Бюрократия

Бюрократизм и бюрократия в России

Несмотря на распространенное мнение, что Россия — это страна бюрократов, количество чиновников у нас гораздо ниже, чем в развитых странах Европы. По сообщению РИА «Новости», «слухи о высоком уровне бюрократизации в России сильно преувеличены» (www.ria.ru). Согласно исследованию экспертов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», самый низкий уровень бюрократизации наблюдается, как ни странно, в Москве и Санкт-Петербурге, где на 10 тысяч населения приходится соответственно 44 и 50 гражданских и муниципальных служащих. Это при среднероссийском показателе в 67 чиновников. Не правда ли, удивительное открытие?

Сравнивая с западными странами, мы имеем на те же 10 тысяч населения в Румынии примерно 250 госслужащих, в Германии и Норвегии — около 300, в США — порядка 350, во Франции — около 400 человек, занятых в госслужбе (то есть чиновников во Франции в 6 раз больше, чем в России, относительно населения, конечно).

Кроме того, что в некоторых районах нашей страны действительно не хватает работников госслужб, у нас в стране существует и проблема неэффективной работы бюрократической системы, бюрократизма. С чем это связано? Опять же с тем, что по своей сути бюрократия — это порождение кожной меры, противоположной нашему уретральному менталитету. Мы не ограничены ментально и не любим подчиняться закону. Четкое следование правилам, которое подразумевается в бюрократической системе, нам чуждо. Вот почему бюрократия в России всегда отличалась от западной.

В 1920–1930-е годы в СССР сформировался новый тип чиновничества, отличающийся от европейский бюрократии, — номенклатура, — который тем не менее вобрал в себя все качества бюрократии российской. Во время правления обонятельного Сталина карьера чиновника зависела не от деловых качеств, а от политической лояльности чиновника, его приверженности партии. А во времена его преемников — от личных связей, что, конечно же, не способствовало качеству управления.

Русским свойственно создавать неформальные отношения, даже во власти. Базой для российского кумовства является комплементарность уретрального менталитета анальным ценностям семьи и дружбы. Вот почему, принимая на работу в аппарат власти, в России чаще всего смотрят не на профессионализм, а на наличие связей. О причинах российской коррупции мы уже говорили.

Понятие бюрократии по мнению социологов Р. Мертона и А. Гоулднера

Мертон и Гоулднер утверждали, что управленцы и чиновники часто делают из бюрократии самоцель. При этом достижение успеха всей компании отходит на второй план. Становится важнее ведение деловой переписки, введение стандартов, норм и правил, а также контроль за их соблюдением.

Мертон охарактеризовал бюрократию следующим образом:

  • в результате четкого выполнения всех формальностей управленцы теряют способность принимать решения на своем уровне (они становятся зависимыми от мнения вышестоящих);
  • основной задачей работников является четкое следование прописанным правилам и инструкциям;
  • жесткие рамки заставляют управленцев всех уровней отказываются от творческого мышления: они начинают жить в рамках стереотипного мышления.

Все трудности и негативные процессы в организациях часто становятся следствием преувеличения стандартизированных норм. Работники знают, как им следует поступать в тех или иных ситуациях, но, как правило, жесткость рамок поведения и действий ухудшает взаимодействие со внешней средой.

Согласно данной теории бюрократии, этот метод управление имеет значительные негативные черты:

  • игнорируется природа человека;
  • в социуме отчуждение становится нормой;
  • человек не может высказывать свое мнение, особенно то, что идет в противовес общепринятому мышлению;
  • люди начинают подчинять личные цели тем, что приняты организацией;
  • в организациях наблюдается приспособленчество.

А. Гоулднер разделил бюрократию на два типа — представительную (власть руководствуется знаниями, опытом и умениями) и авторитарную (власть превращает повиновение правилам в самоцель).

Похожие термины:

  • административный аппарат современного государства или рационализированная часть любой организации, работа которой проявляется в формализации нормативных процедур управления (структурных, про

  • (франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть, господство, букв.: власть канцелярии). 1) тип организации, управление в к-рой основано на безличных (деперсонализированных), письменных инструкциях

  • англ. apparatus, bureaucratic; нем. Apparat, burokratischer. 1. По M. Веберу — персонал бюрократической организации, функционирование к-рой основано на принципе специализации, иерархизации постов, безличном характере вып

  • от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство) — англ. bureaucrat; нем. Burokrat. 1. Работник бюрократического аппарата. 2. Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб д

  • Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидер

  • англ. bureaucracy models; нем. Burokratie, Modelin der. 1. Часто синоним бюрократии. 2. В социологии организации — различение моделей организации, предложенное Э. Литваком: бюрократическая модель, характеризующаяся жес

  • англ. theories of bureaucracy; нем. Burokratietheorien. Совокупность концепций (К. А. Сен-Симон, М. Вебер, Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, А. Гоулднер, М. Крозье, С. Липсет), анализирующих функции и внутренние структуры бюр

  • англ. bureaucracy, types of; нем. Burokratie, Typen der. По А. Гоулднеру — бюрократия дисциплинарная (репрессивная), пользуясь правом приказывать, требует слепого выполнения установленных правил; бюрократия репрезент

  • англ. domination, bureaucratic; нем. Herrschaft, burokratische. 1. По M. Веберу — легальное господство, осуществляемое административно-управленческим аппаратом. 2. Тип госуд. управления, характеризуемый отрывом центральной

  • англ. leader, bureaucratic; нем. Fuhrer, burokratischer. Лидер, авторитет к-рого обусловлен гл. обр. его положением в бюрократической иерархии, а не личными достоинствами и характеристиками.

  • такая озабоченность правилами и установлениями, когда под угрозой оказывается достижение организационных целей.

  • англ. sabotage, bureaucratic; нем. Sabotage, burokratische. По А. Гоулднеру — действия бюрократии, препятствующие нормативному функционированию организации, с целью сохранения собственного места в соц. системе.

  • См. БЮРОКРАТИЯ.

  • тенденция бюрократических организаций к самосохранению.

  • процесс, в ходе которого общество все более превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.

  • англ. bureaucratism; нем. Burokratismus. Чрезмерно формализованные, медленные или неконтролируемые процессы принятия решения в управленческих системах.

  • (бюрократия от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть) – организация с системой управления, основанной на главенствующей роли административного аппарата. Наиболее значимые разработки

  • форма организации, подразумевающая управленч. контроль, основанный на жестких правилах, специализированных знаниях, инструкциях, регламентирующих трудовое поведение и трудовые отношения. Истор

  • bureaucratese, officialese, gobbledy- gook. — Клише, длинные запутанные конструкции, используемые с целью сбить коммуниканта с толку и завуалировать какиелибо неприятные факты; также используется в канцелярскозакон

  • характеризуется наличием технологически дисциплинированных сотрудников, строго выполняющих свои функции и приказы начальства.

Российская бюрократия

В России бюрократия, к сожалению, является основой построения работы бо́льшей части государственных учреждения, ведомств и организаций. Поэтому чаще всего приходится сталкиваться с таким видом, как аппаратная бюрократия, но при этом она часто бывает искажена. Таким образом, на бумаге в организации все изложено практически идеально, однако реальное положение вещей может быть совсем другим. Служащие могут использовать свое положение в личных целях и в некоторые моменты нарушают все нормы, стандарты и инструкции.

Ядром системы ценностей становятся карьера управленца, с которой он связывает все свои жизненные ожидания, а само служение организации становится средством достижения личной выгоды. В силу некоторых особенностей территории и менталитета в данный момент применение на территории РФ рациональной (правильной) бюрократии не представляется возможным.

Разновидности бюрократии

Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии:

  1. Классическая;
  2. Профессиональная;
  3. Адхократия;

3.1. Классический тип

В классическом типе бюрократии случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.

  • Деятельность происходит в соответствии с унифицированными правилами и процедурами.
  • Организация работы с течением времени не меняется.
  • Управление осуществляется централизованно.
  • Каждый участник системы действует на основе разделения труда и имеет свои чётко определённые функции.

Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.

  • Люди, которые трудятся в составе этой системы имеют слабую мотивацию, что существенно снижает эффективность работы.
  • Поскольку в большинстве случаев обязанности являются простыми и чётко определёнными, профессиональные и творческие способности играют незначительную роль. В такой деятельности им трудно найти какое-либо применение.
  • Слабым местом в функционировании классической бюрократии является возникновение сложных и непредвиденных ситуаций, требующих нестандартного подхода. Часто в таких условиях действия не являются эффективными, так как они не предусмотрены установленными правилами и требуют нестандартных подходов и решений.

Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.

3.2. Профессиональные бюрократические структуры

Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.

Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:

  1. При определении конкретного способа организации работы и функций отдельных сотрудников основную роль играют стоящие перед бюрократической структурой задачи.
  2. При этом походе к управлению распределение обязанностей между сотрудниками менее формально по сравнению с классическим типом.
  3. Каждому начальнику на участке, за который он отвечает даётся большая степень самостоятельности в принятии решений.
  4. Для сотрудников является характерным высокий уровень компетентности.
  • Профессиональная бюрократическая система способна эффективно решать различные типы задач, в том числе нестандартного типа.
  • Высокая степень мотивации не только отдельных сотрудников, но и организации в целом.
  • Организация работы такова, что сотрудникам даётся возможность в своей работе применять творческий подход.

В этой структуре власть предоставляется не только посредством административных методов, но и на основе способностей, уровня экспертности

Здесь осуществление руководства требует высокого уровня компетенции, что не всегда является достижимым.
В такой организации особенно важно найти подходящих сотрудников, у которых имеется соответствующий уровень профессионализма. Однако это не всегда осуществимо в полной мере — не всегда есть возможность найти профессионала.
Если отсутствуют перспективы развития, то это приводит к снижению уровня мотивации.

Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.

3.3. Использование адхократии

Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.

При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.

Три вида бюрократии

Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.

Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».

Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.

Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.

Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.

Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.

Российский бюрократизм и общество потребления

В настоящее время в России предпринимаются попытки сделать бюрократическую систему более эффективной. Для этой цели широко применяются информационные технологии, которые предполагают облегчение доступа населения к госуслугам, уменьшение бумажной волокиты.

Однако на деле, при все увеличивающейся компьютеризации процесса управления, почему-то происходит рост числа чиновников, а вал отчетности, бумажной работы только возрастает. Это особенно хорошо наблюдается в сферах образования и здравоохранения, где новые методы управления настолько уже формализовали процесс общения с клиентом, что страдает качество обслуживания. Например, на прием пациента выделяется 15 минут, в течение которых врач должен успеть внести все его данные в электронную карту, так что на осмотр времени уже не остается. Контроль каждого шага, необходимость заполнения огромного количества отчетных документов делают из специалистов бюрократов. Бюрократизм проникает в профессиональные области, качество услуг в которых очень от этого страдает.

Конечно, подобные побочные эффекты бюрократии наблюдаются и на Западе, но у нас они вызывают особое неприятие. Ментально нам ближе, когда в центре наших устремлений находится человек, его нужды и потребности. Для нас общее важнее личного, а все эти нормативные проволочки вызывают лишь раздражение.

Вот почему, когда мы берем на вооружение новейшие западные технологии управления, они у нас не работают. Тотальный контроль за качественным выполнением работ, наказание рублем не вызывают у нас желание следовать закону. На русского человека можно воздействовать, лишь пробуждая в нем ответственность за других. Только это находит отклик в его сердце и желание действовать на благо общества.

Поэтому усилия по достижению эффективного управления надо прикладывать не в сфере применения новейших западных технологий управления, а в психологической сфере, раскрывая нашему народу правду о его менталитете и огромном потенциале, заложенном в его психическом.

В поздние советские времена, когда архетипичная бюрократическая номенклатура разлагалась, народ продолжал жить жизнью общества, делая свою работу на совесть, на благо целого, без всяких западных технологий эффективного управления. Правильно выстроенная идеология, оказавшаяся созвучной нашему менталитету, помогла нам создать сильное и экономически развитое государство при слабой и неэффективной бюрократической системе. Это уроки прошлого, к которым мы могли бы обратиться сейчас.

Но гораздо важнее для нас сегодня, основываясь на новом системно-векторном понимании себя и своего места в историческом процессе, выйти из затяжного стресса следования чужому западному пути и обрести наконец точку опоры для уретрального рывка «за флажки» — в общество будущего… Вместе со всем миром.

Корректор: Наталья Коновалова

Что такое бюрократия?

Бюрократия (от французского « bureau» – бюро, канцелярия и греческого «kratoc» – господство, власть) – это управленческая функция государства, в основе которой лежит четкая вертикальная иерархия для выполнения наиболее эффективным способом поставленных перед государством задач. В осуществление этой функции включены абсолютно все государственные органы управления. Бюрократия несет в себе негативную окраску, тем не менее она существует во всех странах, власть в которых сосредоточена в руках органов центральной правительственной власти. Она выгодна для государства по следующим причинам:

  • является своеобразным инструментом для манипулирования обществом;
  • позволяет держать население страны на коротком поводке, не давая возможности проявлять лидерские способности.

В настоящее время бюрократия получила более широкое распространение, став использоваться не только в сфере государственного управления, но и для описания способа управления какого-либо крупного предприятия или корпорации с большим и разветвленным штатом менеджеров. Бюрократия стала применяться по отношению к таким сферам профессиональной деятельности как корпоративная, профсоюзная, церковная и т.д. Бюрократию характеризуют:

  • «вертикальные» информационные потоки;
  • формализованные способы принятия решений;
  • претензии на особый статус в обществе.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе:

Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии:

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты: стабильность, иерархия, разделение труда.

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.

Что представляет собой бюрократия?

Понятие бюрократия пришло к нам из иностранных языков. Слово состоит из двух основ: французской части bureaucratic, в переводе — господство письма, бумаг, канцелярии, а также греческой kratos — власть. В современном понимании бюрократия подразумевает любую форму организаций общества, контролирующих социальные отношения, экономические, идеологические и политические. При этом субъекты исполнительной власти отрываются от воли и решений общества, создавшего бюрократические структуры. При такой системе форма начинает превалировать над содержанием деятельности, а главной задачей бюрократии становится поддержание существования самой себя. Зачастую бюрократическая система правления ведет к возникновению привилегированных классов в обществе.

Более простое «техническое» значение слова бюрократия — это сама организация, которая на профессиональной основе при помощи государственных служащих выполняет функции исполнения общественной политики. 

В общих чертах можно назвать четыре значения слова «бюрократия»:

  • собственно организация процесса управления страной и разграничения обязанностей чиновников;
  • создание иерархии власти и обеспечение контроля по вертикали властных структур;
  • формализация и обеспечение системности правил управления, норм и инструкций;
  • специализированный обезличенный и в идеале беспристрастный характер отношений внутри системы. 

Где узнать, что такое бюрократия

Прочитать, что такое бюрократия, можно прежде всего в трудах экономистов и политологов, однако эти работы так длинно и сложно написаны, что проще будет обратиться к словарям и энциклопедиям. Определение бюрократии дают:

  • Философский энциклопедический словарь;
  • Словарь иностранных слов русского языка;
  • Новая философская энциклопедия;
  • Большая советская энциклопедия. 

Когда возникла бюрократия

Философские работы об институте и явлении бюрократии стали появляться только в восемнадцатом веке. Однако сама бюрократия появилась как инструмент управления гораздо раньше, почти одновременно с обретением письменности древними цивилизациями.

Первые структуры, помогавшие управлять народами, создавались еще в Древнем Шумере, о котором нам известно не так много. Более подробно можно рассмотреть зачатки бюрократической системы, действовавшей в Древнем Египте. Относительно Древнего Китая известен даже автор создания местной бюрократии — философ Конфуций. Он старался сделать систему управления благом для государства и населения. Но не всегда бывает именно так. В Древнем Риме разросшийся до гигантских размеров бюрократический аппарат во времена императора Диоклетиана задавил экономику страны.

Как термин слово «бюрократия» появилось в XVIII веке в Европе.

О вреде и пользе бюрократии

Как только люди придумали, как назвать бюрократию, они начали ее критиковать. Первым отрицательные стороны этого явления раскрыл в своих работах Карл Маркс. Он утверждал, что современный ему бюрократический аппарат потерял свои функции, стал причиной того, что государственные организации теряют смысл и цель своей деятельности, подчиняя все функции задаче самосохранения, роста и укрепления своего положения в обществе. Государственные нужды заменяются канцелярскими.

Многие в изучении бюрократии и ее влияния на экономику и общество в целом опираются на работы социолога, историка и философа Макса Вебера. Он не зацикливался на вреде бюрократии, а изучал ее структуры, функции и возможности рационального управления обществом. Он разработал принципы, соблюдая которые бюрократия приносит пользу государству и народу:

  • строгая иерархия;
  • разделение областей компетенций;
  • назначение, а не выбор кандидатов на должности;
  • получение чиновниками зарплаты;
  • создание понятия профессии «чиновник», а не работа на общественных началах;
  • запрет на владение учреждением, в котором работает чиновник;
  • дисциплина и контроль за деятельностью чиновников;
  • наличие вышестоящих инстанций и перемещение или смещение с должности их решением. 

Главное условие получения пользы от существования бюрократического аппарата — его беспристрастность. Макс Вебер считал, что чиновники-бюрократы станут людьми «духовного труда», обладающими компетенциями и профессиональной честью, однако, как показывает опыт, он сильно заблуждался в этом отношении. При этом он понимал, что без высоких нравственных ориентиров и рамок профессиональной гордости бюрократия станет источником всеобъемлющей коррупции. Он особенно подчеркивал, что сферой деятельности чиновника не может быть политика.

Суть работы бюрократа

Их интеллектуальным уделом становится сплошная иерархия с ее бесчисленными правилами и бесконечными предписаниями. Судьба чиновников- бюрократов полностью зависит от милости вышестоящих должностных лиц, от чьих капризов они всегда во власти не только на службе, но даже и в личной жизни.

От бюрократов ожидается, что они всегда будут одобрять и всеми способами поддерживать политическую направленность того кабинета министров, который в данный момент окажется у власти, и игнорировать или даже подавлять партию оппозиции. Конечно, тот факт, что существует многочисленный класс таких людей, зависящих от государства, создает серьезную угрозу сохранению конституционных институтов. И хотя и были предприняты некоторые попытки по защите отдельных служащих от произвола их начальников, но пока единственным результатом, которого удалось достичь, стало неизбежное ослабление дисциплины и все большая небрежность при исполнении служебных обязанностей.

Теория бюрократии по Веберу

Макс Вебер (экономист и социолог) был первым, кто начал изучать этот феномен и положил начало его детальному исследованию.

Ученый определил следующие принципы концепции бюрократии:

  • иерархия приказов, которая выстроена на легальной власти;
  • во главе всех подчиненных есть свой начальник, который отвечает за себя и за действия своих работников;
  • труд должен быть разделен по специализации и функциям;
  • отточенная система выполнение трудовых процессов;
  • система продвижения по службе выстраивается на основе опыта, умений, способностей и имеет свои стандарты.

Вебер использовать термин как определение рациональной организации, которая имеет четкие цели развития без фаворитизма. В его понимании бюрократия – это идеальная система управления социальными структурами и их структурными подразделениями.

Вебер считал, что бюрократия даст чиновникам возможность добиваться целей организации путем четкого распределения трудовых функций и следования принятым правилам их выполнения.

Характеристику рациональной бюрократии Вебер дал следующую:

  • сплоченность действий для достижения поставленных целей;
  • действие безличных правил;
  • ответственность на каждом участке работы;
  • иерархическая зависимость.

В процессе подробного изучения Вебер стал различать позитивный и негативный стиль управления. Под иррациональной (негативной) бюрократией он понимал ту систему, при которой процессы становятся самоцелью, что негативно отражается на успехе организации. Другими словами, бюрократия – это не способ достижения целей предприятия, а бессмысленное размножение ее атрибутов (приказов, распоряжений, инструкций и пр.).

Сущность бюрократии и бюрократизма

Бюрократия – сложное социальное явление. Ее роль в демократической системе неоднозначна. Бюрократия несет в себе угрозу демократической политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. В то же время, могущественная и независимая бюрократия, необходима для предотвращения политической коррупции и для сохранения самих демократических процедур.

Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Бюрократия в сознании многих имеет отрицательный смысл. Но буквальный перевод слова бюрократия с французского и греческого означает господство канцелярии. Главная черта бюрократии и бюрократа (лица, принадлежащего к бюрократии, т.е. канцелярии), в частности — формализм.

Вопрос о формализме в государственной службе, следовательно о бюрократии, является весьма актуальным. Не быть формальным — значит открыть путь к нарушениям буквы и духа закона, его сути. Поэтому формализм, ведущий к четкому следованию закону, есть позитивный формализм. Отсюда и бюрократия, как объективно необходимая государственная служба, в определенной мере должна быть терпимой обществом.

Феномен бюрократии был исследован в начале нашего века М. Вебером, в концепции которого эффективность бюрократии выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. 

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:

    1. как концентрация в корыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;
    2. как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;
    3. как стиль управления.

Опасность бюрократического сопротивления реформам заключается в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.

Очевидно, что ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.

Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения.

Из массы противоречий, существующих в управлении, необходимо выделить главное:

Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.

Поскольку инструкции создаются на базе прецедента, документы, отражающие прошлый человеческий опыт, становятся для бюрократов единственной универсальной мерой, под которую подгоняются текущие дела. Поэтому, даже ясная, как день, действительность, кажется чиновнику иллюзорной по сравнению с действительностью, засвидетельствованной в актах.

Производными обозначенных выше противоречий являются такие характеризующие бюрократизм черты, как некомпетентность и бумажный фетишизм.

Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления.

Не секрет, что решения различных звеньев управления отражаются в первую очередь на положении членов общества, которые их реализуют. Негативные социальные последствия неэффективных управленческих решений компенсируются также за счет масс, что встречает их естественное противодействие. Отсюда исконное стремление чиновничества не допустить реальных социальных оценок управления и вмешательства в эту сферу широких масс, так как это может привести к разрушению самой системы.

Обозначенные выше противоречивость, внутренняя нестабильность процесса управления вообще, являются, по мере развития, нарастания того или иного противоречия источником повышенной конфликтности социального управления, его бюрократизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector