Финансовый результат
Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Классическая форма отчета о прибылях и убытках не очень подходит для анализа. Поэтому начнем изучение результатов работы компании за год с формирования аналитической таблицы, в которой будут выполнены все необходимые расчеты (табл. 1).
Таблица 1
Анализ отчета о прибылях и убытках
№ п/п |
Показатель |
Код строки |
2014 г., тыс. руб. |
2013 г., тыс. руб. |
Горизонтальный анализ 2014–2013 гг. |
Вертикальный анализ по годам, % |
||||
тыс. руб. (гр. 4 – гр. 5) |
% (гр. 6 /гр. 5 × 100 %) |
2014 год (гр. 4 / гр. 4, стр. 3 × 100 %) |
2013 год (гр. 5 / гр. 5, стр. 3 × 100 %) |
изменение доли (гр. 8 – гр. 9) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
2 |
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||||||||
3 |
Выручка |
10 |
1428,57 |
1547,62 |
–119,05 |
–7,69 |
100 |
100 |
— |
|
4 |
Себестоимость |
20 |
1059,52 |
1142,86 |
–83,33 |
–7,29 |
74,17 |
73,85 |
0,32 |
|
5 |
Валовая прибыль |
29 |
369,05 |
404,76 |
–35,71 |
–8,82 |
25,83 |
26,15 |
–0,32 |
|
6 |
Коммерческие расходы |
30 |
119,05 |
107,14 |
11,90 |
11,11 |
8,33 |
6,92 |
1,41 |
|
7 |
Управленческие расходы |
40 |
223,87 |
273,81 |
–49,94 |
–18,24 |
15,67 |
17,69 |
–2,02 |
|
8 |
Прибыль (убыток) от продаж |
50 |
26,13 |
23,81 |
2,32 |
9,75 |
1,83 |
1,54 |
0,29 |
|
9 |
II. Прочие доходы и расходы |
|||||||||
10 |
Проценты к получению |
60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||||
11 |
Проценты к уплате |
70 |
3,57 |
3,57 |
0,00 |
0,00 |
0,25 |
0,23 |
0,02 |
|
12 |
Доходы от участия в других организациях |
80 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||||
13 |
Прочие доходы |
90 |
15,48 |
12,38 |
3,10 |
25,00 |
1,08 |
0,80 |
0,28 |
|
14 |
Прочие расходы |
100 |
6,67 |
4,05 |
2,62 |
64,71 |
0,47 |
0,26 |
0,21 |
|
15 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
31,37 |
28,57 |
2,80 |
9,79 |
2,20 |
1,85 |
0,35 |
|
16 |
Текущий налог на прибыль |
150 |
6,27 |
5,71 |
0,56 |
9,79 |
0,44 |
0,37 |
0,07 |
|
17 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
25,10 |
22,86 |
2,24 |
9,79 |
1,76 |
1,48 |
0,28 |
В первую очередь руководство компании интересует абсолютное и относительное изменение показателей за период (горизонтальный анализ). Проиллюстрируем это на цифрах, приведенных в таблице.
Коммерческие расходы увеличились на 11,9 тыс. руб. (на 11,11 %), тогда как выручка предприятия и валовая прибыль сократились на 119,05 тыс. руб. (7,69 %) и 35,71 тыс. руб. (8,82 %) соответственно. Это косвенно свидетельствует о том, что дополнительные затраты на рекламу и продвижение товаров не оправдали себя, ожидаемого роста продаж не последовало. Скорее всего, причина в общем падении спроса на рынке. Поэтому не будем однозначно утверждать, что решение инвестировать в рекламу было неверным. Вполне возможно, что без стимуляции спроса выручка была бы еще ниже. Тем не менее вполне оправданно потребовать от коммерческого и маркетингового отделов детального обоснования затрат.
По данным отчета, в компании оптимизированы управленческие расходы — они сократились на 49,94 тыс. руб. (18,24 %). Это в итоге привело к росту прибыли от продаж на 2,32 тыс. руб. (9,75 %).
Прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в равной степени — на 9,79 %. Все это свидетельствует о том, что меры по сокращению управленческих затрат полностью себя оправдали.
Вертикальный анализ позволяет оценить, какие показатели оказали наиболее существенное влияние на чистую прибыль.
В нашем примере на сокращение валовой прибыли повлияло увеличение на 0,32 % доли себестоимости продукции в выручке компании (стр. 4 табл. 1). Возможно, это произошло из-за роста затрат на сырье и материалы (например, компания приобретает их за рубежом за валюту) или снижения торговой наценки.
Отношения показателей валовой прибыли, прибыли до налогообложения и чистой прибыли к выручке — это не что иное, как рентабельность продаж, финансово-хозяйственной деятельности и общая рентабельность соответственно.
За минувший год рентабельность продаж сократилась на 0,32 %, в то же время общая рентабельность и рентабельность финансово-хозяйственной деятельности выросли на 0,35 и 0,28 % соответственно за счет увеличения прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Из этого можно сделать вывод, что решение сократить управленческие расходы было своевременным и правильным.
Теперь, когда определены основные показатели, повлиявшие на чистую прибыль предприятия, имеет смысл провести факторный анализ отчета о прибылях и убытках.
АНАЛИЗИРУЕМ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ИТОГАМ ГОДА
Финансовые результаты компании анализируют, чтобы оценить эффективность ее операционной деятельности, выявить способность к сохранению конкурентоспособности на рынке сбыта продукции.
Анализ финансовых результатов базируется на данных Отчета о прибылях и убытках. В таблице 4 представлены данные о финансовых результатах бизнеса компании «Альфа» за 2018 и 2019 гг.
Сравнивая финансовые результаты компании 2019 г. с аналогичными показателями 2018 г., можно сделать следующие выводы:
- по итогам 2019 г. зафиксирован рост выручки от реализации на 25 000 тыс. руб. (+7,1 %) при увеличении себестоимости реализации на 23 000 тыс. руб. (+8,5). Опережающий рост себестоимости послужил фактором снижения темпов роста валовой прибыли, которая увеличилась по сравнению с 2018 г. только на 2,5 % (+2000 тыс. руб.);
- расходы на реализацию в 2019 г. увеличились на 3000 тыс. руб. по сравнению с показателем 2018 г., темп роста — 2,5 %. Повышение расходов на реализацию привело к падению прибыли от продаж (–1000 тыс. руб.), которая составила 97,1 % от прибыли 2018 г.;
- расходы на управление бизнесом компании за 2019 г. уменьшились по сравнению с такими же расходами 2018 г. на 3000 тыс. руб. (–20 %). Это привело к росту прибыли от хозяйственной деятельности, которая по сравнению с итогами 2018 г. выросла на 2000 тыс. руб. (+10 %);
- внереализационные доходы за 2019 г. увеличились по сравнению с 2018 г. на 500 тыс. руб., внереализационные расходы уменьшились также на 500 тыс. руб.;
- совокупное влияние факторов прибыли от хозяйственной деятельности и внереализационных доходов/расходов позволило компании увеличить прибыль до налогообложения в 2019 г. на 3000 тыс. руб. (+14,3 %);
- в связи с ростом прибыли до налогообложения в 2019 г. вырос налог на прибыль (+600 тыс. руб.). В результате чистая прибыль компании «Альфа» по итогам 2019 г. оказалась на 1400 тыс. руб. больше чистой прибыли 2018 г.
Теперь рассмотрим различные показатели эффективности составляющих финансового результата работы компании «Альфа» (табл. 5).
Выводы на основании данных табл. 5:
- по итогам 2019 г. себестоимость продаж составила 78,1 % к выручке от реализации, что на 1 % выше себестоимости продаж 2018 г.;
- величина торговой наценки (Валовая прибыль / Себестоимость реализации) в 2019 г. снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2018 г. на 1,6 % и составила 28 %.
Эти два фактора послужили причиной того, что темпы роста валовой прибыли (+2,5 %) в анализируемом периоде по сравнению с прошедшим оказались намного ниже темпов роста выручки (+7,1 %). Отсюда делаем вывод о снижении эффективности реализации продукции компании «Альфа» в 2019 г., необходимости проведения корректирующих мероприятий по снижению себестоимости и оптимизации сбытовой политики компании в 2020 г.;
- уровень расходов на реализацию продукции в 2019 г. снизился по сравнению с 2018 г. на 0,1 %, что свидетельствует о достаточной эффективности работы коммерческой службы компании;
- общий уровень переменных расходов компании «Альфа» по итогам 2019 г. увеличился на 0,9 % по сравнению с итогами 2018 г. нужно усилить контроль над производственными процессами;
- точка безубыточности (Постоянные расходы / (1 – Уровень переменных расходов)бизнеса компании «Альфа» в 2019 г. снизилась по сравнению с итогами 2018 г. Следовательно, в целом эффективность бизнеса компании за 2019 г. выросла. Об этом свидетельствует и рост запаса прочности с 57,1 % в 2018 г. до 64,7 % в 2019 г.;
- постоянные расходы компании «Альфа» по итогам 2019 г. зафиксированы на уровне 3,2 % против 4,3 % в 2018 г., что подтверждает эффективность контроля над динамикой постоянных расходов;
- эффект операционного рычага (Прибыль от продаж / Чистая прибыль) в 2019 г. снизился по сравнению с 2018 г. на 0,3 пункта (до 1,8), что связано с падением прибыли от продаж. Однако при этом общая рентабельность бизнеса компании выросла с 4,8 % в 2018 г. до 5,1 % в 2019 г. Это говорит о достаточной эффективности деятельности компании «Альфа» в анализируемом периоде.