Мнемотехника: упражнения для дошкольников, техники запоминания
Содержание:
- Виды наглядности
- Главный принцип: визуализация
- 4 метода обучения
- Мнемонисты и их соревнования
- Списки дел и календарь в голове
- Что такое мнемотехника и для чего она нужна?
- Упражнения
- Как развить память, связную речь, запоминание информации для маленьких детей с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения
- Правила проведения занятий
- Что такое мнемотехника
- Как развить память, связную речь, запоминание информации для дошкольников с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения
Виды наглядности
Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов
Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.
Мнемоквадрат
Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака
Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.
Мнемодорожка
Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками
За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.
Таблицы
С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее
Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.
Мнемосхемы
Схемы для самых маленьких можно делать на фланелеграфе
Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».
Главный принцип: визуализация
Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.
Правильный образ должен быть:
Объемным. Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели
Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота
Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
Ярким. Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.
Изображение с сайта news.day.az
Понятным. Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.
Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.
Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?
Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.
С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:
Изображение с commons.wikimedia.org
Важно! Все ассоциации сугубо индивидуальны. Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть
Ваши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.
После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.
4 метода обучения
Предложения-памятки
Все знают мнемонику. Абстрактные факты легче запомнить, если мы заключим их в необычное предложение или даже в рифму.
Один из самых известных примеров: «Медвежонок ветчину закусил малиной, юркий суслик утащил ножик перочинный». С помощью этой мнемоники можно быстро и легко запомнить порядок наших планет в зависимости от расстояния до Солнца. Каждая первая буква слова обозначает планету, которая ведет к Меркурию, Венере, Земле, Марсу, Юпитеру, Сатурну, Урану и Нептуну.
Цепочки ассоциаций
Мы знаем об использовании цепочек ассоциаций в основном от экспертов по запоминанию, это часто называют «рассказыванием историй». С помощью этих цепочек можно запоминать термины и различные последовательности. Различные термины связаны друг с другом, как звенья цепочки, и объединены в рассказ.
Приятная вещь: чем абсурднее история, тем легче ее запомнить! Простой пример: мы хотим запомнить термины «ластик», «чернильница», «тетрадь» и «клей-карандаш». Рассказ об этом мог быть таким: «Ластик прыгнул через лес и наткнулся на чернильницу. Он кричал снова и снова, полный краски, которую уже никогда не сможет стереть в блокноте. Раздраженный криком, подошел клей-карандаш и воткнул ему ластик в рот “.
Это помогает представить историю с максимально возможным количеством смыслов, то есть позволить ярким образам возникнуть в голове и представить, как она звучит, ощущается, пахнет или какая на вкус. Принцип работает не только с отдельными словами, но и с целыми предложениями.
Метод локусов
Так называемые Loci или метод маршрута использовался уже в древности и в средние века. С помощью этого метода термины запоминаются, сохраняя их как фиксированные точки на определенном маршруте. Этот фиксированный маршрут может быть реальным, например, путь в школу или через дом, но также подходят и вымышленные конструкции, например уровни в компьютерной игре
Прежде всего, важно, чтобы ученик хорошо знал маршрут
После того, как маршрут проложен, необходимо выбрать подходящие точки на маршруте. Затем к каждой точке связывается понятие и / или воображаемый образ. Пример: я хотел бы запомнить классическую эволюционную классификацию «царство, племя, класс, порядок, семья, вид». Например, если маршрут проходит через дом и начинается в спальне, мы можем представить здесь царство снов и представить картину, на которой ночь, затем мы спустимся по деревянной лестнице в окружении африканского племени и т.д.
Алфавитный метод (с 1-го класса)
Все больше и больше начальных школ работают со знаками. Это уже закладывает основу для эффективного алфавитного метода. С помощью этой мнемонической техники каждая буква алфавита связана с подходящим изображением. Эта ссылка создает постоянную основу в памяти. Например, «M» может означать «мышь», «Л» – «лимон» и «С» – «сову».
Если, например, список необходимо выучить наизусть, каждое слово, которое нужно выучить, будет последовательно присвоено букве и связано с соответствующим изображением. Пример: первый термин в списке, который нужно выучить, – это «лампочка», поэтому ему присваивается буква «А». Соответствующее изображение для буквы «А» – это, например, «акула». Чтобы запомнить термин, можно представить себе прыгающую акулу с лампочкой на голове. Так много терминов можно легко запомнить один за другим. Алфавитный метод также можно комбинировать со многими другими мнемоническими методами, например, с цепочками ассоциаций.
Мнемонисты и их соревнования
В 1991 году прошёл первый мировой чемпионат по запоминанию, теперь проходит в 30 странах мира. Первым победителем стал британец Доминик О’Брайен. В чемпионате есть даже свои мнемотехнические дисциплины: слова, имена, даты, карты, цифры, абстракции и другие.
Самым известным мнемонистом был репортёр одной из газет Шершевский. Память у него была феноменальной, в основе которой лежало уникальное воображение. Несколько лет его феномен и технику изучал советский психолог А. Р. Лурия впоследствии написавший книгу «Маленькая книга о большой памяти» (1968 г.).
Шершевский никогда не записывал раздаваемые редактором задания: адреса, имена, маршруты. Тренировка памяти мнемотехника шла на рабочем месте. Удивлённый памятью сотрудника редактор и направил Шершевского к Лурия. Там пришлось пройти ряд очень сложных тестов, которые подтвердили безграничность объёма его памяти.
Мнемонист легко связывал высокие звуки и яркие краски, цифры с людьми, ощущения поверхности со вкусом, используя мнемотехнические приёмы. Свои способности он даже демонстрировал на сцене.
Жить с таким воображением было сложно, образы сталкивались и перемешивались, когда Шершевский воспринимал очень простой материал не для запоминания. В его памяти было очень много ненужной информации, пока не нашёл для себя простой образ: грифельная чёрная доска и тряпка. И это сработало!
Пытаясь оценить свою память, мы сравниваем её с памятью других людей. При этом мы не знаем, хороша она или не очень. В результате получаем искажённое представление, забывая об уникальных способностях своей психики.
Списки дел и календарь в голове
Чтобы стать победителем в какой-либо игре, в первую очередь необходимо знать ее правила. И если вам хочется научиться по-настоящему управлять своей памятью, то вам следует учесть, что ее язык – это образы. На этом построена вся мнемоника: все, что вам необходимо запомнить, вы должны переводить на этот специфический язык. Но каким образом, спросите вы? И это будет отличным вопросом. Мнемонику можно разделить на две части: создание образа и помещение его куда-либо. И если идеи поиска новых мест для образов, как правило, не изменяются, то для их создания используются самые различные системы. В статье мы расскажем про две из них, которые позволят создать в голове настоящий органайзер. Читать подробнее…
8
Что такое мнемотехника и для чего она нужна?
Мнемотехника – это совокупность инструментов и приемов, позволяющая людям увеличивать объем памяти и запоминать определенные факты или большие объемы информации.
Инструменты, используемые в мнемотехнике, различны: стихотворения, песни, аббревиатуры, фразы, метафоры или изображения. Чаще всего в основе всех этих приемов лежит визуализация. В сознании человека происходит своего рода конспектирование информации, которую необходимо запомнить за счет преображения ее в визуальный, аудиальный или кинестетический формат.
Чтобы нужная ассоциация сразу же появлялась в голове, образ должен быть достаточно ярким и запоминающимся. Простыми словами, все, что помогает человеку лучше запоминать информацию, является мнемотехникой и отлично подходит для развития памяти.
Мнемонические устройства – мощные инструменты для улучшения способности запоминать информацию и обучения, потому что они используют расширенные возможности мозга по кодированию, хранению и извлечению определенных типов информации по сравнению с другими .
Ценность мнемонических приемов и техник для повышения интеллектуальных способностей возникает после усвоения нового материала, но они являются высокоэффективными компонентами в любом наборе инструментов учащегося.
Люди, применяющие мнемонические техники, запоминают целые словари, многочисленные колоды карт и сложные последовательности чисел Пи на таких мероприятиях как, к примеру, чемпионат мира по запоминанию .
Более подробную информацию о том, что же такое мнемотехника, какие методы и упражнения существуют, и как их можно применять в повседневной жизни, работе и в любых других сферах, вы узнаете из нашей онлайн-программы «Мнемотехники». Мы уверены, что все собранные в ней инструменты, приемы и подсказки значительно улучшат вашу память и сделают процесс запоминания максимально интересным и эффективным.
Человечество использует мнемотехники с давних времен. В 500 г. до н.э. древнегреческий поэт Симонид посетил праздник, организованный фессалийским дворянином Скопасом. Когда банкет был в самом разгаре, Симонид получил сообщение, что снаружи его ждут двое молодых людей.
Это оказалось удачей для поэта, потому что сразу после того как он ушел, зал рухнул, убив почти всех внутри. После катастрофы родственники, которые только что прибыли на место происшествия, не смогли опознать многие тела.
Но пока Симонид шел через завалы, он обнаружил, что помнит, где сидел каждый из гостей, и помог семьям опознать тела своих близких, чтобы они могли похоронить их должным образом. Этот опыт сподвиг Симонида к созданию первой мнемонической техники.
Данная методика включала в себя визуализацию пространства в мельчайших деталях и связывание различных характеристик этого пространства с мысленными образами физических объектов, абстрактных идей или людей, которых он хотел запомнить. Чтобы вспомнить что-то, Симонид просто представлял, как идет в нужном направлении, встречая на своем пути предметы, образы или людей.
Эта система запоминания стала очень популярной среди классических ораторов, таких как Цицерон, который должен был запоминать очень длинные тексты. Известный писатель Марк Твен также использовался мнемотехнику, чтобы научить детей именам и датам правления всех английских монархов .
Любая эффективная система памяти, будь то жесткий диск компьютера, простой картотечный шкаф или человеческая память, должна выполнять три задачи. Она должна иметь возможность кодировать или принимать новую информацию, правильно хранить ее и открывать к ней доступ в любой момент .
Для людей все эти процессы лучше работают с изображениями, а не со словами или числами – они быстрее кодируются, более эффективно хранятся и легче запоминаются. Связано это с тем, что разум человека создан для хранения такой визуальной пространственной информации в целях выживания. Нашим предкам не нужно было запоминать слова, имена или числа, но им нужно было помнить, как добраться домой после недельной охоты. Это привело к развитию превосходной способности запоминать, где находятся предметы и как они выглядят.
Упражнения
Мнемотехника для развития памяти взрослым и детям предполагает выполнение упражнений, использование логических игр. Рекомендуемые варианты:
- Упражнение 1. Подобрать визуальные образы к разным словам, к примеру, таким как «быстрый» и «стремительный», «доверие» и «уважение» или к любым другим. Слова, которые являются определениями или отражают действие, хуже сочетаются со зрительными образами, чем существительные. К примеру, визуальным стимулом для слова «быстрый», может стать бегун, гепард или спортивный автомобиль.
- Упражнение 2. Запомнить несколько, не связанных друг с другом по смыслу слов, используя зрительные ассоциации. К примеру, чтобы запомнить список, состоящий из слов – Шляпа и Муха, Ракета и Лес, Мост и Телефон, Ворона и Гвоздь, Стол и Шум, нужно представить видео ряд, который обязательно отложится в чертогах памяти. Мысленно созданный видеофильм может быть таким: Муха надевает Шляпу, садится на Ракету, пролетает над Лесом, врезается в Мост, падает на Стол, от чего возникает большой Шум, на столе стоит Телефон, Ворона держит в лапе телефонную трубку и в клюве украденный Гвоздь.
- Упражнение 3. Развивает слуховое восприятие новой информации. Прогуливаясь по тротуару, дорожке парка, находясь в общественном транспорте, запоминать отрывки услышанных разговоров. Воспроизводить зафиксированные в памяти случайные диалоги на следующий день. Стараться узнавать людей по шагам и голосу.
- Упражнение 4. Учить наизусть и регулярно напевать слова любимых музыкальных композиций.
- Упражнение 5. Поможет запоминать длинные текстовые сообщения. Читать вслух текст, написанный в прозе, сложного, неэмоционального содержания, чтобы постепенно запомнить его. Многократное проговаривание вслух задействует , что позволяет быстрее усвоить информацию. Чтобы облегчить процесс запоминания, разбить текст на короткие смысловые абзацы. Ежедневно заучивать 1 абзац, пока не удастся запомнить весь текст.
- Упражнение 6. Развивает зрительное восприятие новой информации. Рассматривать изображения и пытаться зафиксировать их в сознании. Начинать от простых картинок, постепенно усложняя задачу и выбирая изображения с многочисленными мелкими элементами. Постепенно сокращать время визуального созерцания картинки до мгновенного взгляда.
- Упражнение 7. Запоминание многозначных чисел. Каждому однозначному числу присваивается согласная буква. Эту таблицу нужно выучить наизусть. Чтобы затем запоминать длинные цифровые комбинации, их разбивают на пары чисел – двузначные числа. Из букв, которым соответствуют эти 2 числа, составляют слова. К примеру, если речь идет о цифре «73», при этом цифре «7» соответствует буква «с», а цифре «3» соответствует буква «т», можно составить слова «сет», «соты», «сито». Если изначально фрагмент «73» является начальной частью комбинации из 6 цифр, то же самое проделывают с остальными 2 парами. Полученные в итоге 3 слова связывают в единый сюжет.
- Упражнение 8. Запоминание чисел. Мысленно сформировать визуальную ассоциацию однозначного числа и образа. К примеру, цифре «1» соответствует образ спортсмена, цифра «6» ассоциируется с образом фонаря. Чтобы запомнить число «15», нужно представить спортсмена, идущего с фонарем в руке.
В рамках мнемотехники слова и цифры для запоминания мысленно переводятся в схематическое яркое, эффектное изображение, которое впоследствии поможет быстро воссоздать в сознании нужные текстовые или цифровые данные. Основные правила формирования визуальных стимулов – образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными, тогда они лучше запоминаются и воспроизводятся повторно.
Чтобы запомненные комбинации слов и цифр переместились, перешли в долговременную память, их нужно повторять на протяжении 5 дней, что позволяет дальше при необходимости извлекать информацию из хранилища и воспроизводить ее. Если подкрепления запомненного материала не происходит, он автоматически удаляется из кратковременной памяти.
С целью закрепления усвоенного материала педагоги прибегают к выполнению тренировочных упражнений, которые подразумевают многократное проговаривание информации. Прием получил название дриллинг (дословно «зубрежка»). Дриллинг в отличие от мнемотехники вызывает скуку и психологическое напряжение у учащихся, что не способствует процессу обучения.
Мнемотехника – полезный навык, направленный на ускорение процесса запоминания новой информации любого объема и содержания.
Просмотров: 449
Как развить память, связную речь, запоминание информации для маленьких детей с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения
Главная цель мнемотехники – развить память ребенка, его мышление, воображение, внимание. Поскольку именно данные процессы непосредственно касаются полноценного развития малыша
Как правило, в детских садах и школах применяются специальные мнемотаблицы. Суть данных таблиц заключается вот в чем: к слову или словосочетанию придумывается определенная картинка, вследствие чего текст показывается ребенку в виде схемы. Гладя на подобные схемы, ребенок начинает быстрее воспроизводить материал.
Мнемотехникой можете заняться со своим ребенком, когда ему исполнится 4 года. Именно в этом возрасте у него начнет накапливаться словарный запас. Используйте для изучения мнемотаблицы с изображением отдельных образов. Например, лисичка – рыжая, елка – зеленая и так далее.
Развивать речь ребенка
Также можете воспользоваться следующими приемами:
- Тактильная игра. Суть данного приема такая – заменяйте картинки предметами. К примеру, для изучения круглых элементов, положите в коробку круглый камешек, крышку, теннисный шарик и прочие похожие предметы. Попросите ребенка, чтобы он достал из коробки определенный элемент на ощупь.
- Фланелеграф. Поверх магнитной доски положите ткань, купите картинки на магнитах. Расскажите ребенку историю, делая паузы в некоторых моментах. Задача малыша – выбрать изображение с нужным предметом, на котором вы сделали паузу, и прикрепить магнит к фланелеграфу.
- Звуковое лото. Включите карапузу звуки. Под них ему придется выбирать картинки. К примеру, «Кто издает звук «мяу»?»
Правила проведения занятий
Процесс работы и обучения с детьми должен быть комфортным и приносить пользу.
Начинать необходимо с простых заданий. Сначала можно посмотреть карточки с единичными изображениями.
Не стоит сразу нагружать дошкольника, он быстро устанет и не будет воспринимать информацию. В день можно показать не более двух мнемотаблиц.
Все изображения дидактического материала должны быть яркими и цветными. Дети быстро запоминают красочные образы. Трава ― зеленая, морковка ― оранжевая, шишка ― коричневая, море ― синее.
Каждый раз стоит менять тему занятий, иначе у ребенка пропадет интерес. Сегодня ― разучиваем стихи
Завтра ― сказку, диких животных и т.д.
Важно, чтобы занятия проходили только в игровой форме.
Что такое мнемотехника
Это не волшебство и не наука. Мнемотехника – это сбор разных методов и приемов, помогающих усваивать и воспроизводить большое количество информации.
Такие способности пригодятся не только для учебы, но и профессиональным солдатам, шпионам.
Важно! По системе мнемотехники человек может запомнить точную последовательность из 100 карт.
Маленькие хитрости помогут повысить успеваемость школьников, студентов, стать менее забывчивым и рассеянным человеком.
У методики есть большие преимущества. После регулярного выполнения упражнений человек наделяется новыми качествами, повышается активность мозга.
Есть несколько причин приступить к выполнению упражнений прямо сейчас:
- Использовать приемы можно любому человеку в разном возрасте: от 3 лет до 100.
- Техника простая, разобраться в приемах легко.
- Чем больше времени вы тратите на упражнения, тем быстрее развивается ваша мозговая активность.
- Использовать приемы можно на практике.
Старайтесь выделить время для выполнения упражнений хотя бы 3 раза в неделю. Для ускорения процесса запоминания лучше занятия проводить ежедневно.
Время проведения зависит от возраста ученика: для детей дошкольного возраста достаточно 20-30 минут.
Как развить память, связную речь, запоминание информации для дошкольников с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения
В методах мнемотехники старайтесь применять те или иные виды запоминания. Конечно же, самым эффективным способом здесь считается игра. Также для ребенка 5-6 лет используйте схемы, нарисовав их одним цветом
Таким образом вы сможете привлечь внимание ребенка на яркость данных картинок
- «Собери набор». Дайте малышу отдельные изображения. Ребенок должен их сгруппировать и объяснить вам, почему он их решил положить вместе.
- «Нарисуй свои впечатления». Данный прием позволяет увеличить словарный запас. Кстати, он также способен сформировать традиции, которые есть в семье. Предложите ребенку вместе нарисовать впечатления, которые у него остались от прошедшего дня. Далее малыш должен рассказать вам, что сегодня у него было плохое, а что хорошее. Добавляйте регулярно новые слова и понятия.
- «Выучи стих». Чтобы вашему малышу было легче учить стихи, примените специальные таблицы. На них каждую строку изобразите в виде знака либо картинки. Обязательно дополняйте таблицы словами или буквами.
Развитие дошкольников
- «Сетка памяти». Дайте ребенку картинку. Расскажите, что на ней изображено, а потом картинку переверните. Малыш должен назвать элемент, который есть на том или ином изображении, затем открыть ее и проверить собственные знания.
- «Рассказы по картинкам». Найдите рассказ, в котором часть слов заменяют картинки. Таким образом ваше чадо будет учить новые слова и развивать воображение.
- «Фотопамять». Дайте ребенку картинку, уберите потом ее, покажите ему совершенно другую, чтобы она отличалась от предыдущей определенным элементом.
- «День-ночь». На столе разложите различные картинки. Сказав, «Пришла ночь», малыш должен закрыть глаза, а вы в это время спрятать одно изображение. Открыв глаза, ребенку предстоит угадать, какой именно картинки не хватает.