Что собой представляет 89-фз, его краткий обзор и последние изменения от 2020 года
Содержание:
- Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
- Нормирование, учет и отчетность
- Уточняется понятие «сбора» и «накопления» отходов, и «отходов от использования товаров»
- Последствие несоблюдения закона
- Нормирование
- Экономическое регулирование
- Условия и правила хранения
- Житель всегда прав?
- Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
- Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?
- Необходимость разработки проекта ПНООЛР с нового года зависит от «опасности» объекта
- Приоритеты государства в сфере обращения с отходами
- Обзор изменений закона 2019 года
Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее — правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.
4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
6. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.
10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
11. Региональные операторы имеют право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1 — 14.4 настоящего Федерального закона для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.
Нормирование, учет и отчетность
В зависимости от категории производимых отходов различаются и условия нормирования для них. Так для I категории нормативы образования определяются на основании экологического разрешения, для II категории требуется указание объемов в декларации. Для III категории необходимо предоставление отчетности об образовании, размещении, а также обезвреживании и использовании отходов. На объектах с отходами IV категории нормативов и отчетности не требуется.
Порядок разработки нормативов и учета, должен утверждаться исполнительной властью. По закону предприниматели обязаны предоставлять отчетность в указанном порядке и в соответствующие сроки.
Уточняется понятие «сбора» и «накопления» отходов, и «отходов от использования товаров»
В статье 1 закона №89-ФЗ дается новое понятие процесса сбора отходов. Теперь оно уточнено и «привязано» к лицу, которое непосредственно занимается обработкой отходов, их утилизированием, обезвреживанием и размещением. Раньше указывалось, что сбор отходов – это только их прием от организаций и физлиц для дальнейшего обращения отходов. Кстати, из нового определения «сбора» убран процесс перевозки отходов, но само его понятие в законе все-таки сохранено. Чем грозят такие перемены сборщикам отходов? Серьезными волнениями:
- те компании, у которых в лицензии есть ссылка на право заниматься обработкой, утилизированием, обезвреживанием и размещением отходов, смогут спокойно заниматься их сбором и после 2019 года;
- а вот те фирмы, в лицензии которых указана деятельность только по сбору отходов и их транспортировке, обязаны будут переоформить лицензию, убрав из нее деятельность по сбору. Основанием для такого переоформления Росприроднадзор называет п.1 статьи 18 закона №99-фз о лицензировании, где говорится о необходимости внесения изменений в лицензию в случае смены перечня выполняемых работ, оказываемых фирмой услуг.
Интересные трансформации произошли и с «накоплением» отходов. С 2019 года нет жесткой привязки их временного складирования к специальным площадкам, обустроенным в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. Теперь накоплением будет считаться складирование отходов на срок не дольше 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации, обработки, и т.д., невзирая на характер места их накопления.
Уточнено понятие «отходов от использования товаров». С 01.01.19г. таковыми признаются отходы, которые образовались после потери товарами, их упаковкой, частично либо полностью своих потребительских качеств. И всё! С нового года даже если товар либо его упаковка (чего не было раньше) частично потеряли свои свойства, товар сразу признается отходом без каких-либо дополнительных требований. В старой редакции закона, чтобы перевести товар в состав отходов необходимо было, чтобы единовременно с утратой потребительских свойств выполнялось одно из следующих условий:
- складирование данных товаров должно было происходить в месте сбора отходов;
- либо они передавались по договору или в соответствии с законами РФ тому лицу, которое занимается обработкой, утилизированием отходов;
- либо собственник товаров иным образом отказывался от права собственности на них, в том числе выбрасывал их.
Теперь же для признания товара отходом с 01.01.19г. достаточно, чтобы он только потерял полностью или частично свои качества, интересные потребителю.
Последствие несоблюдения закона
Вид ответственности |
Меры взыскания |
Правовая база |
Гражданско-правовая | Возмещения вреда в полном объеме, независимо от наличия умысла |
гл. 59 ГК РФ ст. 1079 ГК РФ |
Дисциплинарная | Применение взыскания в виде:
|
ст. 192,193 ТК РФ |
Административная | Составление протокола:
|
23 КоАП РФ. |
Уголовная |
|
247-248, 261 УК РФ |
Нормирование
Для обеспечения экотребований законодательства РФ устанавливаются нормативы на возникновение и дислокацию отходов, лимиты на размещение.
Норма образования утиля – масса веществ, возникающих согласно годовому технологическому регламенту или проекту при максимальной мощности производства.
Весь мусор, располагаемый на территории предприятия, подлежит нормированию на следующих условиях:
- наличие разрешительных документов;
- соблюдение экологической безопасности;
- целесообразность сбора и дислокации в пределах определенной местности;
- максимальная утилизация остатков;
- внесение установленной платы.
Нормирование предполагается для каждой группы материалов.
На определение предельного показателя влияют такие критерии:
- тара хранения;
- габариты;
- грузоподъемность;
- период размещения.
Лимиты на размещение утиля устанавливаются из коэффициента расхода материала в пределах производства. Параметры разрабатывают согласно допустимой границе опасного влияния на экосистему, объемам и классам мусора. Нормирование и утверждение лимитов является прямой обязанностью юридических лиц и ИП.
Установление показателей требует предоставления субъектами хозяйствования следующего пакета:
- письменное заявление установленного образца;
- копию лицензии;
- проект нормативов и лимитов.
Подача недостоверных данных преследуется по закону.
Экономическое регулирование
Основные принципы экономического регулирования в вопросе обращения с мусором:
- Снижение объемов отходов и их повторное вовлечение в оборот;
- Наличие платы за размещение;
- Экономическое стимулирование утилизации.
Так, согласно статьи 23, ИП и юр. лица обязаны вносить плату за отрицательное воздействие на окружающую среду производимых и размещаемых отходов. Исключение составляет размещение мусора на специальных объектах, оборудованных для размещения отходов. В этом случае оплачивать негативное воздействие не требуется.
Кроме того, применяются меры экономического стимулирования – например снижение размера выплат за негативное воздействие или налоговые льготы, в случае использования биоразлагаемых материалов.
Экологический или утилизационный сбор, который должен быть оплачен производителями или импортерами, если их товары присутствуют в перечне из пункта 2 статьи 24.2.
Ставка сбора рассчитывается на основании затрат на транспортировку и утилизацию единицы изделия, а общая сумма это произведение ставки на количество производимых единиц. Сбор подлежит оплате за каждый год, в срок до 15 апреля следующего года.
Условия и правила хранения
Раздел инструкции по обращению с отходами регламентирует вид и форму хранения отработанных материалов и оборудования, допустимый лимит накопления отходов. Если предприятие вырабатывает нескольких видов мусора, необходимо учитывать их совместимость при выборе места размещения.
Основные требования, указываемые в документе:
Условия временного хранения промышленных отходов
- на местах временного размещения не допускается скапливание объёма отработок выше установленных норм – необходимо обеспечить своевременный вывоз с территории предприятия;
- покрытие пола площадок и складов должно быть устойчиво к химическим реагентам и обладать антивпитывающими свойствами;
- запрещается курить и пользоваться открытым огнем возле площадок хранения отходов;
- подходы к противопожарному инвентарю должны быть легкодоступны и не загромождены;
- не допускается размещение отработок рядом с нагревательными приборами и источниками тепла, приборами с возможностью искрообразования;
- на площадках временного складирования отходов должны быть установлены ёмкости с песком, содой или известью для нейтрализации и сбора пролитых химикатов.
Ртутьсодержащие отработанные лампы хранятся в складах с принудительной приточно-вытяжной вентиляцией вдали от бытовых и подсобных помещений. Обязательно использовать специальные поддоны для предотвращения растекания ртути в случае разбития ламп. Запрещается их хранение без упаковки, на грунте и под открытым небом.
Житель всегда прав?
До сих пор в наших деревнях идут многочисленные споры о том, где оборудовать контейнерные площадки. Мое мнение такое, что не стоит идти на поводу у местных жителей. Главное – чтобы это место отвечало всем требованиям российского законодательства и санитарным нормам. Основная проблема наших деревень – огромное количество садовых товариществ. И место, которое предлагает одна из инициативных групп, расположено на выезде из деревне. Оно лежит как раз по пути садоводов. Поэтому здесь нужно принимать волевое решение. Хорошо, если есть какое-то юридическое лицо на основе закона местного самоуправления – в своем большинстве это ТОС (территориальное общественное самоуправление). С ним договориться гораздо проще и быстрее.
Если юрлица нет, необходимо провести собрание или сход жителей, определить места, закрепить все это протоколом, подготовить проект контейнерной площадки, составить смету, сдать все в сельский совет и ждать денег. Всего на сельсовет было выделено 1 100 000 рублей, из них на каждую деревню приходится порядка 200 000 рублей. Цена может меняться в зависимости от количества жителей, чем меньше проживающих, тем меньше контейнерных площадок.
Слушайте, но делайте свое дело. Если вы не придете к консенсусу, эти площадки оборудуют там, где скажет сельсовет уже своим волевым решением.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;
разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;
установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
установление порядка ведения регионального кадастра отходов;
определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами;
утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?
Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.
Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.
Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:
- постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
- оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
- проведение утилизационных мероприятий;
- определение несанкционированных свалок;
- предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
- предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.
Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.
Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от Правительства РФ.
Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.
В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.
Необходимость разработки проекта ПНООЛР с нового года зависит от «опасности» объекта
До 2019 года разработка проекта ПНООЛР, нормативов по отходам и лимитов на их размещение возлагалась на тех юрлиц и предпринимателей, в результате производственной и (или) иной деятельности которых образовывались отходы. Причем, данные проекты и нормативы должны были разрабатывать только представители крупных предприятий. Субъекты малого и среднего бизнеса «отделывались» отчетностью.
С января 2019 года благодаря изменениям, вносимым в закон №89-ФЗ законом №219-ФЗ, обязанность по разработке ПНООЛР, нормативов и лимитов, зависит от категории объекта, а не от его масштаба. Вернее, от той степени негативного воздействия, которое данный объект оказывает в ходе своей работы на окружающую среду. В связи с этим выделяют 4 категории «вредности»:
- нормативы и лимиты должны будут разрабатывать (независимо от принадлежности к крупному либо к малому бизнесу) все предприятия и предприниматели, которые ведут свою хозяйственную и (или) другую деятельность на объектах, отнесенных к 1 и 2 категории. Причем, для объектов 1-й категории нормативы разрабатываются на основе КЭР (комплексного экологического разрешения). Для объектов 2-й категории вводится обязанность по включению данных о массе либо объеме образованных и размещенных отходов в декларацию, отражающую информацию о степени воздействия объекта на окружающую среду. Необходимость сдачи такой декларации вводится тоже с 1 января 2019 года законом №7-ФЗ, его статьей 31.2;
- юрлица и предприниматели, работающие на объектах 3-й категории, будут должны в уведомительном порядке представлять отчетность, раскрывающую информацию об образовании, обезвреживании, применении и размещении отходов. Сдавать данную отчетность подлежит в федеральный либо в региональный орган исполнительной власти, который будет уполномочен Правительством РФ принимать подобные сведения;
- в случае ведения деятельности на объекте 4-й категории предприниматели и организации с 1 января 2019 года освобождаются от необходимости разработки нормативов и от сдачи новой отчетности.
Если деятельность ведется на объектах, отнесенных сразу к разным категориям, то на каждый такой объект возлагается обязанность по разработке нормативов и (или) по сдаче отчетности, соответствующая его категории.
Приоритеты государства в сфере обращения с отходами
В статье 3 Федерального Закона 89 содержится информация о приоритетах совершаемых работ, относящихся к отходам производства и потребления.
Основные принципы, по которым действует государство нашей страны в этом плане, заключаются в следующих положениях:
- Любое мероприятие, совершаемое в отношении отходов производства и потребления, должно совершаться под экологическим надзором, что обеспечивает охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей.
- Согласно федеральному закону, обеспечение взаимосвязи вопросов экономики и экологии способствует стабильному развитию общества.
- Использование современных технологий при проведении манипуляций с отходами.
- Необходима переработка запасов сырья, поскольку это помогает уменьшить количество отходного сырья.
- Экономическое регулирование способствует уменьшению количества мусора, а также включению его в хозяйственную деятельность.
- Доступность информации в допустимых федеральным законом пределах.
- Вопросы, относящиеся к отходам производства и потребления, должны решаться на международном уровне.
Исходя из Федерального Закона 89, последовательность расстановки приоритетов в этом направлении следующая:
- Первоначальные ресурсы следует использовать по максимуму.
- Проведение мероприятий по предотвращению накопления различных отходов производства и потребления.
- Общая масса отходного сырья и классы его вредности должны быть снижены после проведения определенной деятельности.
- Проведение обработки. После чего мусор необходимо обезвредить и уничтожить.
Обзор изменений закона 2019 года
С 1 января 2019 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.
Полномочия федеральных и местных структур
Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:
- создание новых площадок для ТКО;
- содержание существующих площадок;
- наработка схем местного размещения ТКО;
- ведение реестра площадок;
- развитие культуры обращения с мусором у населения.
Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:
- для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
- для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.
Региональные операторы
Карта региональных операторов Московской области
Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:
- для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
- указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
- зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
- региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.
Помимо этого, закон обязывает собственников бытовых отходов к заключению договоров с оператором по обращению с мусором.
Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов
До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.
С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках. На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.
Раздельное накопление
Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.
Требования к площадкам для накопления ТКО
Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2017 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.
Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.
Тарифы, связанные с ТКО
Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.
Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.
Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.
Необходимость разработки ПНООЛР
С вступлением в силу изменений необходимость разработки ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта, а не от объемов производимых отходов, как было ранее. Закон определяет 4 категории опасности.
- Для 1 и 2 категории нормативы и лимиты разрабатываются в обязательном порядке всеми предприятиями, вне зависимости от размера бизнеса. При работе со 2 категорией предприятие должно предоставлять декларацию.
- Для 3 категории необходима подача отчетности в уведомительном порядке в уполномоченные органы.
- Предприятия, работающие с 4 категорией освобождаются от необходимости от разработки нормативов и подачи отчетности.