Сообщаем о бывшем госслужащем

Нюансы трудоустройства бывшего государственного служащего

Особенности их трудоустройства заключаются в том, что даже после увольнения из госучреждений на граждан распространяются определённые правила и ограничения.

Всё, что касается работников, выполнявших должностные обязанности в органах государственной власти, контролируется законом. Например, в Трудовом Кодексе есть статья № 64.1, возлагающая обязанность нанимателя высылать уведомление, фиксирующее приём на работу бывшего госслужащего на предыдущее место работы.

Также статья предусматривает оповещение и самого претендента на вакансию. Это правило действует на протяжении 2 лет после увольнения работника из соответствующей структуры.

Этот момент оговаривается в связи с тем, что специалист, после ухода с должности, может обладать некоторыми сведениями, полученными во время работы.

Также есть ограничения по выбору предприятий для получения работы. В статье 64.1 в части 1 Трудового Кодекса РФ указано, что гражданин может оформиться на работу в учреждение, сотрудничающее с госструктурами, только если специальная комиссия разрешит данные действия. При наличии конфликта между учреждениями трудоустройство будет запрещено, поскольку каждая из организаций обладает сведениями, могущими представлять интерес.

В статье 17 федерального закона под номером 273 говорится, что приём на новую работу госслужащего возможен, если ранее этот специалист сотрудничал с данной конторой, его оклад не будет превышать 100000 р/мес. Когда соискателю предлагают заработную плату выше, чем положено, то тогда требуется положительный ответ от сформированной комиссии. Это группа людей действует согласно Указу президента под номером 821.

Потому в статье 12 того же федерального закона введена обязанность предупреждать о том, что проводится приём на новую работу бывшего муниципального служащего или трудившегося на государственных учреждениях. Это требование соблюдается на протяжении двухлетнего срока с момента получения заполненной трудовой книжки на руки.

Составленные трудовые договоры и гражданско-правовые соглашения проверяются специально созданной комиссией. Она призвана выявлять возможные коррупционные схемы, когда сотрудник устраивается на предприятие, некогда сотрудничавшее с госструктурой или продолжающее деловые отношения.

Однако не все государственные работники имеют доступ к сведениям, составляющим тайну. Потому накладывать ограничения на всех неправильно. В федеральном законе под номером 273 содержится список должностей, подлежащих строгому контролю со стороны госструктур. Перечень занимаемых постов утверждён президентом страны в указе под номером 557:

  • те, кто находился на руководящих постах в структурах исполнительной власти;
  • должности руководителей в военном ведомстве;
  • сотрудники, выполнявшие обязанности, связанные с организационно-распорядительной деятельностью;
  • выполнявшие функции административно-хозяйственного характера;
  • в состав должностных обязанностей входил контроль и надзор за деятельностью других;
  • сотрудники, связанные с бюджетными денежными средствами;
  • управляющими имуществом, принадлежавшим государству;
  • работники лицензионных и разрешительных органов;
  • распределяющие материально-технические ресурсы.

Перечисленные должности находятся под строгим контролем. Сотрудники, выполнявшие указанные обязанности, не могут свободно устраиваться на работу, необходимо разрешение специальной государственной комиссии.

Трудовой договор с бывшим госслужащим

Если с бывшим госслужащим был заключен не трудовой договор, а договор подряда, то высылать уведомление нужно только в том случае если сумма договора превышает порог в 100 тыс. руб.

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»

Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст

64.1 ТК РФ.

3.1. В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ работодатель вправе требовать от лица, поступающего на работу, следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку (за исключением случаев, когда работник поступает на работу на условиях совместительства);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Примечание  3.

а) все фамилии, которыми это лицо пользовалось, с указанием периода времени, приходящегося на каждую фамилию (при наличии);

б) род занятий в периоды, которые не подтверждены записями в трудовой книжке (при наличии). Примечание  4.

Порядок направления уведомления предшествующему нанимателю

Форма уведомления не установлена законодательством. Вероятно, предусмотрена возможность представления уведомления в устной форме, но доказать, что работодатель выполнил обязательства, будет сложно. Оптимальным вариантом направления сведений служит письменная форма. Для направления уведомления потребуется:

  1. Использовать фирменный бланк предприятия с необходимыми реквизитами.
  2. Подтвердить сведения подписью и печатью предприятия.
  3. Направить в адрес организации государственной или муниципальной структуры письмо с представителем либо почтой с обеспечением гарантированной доставки.
  4. Соблюсти десятидневный срок направления уведомления.

Работодатель должен иметь доказательства получения уведомления адресатом. При доставке представителем необходимо получить отметку о получении. Почтовое отправление потребуется сопроводить уведомлением о вручении.

Работа по совместительству

Стоит отметить, что как государственный, так и муниципальный служащий не могут работать по совместительству и заниматься в таком статусе любыми оплачиваемыми занятиями без письменного разрешения администрации основного места трудоустройства, поэтому о дополнительных обязанностях в другом учреждении госслужащий должен сообщать сам при любых обстоятельствах.

Нарушать установленные правила и скрыть побочный заработок сотруднику, скорее всего, не удастся даже при большом желании, поскольку законом установлено, что любой госслужащий должен обязательно уведомлять обо всех своих доходах, и сведения подобного рода не просто записываются, но и проходят очень серьёзную проверку. Поэтому каждый работник заинтересован в сохранении своего рабочего места и дохода. Права бывшего госслужащего при этом не ущемляются.

А вот работодатель, принимающий госслужащего по совместительству, уведомлять о нём соответствующие структуры не обязан, поскольку подобные требования предъявляются к нему лишь тогда, когда этот сотрудник уже уволен со своей службы.

Если с работником заключён гражданско-правовой договор, работодатель также обязан сообщить в государственную структуру сведения об их бывшем работнике. Таким образом, несмотря на форму сотрудничества и документы, уведомление должно быть отправлено обязательно.

Случаи уведомления

Бывший госслужащий может устраиваться на новую работу, но обязан сообщить о своём трудоустройстве госорган, в котором раньше служил, если с момента увольнения не прошло двух лет.

На работодателя тоже распространяется такое требование, установленное статьёй 64.1

ТК.По норме статьи максимум через 10 дней после оформления на работу бывшего госслужащего новый работодатель обязан уведомить об этом прошлого нанимателя. Как узнать о статусе претендента? Из трудовой книжки. Ведь по норме статьи 65 ТК её обязаны предъявлять все работники, имеющие трудовой стаж. Если книжка потеряна или испорчена, оформляется дубликат.

Но новый работодатель может и не узнать о статусе нового работника, если:

  • трудовая книжка не предоставлена;
  • в ней нет записи о госслужбе.

В этом случае ответственность за неуведомление о новом трудоустройстве лежит только на сотруднике.

Уведомление обязательно, если с момента сложения полномочий прошло не больше двух лет. Но если претендент, будучи госслужащим, тесно сотрудничал с фирмой, в которую устраивается,уведомление направляется только в том случае, если официальная зарплата его заявлена в размере не более 100 тысяч рублей. При большем окладе трудовой договор заключается только с разрешения специальной антикоррупционной комиссии.

Информация, предоставляемая бывшему работодателю сотрудника

Сведения Подробная информация
Личные данные работника Указывают фамилию, имя, отчество, дату и место рождения
Должность, замещаемая бывшим служащим по месту трудоустройства Используется информация, имеющаяся в трудовой книжке
Сведения об организации или ИП Указывают полное и сокращенное название, закрепленные в учредительных документах предприятия
Информация о трудовом договоре с работником Отражают полные сведения о дате, номере, виде, периоде действия
Сведения о приказе Указывают дату, номер и основание приказа о приеме сотрудника
Данные о предоставленной должности Представляется информация о должности и вмененных лицу обязанностях

При заключении договора ГПХ предусмотрено представление сведений:

  • Дата, номер договора.
  • Период исполнения работ.
  • Предмет договора.
  • Стоимость по договору.

Работодатель, заключивший договор ГПХ, может не знать о наличии в трудовом стаже должности госслужащего. При заключении ГПХ трудовая книжка не предоставляется. Работник должен проявить инициативу по информированию работодателя. В случае отсутствия сведений работодатель освобождается от ответственности.

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:

  • Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
  • Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.

К СВЕДЕНИЮ! Основная функция всех рассматриваемых предосторожностей – предупреждение коррупции и различных махинаций

Оповещение о трудоустройстве

Уведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего высылается при выполнении нескольких условий:

  • тип договора. Приём сотрудника производится с заключением трудового соглашения или по договору гражданско-правового характера;
  • выполнение должностных обязанностей, имея основную работу в госструктуре. Занимаемые должности установлены в нормативно-правовых актах Российской Федерации;
  • количество времени, прошедшее после даты увольнения. Приём на работу ведётся раньше двухлетнего периода. По истечении этого срока от нанимателя не требуется уведомление.

Если выполнялись обязанности по совместительству, то об этом должен информироваться новый работодатель. Также предоставляются документы, подтверждающие трудовую деятельность на нескольких постах. Будущий руководитель оповещает предыдущего нанимателя, только если все условия выполняются.

Информация, указываемая в уведомлении:

  • полные сведения о принятом работнике. Здесь указывается ФИО, дата рождения гражданина и город рождения;
  • какое вакантное место занимает новый сотрудник. Данная информация указывается в трудовой;
  • полное наименование и реквизиты компании или индивидуального предпринимателя. Сведения должны совпадать с учредительными документами;
  • при заключении трудового соглашения, указывается его номер и дата составления. Также в письме проставляется период действия бланка и его тип;
  • приказ. В одном из пунктов прописывается основание приёма на работу, указывается дата составления, номер;
  • информация о занимаемой должности. В письме указывается вакансия, должностные обязанности.

Составляется гражданско-правовой договор в произвольной форме, но с учётом обязательного наличия следующих сведений:

  • число, месяц, год составления и номер документа;
  • на какой период определяется выполнение обязательств;
  • предмет соглашения;
  • общая стоимость работ.

Работник не сообщил о своем опыте государственной службы

Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр

4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Правила составления уведомления о трудоустройстве бывшего госслужащего

Также учитывается, что бывший госслужащий может использовать свой статус на новой работе и пытаться воздействовать на бывших коллег. При получении уведомления госорган, в котором служил сотрудник, проверит направленность организации и возможную связь с прошлой деятельностью госслужащего.

Постановлением №700 установлен алгоритм направления уведомления о трудоустройстве бывшего госслужащего. Из норм Постановления следует, что в госорган, в котором служил раньше претендент, новый работодатель обязан направить письмо. Никакой обязательной формы письма не разработано, но есть условие об обязательном включении некоторых сведений.

Получение сведений о госслужбе

В соответствии с нормами антикоррупционного законодательства, работодатель при неимении сведений о предыдущем месте работы может попросить своего нового сотрудника предъявить его трудовую книжку, чтобы узнать такую информацию. Работник не вправе отказывать в данной просьбе и должен сообщить о том месте, где проходила его госслужба. Если же в трудовой книжке таких сведений нет, то работодатель уже не будет нести ответственность за нарушение норм трудового законодательства.

Однако в случае предъявления трудовой книжки может появиться ещё одно затруднительное обстоятельство. Суть в том, что сообщать о приёме на работу бывшего госслужащего нужно только тогда, когда его предыдущая должность входит в Перечень, утверждённый Президентом, или если его зарплата превышала отметку в сто тысяч рублей. Поскольку такие сведения не фиксируются в трудовой книжке, лучше без лишних выяснений сразу отправить уведомление предыдущему работодателю. Может ли стать бывший госслужащий предпринимателем? Разберемся.

Рассмотрение обращения подразделением кадровой службы.

Первоначально обращение служащего рассматривается в подразделении кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

При подготовке мотивированного заключения должностные лица кадрового подразделения могут проводить собеседование со служащим, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного (муниципального) органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в любые заинтересованные организации.

Согласно п. 17.5 Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.

В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Результатом первоначального рассмотрения обращения гражданина становится мотивированное заключение, в котором делается вывод о возможности или невозможности дать гражданину согласие на трудоустройство с обоснованием причин.

Минтруд в Письме от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 рекомендует:

проанализировать, в чем заключались функции по государственному, муниципальному (административному) управлению, которые ранее выполнял гражданин, уточнив при необходимости, какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения (например, решения о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ, размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проведении государственной экспертизы и выдаче заключений и пр.); установить наличие либо отсутствие выгоды, преимуществ, преференций, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным (муниципальным) служащим самостоятельно и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица

Кроме того, следует обратить внимание на круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, размер платы за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору, поскольку необоснованно высокий размер оплаты работ (услуг), явно отличающийся от средне установленного, может рассматриваться в качестве одного из признаков, свидетельствующих о компенсации за ранее совершенные гражданином действия в интересах организации

Если в ходе проверочных мероприятий установлено, что гражданин, замещая должность государственной (муниципальной) службы, никаким образом не осуществлял функции по государственному, муниципальному (административному) управлению по отношению к коммерческой (некоммерческой) организации, в которую он трудоустраивается, в резолютивной части мотивированного заключения делается вывод о нецелесообразности рассмотрения обращения гражданина на заседании комиссии.

Председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии

В 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом она не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации

Знакомит членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании, с информацией, поступившей в подразделение государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и результатами проверки

Рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии иных лиц – специалистов, которые могут дать пояснения по вопросам государственной (муниципальной) службы и вопросам, рассматриваемым комиссией, представителей заинтересованных организаций, принимает решение об их удовлетворении (отказе в удовлетворении) и рассмотрении (отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов

С подготовленным мотивированным заключением рекомендуется ознакомить гражданина за один-два дня до заседания комиссии.

Ответственность

Учитывая, что обязанность уведомлять о трудоустройстве бывшего госслужащего закреплена в федеральном законодательстве, нарушение оговоренных норм может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность.

Работника

В частности, в ч.1 ст.13 ФЗ №273 сказано, что граждане РФ, коими и являются государственные служащие, за отказ от уведомления о новом трудоустройстве могут понести уголовную ответственность, если специальная комиссия усмотрит в их действиях коррупционные действия.

К тому же, для бывших госслужащих предусмотрен штраф на основании ст.19.29 КоАП РФ в размере от 2 до 4 тыс. рублей.

Работодателя

А вот для работодателя в случае неисполнения оговоренных норм предусмотрены более жесткие меры, а именно штраф, размер которого будет зависеть от формы собственности предприятия, что говорит о том, что независимо от того кем является работодатель крупным предприятием либо индивидуальным лицом, исполнять нормы закона они обязаны.

Именно поэтому за нарушение норм ФЗ №273 предусмотрена административная ответственность по ст.19.29 КоАП РФ, что предусматривает штрафные санкции от 50 тыс. рублей до 500 тысяч.

Кто и как может проверить факт бездействия?

Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, трудовая деятельность каждого госслужащего тщательно отслеживается как в период их работы, так и после увольнения в течение двух лет органами прокуратуры, которые имеют право проверить любую организацию на основании поданных ими же отчетов о тех же вновь принятых лицах или перечисленных налогах.

То есть в любом случае скрыть факт приема государственного служащего на предприятия не удастся, именно поэтому лучше всего подавать уведомление в установленные сроки.

Как правильно составить уведомление?

Форма уведомления утверждена законодательно. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.01.2015 № 29, в оповещении должна отражаться следующая информация:

  • личная информация о вновь принимаемой на работу сотруднике – полностью ФИО (если персональные данные изменялись, то нужно указать прежние, а также реквизиты документов, на основании которых происходил правки), дата рождения и место, реквизиты паспорта, адрес фактического проживания и регистрации (если совпадают, так и указать), контактные данные (только актуальные);
  • точное название должности, которую соискатель занимал на прежнем месте работы (в госструктуре) – указать нужно точно так, как отражено в трудовой книжке;
  • данные о новом работодателе – полное и сокращённое название, документ, на основании которого ведётся деятельность, юридический адрес и адрес, по которому фактически располагается, ФИО и должность руководителя, контактные данные;

Вам также будет интересно:

— Что такое «эффективный контракт»?— Образец трудового договора с ненормированным рабочим днем

  • полные реквизиты приказа или иного распорядительного документа, на основании которого бывший госслужащий принимается на работу;
  • реквизиты заключённого трудового или ГПХ договора – если соглашение носит срочный характер, то срок его действия;
  • полное название должности и структурного подразделения;
  • должностные обязанности, которые соискатель будет исполнять в соответствии с должностной инструкцией, утверждённой на новом месте работы.

Рекомендуется оформить на фирменном бланке предприятия, но если таковой не разработан, то на обычном листе. Уведомление подписывается ответственным лицом, заверяется «живой» печатью предприятия. Направить рекомендуется с помощью Почты России – письмом с уведомлением и описью вложенного. Это поможет отстоять свою позицию в суде, если возникнет спорная ситуация.

Скачать образец уведомления о заключении трудового договора с бывшим госслужащим

Если с бывшим госслужащим заключается договор гражданско-правового характера, то в уведомлении нужно указать:

  • реквизиты этого договора;
  • срок, в течение которого данное соглашение будет иметь юридическую силу – то есть, сроки начала и окончания выполнения работ;
  • предмет соглашения – нужно кратко расписать, какую работу будет выполнять или какую услугу будет оказывать бывший государственный служащий по данному договору, также нужно указать ожидаемый результат его труда;
  • стоимость оказанных услуг или выполненных работ – уведомление нужно направлять в том случае, если размер оплаты за труд будет превышать 100 тысяч рублей в месяц.

Скачать образец уведомления о заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим

Должности, в отношении которых действуют правила

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557. Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Обязательно почитайте! Могут ли родители считаться опекуном ребенка?

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Особое положение госслужащих

Как уже было сказано, особые права и обязанности для бывших сотрудников органов государственной власти и служащих муниципалитетов предусмотрены законодательством по двум основным причинам — это:

  1. Пресечение коррупционной деятельности и возможных злоупотреблений властью или связями в государственных структурах.
  2. Пресечение попыток разглашения государственных тайн или служебной информации с целью получения коммерческой или личной выгоды.

Ответственность работника и работодателя

Чем может обернуться устройство на работу бывшего госслужащего?

Так как на федеральном уровне закреплена обязанность сообщать о трудоустройстве бывшего государственного служащего, то нарушение её может привести к административной и даже уголовной ответственности.

Так, граждане РФ, отказывающиеся уведомлять о своём новом трудоустройстве предыдущего работодателя, могут привлечься в уголовной ответственности, если в их действиях специальная комиссия увидит коррупционную подоплёку. Кроме того, если уведомление отсутствует, то заключённый с сотрудником трудовой договор должен быть прекращён. В качестве наказания предусматривается также штраф, варьирующийся от двух до четырёх тысяч рублей при трудоустройстве бывшего госслужащего.

А вот по отношению к работодателю в случае нарушения установленных норм принимаются гораздо более серьёзные меры. Размер штрафа напрямую обусловливается формой собственности организации, поэтому, невзирая на то, крупное ли это предприятие или индивидуальный предприниматель, нормы закона для всех одни и те же, и исполнять их нужно в любом случае. Административная ответственность предусматривает штрафные санкции, размер которых колеблется от пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч.

Согласно нормативам антикоррупционного законодательства, за трудовой деятельностью любого госслужащего всегда очень тщательно следят органы прокуратуры: и в период работы, и после увольнения на протяжении двух лет. Они имеют право проверки любых учреждений на базе отчётов, подающихся ими о заплаченных налогах и вновь принятых должностных лицах. Скрыть приём госслужащего в организацию точно не получится, поэтому рекомендуется уведомлять нужные структуры в определённые сроки. Ответственность бывшего госслужащего очень серьезная.

Действия работодателя

Поскольку далеко не каждая должность в системе государственной службы входит в вышеперечисленные перечни, работодателю при трудоустройстве работника прежде всего следует выяснить бывшее место работы трудоустраивающегося.

Если выяснится, что он является бывшим госслужащим, уволившимся с государственной службы не более 2 лет назад, работодатель, в соответствии с разъяснительным письмом № 18-4/10/П-2943 Министерства труда от 11 мая 2017 года, может выяснить, входит ли будущий работник в установленный список должностей посредством:

  • ознакомления с полными списками должностей в соответствующих нормативных актах;
  • направления письменно запроса в государственный орган или муниципальный орган, в котором трудоустраивающийся ранее проходил службу.

Направлять уведомление потребуется только в случае, если должность бывшего госслужащего подпадает под действие закона «О противодействии коррупции».

При этом не будет иметь значения, если бывший госслужащий после увольнения уже был трудоустроен в другую негосударственную структуру и уволился оттуда. В любом случае необходимость направления уведомления будет сохраняться для каждого работодателя в течение 2 лет с момента увольнения бывшего госслужащего с государственной службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector