Скорочтение: как научиться в домашних условиях
Содержание:
- Скорочтение. Техника быстрого чтения.
- Развиваем периферическое зрение
- Что тормозит чтение?
- BrainSchool. Скорочтение за 30 дней
- Почему мы читаем медленно
- Когда метод скорочтения будет полезен?
- Что мешает нам быстро читать?
- Покупать обучение или пройти бесплатно?
- Упражнения для обучения
- Быстрое чтение. Концентрация
- Урок по таблицам Шульта
- Видеоинструкция
- Тренировка работы с таблицами
- Советы как научиться читать быстро
- Новый взгляд на книгу
- Главное от Питера Кампа
- Важные правила чтения книг
- Личный опыт
- Как развить этот навык?
- Расширяем угол зрения
- Да здравствует мышление
- SmartyKids (весь город)
- Обучение скорочтению бесплатно самостоятельно
- Как освоить скорочтение в домашних условиях
Скорочтение. Техника быстрого чтения.
Чтобы получить более полное представление о технике чтения,
запишитесь на заочные курсы, однако, вы можете научиться быстро читать и
самостоятельно.
Усовершенствуйте методику чтения и вы будете расходовать
меньше сил на исследование книг , на которые раньше тратили много времени.
Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.
Типы чтения
- Скорочтение.
- Медленное чтение. Требуется детальное изучение текста — например,
чтение юридических вопросов. - Неспешное чтение — к примеру, повести.
- Предварительное чтение. Цель состоит в том, чтобы составить мнение
о книге.
Как читать в режиме скорочтения документ
Действуя в соответствии с приведенной схемой, вы уменьшите
время на поиск нужной информации.
Просмотрите фрагменты текста, которые показались важными.
Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу
каждой главы.
Просмотрите примеры автора. На сколько они избиты? Не создается
ли у вас впечатление, что автор позаимствовал содержание текста
Изучите оглавление. Составьте общее представление о содержании документа
до чтения.
Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы
Обращайте
внимание на примеры, и на выделения в тексте.
Просмотрите предметный указатель. Уясните тезаурус и те понятия,
которые рассматриваются в тексте
Решите, на сколько содержание текста
похоже на содержание ранее изученных текстов
Напишите отзыв по книге или отзыв автору.
Прочтите введение.
Если изучаете книгу справочного характера, то требуется
изучать избранные места. Поэтому эта стратегия чтения весьма пригодится.
Как читать документы
Во первых, прочитайте места в документе, где указаны
выводы. И, потом, читать саму текст. В этом случае основная суть статьи
будет ясной уже с третьего абзаца. Не теряйте время.
- Просмотрите изложение статьи, первые несколько абзацевобзор, вводную
часть, , . - Прочтите заключение или несколько заключительных абзацев.
- Просмотрите внимательно разделы, которые показались наиболее важными.
Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.
Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные
слова, а сразу целые фразы.
диагональным движением сканируйте страницу
Как только
вы почувствуете, что нашли что то важное, то переходите на обычное вдумчивое
чтение
Записи на полях.
Делайте записи . Записывайте вопросы автору документа.
Вы не теряете время зря,а наоборот используйте его со смыслом. Благодаря
заметкам и вопросам, прочитанный текст закрепляется в сознании. Если книга
и новая информация переработана, то к ней не требуется больше возвращаться.
В процессе изучения книги отмечайте карандашом важные
места, подчеркивайте ключевые фразы.
Пишите вопросы автору документа. Составление отзыва требует
составление мнение о документе, а это значит, что после составления письма,
вы будете осознавать гораздо больше, чем если бы не формулировали бы свое
отношение к тексту.
Развиваем периферическое зрение
Если боковое зрение развито на должном уровне, человек может не тратить время, перемещаясь глазами по одной строчке слева направо, а охватывать её взглядом сразу. Такой способ чтения называется вертикальным. Более того, развив периферическое зрение, с одного взгляда можно прочитать целые абзацы или блоки текста.
На этом этапе в помощь придут таблицы Шульте. На листе изображается квадрат, длина сторон которого составляет 20 см. Он делится на пять горизонтальных строк и пять вертикальных. Таким образом, мы получаем 25 ячеек, в каждую из которых вписываются числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Готовый квадрат размещается на уровне глаз (расстояние 25–30 см).
3 |
8 |
14 |
18 |
10 |
7 |
11 |
21 |
4 |
23 |
13 |
16 |
2 |
24 |
15 |
25 |
22 |
6 |
17 |
19 |
20 |
1 |
12 |
9 |
5 |
Само упражнение заключается в том, чтобы, концентрируясь только на среднем квадрате, используя боковое зрение, найти расположение всех цифр от 1 до 25, а потом в обратном порядке.
Ещё одно упражнение, помогающее достичь той же цели, называется «Треугольник». Нужно выбрать текст и напечатать его таким образом, чтобы каждая строчка была шире предыдущей. Например, в первой строчке одно слово, во второй – два, в третьей — три и так далее. В итоге у нас получается треугольник, состоящий из текста. Читая его, двигайтесь взглядом только сверху вниз. Чтобы увидеть начало и конец длинных строчек, используйте боковое зрение.
Подобные упражнения можно выполнять и в повседневной жизни, не уделяя специального времени для занятий. Например, сидя на работе, сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете и постарайтесь увидеть происходящее вокруг. Это одновременно будет и зарядкой для снятия напряжения с глаз, и эффективным методом без усилий развить боковое зрение.
Что тормозит чтение?
В людях заложен потенциал для чтения текстов с высокой скоростью, однако не каждый преодолевает ограничения, выставляемые организмом и препятствующие этому. Проблемы кроются в наших собственных:
глазах, охватывающих достаточно небольшую часть текстового поля и постоянно возвращающихся к уже прочитанному;
языке, двигающемся при чтении (пусть даже про себя) текста;
мозге, который не имеет четкой стратегии и нередко не позволяет концентрировать внимание по полной.
Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация
Обучение чтению в детстве начинается с побуквенного проговаривания слов. Впоследствии процесс ускоряется, и человек становится в состоянии распознавать целое слово без дробления его на составляющие, однако привычка произносить слова у большинства все равно остается.
Даже несмотря на то, что слова проговариваются про себя, это все равно серьезно сказывается на скорости чтения. Обусловлено это переходом к следующему слову только после того, как предыдущее произнесено.
Полностью искоренить эту привычку крайне сложно, однако можно существенно ослабить ее негативное влияние. Для этого необходимо либо считать слова вместо того, чтобы их проговаривать, либо читать в более высоком темпе, чтобы внутренний голос попросту не успевал этого делать.
Регрессное чтение
Под регрессией в данном случае подразумевается непроизвольный возврат взгляда к тому месту, которое только что было прочитано. Данное явление обусловлено наличием отвлекающих факторов, низкой концентрацией внимания, а также недопониманием прочитанного. Наиболее простой способ решения проблемы – использование пальца или карандаша для слежения.
Это предотвратит возврат взгляда назад, а также позволит читать с более высокой скоростью при увеличении темпа движения указателя. В целом, если избавиться от рассеянного внимания, то и от регрессии в значительной степени можно будет избавиться.
Ограниченное поле зрения
Нетренированный человек способен охватить своим взглядом только одно-два слова, поэтому приходится пробегать по горизонтали строку за строкой. Чтобы расширить поле зрения, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения. Через какое-то время человек сможет охватывать взглядом всю строку, что позволит прочитывать страницы сверху вниз.
BrainSchool. Скорочтение за 30 дней
Описание. В книгах содержится очень много ценной информации. Люди используют ее для отдыха, получения новых навыков, изучения новых профессий и многого другого. Однако на изучение большого объема информации, прочтения даже 10 книг уходит крайне много времени. Но если вы хотите ускорить этот процесс, читать и быстро и запоминать максимум информации, вам следует пройти курс BrainSchool — скорочтение за 30 дней для взрослых и детей.
Освоение методик скорочтения — это не только быстрое ознакомление с новой информации. Благодаря быстрому чтению вы сможете быстро осваивать новые навыки, концентрироваться на определенных вещах и быстрее заканчивать свою работу. Благодаря этому у вас будет больше времени для личной жизни и семьи.
Преподаватель и создатель курса Антон Овчинников обещает, что если сегодня вы читаете по 200 слов в минуту, то уже через несколько месяцев постоянных упражнений за это же время сможете читать 1600-2400 слов в минуту
И это не просто быстрое чтение, но и хорошее запоминание полученной информации, что очень важно при изучении новой литературы или статей
Курс ориентирован на изучение популярной методики “синхронизация двух полушарий”. Для улучшения эффекта создатель добавил несколько секретных практик и приемов, которые он вывел на собственном опыте. Это отличительная черта данной программы, такой информации нет ни в одном другом курсе, доступном для покупки.
В ходе обучения вы получите не только ценную информацию, но и уникальные тренажеры. С помощью них вы будете проводить свои тренировки и повышать скорость своего чтения, а также запоминание полученной информации. Также в конце каждого урока предусмотрены увлекательные мини-игры, направленные на закрепление теоретической информации.
Авторы: Антон Овчинников.
Стоимость: полная цена курса — 1 490 рублей, но в данный момент действует скидка, поэтому стоимость снижена до 590 рублей + два бесплатных курса в подарок.
Пройти курс
Вот такой получилась моя сегодняшняя подборка. Надеюсь, для вас она будет очень полезной и в конечном итоге вы сможете подобрать оптимальную для себя программу. Тем более, что каждая имеет скромный ценник, который несоизмерим с размером пользы, который ученики получают от курса. Человек становится эффективнее и начинает быстрее идти по карьерной лестнице, так как за короткий промежуток времени осваивает новые полезные навыки.
Вашей главной задачей является не выбор курса, а избавление от сомнений. Не нужно думать о том, поможет ли вам чем-то обучение или нет. Нужно просто принимать решение здесь и сейчас и приступать к обучению. Отложив это дело в долгий ящик, высока вероятность так и не вернуться к этому вопросу в будущем.
На этом я с вами сегодня прощаюсь. Но обязательно не забудьте подписаться на рассылку уведомлений о новых публикациях в нашем журнале. Сейчас мы готовим новые и полезные материалы. Каждый из них, возможно, может сделать вашу жизнь лучше или развернуть ее в другую сторону навстречу огромным возможностям.
Почему мы читаем медленно
Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.
1. Чтение без разбора
Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте
Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.
2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства – возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.
3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно «заглушить внутреннего диктора» и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.
4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.
5
Рассеянное внимание. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости. Неумение концентрироваться на процессе чтения – это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали
Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте
Неумение концентрироваться на процессе чтения – это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.
Когда метод скорочтения будет полезен?
Суть скорочтения заключается как раз в том, чтобы повысить скорость чтения, сохранив понимание и запоминаемость прочитанного на прежнем уровне. Проблема в том, что на практике это удается далеко не всем.
Тренировки и создание идеальных условий позволяют довести скорость чтения примерно до 500-600 слов в минуту, не теряя при этом в качестве восприятия. Однако более высокие показатели неизбежно отразятся на полноте понимания и запоминания информации.
Полезно скорочтение будет в первую очередь студентам, которым приходиться перечитывать объемные тексты, и научным сотрудникам, обрабатывающим большие объемы информации. Также это касается представителей бизнеса, например, готовящимся к переговорам с партнерами или работающим над новым проектом.
В таких случаях часто стоит цель вычленить из большого объема текста нужную информацию, уловить основную мысль, и скорочтение подходит для этого идеально.
Что мешает нам быстро читать?
Причины или привычки, по которым мы медленно читаем самые разные:
- Очень часто мы отвлекаемся и не можем смотреть сосредоточенно на текст, взгляд чаще всего рассеянный. А необходимо четко фиксировать взгляд на слова при чтении и стараться читать не словами, а фразами. Фразы могут состоять из нескольких слов. Чаще всего фразы должны состоять от 3-х слов и больше.
- При чтении мы как бы проговариваем прочитанное про себя и тем самым замедляем процесс чтения. Так как проговаривание требует дополнительного времени и скорость от этого падает иногда до 150 слов в минуту (мы говорим именно с такой скоростью). Если мы не проговариваем про себя текст, то понимаем смысл чтения мгновенно.
- Возврат к отдельным фрагментам текста тоже снижает нашу скорость. Мы часто возвращаемся к прочитанному, так как не уверены, что поняли написанное так как необходимо. И это тоже снижает скорость чтения.
- Невнимательность или нежелание сосредоточиться на чтении, так как вашу голову занимают какие-то другие мысли. Лучше не читать в этот момент, пользы не будет никакой. Время будет потрачено, а то, что прочитали не запомнили.
- Сложные и технические тексты, требующие дополнительных знаний, например, знание языков для перевода текста или профессиональных знаний.
- Чтение «от корки до корки» тоже считается бессмысленным. Можно сократить чтение, без утраты понимания текста. Если это тех/литература, то в 2 раза, если художественная, то в 3-4 раза, причем понимание текста не пострадает.
Цель вашего чтения
Стоит задать себе всего один вопрос перед началом чтения: Какую цель вы преследуете когда читаете?
- Обучиться чему-то
- Повторить ранее пройденное
- Найти новые идеи
- Расширить кругозор
- Отдохнуть, расслабиться и почитать что-то интересное
- Получить новую информацию или узнать новости
- Найти ответы на вопросы
- Запомнить новые слова
Из этого следует, что скорочтение нам необходимо:
- Чтобы понимать информацию, так как скорость не важна, если вы ничего не понимаете из прочитанного
- Увеличить скорость чтения, чтобы сэкономить время
Одно условие невозможно без другого. Поэтому просто увеличение скорости бессмысленно, без понимания информации. Причем понимание и осознанность всегда должны быть в приоритете.
Чтобы развить «скорочтение» и не потерять этот навык, необходимо тренировать его каждый день!
Полезные советы для быстрого чтения:
При чтении делайте пометки карандашом или приклеивайте «липкие бумажки» Выделяйте главную мысль Читайте только тогда, когда ваш ум этого требует Не останавливайтесь по мере чтения, двигайте глазами плавно, а не скачками Не возвращайтесь глазами и мыслями к прочитанному, это сильно отвлекает внимание и отнимает время. Дочитайте до конца страницы! Возвращаться вам приходится, если в голове у вас «словомешалка», вы читаете, а думаете о своем, поэтому и не воспринимаете текст Вникайте в суть сразу при чтении, и тренируйте этот навык Фокус внимания должен быть в одном месте, например, можно взять карандаш или вести пальцем по тексту при чтении
Так у вас зрение будет фиксировать одну точку, а не весь текст сразу Делитесь прочитанным с друзьями, пересказывайте информацию. Это очень хороший навык для памяти!
Навык скорочтения состоит из трех последовательных процессов:
- Изучение техник скорочтения
- Применение техники скорочтения
- Чтение с пониманием материала чтения
Покупать обучение или пройти бесплатно?
Вот и пришло время сказать, почему я наполовину согласна с утверждением, что только платные курсы полезны. Как мы увидели, есть немало бесплатных ресурсов, которые развивают скорость чтения на уровне.
Итак, выбирать платное или бесплатное обучение? Обычно продается информация, которой нет в широком доступе. Если вас интересуют авторские разработки, сертификаты после окончания обучения, опыт чемпионов или мощные техники прокачки навыков, то, конечно, останавливайтесь на платном контенте.
Но если вас устроят советы по ускорению чтения, дополнительные сведения, как этот навык лучше прокачать, принципы развития скорости чтения, памяти и внимания – в этом бесплатные курсы не уступают платным.
Решать вам, куда и во что вкладывать свои деньги и время!
Упражнения для обучения
Упражнения будут полезны и для взрослых людей
Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
Быстрое чтение. Концентрация
Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения.
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.
Урок по таблицам Шульта
Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.
Видеоинструкция
Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
Тренировка работы с таблицами
Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.
Советы как научиться читать быстро
Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
Новый взгляд на книгу
Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.
Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
Главное от Питера Кампа
Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.
Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр.
Важные правила чтения книг
В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.
Личный опыт
Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.
Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
Как развить этот навык?
Некоторые люди способны научиться скоростному чтению самостоятельно, не посещая специальные курсы и тренинги. Целеустремлённость, вера в успех, ежедневные тренировки по специальным методикам непременно приведут к успеху. От начала тренировок до приобретения устойчивых навыков пройдет какое-то время. Психологи советуют в течение 21 дня выполнять специальные упражнения по 40-60 минут каждый день.
Понимание слов и значений в их взаимосвязи, умение систематизировать словесную информацию, развитый вербальный интеллект находятся в тесном взаимодействии с высокоскоростным чтением. Для более успешного освоения скорочтения неплохо ознакомиться с основами лингвистики и стилистики, иметь хорошее воображение, чтобы правильно домысливать сказанное автором текста.
На скорость чтения напрямую влияют несколько факторов:
- субвокализация (проговаривание текста в уме);
- регрессия – возврат к отдельным фрагментам текста и их перечитывание;
- ограниченное поле зрения – область охвата текста за одну остановку взгляда;
- степень концентрации внимания, умение читать без отвлечения;
- поверхностное чтение – способность быстро найти в тексте ключевые слова и тезисы.
Обойти эти преграды можно только с применением специальных навыков, отточенных внушительной практикой. Такие навыки приобретаются систематическими тренировками по специальным методикам с помощью разработанных упражнений. Приведем некоторые рабочие советы по освоению скорочтения.
- Подавление артикуляции (работы органов речи). Позволяет избавиться от субвокализации (мысленного проговаривания текста). Этот естественный процесс значительно замедляет чтение. От субвокализации хорошо отвлекают ритмичное постукивание по столу, негромкий обратный счет, проговаривание скороговорок, чтение простеньких стишков, напев мелодий без слов. Выполнять что-то из этого и одновременно в уме проговаривать текст не получится, привычка исчезнет.
- Чтение с указкой. Помогает избавиться от регрессного чтения. Указкой может стать карандаш, палочка или просто палец – кому как удобно. Взгляд должен непрерывно скользить по строке, не отрываясь от движения указки, чтобы повторно не возвращаться к прочитанному тексту.
- Метод «зеленой точки». Тренирует восприятие информации в поле периферического зрения. На странице с текстом в центре надо изобразить зелёную точку и 10 минут внимательно смотреть на неё. Через две недели таких упражнений можно начать рассматривать текст вверх, вниз и в стороны от точки, охватывая взглядом как можно большую зону. Слова надо просто видеть не читая.
- Чтение по диагонали. Развивает умение увидеть в тексте ключевые фразы и отсеять несущественную информацию. Нужно скользить взглядом по диагонали сверху вниз, при этом не возвращаясь к прочитанному и не поворачивая взгляд по сторонам. Вначале удастся охватить немного слов, но пройдёт время, и постоянные тренировки позволят значительно увеличить восприятие. Хорошо натренированному человеку достаточно взглянуть на страницу с текстом, чтобы понять суть написанного.
- Чтение перевернутого текста. Сначала прочитывается абзац на перевернутой «вверх ногами» странице, потом книга возвращается в нормальное положение и абзац прочитывается повторно. Это тренировка для увеличения скорости чтения.
- Метод «тик-так». Существенно увеличивает скорость чтения. Взгляд захватывает начала и концы строк, а не все слова в них, этого бывает достаточно, чтобы понять смысл прочитанного.
- Тренировка тарабарщины. Чтение справа налево (тарабарское чтение) развивает концентрацию внимания. Начинать тренировки надо с выражений, которые прочитываются без разницы как слева направо, так и наоборот (палиндромы). Примеры: «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. (в наше время такие тексты найти несложно), затем тренироваться на обычных текстах.
Время для занятий надо продумать заранее. Место должно быть удобным. Бесполезно тренироваться в местах, где нельзя сосредоточиться. Ознакомившись с основными принципами, можно приступить к обучению на курсах или попробовать самостоятельно научиться быстро читать. Существуют разработки зарубежных и отечественных авторов по освоению скорочтения, учебники и видеоматериалы, специальные курсы и тренинги.
Расширяем угол зрения
В первую очередь, упражнения для развития навыка скорочтения для детей должны быть направлены на умение концентрироваться на нужной информации и видеть одним взглядом как можно больше, то есть, раз за разом расширять поле охвата текста. Что детям без особой тренировки делать трудновато.
Их маленький по размерам текстовый захват – одна из причин медленного поиска и восприятия информации. По большей мере, именно из-за малого поля зрения детей учат читать сначала по слогам, а уж потом целыми фразами.
Итак, поехали! Основной наш помощник в этом – таблицы Шульте. Их полно в интернете, можно распечатать. Даже есть игры на основе этих табличек в он-лайне на время. В таблицах Шульте могут быть как буквы, так и цифры, чаще — последние.
Основная цель – рассредоточенный взгляд, который даёт возможность «взять» большую площадь странички (на компьютере – экрана). Упражнение может быть в разных вариациях:
- ищем с помощью рассеянного взгляда одинаковые элементы,
- запоминаем наибольшее количество элементов,
- смотрим на середину строки, а глазами стараемся увидеть крайние слева и справа знаки.
Всё это делается при помощи неперемещаемого взгляда с центрального объекта таблицы. Кстати, такая техника Шульте хороша и для развития памяти тоже.
Ещё есть такие графические пирамиды, на верхушке которых угол зрения самый маленький, а ближе к основанию он заметно расширяется. Придётся спуститься с неё вниз, чтобы овладеть «широкоформатным» зрением.
Можно её перевернуть:
Да здравствует мышление
Регулярно решаете логические задачи? Значит с мышлением у вас всё в порядке. Что даёт мышление? Оно выключает глаза в отношении лишней информации и отделяет главное от второстепенного.
Составляем тексты
Делаем это на время по заданному сценарию:
- где все слова только на определённую букву,
- где должны быть использованы заданные слова.
Играем
В «города», «овощи», «фрукты» и тому подобное, а также просто в слова на определённую букву алфавита, подбирая нужные за отведённый промежуток времени.
Вот такие нехитрые занятия помогут освоить технику скорочтения в домашних условиях
Главное – регулярность тренировок, и тогда обязательно всё получится! Готовы? Тогда на старт, внимание, поехали!. «ШколаЛа» желает вам удачи! А еще предлагает подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте»
«ШколаЛа» желает вам удачи! А еще предлагает подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте».
До новых встреч!
Ваша «ШколаЛа»!
SmartyKids (весь город)
SmartyЧтение — методика, которая учит работать с текстом: выделять главное, запоминать, понимать прочитанное. Курс развивает мозг ребенка так, чтобы любые интеллектуальные задачи давались легче, а чтение становилось любимым занятием.
Программа обучения разработана для детей разного возраста со скоростью чтения от 40 слов в минуту. Продолжительность курса — 3 месяца.
На курсе «SmartyЧтение» занятия превращаются в увлекательное путешествие по странам. Интересная программа и яркие проработанные материалы помогут детям полюбить уроки чтения. Методика направлена на отработку навыка работы с текстом, умение выделять и запоминать главное, а также повышение скорости чтения без потери понимания.
В результате занятий у детей повышается успеваемость и самооценка, они становятся более наблюдательными и внимательными. Наша задача — не только повысить скорость чтения, но и привить интерес к этому занятию.
Ученики получают 12 учебных тетрадей, каждая из них посвящена разным странам: от Австралии и до Японии. В базовом комплекте идёт 3 сборника текстов для чтения на уроке и книга сказок для занятий дома.
Обучение скорочтению бесплатно самостоятельно
На обширных просторах интернета множество книг, статей и открытых курсов. Сейчас все можно найти, бесплатно и легально.
Что хорошо в этом варианте?
- Такое обучение скорочтению будет очень экономно. Большая часть материалов достанется вам бесплатно или за небольшие деньги, если вы купите книги.
- Вы самостоятельно можете выбрать для себя методы и упражнения, которые подойдут именно вам.
- Вы можете выбрать комфортный режим тренировок, в котором вам не нужно торопиться, успевать за группой, ездить-куда-то или ждать вебинаров. Нет никаких внешних влияний: делаете тогда, когда можете.
Плюсы существенные. Если вы хорошо себя организуете, у вас сильная мотивация и сила воли, то это вариант, конечно, подходит вам просто чудесно. Однако есть два ключевых минуса самостоятельного обучения скорочтению:
- Как показывает опыт, мой и моих коллег, самостоятельное обучение очень и очень редко дает хороший результат. Большая часть людей даже разочаровывается в обучении скорочтению, попробовав заниматься самостоятельно, поскольку результат был просто нулевым. Некоторые отмечают небольшое увеличение скорости, что, конечно, хорошо, но не стоит затраченных усилий. Есть лишь единицы, у которых получается серьезно, то есть хотя бы в 3-4 раза увеличить скорость чтения. И таких людей я знаю только по словам. Лично мне не встретилось человека, получившего такие результаты от самостоятельного обучения.
- Слабая мотивация. Скорочтение — это навык, тренируемый упражнениями. Если общие подходы и установки о чтении мы можем усвоить из книг, то на упражнения у нас часто нет сил, времени, желания. Так легко пропустить тренировки из-за «более важных дел», легко забросить, едва начав. Увы, это свойственно любому самостоятельному обучению.
Как освоить скорочтение в домашних условиях
Сейчас есть большое количество специализированных курсов, которые обучают этому навыку. Длительность программы может составлять 2-6 месяцев. Можно найти бесплатные курсы и в интернете, для этого есть специализированные сайты, на которых подробно выложены программы обучения.
Можно ли научиться скорочтению дома – вопрос очень сложный и во многом зависит от ребенка и его способностей. Учиться в реальных условиях для школьника будет проще, так как у детей в этом возрасте развить соревновательный признак. Многим детям заниматься легче под присмотром педагога, который может подсказать, направить и помочь в этом.