает 2-3 страницы, чтобы понять, с чем он имеет дело. Другие выхватывают текст с разных частей книги (конспекта или иного источника информации). Впрочем, это уже индивидуальный вопрос. Смысл поверхностного чтения – не запоминать текст, а знакомиться с ним.

А вот потом наступает время детализированного метода. Он подразумевает медленное, вдумчивое прочтение всей имеющейся информации и её параллельный разбор. Можно выделять сложные слова или интересные фразы, перечитывать то, что не удалось понять с первого раза.

Параллельно желательно делать заметки и даже зарисовки. А ещё говорить с собой. Рассуждать вслух очень полезно, поскольку задействуется слуховая, вербальная и визуальная память. К тому же сильнее активируется внимательность, ведь чтение вслух невозможно без концентрации.

Полезные хитрости

Как научиться быстро запоминать информацию? Надо усвоить одно простое правило. Нужно кричать! Доказано – информация быстрее укладывается в мозг, если человек её выкрикивает.

Эмоции тоже помогают. Особенно экспрессия. Жесты, фразы, мимика – и всё, что способно её выразить. Можно даже сценку разыграть перед зеркалом.

И ещё, нельзя сидеть на месте. Если учить что-то, наворачивая круги по комнате, то удастся активизировать работу мозга и, соответственно, свою способность к запоминанию информации.

Кстати, если есть возможность сменить обстановку, нужно ею воспользоваться. И желательно променять комнату на природу. Свежий воздух и отсутствие бетонных четырёх стен поспособствуют более активному запоминанию.

Рекомендации по облегчению процесса запоминания

Есть несколько простых правил как лучше запоминать необходимое. Это рекомендации, которые многим людям известны, но почему-то забыты или не соблюдаются. Они не требуют особых дополнительных техник или временных затрат.

Общие рекомендации о том, как лучше запоминать и дольше сохранять в памяти знания:

Поставить цель запомнить информацию надолго или определить крайний срок, после которого она станет не нужна. Секрет этого способа в создании правильной мотивации и четкого определения задачи

Если человек осознает важность и необходимость запоминания (пусть даже на короткий срок), ответ на вопрос: «как запомнить большой объем информации», может и не возникнуть, так как память активизируется, откроются новые возможности и резервы.
Лучшее время для запоминания – полчаса утром, сразу после пробуждения и полчаса вечером, перед сном. В середине дня, когда в мозг поступает и без того много информации, запоминать необходимые факты труднее.
Обсуждение и передача информации

Когда человек делится с кем-то своими знаниями или пытается объяснить другому лицу что-либо, он сам еще раз и намного глубже «проникает» в тему
Получение наводящих и уточняющих вопросов от собеседника поможет подключить логику, начать мыслить креативно, а не просто произносить заученное слово в слово.
Акцентировать внимание на наиболее интересных и ярких моментах запоминаемого блока: что удивило, впечатлило, оказалось практически полезным.
Запоминать текст с первого раза бывает очень сложно, но если на листе бумаги кратко записывать основные мысли и идеи в их правильной последовательности, то, зная о возможности воспользоваться такой «шпаргалкой», воспроизвести текст уже после первого прочтения вполне реально.
Повторение. Это, пожалуй, самое известное правило эффективного запоминания
Осмысленное повторение не то же самое, что зубрежка. Учеными была разработана формула эффективного запоминания путем повторения. Повторять усвоенную информацию нужно с определенным временным интервалом: через десять минут, час, шесть часов и последний раз через сутки после запоминания.
«Песня». Интересный и креативный способ легко запомнить текст. Как же запомнить прочитанное? Представить, что это текст песни и пропеть его, придумав собственную мелодию!

Влияние восприятия на развитие памяти

Перед тем как заняться запоминанием объемной информации, нужно разобраться, как устроено восприятие. Принцип работы памяти у разных людей имеет свои особенности. Человеческий мозг устроен таким образом, что за хранение, воспроизведение и интерпретирование информации отвечают следующие типы памяти:

  • слуховая;
  • зрительная;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • тактильная.

Как правило, способностью доминировать обладает только один тип восприятия. Легко и быстро выучить отрывок получается у тех, кто имеет хорошую фотографическую и зрительную память. Общей стратегии по запоминанию не существует. Чтобы материал лучше закрепился в памяти, отрывок прочитывают несколько раз, набрасывают тезисный план, записывают ключевые мысли, проговаривают предложения вслух. Для «визуалов» насыщенная терминологией литература легче усваивается, если представить текстовые данные в виде чертежа, графика или рисунка.

Метод ассоциаций

Об этом методе мы уже частично говорили в первом пункте про когнитивные карты. Существует много вариантов, как можно его применять. Суть проста: на слова или фразы, которые нужно запомнить, придумываете понятную, яркую и забавную ассоциацию. Так вы повысите свои шансы запомнить нужную информацию раз и навсегда. 

Частным и очень веселым случаем данного метода является мнемонический прием О’Брайена. Он используется при работе с числами. Чтобы запомнить число, необходимо присвоить ему образ известной личности. Логика такая: цифра-человек-действие. Например: под цифрой 1 — Леонардо ди Каприо в сцене из «Титаника». Под номером 7 — Королева Елизавета. Чтобы запомнить число 71, представьте забавную сцену, где вместо молодого Лео с распростертыми руками на корме стоит Елизавета II. 

Для запоминаний иностранных слов можно использовать метод фонетических ассоциаций. Вы должны подбирать слова-якори по подобию звучания. Самый простой пример: английское «look» («смотреть») звучит точно как русское «лук» (овощ).

Чтобы запомнить быстрее, представьте себе луковицу с милыми глазками, а для усиления эффекта вспомните, как мы рыдаем, когда режем этот овощ.

Что нужно знать об устройстве памяти

Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы усваиваем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.

Ученые подсчитали, что объем человеческой памяти равен порядка тысячи терабайт. При этом на обработку всей информации мозгу требуется всего 20 Ватт энергии. Это делает его самым энергоэффективным местом для хранения информации.

Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов, в которых участвуют разные зоны мозга:

  1. Запоминание новой информации и интеграция ее в общую систему ассоциативных связей.
  2. Хранение в долговременной памяти.
  3. Воспроизведение материала в неизменном виде по мере необходимости.
  4. Забывание ненужной и неактуальной, по мнению мозга, информации.

Подробно все эти процессы мы рассмотрим в статье “Как развивать память”, а сейчас сосредоточимся на запоминании.

Запоминание – первое звено этой длинной цепочки. Любые ошибки и помехи на этом этапе сводят на нет всю последующую работу мозга. Как выглядит этот процесс изнутри?

Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает отклик в нервной системе. Нейроны (специфические клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и формируют нейронные пути. Большинство из них впоследствии разрушаются, остаются лишь те, что успели закрепиться.

Закрепление происходит в двух случаях: если стимул был очень сильный и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активизируется так называемое стрессовое запоминание, а во втором – запоминание посредством многократных повторов.

Наша задача – сделать так, чтобы нейронные пути закреплялись как можно быстрее и с наименьшими энергозатратами. Для этого необходимо знать некоторые особенности работы памяти и использовать их себе во благо.

Как лучше усваивать информацию. Топ-15 советов

  1. Выбирайте для занятий утреннее время. Не учите на голодный желудок. Делайте перерывы, во время которых проветривайте помещение.
  2. Ни на кого и ни на что не отвлекайтесь.
  3. Продумайте оптимальный набор учебников, учебных пособий и обучающих онлайн ресурсов. Ограничьте их набор для простоты использования.
  4. Не пытайтесь сразу освоить большой объем информации, учите частями, повторяйте прочитанное или прослушанное несколько раз.
  5. Распечатайте информацию, которую хотите запомнить, на бумаге разных цветов. Процесс запоминания отдельных блоков будет ассоциироваться именно с ними.
  6. Представьте, что вы педагог, который объясняет тему урока или ученый, сделавший научное открытие. Никто кроме вас не знаком с этой темой так хорошо. С таким настроем приступайте к ее изучению.
  7. Если то, вы учите, вам понадобится не только в ближайшем будущем, но и в перспективе, поставьте перед собой такую установку. Отнеситесь к изучаемому предмету как к долгосрочному вложению в свои знания.
  8. Составьте расписание занятий, продумайте оптимальные интервалы повторения материала в течение дня, недели, месяца и т.д. Внесите это расписание в мобильный телефон, чтобы не забыть.
  9. Прежде, чем учить, постарайтесь понять, то, что вы учите. Не понимаете — проконсультируйтесь со специалистом.
  10. Если в процессе усвоения информации, вам встречаются пробелы в знаниях, не поленитесь, ликвидируйте их, иначе знания будут поверхностными.
  11. При необходимости записывайте тезисы — написанное легче запоминается.
  12. Стараясь запомнить большой объем информации, меняйте обстановку. Ассоциации с разным местоположением облегчат запоминаемость.
  13. Подключите к процессу обучения жесты, телодвижения, мимику, голос. Это прогонит скуку и однообразие из рутинного процесса.
  14. Придумайте себе выгоду, которую вы получите, освоив информацию.
  15. Никому (даже самому себе) не жалуйтесь на плохую память.

Существует множество научных методик и житейских советов по освоению больших и малых объемов информации различного уровня сложности. Выбрать есть из чего, но главное, о чем должен помнить каждый из нас, — необходимо сделать этот процесс регулярным и непрерывным. Не будем забывать о выводах ученых — наша память имеет колоссальные резервы, не использовать которые было бы глупо и непростительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector