Виды, свойства мышления. социальная природа мышления
Содержание:
Виды мышления
Мышление в психологии делится на теоретическое и практическое. Первое решает задачи посредством теоретических понятий, а второе – применяется для практических умозаключений.
Виды мышления по форме:
- Наглядно-действенное, когда задача решается путем физического изменения условий конкретными действиями.
- Наглядно-образное, когда задача решается в воображении путем представления и изменения всех составляющих.
- Абстрактно-логическое, когда задача решается с помощью логики и понятий путем словесного воспроизведения и обсуждения.
Виды мышления по способу решения:
- Теоретический. Мышление носит теоретический характер. Результаты такого труда являются теоретическими знаниями. Например, разработка законов, положений, принципов.
- Практический. Мышление преобразует теоретические познания в практические. Теория преобразуется в практические дела и дает реальные результаты.
Виды мышления по новизне:
- Репродуктивное. Решение задачи известным способом, воспроизведение старых методов и результатов.
- Продуктивное. Создание новых способов обработки информации, получение неизвестных ранее результатов.
- Интуитивное. Происходит автоматически на подсознательном уровне. Возможно только при наличии теоретических знаний, отработанных навыков и большого жизненного опыта.
- Дискурсивное. Высокоэффективное мышление. Производится последовательное, логическое осмысление задачи с несколькими вариантами решения.
- Эмпирическое. Малопродуктивное мышление. Основано на собственном практическом и жизненном опыте. Не использует преимущества теоретического и практического видов мышления. Не выявляет суть и связь предметов, явлений.
Виды мышления в зависимости от особенностей:
- Техническое. Направлено на решение профессиональных технических задач.
- Конструктивное. Отличается постановкой конкретной задачи, целенаправленностью на ее решение, абстрагированием от посторонних мыслей и эмоций, позитивным настроем, разделением процесса на этапы.
- Синтетическое. Характеризуется соединением различных факторов для создания нового решения.
- Светское. Представляет собой правовое, научное, узаконенное мышление в соответствии с действующим законодательством государства.
- Религиозное. Основывается на религиозной вере в зависимости от конкретного вероисповедания. Имеет конкретные ограничения в суждениях в соответствии с требованиями религии.
- Научное. Заключается в изучении и объяснении объектов и явлений окружающего мира на основании научных законов и методов.
- Творческое. Выражается в создании новых, необычных способов познания, создании творческих идей.
- Этническое. Формируется в каждой нации в связи с условиями жизни, в которых проживает человек: климат, род занятий, экономические особенности, социальная среда.
Нарушения
При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:
- Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
- Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
- Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
- Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
- Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.
Индивидуальные особенности мышления
Наряду с остальными психическими процессами, логическое мышление человека имеет грани индивидуальности. Индивидуальные отличия обычно существенные и выражаются в разности следующих параметров:
Широта и глубина ума – способность к познавательной деятельности, наличие любознательности, наличие глубоких знаний. Глубина ума позволяет проникать в суть сложных вопросов и явлений, умение разглядывать существенные вещи там, где другие ничего не увидят. Глубина ума заставляет человека самостоятельно строить причинно-следственные связи, прогнозировать дальнейшее.
Гибкость мышления – способность освобождаться от оков прошлого опыта, умение перенимать новые идеи и менять свои точки зрения.
Способность ума к критике – умение к объективной оценке чужих мыслей и идей. Критический подход также распространяется к собственным идеям и мыслям. Такой человек не считает свое мнение истиной последней инстанции.
Быстрота реакции ума – умение быстро сориентироваться в неизвестных ситуациях и обстоятельствах. Это возможно при наличии достаточных знаний и при определенной степени натренированности ума. В целом, темпы психической деятельности носят индивидуальный характер
Важно уметь отличать быстроту ума от торопливости. Торопливость – это когда человек не способен сосредоточиться на задаче длительное время.
Самостоятельность – способность мышления ставить новые задачи, находить новые решения и ответы на вопросы без помощи других людей.
Эти признаки индивидуальны у каждого человека и имеют свойство меняться в зависимости от обстоятельств окружающей среды, от возраста человека и т.д.
Об индивидуальных способностях человека смотрите на видео:
Свойства
Человек воспринимает окружающую действительность исходя из своего мышления. А оно у каждого свое. Именно поэтому на одинаковые вещи мы все смотрим по-разному. Но всех людей объединяют определенные свойства мышления. В психологии их выделяют несколько:
Целенаправленность. Каждый мыслительный процесс имеет свою конечную цель.
Логичность. Вопреки популярным шуткам и анекдотам, у женщин тоже есть логика, только она неразрывно сопряжена с чувствами.
Развитость. Неразвитым мышлением обладают только дети в неосознанном возрасте и люди с психическими отклонениями.
Способность к формированию понятий. Все мы можем охарактеризовать предмет или явление, сравнить его с аналогичными и т. п.
Субъективность. Как мы уже выяснили, каждый мыслит по-своему. Объективности препятствуют наши чувства, пережитый опыт, менталитет и прочее. Но нельзя сказать, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет. У каждого своя правда.
Линейность во времени
Одни устремляют свое внимание в будущее, другие размышляют о прошлом. Но все пытаются найти решение сложившейся ситуации.
Рекомендую ознакомиться с подборкой книг про мышление.
Компоненты сознания
Мыслительный процесс состоит из внешних и внутренних источников:
- Внешние источники — это всевозможные задачи и объективные данные.
- Внутренние источники — желания, мечты и установки.
Задачи и объективные данные дают мозгу пищу для размышления и запускают извне мыслительные процессы.
Желания и мечты приводят к искажению картины мира. Человек, который много мечтает, не может адекватно воспринимать действительность, он как-будто выпадает из реальности и живет в своем собственном мире. Такие люди плохо приспособлены к самостоятельной жизни и мало чего добиваются. Но это не значит, что нельзя мечтать. Мечты — это движущая сила наших действий. Необходимо просто знать меру.
Негативные установки доводят мышление к шаблонности, когда понятия и решения используются по привычке. Часто наши убеждения не соответствуют реальности, и вместо того, чтобы облегчать жизнь, они ее усложняют. Так как мы видим только то, что согласуется с установками, из нашей жизни упускаются многие моменты, которые могли бы нам открыть новые возможности и расширить горизонты.
Розовые мечты и старые установки приводят к тому, что человек плохо ориентируется в окружающей действительности. Он не может жить осознанно, его одолевают психологические проблемы, дела не складываются, обстоятельства перестают подчиняться и подчиняют человека. Часто такие люди живут либо прошлым, либо будущим, но никак не настоящим. Чтобы управлять своей жизнью, нужно управлять действиями, а для этого необходимо научиться управлять своими мыслями.
Правильное мышление — это образ мыслей, при котором соблюдаются правила последовательности, логики и действия.
Верно построенная мысль даст безошибочный результат. Чтобы достигать целей, разум должен работать на вас, поэтому внимательно следите за тем, что и как вы думаете.
Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры
Следуя логической структуре умственной деятельности, выдвигаются следующие процессы:
- сравнивание;
- анализирование;
- абстрагирование;
- синтезирование;
- обобщение.
Сравнительная операция основана на определении сходств и отличий между явлениями. Результатом выступает классификация, выступающая первичной ступенью теоретического понимания.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Анализирование – процедура расчленения одного значительного объекта на различные части или признаки с последующим сравнением.
Синтез – с его помощью можно мысленно создать сложный предмет из аналитических составляющих.
Абстрагирование – выделяет значимые свойства и связи явлений и абстрагирует от незначительных. Это процесс детального изучения, в результате исследования формируются понятия.
Обобщение – упорядочение объектов по общим и существенным характеристикам.
Мыслительные операции происходят на основе логических, но это не всегда работает как механизм, в котором функционируют только разум и логика. Очень часто в этот процесс вмешиваются эмоции и полностью его изменяют. Так как эмоциональная составляющая имеет способность менять и стимулировать мыслительную деятельность. Чувства склонны придавать напряжение, стремление к цели и амбиции. Без эмоций продуктивность сводится к нулю, так же как и без логики, знаний и навыков.
Визуальное мышление
Визуальное мышление – это еще один тип творческого мышления, который будет полезным во многих жизненных ситуациях. Визуальное мышление поможет:
- составить идеальный план или маршрут поездки;
- решить проблему;
- структурировать информацию.
Также оно помогает в организации проектов и любых событий и позволяет образно объяснять суть новых идей.
Главная черта визуального мышления – воздействие больше на наглядное и образное восприятие людей, нежели на словесно-абстрактное .
Самая известная форма визуального мышления была разработана британским психологом Тони Бьюзеном, которую он назвал «интеллект-картами» (mind-map, или ментальная карта).
Суть использования интеллект-карт – в успешном запоминании большого количества информации, генерации разных вариантов решения проблем и умении видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного.
Тони Бьюзен называет такой способ генерации идей радиальным мышлением, которое основывается на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и видении перспективы
Сама интеллект-карта имеет древообразную структуру и предусматривает поэтапное развитие иерархии важности информации
Чтобы глубже вникнуть в суть применения ментальных карт, обязательно почитайте нашу статью «Как можно использовать ментальные карты» и, конечно же, книгу самого создателя этих карт Тони Бьюзена – «Карты памяти».
Развитие (упражнения для тренировки)
Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.
Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить
Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:
- Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
- При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию абстрактного мышления, способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
- Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
- Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
- Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.
Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством развития мышления детей является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).
Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.
В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:
- Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
- Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
- Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
- Четвёртый уровень — это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.
Природа возникновения речи
Речь является структурой, используемой человеком с незапамятных времён. В связи с этим нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли человеческая способность к речи врождённой, или же речь для каждого является приобретённым навыком. Существуют различные подходы к этому вопросу, принимающие ту или иную сторону.
Например, люди, выросшие без взаимодействия с социумом, не могут овладеть каким-либо человеческим языком, что свидетельствует, казалось бы, в пользу того, что речь — это приобретаемый навык.
В то же время, есть и факты, говорящие о том, что речь — это врождённая способность. Младенец способен распознать звук человеческой речи среди множества других схожих звуков. Также интересным феноменом является и то, что у всех детей развитие речевых навыков происходит по одной и той же схеме, что отчасти тоже говорит о неких врождённых способностях к речи.
Существует множество гипотез, предполагающих о происхождении речи. Ниже приведены некоторые из них:
- Теория научения;
- Теория специфических задатков Хомского;
- Когнитивная теория Пиаже;
- Психолингвистическая теория развития речи.
Теория научения
Теория научения предполагает, что ребёнок с рождения склонен подражать. Он изображает сначала звуки, затем слова, после неуклюже строит свои первые предложения. Его первые слова обычно играют роль предложений, которые в краткой форме описывают его желания и мотивы, отличным примером здесь будет употребляемое малышами слово “ам”, которое одновременно может означать и его желание перекусить, и то, что он ест в данный момент.
Ребёнок получает положительное подкрепление от родителей после произнесения первых звуков и затем слов, отчасти это помогает ему учиться новым словам и грамматическим конструкциям и запоминать их. Но удивительно то, что на этапе формирования предложений родители обычно поощряют более грамотные логические выводы и измышления, а не правильность грамматических конструкций как таковую. Вопреки этому ребёнок усваивает и грамматические правила. Также эта теория не учитывает детскую способность к словообразованию и очень быстрому усвоению ребёнком речи именно в определённый период его жизни, а также необходимость наличия задатков для развития любого навыка.
Теория специфических задатков Хомского
Данная теория предполагает, что новорождённый человек уже обладает определёнными способностями к развитию речи как таковой, которые в норме формируются к возрасту одного года. Начиная с этого момента, ребёнок очень чувствителен к восприятию речи, а продолжается этот период примерно до трёх лет, что в целом теоретически объясняет, почему люди, удалённые от человеческого общества длительное время в детстве не способны освоить какой-либо язык. В то же время, это период развития и становления именно речи, процесс мышления же продолжает развиваться у человека вплоть до его созревания.
Когнитивная теория Пиаже
Согласно этой теории, ребёнку с рождения присуща функция восприятия и некой переработки информации. То есть ребёнку с рождением свойственно мышление, которое со временем развивается. Эта теория помогает объяснить, почему ребёнок может придумывать свои собственные слова. Также интересным фактом, косвенно подтверждающим эту теорию, является то, что дети в начале становления речи говорят только о том, что они уже понимают.
Психолингвистическая теория развития речи
Эта теория предполагает, что речь возникает в ходе бесконечного цикла “мышление—речь”, во время которого происходит постепенное усовершенствование и того, и другого. Речь для мышления выступает в качестве своеобразных символов, позволяющих “одеть” мысль для её формирования, в то же время, с усовершенствованием мыслительной способности необходимо расширение словарного запаса и речи, что также приводит к её развитию.
Понимание
Затруднения с применением на практике понятий связаны с новыми, необычными условиями, в которых необходимо оперировать имеющимся у нас понятием. При этом применение понятия на практике в различных условиях является не только показателем степени его усвоения, но и средством достижения наилучшего усвоения этого понятия.
Понимание — важный момент в усвоении понятия. Понять понятие — значит поместить это понятие в целостную картину (модель) мира, научиться решать с помощью этого понятия практические задачи. Понимание — это наивысшая ступень в формировании понятий. В советской психологии понимание определяли как отражение связей, отношений предметов или явлений реального мира. В современной науке понимание трактуется как способность постичь смысл и значение чего-либо, а приведенное выше определение полностью отражает суть суждения.
Понимание — всестороннее исследование взаимосвязи окружающих предметов и явлений. Чтобы понять то, как работает двигатель автомобиля, недостаточно просто разобрать двигатель на части. Нужно знать еще законы физики, кое-что из химии.
У понимания может быть много уровней. Можно понять двигатель автомобиля на уровне: «Вот здесь какая-то ерунда вращается…» Однако если такому «специалисту» задать вопрос: «А что будет, если линейные размеры этого двигателя увеличить ровно в десять раз? Будет такой двигатель работать?», то он не сможет дать мотивированного ответа, лишь попробует угадать.
Понимание предметов и явлений можно подразделить на два вида:
— научное понимание,
— инженерное понимание.
В первом случае понимающий сосредоточен в первую очередь на решении вопросов изучения того, что есть. Во втором случае понимающий сосредоточен на решении вопросов того, как можно что-то создать, изменить.
Существует несколько видов понимания:
— непосредственное понимание, то есть понимание с помощью нашего наглядного (врожденного) аппарата мышления; такое понимание осуществляется скоро, почти сразу, если оно только возможно; в противном случае оно, скорее всего, уже и не наступит;
— опосредованное (дискурсивное) понимание; для этого вида понимания нужны значительные усилия, необходим ряд умственных операций: сравнение, различение, анализ, синтез и другие.
Научное мышление
Начало процессу мышления может положить возникновение проблемной ситуации и необходимость ее решения. Мыслительный процесс неосуществим без умения поставить вопрос, увидеть непонятное, непознанное.
Формы научного мышления – это формулировка проблемы (вопрос), определение доказательств или опровержений какого-либо факта, гипотеза и теория. Последние две формы относятся к опережающему познанию и необходимы для стимулирования научных исследований, обоснования результатов.
Принципы, законы и другие категории не относят к формам научного мышления, так как они являются либо понятиями, либо суждениями.
Виды нарушений мышления
В психопатологии различают следующие виды нарушений мышления:
- Нарушение динамики мышления.
- Нарушение операциональной стороны мышления.
- Нарушение мотивационного компонента мышления.
- Нарушение критичности мышления.
Нарушения динамики мышления
К ним относят инертность мышления и его лабильность.
Инертность выражается в затруднении при переключении с одного способа выполнения работы на другой. Обобщение материала при изменении условий бывает затруднено, может проявляться вязкость мышления, излишняя обстоятельность, черезмерная детализация, замедленность мыслительных процессов.
Лабильность – это неустойчивость, подвижность способа выполнения поставленной задачи. В этом случае адекватные и неадекватные решения чередуются. При неплохом уровне обобщений в целом, время от времени происходит «сбой» на случайные, неправильные сочетания. Новые впечатления меняют ход мыслей, логика рассуждений нарушается, ассоциации хаотичны, идеи «скачут», человек беспрестанно говорит – таковы проявления этого вида нарушения мышления. Разделяют следующие варианты:
- обобщенные ситуации чередуются с конкретно-ситуационными;
- логические связи ошибочно подменяются случайными сочетаниями;
- образовываются одноимённые группы.
Нарушения операциональной стороны мышления
К ним относят понижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.
Понижение уровня обобщения характеризуется преобладанием в суждениях непосредственных, конкретных связей между предметами и явлениями. Так, например, при классификации предметов в одну группу объединяются разнородные понятия (например, ручка и стол, потому что писать ручкой удобно за столом), то есть предметы объединяются на основе частных или второстепенных признаков.
Искажение процесса обобщения – противоположный процесс, при котором наблюдается отход от конкретных связей, причём в утрированной форме. При этом обобщение осуществляется на основании или несущественных, внешних признаков, или на основании настолько общих признаков, что они выходят за рамки содержательной стороны явлений. Например, ложка, стол и лопата при этом оказываются в одной группе, «потому что все они твёрдые», то есть связи не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними.
Нарушение мотивационного компонента мышления
Это нарушение выражается в искажении обобщений, разноплановости мышления и резонёрстве. Потеря целенаправленности мышления ведёт к поверхностности и незавершенности суждений и к потере мышлением функции регулирования действий человека.
Искажение обобщения – это нарушение, которое выражено выделением нереальных обобщающих признаков и свойств. Например, обобщение ложки и машины, потому что «обе двигаются».
Разноплановость мышления. В этом случае суждения одновременно протекают в нескольких руслах, и при обобщении за основу берутся то свойства предметов, то личные, иногда парадоксальные установки и взгляды. Смещение смысла в результате такого нарушения мышления может приводить к изменению структуры любой деятельности.
Резонерство – нарушение, при котором рассуждения непродуктивны, поскольку являются многоречивыми бесплодными мудрствованиями.
Нарушение критичности мышления
При данном нарушении наблюдается отсутствие контроля своих действий и коррекции ошибок. Критичность – это умение оценивать, контролировать работу мысли, анализировать, взвешивать доводы «за» и «против». Наиболее типичные проявления при выполнении экспериментальных заданий при нарушении критичности мышления – это безразличие к собственным ошибкам и бездумное манипулирование предметами.
Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать мышление, а также другие познавательные функции: внимание, память, восприятие. Тренинг мозга онлайн — удобный, практичный и увлекательный путь, приносящий результаты
Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!