Изменения в учётной политике в 2021 году

3. Материально-производственные запасы. Можно ли определять в учетной политике различные методы оценки материально-производственных запасов?

Вопрос. Организация списывает материально-производственные запасы (МПЗ) в производство по средней себестоимости, исчисленной по методу скользящей оценки на момент отпуска материалов. В процессе производства выпускается продукция по гособоронзаказу (ГОЗ) и гражданская продукция. В части исполнения ГОЗ материально-производственные запасы списывают со следующего года по себестоимости каждой единицы.

Может ли организация для МПЗ, приобретаемых для исполнения ГОЗ, в части прямых затрат применять способ по себестоимости каждой единицы, а для МПЗ, используемых для гражданской продукции по средней себестоимости, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения?

Ответ. Давайте начнем с правил бухгалтерского учета. По правилам бухгалтерского учета для списания МПЗ на затраты организация должна установить в учетной политике метод оценки (п. 16 ПБУ 5/01, п. 73–76 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ):

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости (основной способ);
  • по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).

Пунктом 21 ПБУ 5/01 определено, что по каждой группе, виду МПЗ в течение отчетного года применяется только один способ оценки.

Но надо понимать, что в случае направления МПЗ из одной группы, вида на разные цели учитывать их разными способами нельзя. Например, если часть МПЗ одного вида используется, как указано в вопросе, на гражданское производство, а другая часть на оборонное, то организации не вправе будут определять в УП разные способы их оценки.

Теперь про налоговый учет. В налоговом учете используются аналогичные бухгалтерскому учету методы оценки МПЗ (п. 8 ст. 254 НК РФ):

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс не определяет подробные правила применения методов списания МПЗ. Поэтому организациям надо исходить из экономической обоснованности применения методов оценки МПЗ при их включении в расходы и обязательно закрепить эти методы в УП для целей налогообложения. Такую позицию определил и Минфин России в Письме от 29.11.2013 № 03-03-06/1/51819:

«налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы их оценки при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения».

Как видим, Налоговый кодекс не устанавливает требование применять единый метод оценки для МПЗ одной группы или одного вида. В этом случае не будет нарушением, если в УП определить различные способы учета МПЗ в зависимости от их целевого назначения. Но тогда придется обеспечить возможность их отдельного учета и (или) хранения, так как без этого невозможно правильно включить в состав расходов стоимость МПЗ при их списании. Надо ли создавать такие сложности? Это должен решать бухгалтер.

Возможно, при выполнении гособоронзаказа действительно придется выполнять особые требования. В остальных случаях, как нам представляется, это не имеет смысла.

Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.

Пример 4. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО «Торговый Дом». До реорганизации ООО «Прогресс» занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО «Торговый Дом». В данном случае вновь созданное юридическое лицо — ООО «Торговый Дом» — будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.

При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.

Пример 5. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал». Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал» сформируют новую учетную политику.

Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.

Пример 6. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО «Прогресс». Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО «Прогресс» будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Л.И.Куликова

Д. э. н.,

профессор

Казанский федеральный университет

Если с начала года переходите на другой налоговый режим — учетную политику нужно составить новую

При смене объекта налогообложения по «упрощенке» — с «Доходы» на «Доходы минус расходы» и наоборот — изменение нужно внести в учетную политику на 2021 год.

В случае перехода с ЕНВД на «упрощенку» в учетной политике надо прописать принятые методы и учетные процедуры для нового порядка налогообложения — упрощенной системы налогообложения.

Новация с 2021 года:

С 1 января 2021 года теряют право применения ЕНВД и ПСН продавцы трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха.

Взамен ЕНВД небольшие компании и ИП будут просчитывать вариант перехода на УСН.

Для перехода на УСН действующую учетную политику придется переработать

И важно: в срок не позднее 31 декабря 2021 года не забыть уведомить налоговый орган, направив заявление о переходе на УСН по форме № 26-1. Иначе в 2021 году придется платить налоги по общей системе налогообложения

Если часть бизнеса переводится на ЕНВД или открывается возможность получать средства целевого финансирования — в учетной политике нужно подробно расписать порядок ведения раздельного учета.

Есть еще немало нововведений налогообложения, вступающих в действие с 1 января 2021 года. К примеру:

  • обязанность восстановления НДС при реорганизации в случае, если правопреемник применяет спецрежим или начинает использовать полученное имущество, товары, работы, услуги в необлагаемой НДС деятельности;
  • обязанность применять электронные формы зарплатной отчетности 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, расчет страховых взносов для компаний со штатом от 10 человек;
  • новые сроки и форматы представления налоговой отчетности;
  • установленные на федеральном уровне сроки уплаты авансовых платежей по транспортному и земельному налогам, и другие.

Все эти нововведения — однозначные для исполнения нормы, не допускающие выбора действий или альтернативных суждений. Поэтому учесть в работе их необходимо, но вносить в учетную политику не обязательно.

Обратите внимание на другие положения существующей учетной политики. Возможно, одни из элементов потеряли актуальность, другие — не учитывают произошедших изменений структуры компании или особенностей ведения бизнеса

Одни методы учета требуют упрощения, а другие — замены для достижения оптимального результата.

Это может касаться:

  • рабочего плана счетов;
  • порядка проведения инвентаризации;
  • способов оценки активов и обязательств;
  • перечня прямых расходов;
  • методики ведения раздельного учета, если такая обязанность предусмотрена;
  • льгот, на которые имеется право применения и других решений для организации учета.

Если вы создаете в бухучете и налоговом учете резервы — по состоянию на 31 декабря 2021 года не забудьте их проинвентаризировать. С 1 января 2021 года вы можете отказаться от формирования резервов для целей налогообложения, отразив принятое решение в учетной политике.

Ограничения в применении

Ошибки прошлых периодов всегда ретроспективно корректируются на столько периодов в прошлое, насколько это практически возможно. В том случае, если обнаруженная ошибка не имеет существенного влияния или ее практически невозможно скорректировать в связи с отсутствием достаточной информации, такая ошибка корректируется в периоде, в котором достаточно сведений для корректных изменений. Сведения о любых ошибках прошлых периодов раскрываются в дополнениях к отчетности для работы пользователей МСФО 8, которым необходима полная картина по финансовым сведениям компании.

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Управленческий учет / МСФО»

Смотреть

Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме

Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.

Сокращённый план счетов

При упрощённом бухучёте можно сократить обычный план счетов, объединив некоторые счета друг с другом. Например, применять:

  • для производственных запасов — счёт 10 «Материалы» вместо отдельных счетов 10, 11, 15 и 16;
  • для затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) — счёт 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44;
  • для готовой продукции и товаров — счёт 41 «Товары» вместо счетов 41, 43, 45;
  • для дебиторской и кредиторской задолженностей — счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 71, 73, 75, 76, 79;
  • для денежных средств в банках — счёт 51 «Расчётные счета» вместо счетов 51, 52, 55, 57;
  • для капитала — счёт 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82 и 83;
  • для финансовых результатов — счёт 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99.

Рабочий план счетов нужно приложить к учётной политике.

Первичные документы и бухгалтерские регистры

Для ведения бухучёта упрощёнными способами можно самостоятельно разработать подходящие первичные документы (акты, накладные и др.). За основу обычно берут бланки из альбомов унифицированных форм первичных документов и просто удаляют лишние поля или добавляют новые. Главное — сохранить все обязательные реквизиты первичных документов из п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ: наименование и дату документа, название организации, содержание факта хозяйственной жизни, его измерители и их величину, наименование должностей составителей документа, их фамилии и личные подписи.

При сокращённом и простом видах упрощённого учёта можно не вести бухгалтерские регистры имущества. В этом случае все хозоперации заносят в книгу (журнал) учёта фактов хозяйственной жизни.

При полном виде упрощённого бухучёта для регистрации фактов хозяйственной жизни можно разработать свои бланки регистров.

Формы самостоятельно разработанных первичных документов и бухгалтерских регистров закрепляют в учётной политике.

Учёт доходов и расходов

При упрощённом бухучёте организации могут учитывать доходы и расходы кассовым методом, то есть признавать:

  • доходы — сразу при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков;
  • расходы — в момент погашения задолженности перед продавцом или исполнителем, при этом товар должен быть поставлен, а услуга оказана (работа выполнена).

Обычно этим упрощением пользуются организации, которые применяют кассовый метод и в налоговом учёте, например, при УСН.

Упрощённая отчётность

При упрощённом бухучёте не обязательно заполнять полный комплект бухгалтерской отчётности. Можно обойтись только бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах по специальным формам из приложения № 5 Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010. Некоммерческие организации заполняют ещё и третью форму — отчёт о целевом использовании средств.

Сдают упрощённую бухгалтерскую отчётность в свою налоговую инспекцию. Срок сдачи такой же, как и по обычным формам — до 31 марта года, следующего после отчётного.

Начиная с отчётности за 2021 год отчёты принимают только в электронном виде через операторов электронного документооборота.

Благодаря упрощённым способам ведения бухучёта можно значительно снизить нагрузку на бухгалтерию. Ещё больше облегчить работу поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». В нём план счетов и бухотчётность для малого бизнеса упрощённые, а нетиповые факты хозяйственной жизни оформляются бухгалтерскими справками. Бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС.

II. Изменение учетной политики

Случаи изменения учетной политики. Учетная политика изменяется (п. 10 ПБУ 1/2008) в случаях:

  • изменения законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Причем новые способы должны давать:

  • более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации;
  • меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности;
  • существенные изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

Не считается изменением учетной политики:

  • утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее;
  • факты хозяйственной деятельности, которые возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики. Ретроспективное отражение изменений учетной политики. Отражение корректировки в связи с изменением учетной политики. Существенные последствия изменений учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности организаций ретроспективно по правилам, установленным в п. п. 13 — 16 ПБУ 1/2008 в денежном выражении. Оценка последствий изменения в учетной политике производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Общее правило отражения результатов изменения учетной политики ретроспективно состоит в том, что организация должна пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. При этом корректируется входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Так до каких же пор нужно производить перерасчеты? Видимо, до тех пор пока у организации имеются необходимые данные. Поскольку максимальная продолжительность такого периода регламентируется 5 годами (п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ <1>), перерасчет следует производить за пять периодов.

<1> Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

Если последствия изменений учетной политики вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в бухгалтерской отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ или нормативным актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не устанавливают порядка отражения последствий изменения, то они отражаются в бухгалтерской отчетности по общему правилу — ретроспективно.

Отражение изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства. В п. 15.1 ПБУ 1/2008 субъектам малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) разрешено осуществить выбор одного из двух способов отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности:

  • ретроспективно;
  • перспективно.

Эти способы отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности применяются, за исключением случаев, когда иной порядок изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства установлен законодательством РФ или нормативно-правовым актом по бухгалтерскому учету.

Порядок внесения изменений

Внесение изменений в штатное расписание должно происходить по определенному алгоритму.

  1. Для начала на уровне руководства принимается решение о неизбежности подобных корректировок.
  2. После этого на предприятии издается специальный приказ, который утверждает необходимость изменений и содержит перечень позиций, нуждающихся во внесении правок.
  3. Далее эти самые правки вносятся в штатное расписание и обновленному документу присваивается очередной номер.
  4. Ранее действовавшее штатное расписание отправляется на хранение в архив предприятия.

Следует отметить один важный момент: если приказ касается сокращения сотрудников, перевода их на другую должность и тому подобных корректировок, влекущих за собой изменения в условиях работы и трудовых договорах, то с такими приказами работников необходимо знакомить под роспись. Более того: без получения согласия сотрудника на некоторые перемены (к примеру, перевод), они становятся невозможны.

Для достижения этой цели, администрация предприятия должна за 60 дней до намечающегося события любым удобным способом довести до сведения работников уведомления о грядущих изменениях.

Рекомендуемые правила при составлении учетной политики

Сформулируем общие правила, которые рекомендуем соблюдать организации при составлении учетной политики.

Во-первых, из нескольких вариантов, допускаемых гл. 25 НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий способ учета имущества или хозяйственной операции. Если законодательство не предусматривает возможности выбора, то писать о таком способе необязательно.

Во-вторых, следует указывать варианты учета только тех операций, которые организация совершает или собирается совершить в ближайшее время. Отражать способы учета всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора, необязательно. Если какая-то операция появится впервые, налогоплательщик может внести в учетную политику дополнения, которые начнут действовать сразу же.

В-третьих, если методика применения какого-либо способа не прописана в налоговом законодательстве, ее можно:

  • позаимствовать из бухгалтерского учета. Например, в соответствии с НК РФ при продаже товаров налогоплательщику предоставлено право выбора одного из трех методов списания товаров: по стоимости каждой единицы, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости. Порядок списания товаров первыми двумя методами вопросов не вызывает (он следует из названия). А вот методику списания по средней стоимости можно позаимствовать из бухучета и указать в налоговой политике следующее: оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете;

  • разработать самостоятельно и отразить в учетной политике. Например, как в случае с учетом выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления (более года), когда договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Согласно НК РФ, ст. 316 НК РФ для целей налогообложения выручка должна распределяться с учетом принципа равномерности признания дохода, однако в самой гл. 25 НК РФ порядок распределения не прописан, поэтому его нужно разработать самостоятельно.

В-четвертых, налогоплательщику стоит максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Это поможет избежать возникновения разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Конечно, полностью сделать аналогичными два вида учета вряд ли удастся, однако отдельные статьи расходов можно учитывать по одинаковым правилам.

В-пятых, согласно ст. 313 НК РФ, в случае если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета нужными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

* * *

Итак, в учетной политике нужно раскрыть позиции организации по тем нормам, которые оставляют право выбора за ней, а в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве – выработать свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.Если налогоплательщик подробно и аргументированно изложит в учетной политике не урегулированные законодательством положения, это поможет минимизировать его налоговые риски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector