Что такое потребность
Содержание:
Происхождение и образование
Маслоу родился в семье русских евреев-иммигрантов в Манхэттене в 1908 году. Он чувствовал слабую привязанность к своей семье или своей вере. Его отец, Сэмюэл Маслоу, был купером, но именно его мать, Роза Маслоу (двоюродная сестра его отца), сыграла большую и особенно угрожающую роль в его воспитании. Будучи взрослым, Маслоу описал ее как своего рода анти-мать: противоположность стабильной, заботливой мамы. «Моя мать, ужасная женщина, ненавидела меня полностью» — с горечью вспоминает Маслоу. Он был особенно огорчен жестокими нападками его матери на его внешность. Роуз часто жаловалась на уродливое и худое тело сына. Как бы он ни ненавидел ее, Маслоу было трудно не усвоить это сообщение. Он развил почти парализующее самосознание, которое порой мешало ему войти в вагон метро, чтобы не навязывать свою жалкую физическую форму другим людям.
Стремлением к мощному телу, Маслоу сердито отреагировал на неумолимые напоминания матери о своих физических ограничениях. Со временем ненависть к Роуз переросла в общую антипатию ко всему, что она представляла, включая еврейскую религиозную практику. Маслоу вспоминал чувство, что иудаизм был абсолютно бессмысленной религией и что все люди, которые были религиозными, были либо лицемерами, либо слабоумными. Несмотря на то, что он презирал еврейскую религиозную традицию, Маслоу глубоко ценил еврейское наследие.
Вдохновленный идеями с самого раннего возраста, Маслоу поступил на факультет философии в Городском колледже Нью-Йорка в 1926 году. Интеллектуально беспокойный и неуверенный в том, что делать со своим будущим, Маслоу перешел в Корнелл в 1927 году, а затем перешел в Университет Висконсин в 1928 году. В Висконсине Маслоу нашел направление, которое искал в работе известного психолога-бихевиориста Джона Б. Уотсона. Бихевиористская психология ударила Маслоу как религиозное прозрение: «Я внезапно увидел, что передо мной в будущее открывается наука о психологии«. Программа работы, которая обещала реальный прогресс, что было необходимо — это преданность и усердная работа. Под влиянием ватсонского бихевиоризма Маслоу посвятил себя психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, а затем поступив в аспирантуру Висконсина.
В аспирантуре Маслоу изучал экспериментальную психологию под руководством Гарри Харлоу в Университете Висконсина, и он написал свою докторскую диссертацию о связи между сексуальным поведением и иерархиями доминирования у обезьян. Харлоу, трудолюбивый и оригинальный ученик, высоко ценил Харлоу, который впоследствии назвал его «хорошим обезьяньим человеком». Хотя Маслоу не предпринял никаких дальнейших исследований приматов после окончания школы, опыт работы с обезьянами произвел на него неизгладимое впечатление. Он оставался убежденным, что приматы представляют собой неукрашенное и правдивое представление о том, что в сущности было человеком. «Я всегда думал об обезьянах — как будто я вижу, как обнажаются корни человеческой природы» (Маслоу, 1979, стр. 331). До конца своей карьеры Маслоу рассматривал общество как нечто влиятельное, но в целом искусственное.
Хотя Маслоу провел более пяти лет, изучая поведение приматов, он никогда не был полностью очарован структурой и духом лабораторной психологии. Маслоу был одинаково критически настроен по отношению к научной сущности психологии. Будучи аспирантом, он был убежден, что дисциплина стала заложницей научного чувства, которое ставит верность методу впереди интеллектуального творчества.
Пирамида Маслоу — что это
Определение
Пирамида Маслоу — модель, описывающая иерархию потребностей человека. Основоположником данной теоретической модели является американский психолог Абрахам Маслоу, который описал свои мысли в работе «Теория человеческой мотивации» 1943 года, а позже уточнил в работе «Мотивация и личность» 1954 года.
Ученый считал, что индивид не способен испытывать потребность, например, в познании, пока не удовлетворит базовые физиологические нужды. К примеру, голодный человек думает только о том, как достать еду (физиологическая нужда), а не о том, как найти друзей (социальная нужда). Обычно в рамках теории человеческие потребности располагают в следующем порядке:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Физиологические, примитивные и врожденные потребности — голод, жажда и другие потребности, связанные с выживанием человека.
- Безопасность жизни индивида.
- Социализация — построение социальных связей с членами семьи, друзьями и в рамках прочих социальных групп.
- Потребность в уважении окружающих людей, престиже.
- Гносеологические нужды — получение знаний, умений, новой информации.
- Желание получать эстетическое удовольствие, жить в гармонии и созерцать красоту.
- Самоактуализация — развитие своих способностей, талантов.
Обычно эту информацию графически изображают в виде пирамиды, в основе которой располагаются физиологические потребности, а на вершине — высшие (самоактуализация). При удовлетворении одной ступени можно перейти на следующую. Однако, стоит отметить, что для перехода на новый уровень совсем не обязательно удовлетворять потребность полностью, достаточно частичного удовлетворения.
Маслоу считал, что до вершины пирамиды добираются только 2% людей, а идеальным обществом можно считать группу людей, не испытывающих низших физиологических нужд, живущих в комфорте.
Особенности классификации потребностей человека
Для каждого отдельного индивида структура пирамиды может быть разной — во-первых, могут меняться положения ее ступеней. Именно поэтому сам Маслоу не изображал пирамиду или какую-либо другую графическую схему своей теории. Это сделали уже спустя некоторое время его последователи — наиболее вероятно это сделал писатель Ф.Котлер.
Также для каждого человека индивидуален смысл каждой из этих потребностей. Например, для кого-то потребность в уважении может ограничиться уважением в рамках собственной семьи, а для кого-то существует необходимость быть уважаемым в широких общественных кругах.
Применение пирамиды Маслоу в сферах жизни
Некоторые люди говорят: “Это, конечно, все круто, но зачем мне нужна эта пирамида?” Возможно, сейчас она вам и не нужна, но не спешите от нее отмахиваться. Мы с описанной схемой знакомимся с рождения малыша.
Если у вас уже был такой счастливый опыт, вспомните, с удовольствием ли ребенок 3 – 6 месяцев улыбается вам или общается, если реально голоден? Нет, конечно! Пока вы не покормите маленького “прожорку”, ни о каком милом малыше и речи не идет, вы видите перед собой возмущенного и кричащего человечка, которого еще попробуй не накорми!
То же самое относится к семейным отношениям. Если у вас с супругом(-ой) будут разные потребности, рано или поздно в таком браке начнутся проблемы. Например, вы любите активный отдых, она нет. Вы стремитесь посещать театры, культурные мероприятия, а он все свободное время играет в компьютерные игры и двух слов в предложении связать не может…
В семье взаимодействуют не только супруги. Вам же нужно еще и со своими подростками отношения выстраивать. Например, возьмем потребность в принадлежности у подростка. Стремясь ее удовлетворить, такие “детки” могут и об учебе забыть, о моральных ценностях, о поведении в рамках закона.
Ну что мы все о семье, да о семье (хотя это моя любимая тема!)? Рассмотрим теперь сферу работы человека. Если он бьется, бьется, а обеспечить себя при работе “сам на себя” не получается, то теряется спокойствие, сон неспокойный, тревога и все плохо. Почему? Потому что он не высыпается (минус 1-й уровень) и не чувствует себя обеспеченным на завтра (минус 2-й уровень). О каком развитии может идти речь?
Когда не получается таким образом заработать, найдите работу, пусть нелюбимую, но которая даст возможность несколько месяцев не думать: “Что же мне поесть завтра?”
Почему сейчас многие рекламы на билбордах, картинки в телевизоре пестрят полуобнаженными женщинами и медленным перетеканием, поеданием или жеванием продуктов питания? Да все просто. Маркетологи успешно пользуются пирамидой Маслоу, побуждая ваш интерес к товару через базовые физиологические потребности!
Иерархия потребностей – 5 ступеней
Изначально психолог выделял 7 уровней, примеры и их названия немного позже. Чуть позже последователи Маслоу сузили пирамиду до 5 ступеней основных потребностей человека. Но основная идея иерархии остается прежней.
Физиологические потребности
Это первый уровень пирамиды. Мы не можем прожить без удовлетворения физиологических потребностей. Человеку для сохранения жизни они нужны. Ведь что будет с ним, если он не позаботится о еде или сне? Да начнутся проблемы, такие, от которых хочешь или не хочешь, но придется поесть и поспать.
Многие психологи утверждают, что пока эта основная потребность не будет удовлетворена, человеческий мозг ни о чем другом думать не может. Но из всякого правила есть исключения. Я знаю случаи, когда человеку некогда было спать и есть, пока он не закончит диссертацию, находясь на финишной прямой.
Потребность в безопасности
Здесь играет роль инстинкт самосохранения
Еще в древности человеку важно было ощущать себя в безопасности, поэтому мы строим дома, заборы, выстраиваем личностные границы. Если по каким-то причинам у нас не получается удовлетворить ее, жизнь идет “наперекосяк”
Человек становится подозрительным, появляется страх, тревога. Они, конечно, могут появиться и по другим причинам…
Потребность в любви, дружбе, принадлежности
С этой ступени мы начинаем говорить о ценностях человека. Именно его окружение их определяет
Любому человеку важно ощущать себя в группе похожих на него людей, быть принятым в ней и найти среди таких членов группы наиболее близких, которые бы стали друзьями
В настоящее время семья – единственная группа, где человека принимают безусловно. Конечно, речь идет о настоящей семье, где все уважают и учитывают друг друга, где каждый ценен и нужен. В такой семье человек узнает, что значит любовь, чувство защищенности и принятие. Уже научно доказан факт: чем больше здоровой любви и принятия ребенок получает в семье, тем лучше он адаптируется в обществе.
Потребность в признании, уважении
Это следующая социальная потребность личности. Благодаря ее удовлетворению человек займет положение в обществе, в кругу знакомых, сможет показать себя. Для этого ему понадобятся адекватная самооценка и определенные достижения в своей сфере
Здесь важно “гнуть свою линию”, а не подчиняться чужому мнению. Как убрать от него зависимость, читайте тут
Человеку сложно справиться с этой неудовлетворенной потребностью. Когда его не уважают на работе, приходит время ухода с нее. Как это правильно сделать, читайте в этой статье. Если ребенка не уважают в семье, в более или менее самостоятельном возрасте он убегает из нее или в никуда, или за приключениями. Если супруга не слышат и не уважают, рано или поздно наступает развод.
Потребность в самореализации
На вершине пирамиды находится желание человека реализовать себя. Его еще называют когнитивной потребностью. Основа – путь к познанию и саморазвитию. Это стремление человека познавать новое, открывать для себя неизведанные стороны мира. У детей она выражается в разбирании игрушек, познании устройства предметов и явлений. Взрослые реализовывают ее через науку, религию, путешествия.
Такая потребность не может удовлетворяться без внутренней мотивации на изменения, начало новой жизни. Это высшая потребность человека, которая делает его мудрее, счастливее. Маслоу утверждает, что достичь ее удовлетворения могут далеко не все люди. Если человек попал в дружелюбную среду, у него адекватная самооценка, он не боится выражаться и развиваться, то ему удастся самореализоваться.
Нужно отметить, что формы проявления этих потребностей у каждого человека проявляются по-разному. Одним достаточно, чтобы им говорили приятные слова, а другие ищут признания на сцене. Одни хотят добиться уважения всей страны, а другим достаточно рукопожатий и радости после защиты диссертации.
Если говорить о расширенной пирамиде с 7 уровнями, то она представляет следующую иерархию потребностей:
- Физиологические – голод, жажда, половое влечение и т. д.
- Безопасность – чувствовать себя защищенным, не испытывать страх неудач.
- Принадлежность и любовь – принадлежность к общности, ощущать себя принятым, любить, принимать любовь.
- Уважение, почитание – достижение успеха, признание, одобрение, компетентность.
- Познавательные – понимание, умения, знания, исследования.
- Эстетические – красота, вкус.
- Самоактуализация – развитие, достижение гармонии с собой.
Наверху пирамиды находится идеальное ощущение человека – гармония с собой. Суть этой теории как раз и состоит в том, что при удовлетворении всех потребностей человек достигает идеального чувства.
Творчество
Маслоу — один из отцов-основателей гуманистической психологии. Одним из ее положений является то, что человек не является «постоянной величиной», а напротив, является личностью, которая может развиваться, совершенствовать и создавать себя, полностью раскрывая потенциал, заложенный в нем природой.
Абсолютно каждый человек может развить свои способности. В мире нет неодаренных людей. Просто кто-то раскрывает свой потенциал, а кто-то нет.
Другим постулатом гуманистической психологии является то, что все люди рождаются добрыми. Зло — это отклонение от развития. Злыми людей делают внешние обстоятельства. Маслоу считал, что при формировании личности, нужно ориентироваться на счастливых и реализованных представителей человечества, а не на людей, которые имеют проблемы с психикой.
Пирамида потребностей Маслоу – что это?
Научное издание Psychological Review в 1943 году опубликовало часть работы Абрахама Маслоу. В ней он говорит о человеческих потребностях, которые он представил в виде нескольких уровней — от низших к высшим. Чтобы перейти к удовлетворению более сложных потребностей, нужно удовлетворить те, что находятся уровнем ниже.
Более подробно эта система описана в книге Маслоу «Мотивация и личность» (1954 г.). А та схема, которую мы так часто привыкли видеть под названием «пирамида Маслоу» , была впервые представлена лишь спустя 5 лет после смерти автора в 1975 г. в учебном пособии У. Столпа.
Иерархия потребностей Маслоу состояла из пяти уровней
Первый базовый уровень связан с удовлетворением физиологических потребностей.
Второй — потребность в безопасности.
Третий — социальные потребности.
Четвертый — потребность в признании и самоуважении.
Пятый — духовные потребности.
На высшем уровне также находится потребность в самоактуализации, что по сути является стремлением к полному раскрытию своих способностей.
По мнению Маслоу, если человек голодает, то для счастья ему будет достаточно простого хлеба. Но если потребность в еде полностью удовлетворена, то у него появятся другие потребности — в крове над головой, в дружбе и так далее. Удовлетворение самой высшей потребности является непрерывным процессом, так как «совершенству нет предела».
Все вышеперечисленные потребности, считал он, присущи людям от рождения.
Любопытно, что Абрахам Маслоу не употреблял словосочетание «пирамида Маслоу», в своих работах эту систему он называет иерархией потребностей.
К тому же кроме пяти уровней у нее были еще два.
Таким образом:
- под физиологическими потребностями подразумевается все то, что нужно человеку для того, чтобы выжить, – еда, вода, отдых, секс;
- •под потребностью в безопасности – отсутствие угрозы для жизни, уверенность в защите;
- •под социальными потребностями – общение, привязанность к кому-то, поддержка и забота о ком-то и получение ответных поддержки и заботы;
- под потребностью в необходимости ощущать свою значимость – самоуважение и признание себя другими людьми;
- под духовными потребностями – стремление к развитию.
Два дополнительных уровня:
- эстетические потребности — стремление к прекрасному;
- познавательные потребности — жажда новых знаний, открытий, экспериментов, исследований.
Очень важный момент: Маслоу говорит, что уровни человеческих потребностей не являются строго фиксированными. Нередко бывает, что карьера ( самоактуализация), для человека стоит выше создания семьи ( потребность в любви и дружбе). Или ситуация, в которой человек, удовлетворивший потребности двух первых уровней, сразу переходит к высшей. Достаточно часто встречаются случаи, когда мастер своего дела испытывает проблемы с жильем и пропитанием, но, не смотря ни на что, не отказывается от саморазвития.
Однако, вышеперечисленные случаи являются стрессовыми для людей. Маслоу называет такое смещение приоритетов нарушением гармоничного развития. причиной мог послужить невроз или неблагоприятные внешние обстоятельства.
Ознакомившись с пирамидой Маслоу, невольно возникает мысль, что развитие нашего общества удерживается намеренно благодаря контролю низших потребностей человека. Людьми, которые боятся оказаться голодными без крыши над головой и которые тратят все свое время на удовлетворение этих двух уровней потребности, намного легче управлять, нежели личностями, у которых нет страха кроме того, что они могут не успеть раскрыть свой потенциал при жизни. У свободных и счастливых людей нет крючков, за которые их можно цеплять и управлять, как заблагорассудится.
Описание ступеней пирамиды
Сам автор называл модель «Иерархия потребностей человека», а слово «пирамида» не использовал в работах ни разу. Термин «Пирамида Маслоу» появился позже и закрепился, поскольку подобная форма наглядно отображает концепцию данной теории. Итак, разберем каждую из ступеней подробнее.
Первая ступень – физиологические потребности
Все живые существа должны осуществлять действия, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Для человека это еда, питьё, сон. Сложно получать удовольствие от прогулки, если сильно хочется в туалет, а при сильном голоде или жажде не очень думается о любви. Поэтому органические потребности являются основой пирамиды. Только удовлетворив их в достаточной мере, человек поднимается на следующую ступень.
Вторая ступень – безопасность
Если первая ступень обеспечивает жизнедеятельность, то вторая нужна для выживания. Ощущение безопасности (прочные двери, хороший замок) и стабильности (постоянная работа, наличие финансовых сбережений, страховка) необходимо каждому человеку. Только будучи уверенным в своей защищенности, он начинает думать о социализации и создании семьи.
Третья ступень – любовь и принадлежность
В эту категорию включены все социальные потребности. В каждом человеке заложено стремление любить и быть любимым, создавать семью и производить потомство. Также он стремится заводить новые знакомства, сближаться с интересными людьми, становиться частью группы. Войдя в коллектив, он испытывает потребность быть полезным, значимым и ценным в данном коллективе, постепенно переходя на следующую ступень.
Четвертая ступень – признание и уважение
Когда первые три потребности удовлетворены, человек начинает стремиться к признанию, уважению и престижу
Он старается проявить индивидуальность, продемонстрировать уникальные особенности и таланты, чтобы привлечь внимание и произвести впечатление на окружающих. Только убедившись, что социальная группа оценила его достижения, человек начинает стремиться к саморазвитию и по-настоящему воспринимать духовные ценности
Пятая ступень – самореализация и самоактуализация
Достигнув пятой ступени, человек начинает искать способы реализовать собственный потенциал. На данном уровне наблюдается наибольшее разнообразие. Люди занимаются творческой деятельностью, стремятся к саморазвитию и просвещению, повышают квалификацию, формируют новые взгляды и убеждения, занимаются благотворительностью и меценатством, изучают окружающий мир и прикладывают усилия к тому, чтобы сделать его лучше.
Так описывает основные потребности человека пирамида Маслоу. Несмотря на то, что данная модель достаточно точно описывает действительность, многие исследователи отмечают наличие в ней спорных моментов, которые также заслуживают подробного рассмотрения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Суть пирамиды потребностей по Маслоу
В своей работе «Мотивация и личность» (1954 г.) Абрахам Маслоу сделал предположение о том, что врожденные потребности человека имеют иерархическую структуру, включающую пять ярусов. Это следующие потребности:
- Физиологические.
Их удовлетворение необходимо для того, чтобы обеспечить выживание и существование. Любое живое существо имеет свои физиологические нужды. Пока не удовлетворены потребности данного уровня (к примеру, в питании, сне), человек не сможет трудиться или заниматься другими видами деятельности. Например, если он очень голоден, то не будет способен наслаждаться созерцанием произведений искусства, любоваться видами природы, интересоваться содержанием художественной литературы и т. п.
- В безопасности.
Ощущение безопасности необходимо людям в любом возрасте. Младенцам чувство защищенности дает присутствие рядом матери. Взрослые люди тоже стремятся к тому, чтобы чувствовать себя под защитой: устанавливают в квартирах хорошие двери с надежными замками, покупают страховку и пр.
- В любви и принадлежности.
Пирамида потребностей по Маслоу включает и социальные нужды
Для человека важно чувство принадлежности к какой-либо группе людей, чтобы ощущать себя полезным и значимым. Это мотивирует его к социальным контактам и взаимодействию с другими индивидуумами: он заводит новые знакомства, ищет спутника жизни
Человеку необходимо испытывать чувство любви и самому быть любимым.
- В признании.
После того как будут удовлетворены потребности, включенные в предыдущие ярусы пирамиды (в любви и в принадлежности к социуму), у индивидуума появляется желание заслужить уважение окружающих, стремление к тому, чтобы значимые для него люди признали его таланты и умения. Если эти желания реализуются, то он обретает уверенность в себе и своих силах.
- В самореализации.
Это уровень духовных потребностей: желание личностного развития и самореализации, стремление к творческой деятельности, к развитию своих талантов и способностей. Если нужды, входящие в предыдущие ярусы пирамиды, удовлетворены, то на пятом уровне человек начинает заниматься поисками смысла существования и изучением окружающего мира, может обрести новые убеждения.
Рекомендуемые к прочтению статьи:
- Типы клиентов в продажах: как найти к каждому подход
- Стратегии развития продаж: от теории до практики
- Как развить уверенность в общении с клиентом
Так в общем виде выглядит пирамида потребностей по Маслоу с примерами желаний для каждого уровня иерархии. Позже Абрахам Маслоу включил в нее еще два яруса: познавательных способностей и эстетических потребностей. В окончательном своем виде пирамида имеет 7 уровней.
Ученый считал, что потребности более высокой ступени проявятся в том случае, если будут удовлетворены нужды, находящиеся на более низких ярусах. По Маслоу, это является весьма закономерным. Однако исследователь отмечал, что данная тенденция может иметь исключения: для некоторых людей самореализация важнее привязанностей, для других будут значимы только потребности первых уровней пирамиды, даже в том случае, если все они, казалось бы, удовлетворены. Маслоу считал, что подобные особенности связаны с развитием у человека невроза либо они обусловлены неблагоприятными обстоятельствами.
Критика
Современные психологи отмечают, что теория иерархии потребностей по Маслоу плохо подходит для практического применения, поскольку подразумевает некоторые некорректные обобщения. Основной смысл концепции заключается в том, что каждая последующая ступень пирамиды может существовать только при условии, что на предыдущей ступени наблюдается полное благополучие. Однако на практике данное правило соблюдается не всегда.
История знает множество случаев, когда выдающихся успехов в определенных сферах добивались люди, жившие буквально в нищете или столкнувшиеся с неудачами на любовном фронте. Великие поэты, художники, музыканты – все они проявляли свои таланты на высшей ступени пирамиды. Но многие из них всю жизнь голодали, страдали от неразделенной любви или были изгоями в своём обществе.
Сам Абрахам Маслоу со временем значительно доработал теорию мотивации, из-за чего модель иерархии потребностей сильно усложнилась. В частности, был добавлен такой фактор как возраст. Например, полуголодный студент, пребывающий на грани отчисления из вуза (минус первая и вторая ступень), всё равно думает о любви. А потребность в самоактуализации отсутствует у молодежи и появляется ближе к 50 годам (при этом сам автор утверждал, что пятой ступени достигает лишь 2% людей).
Как следствие всего вышесказанного, пирамида Маслоу сегодня используется преимущественно маркетологами, но практически не рассматривается в психологии.
Интересные факты
Идеи Маслоу были раскритикованы выдающимся психологом Зигмундом Фрейдом.
Когда-то наставником Маслоу был психотерапевт Альфред Адлер.
Последние годы жизни
Теория самоактуализации навсегда внесла Маслоу в историю психологии, но стоит отметить, что на заре жизни, автор переосмыслил множество своих идей, это хорошо прослеживается в его работах «К психологии бытия» и «Дальние пределы человеческой природы». В частности, он практически отошел от «Пирамиды потребностей». Абрахам считал, что идея не закончена и надеялся на более детальное ее изучение в будущем.
Скончавшись 8 июня 1970 года, от сердечного приступа, психолог так и не смог увидеть новое видение своей идеи.
Заключение
Абрахам Гарольд Маслоу, испытал трудную жизнь, стеснялся, боялся, подвергался критики, но уверенно шел к своей цели, занимался любимым делом. На пути встретил множество трудностей, но он добился своей цели, уважения, почитание среди людей. Маслоу не просто великий ученый, это человек, жизнью которого стоит восхищаться.