Абстрактные понятия

Содержание:

Формы

Формы абстрактного познания мира:

  1. Понятия: определение класса однород­ных предметов или явлений.
  2. Суждения: простые и сложные выводы относительно чего-либо, составленные после изучения.
  3. Умозаключения: заключение, итоги, полученные посредством суждений.

В нормальном абстрактном процессе мышления важны самостоятельность, беспристрастность, отсутствие когнитивных искажений.

Понятия в повседневной жизни применяются постоянно. Например, мы говорим, движение или доминирование», подразумевая под этими словами некий процесс или преобладание одних явлений над другими.

Суждения также применяются всеми, начиная со школьного возраста и в этом нет никакой особой специфики. Пример: если не выучить урок, получишь плохую отметку. Обычно суждение выражается в довольно короткой форме, чаще простой, чем сложной.

Умозаключения — более трудная категория. Они представляют собой преобразования простых суждений в некие выводы на основе логических операций. Пример: указываем посылки и заключения, располагая их, друг под другом. Проводим черту и пишем заключение. 

Следователь не может участвовать в расследовании дела, если он является
заинтересованным лицом и родственником потерпевшего.

Следователь Иванов — родственник пострадавшего от преступления.
________________________________________
Следователь Иванов должен быть отстранен от дела.

Примечание

Существуют дедуктивные, индуктивные и другие виды таких выводов, а также умозаключения по аналогии.

Какой может быть абстракция? Примеры в жизни

Как правило, категория воспринимается лишь как часть каких-либо пространных диалогов. На самом же деле каждый человек прибегает к ней ежедневно и не по одному разу.

Самым простым примером является ход мыслей, возникающий при взгляде на небо. Каждый современный человек знает о том, что над его головой находится атмосфера, представляющая собой несколько чередующихся слоев. Известно всем и о том, что состоит она из углекислого газа, кислорода и азота.

Но что возникает в голове при взгляде вверх? Просто слово «небо». Это пример естественной абстракции, не требующей специальных усилий. При этом в мозгу происходит отвлечение от известных смотрящему в небо человеку, но в данный момент времени ненужных подробностей и деталей. То есть нужный элемент определяется и вычленяется путем обобщения.

Вам будет интересно:Сознание, его происхождение и сущность. Проблема сознания в истории философии

Если же при взгляде вверх возникает в мыслях слово «тучи», то это уже более сложная абстракция

В ней задействуется не только обобщение, но и выделение конкретного, важного элемента. Однако она тоже является естественной, не требующей специального усилия

Примеры абстракции сознательной люди в повседневной жизни тоже видят достаточно часто. В любом разговоре, в котором для объяснения чего-либо рассказчик прибегает к отвлеченным аналогиям, задействована эта категория. То есть если человек приводит в пример случай из жизни, поясняя им то, что хочет сказать, он прибегает к абстракции и делает это сознательно.

Абстрагирование

Абстрагирование — это метод познания, мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование и позволяющий превратить в объект рассмотрения разные свойства предметов. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а также прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Инструменты

Как уже говорилось ранее, главный инструмент абстрактного мышления – это слово. Именно речь помогает нам выстраивать мысли логически и последовательно. Если вас мучает какой-то вопрос, попытайтесь проговорить его вслух.

Кстати, в случаях, когда вы говорите сами с собой, это может быть даже более эффективно. Прежде всего, никто не вступает с вами в спор, не перебивает, отвлекая от мыслей. Да и подбирать слова в данном случае не приходится. От того, насколько чётко человек может формулировать свои мысли, зависит то, как протекает мыслительный процесс.

Абстрактное мышление ещё называют внутренней речью. Если она не развита, то и думать, а в конечном счёте и находить решение проблемы куда более сложно, чем если словарный запас велик, и умение им пользоваться находится на высоком уровне.

Инструменты

Базовый инструмент абстрактного мышления – это слово. Именно слова помогают выстраивать мысли в логические и последовательные цепочки. Ясная и четкая речь напрямую влияет на мыслительную деятельность. И наоборот, грамотное осмысление и внутренняя проработка вопроса выливается в хорошо сформулированное высказывание.

Именно поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью. Вы можете заметить, что наш внутренний диалог с самим собой хоть и содержит слова, но от обычной звуковой речи все же отличается:

  • помимо слов он содержит образы и эмоции;
  • он более хаотичен, особенно если человек не старается выстроить свое мышление целенаправленно;
  • внутренняя речь скомкана и фрагментирована, т. е. в ней преобладают ключевые слова, а второстепенные могут опускаться без потери общего смысла.

Оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, категориями является очень сложным психическим процессом. А потому человек начинает овладевать данным навыком только к подростковому возрасту. И то не в полной мере.

Что такое абстрактное мышление

Определение

Абстрактное мышление — анализ и понимание информации, выявление закономерностей и взаимосвязей на более сложном уровне, без активной связи с материальными объектами, пространством и временем. К абстрактным категориям относят числа, свойства, множества, утверждения, философские принципы, идеи.

В чем отличие абстрактного мышления от конкретного:

  • абстракции нельзя потрогать или увидеть (материальные вещи всегда конкретны и осязаемы);
  • абстрактное мышление есть только у человека (в этом его особенность, ведь животным столь сложный способ понимания мира просто не доступен).

Абстрактный образ мыслей развивается постепенно. В детстве преобладает конкретное мышление, способность воспринимать только то, что видишь прямо перед собой. Формирование абстрактного понимания реальности происходит обычно в подростковом возрасте. Его появление говорит о переходе к более осознанному образу жизни.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание

Швейцарский психолог Жан Пиаже (автор «Стадии развития интеллекта» и других книг) считал, что первые зачатки абстрактного мышления появляются в период между 2 и 7 годами, когда ребенок уже может воспринимать символы, буквы, звуки. И только в возрасте около 12 лет у большинства людей начинается переход к абстрактному мышлению.

Например, многие математические задачи, которые мы решали в школе, являются примерами такого мыслительного фактора, так же как и изучение языков, философии, логики, психологии. Мышление абстрактными категориями может быть затруднено при некоторых формах аутизма и шизофрении, деменции, а также недостаточном умственном развитии.

Понятие простыми словами

Если говорить просто, то абстрактное мышление — это способность думать об общих категориях, идеях, концепциях, а не только о событиях и явлениях, которые происходят «здесь и сейчас». Не имея такого образа мыслей, человек обладает, по сути, только своим опытом и текущим восприятием действительности. Но он не способен заранее предвидеть какие-то ситуации, создать художественное или философское произведение или отследить закономерности между явлениями.

Примечание

Мыслитель, который думает абстрактно, сосредоточен не на яблоке на столе перед собой, а на всех яблоках на планете или на метафорах и аллегориях связанных с райским запретным плодом. Обладая таким образом мыслей, человек способен лучше понимать философские проблемы, искусство, придумывать и создавать что-то новое.

Однако многие исследователи отмечают и негативные свойства такого рода мышления:

  • склонность к ненужным обобщениям;
  • отсутствие конкретики;
  • не способность прийти к окончательным выводам.

Лучше всего сохранять здоровый компромисс между абстрактным и конкретным видением мира, чтобы мыслить действительно эффективно и быть полезным обществу. 

Абстракция – что это в психологии?

Абстракция – это такой процесс познания, при котором происходит отвлечение от несущественных свойств, параметров, связей явлений или предметов с целью выявить их более важные обобщающие закономерности.

Иными словами, это обобщение, которое можно сделать над предметами или явлениями, процессами, отвлекаясь от некоторых их свойств.

С абстракцией связаны следующие понятия:

  1. Абстрактная логика. Она отражает способность человека рассуждать, мыслить, строить высказывания, оперируя не конкретными данными, а понятиями.
  2. Абстрактные образы – это образы, не соответствующие какому-либо реальному предмету.
  3. Абстрактные умозаключения – мысль, которая была сформирована на основе нескольких суждений о чем-либо.

Виды абстракций

Классификация видов абстракции основана на целях осуществления этой операции:

  1. Изолирующая абстракция. Конкретное явление выделяется из общего фона и изучается. Например, на столе лежит апельсин. Человек выделяет из него два признака: оранжевый цвет и сладко-кислый вкус. Такой абстракт (это конструкт, образующийся в процессе абстракции) позволяет в дальнейшем сравнить его, например, с мандаринами.
  2. Обобщающая абстракция необходима для получения общего образа, например, создания теоретической или эмпирической модели исследования. Пример – математические уравнения, которые решаются в целом, без дробления на составляющие.
  3. Идеализация нужна для составления идеальной картины изучаемого явления для достижения определенных исследовательских или практических целей.

Цель абстракции для совершения определенного класса мыслительных операций может различаться, но она всегда связана с конкретной задачей и ее вписыванием в более широкий контекст познавательной деятельности.

Абстрактное понятие

Абстрактное понятие — высшая форма абстракции, но связанная с примитивной чувственной абстракцией. Начиная с одних чувственных свойств объекта, выделяя другие чувственные свойства (примитивная чувственная абстракция), абстракция переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в отвлечённых абстрактных понятиях. Через отношения между предметами мысль может выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия всё более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Существовало два учения об абстракции, то есть о том процессе, когда мышление переходит к абстрактным понятиям:

  • абстракция эмпирической психологии — это учение сводило абстрактное лишь к чувственному,
  • абстракция реалистической психологии — отрывало абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание порождается мыслью.

Но в действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам.

Определение

Абстрактное мышление – это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. В современном мире многие работодатели очень ценят подобные способности у своих сотрудников, это обеспечивает нестандартное решение проблем, новые оригинальные проекты. Развить абстрактное мышление у ребенка – это важная задача для его родителей, так как во многом это залог его успеха в будущем.

Формы

Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.

Суждение является особой , которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.

Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.

Умозаключение является , благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.

Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.

Типы мышления

В психологии выделяют несколько видов мышления. Это разделение является отражением возможности человека сочетать слово, действие и мысль или образ. Психологи подразделяют их таким образом:

  1. Конкретно-действенное или практическое.
  2. Конкретно-образное или художественное
  3. Словесно-логическое или абстрактное.

Особо стоит сказать о словесно-логическом типе, так как именно он сопровождает все значительные достижения человечества.

Особенности

Как уже неоднократно говорилось, именно такой тип мышления лежит в основе эмпирической познавательной функции. Психологи все время пытаются усовершенствовать и конкретизировать процессы, которые происходят у нас в сознании. Принято разделять несколько направлений в абстрактном мышлении, основываясь на задачи, которые пытается решить человек:

  1. Идеализирующие.
  2. Обобщающие.
  3. Примитивно-чувственные.
  4. Изолирующие.
  5. Актуальной бесконечности.
  6. Конструктивизации.

Идеализирующая форма предполагает замещение реальных понятий идеалами. Это значительно затрудняет анализ окружающего мира, так как очень сложно найти идеал или применить идеальное решение к реальным обстоятельствам. Представления человека являются абсолютно идеальными. Пример: «совершенно белый снег».

Обобщающий тип – основное оружие математиков. Он характеризуется восприятием объекта мысли в общем, лишая его деталей и конкретики, а значит, делая его немного оторванным от реальности.

Примитивно – чувственный тип заключается в абстрагировании от некоторых свойств явлений и предметов, в то время как другие их свойства выходят на первый план. Этот тип является основным в любой деятельности человека, поскольку отвечает за восприятие окружающего мира.

Изолирующий тип заключается в концентрации внимания на одной, наиболее значимой для человека детали, в то время как на остальной предмет он не обращает должного внимания.

Конструктивизация заключается в отвлечении от общих характеристик предмета или обстоятельства.

Также абстрактное мышление разделяют на:

  • формальное;
  • содержательное.

Одинаково ли у людей развита абстракция?

Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.

У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.

Типы абстракций

Чтобы понять, что значит абстрактное мышление, стоит разобраться в единицах закономерностей, их разновидностях и целях. Их выделяют всего шесть:

  • Изолирующая – способствует выделению тех элементов, на которых делается акцент.
  • Конструктивизация – выражает «размытые» предметы более четкими по форме.
  • Актуальной бесконечности – устанавливают бесконечные составляющие в качестве конечных.
  • Обобщающая – отсекает персональные особенности объекта и концентрирует на общих его характеристиках.
  • Примитивно-чувственная – выделяет одни свойства и черты и избегает других.
  • Идеализирующая – меняет реальное описание на идеальный шаблон, скрывающий все недостатки.

Помимо этого, существует классификация по задачам:

  • Формальные – явления рассматриваются посредством конкретных внешних проявлений, без которых их бы не было.
  • Содержательные – выделяются элементы, способные существовать самостоятельно.

Пользуясь всеми абстракциями и представленными ими возможностями, человек выделяет из действительности то, что он физически не может увидеть, услышать или ощутить.Но обобщенные закономерности происходящего передаются нам посредством речи родителями, преподавателями или воспитателями. С этим багажом знаний нам не приходится объяснять уже известные истины каждый раз, когда они случаются. Но здесь стоит упомянуть и о другой стороне вопроса.

Зачем нужно абстрактное мышление

Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.

Люди, которые умеют мыслить абстрактно:

  • успешно сдают тесты на развитый интеллект;
  • решают сложные проблемы;
  • расположены к разным видам искусства;
  • генерируют новые идеи и направления;
  • смотрят на проекты в перспективе;
  • мыслят вне установленных рамок;
  • находят несоответствия.

Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.

Благодаря абстрактному мышлению комик Нурлан Сабуров сравнивает УЗИ ребенка с общением по скайпу

Человек, который использует абстрактное мышление, оперирует набранными знаниями и складывает их в определенную систему. Например, применяет забытые навыки из детства во взрослой жизни, слушает исторические подкасты и внедряет новые знания в технической профессии. Грубо говоря — совмещает несовместимое и получает из этого выгоду.

Абстрактное понятие

Абстрактное понятие — высшая форма абстракции, но связанная с примитивной чувственной абстракцией. Начиная с одних чувственных свойств объекта, выделяя другие чувственные свойства (примитивная чувственная абстракция), абстракция переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в отвлечённых абстрактных понятиях. Через отношения между предметами мысль может выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия всё более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Существовало два учения об абстракции, то есть о том процессе, когда мышление переходит к абстрактным понятиям:

  • абстракция эмпирической психологии — это учение сводило абстрактное лишь к чувственному,
  • абстракция реалистической психологии — отрывало абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание порождается мыслью.

Но в действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам.

Виды абстракций

Существует два вида мышления – индукция и дедукция. Кстати, вопреки распространённому мнению, гласящему, что один из самых известных литературных сыщиков Шерлок Холмс для раскрытия преступлений пользовался только вторым, специалисты считают, что он практически в совершенстве владел обоими и даже чаще прибегал к помощи первого.

Разберёмся, как это работает. Возьмём несколько вводных: первоклассник Илья с июня не ходит в школу, десятиклассница Марина с наступлением лета перестала посещать уроки, педагог Лидия Ивановна всё лето сажает клубнику на даче. Метод индукции нам подскажет, что школа летом не работает. Однако это не всегда верное утверждение.

Развитие умения мыслить абстрактно

Способность к абстрактному мышлению формируется у человека естественным образом с детства — периода, когда ребенок активно фантазирует, придумывает сказки и выдумывает вымышленных персонажей.

В старшем возрасте способность абстрактно мыслить помогает ребенку осваивать технические науки. Далее она активно помогает осваивать предметы в вузах.

Во взрослой жизни, способность мыслить абстрактно помогает решать устраивать мозговые штурмы и находить необычные выходы из ситуаций.  Также эта способность проявляется в таких областях, как философия, психология, журналистика или инженерия. Кроме того, именно абстрагирование человеку мечтать, создавать образ будущего.

Абстрактное мышление у детей

Дети и так с рождения неплохо справляются с абстрактными явлениями, но родители могут сделать этот процесс более плодотворным. Заниматься с ребенком можно с самого рождения, пока его мозг растет и формируется. Главная задача взрослых — научить ребенка переходить от конкретных предметов к отвлеченным понятиям, которые можно только представить. Для этого даже существуют специальные упражнения:

Рисование кляксы. Для упражнения нужно взять альбомный лист, и с помощью красок сделать мокрую кляксу. Вместе с ребенком можно превратить эту кляксу в нечто существующее — человека, животное или предмет быта.
Придумывание несуществующих имен и названий. Ребенку можно показать любую картинку и предложить дать ей название

Здесь важно называть первое, что приходит на ум. Также можно давать имена животным и людям

Особенно интересно делать такое упражнение с доисторическими животными, которых уже не существует.
Театральные постановки. Входя в список рекомендаций для гармоничного развития ребенка, ролевые игры и постановки также помогают развивать абстрактное мышление. Отлично подойдут для этого пальчиковые игры или театр теней.
Кроме того, в развитии абстрактного мышления у детей отлично помогают загадки, ребусы, пазлы и игры в ассоциации.

Абстрактное мышление у взрослых

У взрослых людей с созданием абстрактных образов и явлений дела обстоят хуже, чем у детей. Во многом, из-за сформированной картины мира, опыта и жизненных принципов. Мышление взрослого человека менее гибкое, поэтому новые знания им воспринимаются с трудом. Но при желании, любой человек может заново научиться думать абстрактно. Для этого можно воспользоваться упражнениями на развитие креативности:

  1. В конце дня нужно закрыть глаза и представить всех людей, с которыми довелось встретиться в течение для. Вспомнить необходимо все детали — одежду человека, его лицо, цвет глаз, тембр голоса и настроение. Также стоит воспроизвести ощущения от встречи с этим человеком.
  2. Второе упражнение также выполняется с закрытыми глазами. Оно заключается в воспроизведении разных эмоций. То есть, нужно создать образ радости, ужаса, страха, тревоги, недоверия и т.п.
  3. Третье упражнение также следует выполнять с закрытыми глазами. Но представлять нужно образ какого-либо понятия. Отлично подойдет для упражнения такое понятие как бесконечность. Создавая образ этих явлений, нужно отследить свои ощущения.

Кроме упражнений, можно использовать такие инструменты, как головоломки, ребусы, рисование и логические задачки. Пазлы также прекрасно подойдут для построения цельного образа из отдельных картинок.

Основные признаки

Абстрактным мышлением в той или иной мере обладает каждый. Но наиболее сильно оно развито у людей, работающих с некими неосязаемыми понятиями. Именно абстрактно-символическое мышление принесло в нашу жизнь алфавит. Ведь что такое буква? Её невозможно потрогать. Но складывая буквы в слова, мы формируем свою точку зрения.

Ещё одним примером из жизни можно назвать появление численности. Цифр тоже не существует в виде предметов. Их придумали для того, чтобы было проще изъясняться. По сути, «семёрка» – это семь единиц. И лишь абстрактное мышление превратило их в конкретный знак.

Другая часть – это абстрактно-пространственное мышление. Никто точно не знает, как выглядит поверхность других планет, но любой может представить это, основываясь на создании абстракции, на фантазии, увиденных ранее фильмах, картинах, прочитанных книгах писателей-фантастов.

Как развить абстрактное мышление. Что это такое и зачем, 101!

Мыслить нужно абстрактно, широко. А что это значит? Не ясно. В заметке 1timer.ru рассмотрим что такое абстрактное мышление простым языком.

Конкретное мышление – однозначное. Пример: Вась, если ты не уберешь этот кирпич с края, то Андрюха его заденет локтем и мы разобьем вон те машины внизу.

Абстрактное мышление – неоднозначное, неточное. Пример: возможно умереть от падения кирпича на голову, кирпичи тяжелые и из-за халатности убивают каждый день.

Продуктом абстрактного мышления становятся выводы, которые исходят из обобщений. Лишняя информация отсекается. Это ускоряет процесс анализа ситуации мозгами.

При абстрактном мышлении:

  • Человек пытается соединить в логическую цепочку общие свойства различных явлений, событий и предметов;
  • Процесс мышления ограничен объёмом знаний, которыми обладает человек. Он представляет собой «внутренний диалог».

Перерабатывая полученную информацию, человек формирует новые знания и закрепляет их в своей памяти. В ходе абстрактного мышления человек используют инструменты: понятия, критерии оценки, обобщения, анализ, информацию, знания.

Инструменты абстрактного мышления помогают выстраивать причинно-следственные связи. Абстрактное мышление позволяет находить соответствия между, казалось бы, не связанными друг с другом предметами и явлениями.

Отличительной особенностью абстрактного мышления является умение отделяться от условностей и частностей, оценить ситуацию чистоганом.

Если ты не развиваешь абстрактное мышление – ты дурак!

Зачем отмечать мелочи и игнорировать общее, если это не дает результаты? Абстрактным мышлением обладают люди с высоким интеллектом, благодаря абстрактному мышлению расширяется горизонт восприятия окружающего мира. Оно раздвигает рамки суждений, умозаключений и выводов.

6 видов абстракции, которые нужно знать всем

Абстрактное мышление тесно связано с воображением. Их истоки — чувственное познание. В психологии существуют различные классификации видов абстракции. Все они основаны на 2-х процессах: отвлечения и пополнения. Различают абстракции:

Изолирующие или аналитические. Фиксируют свойства предметов. Например, «теплоёмкость», «влагонепроницаемость», «правдивый» и т.п;

Обобщающие. Формулируют общие свойства предметов. Пример: «кислые», «зелёные», «твёрдые» и т.п;

Конструктивизм. Вырабатывает реальные способы решения задач;

Идеализирующие. Преувеличивающие достоинства предметов: «абсолютно чистая вода», «идеальная фигура» и т.п;

Актуально-бесконечные. Исключает возможность фиксации чего-либо;

Примитивно-чувственные

Отвлекают внимание в процессе размышлений от одних чувств и концентрируют его на других эмоциях.

Практические примеры абстрактно-логического мышления

В жизни каждого человека можно найти массу примеров абстрактного мышления. Все они показывают неординарный подход к решению той или иной проблемы. Яркой иллюстрацией абстрактного мышления может служить пример того, как Вини-пух на воздушном шаре пытался добыть себе мёд из дупла «неправильных» пчёл. Найти примеры абстрактного мышления можно не только в жизни сказочных персонажей.

Пример абстрактного мышления #1. Числа

Математические вычисления на бумаге описываются с помощью различных чисел и знаков. А как происходят вычисления в голове у человека без бумаги и ручки? Результат расчётов возникает из игры с образами. Многие люди даже не пытаются визуализировать картинку пошаговых вычислений.

Пример абстрактного мышления #2. Планирование жизни

Это элемент жизни человека всегда включает в себя элементы фантазии. Например, кто-то купил лотерейный билет и ещё до начала розыгрыша начинает строить планы по трате не полученного выигрыша.

Пример абстрактного мышления #3. Идеализация

Случается мужчины и женщины наделяют своих партнёров качествами, которых у них нет (и никогда не было). Придуманный им идеальный образ может жить в их сознании до конца жизни.

Зачем нужно развитие этих навыков

Такой тип начинает свое становление у ребенка с ранних лет. Каждый малыш любил в детстве фантазировать и мечтать, представляя то, что вряд ли произойдет. Это и есть то самое мышление, когда мы абстрагировались от реальности.

Задайте вопрос

В школе такое умение способствовало изучению точных областей наук (той же самой геометрии). В университете способность также пригодилась при решении многочисленных абстрактных задачек. И наконец, на работе мы распределяем обязанности, группируем их по конкретным признакам, справляемся с трудностями и даже зачастую отыскиваем между ними некую связь. То же самое мы делаем, когда раздумываем о смысле собственной жизни.

Сфер, где главную роль играет это свойство, довольно много. Это и философское учение, и писательское дело, и психология. Плюсом является и то, что мы можем мечтать, планировать будущее, вести беседы о религии или шутить. И этот список можно продолжать бесконечно.

Такие размышления позволяют нам оставаться развитыми и разумными. Мы видим то, чего формально не существует, и умеем изучать явления реальности. Поэтому значение этого совершенствования трудно переоценить – так мы повышаем интеллект, достигаем успехов как на работе, так и в личной жизнедеятельности и используем для этого несложные методы.

Примеры того, как абстрактно мыслить

Одним из ярких, пожалуй, являются точные научные области: математика, химия, геометрия, физика. Такие размышления называются фундаментальными для них. Ученые не видят и не ощущают чисел, фигур и химических элементов как таковых, но они умеют ими оперировать: исчислять, измерять, объединять.

Или возьмем понятие «жизнь». Что это такое? Ответ на данный вопрос искали многие философы. По сути, это существование тела, куда помещено сознание. Но вот четко сказать об этом понятии мы все равно не сможем.

Это вид имеет место и тогда, когда человек думает о будущем. Мы никогда не узнаем наверняка, что с нами произойдет завтра, через месяц или год. Но нам свойственно строить планы, мечтать или ставить цели и идти к их достижению. Человеческая жизнедеятельность обладает определенной направленностью. Одни вещи мы вряд ли сможем изменить, но такое мышление помогает нам разрабатывать стратегию и идти навстречу желаемому. Другими словами, этой действительности пока еще не существует, но мы стараемся сделать все, чтобы она была в соответствии с нашими представлениями.

Нельзя не упомянуть и о таком свойстве, как идеализация. Многие люди представляют себе реальность и живущих в ней индивидов идеальными. Известный стереотип – ждать «принца».

Стоит затронуть и образцы обманчивых суждений. Первое, что приходит в голову, снова касается темы взаимоотношений. Некоторые представительницы женского пола с уверенностью утверждают, что все парни плохие.

Но такой вывод основывается исключительно на субъективном мнении. Если девушке не повезло с избранником, и тот ее обидел или обманул, это не значит, что все такие. Но в этом случае о мужчинах говорят, как о конкретной категории со своими характеристиками, а потому черты, имеющиеся у одного из них, приписываются всем.

Подобных примеров можно найти множество, но все они доказывают то, что абстрактное размышление имеет огромное значение в нашем повседневном мыслительном процессе. Конечно, у каждого человека проявляется оно по-разному и всегда будет то, что необходимо развивать. А если вы не знаете, с чего начать, то я помогу сделать первые шаги в самосовершенствовании, для этого надо просто записаться на мою личную консультацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector