Богатый словарный запас

Как красноречие помогает в повседневной жизни

Фото автора Liza Summer: Pexels

Ты наверняка замечала, что одного человека можно слушать часами, раскрыв рот, а с другим диалог откровенно не клеится. Такой эффект во многом зависит от величины словарного запаса оппонента. Богатая и эмоционально окрашенная речь имеет весомое значение в быту:

Способность отстоять свое мнение.

Даже если ты по жизни является робкой и тихой девушкой, предпочитающей соглашаться с оппонентом, лишь бы только избежать открытого конфликта, рано или поздно наступает момент, когда промолчать просто нельзя.

Чтобы доказать правоту, необходимо говорить очень убедительно, используя нужные слова и грамотно выстраивая фразы. В противном случае собеседник не будет воспринимать информацию в нужном ключе. Где тебе это поможет? Да хотя бы на работе при дебатах с коллегами или руководством.

Подсознательная притягательность.

Это уже чисто психологический аспект. Когда ты говоришь реально «вкусно», то собеседник полностью растворяется в переливах красиво выстроенных фраз. С таким человеком хочется вести диалог бесконечно, а каждая история превращается в настоящий шедевр.

Как расширить словарный запас?

Хороший словарный запас – твой пропуск в мир популярности как среди членов новой компании, так и уже давно сформировавшегося круга общения. Стань желанным посетителем любой встречи или вечеринки.

Повышение уровня интеллекта.

Изучение новых слов и их значений всегда сопряжено с самообразованием. Ты даже не заметишь, как планка IQ начнет медленно, но уверенно подниматься. А вот окружающие это однозначно оценят. Грамотная речь с элементами профессионального сленга создает впечатление умного и разносторонне развитого человека.

Увеличение словарного запаса всегда идет на руку, если ты проходишь собеседование на новую работу. Особенно хороша такая подготовка для кандидата на руководящую должность.

Грамотное письмо.

Не зря говорят, что человек, который не может связать и двух фраз, попросту неспособен выразить свои мысли на бумаге. Увеличив словарный запас, ты научишься составлять профессионально грамотные деловые документы. Не исключается и начало карьеры журналиста, а также писателя.

Общение с представителями разных поколений.

Если диалоги современной молодежи или же людей старшего возраста вызывают у тебя ступор и панику, настало время увеличивать свой словарный запас. Только так можно сократить пропасть, которая образовалась между представителями разных поколений.

Зачем это нужно? Ну, во-первых, хороший запас актуальных разговорных слов выручит, если в качестве профессии ты выбрала педагогику. Современных детей нужно не только учить, но и понимать, а также общаться с ними на одном языке. Во-вторых, так будет намного проще добиться уважения со стороны старшего поколения.

Giphy

Как видишь, словарный запас необходимо постоянно расширять. Хотя бы, чтобы в какой-то момент не попасть впросак, услышав незнакомую фразу. А теперь перейдем непосредственно к самим методикам.

Лексика второго языка

Термин «лексика» обычно используется в контексте единого языка. Поэтому считается, что говорящие на нескольких языках используют несколько лексиконов. Можно считать, что носители языковых вариантов (например, бразильского португальского и европейского португальского ) владеют одним словарным запасом. Таким образом, банкомат (британский английский), а также банкомат или банкомат на американском английском будут понятны как американским, так и британским говорящим, несмотря на то, что каждая группа использует разные диалекты.

Когда лингвисты изучают лексику, они рассматривают такие вещи как то, что составляет слово; отношение слово / понятие ; лексический доступ и сбой лексического доступа; как пересекаются фонология , синтаксис и значение слова; морфология -слово отношения; словарный запас в рамках данного языка; использование языка ( прагматика ); овладение языком ; история и эволюция слов ( этимология ); и отношения между словами, часто изучаемые в рамках философии языка .

В психолингвистике , нейролингвистике и компьютерной лингвистике были предложены различные модели организации лексиконов и поиска слов .

Как расширить словарный запас за 5 минут

Используйте мобильные приложения, которые помогают узнавать, запоминать и использовать в нужном контексте новые слова. Наиболее популярные программы, которые стоит поставить уже сейчас – это:

  1. Словарный запас – тысячи новых слов в разных контекстах.
  2. Слово дня – каждый день вы будете узнавать новое слово, сможете уточнить его значение, контексты использования и даже этимологию.

Резюме

Вы можете расширить словарный запас только при условии, что узнаете новые слова, их значение и контекст использования, после чего регулярно используете в речевых конструкциях. Только тогда они сформируют активный лексикон, и вам не придется часами вспоминать новый термин.

Откуда брать слова? Читайте классическую литературу и авторитетные СМИ, смотрите интеллектуальные шоу, находите образованных и эрудированных собеседников, расширяйте кругозор и находите новые хобби. Не забывайте использовать и тематические мобильные приложения, которые помогут расширять словарный запас всего за 5 минут в день.

Неологизмы

Как Вы уже поняли, язык — это открытая система, в которой постоянно происходят изменения. Одни слова уходят, другие приходят. Если сравнить язык времён Пушкина с современным, то мы увидим множество различий. Вероятно, мы сейчас с трудом бы поняли собеседника из 19 века, если б нам представилась возможность слетать в прошлое.

Особенно хорошо прослеживается подвижность языковой системы в появлении неологизмов. Неологизмы — это слова, которые обозначают новые понятия в культуре, бизнесе, общественной жизни, в сфере труда и досуга, в развитии науки и индустрии. Неологизмы имеют шанс попасть в активный состав языка, но многие из них переходят в разряд историзмов.

Смотрите, вот слова, вышедшие из активного словаря, а ведь ещё 18 лет назад они были неологизмами: пейджер, аудиокассета, магнитола, дискета. А вот неологизмы нового поколения: криптовалюта, селфи, бренд, бутик, аутлет, дизайнер, дедлайн, лайк. Задержатся они в языке или выйдут из употребления — покажет время.

Фокусная лексика

Фокусная лексика — это специальный набор терминов и различий, который особенно важен для определенной группы: людей с особым фокусом опыта или деятельности. Лексикон или словарь — это словарь языка: набор названий вещей, событий и идей. Некоторые лингвисты полагают, что лексика влияет на восприятие людьми вещей, гипотеза Сепира – Уорфа . Например, у нуэров Судана есть сложный словарный запас для описания крупного рогатого скота. У нуэров есть десятки названий крупного рогатого скота из-за особенностей его истории, экономики и окружающей среды. Подобное сравнение вызвало некоторые лингвистические споры, как, например, в отношении количества « эскимосских слов для обозначения снега ». Носители английского языка с соответствующими специальными знаниями также могут отображать сложные и точные словари для снега и крупного рогатого скота, когда в этом возникает необходимость.

Заимствованные слова

Как я и обещала, расскажу подробнее о заимствованных словах в русском языке. Мы уже знаем, что слова из чужих языков попадали к нам в процессе общения с чужими государствами, вследствие войн с разными странами. Но здесь следует сделать поправку: заимствования и иностранные слова — это не одно и то же. Первые полностью приспосабливаются к русской речи по звучанию и по смыслу. Вторые же так и остаются иноязычными, сохраняя звучание, орфографию, значение и грамматику, присущие иностранным словам.

Среди заимствований из славянских языков много слов перекочевало из древнейшего старославянского языка. Он был наиболее близок и понятен предкам. Старославянизмы заняли прочную позицию и оказали огромное влияние на способы словообразования в русском языке. Одна из отличительных особенностей — неполногласные сочетания в корнях (враг, плен, сладкий — сравните с русскими ворог, полон, солод). С помощью старославянских суффиксов, приставок и корней образуются другие слова: проХЛАДительный, дрейфуЮЩая, ЧРЕЗвычайный

Неславянские заимствования — огромный пласт в русском языке.

Такие слова, как  колчан, караул, деньги, хозяин и др. проникли из тюркских языков в связи многолетним пребыванием Руси под татаро-монгольским игом.

Со скандинавами русичи вели торговлю, воевали, дружили, работали. Конечно, это не могло не отразиться на речи русичей. Скандинавских заимствований совсем мало, например, слова: ларь, сельдь, кнут, акула, фиорд и др.

С какой целью в язык попадают иноязычные слова? Прежде всего, чтобы называть явления или предметы, которые возникли, но не получили в родном языке своих наименований.

В таких случаях приходится воспользоваться иностранным словами. Так из латинского языка к нам пришли аудитория, студент, автор, экзамен, кафедра и др. Названия месяцев, лекарств, некоторых элементов таблицы Менделеева, терминов в медицине и юриспруденции — лишь малая часть латинизмов в русском языке.

Греческие заимствования во многом пришли вместе с принятием христианства на Руси: амвон, фимиам, ладан, ад, лампада и др.

Греческими словами назвали новые понятия в науке и образовании: анатомия, грамматика, философия, физика и др. Новые явления и предметы: космос, анализ, механика, метафора, биография, ипподром, демократия, политика и др. Очень много имён пришло именно из Греции: Елена, Константин, Александр, Алексей, Ирина, Софья и многие другие.

Из Французского языка слова влились в русскую речь, когда Францию почитали “столицей мира”. Её влияние на русские умы в 19 веке было невообразимым. Дворянство предпочитало не только говорить, но и думать “на языке Вольтера”. Французские заимствования пополнили русский язык словами : авантюра, котлета, конферансье, вуаль, адвокат, жакет, инспектор и др.

Активный и пассивный запас русского языка

Словарный состав язы­ка не явля­ет­ся чем-то застыв­шим, неиз­мен­ным. На про­тя­же­нии веков изме­ня­лась зву­ко­вая систе­ма, про­ис­хо­ди­ли изме­не­ния в грам­ма­ти­ке и лек­си­ке. Особенно замет­ны изме­не­ния в лек­си­ке в эпо­ху раз­лич­ных обще­ствен­ных, соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, в пери­од бур­ных пере­мен в жиз­ни общества.

Изменения носят двой­ствен­ный харак­тер – с одной сто­ро­ны, сло­вар­ный состав обо­га­ща­ет­ся новы­ми сло­ва­ми, с дру­гой, осво­бож­да­ет­ся от ненуж­ных на дан­ном эта­пе эле­мен­тов. Поэтому в язы­ке суще­ству­ет два пла­ста – актив­ная и пас­сив­ная лек­си­ка. Термин «актив­ный и пас­сив­ный запас» ввел в лек­си­ко­гра­фи­че­скую прак­ти­ку Л.В. Щерба, но един­ства в пони­ма­нии пас­сив­ной лек­си­ки у иссле­до­ва­те­лей не наблю­да­ет­ся. Например, в рабо­тах М.В. Арапова, А.А. Реформатского, Л.И. Баранниковой и др. в состав пас­сив­ной лек­си­ки вклю­ча­ют­ся не толь­ко уста­рев­шие сло­ва, но и диа­лек­тиз­мы, тер­ми­ны, назва­ния ред­ких реа­лий, явлений.

К актив­ной лек­си­ке отно­сят­ся те сло­ва, кото­рые акту­аль­ны для совре­мен­но­го эта­па, сло­ва, кото­рые отве­ча­ют тре­бо­ва­ни­ям совре­мен­но­сти и не име­ют при­зна­ков ста­ри­ны или новизны.

Пассивный состав состав­ля­ют сло­ва, кото­рые вышли из упо­треб­ле­ния вви­ду сво­ей несо­вре­мен­но­сти, неак­ту­аль­но­сти, и новые сло­ва, не утра­тив­шие еще при­знак необыч­но­сти и новизны.

Тест на запас слов русско–говорящих людей

Для определения объема слов у носителей русского языка недавно было проведено интересное исследование. Оно проводилось в форме тестирования, где желающие отмечали в предоставленном списке понятные и используемые ими слова. Слова отмечались только в случае полного понимания определения.

Для повышения качества тестирования и отсортировки недостоверной информации в списках присутствовали несуществующие обозначения. Присутствие в анкете испытуемого хотя бы одного слова из несуществующих и отмеченного как знакомого ему, считалось недостоверной информацией и не учитывалось.

В ходе проводимой работы были получены следующие данные:

  • Пассивный словарь человека увеличивается с каждым годом вплоть до 20 летнего возраста. Далее темп развития снижается, постепенно исчезая после 40 лет. В этом возрасте и до конца жизни запас слов у человека остается неизменным.
  • Учеба в школе добавляет детям в пассивный словарь до 10 слов каждый день. Активный и пассивный словарный запас школьника постоянно растет.
  • К концу учебы подростки владеют в среднем 50 тысячами слов.
  • Школьное время увеличивает рост объема слов почти в 3 раза.
  • После окончания школы пассивный словарь человека приостанавливается в росте и составляет в среднем 3–4 слова ежедневно.
  • В 55 лет запас слов продолжает свое снижение, за счет необратимого ухудшения памяти и применения некоторых слов на практике.

Проведенное исследование оценило уровень образования испытуемых, получив интересные выводы. Оказывается, что обладание наибольшим объемом слов у людей происходит в неодинаковый момент жизни. Средне специальное образование подразумевает окончание роста слов в 40 летнем возрасте, а высшее немного позже – после 50 лет. Такой разрыв в 10 лет объясняется в расхождении выполняемой работы и занимаемой должности у людей с разным образованием. Некоторые люди в 50 лет читают научные книги и получают новые знания из-за специфики работы или по собственному желанию для самообразования.

Также был выявлен интересный факт, который показал, что испытуемые, доучившиеся в учебном заведении и не закончившие его по личным причинам, имеют одинаковый по объему пассивный словарь.

Запас слов взрослых людей с разным уровнем образования:

  • Пассивный запас слов имеет одинаковые показатели у людей со средним образованием и средне специальным. Он варьируется в пределах 70–75 тысячи слов.
  • Люди, получившие высшее образование, или не окончившие институт имеют в своем багаже запас из 80 тысяч слов.
  • Образованные люди, кандидаты наук имеют богатый словарный запас в 86 тысяч слов, что на 6 тысяч больше, чем у получивших высшее образование.

Полученное образование, конечно, влияет на запас слов человека, но не на все 100%. Огромный вклад в развитие лексикона вносит сам человек, постоянно самосовершенствуясь и занимаясь самообразованием. Поэтому легко повстречать человека, заканчивавшего только школу со словарным запасом больше в несколько раз, чем у получившего высшее образование. Главную роль в этом вопросе играет общительность, род занятий и образ жизни человека.

Проведенное исследование не дает полное представление о словарном запасе среднестатистического русского человека, так как содержит небольшие погрешности. Но несмотря на это помогает определить связь запаса слов с возрастом и уровнем образования.

Упражнения для развития словарного запаса

1. Алфавит

Быстро называйте в алфавитном порядке слова-существительные в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5 секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б – барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …».

Проделайте то же самое, называя сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…

2. Десяточка

Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему. Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не больше 7 слов.

Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так: «Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».

3. Ассоциации

Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение, стимулирует мыслить шире.

У каждого человека существует своя ассоциация для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета. Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10 первых ассоциаций, которые придут вам в голову: «Лампочка – это свет, вечер, мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов, Ленин, эксперименты Теслы, анекдот про «сколько гуманитариев нужно, чтобы выкрутить лампочку?», напоминание о ремонте».

Еще одно упражнение. Оно «вытягивает» слова из пассивного запаса и учит шире смотреть на предметы и явления. Возьмите любой предмет, который находится у вас перед глазами, и назовите 10 его определений: «Ручка: шариковая, белая, пластмассовая, легкая, пишущая, экологичная, неудобная, памятная, подарочная, смешная».

4. Игра «Я знаю 5 имен»

Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память, расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран. Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее, называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов и пр.

5. Вспомнить все

Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик. Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.

6. Трехлитровая банка

Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет через горлышко банки, а механизатор – нет.

7. Списки

Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву. Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от того, что именно вам нужно прокачать.

Часто задают вопрос, как увеличить словарный запас? Как увеличить запас слов? В чем дело? Почему слова заканчиваются?

Ниже по тексту будет подробно изложено, что нужно сделать, чтобы увеличить словарный запас слов.

Исторические фразеологизмы

С помощью фразеологизмов можно проследить, как менялась история русского народа, какие предметы были в быту.

  • Вольный казак — свободный человек. Выражение зародилось в России 15-17 вв. Так назывались люди, которые сбегали из городов на окраины, спасаясь от крепостного права.
  • Варфоломеевская ночь — нечестная расправа над противником с применением подлых способов. В день святого Варфоломея 23 августа 1572 г. солдаты убили всех гугенотов по приказу папы Римского, потому что он объявил их отступниками.
  • Кисейная барышня — изнеженная, неприспособленная к жизни. Этот фразеологизм появился в 19 веке от слова “кисея”, что означает “тонкая ткань”.

Словарный запас и его значение в развитии личности

Богатство словарного запаса напрямую свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Человек с богатым словарным запасом воспринимается обществом, как яркая, умная, возможно, одарённая и незаурядная личность, способная грамотно сформулировать свои идеи, мысли и донести их до собеседника.

Обладающие богатым лексиконом люди более успешны в бизнесе, быстрее продвигаются по карьерной лестнице, к ним охотнее прислушиваются как коллеги, так и руководство. У таких людей, с высокой степенью вероятности, работа будет интересной, захватывающей и творческой, а достижения значительными.

Чем выше уровень развития вербального интеллекта, тем более вероятно, что человек преуспеет как в деловой сфере, так и в личной жизни.

Слова, расширяющие словарный запас

Прочитав немало разных статей о том, как расширить словарный запас, можно сделать один вывод – авторы советуют постоянно обращаться к словарям, как только удается найти необычное слово.

Мы решили пойти другим путем и представить вам подборку слов. Можете использовать их при написании статей, это подчеркнет ваш профессионализм:

Аберрация – искажение истины. Амбивалентный – неоднозначный или двойственный. Амбициозный – тщеславный и высокомерный. Апогей – предел или высшая точка. Атараксия – невозмутимость и душевное спокойствие. Глоссофобия – боязнь перед публичными выступлениями. Графомания – влечение к сочинению произведений у тех, кто этого не умеет. Девиант – так называют человека, не соответствующего норме. Депривация – чувство неудовлетворенности потребностей. Деструктивный – разрушительный. Дисания – состояние, при котором трудно подниматься по утрам. Епитимья – наказание. Катарсис – когда меняется создание из-за переживаний. Коллизия – конфликт (столкновение). Латентный – значит скрытый. Легитимный – значит законный. Лемниската – знак бесконечности. Логорея – пустая болтовня. Меркантильный – корыстный и рассчетливый. Мимикрия – значит подражание. Мондегрин – непонятные слова в песнях. Обелус – знак деления. Ортодоксальный – значит непреклонный. Парестезия – мурашки, покалывание в конечностях. Паритет – равнозначность. Пердимонокль – черт знает что (какая-то ерунда). Петрикор – запах земли после дождя. Прагматичный – синоним практичный. Превентивный – предупреждающий. Профан – новичек в своем деле. Проформа – формальность. Сентенция – нотация, нравоучение. Тренчик – удерживающий элемент на ремне. Феррул – металл на карандашах, удерживающий ластик. Фрик – человек, отличающийся экстравагантным внешним видом. Фриссон – мурашки по коже (например, во время прослушивания любимой песни. Фрустраниця – чувство разочарования в жизни. Эглет – наконечник шнурков. Экзальтированный – воодушевленный или восхищенный. Экивоки – неоднозначные намеки.

Разные слова можно перечислять до бесконечности, так как их много. Сразу их выучить вряд ли получится, поэтому к расширению слованого запаса нужно подходить постепенно.

Как вариант, можете устаноить на мобильное устройство приложение «Слово дня» и учить новые слова:

Профессиональный автор статей, электронных книг, заметок и прочих текстов, просто обязан стремиться к расширению словарного запаса.

Наполняя свои материалы оригинальными словами, вы те только привлечете к ним повышенное внимание, но и покажете, насколько вы умны. В заключение посоветуем использовать лучшие сайты для саморазвития, где тоже встречаются интересные слова

Вам также будет интересно: — Как правильно писать и говорить? — Как написать обзор на статью? — Как написать статью на незнакомую тему?

Как расширить словарный запас

На лексикон огромное влияние оказывают сфера деятельности, круг общения, бытовые условия. Словарный запас увеличивается, если выйти за границы своего окружения, изменить круг общения, место жительства или работу. Увеличение именно активного словарного запаса полезно для общего развития. Для увеличения активного словарного запаса необходимо выполнять следующие рекомендации, разработанные специалистами.

Больше общаться

Важно как устное общение, так и письменное, ведь лексикон — это инструмент любого общения. Развивая навык общения, мы невольно развиваем и сам инструмент. Срабатывают два приема

Мы перенимаем новые слова от своих собеседников и сами стараемся чаще применять новые слова, чтобы максимально точно передать информацию. Так активный словарный запас пополняется словами из пассивного «архива»

Срабатывают два приема. Мы перенимаем новые слова от своих собеседников и сами стараемся чаще применять новые слова, чтобы максимально точно передать информацию. Так активный словарный запас пополняется словами из пассивного «архива».

Больше читать. Не лучшего источника информации, а значит, потенциала для роста словарного запаса, чем письменный текст. В зависимости от того, каких слов не хватает в лексиконе, следует читать классическую литературу или специальные справочники. Классика хороша для обогащения словарного запаса словами, пригодными для общения в любой ситуации. Классическая литература — настоящая сокровищница для того, чтобы пополнить свой словарный запас лексическими единицами, с помощью которых не стыдно будет общаться и с королевой. Если доведется, конечно.

Современная российская проза дает возможность пополнить словарный запас современным сленгом. Читая криминальное чтиво от многих дам-писательниц, легко расширить границы активного словарного запаса из тезауруса Эллочки-людоедки. Небесполезный навык, если учесть, как разговаривают некоторые современные дамы.

Научная фантастика обогатит словарный запас для бесед с людьми из околонаучного окружения, либо для того, чтобы с легкостью производить впечатление на неискушенных собеседников своими «глубокими» знаниями научного предмета. Чтобы действительно разбираться в каком-либо вопросе или хотя бы расширить свой словарный запас для общения с действительно знающими людьми, следует читать научную литературу, специализированные журналы и справочники.

Чтобы увидеть реальный результат, необходимо читать не менее часа ежедневно. В этом смысле чтение работает по тому же принципу, что и тренировка в спортзале.

Чтение вслух, проговаривание усиливает эффект, способствует более быстрому запоминанию новых слов.

Внимательно слушать собеседников, или радио — еще одно полезное занятие для расширения активного словарного запаса. Это особенно актуально для так называемых «аудиалов» — людей, кто лучше всего воспринимает и запоминает информацию на слух.

Важно не только узнавать новые слова, но и запоминать их. А лучший способ запомнить — пересказать самому. Нужно пересказывать все, что было прочитано или услышано, стараясь максимально близко сохранить лексикон источника информации

Многие жалуются на «плохую память», но эта проблема решаемая. Тренирует память заучивание стихов. К слову, стихи отлично пополняют словарный запас не хуже, а иногда и лучше прозы

Нужно пересказывать все, что было прочитано или услышано, стараясь максимально близко сохранить лексикон источника информации. Многие жалуются на «плохую память», но эта проблема решаемая. Тренирует память заучивание стихов. К слову, стихи отлично пополняют словарный запас не хуже, а иногда и лучше прозы.

Активный словарный запас не должен ограничиваться только одним языком. Знание иностранного языка позволяет существенно расширить границы своего родного. Русский язык содержит около полумиллиона слов, примерно десятая часть из них — заимствованные из других языков. А если выучить еще и английский, например, то можно существенно увеличить свой словарный запас. В английском языке около четверти миллиона слов, и иметь богатый английский тезаурус почти вдвое легче, чем русский!

Хороший способ пополнить свой активный словарный запас — вести дневник. Это отличная альтернатива переписке с живыми людьми или активной жизни в соцсетях и на форумах. Специалисты отмечают, что это не самый эффективный способ увеличения активного словарного запаса, но он работает значительно лучше, чем вообще ничего.

В обычной жизни многие люди с пренебрежением относятся к кроссвордам, головоломкам, сканвордам и другим лингвистическим играм. Однако они отлично тренируют память и позволяют расширить словарный запас.

Основной словарный запас

В педагогической литературе можно встретить терминологическое сочетание «основной словарный запас». С моей точки зрения, на максимальном уровне словарный запас составляет около 8000 слов. Мне представляется, что учить большее количество слов, кроме как, может быть, для каких-то особых целей, вряд ли необходимо. Восьми тысяч слов будет достаточно для полноценного общения в любых условиях.

Приступая к изучению языка, будет разумным обойтись более короткими списками. Вот три уровня, которые я на практике определил, как дающие хороший ориентир начинающему:

уровень А («базовый словарный запас»):

400-500 слов. Их достаточно, чтобы покрыть примерно 90% всех словоупотреблений при повседневном устном общении или около 70% процентов несложного письменного текста;

уровень Б («минимальный словарный запас», «мини-уровенъ»):

800-1000 слов. Их достаточно, чтобы покрыть примерно 95% всех словоупотреблений при повседневном устном общении или около 80-85% процентов письменного текста;

уровень В («средний словарный запас», «меди-уровенъ»):

1500-2000 слов. Их достаточно, чтобы покрыть примерно 95-100% всех словоупотреблений при повседневном устном общении или около 90% процентов письменного текста.

Примером добротного словаря основного словарного запаса можно считать словарь, выпущенный Э. Клеттом в Штутгарте, 1971, под названием «Grundwortschatz Deutsch» («Основной словарный фонд немецкого языка»). В нем дано по 2000 самых необходимых слов на каждом из избранных шести языков: немецком, английском, французском, испанском, итальянском и русском.

Полезные упражнения

Советы – это, конечно, хорошо. Но большинство рекомендаций забывается практически сразу после прочтения. Поэтому давайте внесем в нашу программу по увеличению словарного запаса несколько практических упражнений.

Сразу предупреждаю, что они очень похожи на школьные задания по русскому языку и литературе. С одним отличием: у вас не будет никаких жестких рамок и ограничений

Нам важно отработать именно навык использования слов

И не забывайте важное правило: прогресс в развитии словарного запаса зависит от качества и регулярности выполнения упражнений, а также от вашей личной ответственности

Изложение

Посмотрели фильм, прочитали книгу, послушали песню – будьте добры изложить краткий пересказ на бумаге. Напишите, как вы поняли главную мысль, выразите свое отношение к проблематике. Старайтесь писать эмоционально и развернуто, не ограничивайтесь парой строк.

Сочинение

А теперь попробуйте сочинить что-то свое. Совсем не обязательно выдавливать из себя нечто высокохудожественное и сложное, тем более у вас все равно это вряд ли получится. Можете вспомнить интересный случай из жизни и изложить его на бумаге. Если у вас есть дети, можно придумывать для них сказки.

Никто не будет вас критиковать и ставить оценки, поэтому расслабьтесь. Пишите в свое удовольствие.

Пересказ

Упражнение, аналогичное изложению, но только пересказывать нужно в устной форме. Выберите “жертву”, которая будет вас покорно слушать хотя бы 10 минут, и перескажите ей содержание чего-нибудь. Да хотя бы нашей статьи! Пусть тоже свой словарный запас обогащает.

Если очень стесняетесь, подойдет и отражение в зеркале, и любимый котик, и игрушечный телефон.

Подбор синонимов

Возьмите в руки словарь, откройте его на произвольной странице и ткните в первое попавшееся слово. А теперь постарайтесь придумать к нему как можно больше синонимов.

Когда ваша фантазия совсем иссякнет, загляните в сервис, который подбирает синонимы онлайн. Оцените свои способности и отметьте слова, про которые вы не вспомнили.

Цепочки слов

Чтобы новые слова запоминались лучше, нужно встраивать их в уже имеющуюся в вашем мозге структуру. Объясню, как это работает.

К примеру, вы узнали сегодня, что слово “айвори” обозначает цвет слоновой кости. Чтобы запомнить его, можно составить такую цепочку слов: белый, молочный, айвори, бежевый, желтый. Теперь мозг знает, куда пристроить новое слово.

На одну букву

Составляйте предложения, в которых все слова начинаются на одну букву. Например: “Вася выиграл велосипед в виртуальной викторине”. Предложения должны быть осмысленными. Чем длиннее они будут получаться, тем лучше.

Однокоренные слова

Возьмите первое попавшееся слово из словаря и подберите к нему как можно больше однокоренных слов. Можно использовать любые части речи.

Например, слово “бег”. Однокоренные к нему: бегать, убегать, пробегать, пробежка, побег, беглый, перебежчик и т. д.

Смена ролей

Учитесь говорить и писать в разных стилях: деловом, художественном, научном, молодежном. Это обогатит ваш лексикон и сделает речь живее и гибче. Чтобы процесс был увлекательным, предлагаю немного поиграть.

Каждый день выбирайте себе какую-то роль и старайтесь как можно сильнее вжиться в нее. Например, сегодня вы юрист Евгений, который пишет письмо своему знакомому с целью обсудить последние мировые новости. А завтра – литературный критик Эдуард, пишущий рецензию на “Мертвые души”. Придумывайте роли самостоятельно, импровизируйте, экспериментируйте. Это упражнение также отлично развивает творческие способности.

Пишите от руки


Фото: pixabay.com

Если возникает проблема с употреблением новых слов в разговорной речи, заведите дневник, в котором будете рассказывать о событиях, высказывать свои мысли, писать на интересующие вас темы, используя новые слова. Делая записи от руки, вы будете более сосредоточены и сконцентрированы, поэтому сможете лучше запомнить написанное в тетради и развить письменную, а затем и устную речь.

Дневниковые записи не для вас? Вспомните детство, когда в первом классе вы аккуратно выводили в прописях одно и то же слово. Попробуйте так же с новыми словами, а чтобы не было скучно — возьмите ручку в левую руку (или в правую, если вы левша). На крайний случай — заведите блог (можно даже закрытый, если стесняетесь аудитории) и пишите развёрнуто в «Телеграме», «Инстаграме»… где — не так принципиально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector