Где учиться на машиниста электропоезда?
Содержание:
- Как отучиться на машиниста поезда?
- Медицинские противопоказания
- Профессия машинист локомотива — описание
- Требования для обучения на машиниста электропоезда
- Где обучают на машиниста поезда?
- Где еще учиться на машиниста поезда?
- Обучение в метрополитене
- Что конкретно делает машинист
- Требования к кандидату
- Как стать машинистом РЖД?
- Кому подходит
- Прохождение медкомиссии
- Плюсы и минусы
Как отучиться на машиниста поезда?
Оптимальным вариантом считается поступление в ссуз – колледж или техникум. Колледжи, которые подготавливают машинистов, находятся в разных городах — Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Оренбург и многие другие города.
Везде, где есть железная дорога, станции, в этих городах машинисты просто необходимы. Тем более, железнодорожный транспорт очень удобен и занимает высокий уровень безопасности среди любых других видов транспорта.
Но для обучения на машиниста поезда одного желания недостаточно. К поступающим предъявляются довольно высокие требования. Касаются они, в первую очередь, здоровья. Если есть проблемы со слухом, зрением, сердцем, пытаться поступать не следует, не возьмут. Также отучиться на машиниста электропоезда не получится у слабых парней, нет шансов у неуравновешенных людей, тучных и худых.
Во вторую — знаний математических и технических наук. Сама по себе, кабина машиниста поезда оборудована специальными техническими приборами, средствами связи, автоматикой и прочими высокотехнологическими приборами, которые обеспечивают и дополняют работу машиниста должным образом. Если нет тяги к математике, если в вас пропадает гуманитарий, сориентироваться в приборах вы не сможете. Во время поступления это обязательно выявят и об обучении на машиниста поезда можно будет забыть.
Такие, казалось бы, несправедливые критерии отбора, вполне объяснимы, ведь профессия поистине сложная и трудная.
Нужно также понимать, что терпение играет на пользу будущим машинистам. Ведь когда обучение будет окончено, готовиться работать сразу же по специальности не стоит. Перед тем, как вам доверят управлять составом, потребуется опыт в должности помощника машиниста. И на него, кстати, тоже можно обучиться.
В средне-профессиональных учебных заведениях, подготовку помощника можно пройти по направлению «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». На данный факультет можно поступить после окончания 9 класса школы либо после 11, окончив обучение в школе полностью.
Срок обучения такой — если поступить после 9 класса, то продолжительность обучения составит 4 года. После 11 класса — 2 года и 10 месяцев.
Где можно выучиться на машиниста поезда?
Как уже понятно, обучение на машиниста поезда возможно только по результатам серьезных вступительных испытаний. Но куда поступать? Где можно выучиться на машиниста поезда? Куда подавать документы? Вариантов множество.
Что касаемо Москвы, то одним из хороших колледжей по подготовке машинистов электропоезда, является «Московский технический колледж железнодорожного транспорта». Еще один хороший колледж, в котором проводят обучение машиниста электропоезда — «Железнодорожный колледж №52». В него можно поступить не только после окончания 11 классов. Берут сюда и после 9го.
Окончив обучение в колледже можно устраиваться на работу в качестве помощника, а через несколько лет претендовать на должность машиниста.
Не стоит забывать о высшем образовании. Оно, конечно же, не обязательно, но открывает дополнительные преимущества. Получив диплом вуза, можно претендовать на более высокие должности в составе системы РЖД, которая велика и даже огромна и не ограничивается лишь работой машиниста.
Железнодорожных вузов, где можно пройти обучение на машиниста поезда в стране не так уж и много, но они есть.
Хороший вариант, где также готовы обучить этому ремеслу – учебные центры РЖД. К сожалению, сюда нельзя поступить не имея никаких знаний и образования, но при наличии диплома об окончании железнодорожного колледжа или вуза по смежной специальности, есть смысл пробовать поступать. По сокращенной программе здесь обучат всему тому, что не было освоено ранее и через 2 года обучения на машиниста поезда можно будет приступить к работе помощника машиниста, а следом и продвинуться вперед.
Учебно-производственных центров, где можно получить профессию множество и найти можно тот, что отвечает географическим потребностям поступающего. Как правило, студентам платится стипендия, а обучение является бесплатным.
