Как включить все транспортные затраты в косвенные расходы
Содержание:
- Стоимость доставки включена в цену товара
- Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
- ТЗР в бухучете
- Способы списания ТЗР
- Бухгалтерский и налоговый учет
- Расчет транспортных расходов
- Бухгалтерский и налоговый учет
- Расчет ТЗР за месяц
- Налоговый учет
- Транспортные расходы в сметной документации
- Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?
- Счета, типовые корреспонденции
- Порядок учета
- Транспортные затраты при продаже товара
- Определение и способы учета ТЗР
- Понятие транспортных расходов
Стоимость доставки включена в цену товара
Условия договора. Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя. Доставка товара на склад покупателя входит в обязанности поставщика. Транспортные расходы включены в цену товара.
В данном случае для любого покупателя (не важно, является он торговой организацией, закупающей товар, или промышленным предприятием, приобретающим сырье и материалы) транспортные расходы войдут в цену товара, даже если их сумма выделена в расчетных документах. Пример 1. ООО “Альфа” (продавец) осуществляет поставку товара ООО “Гамма” (покупатель) на сумму 118 000 руб
(в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Стоимость доставки – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9000 руб.). Транспортные расходы включены в цену товара
ООО “Альфа” (продавец) осуществляет поставку товара ООО “Гамма” (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Стоимость доставки – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9000 руб.). Транспортные расходы включены в цену товара
Пример 1. ООО “Альфа” (продавец) осуществляет поставку товара ООО “Гамма” (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Стоимость доставки – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9000 руб.). Транспортные расходы включены в цену товара.
Таким образом, стоимость поставки составила 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.).
В бухгалтерском учете ООО “Гамма” будут сделаны следующие проводки.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Получен товар от поставщика |
41 |
60 |
150 000 |
Отражен НДС по поступившему товару |
19 |
60 |
27 000 |
Оплачена стоимость товара |
60 |
51 |
177 000 |
НДС принят к вычету |
68 |
19 |
27 000 |
Что касается налогового учета, то транспортные расходы войдут в цену товара и не будут отдельно формировать прямых расходов по доставке товара, указанных в ст. 320 НК РФ.
Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?
Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).
Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.
Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной
В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.
Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.
Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.
Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.
Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.
ТЗР в бухучете
ТЗР в бухгалтерском учете можно учитывать несколькими способами.
1. ТЗР можно прямо включить в стоимость МПЗ. Соответствующие операции в бухучете оформляются проводкой Дт 10 Кт 60. Данный вариант оптимален, если в течение соответствующего периода нет значительных отклонений в величине ТЗР по партиям однотипных запасов.
Отметим, что, если средняя сумма ТЗР в общей стоимости поставок не превышает 10%, то ее можно не учитывать отдельно — включив вместо этого в себестоимость партии МПЗ. В случае если возможно вычисление среднего процента ТЗР, списание соответствующих расходов может также осуществляться посредством увеличения себестоимости оприходованных МПЗ на расчетный процент ТЗР.
2. Возможна фиксация операций с ТЗР на отдельных субсчетах счетов учета МПЗ и списание в расходы пропорционально оборотам использованных (реализованных) МПЗ.
Выбранный вариант учета ТЗР нужно зафиксировать в учетной политике.
Способы списания ТЗР
Когда ТЗР учитываются отдельно от стоимости самих МПЗ (все способы учета, кроме третьего), встает вопрос, в каком размере их списывать при использовании или продаже запасов, к которым относятся эти сопутствующие расходы. Для целей бухучета способ распределения ТЗР между использованными/проданными материалами/товарами и оставшимися на складе организация выбирает самостоятельно и закрепляет в учетной политике.
Для первых двух способов учета ТЗР целесообразно списывать в пропорции к учетной стоимости материалов, с использованием указанных ниже формул.
К = (ТЗР0 + ТЗР1) / (МПЗ0 + МПЗ1) × 100,
ТЗР2 = К × МПЗ2,
где:
К — процент списания отклонения;
ТЗР0 — остаток суммы отклонения на начало месяца;
ТЗР1 — сумма отклонения за месяц;
МПЗ0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;
МПЗ1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости;
ТЗР2 — сумма отклонений, списываемых на затраты;
МПЗ2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.
Для рассмотренных выше примеров покажем списание ТЗР по этому методу.
Пример 1 (продолжение)
На начало августа остаток материалов равен 880 000 руб., остаток отклонений — 46 000 руб. Списано в производство 140 т сталепроката. Списание сталепроката и соответствующих ТЗР в составе отклонений в учете будет отражено следующими проводками:
Описание |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Списан сталепрокат в производство по учетной цене |
20 |
10 |
3 780 000 (140 × 27 000) |
Списано отклонение по переданным в производство 140 т сталепроката |
20 |
16 |
253 260 |
К = (46 000 + 230 339) / (880 000 + 3 240 000) × 100 = 6,7%.
Сумма отклонений, списываемых на затраты:
ТЗР2 = 6,7% × 3 780 000 = 253 260 руб.
Для третьего способа учета ТЗР их распределение неактуально, поскольку эти расходы уже включены в стоимость материалов. А вот при четвертом способе учета ТЗР (в составе расходов на продажу) организация может выбрать один из путей их списания:
- полностью списывать на себестоимость;
- распределять между проданными товарами и оставшимися на складе.
К = (Р0 + Р1) / (Т1 + Т2) × 100,
Р2 = К × Т2,
где:
К — % расходов на продажу, которые приходятся на остаток товаров в конце месяца;
Р0 — расходы на продажу, относящиеся к остатку товаров на начало месяца;
Р1 — расходы на продажу текущего месяца;
Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;
Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца;
Р2 — расходы на продажу, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;
Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.
Пример 4 (продолжение)
Себестоимость товаров, проданных за август, равна 1 830 000 руб. Остаток товаров на начало месяца насчитывал 540 000 руб., на 44-м счете входящее сальдо составляло 13 400 руб.
Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 31 августа:
540 000 + 1 398 305 – 1 830 000 = 108 305 руб.
К = (13 400 + 48 305) / (1 830 000 + 108 305) × 100 = 3,18%.
Коммерческие расходы, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 31 августа:
108 305 × 3,18% = 3 444 руб.
Коммерческие расходы, списанные на себестоимость:
13 400 + 48 305 – 3 444 = 58 261 руб.
Описание |
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Отражена себестоимость реализованных товаров |
90.2 |
41 |
1 830 000 |
Списаны транспортные расходы за месяц |
90-й субсчет «Коммерческие расходы» |
44 |
58 261 |
Для списания расходов на продажу целесообразно выделить отдельный субсчет, это облегчит заполнение отчетности.
Бухгалтерский и налоговый учет
Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:
- Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
- Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.
В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.
При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:
- применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
- путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
- отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).
Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).
ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике. В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе
В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:
В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:
- при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
- при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.
Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.
Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:
- прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
- обособленное отражение операций по доставке.
В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:
ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).
Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.
Расчет транспортных расходов
Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:
- Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
- Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
- Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
- Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.
ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя
Пример расчетов и проводок
Предприятие имеет такие показатели:
- Остаток на начало отчетного периода по транспортным расходам: 1000 рублей.
- Расходы по транспортировке продукции от поставщика: 1 400 рублей.
- Остаток на начало отчетного периода по товарам: 4 тысячи рублей.
- Стоимость поставленных товаров: 12 тысяч рублей.
- Сумма проданной продукции: 14 000 рублей.
Остаток непроданной продукции на завершение отчетного периода составит 2 тысячи рублей (4 тысячи + 12 тысяч – 14 тысяч). В учетной политике компании есть пункт, по которому формирование стоимости единицы товара выполняется без учета трат по его приобретению. В конце отчетного периода бухгалтер производит следующие расчеты:
- 1000 + 1 400 = 2 400 (сумма остатка ТР).
- 14 000 + 2 000 = 16 тысяч рублей (сумма товаров).
- 2 400/16 000 * 100% = 15% (усредненный процент).
- Размер ТР равен 300 рублям (2 тысячи * 15%).
- Размер ТР с уменьшением налогооблагаемой базы равен 2 100 (2 400 – 300).
Проводки будут следующими:
- ДТ 41 КТ 60. Сумма: 12 000 рублей.
- ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
- ДТ 90.7 КТ 44. Сумма: 2 100 рублей.
Бухгалтерский и налоговый учет
Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:
- Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
- Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.
В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.
При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:
- применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
- путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
- отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).
Расчет ТЗР за месяц
N п/п |
Учетная (средняя)стоимость товара, руб. |
Сумма ТЗР, руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Остаток на начало месяца |
10 209 |
1 500 |
2 |
Поступило за месяц |
22 150 |
2 500 |
3 |
Итого (п.1 + п.2) |
32 359 |
4 000 |
4 |
% ТЗР (4000 руб. : 32 359 руб. х 100) |
12% |
|
5 |
Списано за отчетный месяца всего |
29 520 |
3 542 (29 520 х 12%) |
в том числе |
|||
на стоимость реализованных товаров (счет 90) |
25 830 |
3 100 (25 830 х 12%) |
|
на стоимость товаров, переданных в розничную торговлю (счет 41, субсчет "Товары в розничной торговле") |
2 460 |
295 (2460 х 12%) |
|
на стоимость товаров, отгруженныхбез перехода права собственности (счет 45) |
1 230 |
147 (1230 х 12%) |
|
6 |
Остаток на конец месяца (п.3 - п.5) |
2 839 |
458 |
В примере 2 (по сравнению с предыдущим) уменьшилась сумма ТЗР, списанная на расходы (или на стоимость товаров, учет которых в дальнейшем ведется на других счетах и субсчетах), и увеличилась их сумма на остатке.
Это привело к уменьшению суммы затрат, списанных на расходы, и увеличению налога на имущество.
При небольшом количестве ТЗР (не более 5% в стоимости товаров) организация имеет право списывать всю сумму ТЗР, возникших за отчетный период, на расходы без их распределения между стоимостью списанных товаров и стоимостью товаров в остатке.
Пример 3. Порядок списания ТЗР упрощенным методом (путем полного списания ТЗР на расходы).
Используем исходные данные, взятые из примера 1.
В соответствии с произведенными расчетами:
- средняя стоимость приобретения единицы товара составила 1,23 руб.;
- стоимость реализованных товаров — 25 830 руб.;
- стоимость товаров, переданных в розничную торговлю, — 2460 руб.;
- стоимость товаров, отгруженных без перехода права собственности, — 1230 руб.
Всего стоимость товаров, отгруженных со склада, составит 29 520 руб. (25 830 руб. + 2460 руб. + 1230 руб.).
ТЗР за месяц составили 1250 руб.
Удельный вес ТЗР в стоимости израсходованных товаров составил 4,23% (1250 руб. : 29 520 руб. х 100%).
В этом случае вся сумма ТЗР может быть списана на увеличение стоимости реализованных товаров.
Налоговый учет
Учитывать в НУ ТЗР можно одним из трех способов. Выбранный вариант следует утвердить в учетной политике и применять минимум два года.
Вариант 1. Списывать все затраты на материальные запасы
Если вся сумма расходов относится к одной позиции материалов, то они полностью включаются в стоимость этой позиции. Например, если на автомобиле было доставлено сырье одного наименования, вся сумма расходов по транспортировке входит в состав этих запасов. Если затраты относятся к нескольким позициям сырья, то они распределяются пропорционально стоимости запасов.
Пример
Транспортная компания доставила организации материалы (0,3 тонны гвоздей и 0,5 тонны шурупов) на одном автомобиле. Стоимость услуги составила 3 тыс. руб. Цена сырья: 30 руб./кг гвоздей, 10 руб./кг шурупов.
Стоимость доставки распределяется на сырье:
- 3 х (0,3 х 30) : (0,3 х 30 + 0,5 х 10) = 1,929 тыс. руб. – гвозди;
- 3 – 1,929 = 1,071 тыс. руб. – шурупы.
Вариант 2. ТЗР учитываются обособлено, а в конце каждого периода распределяются между товарами и остатками на складе
Расчет суммы расходов осуществляется отдельно по каждому товару по такой формуле:
ТЗР = Стоимость материалов в производстве х (Остаток ТЗР на начало месяца на складе + сумма поступивших ТЗР за текущий месяц) : (Стоимость отпущенных в производство материалов + Стоимость запасов на конец периода).
В НК РФ этот метод предусмотрен только для определения суммы затрат по реализованным товарам. Но его использование в отношении запасов не противоречит законодательству, не приводит к искажению информации.
Вариант 3. Применяется только к проданным товарам
Все затраты, кроме расходов по доставке, единовременно списываются в состав прочих. В частности:
- оплата услуг страхования — на дату уплаты премии;
- пошлины — на дату уплаты;
- вознаграждение посреднику — в день перечисления средств со счета.
Транспортные расходы списываются на затраты в части, относящейся на реализованные в текущем периоде товары. Сумма определяется по такой формуле:
ТЗР = Стоимость реализованных товаров х (ТЗР на начало месяца + ТЗР текущего периода) : (Стоимость проданных товаров + Стоимость остатка товаров на складе).
При УСН ТЗР относятся на налоговые расходы на дату, которая наступит позже, будь то принятие к учету или оплата поставщику. Отпуск сырья в производство для НУ значения не имеет.
Транспортные расходы в сметной документации
Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении. Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).
Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.
Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:
- — стоимости тары, упаковки и реквизита;
- — стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
- — стоимости перевозки грузов.
При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных. В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.
Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п. Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.). Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.
Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?
Оптимизация расходов во многом зависит от квалификации и внимательности бухгалтера, который знает, как правильно распределить их, и способен вовремя сообщить руководителю об увеличившихся тратах. К сожалению, очень многие рядовые бухгалтера не имеют достаточного опыта или свободного времени для этого. Поэтому чаще они сами делают ошибки в учете, чем реально помогают делать эффективнее бизнес-процессы в компании.
В качестве выхода мы предлагаем вам обращаться к профессиональным организациям, занимающимся бухгалтерской и налоговой отчетностью. Именно к таким относится ООО “ПРОГРАММЫ 93”.
Счета, типовые корреспонденции
Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.
ВАЖНО! Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете. Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций
Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией
Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.
Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:
- Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
- Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
- Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
- Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.
Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:
- Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
- Д19 – К60 – принят к учету НДС;
- Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
- Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
- Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.
При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.
Порядок учета
Законодательно установлены и способы учета ТЗР. Все 3 возможных варианта перечислены в Методических указаниях. Речь идет о следующих способах:
- отнесение на счет 16 (там отображаются отклонения в стоимости МПЗ);
- отнесение ТЗР на счет 10 «Материалы» (но дополнительно здесь создается отдельный субсчет для таких расходов);
- включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретенных материалов, которые учитываются по счету 10.
Последний вариант обычно используется компаниями, где количество используемых материалов невелико или если некоторые виды материалов несут существенное значение. Чаще же всего помогает учесть ТЗР счет 10, точнее отдельный субсчет.
Вне зависимости от того, какой вариант выбрала компания, необходимо, чтобы в учетной политике была прописана возможность его использования.
Для упрощенцев предусмотрен еще один вариант списания ТЗР. Согласно пункту 13.1 ПБУ 5/01 сделать это можно непосредственно в момент возникновениях этих затрат.
Транспортные затраты при продаже товара
В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:
- когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
- когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
- когда доставку товара оплачивает продавец.
В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.
В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.
Итог:
- Затраченные средства на доставку могут включать в расходы на продажу либо в стоимость товара.
- В первом случае ТЗР должны отражаться по счету дебета 41, во втором – по дебету 44, на отдельном листе.
- Когда учет ТЗР ведется отдельно, то они должны списываться пропорционально проданным товарам.
Определение и способы учета ТЗР
ТЗР — расходы организации, напрямую связанные с приобретением и доставкой ТМЦ, в т. ч. материалов и инвентаря.
Примеры таких расходов:
- транспортные расходы,
- услуги по предоставлению информации о приобретаемых материалах,
- погрузка-разгрузка,
- хранение,
- комиссионное вознаграждение посредников,
- таможенные платежи и т. п.
Примерный перечень ТЗР при покупке материалов дан в Приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания).
При выборе варианта бухгалтерского учета ТЗР при приобретении материалов необходимо руководствоваться:
- п. 6, п. 11 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;
- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
БУ. Дополнительные расходы, связанные с приобретением материалов, могут учитываться по-разному. Организация должна выбрать способ их учета и закрепить его в учетной политике.
Варианты учета ТЗР:
- в фактической стоимости материалов на счете 10 «Материалы»;
- отдельно от материалов на субсчете к счету 10 «Материалы»;
- в фактической стоимости материалов на счете 15.01 «Заготовление и приобретение материалов».
НУ. Признание расходов, сопутствующих приобретению МПЗ, производится в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ: все дополнительные расходы, связанные с покупкой МПЗ, учитываются в их стоимости (за исключением затрат, для которых установлены особые способы учета: например, процентов по кредиту).
Рассмотрим подробнее способы учета ТЗР при приобретении материалов и возможности их применения в 1С.
Понятие транспортных расходов
Передавая товар, поставщик предъявляет организации определенный пакет документов, в которых транспортные затраты могут быть либо включены в стоимость товара, либо выделено отдельно. Каким образом организация должна учитывать эти затраты?
Транспортные расходы включаются в себестоимость товара, причем они могут быть учтены двумя способами:
- на счете учета товаров (то есть включаются в себестоимость),
- выделены на отдельный счет учета расходов на продажу.
Транспортные расходы включаются в стоимость товара
При этом товарные ценности принимаются к учету на 41 счет вместе с ТЗР (транспортно-заготовительными расходами). Не самый удобный способ, но, тем не менее, организация вправе его выбрать.
Проводки по учету товаров и транспортных расходов имеют вид:
- Д41.1 К60 – отражена стоимость товаров по документам поставщика.
- Д19 К60 – выделен НДС, предъявленный поставщиком.
- Д41.1 К60 – отражена стоимость ТЗР.
- Д19 К60 – выделен НДС, относящийся к ТЗР.
Цена за единицу товара будет включать стоимость доставки.
Если получаемый товар имеет несколько различных партий, то затраты по доставке пропорционально распределяются по полученным партиям.
Пример:
Получены товары общей стоимостью 200 000 руб.:
- партия подушек в количестве 1000 шт. по 80 руб. за штуку, всего на 80 000,
- партия одеял в количестве 1000 шт. по 120 руб. за штуку, всего на 120 000.
Общая сумма транспортных расходов составила 20 000 руб.
Если организация включает ТЗР в стоимость товара, то необходимо рассчитать транспортные расходы, относящиеся к каждой партии. Для этого в отношении каждой партии необходимо умножить общую сумму ТЗР на стоимость партии и разделить на общую сумму транспортных затрат.
Расходы по доставке подушек = 20 000 * 80 000 / 200 000 = 8 000.
Стоимость подушек с учетом расходов по доставке = 88 000.
Цена единицы партии с ТЗР = 88 000 / 1000 шт. = 88.
Расходы на доставку одеял = 20 000 * 120 000 / 200 000 = 12 000.
Стоимость одеял с ТЗР = 132 000.
Цена единицы с ТЗР = 132 000 / 1000 шт. = 132.
Таким образом, подушки будут оприходованы по 88 000 руб., а одеяла по 132 000 руб.
Транспортные расходы отражаются в составе расходов на продажу
В этом случае в бухгалтерском учете ТЗР отражаются отдельно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего открывается отдельный субсчет (проводка по учету транспортных расходов Д44.ТР К60). О 44 счете читайте здесь.
В течение месяца транспортные затраты копятся по дебету 44 счета, в конце месяца накопленная сумма списывается пропорционально стоимости проданных товаров.
Пример:
В течение месяца организация получала товар от поставщика дважды:
- 1 партия: 1000 подушек по 80 руб. общей стоимостью 80 000, доставка 8 000 руб.
- 2 партия: 1000 подушек по 120 руб. общей стоимостью 120 000, доставка 12 000 руб.
Помимо этого, организация самостоятельно ездила к поставщику за подушками, приобрела 500 подушек по 80 руб. на 40 000. При этом ТЗР организации составили:
- расходы на бензин – 1000.
- зарплата водителя – 800.
- страховые взносы с зарплаты водителя – 240.
- амортизация автомобиля – 500.
Какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете?
Проводки:
Таким образом, за месяц по дебету 44.ТР накопилась сумма ТЗР, равная 22540.
На счет 41.1 за месяц к учету приняты товары на сумму 240 000.
За месяц с 41 счета на продажу был списан товар на сумму 150 000.
Какую сумму ТЗР нужно списать в конце месяца со счета 44.ТР?
Предположим, что на начало месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10 000, 41.1 имел дебетовое сальдо 80 000.
Дебетовое сальдо 44.ТР = начальное сальдо + оборот по дебету за месяц = 10 000 + 22 540 = 32 540.
Дебетовое сальдо 41.1 = 80 000 + 240 000 = 320 000.
В конце месяца с 44 счета нужно списать транспортные расходы:
ТЗР = 32540 * 150000 / 320000 = 15253.
Проводка по списанию транспортных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР.
Общая формула для списания транспортных расходов в конце месяца:
Мы рассмотрели два способа учета транспортных расходов в бухгалтерском учете: включать их в стоимость ТМЦ и включать в расходы на продажу. Руководство организации может выбрать для себя любой удобный способ учета ТЗР и закрепить свой выбор в учетной политике.
Учет транспортно-заготовительных расходов при продаже ТМЦ
Здесь возможны три варианта:
- покупатель забирает товар самостоятельно (самовывоз);
- доставка покупателю осуществляется за счет покупателя;
- доставка осуществляется за счет продавца.
В первых двух случаях организация – продавец затрат не несет, во втором случае ТЗР могут быть включены в цену продаваемых ТМЦ либо учтены отдельно на счете 44. В конце месяца накопленные за месяц транспортные расходы полностью списываются в дебет счета 90 (проводка Д90.2 К44).