Как составить план текста по русскому языку
Содержание:
- ↑ «Основы национальной политики в РФ».
- ↑ «Социализация индивида».
- ↑ «Роль семьи в жизни человека и общества».
- ↑ «Межнациональные конфликты и пути их разрешения».
- ↑ «Социальный конфликт и пути его разрешения».
- Примерный план занятия методическая разработка на тему
- Что такое развернутый и сжатый план научного текста?
- Как составить план текста: пошаговая инструкция
- Пример сложного плана текста
- ↑ «Социальная мобильность».
- Какие существуют требования
- Правильное составление тезисного плана
- Составление плана рассказа
- ↑ «Общение как форма межличностных взаимодействий».
- План текста — простой, сложный, тезисный
- Чек-лист для проверки эффективности плана статьи
- Какие виды планов существуют
- ↑ «Социальный статус и социальная роль».
- Как составить сложный план: порядок работы
↑ «Основы национальной политики в РФ».
1. Что такое национальная политика?
2. Принципы государственной национальной политики в России:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещение любых форм дискриминации;
б) сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ;
в) гарантия прав коренных малочисленных народов;
г) содействие развитию национальных культур и языков народов России и др.
3. Конституция РФ о праве каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность.
а) формирование у населения установок толерантного сознания и поведения;
б) уважение национального достоинства, отказ от насилия;
в) развитие демократии и правовых начал в жизни общества и т.д.
↑ «Социализация индивида».
1. Понятие социализации.
2. Задача и функция социализации.
3. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
4. Виды социализации:
а) первичная
в) вторичная
5. Факторы, способствующие успешной социализации:
а) агенты социализации
б) социальные лифты
в) социально-экономические и политические условия
«Социализация личности».
1. Что такое социализация?
2. Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов;
г) освоение практических умений и навыков.
3. Социализация на протяжении всей жизни:
а) от младенчества до молодости;
б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте;
в) продолжается ли социализация в старости?
4. Институты (агенты) социализации:
а) значение семьи в первичной социализации;
б) роль образования в социализации личности;
в) опыт сверстников;
г) СМИ как агенты социализации.
5. Значение социализации для личности.
↑ «Роль семьи в жизни человека и общества».
а) кровнородственные;
б) брачные.
3. Особенности семьи:
а) семья как малая группа;
б) семья как социальный институт.
4. Свойства семьи как малой группы:
а) наличие кровнородственных или брачных связей;
б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.
5. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) досуговая;
в) воспитательная;
г) эмоционально-психологическая;
д) хозяйственная;
е) статусная и т. д.
6. Формы семьи:
а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);
б) по характеру взаимоотношений между членами: традиционная (патриархальная), партнёрская (демократическая);
7. Тенденции развития семьи в современном обществе:
а) равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях;
в) увеличение числа ранних браков и их распад;
г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;
д) рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;
е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.
8. Особенности развития семьи в современной России
↑ «Межнациональные конфликты и пути их разрешения».
1. Понятие межнационального конфликта.
2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:
а) неравенство в уровне жизни;
б) миграция;
в) территориальные споры;
г) принадлежность к разным конфессиям;
д) различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т. д.
3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:
а) этнический (защитный);
б) державно-государственный (воинствующий);
в) бытовой.
4. Формы национализма:
а) расизм;
б) шовинизм;
в) геноцид;
г) апартеид;
д) ксенофобия.
5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:
а) признание существования межнациональных проблем и решение их мирными методами;
б) взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;
в) переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;
г) использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.
6. Межнациональные конфликты на территории СНГ и РФ.
↑ «Социальный конфликт и пути его разрешения».
1. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворённость оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);
б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);
в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели;
г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой;
д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.
а) постепенное усиление участников конфликта за счёт введения новых сил;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряжённости;
д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.
Примерный план занятия методическая разработка на тему
Тип занятия – комбинированный
Тема урока
Задачи занятия:
- образовательная;
- коррекционно-развивающая;
- воспитывающая.
Оборудование занятия
I. Организационный этап
Цель – подготовка учащихся к работе на занятие. Содержание этапа (возможные варианты):
- по звонку найти свое место;
- взаимное приветствие;
- рапорт дежурного;
- артикуляционная, фонетическая или речевая гимнастика;
- запись числа;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к занятию (рабочее место, внешний вид);
- сообщение темы и цели занятия.
II. Повторение
Цель – установить правильность и осознанность предыдущего материала, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний, устранить обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты повторения:
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос с вызовом к доске;
- фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
- индивидуальный письменный опрос;
- уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
- практическая работа;
- программированный контроль;
- технические средства обучения.
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся
Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
- загадка;
- ребус;
- кроссворд;
- игра «Четвертый лишний»;
- словарная работа (связь с новым материалом);
- проблемный вопрос.
IV. Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
- в виде рассказа педагога (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
- вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
- чередование беседы и рассказа;
- применение ТСО.
V. Закрепление полученных знаний
Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:
- беседа;
- работа с учебником;
- работа с тетрадью;
- практическая работа;
- дидактические игры;
- ТСО;
- таблицы, схемы, тесты;
- самостоятельная работа.
VI. Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на занятие, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на занятие.
- выводы;
- вопросы на понимание изученного материала;
- оценка работы учащихся.
Что такое развернутый и сжатый план научного текста?
План развернутого содержания
составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение
. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение
— это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть
посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение
(выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания
представлен заглавием
работы, аннотацией
и оглавлением
.
Как составить план текста: пошаговая инструкция
Шаг №1: заголовок
Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.
Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.
Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:
- пообещайте читателю, что он получит выгоду;
- подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
- поймите, к кому вы обращаетесь;
- вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
- сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.
Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.
Дальше дело за вступлением.
Шаг №2: лид-абзац
Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.
Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:1
Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного
Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя. 2. Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?3. Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?4. Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?5. Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.
Если вы каждый раз не знаете, с чего начать текст, и написание лид-абзаца вызывает у вас сложности, прочитайте нашу статью Как написать вступление: 10 фишек цепляющего лид-абзаца. В ней мы подробно рассмотрели секреты и фишки, которые помогут придумать сильное введение статьи.
Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли
Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:
1. Вступление.
2. Зачем составлять план статьи.
3. Каким может быть план.
4. Как составить план текста: пошаговая инструкция.
5. Чек-лист для проверки плана статьи.
6. Заключение.
Шаг №4: подпункты
Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них. Пример:
3. Виды планов:3.1. Тезисный.3.2. Вопросный.3.3. План — опорная схема.3.4. Простой и сложный.
Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.
Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.
Шаг №5: заключение
Заключение получится хорошим, если вы:
- сделаете выводы из всех основных разделов;
- коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
- обозначите пользу, которую получит читатель.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;б) культура этого исторического периода; в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести глазу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
↑ «Социальная мобильность».
1. Понятие социальной мобильности.
2. Факторы, влияющие на социальную мобильность.
3. Виды социальной мобильности:
а) вертикальная и горизонтальная;
б) индивидуальная и коллективная;
в) межпоколенная и внутрипоколенная;
г) организованная и структурная.
4. Социальные лифты:
а) получение образования;
б) вступление в брак;
в) собственность;
г) служба в армии и др.
5. Роль и значение социальной мобильности в современном обществе.
«Социальная мобильность и ее значение для личности и общества».
1. Социальная мобильность — перемещение из одной социальной группы в другую.
2. Виды социальной мобильности:
а) горизонтальная и вертикальная (нисходящая и восходящая);
б) индивидуальная и групповая;
в) межпоколенная и внутрипоколенная.
3. Социальная мобильность как инструмент анализа динамики общества, изменения его социальных параметров:
а) низкая социальная мобильность — черта замкнутых обществ;
б) высокие показатели социальной мобильности — характеристика современного общества.
4
Возможность перемещения по социальной лестнице — важное условие развития личности:
а) мотив получения образования;
б) профессиональной квалификации и др.
5. Свободное перемещение в социальном пространстве —фактор развития общества:
а) удовлетворение потребностей социально-экономического и научно-технического развития;
б) обеспечение притока высокообразованных специалистов и профессионалов, способных «генерировать идеи», решать задачи управления общественными процессами).
Какие существуют требования
Общие требования:
- Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
- Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
- Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
- Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Правильное составление тезисного плана
Как мы говорили ранее, тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.
Алгоритм правильного составления тезисного плана:
- Нужно прочесть текст и записать главную мысль автора. После необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи. Лучше избегать в тезисе уточнений, так как задача тезиса – передать суть. После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста. Если тезис обширный, то его лучше по возможности сократить.
- После первого шага нужно начать выделять подпункты плана, либо подтезисы основного тезиса. Комфортнее работать с текстом, разделенным на абзацы, так как абзацы содержат в себе определенную мысль, поэтому предложение, которое выделяет автор в абзац, служит для точности его мысли и формирования уникальной окраски. Необходимо прочесть каждый абзац и сформулировать тезисы, но возможно такое, что в одном абзаце присутствуют несколько тезисов. В таком случае необходимо выявить основной и оставить место для того, чтобы потом добавлять пункты плана. Не нужно стремиться сразу же проработать все мелочи, так как абзацы, используемые автором для уточнения мысли либо создания нужной окраски у текста, могут быть объединены с другими абзацами, именно поэтому выделение отдельного тезиса в данном случае не имеет необходимости.
- В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз, это делается для того, чтобы выделить подпункты. Выделение подпунктов зависит от вида тезисного плана.
Существует два вида: подробный и краткий. Для подробного плана подпункты обязательны, а для краткого это зависит от темы.
Составление плана рассказа
Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.
- Определитесь с темой рассказа.
- Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
- Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
- Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
- Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
- После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.
↑ «Общение как форма межличностных взаимодействий».
а) обмен информацией, её уточнение, обогащение;
б) обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;
в) восприятие и понимание партнёра, его поведения и психологических особенностей.
3. Типы субъектов общения:
а) реально существующие субъекты;
б) иллюзорные партнёры;
в) воображаемые партнёры.
4. Виды общения (по цели и содержанию):
а) познавательное;
б) деловое;
в) личностное.
5. Основные функции общения:
а) коммуникативная (обмен информацией);
б) перцептивная (принятие друг друга);
в) интерактивная (взаимодействие друг с другом).
6. Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.
7. Условия конструктивного общения:
а) готовность к сотрудничеству и компромиссу;
б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей;
в) уважительное отношение к партнёру.
8. Специфика общения в сетевом сообществе:
а) интенсивность коммуникаций;
б) виртуальное общение;
в) обилие и разнообразие информационных потоков.
9. Общение как особый вид человеческой деятельности.
10. Общение в игре, труде, учении.
«Общение как форма межличностных взаимодействий».
1. Понятие и специфические признаки общения.
2. Функции общения в формировании и развитии человека.
3. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
4. Типы субъектов общения:
а) реально существующие субъекты
б) иллюзорные партнеры
в) воображаемые партнеры
5. Средства общения.
6. Виды общения:
а) непосредственное и опосредованное
б) прямое и косвенное
7. Факторы, способствующие успешному общению:
а) взаимопонимание
б) солидарность
в) толерантность
План текста — простой, сложный, тезисный
План – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.
Составление плана — неотъемлемая часть создания устного или письменного текста.
Даже когда человек не пишет плана, у него в голове складывается приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать, формируются некоторые примеры и доказательства выдвигаемых автором мыслей и идей. Иногда план не требует своего обязательного оформления, а является лишь необходимым внутренним этапом работы над текстом. Однако существуют жанры, в которых он является составной частью текста: в учебнике, в курсовой или дипломной работе, в диссертации и т.д. – он, безусловно, необходим.. Умение составить хороший план — качество человека, владеющего своей речью.
Чек-лист для проверки эффективности плана статьи
Когда план готов, убедитесь, что он составлен в соответствии со всеми правилами:
- Логичность. Структура четкая и понятная, сразу ясно, о чем пойдет речь.
- Отсутствие повторений. В двух разных пунктах плана не должно говориться об одном и том же. Если из текста можно удалить слово, предложение или даже пункт без потери смысла, делайте это.
- Полнота. План должен включать в себя всю информацию, которую текст должен донести до читателя.
- Отсутствие лишних пунктов. Бывает так, что по какой-то подтеме нечего писать, кроме короткой формулировки. Если в вашем плане есть такие пункты, то объедините их с другими.
- Краткость. Не нужно делать из плана что-то похожее на готовый текст. Написанием вы займетесь позже, а задача плана — не дать запутаться вам, а после и вашим читателям.
- Лаконичность. В плане должно быть не более 5–7 пунктов. Совсем маленькие пункты можно объединять.
Какие виды планов существуют
По началу, сильно вдаваться в разновидности, особенно новичкам не советую, основные моменты отмечу простыми словами и примерами.
Опорный план
Пример, который я привел выше — это опорный план, то есть основные слова или части предложения, на которые мы будем опираться при написании текста. Смотрим и видим «разновидности»- значит, будем писать о том, какие планы бывают, распишем каждый и приведем пример. Я пользуюсь, в основном, таким видом. Давайте еще пример: статья о том, как зарабатывать в интернете:
- Необходимость.
- Поиск своего направления.
- Обучение.
- Первые работы.
- Поиск заказчика.
- Работа с заказчиками.
- Повышение мастерства.
Согласно этой структуре можно смело писать статью и потом продать ее за хорошие деньги.
Тезисный план
По большому счету, то же самое, только составляются не опорные слова, а кратко формулируются основные мысли. Сказуемые, определения, глаголы — все можно использовать. Получается длиннее и пункты как подзаголовки использовать нельзя. О тезисах можете почитать в этой статье, а вот вам пример: сравните с опорным планом, чтобы было понятнее:
Опрный план | Тезисный план |
1. Необходимость. | 1. Сегодня кризис, работы нет, карантин — надо учиться зарабатывать в интернете. |
2. Поиск своего направления. | 2. Легче всего подойдет работа, которая вам нравится или хорошо получается. Можно писать тексты, программировать, рисовать или выполнять простую работу |
3. Обучение. | 3. Необходимо учиться и развиваться в выбранном направлении. |
4. Первые работы. | 4. На первых порах, для опыта, можно выполнять работы для друзей, бесплатно или за отзыв. |
5. Поиск заказчика. | 5. Почувствовав уверенность, можно регистрироваться на биржах фриланса и начинать зарабатывать. |
6. Работа с заказчиками. | 6. Откликаемся на заказы, которые сможем выполнить и выстраиваем правильные отношения с заказчиками. |
7. Повышение мастерства. | 7. Формирование портфолио, хорошие отзывы, высокий рейтинг — вот к чему надо стремиться |
Видите разницу? Выбор способа зависит от вашего склада ума и привычки. Кому как удобно.
Вопросительный
Также можно использовать план, состоящий из вопросов. Можете выбрать этот вариант, может у вас пытливый ум и так понравится больше, особенно если вы пишете руководство или инструкцию. Давайте опять на примере:
Опорный план | Вопросительный план |
1. Необходимость. | 1. Зачем уметь зарабатывать в интернете? |
2. Поиск своего направления. | 2. Чем лучше заниматься? |
3. Обучение. | 3. Как научиться и зачем? |
4. Первые работы. | 4. С чего начать? |
5. Поиск заказчика. | 5. Где найти заказчика для работы. |
6. Работа с заказчиками. | 6. Как выстроить отношения с заказчиками? |
7. Повышение мастерства. | 7. Как выделиться? |
Сложный план
Если у вас длинная серьезная статья с множеством мелочей, и вы боитесь упустить какую-нибудь деталь, можно использовать сложный план, развернутый. Это, когда вы для каждого пункта делаете подпункты. Посмотрите на примере все той же статьи:
Простой план | Сложный план, развернутый |
1. Необходимость зарабатывать в интернете. | 1. Необходимость зарабатывать в интернете.
|
2. Поиск своего направления. | 2. Поиск своего направления.
|
3. Обучение. | 3. Обучение.
|
4. Первые работы. | 4. Первые работы.
|
5. Поиск заказчика. | 5. Поиск заказчика.
|
6. Работа с заказчиками. | 6. Работа с заказчиками.
|
7. Повышение мастерства. | 7. Повышение мастерства.
|
То есть вы расписываете все пункты детальнее, как подзаголовки. Если статья большая, то это оправдано. Первое время вам это сильно поможет, далее будет все проще и проще, большинство информации будете держать в голове. Кстати, если вам интересна тема заработка в интернете, то вот моя статья об этом.
↑ «Социальный статус и социальная роль».
1. Социальный статус как характеристика положения человека в обществе.
2. Признаки социального статуса:
а) место жительства;
б) уровень образования и профессия;
в) стиль поведения и одежды и т.д.
3. Основные виды социальных статусов:
а) предписанный (заданный, врождённый);
б) достигаемый (приобретённый).
4. Связь между социальным статусом и социальной ролью.
5. Структура ролевого набора личности:
а) роли в семье;
б) роли в малом социуме;
в) роли в профессиональной деятельности;
г) роли в гражданской деятельности и т.д.
6. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных ролей.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты – они ни в коем случае не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.