Какой бы вариант не был выбран, стоит помнить, что для обучения на машиниста поезда нужно родиться мужчиной, не иметь проблем со здоровьем, иметь хорошие оценки по математическим и техническим наукам и быть готовым посвятить себя этой профессии, начав со статуса помощника. Также не стоит забывать, что потребуется отслужить в армии. Если вы готовы и все еще полны энтузиазма, то самое время сделать первый шаг.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
- Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени.
- Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
- Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
- Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
- Стойкие (3 и более мес.) понижения слуха (одно-, двусторонняя сенсоневральная, смешанная, кондуктивная тугоухость) любой степени выраженности, за исключением отсутствия слуха, выраженных и значительно выраженных нарушений слуха (глухота и III, IV степень тугоухости).
- Нарушения функции вестибулярного аппарата любой этиологии.
- Гипертоническая болезнь 2 — 3 степени.
- Заболевания центральной нервной системы.
- Вертебро-базилярная недостаточность.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки в стадии обострения.
- Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год.
- Заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации.
- Болезнь и синдром Рейно.
- Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
- Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 и более раза за календарный год.
- Хронический тонзиллит, хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух.
- Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Высокая или осложненная близорукость (выше 8,0 Д).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Профессия машинист локомотива — описание
Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются
- Устав железных дорог,
- Правила технической эксплуатации,
- Инструкция по сигнализации,
- Инструкция по маневровой работе и т.д.
Перед отправкой поезда машинист обязан лично убедиться в исправности локомотива, правильности крепления груза, провести полное или сокращенное опробование тормозов и ознакомиться с маршрутом следования.
Отличительной чертой профессии машиниста является постоянный мониторинг ситуации в пути следования, показания приборов локомотива и слежение за корректной работой всех узлов и механизмов локомотива.
Умение работать в команде является еще одним важным элементом в этой профессии. Машинист должен четко и беспрекословно выполнять команды дежурного или диспетчера, а также взаимодействовать с помощником или составителем при выполнении, например, маневровой работы.
Требования для обучения на машиниста электропоезда
Хоть высшее образование и не требуется для этой профессии, знаниями управления составом и технической оснащенности кандидат все-таки должен обладать. Поэтому желающим поступить на машиниста электропоезда в колледж или техникум нужно к обучению серьезно готовиться, а уже во время учебного процесса обязательно необходимо хорошо учиться.
Работа по данной профессии – это большая ответственность. Здесь ждут крепких парней, прошедших службу в армии. Поэтому уже после обучения потребуется отслужить. Таковы условия.
Набор на обучение машинистов поезда в Москве
Набор на обучение машинистов электропоездов в Москве открыт не только в РЖД, но и в Метрополитене. На работу приглашаются кандидаты в возрасте до 35 лет, отслужившие в армии и с наличием технического образования. Желающим работать машинистом в метро, метрополитен предоставляет обучение, предварительно отобрав по конкурсу будущих машинистов.
Какой отбор проходят кандидаты, чтобы поступить на машиниста электропоезда в метро Москвы? Если говорить о метрополитене, то сюда принимают с профильным техническим образованием. Профильным – то есть техническим и полученным ранее, например, в железнодорожном техникуме. Одним словом, это путь не для новичков.
Конкурсная основа состоит из 3 частей:
- Кандидату выдается задание, присутствует комиссия из сотрудников, которые также задают вопросы с целью выяснения уровня технических знаний. Те, кто успешно прошел этот этап, проходят в следующий.
- Собеседование с психологом. Помогает выяснить, насколько кандидат уравновешен, имеет самообладание и способен к предстоящим энергозатратным сменам.
- Медицинская комиссия. Кандидат не должен иметь проблем со зрением, слухом, у него не должно быть хронических заболеваний и проблем с сердцем. Также потребуется пройти нарколога, психиатра и кожно-венерологический диспансер.
Если пройти все этапы, то можно поступить на машиниста электропоезда. В метрополитене обучают на протяжении 6 месяцев и 3 недель. Пройдя теорию и практику (половина срока обучения), учащихся зачисляют в штат и выплачивают стипендию. Но учеба еще продолжается. Каждый этап обучения завершается сдачей экзамена, те, кто не сдает экзамен – отчисляются.
В учебном заведении строгая дисциплина и учащиеся обязаны ее соблюдать. По окончании обучения на машиниста поезда метро, работник, как правило, обязан отработать в метрополитене 3 года.
Пройдя обучение и сдав экзамен, учащийся получает квалификацию «помощник машиниста». В его должностные обязанности входит: следить за исправностью поезда, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, отвечать на вызовы пассажиров машиниста и учиться управлять электропоездом у машиниста.
На этом обучение на машиниста электропоезда не заканчивается. Сотрудники проходят периодически переквалификацию. Проходят практику на тренажерах, имитирующих работу поезда, изучают аварийные ситуации и решение технических проблем. Сдают экзамены на повышение квалификации, при успешной сдаче получают доплату к заработной плате.
Где обучают на машиниста поезда?
Где учиться на машиниста поезда каждый должен выбрать для себя сам. Нет смысла ехать через всю страну или в другой регион поступать в учебное заведение, если рядом в своем городе или в соседнем регионе находится подобное учебное заведение. В нашей стране очень много колледжей и техникумов, где обучают на машиниста электропоезда.
Приложив немного усилий, можно найти подходящее учебное заведение, чтобы получить профессию машиниста поезда.
В списке лучших железнодорожных техникумов и колледжей находятся: Пензенский, Московский, Хабаровский, Томский, Алатырский, Ожерельевский и ещё около 40 техникумов, где можно обучиться на машиниста поезда.
На обучение принимаются лица мужского пола после 9 или 11 класса, предварительно прошедшие медицинскую комиссию. Во всех учебных заведениях предъявляют серьезные требования к состоянию здоровья, зрению, слуху. Обязательно прохождение освидетельствования у нарколога и психиатра. Если состояние здоровья позволяет получить профессию, можно приступать к выбору места учёбы.
Как получить профессию машиниста поезда?
Поступить в колледж, техникум или вуз. Если кратко, то вот так. Но во многих случаях выбор учебного заведения происходит по рекомендации кого-нибудь из знакомых или друзей, или тех, кто там учился или учится. Часто друзья рекомендуют поступить вместе с ними, за компанию.
Что же, узнать отзывы знающих людей, прошедших этот путь – достойное решение. Ведь из любых рекламных буклетов можно узнать только положительные стороны, где действительность часто бывает приукрашена.
Очень важно поинтересоваться, как происходит трудоустройство выпускников, где проходит практика, есть ли своя техническая база для практических занятий, каков преподавательский состав (от этого тоже много зависит, сколько специалистов «своего дела» преподают в учебном заведении).
Для многих немаловажным является наличие бюджетных мест, предоставление общежития иногородним, выплата стипендии отличникам. Эти дополнительные преимущества иногда являются основными при выборе места учёбы.
Если учебное заведение является филиалом университета путей сообщения, то предоставляется ещё и шанс после среднего образования получить высшее.
Где еще учиться на машиниста поезда?
Стоит знать, что учиться на машиниста поезда возможно не только для нужд РЖД. Получить профессию можно и для управления поездами метро. Учеба в этом случае осуществляется в учебном центре Московского Метрополитена. Срок обучения примерно тот же.
На курсы в столичный учебный центр учиться на машиниста поезда метро принимают совершеннолетних мужчин, имеющих военный билет и постоянную регистрацию в Москве или области.
Где учиться на машиниста поезда Ласточка и Сапсан?
Учеба на эти поезда осуществляется в специализированном учебном центре Российских железных дорог, который находится в Санкт-Петербурге.
Но поступить на учебу новичкам невозможно. Для того, чтобы научиться управлять поездами Сапсан и Ласточка, необходимо иметь стаж машиниста не менее 5 лет. А для обучения на управление Сапсаном потребуется еще и знание английского языка.
Кто не сможет учиться на машиниста электропоезда?
Нельзя стать машинистом женщинам. Профессия эта сложная, требует физической выносливости и поэтому на работу машинистами берут только мужчин.
Перед приемом на учебу, каждый кандидат проходит комиссию. Не сможет учиться на машиниста электропоезда любой мужчина, имеющий ограничения по здоровью. Медицинская комиссия определяет состояние сосудов, сердца, зрения, слуха, выдается заключение нарколога и психиатра. Любые отклонения от нормы означают невозможность приема на учебу.
Какой вариант учебы на машиниста поезда выбрать?
Если у вас нет проблем со здоровьем и вы поступаете учиться после 9 класса, то большого выбора нет. Учиться нужно идти в железнодорожный колледж, техникум или училище. В том случае, если у вас уже есть среднее полное образование (то есть не менее 11 классов), наиболее оптимальный вариант – курсы.
Если поступать учиться на машиниста электропоезда метро, то карьерный рост здесь ограничен возможностями подземки.
Если же учиться на машиниста поезда РЖД, то вариантов для развития в профессии больше. Наработав стаж в 5 лет, можно пробовать поступить на курсы повышения квалификации и стать машинистом Сапсана или Ласточки. Это не только современные поезда, но еще и более достойный уровень дохода – от 100 000 рублей.
Независимо от того, какой вариант учебы на машиниста поезда вы выберете, метрополитен и Российские железные дороги одинаково стабильные работодатели и гарантируют машинистам стабильный оклад, увеличенный срок отпуска и ранний выход на пенсию.
Обучение в метрополитене
Колледжи подготавливают универсальных работников для электричек и метро. Но те, кто желают трудиться в метрополитене, зачастую идут по другому пути. В депо можно подать заявление о желании стать машинистом. Отдел кадров направит человека на обучение в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена. Процесс очень насыщенный. Он складывается из таких этапов:
- Производственна слесарная практика.
- Сдача экзамена на получение разряда.
- Изучение оборудования электропоезда.
- Ознакомление со всеми инструкциями и терминами.
- Поездная практика.
Последний этап длится на протяжении нескольких недель на закреплённом маршруте. После сдачи финального экзамена выпускник становится помощником машиниста. Теперь необходимо отработать от нескольких месяцев до двух лет. В это время сотруднику предстоит наблюдать за посадкой пассажиров, проверять техническое состояние оборудования, реагировать на все обращения. Так человек набирается опыта.
Затем появляется возможность стать машинистом. Для этого кандидат направляется на дополнительное обучение в дорожно-техническую школу. Здесь процесс происходит на новом уровне. Будущих машинистов учат на специальных тренажёрах, которые моделируют управление составом. Это занимает от четырёх до шести месяцев.
После завершения дорожно-технической школы новичку даётся право сесть за контроллер машиниста. Потихоньку он будет набираться опыта и расти от машиниста 4-го класса до машиниста 1-го класса. После этого можно будет стать инструктором. Для повышения разряда необходимо снова отправляться на обучение.
Депо предлагает отличным работникам бесплатное обучение в университете. Перед сотрудником с высшим техническим образованием открывается много возможностей для карьерного роста. Например, в администрации РЖД и Управлении государственного железнодорожного надзора есть начальники, которые раньше трудились машинистами.
Что конкретно делает машинист
Исходя из того, что машинисты могут иметь разную специализацию, их функциональные обязанности разнятся:
- машинист конвейера. В его ведении находятся элеваторы, перегрузочные тележки, приводные станции. Эта должность подразумевает контроль за натяжными барабанами, питателями, натяжителями и ходом конвейерной ленты;
- машинист поезда. Непростой труд, при котором приходится сталкиваться с ненормированным графиком, сложными условиями труда, физической и психологической нагрузкой. Машинист поезда приводит в движение пассажирские и грузовые поезда и обеспечивает нормальное прохождение по маршруту;
- машинист электропоезда. Управляет огромной «железной гусеницей», оценивает ее техническое состояние и в случае нужды устраняет неполадки.
Чаще всего машинисты начинают карьеру с должности помощника, чтобы приобрести практические навыки. При трудоустройстве высшего образования не потребуется, однако соответствующие курсы закончить все же придется.
Требования к кандидату
В соответствии со стажем труда специалисту назначается определенный класс:
- Третий – дается после двух лет работы. Новички водят электрички или малые грузовые поезда.
- Второй – причисляется с учетом практики. Таких работников допускают к перевозке пассажиров на короткие дистанции.
- Первый – после четырех лет труда.
Необходимы следующие условия для освоения профессии:
- Высшее техническое образование.
- Завершение службы в армии.
- Проверка физического и эмоционального состояния здоровья.
- Практика в течение четырех месяцев.
- Успешное прохождение экзамена.
- Работа помощником.
- Знание английского языка для управления высокоскоростными поездами.
Как стать машинистом РЖД?
Вот перечень требований, которым нужно удовлетворять, чтобы стать и устроиться машинистом в РЖД.
- Медицинская комиссия — стать машинистом могут только физически здоровые люди, прошедшие медицинскую комиссию специально для работников, с углубленной проверкой зрения, слуха, сердца. Проводится проверка у психиатра и нарколога с выдачей заключений.
- Образование — чтобы стать машинистом электропоезда РЖД необходимо пройти обучение в одном из учебных заведений, сдать экзамены, пройти слесарную практику, поездную практику (с 18 лет), тренажёрную подготовку, подтвердить квалификацию и получить допуск к работе «помощником машиниста».
- Стажировка — пройти стажировку под наблюдением наставника 3-4 месяца, не только научиться управлять электропоездом, но и уметь его обслуживать, проводить предрейсовую проверку, находить быстро неисправности и уметь их исправлять.
- Стаж работы — чтобы стать машинистом поезда РЖД, помощник машиниста должен отработать не менее 2х лет без аварий и замечаний, пройти повышение квалификации, пройти тренажёрную подготовку по обучению выхода из аварийных ситуаций (обучение длится 3-4 месяца), затем сдать экзамен на квалификацию и получить право на управление электропоездом.
- Повышение квалификации — стать машинистом электропоезда – это ещё не всё. Такая профессия требует постоянного повышения уровня знаний, умений, квалификации.
По опыту работы и квалификации машинисты бывают от 3 до 1 класса. Самый высокий уровень – 1 класс, позволяющий машинисту работать на самых современных электропоездах, осуществлять пассажирские перевозки на дальнее расстояние. Это достигается годами безупречной безаварийной работы и высокими знаниями.
Кроме этого, каждые 5 лет машинисты проходят обучение и переквалификацию. Ведь с каждым годом техника совершенствуется, на смену старым электропоездам приходят современные, комфортабельные, оснащённые по последнему слову техники электропоезда. Кабина машиниста таких электропоездов больше похожа на кабину летчика – столько там электроники и приборов. А для работы на некоторых электропоездах требуется знание английского языка и подготовка по общению с пассажирами по связи «машинист-пассажир».
Даже выучившись на машиниста, пройдя все испытания, нет гарантии в получении хорошей должности и устройстве на работу в то место, куда мечтается.
Как устроиться машинистом в РЖД?
Поиск работы можно начать с просмотра вакансий на сайте РЖД. Можно подобрать для себя оптимальный вариант, который будет удовлетворять и по зарплате, и по требованиям к квалификации, и по месту расположения депо и направления движения.
Но и при большом количестве вакансий, стать машинистом в РЖД не так-то просто. Имея образование, но не имея опыта работы, на хорошую должность претендовать сложно. Даже имея опыт работы, чаще всего берут с испытательным сроком или на класс ниже. Каждый претендент хочет найти достойное место и устроиться машинистом с хорошей зарплатой.
Что бы устроиться машинистом в РЖД, надо быть готовым к следующим требованиям:
- служба в армии
- мед.комиссия
- 100% зрение и цветоощущение в норме
- образование
Устроившись на работу машинистом РЖД, придется перед каждым рейсом проходить медицинское освидетельствование (давление, сердцебиение, тест на алкоголь), а также и после завершения рейса. Если нарушены какие-либо показатели, машиниста отстранят от рейса и отправят на прохождение мед.комиссии.
Тем не менее, многие стремятся работать в РЖД, так как льготы по выходу на пенсию, бесплатный проезд на транспорте РЖД 1 раз в год, выдача форменной одежды и высокая зарплата делают профессию машиниста РЖД привлекательной для молодёжи.
Найти свободные вакансии можно на различных сайтах по трудоустройству. Но наиболее проверенный и безопасный способ — устроиться в то место в РЖД, о котором больше всего известно положительных отзывов от работников.
Можно предварительно пообщаться с уже работающими там людьми, выяснить реальную обстановку, чтобы не быть обманутым и получить не то, чего хотелось бы.
Кому подходит
Машинистом метрополитена может стать физически здоровый мужчина в возрасте от 18 до 40 лет с уровнем образования не ниже среднего и прошедший срочную службу в Вооруженных Силах. Работа женщин на данной должности на сегодня не предусмотрена.
Рассмотрим подробнее, как стать машинистом метро в Санкт-Петербурге:
- Мужчина после армии со средним образованием может обратиться непосредственно в ГУП «Петербургский метрополитен» и представить такие документы: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку и военный билет.
- Следующий этап – прохождение медицинской комиссии (психолог, офтальмолог, кардиолог, анализы, флюорография). За комиссию придется заплатить, но после обучения и начала работы затраты возмещают.
- Если заключение медкомиссии положительное, то претендент на должность отправляется на обучение в Техническую школу метрополитена. Там в течение полугода он получит теоретические знания, а практические навыки осваиваются непосредственно на линии под контролем мастера. Учащимся каждый месяц выплачивается стипендия.
- После окончания учебы кандидат становится помощником машиниста, отрабатывает навыки на маневрах в депо и на конечных станциях и только после этого может самостоятельно выводить состав на линию. При этом перед началом работы сотрудник подписывает контракт, что минимум один год он отработает на предприятии, в противном случае с него взыщут стоимость обучения.
Основные требования работодателей к претендентам на должность:
- крепкое физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- аккуратность и пунктуальность,
- ответственность,
- готовность к физическим и психическим перегрузкам,
- способность работать в ночную смену,
- хорошая память и быстрая реакция,
- умение оказывать первую медицинскую помощь.
Плюсы профессии – достойная оплата труда, работа на стабильном государственном предприятии, а также ряд льгот. Минусы – эмоционально и физически тяжелый посменный труд под землей, что плохо сказывается на здоровье.
Прохождение медкомиссии
Очень часто на пригородные направления и в метрополитен объявляется набор машинистов. Начальные требования можно назвать довольно скромными при неплохой зарплате. Необходимо, чтобы человеку было менее 40 лет и имелось среднее образование. Но стать начальником поезда тяжело, а также на это требуется много времени.
Машинисту необходимо обладать прекрасным здоровьем, так как эта работа считается вредной — создаются большие нагрузки на глаза и слух, присутствует электромагнитное воздействие и вибрации; человек всё время будет дышать пыльным воздухом, что пагубно влияет на лёгкие. Именно по этим причинам каждая смена всегда начинается с обязательного медосмотра.
Независимо от места обучения, сначала необходимо будет пройти суровую медицинскую комиссию. После проверки здоровья следует психологический тест, который позволяет понять, готов ли человек нести ответственность за других людей. Повторная медкомиссия проходится непосредственно перед началом практических занятий, так как за время обучения здоровье могло ухудшиться.
На этапе прохождения комиссии отсеивается большинство кандидатов. Если хоть какой-то показатель будет отклоняться от нормы, машинистом стать не получится. В этом случае придётся довольствоваться ремонтом вагонов в депо.
Основные этапы медицинской комиссии:
- Проверка слуха и зрения.
- ЭКГ.
- Флюорография.
- Велоэргометрия.
- Осмотр узкопрофильными врачами.
- Сдача анализов.
- Предъявление всех справок о прививках.
Плюсы и минусы
Безусловно, в число плюсов попадают уже упомянутые выше престиж и сравнительно высокая оплата труда. А также стоит подчеркнуть, что машинисты будут нужны еще как минимум несколько десятилетий. Даже если внезапно начнется полная автоматизация локомотивного движения (что весьма сомнительно), приходящие в профессию сейчас имеют все шансы проработать до конца карьеры. Как видим, это довольно стабильная область человеческой деятельности. Обязательно стоит упомянуть и романтическую составляющую поездок по железной дороге. Правда, профессионалы редко могут выделить время, чтобы полюбоваться красотами. Да и «романтический перестук колес» постепенно будет становиться рутиной. Зато это компенсируется в значительной мере целым рядом льгот и привилегий, на которые могут претендовать железнодорожники. Им стараются оказывать и материальную помощь в сложных случаях.
И вот теперь стоит сказать о явных минусах профессии машиниста:
- вред для здоровья – постоянная сидячая работа, невозможно лишний раз встать и размяться;
- высокие изначальные требования к состоянию здоровья – из-за них многих желающих отсеивают уже при отборе на обучение;
- обучение длится очень долго, гораздо дольше, чем у водителей автотранспорта, токарей или операторов строительных машин;
- уровень ответственности всегда велик, что порождает постоянное напряжение;
- предстоит все время находиться в однообразной обстановке – даже ездят чаще всего по более или менее одинаковым маршрутам;
- специализация очень узкая – для занятия другой должности на железной дороге придется переучиваться.
Стоит отметить, что в последние годы требования по состоянию здоровья только возрастают. Ведь скорости перевозок увеличиваются, как и их напряженность. Придется:
- управлять поездом много часов подряд, а на некоторых маршрутах — несколько дней, пусть и с перерывами;
- быть крайне внимательным;
- обладать безупречным зрением, слухом, вестибулярным аппаратом;
- исключить проблемы с сердцем, дыханием, центральной нервной системой;
- быть готовым к долгим и систематическим командировкам;
- вырабатывать в себе навыки высочайшей дисциплины и самодисциплины.