Как можно изучать русский язык легко

Содержание:

Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила

Мнемоника

Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской «Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии».

Понимание структуры слова

Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова

Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова

Определение части речи

Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.

Синтаксические навыки

Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения спасёт тебя от пунктуационной ошибки.

Если школьник способен разобрать предложение по членам полностью, то это ему поможет при постановке знаков препинания. Схема будет кстати для предложений с разными видами связи

Также нужно обратить внимание на наличие оборотов (причастного, деепричастного), междометий, обращений

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка образовательного центра Адукар

Чтение книг

Начитанность напрямую влияет на грамотность. Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становиться на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.

Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.

Участвуй бесплатно в ЦТ форуме по русскому языку 25 января 2020 года, чтобы научится эфективно примеять правила для решения ЦТ!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Почему так важно не упустить время в обучении детей русскому языку? Уроки русского языка для детей

Многие русские дети, выросшие за рубежом, не говорят по-русски. Они учатся в школе на другом языке, говорят на другом языке со сверстниками, и очень часто семья, дом – это единственное место, где звучит русская речь. Именно поэтому роль родителей в процессе обучения детей русскому языку не просто велика, она огромна.

В русскоязычных и двуязычных семьях, проживающих за границей, родителям уже не достаточно просто говорить с ребенком по-русски, им необходимо знать, как провести уроки русского языка для детей, причем эти уроки будут совсем не похожи на уроки русского языка с детьми, живущими в России.

Изучение русского языка для детей, которые растут за рубежом, не сводится к изучению правил орфографии и пунктуации. Гораздо большую трудность для детей вызывают следующие вопросы: как составить из слов предложение, почему в данном случае нужно выбрать именно этот вид глагола, почему здесь употребляется этот падеж и этот предлог, т.е. русскую грамматику для детей нужно будет объяснять уже не как для носителей языка (у которых никогда не возникают эти вопросы), а как для иностранных детей. Дети, растущее за рубежом, уже не могут самостоятельно и бессознательно выучить разговорный русский язык!

Сравните вопросы детей, которые изучают русский язык в России и за границей:

Учим русский язык для детей в России

Учим русский язык для детей за границей

Почему надо писать не так, как слышится?

Пишем:

«У меня зелёный пенал»,
а не «у миня зилёный пинал»?

Пишем:

«Корова даёт молоко»,

а не «карова даёт малако»?

Почему надо читать не так, как пишется?

Читаем:

«У мИня зИлёный пИнал»,
а не «У мЕня зЕлёный пЕнал»?

Читаем:

«КАрова даёт мАлАко»,
а не «кОрОва даёт мОлОко»?

Виды глагола в русском языке для русских детей

У русских детей не возникает вопросов об употреблении видов в разговорной речи. Единственное, где понадобятся знания, что такое вид глагола в русском языке, – это на занятиях по русскому языку в школе в ситуации, когда надо сделать морфологический разбор глагола как части речи.

Виды глагола в русском языке. Вопросы иностранных детей

Почему здесь разные глаголы?

«Нельзя открывать эту дверь, идёт экзамен!»

«Нельзя открыть эту дверь, замок сломан!»

Почему нельзя сказать:

«Я каждый день сделал домашнее задание»,

но можно сказать:

«Я сегодня сделал домашнее задание»?

Глаголы движения в русском языке

Русские дети и взрослые в России даже не подозревают, что в русском языке есть глаголы, которые функционирует в речи совершенно по-особому, но употребляют нужный глагол безошибочно.

Глаголы движения. Русский язык как иностранный

Почему нельзя сказать:

«Смотри, спортсмены бегают к финишу»,

но можно сказать:

«Смотри, дети бегают по двору»?

Предлоги в русском языке

Не возникает вопросов.

Предлоги в русском языке. Русский язык как иностранный

Когда надо говорить предлоги В, НА, ИЗ, С?

Почему «Птичка сидит НА ветке», но «птичка сидит В
гнезде»?

Почему «Достань книгу С верхней полки», но «Достань ключи ИЗ кармана»?

! Обучение детей русскому языку за границей строится совсем иначе, чем обучение русскому языку детей в России. Даже если Вы обладаете врожденной грамотностью и Вы получали одни пятёрки на уроках русского языка в школе, даже если у Вас есть филологическое образование, Вам не будет хватать знаний для обучения русскому языку как иностранному детей. Это происходит потому, что в рамках обучения русскому языку как родному не даются знания, необходимые для обучения русскому языку как иностранному (РКИ).

Как научить ребенка русскому языку за рубежом? Когда и с чего начать обучение русскому языку ребенка?

Чем раньше Вы начнете заниматься с ребенком русским языком, тем легче будет ребенку выучить русский язык

В тех семьях, где родители не уделяют внимание изучению детьми русского языка, язык окружающей среды постепенно заменяет русский и, в конце концов, полностью его вытесняет, в результате чего русские дети уже не могут сказать по-русски ничего, кроме «привет», «пока», «спасибо». Родители таких детей на вопрос, почему они не занимались с ребенком и не обучили своего ребенка русскому языку, обычно отвечают: «Не хотели заставлять

Захочет – сам выучит». Однако жизнь показывает, что не выучит (либо это будет стоить неимоверных усилий с его стороны).

Не нужно терять время и откладывать изучение русского языка на будущее. К тому же если Вы научитесь преподавать русский язык как иностранный, то заставлять ребенка изучать русский Вам не понадобится. Ребенку будет интересно изучать русский язык, и он полюбит говорить по-русски!

Сочинение 2. Зачем изучать русский язык

Мы живем в самой большой стране в мире. Русский язык – официальный в России. На нем говорят все народы нашей многонациональной страны. Поэтому он очень важен для нас как главное средство общения. Но на нем говорят и за пределами России – например, в странах СНГ. В будущем я хочу много путешествовать и рад, что смогу поехать во многие страны мира, и живущие в них люди будут понимать меня.

Однажды я прочитал цитату К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Я согласен с этим выражением. Я люблю свою Родину и люблю русский язык. Он кажется мне благозвучным, гибким и богатым.

Русский язык был родным для великих писателей, поэтов и ученых. На нем писал А. Пушкин, И. Бунин, Ф. Тютчев, М. Лермонтов и многие другие. На нем написано очень много хороших книг, стихов и научных трудов. Мне нравится читать и я рад, что в моей стране родилось так много писателей, которые стали известны во всем мире.

Начните понимать и запоминать правила русского языка: Как за 35 дней выучить орфографию и за 20 дней пунктуацию

Из опыта учителя и репетитора.

В настоящее время существует масса учебников, учебных пособий, которые трактуют правила русского языка каждый по-своему: поверхностно или углубленно с историей возникновения букв, слов или знаков препинания.

Всё больше работая учителем и репетитором и общаясь с родителями и учениками, я поняла, что одни учащиеся «зубрят» правила, а другие не могут запомнить их или запоминают в искаженном виде. В результате, и те, и другие в одинаковой степени не могут применить правило на практике. Это ужасно!

Я из года в год искала ответы на вопросы: «Кто виноват? и Что делать?»

На первый вопрос ответ ясен: виновата система введения в образование многочисленных программ, которые порой не соответствуют возрасту восприятия ребенком теоретического материала. Но не об этом речь в этой статье.

А речь о том, как ответить на 2 вопрос. Я нашла ответ. Сначала это были таблицы и схемы, а потом АЛГОРИТМЫ. Именно они были моими спасением на уроках, на индивидуальных занятиях с учениками.

ПОЧЕМУ именно алгоритмы? – может возникнуть такой вопрос. Он и возникал у учеников и родителей.

Алгоритмы, потому что у большинства людей развита зрительная память, таким образом, легче запомнить, как бы «сфотографировать» в памяти пошаговую схему, чем слитный текст, если он еще без выделений и абзацев.

Сравните одно и то же правило «Правописание Ъ и Ь» и попробуйте применить его, определяя какой знак писать – Ъ или Ь в словах

МУРАВ…И и РАЗ…ЁМ, сначала по текстовому правилу из учебника русского языка за 5 класс Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, а потом по алгоритму № 6.

В чем разница и плюсы алгоритма?

1 «плюс» — Алгоритм помогает понять, с чего надо начать определять написание буквы или знака: 1 шаг – «Определи место Ъ или Ь?», а из правила в учебнике ученик не знает, с чего начать.

2 «плюс» — Алгоритм построен по шагам, на которые указывают стрелки. После 1 шага следим по стрелочкам дальнейшие шаги и решение.

3 «плюс» — Каждый алгоритм содержит примечания и все возможные исключения из правила, в учебнике некоторые исключения есть, а примечаний нет.

4 «плюс» — Алгоритм легче зрительно запомнить, особенно визуалам, чем текст правила.

Надеюсь, разница понятна, по крайней мере, за год применений алгоритмов результаты и оценки у моих учеников стали гораздо выше, родители и дети довольны.

Всего за 35 дней занятий были изучены орфографические правила, а за 20 дней – пунктуационные. Всего 55 дней!

С некоторыми учениками мы стали записывать видео применения алгоритмов. Благодарю их за помощь!

Коллеги критиковали алгоритмы за то, что слишком много текста… Может быть. Но я хотела сделать алгоритмы максимально понятными и простыми, чтобы ребенок смог изучать правила в алгоритмах без помощи репетитора или родителя.

Позже, через год, я свои алгоритмы напечатала в книге «Русский язык в алгоритмах»(в 2 частях) и стала дарить ученикам и предлагать коллегам и новым ученикам.

Удобно, что все орфографические правила с 5 по 11 класс в одной книге, всегда под рукой; если в распечатанном виде, то небольшой формат А5 позволяет взять с собой, а если в электронном виде, то всегда есть в телефоне, компьютере или планшете.

Таким образом, тратя всего час в день, можно за 35 дней изучить или закрепить самые сложные правила орфографии и за 20 дней правила пунктуации.

ВСЕГО 55 дней повышения грамотности и подготовки к любому экзамену, будь то ВПР, ОГЭ или ЕГЭ!

Подпишитесь на мой канал и будете весь год получать новые статьи о грамотности, видео применения алгоритмов для правил русского языка для подготовки к любому экзамену и многое полезное другое…

Приобретите электронный вариант моей книги «Русский язык в алгоритмах» по ссылкам:

Источник статьи:

Несколько правил, как выучить русский язык быстро и эффективно

Вы учите русский уже не первый месяц, но все еще не можете сказать ни слова, а о просмотре фильмов и речи не может идти? Наверное, вы просто неправильно учите русский язык.

Давайте поговорим о простых, но эффективных правилах, которые помогут вам заговорить на русском языке буквально через несколько уроков!

Правило 1. Учите русский язык с помощью метода погружения. Слушайте радио, смотрите фильмы, ищите видеоуроки на русском языке. Язык-посредник мешает вам сконцентрироваться на изучаемом языке, соответственно, замедляет процесс освоения русского. Если вы хотите говорить на русском или понимать этот язык, коммуникативная методика даст вам гораздо больше любого пособия по грамматике.

Правило 2. Старайтесь заучивать фразы, а не отдельные слова. Вместе с фразой вы учите и грамматику. Как использовать то или иное слово в этом контексте и в этой ситуации, как строить предложения, как задавать вопросы – все это приходит не с зубрежкой правил, а с запоминанием самых используемых в русском языке фраз.

Правило 3. Тот аспект языка, на который вы больше всего обращаете внимания при обучении, будет развит у вас лучше всего. Например, если вы только выполняете грамматические задания, склоняете слова, спрягаете глаголы, вы будете мастером в этом деле. Но вы никогда не заговорите, если не будете пробовать говорить. Хотите смотреть русские фильмы? Смотрите фильмы! Хотите разговаривать с русскими свободно? Пытайтесь разговаривать, найдите учителя или собеседника и тренируйтесь, и вы заговорите! Нельзя заиграть на музыкальном инструменте, если вы только смотрите, как другие играют. Необходима практика!

Правило 4. Уделяйте урокам русского языка хотя бы по десять минут, но каждый день. Если вы будете слышать русскую речь и пытаться говорить, результаты не заставят себя ждать. Повторяйте пройденный материал, пытайтесь говорить с русскими. Регулярность очень важна в процессе освоения языка.

Правило 5. Найдите себе мотивацию. Если вы не знаете, зачем вам русский язык, вы очень скоро бросите свои уроки. Читать Достоевского в оригинале? Отличный повод выучить русский! Объехать всю Россию в одиночку? Прекрасно, нужно знать хотя бы базовые фразы, чтобы выжить. Смотреть российские комедийные передачи и понимать менталитет русских? Чудесная мотивация. А может быть, вы хотите найти свою любовь в России? Или покорить русскоговорящих дальних родственников своей семьи? Ищите свою личную мотивацию, и вы не откажетесь от изучения русского языка!

Слушайте, говорите, читайте и пополняйте нашу большую русскоговорящую семью!

Специальные сайты и сервисы

Сейчас у людей, которые хотят глубже изучить язык, нет нужды идти в библиотеку и читать труды филологов и лингвистов. Теперь все, что может заинтересовать любителей и профессионалов, легко найти в интернете.

Часть подобной информации при этом адаптирована для неподготовленной публики, т.е. пересказана в упрощенной или шуточной форме.

Грамота.ру

Это портал является одним из самых старых в Рунете — ему уже 20 лет. Здесь собраны статьи, посвященные русскому языку и литературе. Другая функция, доступная на сайте — проверка орфографии по нескольким словарям, занесенным в систему.

Сайт Грамота.ру.

Therules.ru

Это не только сайт, но и приложение для смартфонов, которое используют для легкого ориентирования в комплексе правил. По ключу или даже его части («н/нн», «пре-/при-») можно найти статью с описанием нужной нормы.

Удобное приложение Therules.ru.

Паблик Grammar Nazi

Другой интересный формат ресурса о языке — паблик в социальной сети ВК. В Grammar Nazi при помощи шуток, картинок и мемов происходит популяризация грамотности.

Поучительные мемы.

«Глазарий языка»

Это тоже образовательный паблик, хотя его создатели преследуют иную цель — повышение качества знаний в области филологии. «Глазарий языка» связан с ресурсом тысправишься.рф, в рамках которого любой желающий может сформулировать вопрос о русском языке, и на него будут отвечать эксперты в этой области.

Приложение «Глазарий языка».

Best-language.ru

Этот ресурс подходит для людей, которые готовятся к сдаче государственного экзамена по русскому. Помимо перечня правил, каждое из которых нужно знать для благополучного завершения аттестации, здесь есть бесплатные тестовые задания. Они помогут понять сложную методику их выполнения, которая важна не меньше, чем сами правила.

Сайт Best-language.ru.

Тотальный диктант

Это сайт ежегодной акции, которая была создана еще в 2004 г. для привлечения внимания к грамотности. Раз в год любой желающий может принять участие в тотальном диктанте на базе своего учебного заведения или онлайн.

В остальное время создатели проекта запускают онлайн-марафоны по русскому и создают полезные материалы для всех, кто интересуется языком и его историей.

Проверь себя на тотальном диктанте.

Сайт «Культура письменной речи»

Проект был инициирован группой школьных преподавателей из Санкт-Петербурга. Это сборник статей о языке, с которыми могут ознакомиться люди с самым разным уровнем подготовки.

Другая его функция — предоставление методической информации для преподавателей. На сайте действует справочная служба по русскому языку. Также здесь есть возможность отдать на проверку любой текст.

Проект «Культура письменной речи».

Зачем человеку нужен язык? Сочинение в школе

При написании сочинения в школе на заданную тему следует обратить внимание на историю возникновения языка и его основную задачу — общение между людьми в обществе, а также — между различными представителями национальностей, рассказать о роли языка в древности и в настоящее время. Раскрыть тематику «Зачем человеку нужен язык?» при помощи ярких примеров из истории стран и народов: какую объединяющую функцию выполняет, к примеру, русский или английский язык на современном этапе

Он является официальным в многонациональной России, где на одной территории проживают десятки разных национальностей. Его использовали величайшие поэты и писатели, деятели науки и искусства. Он – наследие многовековой истории, культуры, образа мышления. Мини-сочинение «Зачем изучать русский язык?» обычно пишут ученики 5 класса. О том, что стоит написать, а что лучше опустить мы поговорим далее. Также приведем три уникальных сочинения на эту тему.

Мини-сочинение должно представлять собой самостоятельное рассуждение ученика с обоснованием причин, которые мотивируют его к занятиям. Задание дается не просто так. Дело в том, что ученики 5-го класса находятся в том возрасте, когда начинают задаваться вопросами

И очень важно, чтобы они понимали смысл обучения; знали, зачем они все это делают; получали мотивацию

  • Он является родным для большинства россиян.
  • Является официальным в России, на нем говорят представители разных народов многонациональной страны.
  • На нем написаны знаменитые литературные и научные произведения. Его использовали А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Бунин и многие другие писатели и поэты.
  • Он один из сложнейших в мире. В то же время, один из самых красивых и благозвучных.
  • Он необходим нам, чтобы читать, общаться, хорошо учиться, получать достойное образование.

Но будьте внимательны, используя материалы для подготовки – старайтесь написать сочинение сами. Ведь ваш преподаватель всегда поймет, писали вы сами или списали чье-то готовое творение.

Сочинение 1. Зачем я изучаю русский язык

Я – гражданин России. Русский язык является родным для меня. Именно на нем я произнес свои первые слова – «мама» и «папа». На нем разговаривают миллионы людей по всему миру – не только в России, но и за рубежом. Я хочу знать его еще лучше, чтобы грамотно писать и использовать слова, значения которых я пока не знаю.

Я знаю, что русский язык очень сложный. Один из сложнейших в мире. Но, в то же самое время, он красивый и гибкий. Мне нравится, как он звучит

Важно учить его, чтобы без труда читать художественные книги и учебники, не задаваться вопросом о значении слов. Его знание – основа моего образования

Наша страна – многонациональная. В ней проживают десятки народов. Каждый из них говорит не только на родном, но и на русском языке. Он объединяет нас, дает возможность общаться друг с другом людям разных национальностей.

Знание русского языка помогает познакомиться с произведениями великих поэтов и писателей – А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина. Мои родители говорят, что лучше всего они звучат в оригинале, и что иностранцы, которые читают переводы, многое теряют. Я люблю читать, и мне нравится, что я могу познакомиться с любыми произведениями русских поэтов и писателей.

Проверенные методы улучшить грамматику русского языка

Когда человек знает о том, что его уровень познаний в языке неглубокий, но у него есть желание учиться, главное — развивать память для запоминания логики языка.

Одной практики чтения и письма мало для того, чтобы понять эту логику. Существует огромное количество случаев, в которых простые правила перестают работать: это касается как авторского стиля, так и множества ситуаций, о которых десятилетиями не могут договориться ученые-филологи.

Большинство правил и даже исключений осваиваются всем доступными методами. Такие способы обучения имеют и другое преимущество: они интересные, поэтому могут стать одним из видов досуга.

Чтение книг

Первое, с чем сталкивается человек, желающий повысить уровень грамотности — это совет больше читать. Вопрос о том, насколько это помогает, однако, сложен.

С одной стороны, чтение позволяет расширить словарный запас, следствием чего является развитие грамотной речи. Человек, который много читает, всегда найдет слова, чтобы выразить свои мысли и эмоции.

А с другой — чтобы таким образом освоить грамматику, нужно иметь фотографическую память: вычленить отдельные правила из крупного художественно текста будет сложно.

Это обусловлено тем, что слово читается не по буквам и слогам, а целиком. Также никто не будет при чтении художественного произведения расчленять сложное предложение, чтобы проанализировать его и понять структуру.

Имеет значение и то, что читает человек. Хотя существует, например, такое понятие, как авторская пунктуация, есть предел допустимости подобных вхождений. Потому одни произведения могут быть более полезными в освоении языка.

Чтение книг благотворно влияет на знание русского языка.

Письмо

Моторная память, которая сейчас тренируется в основном на школьных уроках, тоже помогает запомнить нужные правила. Для этого нужно писать тексты от руки, а не перепечатывать их на компьютере.

Сейчас, однако, намного меньше ситуаций, когда человек использует этот навык. Бумажные письма еще 10 лет назад заменили электронной почтой. Даже в университетах студенты часто пользуются электронными конспектами или диктофонными записями лекций.

Потому, если человек хочет писать от руки грамотно, красиво и аккуратно, он делает это сам и для себя. У многих в таком случае возникает вопрос, что же им писать.

В интернете набирает популярность тренд ведения персональных записей — ежедневников и личных дневников, которые могут быть объединены понятием Bullet Journal.

Для подобного увлечения характерны не только аккуратные и грамотные записи, но и большое количество самостоятельно оформляемых декораций. Такое увлечение поможет освоить и другой полезный навык — тайм-менеджмент.

Письменное ведение бумажного дневника.

Аудиокниги

Такой способ изучения языка несильно отличается от чтения про себя: человек иногда не вдумывается в то, что прочитывает. Однако и здесь есть свои плюсы: чаще всего книги озвучивают профессиональные дикторы и актеры, которые знают, как правильно произносить те или иные слова.

Это полезно для людей, у которых не так много времени на чтение книг. Аудиокнигу можно слушать за рулем, во время приготовления еды или рукоделия.

Это не только увеличивает удовольствие от рутины или досуга, но и помогает экономить время.

Повышение грамотности играючи

Многим людям, в особенности детям, сложно усидеть на одном месте

Они быстро устают и не могут долго удерживать внимание

В таком случае помогут настольные и компьютерные игры, среди которых:

  • «Эрудит, или Скраббл» — игра, в которой нужно составлять существительные из специальных фишек и получать за них очки;
  • «Балда» — работает по схожему принципу, что и «Эрудит», но на маленьком игровом поле: 5х5 или 6х6 клеток;
  • «Тик… Так Бумм» — настольная игра, в которой участникам нужно по очереди составлять существительное со слогом, написанным на случайно выбранной карточке; здесь есть ограничение по времени.

Игра Эрудит поможет в укреплении знаний правописания.

Словарь — настольная книга

Чем лучше человек знает язык, тем чаще он заглядывает в словарь. Дело в том, что с расширением знаний в грамматике увеличивается и количество исключений, которые с каждым новым правилом все сложнее запоминать.

Потому людям, которые читают и пишут не ради развлечения, а в рамках служебной деятельности, необходимо постоянно перепроверять себя по разным словарям:

  • толковым;
  • орфографическим;
  • синонимов и антонимов;
  • иностранных терминов и т.д.

Это сборники законов языка. То, что находится в них, является безусловной нормой, хотя со временем и она изменяется, потому что живой язык постоянно развивается.

Для чего учить русский язык иностранцам

Иностранцы, посвятившие свое время изучению русского языка, конечно же, имеют свои цели. Для кого-то это учеба в одном из высших учебных заведений Российской Федерации, кто-то планирует тут вести бизнес и хочет напрямую общаться со своими деловыми партнерами, а чья-то сфера деятельности связана с туризмом, и человек берется за учебники, чтобы общаться с приезжающими русскими туристами. Кроме того, знание русского может помочь в общении во всех странах бывшего СНГ.

А также русский язык – это один из официальных языков ООН и ОБСЕ, а по распространенности занимает восьмое место в мире.

Сложно ли

Для того, чтобы выучить русский язык иностранцу, мало только лишь желания и мотивации, нужно еще упорство и терпение в освоении этого сложного и непривычного для него языка. Даже носитель языка понимает, что русский – очень сложный язык как иностранный. В нем масса правил и исключений из них, нет фиксированного ударения. Иностранцу сложно объяснить, почему, например, «помидор» – мужского рода, «свекла» – женского, а «манго» – среднего. Трудности вызывают и правила чтения, связанные с твердостью/мягкостью согласных звуков. А понять, зачем в алфавите нужны твердый и мягкий знаки, как произнести звук «ы» или «ё», различить ч, ш, щ…

Грамматика русского языка для иностранца

Трудности в грамматике русского языка для иностранца связаны, в первую очередь, с тем, что это флективный язык. Т.е. формы новых слов образуются с помощью добавления окончаний, но при этом могут видоизменяться сами окончания (в связи с чередованием букв) и трансформироваться (иногда очень существенно) основы слов. Иностранцу нужно будет запомнить систему словоизменения имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных по шести падежам, числам, а прилагательных – еще и по родам; глаголов – по лицам, числам, временам, в прошедшем времени по родам.

Вызовут трудности правила русской орфографии, связанные с написанием -н-, -нн- в прилагательных, причастиях, правописанием сложных слов, наречий слитно, раздельно или через дефис.

Кроме этого, в русском языке – свободный порядок слов, что иногда мешает иностранцу понять русскоговорящего собеседника, начать говорить на русском самому.

Зачем людям нужен русский язык?

А некоторые языки являются между различными народами. Разные нации выбирают для себя один из языков (или так исторически складывается), на котором удобнее всего договариваться и решать поставленные задачи. Он выступает объединяющим началом для многих миллионов людей. Таким средством межнационального общения является наш, великий и могучий. Зачем людям нужен русский язык? А как вы еще представляете себе, к примеру, общение эскимоса и дагестанца либо любых других представителей нашей Родины, где проживает множество наций. Для них русский язык такой же родной, как национальный, и служит в государственных и общественных целях.

Ежедневные лайфхаки

Чтобы освоить русский язык, в особенности если речь идет о подготовке к экзамену, помимо ежедневного повторения пройденного, люди пользуются такими техниками:

Распечатать сложные правила и слова крупными буквами и развесить по дому. Например, на холодильник или дверь ванной комнаты изнутри. Такие записки будут всегда перед глазами и отложатся в долгосрочной памяти. При подготовке к сочинению или изложению представить себя редактором или учителем и не замазывать ошибки в тексте, а выделять их красной или другой контрастной ручкой. Каждую найденную ошибку проговорить и исправить, придумать для запоминания такого правила новые примеры. Необходимо развивать эрудицию. В этом поможет не только художественная литература, но и научно-популярные статьи, лекции и подкасты. Заинтересованность в предмете, которая родится при изучении занятных фактов, позволит полюбить и понять язык сильнее, чем бесконечная зубрежка правил. Гораздо легче воспринимать информацию, когда она записана коротко и систематично. Для этого стоит освоить навык составления таблиц, схем и т.н. майндмэпов — диаграмм связей, которые построены на ассоциациях

Важно составлять их своей рукой, сочиняя собственные связи (которые могут не быть понятны всем вокруг), что не только поможет ориентироваться в сотнях правил, но и сделает процесс запоминания интересным

Важно понимать, что вредит не только лень, но и переусердствование. Обязательно нужно давать себе отдых и не перегружать мозг, ведь от работы до изнеможения не будет никакой пользы

Ошибки в диктантах: откуда взялись “рокобесы” и “веснуски”? Учим русский с ребенком

“На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами”. Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо “Грибоедов боролся с мракобесами” написали “с рокобесами”. Ибо “рок” и “бесы” — это еще как-то понятно, а о “мракобесах” никто не слышал. Как и о “молотьбе” или, скажем, о “брошюре”.

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

  • “брусчатая” — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • “небезызвестная” — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом “известная”. А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • “потчевал” — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector