Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников

Упражнения

А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.

Соединяем несоединимое

Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.

Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.

Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:

  • собака и микрофон;
  • башня и ремень;
  • мост и пуговица;
  • газонокосилка и блоха;
  • Луна и субботник.

Инструкции

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.

Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.

  1. Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
  2. Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
  3. Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
  4. Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
  5. Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
  6. После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.

Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.

Два события

Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:

  1. Во дворе жалобно заскулила собака.
  2. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.

Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.

Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!

  1. В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
  2. Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
  3. Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.

Логические цепочки

Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.

  1. Оба объекта относятся к живой природе.
  2. И то и другое содержит в себе воду.
  3. Представители и того и другого вида бывали в космосе.
  4. И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.

Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.

Все наоборот

Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.

Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.

Тренировка памяти: советы

Взрослый человек может развить память, совершенствовать способности. Человеку никогда не поздно тренироваться. Мышцы принято накачивать в тренажерном зале. Интеллектуальный уровень повышают тренировкой ума. Интерес к учебе, запоминание, развивают память.

Для развития интеллекта полезно:

  • много читать;
  • решать кроссворды;
  • логические задачи;
  • выучить новый язык;
  • вспомнить по именам первых учителей;
  • учить цитаты, афоризмы, притчи.

Мозгу также необходимы сон, правильное питание, физические упражнения. Запоминают большие объемы информации. Существуют специальные приемы, которые облегчат запоминание: акростих, визуализация, рифмы, порции.

Полезные советы по развитию логики и мышления

Психологи рекомендуют регулярно читать детективные истории с целью развития дедукции. Для этого необходимо пытаться вычислить преступника самостоятельно. Делайте прогнозы и выводы относительно дальнейшего поведения различных персонажей произведения.

Быстрая смена трудовой разновидности способствует ускорению адаптационных мыслительных процессов. Систематически анализируйте свои действия. Мысленно просчитывайте различные варианты окончательного результата начатого дела.

Освоение иностранных языков позволяет головному мозгу работать в полную силу. Субъекту необходимо сопоставлять слова и фразы, искать сходства и различия между ними. Изучение грамматических основ тоже развивает логику, так как человек пытается применять правила в разговорной речи.

Узнать больше об особенностях развития логического мышления можно в следующем видео.

Особенности в 6-7 лет

Логическое мышление содержит в себе 2 понятия: логика и мышление. Оно построено на доказательности и рассуждениях, которые обеспечивают из всех предпосылок обоснованный вывод.

Существует также наглядно-образное мышление, которое является синонимом слова «воображение». Его характеристики наиболее яркие. Как видно, понятия взаимосвязаны. На основе воображения, т.е. образного мышления, к 6-7 годам развивается логическое.

В советское время, когда не было таких развитых технологий и умных книг по психологии, родители больше общались с детьми и объясняли все происходящее вокруг. Нередко в транспорте мама с малышом считали машины, проезжающие мимо, искали одинаковые марки и цвет, наблюдали за животными, птицами и насекомыми вокруг, элементарно чаще ходили чаще в зоопарк.

Сегодня родители большей частью заняты карьерой и зарабатыванием денег. Детям предоставляется масса свободного времени для покорения рубежей онлайн игр, компьютеров и планшетов. Продвинутые дети обладают своей логикой – умеют включать любые гаджеты

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите две палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Особенности развития логического мышления

Человек любого возраста имеет способность принимать и анализировать информацию. Если сказать просто, думать могут абсолютно все, поскольку это врожденная функция головного мозга.

С помощью разных частей логики человек думает, планирует, принимает решения, корректирует поведение. Получается, что можно развить и натренировать логическое мышление.

Процесс познания основ логики состоит из четырех частей:

  • теория;
  • обобщение, сравнение и конкретизация информации;
  • точное изложение мыслей;
  • обучение способности вовремя распознавать заблуждения и видеть ошибки в суждениях.

Также в процессе развития словесно-логического типа мышления человек учится находить аргументы, которые можно использовать в споре.

Работа с детьми 6-7 лет — старшими дошколятами


В 6 лет у ребенка начинает формироваться абстрактно-логическое мышление

Основной инструмент этого возраста — слово, речь, способность выражать свои мысли вербально. К примеру, дети уже легко могут ответить на вопрос, что больше – один пальчик или три? В голове детей возникает ассоциативный ряд, когда слово «три» обозначает всегда больше предметов, чем слово «один». Такое мышление можно назвать словесно-логическим.

Но все же наглядность не стоит исключать из занятий с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях следует использовать разные предметы:

  • игрушки;
  • раздаточный объемный материал – геометрические фигуры, фигурки животных и птиц;
  • плоский материал – карточки, картинки, схемы, ребусы;
  • абстрактные предметы — фишки, пустые карточки, счетные палочки.

Задание может быть таким. Воспитатель просит детей выложить столько счетных палочек, сколько детей вошли в дом в произнесенном им предложении. Потом посчитать эти палочки и определить общее число. Вспомнить, кто вошел первым, присвоить ему номер один.

Важно! Чем привлекательней будут задания и интереснее раздаточный материал, тем быстрее дети будут вовлечены в развивающий процесс.

Со временем раздаточный материал упрощается и заменяется абстрактными предметами.

Новые задачи

Цель педагога – развить знаково-символическую мыслительную работу детей, поэтому следует в задачи внести новые направления:

  1. Постепенно уменьшать натуральные изображения абстрактными предметами, символами, схемами.
  2. Направить задания на закрепление и совершенствование уже полученных умений.
  3. Продолжать учить детей сравнивать, группировать, находить лишнее и исключать.
  4. Укреплять речевые навыки – уметь четко формулировать свою мысль.
  5. Классифицировать предметы по 2–3 признакам.
  6. Производить сериации 10 и более предметов с малозаметной разницей.
  7. Развивать умение анализировать предметы и явления самостоятельно.
  8. Направлять детей на получение навыка самостоятельного прогноза при выполнении разных функций.
  9. Закреплять знания по порядковому и количественному счету в пределах десяти.
  10. Давать основные понятия взаимосвязи в природе и экологии, учить вести себя в соответствии с законами природы.
  11. Уметь находить одну и ту же конструкцию в разных вариантах и давать анализ и аргументацию своего решения.
  12. Разнообразить экспериментальную и опытную деятельность детей при помощи дневников погоды, календарей опытов, календарей наблюдений.
  13. Предлагать самостоятельные опыты, к примеру, посадить дома росточек цветка, ухаживать за ним и наблюдать за его ростом, делясь впечатлениями на занятиях.

Главный акцент воспитатель должен сделать на самостоятельности ребенка.

И каким бы ни был ответ – правильным или нет, ребенок всегда должен получать хвалу за то, что проявил смекалку и сам нашел ответ на заданный вопрос. Основная задача воспитателя – лишь наводящие вопросы и минимальная помощь при затруднении ребенка.

Какие задания эффективнее?

Игры и практические задания в этот период неразрывно связаны с развитием словарного запаса и умением излагать свою мысль, т. е. диагностировать логическое мышление у ребенка. Такую работу будут стимулировать задания:

  • докажи свое мнение;
  • поясни, почему именно так ты думаешь;
  • расскажи, какой вывод ты сделал из всего услышанного или прочитанного.

В такую практику впишется и игровой спор, который будет стимулировать ребенка думать и высказывать вслух свои предположения, развивать алгоритмическое мышление.

Внимание! В этом возрасте целесообразно научить ребенка говорить нет, то есть проводить операцию «отрицание».

К примеру, показываем картинку и называем предмет, которого там нет. Ребенок, не найдя его, должен отрицать наличие данного предмета и доказать это.

Есть ряд игр, которые полезны и интересны ребенку 6-7 лет, к ним относятся:

  • «Волшебники» — из простой фигуры создать что-то необычное (из треугольника – дом).
  • «Логические концовки» — закончить предложение (если на улице снег, значит время года…).
  • «Орнамент» — собрать такой же узор, который на картинке (из геометрических фигур разного цвета и размера собрать предложенный узор).
  • «Полезно — вредно» — давать предметы и слушать характеристики, который дает ребенок.
  • «Что я задумала?» — один загадывает предмет, второй задает наводящие вопросы, чтобы узнать, что это за предмет, отвечающий говорит только да или нет.

Чем больше жизненные опыт ребенка, чем активнее с ним занимались взрослые, тем развитее будет речь и точнее ответы.

Развитие логического мышления ребенка показано на видео:

Использование дошкольниками средств логического мышления

Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).

Формы логического мышления

Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)

Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.

В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.

Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).

Мыслительные операции

К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное.  Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.

Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.

Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.

Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.

Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.

Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию

Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками

А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).

Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.

Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.

Измеряйте неизмеримое — решайте задачи Ферми

Великий математик Энрико Ферми (тот самый, что знаменит парадоксом) считал, что за 60 секунд можно оценить абсолютно всё. Нужно знать лишь несколько фактов, чтобы примерно посчитать, сколько селфи делается в день на Земле, сколько раз в среднем люди нецензурно выражаются или ответить на другой подобный вопрос.

Объясню на примере. Допустим, вас спросили: «Сколько женщин подрабатывает, делая маникюр в Питере?». Чтобы дать приблизительный ответ, можно использовать такую логику:

  • Помню, что в Москве население около 12 миллионов. Питер где-то в 2 раза меньше — пусть будет 6 миллионов;
  • Половина знакомых девушек делает маникюр у специалиста, около 50% населения — женщины. Значит, в Питере потенциально 1,5 миллиона женщин «делают ноготочки» в салоне;
  • На маникюр ходят примерно раз в 2 недели — около 26 раз в год. Значит, за год в Питере это будет 1,5 млн * 26 раз = 39 миллионов раз;
  • На маникюр уходит примерно час — значит, один мастер может за день обслужить 8 клиенток;
  • Теперь нужно узнать, сколько требуется мастеров, чтобы успеть сделать маникюр 39 миллионов раз за год, при «производительности» 8 клиентов в день на одного специалиста. 39 млн / 365 дней / 8 раз в день = 13 356 мастеров маникюра в Питере.

Конечно, это примерная цифра. Ведь мастера не работают каждый день, и в расчёте не учтены мужчины, которые делают маникюр, дети, а также мужчины-мастера. Наверняка, что-то ещё упущено или перепутано. Но в решении подобных задач важен сам подход. Кстати, такие вопросы любят задавать в крупных компаниях на собеседованиях, чтобы проследить, как человек размышляет, думает ли вообще или сразу сдается и говорит, что задачу решить нереально.

Поэтому предлагаю начать тренироваться. Подумаем логически, сколько людей отказалось от своей мечты в пользу лени?

Процессы

Процесс мышления — это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.

В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.

Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:

  1. подготовка;
  2. нахождение решения;
  3. вдохновение к его достижению;
  4. проверка результатов.

Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.

Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.

Приемы мышления:

  1. анализ — это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
  2. синтез — это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
  3. сравнение — это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
  4. классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
  5. обобщение — это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
  6. конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
  7. абстрагирование — это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.

Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество

В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления

Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.

Законы логического мышления

Формирование и развитие логического мышления невозможно без понимания основных законов логического мышления, которые помогают делать правильные умозаключения.

К основным законам относят:

Закон противоречия — этот закон установил ещё Аристотель, одно и то же явление не может иметь противоположные характеристики. Например: Венера — планета и Венера — не звезда; гладиолус — цветок и гладиолус — не цветок, верно лишь одно из высказываний.
В искусстве, бывает, специально смешиваются нереальные понятия, сгущаются краски для получения более красочного результата. Однако в жизни, науке обычно истинность принадлежит одному из суждений.

Закон исключённого третьего — этот закон предполагает выбор из 2-х суждений. Когда две теоретические истины можно объединить связкой «или».Например: Он сегодня придёт или не придёт, любовь есть в мире или её нет.
Противопоставляются 2 суждения, при этом истинно лишь одно, третьего не дано.

Закон тождества — предполагает, что утверждение влечёт само себя, истина рождает истину.Например: Если луна спутник, то она спутник.Закон не имеет в виду постоянство вещей в мире. Предполагается, что из одного утверждения вытекает другое и всё.

Закон контрапозиции — позволяет отрицанием переставлять места утверждения начального и его следствия.Например:
1. Если идёт дождь, то дорога мокрая.
2. Если дорога мокрая, то идёт дождь.

Закон де Моргана — предполагает, что отрицанием можно объединить конъюкции (и) и противопоставление — дезинъюкцию (или).Например: Сегодня тепло и солнечно. Неверное, сегодня не тепло или не солнечно.

Правило отделения — предполагает возможность от условного знания перейти к выводам, умозаключениям.Например: Если у ребёнка высокая температура, то это признак заболевания. У ребёнка есть высокая температура. Он заболел.

Правило фальсификации — позволяет путём отрицания выводов приходить к отрицанию самих данных, утверждений. Используют для случаев определения ложности теорий, выводов, благодаря нахождению ложных результатов при проведении опытов.Пример: Если бы кот мог летать, он бы был птицей. Но кот не может летать. Следовательно, кот не является птицей (хотя летают и насекомые и млекопитающие).

Утверждающе-отрицающий модус — путём сравнения двух утверждений определяет неверность второго утверждения.Например: Либо сегодня будет урок по музыке, либо нас отпустят. Учительница пришла — урок будет. Значит, неверно, что нас отпустят.

Отрицающе-утверждающий модус — путём отрицания первого понятия приводит к истинности второго.Пример: дорогу полил дождь или специальная машина. Всё вокруг сухо, дождя не было. Значит, это была поливающая машина.

Закон приведения к абсурду — при наличии противоречия в утверждении, скорее всего, оно не является истинным.Например: шестиугольник включает пять углов

Нелогичное утверждение.
Конечно, для решения логических задач нужны хорошее внимание и концентрация, однако можно совершенствовать исходные способности, рассмотрим подробнее средства развития логического мышления.

Логический тест – Test-help

Состоит из 5 вопросов, время на решение заданий – 5 минут. Здесь оценивается уровень пространственного мышления, прослеживается логика выбора варианта ответа. Принцип прохождения – даются последовательности графических задач, где нужно определить, куда поставить определенную картинку.

Очень интересная и занимательная методика для определения работы мыслительных процессов. Отлично подойдет как психодиагностический материал при приеме на работу. Можно проходить с ограничением по времени и без таймера. После ответа на последний вопрос нажмите кнопку “Завершить тестирование” – появятся результаты.

Мне понравился отчет по результатам – здесь есть ваши ответы, отображаются все правильные, а также рассчитывается ваша точность и относительный результат в процентах. По этому результату можно увидеть, насколько ваш результат отличается от ответов других участников, которые раньше отвечали на вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector