Санкции против рф
Содержание:
- Что такое санкции и какими они бывают?
- Санкции в современном мире
- САНКЦИИ США ПРОТИВ ИРАНА
- Антироссийские санкции
- Стагнационные риски и пути их нейтрализации
- Что такое санкции и как они появились
- О проблемах и стратегиях импортозамещения на примере IT-компаний
- Ответные действия РФ и последствия
- Как правительство РФ планирует противодействовать санкциям?
Что такое санкции и какими они бывают?
Понятие санкций в современном обиходе связано с кризисом, торговыми войнами, «черными списками» и прочими запретами. Но в общем виде санкции – это экономические ограничения, которые вводит одна страна против другой страны (или группы стран).
Цель ввода санкций – путем ограничений экономических операций заставить правительство страны принять определенное решение. Например, санкции США, введенные против Ирана, призваны заставить власти свернуть программу ядерных исследований. Иногда санкции накладывает не одна страна, а группа стран (Европейский союз) или международная организация (ООН).
В новейшей истории санкции вводились для принуждения стран к принятию таких решений:
- вывести войска с территории другой страны;
- принять условия международного договора (разоружение, нераспространение ядерного оружия);
- прекратить политическое преследование оппозиционных сил, провести честные выборы;
- прекратить поддержку международного терроризма.
Санкции бывают разных видов в зависимости от того, на кого или на что они направлены. В частности, в литературе выделены такие виды санкций:
- индивидуальные – против отдельных физических и юридических лиц;
- дипломатические – высылка дипломатов из страны, прекращение дипломатических отношений;
- секторальные – ограничения на сотрудничество с отдельной отраслью в стране;
- товарные – запрет на покупку или продажу отдельных товаров;
- финансовые – запрет участия на международном рынке капиталов.
Наиболее широко в последние годы используются индивидуальные и секторальные санкции (против России), а также товарные (против Ирана).
Обобщенно санкции можно назвать промежуточным этапом между дипломатическими мерами (которыми можно мало чего добиться) и полноценной войной (на которую в современном мире мало кто решится).
Экономические санкции не всегда эффективны, например, военную агрессию с их помощью прекратить практически невозможно, а степень влияния санкций на экономику зависит от многих факторов. Санкции против враждебных стран не могут быть эффективными (потому что товарооборот между ними и так минимален).
Санкции в современном мире
Несмотря на завершение Холодной войны и прекращение противостояние между странами социалистического блока и США, санкции остаются инструментом международного давления и сейчас.
Как отмечено выше, в XX веке Иран находился под санкциями США из-за политических причин. В 1996 году санкции были усилены Конгрессом США. Из-за разработки ракетной и ядерной программы были запрещены инвестиции в нефтяную сферу экономики Ирана. Нарушителям грозило аннулирование лицензий, ограничение кредитования и работы с государственными ценными бумагами. Санкции против Ирана были усилены еще больше после того, как в 2005 году правительство Махмуда Ахмадинежада возобновило программу обогащения урана на территории Ирана. Санкции касались иранских банков и военной промышленности, с 2012 года снова запрещена продажа иранской нефти в США.
Некоторые послабления были намечены в 2015 году, когда с заключением «ядерной сделки» Иран пошел на уступки по ядерной программе. В 2016 году были сняты санкции с большого числа граждан, организаций и имущества Ирана. Несмотря на этот прогресс, в 2018 году санкции против Ирана были восстановлены. Наиболее вероятная причина – поддержка Ираном вооруженных формирований в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене.
Кроме Ирана, под значительным санкционным давлением находится Северная Корея (КНДР). Санкции, направленные на ликвидацию ядерного оружия, были введены Советом Безопасности ООН в 2006 году. Несмотря на это, в КНДР в 2009 году провели вторые ядерные испытания, что стало причиной для введения дополнительных санкций, среди которых запрет на продажу вооружения, финансовые ограничения, и прочие. Ракетные испытания в 2012 году стали причиной расширения санкций со стороны СБ ООН. Аналогичные ситуации происходили в 2013, 2016 и 2017 году, причем в последние годы ядерные и ракетные испытания в КНДР проводили все чаще.
В 2018 году наметился существенный прогресс в отношениях КНДР и США: были проведено несколько раундов переговоров, а руководитель Северной Кореи заявил о желании избавить страну от ядерного оружия. Однако позднее госсекретарь США Майк Помпео отметил, что санкции будут действовать до полной денуклеаризации (ядерного разоружения) Корейского полуострова.
Как видно, санкции в современном мире остаются инструментом обеспечения безопасности, в том числе ядерной. При этом есть некоторые тенденции к постепенному отказу от санкционного режима.
САНКЦИИ США ПРОТИВ ИРАНА
На протяжении уже не одного десятка лет Соединенные Штаты Америки регулярно вводят разнообразные санкции против Ирана из-за возможной угрозы производства Тегераном ядерного оружия.
Несмотря на то, что в прошлые годы эти санкции были немного снижены, а некоторые вообще были отменены, в 2018 году начался новый период, когда Дональд Трамп вводит против Ирана экономические санкции, которые, в частности запрещают продавать иранскую нефть в другие страны.
Официальный Тегеран в свою очередь обратился к Европейскому союзу с просьбой компенсировать ущерб, который нанесли американские санкции иранской экономике. За это Иран обещает странам Европейского союза соблюдать необходимые меры по работе с ядерным оружием, а также его не распространением и не изготовлением.
Антироссийские санкции
Отдельного раздела в статье заслуживают санкции против России. Они заключаются в ограничениях, которые были наложены США, Канадой, странами ЕС на юридических и физических лиц.
2013 г. – начало новой истории санкционной риторики в отношении РФ связано со смертью С. Магнитского и предположением западных политиков, что в этом замешаны российские коррупционеры-чиновники. Были наложены экономические ограничения на отдельных лиц и компании.
2014 г. – запрет на въезд и визовые ограничения, блокировка счетов отдельных граждан, запрет инвестиций в Крым для частных лиц и компаний, на получение иностранных кредитов некоторыми банками и энергетическими компаниями России, на экспорт продукции и услуг для нефтяной отрасли, оборонной промышленности. Основная причина – несогласие с присоединением Крыма к России и вина России в дестабилизации обстановки на Украине.
2015 г. – продолжение санкционной политики в отношении отдельных граждан РФ и компаний, значительное расширение списка. Из-за необходимости реализации европейских космических программ были ослаблены санкции в отношении российских космических предприятий.
2016 г. – продолжение санкционной политики, которая ужесточилась в связи с предполагаемым США вмешательством России в выборы.
2017 г. – к причинам давления добавили строительство Северного потока-2.
2018 г. – Россия оказалась виновата в строительстве Крымского моста, кибератаках и в нарушении соглашения о нераспространении оружия массового уничтожения. Расплачиваемся за отравление Скрипалей запретом на импорт некоторых видов продукции, например, газовых турбин, подводных аппаратов.
2019 г. – ЕС вводит ограничения за применение химического оружия, инцидент в Керченском проливе.
2020 г. – к Скрипалям присоединили Навального, США не понравилась экономическая помощь России Венесуэле, а ЕС подозревает нас в поставках оружия в Ливию.
РБК публикует интересную статистику по количеству физических и юридических лиц, внесенных в санкционные списки США в периоды правления Б. Обамы и Д. Трампа.
Основные причины санкционного давления на Россию расположены в порядке убывания количества введенных ограничений:
- Присоединение Крыма и дестабилизация обстановки на востоке Украины (293 физических лица и 483 юридических).
- Смерть С. Магнитского, коррупция, нарушение прав человека (57 физических лиц и 1 юридическое).
- Противники Америки (32 физических лица и 42 юридических).
- Кибератаки (44 физических лица и 15 юридических).
- Поддержка Сирии (12 физических лиц и 6 юридических).
- Торговля с КНДР, Сирией и Ираном (6 физических лиц и 16 юридических).
- Применение химического оружия (10 физических лиц и 1 юридическое).
- Поддержка Венесуэлы (3 юридических лица).
- Поставка оружия в Ливию (1 физическое лицо).
Россия познакомилась с санкционной политикой других стран задолго до 2013 г. Истории известны случаи еще со времен Ивана Грозного, когда Ливонский орден не пустил через свои границы мастеров-иностранцев, которых пригласил царь (1583 г.). Весь XX век мы находились под давлением: бойкотирование олимпиады в 1980 г., запрет на экспорт/импорт некоторых видов продукции, блокировка авиасообщения и пр.
Стагнационные риски и пути их нейтрализации
Генеральный директор УК «Спутник – Управление Капиталом» Александр Лосев указал на стагнационные риски для российской экономки, которые связаны, по его мнению, с тем, что отечественная экономика близка к предельному уровню использования своих ресурсов, и их не хватит для роста. Эксперт считает, что без создания активных мощностей производства российская экономика будет обречена на длительную стагнацию. Главная проблема для развития таких мощностей – уже хроническая нехватка инвестиций. Александр Лосев отметил, что проблемы с инвестиционным климатом страны в целом и регионов в частности начали выявляться еще до 2014 года .
«Импортозамещение надо начинать не с тамбовского хамона или белгородского пармезана, а с источников инвестиционного капитала», – утверждает эксперт. Он считает, что необходимо стимулировать, например, инвестиционное кредитование. Сейчас, по словам эксперта, только около 3% инвестиций реализуется за счет банковских кредитов, источником всех остальных вложений являются собственные средства инвесторов. Банки занимаются в настоящее время преимущественно обслуживанием клиентских операций, их ресурсы не используются для инвестирования в той мере, в которой могли бы быть эффективно задействованы.
До введения санкций иностранные инвестиции шли в основном в финансовый и нефтегазовый секторы, а остальные сферы экономики все равно оставались вне поля зрения иностранных инвесторов. По мнению Александра Лосева, развитие таких сфер, как промышленность, машиностроение и высокие технологии – это задача нашего государства и бизнеса, а не иностранных партнеров. В России остро стоит необходимость технологического развития, обеспечения так называемого «технологического суверенитета» страны. Если, например, какие-то технологии не получается пока создать своими усилиями, то следует покупать иностранные разработки, начиная от технологий текстильного производства и заканчивая фармацевтикой, отметил эксперт. С его точки зрения, в отечественной экономике стоит выделить несколько направлений развития, например, аэрокосмическую и фармацевтическую отрасли, IT-сферу, и сосредоточиться на интенсификации соответствующих производств, чтобы вывести выработанные для них российские технологии на мировой рынок. А базой для этого изначально могут стать и закупленные иностранные разработки.
Александр Лосев также вспомнил «советскую триаду»: прикладная наука, фундаментальная наука и подготовка кадров. Он указал на целесообразность реформ в сфере образования ради повышения уровня подготовки специалистов. Опираясь на германский опыт, можно, например, интенсивнее вовлекать бизнес-структуры в подготовку кадров, например, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Государственным и квази-государственным (госкорпорации и госкомпании) структурам также следует взаимодействовать с бизнесом, указал эксперт. Сейчас в эпицентре развития технологий находится оборонно-промышленный комплекс. Пока, по словам Александра Лосева, только Миноброны России активно пользуется помощью частных хозяйствующих субъектов при разработке новых технологий. Он считает, что этот опыт следует перенять и в рамках других отраслей. Кроме того, в настоящее время потенциал малого бизнеса не раскрывается в полной мере. Небольшие предприятия в Германии, например, привлекаются к работе на производстве крупных концернов. Подобную практику, по мнению эксперта, следует развивать и в России.
Александр Лосев также указал на необходимость обеспечения стабильности рубля для успешного импортозамещения. Даже резкое временное укрепление курса не так желательно для бизнеса с точки зрения процессов импортозамещения, поскольку скачкообразность в этом случае не позволяет нормально планировать производственную деятельность
Говоря о проблеме поиска новых рынков сбыта для отечественной продукции, он отметил важность интеграционных процессов ЕАЭС. Источниками «набора» необходимого для ведения бизнеса количества потребителей товара (например, упомянутых ранее 500 млн человек в IT-сфере) могут стать страны союза.
Что такое санкции и как они появились
Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.
Подробнее
Латинское слово sanctio – означает «распоряжение, указание». Санкции могут применяться как к отдельным лицам, компаниям и организациям, так и к целым государствам в качестве «наказания» за нарушение международных договоров, Устава ООН и пр. Они разделяются на основные виды:
- Политические санкции – запрет на въезд, заморозка счетов и недвижимости государственных чиновников и лиц, тесно с ними связанных.
- Торгово-экономические – когда одна страна или группа стран накладывает ограничения вплоть до полного эмбарго на торговлю с отдельными компаниями или государством в целом.
- Финансовые – когда вводится запрет или частичное ограничение на инвестиции в финансовые инструменты, расчеты в валюте, доступ к кредитованию, а также отключение от международных платежных систем типа SWIFT.
Санкции могут быть как первичными, так и вторичными – за сотрудничество с тем, кто подпал под санкции. Пример: Иранская компания провела запрещенный валютный платеж через европейский банк. Это грозит ему миллиардными штрафами, которые банк безропотно выплатит, поскольку:
а) до 60% международных расчетов производятся в USD через корреспондентские счета в США;
б) все крупные европейские банки имеют бизнес в Штатах, и для многих из них потеря этого рынка означает, по сути, закрытие самого банка.
Кроме собственно санкций, выделяются еще контрсанкции. Эта мера хорошо знакома россиянам с лета 2014 года, когда было введено продуктовое эмбарго против стран Запада. Нас в первую очередь интересуют финансовые санкции, так как они прямо влияют на портфель и материальное благополучие частного инвестора.
Механизм финансовых санкций против компаний работает следующим образом:
- Иностранным депозитариям запрещается обслуживать транзакции фирм, попавших в санкционный список;
- Глобальным инвестиционным фондам закрывается возможность покупки новых (при жестком варианте – всех) выпусков долговых бумаг.
Технически запрет можно нарушить, но тогда инвестору грозит штраф, который как минимум может нивелировать всю полученную прибыль. При запрете на владение иностранный фонд обязан закрыть все имеющиеся позиции по акциям или облигациям. Тем самым компания под санкциями лишается источника зарубежного финансирования.
Особенность санкций в том, что вводятся они одномоментно, а отмена может длиться годами, так как эти меры принимаются в виде закона. Снятие ограничений необходимо провести через все политические инстанции. Однако на деле сказывается не столько сам факт запрета, который касается ограниченного круга лиц и компаний. Гораздо опаснее атмосфера недоверия и повышение уровня риска на все активы, связанные с Россией. Любой банк на Западе теперь трижды подумает, прежде чем открыть счет или провести операцию. Это уже отражается на длительности и дотошности проверок, на скорости проведения операций. Иностранные фонды (такие, как BlackRock, GAM и др.) опасаются обвальной распродажи российских ценных бумаг, из-за чего владеющие ими инвесторы получат убытки. На графике хорошо видно, как введение санкций сказалось на акциях Русала в апреле 2018.
О проблемах и стратегиях импортозамещения на примере IT-компаний
Генеральный директор Attack Killer, вице-президент ГК «ИНФОВОТЧ» Рустэм Хайретдинов отметил, что с одной стороны, IT-компаниям проще адаптироваться к условиям санкционного режима и импортозамещению, поскольку их развитие от стартапов до крупных «игроков» на соответствующем рынке происходит часто в форсированном русле, по сравнению с компаниями из других сегментов экономики. Для успешного продвижения IT-продуктов требуются не столько собственные средства, сколько клиенты и заказчики (государственные и частные) и расширение так называемых use-cases, то есть сценариев, вариантов использования информационного продукта потребителями (чем шире функционал продукта, тем выше на него спрос). На корпоративных рынках роль заказчиков особенно важна: они могут не только приобрести товар, но и дать совет по совершенствованию продукции и даже инвестировать в ее развитие, если сами будут заинтересованы в проработке предлагаемой технологии. «Лучше иметь одного хорошего заказчика, чем трех хороших инвесторов», – заметил эксперт.
С другой стороны, IT-компании изначально ориентируются на интернациональную торговлю, так как, например, для успешного введения в оборот новой операционной системы или иных сложных продуктов необходим рынок сбыта, по словам эксперта, не менее 500 млн человек, которого не найти в пределах России. Многие компании в этой области рассчитывают именно на американский рынок, поскольку на нем около 40% занято IT-отраслью, однако в условиях санкционной политики попасть на него становится очень сложно, а чаще и невозможно. На европейские рынки попасть тоже трудно. Так, эксперт пояснил, что часто даже при отсутствии законодательных барьеров российские производители информационных технологий не могут заключить контракт с европейским клиентом, поскольку конкуренты «приносят» ему список акционеров компании с российскими резидентами и пугают потенциальным хакерством. Поэтому для сбыта информационных продуктов, разрабатываемых российскими компаниями, приходится искать альтернативные варианты. Рустэм Хайретдинов отметил, что в качестве таковых сейчас выступают преимущественно рынки Ирана, стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Малайзия и Таиланд).
Санкции продлятся долго, считает эксперт, поэтому нужно адаптироваться: не только рассчитывать на альтернативные рынки сбыта, но и ставить IT-компаниям задачу разрабатывать отечественные качественные продукты «завтрашнего дня» вместо того, чтобы повторять технологии популярных предшественников и конкурентов. Потребности пользователей в сфере информационных технологий очень быстро растут и меняются, поэтому компании в этой области должны работать «на перспективу». При такой модели поведения можно будет успешно реализовать процессы импортозамещения и даже предложить продукты на экспорт в мировых масштабах. В качестве примера эксперт привел ситуацию во Вьетнаме, где компании стали заниматься разработкой специальных браузеров для смартфонов, поскольку большинство населения перестало пользоваться Интернетом на настольных персональных компьютерах.
Ответные действия РФ и последствия
Первым ответным действием на санкции против РФ со стороны США и Запада стало продовольственное эмбарго, касающееся их всех, вступившее в силу в августе 2014 года. Продуктовое эмбарго России действует до конца 2018 года, и возможно будет еще продлено.
Данная мера сильно ударила по экономике ряда государств, изрядная доля ВВП которых складывалась именно благодаря экспорту продовольствия: например, Польша, основным потребителем сельхозпродукции которой была именно Россия. По этой причине некоторые государства Европы не поддерживают новые санкции против РФ и выступают за отмену или смягчение уже существующих.
Европейские аграрии ощутимо пострадали от потери рынка сбыта, особенно Восточная Европа – польские фермеры буквально разорились. По приблизительным оценкам, за 2015 год экономика Евросоюза потерпела колоссальные убытки в результате эмбарго РФ – ущерб измеряется 5-6 миллиардами евро. Выделяемых правительствами государств ЕС компенсационных пакетов далеко не достаточно для покрытия убытков. Подробнее о непростой обстановке в Евросоюзе читайте в следующем материале: Страны Евросоюза: коалиция 28 стран их неизбежный путь к краху!
Турция, излюбленное место отдыха россиян, потеряла львиную долю доходов, получаемых ежегодно благодаря многомиллионному потоку российских туристов. Также Турция снабжала РФ огромным количеством продуктов питания и товаров повседневного спроса.
Далее последовало создание своего списка иностранных лиц, способствующих продвижению антироссийской политики и настроений. По аналогии, к ним применены аналогичные ограничения, как в случае и с санкциями США и ЕС против РФ. В сентябре 2016 года одним из результатов санкционных действий стало приостановление выполнения обязательств российской стороной договора с США об утилизации оружейного плутония.
Отказавшись от импорта из Европы, РФ восполнила этот недостаток, расширив сферы торговли со регионами Юго-Восточной Азии, Латинской и Южной Америки. Примечательно, что объем импорта продуктов питания их тех же Аргентины и Бразилии увеличился наполовину еще за год до ввода в действие антироссийских санкций.
Другой положительный момент – импортозамещение в РФ благоприятно отразилось и на подъеме отечественной сельскохозяйственной отрасли. Хотя отрасль и до этого развивалась достаточно динамично, недорогая и качественная продукция зарубежных конкурентов лишала российских фермеров изрядной доли прибыли.
На фоне введения санкций против России, страна еще больше укрепила отношения с дружественными торговыми партнерами Востока, в частности, с Китаем. Очень многие азиатские государства отказались от введения санкций против РФ, ссылаясь на тесное сотрудничество в экономическом и политическом плане.
Санкции ЕС против РФ повлекли крайне неблагоприятные экономические последствия и множество разногласий среди стран Европейского союза. Ущерб, нанесенный экономике, несоизмерим ни с какими положительными моментами данной политике, коих вообще не представляется возможным выделить. В связи с этим государства Европы всерьез задумались о проблеме, вызвавшей первоначальное введение ограничений со стороны США против РФ.
В частности, активную позицию за отмену или ограничение санкционных мер против России приняли государства, менее зависящие от влияния Соединенных Штатов. К примеру, Кипр, сильно пострадавший от отсутствия российских туристов, призывает пересмотреть решения для скорейшей возврата к прежним отношениям и стабилизации своей экономики.
Чехия, с самого начала применения санкций против РФ была на стороне США в части оценки происходящего в Украине, однако позже изменила свою позицию на прямо противоположную. Многие страны призывают начать с российским правительством конструктивный диалог, в целях найти совместными усилиями выход из назревающего в Европе нового кризиса.
Ряд государств Евросоюза прямо утверждает, что поспешно принятые решения не были обоснованы реальной необходимостью применения подобных мер, либо их последствия попросту оказались катастрофическими. Ожидаемого наступления каких-либо положительных изменений так и не происходит.
Также, несмотря на принятые санкции США против РФ или в их обход, но иностранные инвестиции в запущенные ранее проекты на территории России не прекращаются. Подавляющее большинство зарубежных компаний, связанных с российскими предприятиями партнерскими отношениями, продолжают взаимовыгодное сотрудничество, невзирая на политические разногласия между правительствами их стран.
Как правительство РФ планирует противодействовать санкциям?
Политика российского правительства основана на четком разделении санкций США и санкций ЕС. В отношении США планируются максимально жесткие ответные меры (это отразилось даже в названии принятого в 2018 г. федерального закона: «О мерах воздействия на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»). В отношении ЕС ставка делается на использование всех возможностей для сотрудничества при минимуме агрессивной риторики (Россия склонна рассматривать Европу, как заложницу США).
Проблема, однако, заключается в том, что воздействовать на Штаты очень сложно: торговый оборот тут в десятки раз меньше, чем с ЕС. Мировая финансовая система контролируется США и основана на долларе, от которого зависит, в том числе, и Россия. Применить прямые контрсанкции в таких условиях едва ли возможно.
С Европой дело обстоит противоположным образом. Вполне эффективные контрсанкции против европейцев введены еще 6 августа 2014 г., когда был запрещен ввоз в Россию широкого ассортимента пищевой и сельскохозяйственной продукции, в том числе большинства видов мяса и мясных продуктов, молочных изделий, овощей и корнеплодов и т.п. Хотя впоследствии список корректировался (некоторые продукты из него исключены еще в 2015 г.), в целом эмбарго действует и причиняет европейским сельхозпроизводителям многомиллиардные убытки, вероятно, сопоставимые с потерями от санкций самой России.
Единственным действительно значимым ответом России на санкции Штатов мог быть вывод государственных резервов РФ из банков и казначейских бумаг США. Правительство РФ действительно прибегло к таким мерам зимой 2017-2018 гг. На сегодняшний день (в отличие от ситуации десятилетней давности) главными резервными валютами России стали евро (примерно треть от общего объема ЗВР) и золото, с которым доллар делит второе-третье место.
Изолированный рунет разрабатывается на случай введения интернет-санкций
Другие важные меры российского правительства – защита от еще не введенных, но возможных в будущем санкций. Наиболее значимые шаги в этом направлении:
- Разработка Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), пригодной для замены межбанковской системы обмена информацией SWIFT. Слухи об отключении SWIFT появились еще в 2014 г., но ни к чему конкретному до сих пор не привели.
- Принятие программы импортозамещения в сфере производства сельхозпродукции. В 2019-2020 гг. на поддержку сельхозпроизводителей, попавших в программу, планируется тратить по 241 млрд. руб. в год.
- Локализация в России производств СПГ-оборудования и других высокотехнологичных компонентов нефтегазовой промышленности, поставки которых из-за рубежа невозможны из-за секторальных санкций.
- Принятие законопроекта о суверенном интернете 1 мая 2019 г. Хотя трудно сказать, связано ли в действительности его принятие с внешними угрозами, или с сугубо внутриполитическими полицейскими соображениями. В целом, закон предполагает создание на территории России независимой инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойное функционирование Сети в случае отключения страны от зарубежных корневых серверов.
Безусловно, меры властей РФ по преодолению санкций этим не ограничиваются и включают в себя много частных, закулисных переговоров и договоренностей с отдельными западными политиками и компаниями. Примером комбинаций такого рода стала поставка газовых турбин Siemens на крымские электростанции (июль 2017 г.) – сделка, безусловно, запрещенная санкционным режимом, но тем не менее состоявшаяся с использованием цепочки подставных компаний.
На сегодняшний день можно быть уверенным только в одном: санкции не исчезнут в одночасье, а будут реальностью мировой политики и экономики еще не один год. Российская Федерация показала высокую способность адаптироваться к существованию в новых условиях, но развитие страны ограничительные меры серьезно тормозят. Новый виток санкций в 2020 году и обострение ситуации в экономике, а затем и политике страны, исключать нельзя до сих пор.