Порядок списания транспортных расходов в торговле
Содержание:
- Транспортные расходы в бухгалтерском учете: проводки и примеры
- На какой счет отнести транспортные расходы если отдельно
- Критерии расходов транспортного предприятия
- Калькуляция расчёта стоимости заказа грузчиков
- Первичные документы по учету услуг
- МОДЕЛЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТАВКИ
- Расходы на логистические услуги, оказываемые покупателем товара.
- Расходы на логистику: учет и налогообложение
- Организация бухгалтерского учета в транспортной компании: основные нюансы
- Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?
Транспортные расходы в бухгалтерском учете: проводки и примеры
Основные составляющие договора: Положение Характеристика Право собственности на груз Остается у собственника и не переходит к экспедитору при передаче груза Страхование, таможенные пошлины Оплата осуществляется собственником груза или экспедитором Маршрут Вырабатывается экспедитором по заказу клиента, согласовывается сторонами Оформление передачи груза Осуществляется на основании экспедиторской записки Складское хранение Обеспечивается экспедитором на основании складской расписки, оплачивается собственником или экспедитором Условиям договора экспедиции оказывается особое внимание. От точного определения порядка назначения вознаграждения, компенсации дополнительных трат, документооборота зависят учет и налогообложение
Договор экспедиции может иметь двоякую форму — выступать посредническим соглашением или самостоятельным видом оказания услуг.
На какой счет отнести транспортные расходы если отдельно
Транспортные расходы — это затраты предприятия непосредственно связанные с доставкой купленного товара контрагенту. Порядок учета транспортных затрат на доставку в бухгалтерии отражают в учетной политике. Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга. В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.
Особенности учета транспортных расходов
К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:
- Оплата транспортных расходов за доставку товара;
- Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
- Плата за временное хранение.
Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:
- Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
- Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
- Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
- Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.
Пример 1. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара
Организация ООО «ВЕСНА» закупила техники на общую сумму 531 000,00 руб., в т.ч. НДС — 81 000,00 руб. Транспортные расходы составили 29 500,00 руб, НДС 4 500,00 руб. Согласно учетной политике предприятия транспортные расходы включаются в себестоимость товара. Для формирования себестоимости служит счет 15.
Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».
В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по доставке, делаем следующие проводки:
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки по операции | Документ-основание |
15 | 60 | 450 000,00 | Учтена покупная стоимость купленной техники | Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный |
19 | 60 | 81 000,00 | Учтен НДС по приобретенной технике | |
15 | 60 | 25 000,00 | Учтена стоимость транспортных расходов | |
19 | 60 | 4 500,00 | Учтен НДС по транспортным расходам | |
41 | 15 | 475 000,00 | Учтена фактическая стоимость купленной техники |
Пример 2. Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу
ООО «ВЕСНА» закупила товары на общую сумму 413 000,00 руб, в т.ч. НДС 63 000,00 руб. Транспортные расходы составили 20 060,00 руб, в т.ч. НДС 3 060,00 руб. Согласно учетной политике транспортные расходы включаются в состав расходов на продажу. Формирование себестоимости производится на счете 41.
Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:
Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.
В бухгалтерском учете формируются проводки по транспортным расходам:
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
41 | 60 | 350 000,00 | Учтена покупная стоимость товаров | Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный |
19 | 60 | 63 000,00 | Учтен НДС по приобретенным товарам | |
44.01 | 60 | 17 000,00 | Учтена стоимость транспортных расходов | |
19 | 60 | 3 060,00 | Учтен НДС по транспортным налогам |
Пример 3. Доставка товара услугами транспортной компании
ООО «ВЕСНА» реализует товар покупателю товар на общую сумму 885 000,00 руб, в т.ч. НДС 135 000,00 руб. Согласно учетной политике стоимость транспортных услуг включена в цену товара. По условиям договора ООО «ВЕСНА» должна доставить товар покупателю. Для доставки товара заключен договор с транспортной компанией. По условиям договора стоимость услуг по доставке товара покупателю составляет 35 400,00 руб, в т.ч. НДС 5 400,00 руб.
В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по договору оказания услуг, делаем следующие проводки:
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
62 | 90.01 | 885 000,00 | Учет выручки от реализации товаров | Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура выданный,Товарно-транспортная накладная(форма 1-Т) |
90.03 | 68.02 | 135 000,00 | Начислен НДС с реализации товаров | |
90.02 | 41 | 885 000,00 | Списание реализованных товаров | |
44.01 | 60 | 30 000,00 | Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компанией | Договор доставки,Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т),Товарная накладная (ТОРГ-12) |
19.04 | 60 | 5 400,00 | Учет входного НДС, предъявленного транспортной компанией | Счет фактура полученный |
51 | 62 | 885 000,00 | Оплата покупателя за реализованный товар | Банковская выписка |
60 | 51 | 35 400,00 | Оплата транспортной компании за доставку товара | Банковская выписка |
90.07.01 | 44.01 | 30 000,00 | Списаны расходы за доставку реализованного товара | Бухгалтерская справка |
68 | 19 | 5 400,00 | НДС принят к вычету | Книга покупок |
Критерии расходов транспортного предприятия
Расходы транспортной компании относятся к категории собственных издержек производства и делятся на две группы:
- Внутренние затраты — это собственные расходы транспортной компании на приобретение, обслуживание автотранспортных средств и сопутствующей инфраструктуры, включая необходимое оборудование.
- Внешние затраты – это расходы, связанные с требованием законодательства, например, платежи в систему «Платон», а также расходы, возникающие вследствие непредвиденных обстоятельств, например, аварии или пробки на дорогах.
Собственные расходы транспортной компании классифицируются по разным критериям. Основные из них являются общими для всех предприятий, вне зависимости от рода оказываемых услуг:
- амортизация оборудования;
- затраты на материалы, энергию и другие ресурсы;
- оплата внешних услуги;
- заработная плата;
- расходы на социальное обеспечение;
- налоги и сборы.
Амортизация приводит к поступательному износу оборудования, и как следствие, постепенному обесценению основных средств. В процессе амортизации затраты на покупку основных средств учитываются в расходах транспортной компании, которая регулярно делает амортизационные отчисления.
Это дает возможность собрать средства для приобретения новых основных средств: — здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь и многое другое, — всё то, что относится к производственным материально-техническим ценностям.
Расходы на материалы и энергию включают затраты на топливо, смазочные материалы, масла, упаковку, затраты на электричество, воду, а также на офисные и рекламные материалы.
Нередко транспортная компания несёт дополнительные расходы на оказание внешних услуг:
- экспедиторские услуги;
- операции по перегрузке;
- обновление программного обеспечения;
- банковские услуги.
На протяжении многих лет эти расходы демонстрируют тенденцию к росту на транспортных предприятиях. Это связано с использованием аутсорсинга, в процессе которого происходит отделение отдельных направлений от базовой деятельности и передача их в эксплуатацию специализированным фирмам. Во многих случаях аутсорсинг приводит к снижению эксплуатационных расходов базового предприятия.
Калькуляция расчёта стоимости заказа грузчиков
Рассмотрим теперь случай когда вам нужна не только машина для переезда, но и люди, чтобы погрузить в нее ваши вещи – грузчики.
Грузчики считаются по часовой тарифной ставке. Здесь тоже существует минимальный размер оплаты, как правило, это 4 часа, иначе даже проезд до места погрузки и возврат с места выгрузки становится нерентабельным, даже с учетом использования общественного транспорта.
В случае отсутствия грузового лифта, или невозможности запихать в него те или иные предметы берется еще и дополнительный тариф за поэтажное перемещение груза – поэтажка.
При калькуляции переезда он плюсуется с часовым тарифом для окончательного расчета.
Пример: грузчики проработали 6 часов, и им пришлось перенести еще и 3 шкафа с пятого этажа вниз к машине, а при разгрузке эти же шкафы поднять на 3 этаж.
В этом случае оплата грузчиков составит 6 часов работы плюс подъем – спуск 3 предметов на восемь этажей – то есть 24 поэтажных ставки.
Как правило, поэтажная ставка зависит от переносимых вещей, их габаритов и веса. А также от состояния лестниц.
Есть особая категория предметов — рояли и пианино, сейфы и многое другое, где поэтажный тариф оговаривается отдельно.
Первичные документы по учету услуг
В налоговом учете услуги также включаются в состав затрат и уменьшают налогооблагаемую прибыль при условии экономической обоснованности и наличии первичных учетных документов (ст. 252 НК РФ). Исключением являются нормируемые расходы, когда в базу при подсчете прибыли включается лишь часть затрат по норме, указанной в налоговом законодательстве.
Как уже было отмечено выше, чаще всего для подтверждения факта оказания услуги составляется акт выполненных работ. Форма акта не содержится в альбоме унифицированных форм (за исключением формы КС-2), разрабатывается и согласовывается сторонами договора самостоятельно, с учетом условий каждой конкретной сделки. При этом бланк должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
- Наименование и дату документа.
- Название компании-составителя документа.
- Наименование выполненных работ с указанием стоимостных и количественных характеристик.
- Подписи сторон с указанием должностей и фамилий подписывающих лиц.
Образец заполнения акта сдачи-приемки выполненных работ см. в материале «Акт сдачи-приемки выполненных работ – образец».
Факт оказания услуг в строительстве подтверждает акт по форме КС-2.
Алгоритм заполнения данного документа приведен в статье «Акт приемки выполненных работ в строительстве – образец».
При оказании транспортных услуг компанией-перевозчиком помимо акта выполненных работ обязательно должны быть транспортные документы. К таким документам, в частности, относятся транспортные накладные.
ВАЖНО! С 2013 года унифицированные формы не являются обязательными к использованию, организации вправе разрабатывать их самостоятельно. О порядке учета транспортных расходов подробно рассказано в публикации «Транспортные расходы отнесены на счет покупателя — проводка»
О порядке учета транспортных расходов подробно рассказано в публикации «Транспортные расходы отнесены на счет покупателя — проводка».
МОДЕЛЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТАВКИ
Перед построением модели руководитель финансово-экономической службы компании должен определиться с показателями, которые будут в ней задействованы.
Перечень показателей во многом зависит от действующих бизнес-процессов и организационной структуры организации, однако суть модели предварительного контроля эффективности поставки не меняется. Она заключается в следующем:
- по каждой сформированной поставке логист вносит в модель данные о сумме товара и валовом доходе (их отражают в учетной базе, составляя документ реализации по этой поставке);
- логист вносит в модель данные о:
– грузоподъемности машины и фактическом весе поставки;
– норме расхода бензина для автомобиля поставки и плановом пробеге автомобиля до склада покупателя и обратно;
– транспортных расходах в части зарплаты и командировочных водителя;
- модель автоматически рассчитывает остальные транспортные расходы, рентабельность поставки и степень загруженности автомобиля;
- модель сопоставляет полученные результаты по рентабельности и загруженности с установленными в компании нормами и выдает сообщение о возможности/невозможности отправить автомобиль к покупателю;
- если модель запрещает отправление хотя бы по одному из двух указанных параметров, логист должен сделать запрос коммерческому отделу о необходимости переформирования поставки товара для данного автомобиля.
В таблице 2 приведен пример работы модели при оформлении поставки товара на автомобиле грузоподъемностью в 5 т.
Таблица 2. Модель оценки эффективности поставки |
|
Показатель |
Значение |
Грузоподъемность автомобиля, кг |
5000 |
Вес продукции в поставке, кг |
3500 |
Загруженность автомобиля, % |
70 |
Расход горюче-смазочных материалов на 100 км, л |
30 |
Расстояние поставки, км |
200 |
Цена горюче-смазочных материалов, руб./л |
45 |
Сумма поставки, руб. |
400 000 |
Валовой доход поставки, руб. |
150 000 |
Прямые затраты, руб. |
4641 |
В том числе: горюче-смазочные материалы |
2700 |
заработная плата |
1591 |
командировочные |
350 |
Накладные расходы, руб. |
21 667 |
В том числе: ремонт и содержание транспорта (2,50 %) |
10 000 |
амортизация транспорта (1,67 %) |
6667 |
управленческие расходы логистики (1,25 %) |
5000 |
Всего расходы по поставке, руб. |
26 308 |
Доход по поставке, руб. |
123 692 |
Рентабельность поставки, % |
31 |
Норма загруженности, % |
75 |
Норма рентабельности поставки, % |
25 |
Соответствие нормы рентабельности |
Да |
Соответствие нормы загруженности |
Нет |
Как следует из контрольного расчета, данная поставка товара соответствует норме рентабельности, но не соответствует норме загруженности этого автомобиля (под рентабельностью здесь понимается разница между валовым доходом и суммой всех транспортных расходов по поставке, деленная на сумму поставки товара покупателю).
По итогам расчета логисты должны предпринять одно из действий:
- рассмотреть возможность дополнительной комплектации данного автомобиля в этот день товаром для другого покупателя, который находится на одном маршруте с первым;
- провести переговоры с покупателем о возможности отправки товара в другой день, чтобы максимально использовать номинальную грузоподъемность указанного автомобиля.
Важный момент: накладные транспортные расходы в модели рассчитываются на основе фактических данных прошедшего периода (в нашем случае это 4 кв. 2018 г.) как соотношение суммы расходов за период к сумме реализации товаров за этот же период (табл. 3).
Таблица 3. Данные для расчета накладных расходов за 4 кв. 2018 г. |
|||
Показатель |
Сумма |
Процент |
Примечание |
Продажи, всего |
120 000 |
Отражаются все расходы транспортного цеха за период |
|
Ремонт и содержание транспорта |
3000 |
2,50 |
|
Амортизация транспорта |
2000 |
1,67 |
|
Общетранспортные расходы |
1500 |
1,25 |
Нужно убедиться, что представленная модель предварительного контроля эффективности поставок действует корректно и позволяет оптимизировать транспортные расходы еще на стадии формирования отгрузки товара покупателю. Для этого пересчитаем результаты анализа транспортных расходов компании «Альфа» за четвертый квартал 2018 г. в привязке к указанным в модели нормативам рентабельности и загруженности транспорта.
Расходы на логистические услуги, оказываемые покупателем товара.
Есть еще один вид логистических расходов, которые постоянно вызывают споры по поводу их обоснованности и порядка учета.
Ни для кого не секрет: чтобы компания могла поставлять свои товары в торговые сети, ей необходимо оплатить ряд услуг, которые предъявляет торговая сеть. Состав таких услуг достаточно разнообразен, например, на информационные услуги по прогнозированию объемов продаж, предоставлению дополнительного оборудования для выкладки товара, демонстрации товара в магазинах, логистические услуги по операционной обработке и отгрузке товара, изучению спроса на товар и покупательских предпочтений и др.
Расходы, «выставляемые» торговыми сетями, достаточно существенны, что порождает споры с налоговыми органами в части включения этих затрат в уменьшение налогооблагаемой базы.
Например, расходы на услуги логистического аутсорсинга, если они документально подтверждены и обоснованны, могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Во всяком случае именно такое мнение высказано в Письме Минфина России от 03.10.2011 № 03-03-06/1/619.
На сторону налогоплательщика встал и суд: Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2012 № А40-9474/12-140-44.
Инспекция исключила расходы компании на оплату услуг по изучению спроса на товары и прогнозированию объемов продаж, а также логистических услуг (в частности, включающих операционную обработку и отгрузку товаров через распределительные центры ее покупателей с последующей их доставкой в магазины покупателей или другое место), посчитав их экономически необоснованными.
Организация обратилась в суд, предоставив договоры с исполнителями, которые оказывали ей спорные услуги, акты об их оказании и иные подтверждающие документы.
Суд первой инстанции отменил доначисления, а апелляционный и кассационный суды поддержали это решение. Прежде всего, арбитры в очередной раз указали инспекторам на то, что последние не вправе оценивать целесообразность расходов налогоплательщика (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 №№ 320-О-П и 366-О-П). Ведь в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск, и только он вправе решать, какие конкретно расходы необходимы ему для эффективного ведения той или иной деятельности.
Суды убедились, что все спорные расходы непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью организации и документально подтверждены. Кроме того, суды подтвердили, что она могла учесть и расходы на оплату логистических услуг. Ведь эти услуги направлены на получение дохода, даже несмотря на то, что при их оказании и были задействованы распределительные центры сетевых покупателей компании.
Конечно, тема учета расходов на логистику невозможно рассмотреть в рамках одной отдельной статьи. Особенно, если это касается расходов, связанных с обеспечением и поддержанием каналов сбыта товаров или готовой продукции. Вместе с тем, мы остановились на самых основных моментах, которые нелишне помнить учитывать при формировании учетной политики организации.
Расходы на логистику: учет и налогообложение
- Главная
- Налоговый учет
Оказание транспортных услуг осуществляется компаниями, имеющими на балансе или по договору аренды технику. В составе услуг осуществляются перевозка грузов или пассажиров.
Нюансы учета в транспортной компании Отраслевые нормы Минтранса являются обязательными к исполнению предприятиями, входящими в структуру министерства. Для остальных предприятий указания и нормы являются рекомендательными.
Особенность документооборота состоит в необходимости вести учет нормируемых и текущих расходов транспортных средств. Величина и перечень расходов зависят от марки транспортного средства, условий эксплуатации, используемых предприятием норм отпуска.
Организация бухгалтерского учета в транспортной компании: основные нюансы
Очень часто рассматриваемые компании входят в структуру Министерства транспорта. Подобные организации обязаны исполнять все важные нормы, установленные им. Для других фирм-перевозчиков эти указания являются чисто рекомендательными. Однако документооборот в них все равно должен включать учет всех расходов, связанных с эксплуатацией авто. Величина таких трат, вносимых в бухучет в транспортных компаниях, зависит от нескольких факторов:
· условий и срока их использования;
· норм отпуска на предприятии.
Для подобных расходов существуют специальные бухгалтерские проводки для транспортных компаний. Предлагаем рассмотреть параметры, которые влияют на затраты, более подробно.
Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?
Порядок учета транспортных расходов определяется исходя из условий заключенного договора с покупателем. В том случае, когда в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, то сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика. С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза по железной дороге будет являться расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
Прибыль — это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, таким образом, при превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю, возникает налоговая база по налогу на прибыль. По мнению Минфина РФ, если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации не возмещаются покупателем, то расходы включаются для целей бухгалтерского учета в состав расходов на продажу, а если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103 О порядке учета транспортных расходов).
- погрузо-разгрузочные работы – оплата услуг сторонних компаний или грузчиков при погрузке-разгрузке товара, доставленного клиенту или в филиал;
- экспертиза груза – оплата услуг сторонних компаний по экспертизе груза при его доставке клиенту;
- страхование перевозки грузов – оплата страхования груза при его перевозке до клиента или в филиал;
- штрафы, плата за простой – при доставке груза клиенту или в филиал;
- прочее – прочие расходы при доставке груза клиенту или в филиал, под которые нецелесообразно выделять отдельную подстатью.
Может показаться, что указанные подстатьи дублируют подстатьи, выделенные выше в статье «Заготовка и доставка товара до склада».
Для торговли Налоговый кодекс установил особые правила, а также свой список прямых расходовст. 320 НК РФ:
- стоимость товаров;
- транспортные расходы по доставке товаров до склада торговой организации (если такие расходы не включены в стоимость приобретения товаров).
Остальные расходы (кроме внереализационных) относятся к косвенным и сразу списываются при расчете «прибыльной» базы. Это, например, уплаченные ввозные таможенные пошлины и сборы (не включенные в стоимость самих товаров)Письмо Минфина от 29.05.2007 № 03-03-06/1/335 или затраты на предпродажную подготовкуПисьмо Минфина от 04.09.2012 № 03-03-06/1/465.
Причем выбора тут нет. Торговым организациям нельзя расширять список прямых расходов, ведь тогда пострадает «прибыльная» база текущего периода.
У последнего варианта есть приятный бонус: аналогичный порядок формирования фактической себестоимости товаров применяется для целей бухучетапп. 5, 6 ПБУ 5/01. Следовательно, не придется отражать отложенные налоги и активы по правилам ПБУ 18/02.
Одна организация, торгующая нефтепродуктами, в налоговом учете ориентировалась на правила бухучета. А в ее бухгалтерской учетной политике было закреплено, что средняя стоимость реализованных товаров определялась нарастающим итогом за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
Инспекция же настаивала на том, что прямые расходы надо было распределять ежемесячно. Она пересчитала прямые расходы и установила, что в одном году — недоимка по налогу на прибыль, а в другом — его переплата.
Интересен и такой случай, когда налогоплательщику пришлось доказывать свое право на применение ст. 320 НК РФ. Организация покупала электроэнергию и перепродавала. При этом налоговый учет прямых и косвенных расходов она вела по правилам ст. 320 НК РФ, то есть как торговая организация. Инспекция сочла, что никаких покупных товаров не было, а организация лишь оказывала услуги по передаче электроэнергии.
На этом основании ИФНС исключила из налоговых расходов стоимость приобретенной электроэнергии, выявила занижение налога на прибыль на сумму почти 2 млн руб. Суд ее не поддержал, придя к выводу, что по Закону «Об электроэнергетике» и по нормам Гражданского кодекса в конкретном случае организация именно продавала электроэнергию.